Производственный процесс

Святитель иннокентий вениаминов митрополит и апостол. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (1797–1879)

  • Апостол Сибири и Америки, первосвятитель земли Амурской

  • Один из основателей Благовещенска, небесный покровитель духовно-просветительского центра Благовещенской епархии

Жизнь под знаком Промысла


«[Господу] угодно было назначить мне поприще служения в Америке – и это исполнилось, несмотря даже на противление воли моей» Святитель Иннокентий (Вениаминов)

Долгий путь сына сибирского псаломщика до московского митрополита, полный миссионерских странствий, научил святителя Иннокентия видеть свою жизнь под знаком Промысла Божьего и безгранично доверять ему.

Рано потеряв отца, Иван (имя до принятия монашества) с девяти лет был отдан на учебу в Иркутскую семинарию. По обычаю того времени некоторым семинаристам меняли фамилии. Отличник Иван Попов становится Вениаминовым в честь недавно умершего иркутского епископа Вениамина (Багрянского) , человека неординарной судьбы, выпускника Лейденского университета в Голландии.

Неоднократные попытки матери устроить Ивана псаломщиком на место отца «были напрасны… потому, что мне суждено служить не на месте моей родины, а в Америке» , — напишет позже святитель.

Мысль жениться приходит семинаристу Иоанну также неожиданно вовремя. Ректор собирался отправить преуспевающего семинариста в академию и не благословил бы ему брак, но рано ставшая от мороза река Ангара прервала сообщение ректора с семинарией, Иоанн успевает жениться в его отсутствие: «Не будь этого случая, конечно, ректор не позволил бы мне подавать просьбу о женитьбе, и тогда пришлось бы ехать в Академию, а не в Америку» .

Разнарядка для Иркутской епархии отправить одного священника на остров Уналашку к алеутам была встречена иркутским духовенством без особого энтузиазма. Дьякон, на которого выпал жребий, предпочёл солдатскую службу отправке на край света в духовном звании.

Поначалу Иоанн тоже отказывается от предложения. Но слова заезжего жителя Уналашки об усердии алеутов к молитве и слышанию Слова Божьего производят в нем неожиданный переворот, он «загорелся желанием ехать к таким людям», несмотря на слезы жены, матери и тещи.

«Желание ехать в Америку было совершенно не мое: Господь по великой милости Своей дал мне его, — пишет святитель. — Да и в самом деле, … был ли мне какой расчет, судя по-человечески, ехать Бог знает куда, — когда я был в одном из лучших приходов в городе, имел уже собственный свой дом, получал доходу более, чем тот оклад, который назначался в Уналашке?» .

Просветив алеутов, Иннокентий собирался отправиться с проповедью к индейскому племени колошей, но по разным причинам откладывал поездку. Наконец, когда он решает, что стыдно медлить дальше, в это время у колошей начинается эпидемия ветряной оспы. Прибудь святитель к колошам немного раньше, и его – белого чужака, посягающего на духовные устои язычников, шаманы обвинили бы в начале эпидемии. И наверняка убили бы, но что еще хуже, «посещение мое колош перед оспою… на полстолетия заградило бы дорогу благовестникам Слова» , — пишет святитель. Так Промысел Божий берег святителя от несвоевременных действий.

В 1840 году святитель находился в Петербурге по делам печати церковных книг для алеутов. Здесь его застает известие о смерти жены. Уговоры митрополита Московского Филарета (Дроздова) и других иерархов принять монашество Иоанн воспринимает как новое указание Промысла. Передав своих шестерых детей на воспитание знатным попечителям, он отправляется в новооткрытую Камчатскую епархию архиереем, постриженным в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского.

Свое последнее призвание из Благовещенска на Московскую кафедру в 1868 году святитель, незадолго до того просившийся на покой и почти ослепший от катаракты, снова принимает с покорностью воле Божьей: «Кто я, чтобы мне противиться Богу – Царю Небесному, без воли Коего и влас с главы нашей не падает?» . Как итог жизни, проведенной в послушании Промыслу, святитель распоряжается в своём завещании произнести вместо речей на его похоронах проповедь на тему «От Господа исправляются пути человеку».

Хронология служения

1817 – 1823. Иркутск, 6 лет

Святитель начал службу дьяконом, а позже священником в Благовещенской церкви Иркутска. Это событие впоследствии повлияло на выбор названия города Благовещенска.

Время, проведенное в Иркутске, святитель вспоминал как самые счастливые годы жизни. Он создал воскресную школу, был по собственным словам «в почете и даже любви у своих прихожан».


1824-1834. о. Уналашка, 10 лет

Остров Уналашка встретил святителя полуразрушенной часовней – наследием Кадьякской миссии конца XVIII века, в составе которой был его великий предшественник преподобный Герман Аляскинский. Святитель Иннокентий построил храм, попутно обучая алеутов плотницкому, слесарному и кузнечному делу. Это стало первым шагом, расположившим к нему аборигенов.

Изучив алеутский язык, святитель построил церковно-приходскую школу, где сам учительствовал. На основе кириллицы он создал азбуку алеутского языка. Переводы Священного Писания и Катехизиса на алеутский стимулировали стремление населения к грамотности, на многих островах более половины жителей умели читать.

Алеутов отличало искреннее благоговейное принятие веры. Не имея постной пищи, они могли неделями голодать в посту, в церкви стояли не шелохнувшись, уйдя в себя, и не переминаясь с ноги на ногу.

Под влиянием проповеди святителя все 2000 алеутов, разбросанные примерно по 60-ти островам архипелага, со временем приняли Крещение.

Многие отказались от табака, резко сократилось число незаконнорожденных детей, на 20% увеличился прирост населения.

1834-1853. о. Ситка (г. Новоархангельск), Аян, 19 лет

Индейское племя колошей (тлингитов) на Аляске заметно отличалось от алеутов своей враждебностью к русским. Переменить их настроение помог случай. Прибытие святителя на Ситку совпало с эпидемией оспы, которая выкосила половину колошенского населения, но русских не трогала. Заклинания шаманов не помогали, зато помогали прививки. Это заставило колошей задуматься.

Несмотря на запреты шаманов, колоши принимали антиоспенные прививки из рук Иннокентия, а потом и сами научились их делать. Это остановило эпидемию. Святитель стал желанным гостем в домах колошей и мог беспрепятственно проповедовать. Он изучил колошенский и кадьякский языки. На богослужение в 1837 году собрались около полутора тысяч из пятитысячного населения колошей.

В 1841 году святитель возвращается на Ситку из Петербурга в сане епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, большую часть времени он проводит в разъездах по своей обширной епархии.

В 1841 году на Ситке было создано Новоархангельское духовное училище, преобразованное позже в семинарию. К этому времени святитель крестил в российско-американских поселениях уже более 10 тысяч человек.

Заслуги святителя были отмечены в 1850 году возведением его в архиерейский сан.

В 1852 году святитель переезжает жить в порт Аян.

1853-1862. Якутск, 9 лет

Ввиду миссионерских успехов Камчатской епархии в 1852 году к ней была присоединена Якутия. Ее тогдашнее 200-тысячное население в десять раз превосходило всю камчатскую и алеутскую паству. Поэтому епископ Иннокентий решил перенести епископскую кафедру в Якутск.

В 1855 здесь был создан комитет по переводу церковной литературы на якутский язык. В 1858 году святитель переводит в Якутск духовную семинарию с Алеутских островов.

1 августа (н. ст.) 1859 года в Троицком соборе Якутска впервые прозвучала служба на якутском языке. Евангелие читал сам святитель Иннокентий. Якутские старейшины просили сделать этот день навсегда праздничным, поскольку «они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

Важное значение в духовном и культурном освоении края сыграли особые часовни с алтарем, которые освящались как храмы. Во время приезда священника здесь служили литургию. Знатные якуты – тоены – селились рядом с этими часовнями и строили себе рубленые дома с деревянным полом, подавая пример другим. Якуты, тунгусы и другие кочевые народности имели канонические послабления в совершении церковного брака. Их венчали без разбора дней недели, а также в посты.

В 1870 году осуществилась мечта святителя Иннокентия о выделении Якутии в отдельную епархию.





1862-1868. Благовещенск, 6 лет

В 50-е годы XIX века Россия стремилась защитить свои дальневосточные рубежи от англичан. В это время Цинская империя терпела неудачи во 2-й опиумной войне с Англией. Это побуждало Китай смотреть на Россию как геополитическую союзницу, предоставив ей беспрепятственное судоходство по Амуру, а позже и пойти на территориальные уступки. Экспедиция Г. И. Невельского в 1849 году доказала судоходность устья Амура, что придало реке стратегическое значение.

Святитель отправляется в свой первый сплав по Амуру в 1856 году, изучая левый берег и присматривая удобные места для поселений. Итогом стало его исследование «Нечто об Амуре», в котором святитель доказывал государственную необходимость освоения Амура, а также создания тяжелого тихоокеанского флота.

Низина близ устья Зеи показалась святителю местом, пригодным для поселения, и возможным центром речного судоходства: «Пред устьем Зеи, на подошве последних гор… должен быть город и не менее как губернский». В 1856 году здесь был основан Усть-Зейский казачий пост, куда в 1857 году владыка Иннокентий направил священника-миссионера Александра Сизого. Семья священника стала первой семьей будущего города.

21 мая (н. ст.) 1858 года святитель заложил здесь Благовещенскую церковь, Усть-Зейская станица переименована в Благовещенскую, а в июле того же года – в город Благовещенск. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев отступил в этот раз от обычая называть населенные пункты именами своих ближних и сподвижников: станица Екатерино-Никольская (в честь француженки Екатерины Николаевны, жены генерал-губернатора), Корсаково (в честь М. С. Корсакова, губернатора Забайкальской области), Казакевичево (в честь П. В. Казакевича, губернатора Приморской области). Название Благовещенск он дал в честь первого места службы святителя Иннокентия в иркутской Благовещенской церкви и одноименной церкви нового города.

28 мая 1858 года святитель Иннокентий торжественной речью встречает в Благовещенске Н. Н. Муравьева после подписания в китайском Айгуне договора о передаче левого берега Амура России.
Речное сообщение Сибири с Приморьем по Амуру было единственной транспортной артерией того времени, превращая Благовещенск в ведущий транзитный центр.

В 1859 году святитель Иннокентий переносит в Благовещенск епископскую кафедру Камчатской епархии, город превращается в духовный центр Дальнего Востока. Первыми заботами святителя на новом месте становится строительство семинарии и собственной резиденции. В архиерейском доме (ныне территория судостроительного завода) размещался весь церковный причт и хор. Новый дом «вышел… очень холодный, так что в морозы я не выходил из шубы и теплых сапогов» — пишет святитель об условиях своего проживания.

В 1862 году в Благовещенске открылось духовное училище (с 1871 года – семинария).
В своих ежегодных путешествиях по Амуру святитель закладывает новые церкви, часто собственноручно изготовляя для них деревянные престолы по своей любви к плотницкому делу. За 17 лет в Амурской области появились 30 храмов, несколько школ и две миссии. Всего к 1869 году в Камчатской епархии насчитывалось 111 церквей и окло 200 часовен.

Святитель хотел послать миссионеров в Маньчжурию, но этот проект встретил серьезные затруднения. Миссионер со знанием маньчжурского языка, присланный из Российской Духовной Миссии в Китае, умер вскоре по прибытии в Благовещенск. В надежде вырастить собственные кадры владыка Иннокентий в 1864 году ввел маньчжурский язык в учебную программу духовного училища. Первый миссионер иеромонах Роман Цыренпилов отправился в Маньчжурию через год после отъезда Иннокентия в Москву, но не достиг ощутимых результатов.
Зато миссии у гольдов и тунгусов действовали вполне успешно. В 1857 году сын Иннокентия, протоиерей Гавриил крестил 154 гольда, в 1866 у гольдов построена церковь и школа, были крещены все жители по берегам реки Амгуни. Всего на 1865 год в Камчатской епархии постоянно действовали 11 миссий у разных народностей.

В своем проекте заселения Дальнего Востока святитель Иннокентий отдавал предпочтение не ссыльным, а целым деревням переселенцев, освобождаемым от воинской повинности, забайкальским казакам и семьям раскольников.

Нехватка кадров – наиболее острая проблема Дальнего Востока – ощущалась и среди духовенства. Еще в Якутии владыка столкнулся с тем, что многие священники ранее были «сосланы» сюда на периферию из Иркутска за провинности. Тем более Приамурье с едва начавшейся колонизацией казалось священникам местом изгнания и наказания. Однако льготы и повышенное жалование позволили в короткий срок снять остроту кадровой проблемы. Уже в 1859 году было подано 50 прошений о приеме на службу в Камчатскую епархию.

В рапорте Святейшему Синоду святитель дает любопытную оценку нравственного состояния духовенства Камчатской епархии в сравнении с центральной Россией: «Здешние уроженцы… при всей их завидной простоте и доброте, гораздо склоннее к хмельному, чем русские природные, а между тем характер и ум их слабее чем у тех».

Удаленность священников друг от друга «на сотни верст» в Камчатской епархии затрудняла им возможность исповеди для самих себя. Этот вопрос требовал внесения изменений в каноническую жизнь. Святитель Иннокентий предлагал разрешить письменную исповедь священников своим духовникам. Но митрополит Московский Филарет утвердил право священника в таких случаях совершать чин исповеди над самим собой.

В 1867 году в Благовещенске святитель встретил известие о продаже Аляски и упразднении Российско-Американской компании. По настоянию святителя в договор продажи был внесен пункт о сохранении храмов на Аляске в собственности православной церкви, а определенный ежегодный процент шел на поддержание этих церквей.

Позже святитель добился создания отдельной Алеутской и Аляскинской епархии с кафедрой в Сан-Франциско. По его рекомендации литургические тексты были переведены на английский язык, а клириком мог стать любой американец.


1868-1879. Москва, 11 лет

В 1868 году после смерти святителя Филарета Синод назначает Иннокентия митрополитом Московским. Он вступает на московскую кафедру в возрасте 71-го года, почти ослепшим от катаракты. На новом посту святитель решает вопросы социального обеспечения: строит богадельни, ремесленное училище для обучения детей бедного духовенства, учреждает пенсии для престарелых священнослужителей. В 1873 году было открыто Московское епархиальное училище иконописи.

В Духовной Академии святитель вводит курс естественных наук для защиты веры от растущего светского безбожия. Он добивается решения Синода о введении общежительного устава как наиболее эффективного в тех монастырях, где он еще не введен.

Духовное образование в то время не имело специальных учреждений для подготовки миссионеров, чего требовала специфика этой работы. Поэтому в 1870 году святитель создает Православное Миссионерское общество и призывает епархиальных архиереев присылать способных молодых людей в Покровский монастырь в Москве для обучения на миссионера. В течение трех лет была удовлетворена потребность в кадрах для всех миссий.

В 1876 году заложен алтарь храма Христа Спасителя.

После смерти в 1879 году святитель Иннокентий был похоронен в Троице-Сергиевой лавре, рядом с мощами святителя Филарета.

Первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Выдающийся православный миссионер, окрестивший около 10 тысяч человек. Известен также как мореплаватель, крупный ученый-натуралист, составитель алфавита и грамматики алеутского, якутского языков. Исследователь языков и обычаев аборигенов Аляски и Сибири, составитель словарей, просветитель, строитель храмов. Помимо просвещения, обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу.

Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский и Коломенский

Иннокентий Вениаминов (Иван Евсеевич Попов) родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском, Верхоленского уезда, Иркутской губернии (ныне - Качугский район, Иркутской области) в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался, и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье, Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, ставший учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол». Мать пыталась устроить сына на место отца пономарем, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны.

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).

В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположен во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818-го пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской духовной академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон, не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определен учителем в приходское училище. 18 мая 1821 года был рукоположен в пресвитера.

По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова) 29 июля 1824 года Иван Вениаминов был назначен миссионером в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов. В 1826 году создал алфавит для алеутского языка.

22 августа 1834 года был переведен в Новоархангельский порт на остров Ситху для просвещения колошей.

8 ноября 1838 года Вениаминов отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки. 25 декабря 1839 года в Санкт-Петербурге Иван Вениаминов был возведен в сан протоиерея.

29 ноября 1840 года, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) Вениаминов был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. На следующий день, 30 ноября, возведен в сан архимандрита.

15 декабря 1840 года Вениаминов стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела» - результат 16-летних наблюдений Иннокентия на Аляске.

В 1840, 1843 и 1850 годах Иннокентий Вениаминов совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, Охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова. Миссионерская деятельность епископа привела к тому, что уже к 1850 году на Аляске было 9 православных церквей, 36 молитвенных домов и около 15 тысяч православных христиан. 21 апреля 1850 года подвижника возвели в сан архиепископа.

Русская Америка. Форт-Росс в нынешнем штате Калифорния. Здесь тоже бывал святитель Иннокентий

В 1858 году Иннокентий Вениаминов вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьевым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае 1858 года в городе Айгуне был заключен новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешел к Российской империи.

В 1858 году архиепископ переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построен кафедральный храм, Никольская церковь, возведен архиерейский дом - комплекс из шести деревянных зданий. Вениаминов одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.

В 1867 году Вениаминов был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского на место почившего митрополита Филарета.

Скончался святитель Иннокентий 31 марта 1879 года в Москве; погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого.

В октябре 1977 года Иннокентий Вениаминов причислен к лику святых решением Русской православной церкви и Православной церкви в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью за границей.

В честь святителя Иннокентия назван самый высокий вулкан полуострова Аляска. В Благовещенске установлен памятник Иннокентию Вениаминову. В Якутске в 1997 году на территории Якутского государственного музея (бывшая территория Спасского мужского монастыря) построена часовня в память двухсотлетия со дня рождения святителя Иннокентия и установлен памятник. Теплоход «Сибирский» Ленского объединенного речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий«… В селе Анга (Ангинское), Качугского района, Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы Иннокентий Вениаминов, сейчас в доме располагается музей святителя Иннокентия. В Иркутске в честь святителя назван мост «Иннокентьевский». В Южно-Сахалинске построен храм Святителя Иннокентия.

Благовещенск. Памятник основателям города, сподвижникам, отодвинувшим границы России далеко на восток, - графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию Вениаминову

Ряд проектов, связанных с наследием Иннокентия Вениаминова, реализуется сейчас в Иркутской области.

По материалам электронных ресурсов «Википедия» и «Иркипедия»

Даты жизни и дни памяти

Родился 26 августа 1797 в селе Ангинское Иркутской губернии, скончался 31 марта 1879 в возрасте 81 года.

Русская Православная Церковь празднует память святителя пять раз: 13 апреля и 6 октября (дни памяти святого), а еще трижды - в рамках празднования Соборов святых: 23 июня (как день памяти Сибирских святых), 8 октября (день памяти Московских святых) и в третью Неделю по Пятидесятнице (как день Петербургских святых).

Все даты приведены по новому стилю.

Крестил тысячи людей на Аляске

Святитель Иннокентий
и его паства

В первую очередь, святитель остался в церковной памяти как великий миссионер. Его служение на Аляске происходило в 20-х и 30-х годах XIX века, во времена, когда Аляска еще принадлежала России. Он проповедовал на территории многочисленных Алеутских островов и, согласно некоторым свидетельствам, за десять с лишним лет обратил в христианство всех жителей архипелага.

Тогда будущий святитель еще не был пострижен в монахи и был иереем Иоанном.

Он с восхищением писал: «Местные жители очень охотно собираются на молитву везде, где отправляется богослужение. При службе и на молитве стоят с благоговением и удивительною твердостью… Все требуемые религией обязанности они исполняют с полною охотою и точностью и очень многие с благоговейным страхом и смирением, так что во все мое пребывание там не было ни одного нерадивого. Но ничто столько не утешало меня и не радовало, как их усердие, или, лучше сказать, жажда к слышанию слова Божия, которая так велика, что утвердительно скажу: скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем их внимание и усердие к слышанию проповеди».

Отец Иоанн изменил жизнь алеутов не только в духовном плане, но и в бытовом, бережно заботился об образовании своих чад. Когда он только приехал на Аляску, все алеуты жили в землянках. Через 15 лет деревянные дома перестали быть диковинкой для местных жителей, и большинство из них научились читать.

Поначалу и думать не хотел о миссионерстве

Провести много лет на Аляске - это подвиг. Тяжелый климат и условия подрывали здоровье многих прежних миссионеров. По большому счету, до него более или менее успешно и долго заниматься просвещением в тех землях удавалось только прп. Герману Аляскинскому (1756-1836), который, как и свт. Иннокентий, является одним из самых почитаемых в Америке святых.

В жизнеописании святителя Иннокентия говорится, что первый раз, когда отцу Иоанну предложили поехать на Алеутские острова, он категорически отказался: настолько далекой и чуждой представлялась ему эта территория. Но в результате от этой поездки отказались и все остальные кандидаты. И лишь после того, как было решено бросить жребий и жребий пал на того, кто отказался ехать «на край света», будущий святитель согласился на поездку.

До Аляски он добирался 14 месяцев. И признавался, что решение ехать принял после того, как услышал от кого-то о «прирожденном благоговении» алеутов, в котором позже убедился и сам…

Перевел Священное Писание на языки малых народов

Начало Евангелия от Марка
в переводе свт.Иннокентия на алеутский язык

В истории не так много миссионеров, которые составляли бы азбуку для новообращенных народов и переводили Евангелие. Наиболее известны и почитаемы у нас - святые Кирилл и Мефодий.

В процессе работы над переводом Писания святитель столкнулся с необычной проблемой. Многие слова, которые встречались в Евангелии, в языке, а соответственно, и в жизни алеутов, отсутствовали. Воспитываясь из поколения в поколение среди бушующего моря и льдов, они не знали, например, о том, что такое благодать и милосердие. Не представляли, как выглядит овца.

В некоторых случаях святой заменял одни понятия другими, более привычными для алеутов (обычный прием переводчика), в других привносил в алеутский язык новые логосы. Слова благодать и милосердие вошли в алеутский язык в их русском звучании. Алеуты имели собственное представление о божестве, их слово Бог не отражало всей полноты смысла, которое мы вкладываем в это понятие. Поэтому и слово Господь святитель также ввел в местный язык.

Позже, когда архиепископ Иннокентий был отправлен на служение в Якутию, то и там составил букварь и перевел Священное Писание - на якутский. Впрочем, и там он столкнулся с нехваткой слов (якуты, например, никогда в своей жизни не видели «плодов», которые можно срывать и которые падали бы на землю) и тяжелейшей, совершенно не похожей на русскую, грамматикой.

Был женат

Одним из поворотных моментов жизни стала для будущего святого смерть жены. На тот момент ему исполнился 61 год. Жена на протяжении всего времени их совместной жизни была верной помощницей своему супругу, вместе с ним переносила все тяготы и мирилась с лишениями. В качестве яркой иллюстрации можно привести хотя бы тот факт, что, приехав на Аляску, святитель первым делом принялся строить храм и строил его год, а сам с семьей жил в землянке.

После смерти супруги, с которой они прожили 23 года, отец Иоанн принял решение постричься в монахи. Обретя «новую жизнь», он обрел и новое имя - Иннокентий.

Его высоко ценил святитель Филарет Московский

Святитель Филарет Московский

Постриг совершал митрополит Московский Филарет (Дроздов), великий деятель Русской Церкви. После первой встречи с будущим святителем он сравнил отца Иоанна с апостолом - так поразили Московского митрополита сила духа и смирение этого человека. Позже он много раз с восхищением отзывался о епископе Иннокентии.

Вообще святитель вызывал восхищение у многих из тех, с кем был знаком. Одни поражались его духовной силе, другие - искреннему патриотизму. Вот короткая цитата из письма писателя Ивана Гончарова. Эти строки он записал после встречи со святителем в Якутии:

«Здесь есть величавые, колоссальные патриоты. В Якутске, например, преосвященный Иннокентий: как бы хотелось мне познакомить вас с ним. Тут бы увидели русские черты лица, русский склад ума и русскую коренную, но живую речь. Он очень умен, знает много и не подавлен схоластикою, как многие наши духовные, а все потому, что кончил ученье не в академии, а в Иркутске, и потом прямо пошел учить и религии, и жизни алеутов, колош, а теперь учит якутов. Вот он-то патриот. Мы с ним читывали газеты, и он трепещет, как юноша, при каждой счастливой вести о наших победах».

Принимал непосредственное участие в присоединениии больших новых территорий к России

Архиепископ Иннокентий
и государственный деятель Николай Николаевич Муравьев-Амурский на берегу Амура

При жизни святителя Российская империя потеряла часть своих земель, но и приобрела не меньшую.

Если говорить о потерях, то в 1867 году была продана Аляска. архиепископ Иннокентий глубоко переживал это событие, хотя и прекрасно понимал его причины. Прибыль, которую приносила торговля пушниной с полуострова, не окупала затраты на содержание этих территорий; сами же земли были крайне уязвимы в военном плане. И в Петербурге отдавали отчет, что если не продать Аляску сейчас, то в скором времени эта земля может быть потеряна в ходе какой-нибудь войны.

А вот за несколько лет до этого сам будущий святитель способствовал заключению исторического Айгунского договора с Китаем о границе между двумя государствами, по которому Амурский край перешел к Российской империи.

Безусловно, архиепископ Иннокентий никаких договоров не заключал, но за некоторое время до этого события указал чиновникам, что владеть этой «спорной» на тот момент территорией будет тот, кто будет иметь там, на левом берегу Амура, больше поселений. Отчасти или во многом с его подачи (и при его непосредственном участии) Россия начала активное освоение тех земель.

Вот и получилось, что в результате договора стороны соглашались на то, что левый берег Амура от реки Аргуни до устья признавался собственностью России. (Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении впредь до определения границы).

Одиннадцать лет был Московским митрополитом

Свт.Иннокентий - митрополит Московский

В том же году, когда был заключен Айгунский договор, в Москве скончался митрополит Филарет (Дроздов). Архиепископ Иннокентий был назначен его преемником. Сан митрополита он принял, будучи уже больным: к 70 годам частично потерял зрение.

Сравнивать это служение с Патриаршим было бы неправильно, но можно вполне говорить, что для того времени, когда Патриарха в Церкви не было и ею управлял Синод, Московский митрополит был одним из Предстоятелей Церкви и ее лицом.

Говорят,что святитель был потрясен новым назначением, и первой его реакцией были слова, что он недостоин столь высокого звания. Причем, те, кто знали его лично, понимали, что эти смиренные слова абсолютно искренни.

С одной стороны, принято считать, что святитель Иннокентий не был создан для административной должности и его «московский» период не так «велик», как миссионерский, однако в Москве при нем открывались новые учреждения, учебные заведения и благотворительные общества. Возникло Православное Миссионерское общество - организация, призванная систематизировать миссионерскую деятельность и направить ее на местах.

К слову, XIX век в истории Русской Церкви отмечен удивительной волной миссионерства: просвещение Алтая (преподобный Макарий (Глухарев) и митрополит Макарий Алтайский), просвещение Японии (святитель Николай (Касаткин)), преподобный Герман Аляскинский и т.д.

Одним из самых эмоциональных моментов служения святителя Иннокентия в Москве пришлось на 1870 год, когда к нему прибыла делегация алеутов, чтобы передать благодарность и слова любви. Этим визитом стареющий митрополит был тронут до слез и для своих гостей специально совершил несколько торжественных богослужений в Кремле.

Был канонизирован в советское время

Митрополит Иннокентий (Вениаминов) был прославлен Русской Православной Церковью 6 октября 1977 года при Святейшем Патриархе Пимене.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,

яко приемшия слово твое,

их же боголепно научил еси,

неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,

человеческия обычаи украсил еси,

Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,

моли Христа Бога

спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

Истинный и неложный учитель был еси:

заповеданная бо Господом сам сотворив,

имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,

неверныя вразумлял еси познати веру истинную,

просвещая их святым Крещением.

Сего ради со апостолы радуешися,

приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию

Православный храм на алеутских островах сегодня

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие!

К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири.

Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа - Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков.

В 1797 в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря родился мальчик Иван Попов, который впоследствии стал великим ученым и религиозным деятелем отцом Иннокентием (Вениаминовым), епископом Православной Российской Церкви и митрополитом Московским и Коломенским. Он прославлен Русской Православной Церковью в 1977 году в лике святителей как апостол Сибири и Америки. Его память совершается в церковных службах пять раз в году: 13 апреля (преставление), 23 июня (Собор Сибирских святых), 6 октября (прославление), 18 октября (Собор Московских святых), в Третью неделю по Пятидесятнице (Собор Санкт-Петербургских святых). В Иркутской семинарии Ивану дали новую фамилию Вениаминов в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского) – поскольку Поповым там был каждый второй.

История отца Иоанна, в монашестве Иннокентия, рассказывает нам о том, как человек, родившийся в самом глухом закоулке России, благодаря дарованным свыше талантам и усердию стал величайшим мыслителем и влиятельнейшим человеком, чье научное и религиозное наследие ценится до сих пор. Его основной религиозный труд, короткая книга «Указание Пути в Царствие Небесное» (http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ukazanie-puti-v-tsarstvo-nebesnoe/1_3) была издана свыше двадцати раз, переведена на множество языков, включая алеутский (перевод сделал сам отец Иннокентий). Отец Иннокентий оставил о себе память и как выдающийся ученый. Его труд «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840) до сих пор считается классическим научным трудов в области этнографии алеутов.

О жизни неутомимого отца Иннокентия написано много, поскольку там есть что описывать и исследовать. Он общался и влиял на знаменитых людей своего времени: митрополита Московского Филарета (Дроздова), писателя Ивана Гончарова, святителя Николая Японского, российских царей Николая Первого и Александра Второго и других. Для интересующихся деталями вот несколько библиографических ссылок на источники, в которых деятельность отца Иннокентия описана подробно: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Вениаминов) , книга протоиерея Д. Григорьева Д. «От древнего Валаама до Нового Света» (1988), книга В. Бурлака «Русская Америка» (2009), детальное жизнеописание отца Иннокентия со множеством интересных фактов www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/139117so.htm (если только не щелкать на этой странице по ссылкам, поскольку этот Интернет-ресурс видимо был взломан. Текст однако на странице представлен очень ценный).

В этой статье я ограничусь описанием нескольких любопытных случаев из его жизни, о которых я узнал из книги «Saint Innocent of Alaska. Apostle and Missionary» под авторством Сары Элизабет Коуи (Sarah Elizabeth Cowie).
Начало карьеры, решение поехать в Америку

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. Мальчики там часто смеялись над его простой одеждой. Но Иван был совсем не прост. У него были золотые руки. Прочитав одну соответствующую книгу в школьной библиотеке, он смог смастерить водяные часы, которые тикали. Затем он сделал солнечные карманные (!) часы. Мальчики перестали смеяться над ним. Наоборот, они захотели дружить с ним, чтобы он им тоже смастерил карманные солнечные часы. Выпустился Иван из семинарии в 1818 году – с отличием и... с женой Катериной, на которой он женился в 19 лет. Вместе они прожили 20 лет до смерти жены, у них было 12 детей (по другим сведениям 15, но некоторые рано умерли).

В 1823 году отец Иоанн вместе со своей женой Катериной были очень счастливы. Талантливого выпускника направили в один из самых благополучных приходов Иркутска, богатую и большую Благовещенскую церковь. У него была хорошая зарплата, свой дом, сын, паства любила его, он уже был рукоположен в пресвитера. Дела шли в гору, и так могло быть до конца жизни, но отцу Иоанну была уготована совсем другая судьба. Когда в этом году среди местных православных священников был объявлен набор миссионеров в Аляску, отец Иоанн сначала отказался записываться. Однако, благодаря Воле Господней, одному из знакомых отца Иоанна после долгих переговоров удалось уговорить его записаться в миссию. Аргумент, который «как стрелой поразил сердце» отца Иоанна звучал так: «Вы не поверите, как алеуты усердны к вере. Несмотря ни на что – ни на мороз, ни на снег – они идут к заутрене в часовню. А часовня эта построена из досок и не имеет печки. И стоят иногда босые, не переступят с ноги на ногу во все время, пока читают заутреню». Услышав этот рассказ, отец Иоанн загорелся желанием поехать к людям, которые так тянуться к Богу. Если бы этого не произошло, мы бы возможно никогда не узнали о нем! В 1823 году отец Иоанн со всем своим семейством отбыл из благополучного Иркутска, чтобы попасть на неизведанный землю Русской Америки. Там он пробыл пятнадцать лет до 1839 года. Эти годы стали поворотными не только в его жизни, но и в жизни многих аляскинских туземцев.

Когда отец Иоанн со всем своим семейством (женой на последнем месяце беременности, сыном, братом и матерью) прибыли на алеутский остров Уналашка, им негде было жить. Российские промышленники под руководством А. Баранова не слишком жаловали миссионеров и не торопились им помогать. Возможной причиной этому был их крайне распутный образ жизни, который они совершенно не хотели оставлять, как того требовали миссионеры. Сам Баранов не раз говорил, что «из женатого русского выходит плохой промышленник». В конце жизни Баранов поменял свое отношение к миссионерам (в основном, благодаря деятельности и примеру отца Германа, впоследствии преподобного Германа Аляскинского), однако Бог сурово покарал его за его грехи: дети Баранова погибли в молодости, его основное детище Аляска досталось американцам.
Научные достижения о. Иоанна, или как о. Иоанн спас котиков от истребления

Без особой помощи местных властей отцу Иоанну пришлось сначала самому вырыть землянку, а затем построить дом. Ему также предстояло отремонтировать местную церковь, что он успешно сделал, не без помощи алеутов. Работая с ними бок о бок он стал изучать их язык и нравы. Отец Иоанн заметил, что алеуты во всех отношениях очень переимчивы. Они быстро перенимали у русских всякое рукоделие, какое видели. Как пригодились тогда отцу Иоанну основательное знакомство с механикой и те ремесленные навыки, которые он приобрел в юности! Он сам принялся за подготовку рабочих из алеутов, обучая их столярному, плотницкому, слесарному и кузнечному делу, изготовлению кирпича и каменной кладке. В этом совместном труде он смог сблизиться и узнать своих прихожан, их характер, нравы, представление о мире, познакомиться с их языком. Когда церковь была обновлена, он мог свободно говорить на алеутском языке, имел со многими прихожанами близкие приятельские отношения, и что самое главное – мог начать проповедовать им Слово Божие, используя эффективные примеры из своей недавней с ними работы.

В результате о. Иоанн изучил алеутский язык так хорошо, что смог писать на нем книги. Уже в 1826 году он создал алфавит и описал грамматику алеутского языка, перевел на него Евангелие от Матфея (1840), и свои книги «Начатки Христианского учения» (1840) и «Указание Пути в Царствие Небесное» (1840), читал на алеутском языке проповеди. Языком мирных алеутов он не ограничился, и освоил еще и язык воинственных тлингитов, на который также перевел первую часть своего «Указания...».

Его «Грамматика алеутско-лисьевского языка» давала столь ясное понятие о конструкции этого языка, что очень скоро лингвисты стали использовать ее как пособие для работы над другими языками. Например, известный знаток китайского языка Шетт воспользовался «Грамматикой» о. Иоанна и, сравнивая алеутский язык с азиатскими, достиг «желаемого успеха». Знаменитый писатель И. А. Гончаров так отзывался о произведениях о. Иоанна: «…не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. Нет недостатка ни в полноте, ни в отчетливости по всем частям знания: этнографии, географии, топографии, натуральной истории, но всего больше обращено внимание на состояние церкви между обращенными».

Чрезвычайно важными были наблюдения о. Иоанна над образом жизни промыслового котика - главного источника доходов русских промышленников в Аляске. Во время своих поездок на Прибыловы острова он близко ознакомился со способами охоты на этих ценных животных, которых, как он справедливо опасался, ожидало полное истребление. Отец Иоанн начал вести наблюдения над естественным приростом котиков и позже составил таблицу, из которой делалось ясно, сколько животных можно убивать каждый год, чтобы не уменьшать общего количества котиков в прибрежных водах. Об этом позже писал адмирал B. C. Завойко: «Отец Вениаминов, как человек с острым разумом и быстрым практическим соображением и как наблюдатель окружающей его природы, ясными выводами из своих наблюдений над жизнью земноводных животных, морских котиков, доставил компании на несколько сот тысяч пользы; и поныне казна ежегодно получает громадный доход».
Искушение любопытством

О поразительном смирении о. Иоанна рассказывает такая удивительная история. Однажды в 1828 году он отправился к своим прихожанам на небольшой алеутский остров Акун. В первый раз посещал о. Иоанн эти места, и каково же было его удивление, когда он увидел, что местные жители стояли на берегу наряженными, как на торжественный праздник, ожидая его. Он вышел на берег, и островитяне бросились к нему с приветствиями и всячески старались показать свою радость по случаю его прибытия. О. Иоанн поинтересеовался, откуда они узнали о нем. Туземцы ответили, что об этом им сообщил их шаман Иван Смиренников. Более того, Смиренников подробно и точно описал внешность о. Иоанна. О. Иоанн был очень этим поражен и пожелал встретиться со Смиренниковым, чтобы поговорить о Священном Писании.

Из беседы выяснилось, что Ивану Смиренникову совсем не хотелось считаться шаманом, что он был крещен в православие первыми русскими миссионерами, знал главные молитвы и Евангелие, хотя последний раз общался с миссионерами более 20 лет назад. На удивленные вопросы о. Иоанна Иван Смиренников ответил так: вскоре после крещения к нему пришли два «белых человека». Они сказали, что посланы от Бога, чтобы учить его правильной вере и охранять его. И вот уже много лет почти ежедневно приходят они к нему днем или к вечеру, "а ночью не являются". Вот они и рассказывали о предстоящем визите о. Иоанна и описали его. Когда Смиренников просил помощи для других, они отвечали: "Мы спросим у Бога и, если Он благоволит, исполним". Иногда они рассказывали о происходящем в других местах. Они показывали Ивану, как правильно изображать крест на теле, наказывали не начинать никакого дела, не благословясь. Велели не есть рано поутру, не есть "вскоре убитой рыбы и зверя еще теплого", а некоторых птиц и морских существ совсем не употреблять в пищу. Говорили, что Богу противны убийство, воровство, всякий обман и корысть, и особенно велели соблюдать чистоту до супружества и в супружестве. Они говорили, чтобы Иван никому не сказывал исповеданных грехов своих о. Иоанну и чтобы сразу после Причастия у него не ел жирного. Про о. Иоанна же сказали, чтобы Смиренников слушался его учения, а русских промышленников, которые поступают не так, как учит о. Иоанн, не слушал. «Я и сегодня видел их, они-то мне и сообщили, что ты желаешь видеть меня, и я должен пойти и все рассказать тебе и ничего не бояться. И еще кое-что они говорили о тебе: в недалеком будущем ты сам поедешь большой водой к великому человеку и будешь говорить с ним», - закончил Смиренников свой рассказ пораженному о. Иоанну.

Отец Иоанн был в сильном смущении относительно этого рассказа. Во-первых, непонятно было, что за сущности являлись Смиренникову. Можно было бы подумать, что это ангелы, но известно, что демоны могут успешно притворяться ангелами и говорить при этом самые льстивые и прозорливые вещи с целью заполучить душу человека. Чего они не выносят, это креста и Иисусовой молитвы. Смиренников не подверг их этому тесту. Во-вторых, вся эта история звучала столь невероятно, что о. Иоанн сам захотел увидеть «белых людей». Наконец, о. Иоанна смущало то, что он не знал, о чем собственно говорить с «белыми людьми». Как он ни размышлял об этой возможной беседе, все выходило, что говорить он собирался о себе, а этого он делать не хотел. Если бы Бог что-то захотел сообщить о. Иоанну, Он бы это сделал напрямую, без посредничества Ивана Смиренникова. Наконец, о. Иоанн понял, что если его разговору с «белыми людьми» и суждено состояться, то он должен быть целиком посвящен судьбе алеутов и проповеди Слова Божия среди них. О. Иоанн попросил Смиренникова поговорить с "белыми людьми" о возможной встрече с ними и спросить, как они к этому отнесутся. На следующей их встрече Иван ответил, что «белые люди» не против встретиться с о. Иоанном, но только нужды в этом нет, поскольку о. Иоанн «и так все знает и правильно все делает».

Однако, поскольку у о. Иоанна оставалось еще много сомнений по поводу этого разговора, он решил испросить благословения на эту встречу у иркутского архиерея Михаила. До получения же решения от него, о. Иоанн наказал Смиренникову следующее: Видимо являющиеся ему духи не были демонами, потому что хотя нечистый и может иногда преображаться в ангела светла, но никогда для наставления и назидания и спасения, а всегда для погибели человека. А потому Смиренников может слушать учения и наставления «белых людей», если только они не будут противными тому, чему учил о. Иоанн. Другим же, спрашивающим о будущем и просящим помощи, необходимо говорить, чтоб они сами просили Бога, как общего всех Отца. Лечить Смиренникову разрешается, но только говоря, что он не своей силой лечит, но Божией, и поэтому все должны прилежнее молиться и благодарить Единого Бога. О будущем же никому, и даже самому о. Иоанну чтобы не говорил ни слова! А всем акунцам о. Иоанн пообещал непременно сказать, чтобы не называли Смиренникова шаманом.

С тем о. Иоанн отбыл в Уналашку, откуда через некоторое время по делам отправился с семьей в Москву и Санкт-Петербург морем. Среди дел, которыми он занимался в столицах, была и встреча с царем Николаем Первым. Так сбылось предсказание Смиренникова о путешествии «большой водой» и встрече с «великим человеком». Свое логическое окончание удивительная история с Иваном Смиренниковым получила через три года, когда о. Иоанн вернулся в Уналашку и получил ответ архиерея Михаила. Архиерей благославлял о. Иоанна на встречу с «белыми людьми» при условии, что о. Иоанн при встрече осенит их крестом, прочитает вместе с ними Иисусову молитву, и будет с ними говорить только о духовном благе новообращенных алеутов. Но этой встрече не суждено было состояться, потому что к этому моменту Иван Смиренников уже умер блаженной кончиной – тихо и в окружении своей семьи. Так, благодаря смирению и выполняя заповедь послушания о. Иоанн выдержал искушение любопытством, которое наверняка было очень сильным и могло бы привести к непредсказуемым последствиям. Смог ли бы я выдержать подобное искушение? В ответе я не уверен!

Эта книга издается и сегодня!
Как Бог спасал о. Иоанна от смерти

Бог спасал о. Иоанна от смерти не раз. Например, однажды корабль, на котором плыл о. Иоанн, попал в жестокий шторм неподалеку от Елового острова, на котором в то время жил инок Герман, будущий святой Герман Аляскинский. Дела складывались настолько скверно, что о. Иоанн начал молиться примерно с такими словами: Боже, если Тебе угодно то, что делает инок Герман, успокой море. Море практически сразу успокоилось! (В жизни о. Иоанн и инок Герман не встречались, хотя хорошо знали друг о друге).

С воинственным туземным племенем тлингитов (колошей) связана другая история из жизни отца Иоанна, которая вполне может считаться чудесной. Отец Иоанн долго планировал поехать к тлингитам для проповеди, но все как-то у него не складывалось: то какие-то срочные дела найдутся, то транспорта нет, то сезон неподходящий. Между тем наступил праздник Рождества Христова 1836 года. Отец Иоанн дал себе твердое обещание по окончании Святок непременно начать задуманное. Но вдруг, за три дня до намеченного им срока, он узнал, что у тлингитов появилась оспа, и именно в тех самых местах, с которых предполагалось начать их посещать. Поспеши отец Иоанн до эпидемии приступить к беседам, и всю вину возложили бы на него как на русского шамана, напустившего па них такое зло. И почти утихшая вражда тлингитов к русским могла бы вспыхнуть с новой силой, а священник вполне мог погибнуть от их руки. Но Бог хранил о. Иоанна. Когда он появился среди тлингитов, русские их уже начали лечить от оспы. В результате туземцы стали относиться к русским гораздо более дружелюбно, чем раньше, и с повышенным вниманием отнеслись к проповедям о. Иоанна. Он изучил язык туземцев за время своего у них пребывания и впоследствии перевел на тлингитский язык первую часть своего «Указания Пути в Царствие Небесное».

Отец Иоанн становится отцом Иннокентием

8 ноября 1838 г. о. Иоанн Вениаминов вместе со своей пятилетней дочерью Феклой поднялся на борт судна, покидавшего Русскую Америку. Жена же его с остальными детьми поехала на родину, в Иркутск, где сыновья о. Иоанна, Иннокентий и Гавриил, собирались поступать в семинарию. 22 июня 1839 г., через 7 месяцев после начала, путешествие о. Иоанна через Тихий и Атлантический океаны окончилось, и судно бросило якорь в порту Кронштадта. И Санкт-Петербург и Москва тепло встретили миссионера. Многие стремились познакомиться с ним, чтобы услышать его удивительные рассказы. Много времени о. Иоанн проводил вместе с привязавшимся к нему митрополитом Филаретом. Успех в сборе миссионерских пожертвований был полный. Шла работа над изданием переводов и сочинений о. Иоанна. Но неожиданно из Иркутска пришло скорбное известие: 25 ноября 1839 г., на следующий день после своих именин, скончалась супруга о. Иоанна Екатерина Ивановна. Потрясенный горем батюшка хотел немедленно ехать на родину к осиротевшим детям. Сочувственно отнесся к его горю митрополит Филарет. Но в этом скорбном событии духовно опытный архипастырь увидел указание Божие на новое служение о. Иоанна: Святитель стал убеждать его принять монашество.

Предложение митрополита заставило о. Иоанна глубоко задуматься. Сумеет ли он достойно исполнять монашеские обеты при деятельной жизни миссионера? Кто будет заботиться о его детях? Целый год о. Иоанн не мог решиться на этот подвиг: Он ездил молиться к русским святыням: в Троице-Сергеевскую Лавру и в Киево-Печерскую Успенскую Лавру. Тем временем Господь устроил судьбу детей о. Иоанна: дочери были приняты в Патриотический институт, а сыновья в Духовную семинарию в Санкт-Петербурге. И 29 ноября 1840 г. протоиерей Иоанн Вениамиаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монахи с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского, которому все эти годы молился батюшка, прося помощи в своих миссионерских трудах.

Интересные разговоры

Однажды между Святителем Иннокентием и камчатским иеродиаконом Николаем произошел такой разговор. Как-то за обедом о. Николай сидел лицом на полдень, солнце било ему прямо в глаза. Речь шла о будующей жизни, и он спросил: «Владыка! Если Бог безмерно милосерд, то как же лишит Он некотрых своего Небесного Царствия?» «А ты, что вертишь головой и не сидишь спокойно?» - как бы не слыша вопроса, спросил его Преосвященный. «Да солнце прямо в глаза, и не дает покоя», - ответил иеродиакон. «Вот тебе и ответ на твой вопрос», - сказал Святитель, - «Не Бог лишит нераскаянных грешников Небесного Своего Царствия, а они сами не вынесут Его света, как ты не выносишь света солнечного».

Прибыв на Камчатку Владыка пожелал побеседовать с местными коряцкими старейшинами, кочевавшими недалеко с табунами оленей. На следующий день старейшины Авъява и Этск, явившись, обратились к Преосвященному с единственным заученным из русского языка словом: «Здоробо!» Затем сели на пол и закурили трубки. Помолчали (так было положено). Преосвященный Иннокентий повел с ними беседу на их языке. Он спросил, что их удерживает от принятия крещения. Помолчав, коряки отвечали: «Зачем креститься? Разве для того, чтобы сделаться такими же плутами, как крещеные тигильскне казаки, которые нас обманывают, обмеривают и обвешивают». Горько было слышать проповеднику Евангелия такие слова. «По крайней мере, не препятствуйте, если кто пожелал бы из ваших принять крещение», - сказал расстроенный Владыка. «Мы никому не запрещаем», -- снова помолчав, отвечали старейшины.

Случилось преосвященному Иннокентию видеться с одним тунгусом, который очень утешил его своей верой и преданностью Богу. Слушая рассказ о его нелегкой охотничьей жизни, Владыка с сочувствием сказал: «За то вам там, в вечной жизни, будет хорошо, если вы будете веровать Богу и молиться Ему». На эти слова тунгус с сильным чувством ответил: «Тунгус всегда молиться Богу. Убью ли я хоть куропатку: я знаю, что это Бог мне дал, и я молюсь и благодарю Его. Не убью: значит Бог мне не дал; значит я худой... Я молюсь Ему».

Как о. Иннокентия взяли в плен

Во время Крымской войны, в которой Россия воевала с Англией и Францией, события на Черном море влияли на ситуацию в море Охотском. В 1855 г. О. Иннокентий замыслил опасное путешествие в Аянский порт на этом море, а оттуда хотел затем перебраться в устье Амура. В это время в Аян были эвакуированы жители и гарнизон Петропавловска и шло строительство и укрепление Николаевска-на-Амуре. Следя за сообщениями газет и получая известия от людей осведомленных, Владыка предполагал, что неприятельский флот не появится у Аяна ранее июля. Однако Архиепископу Иннокентию пришлось столкнуться с неприятелем лицом к лицу. 21 июля 1855 года Владыка совершал в аянской церкви молебен с коленопреклонением о даровании победы. В городе уже никого не было: закопав несколько имевшихся пушек, жители покинули его еще до появления противника. Они перебрались в лес, за тринадцать верст от Аяна.

Вдруг в Аян прибыл английский фрегат, а следом еще один. Сойдя на берег, англичане узнали, что здесь находится русский архиерей. Они тотчас толпой с шумом и криком отправились в церковь. Посреди пустого храма стоял на коленях архиепископ Иннокентий и, нисколько не смутившись и как бы никого не замечая, громко произносил слова молитвы. Невозмутимое спокойствие Владыки и благоговейное выражение его лица поразили англичан, заставили их смолкнуть и терпеливо выждать конца службы. Потом, при воспоминании об этом событии святитель Иннокентий с неизменным юмором говорил: «Если бы знали англичане, о чем я молился тогда, то наверно бы тут же растерзали меня!»

Но они не знали, а вид так искренне молящегося человека внушил им почтение. После молебна офицеры подошли к Владыке и очень вежливо сообщили, что по долгу службы и обстоятельствам военного времени они должны будут взять его в плен. На это Святитель, улыбаясь, ответил, что человек он невоенный, следовательно, пользы от него никакой не будет, а, напротив, они причинят себе одни убытки, поскольку его придется кормить. Затем пригласил английских моряков к себе в дом и, угощая чаем, долго беседовал с ними. Англичане не взяли Владыку в плен, но на следующий день вернулись к нему и сообщили, что их капитан Лорд Чарльз Элиотт хотел бы пригласить Владыку на борт своего фрегата и побеседовать с ним. Владыка Иннокентий согласился.

Он провел на борту английского корабля несколько недель, каждый день подолгу беседуя с Лордом Элиоттом. Эти беседы так поразили англичанина, что он попросил Владыку попозировать его художнику, чтобы у Лорда навсегда остался потртрет Владыки в память об их незабываемой встрече. Впоследствии англичане оставили Амур и Уссурийск, а Владыка Иннокентий отслужил благодарственный молебен на берегу Амура в честь этого события.
Встреча со Святителем Николаем Японским

Через несколько лет отец Иннокентий решит снова посетить Камчатку. Корабль, на котором он плыл, потерпел крушение (но все выжили), и ему пришлось пересесть на другой корабль, который шел в Японию. Там судьба свела его ни с кем иным как с отцом Николаем Касаткиным, будущим архиепископом, просветителем Японии, прославленным ныне в лике святых угодников Божиих двумя Православными Церквами — Русской и Японской. Это была очень важная встреча для отца Николая.

Отец Иннокентий нашел отца Николая в депрессии. Тот прибыл в Японию горящий желанием просвящать японцев православием, но у него ничего не получалось. Японцы очень закрытый народ, и они не любят слушать иноземцев. Их невосприимчивость к православному учению была жестоким ударом отцу Николаю. Местные русские его тоже особенно не поддерживали. О. Николай сидел целыми днями дома и читал французские и немецкие романы.

Отец Иннокентий сразу понял, что нужно делать. В первую очередь он попросил его выкинуть светские романы. «Тебе они здесь не пригодятся!» - таково было его объяснение. Следующим указанием было выучить японский язык. Далее о. Иннокентий своими руками сшил о. Николаю красивую сутану и дал ему для служения бронзовый крест.

Дальнейшее, как говорится, принадлежит истории. О. Николай послушал все советы о. Иннокентия, за семь лет выучил японский, перевел на японский различные религиозные и литургические тексты, стал духовным отцом многих и многих японцев. Сейчас он канонизирован как Равноапостольный Святитель Николай Японский.
О. Иннокентий о продаже Аляски Америке

В 1867 году Россия продала Аляску Соединенным Штатам Америки. Между обоими государствами было достигнуто соглашение о признании Америкой имущества и прав Русской Православной Церкви на территории Аляски. Вот что писал по этому поводу о. Иннокентий: «До меня дошел слух из Москвы, что будто бы я кому-то писал, что я не доволен тем, что наши Американские колонии проданы Американцам: это совершенная неправда; напротив того, я вижу в этом обстоятельстве один из путей Провидения, которым наше православие может проникнуть в Соединенные Штаты, где в настоящее время начали обращать на него серьезное внимание».

В этом же письме о. Иннокентий предлагает несколько идей дальнейшего развития «американского викариатства». В частности он предложил его столицу перенести из Аляскинского города Ситка в калифорнийский Сан-Франциско «где климатические условия несравненно лучше, и откуда столько же удобно иметь сообщения с колониальными церквями, как из Ситхи, если только не удобнее». Этот совет частично исполнен сегодня. Сан-Франциско является столицей православия в западной части Северной Америки (столица православия в Америке - Нью-Йорк). В 20-ом веке в Сан-Франциско был построен великолепный и самый крупный на западном побережье Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В этом соборе хранятся мощи величайшего святого 20-го века святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Далее о. Иннокентий писал, что «преосвященному викарию и всем притчам православной Церкви в Америке» необходимо дозволить отправлять литургию и прочие церковные службы на английском языке, «для чего, само собой разумеется, должны быть переведены служебные книги на английский язык», а в будущих американских православных семинариях науки должны преподаваться уже не на русском, а на английском языке, «который рано или поздно, а заменится последним».

Эти наставления свидетельствуют о том, что о. Иннокентий был человеком, который был, что называется, «на связи с реальностью». Дай Бог всем современным церковным наставникам быть столь же разумными, здравомыслящими и близкими к нуждам своей паствы!

О. Иннокентий становится Московским Митрополитом

В декабре 1840 года о. Иннокентий был назначен Архиепископом Камчатским, Курильскимй и Алеутским. В этом сане он пробыл до 1868 года. Его епархия была одновременно самой большой в мире и самой менее населенной. Чтобы посещать свои приходы о. Иннокентию приходилось практически все свое время проводить в разъездах. Как известно, самолетов и автомашин тогда не было. Самым привычным способом передвижения по этой территории были собачьи или оленьи упряжки. Временами приходилось покрывать большие расстояния пешком. При этом о. Иннокентий всегда соблюдал все посты. Таким образом его епископство было очень тяжелой физической нагрузкой, которую о. Иннокентий всегда воспринимал с радостью и благодарностью.

В 1868 году по смерти митрополита Филарета (Дроздова) Святейший Синод попросил о. Иннокентия занять пост Митрополита Московского и Коломенского – высший пост в Русской православной церкви. На этом посту о. Иннокентий и оставался до своей кончины 31 марта 1879 года, в Великую Субботу накануне Святой Пасхи. Ему было неполных 82 года. В октябре 1977 года он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.

Митрополит Иннокентий Московский, Коломенский и Камчатский, апостол Америки и Сибири
Имя в миру:

Иван Евсеевич Попов (Вениаминов)

Рождение:
Смерть:
Почитается:

Русская Православная Церковь, Епископальная церковь США

Прославлен:

в октябре 1977 года Русской Православной Церковью

В лике:

святителя

Главная святыня:

мощи в Троице-Сергиевой лавре

День памяти:

31 марта (13 апреля)
10 (23) июня
23 сентября (5 октября)
5 (18) октября Третья неделя по Пятидесятнице - Собор Санкт-Петербургских святых

Труды:

Научные труды по этнографии, географии и пр.

Подвижничество:

Миссионерство, перевод Священного Писания на алеутский и якутский языки

Митрополит Инноке?нтий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов ; 26 августа 1797, село Ангинское, Иркутская губерния - 31 марта 1879, Москва) - епископ Православной Российской Церкви; с 5 января 1868 года митрополит Московский и Коломенский, святитель, апостол Америки и Сибири.

Стал первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н. Н. Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов.

В октябре 1977 года был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки.

Память совершается:

Биография

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме "Апостол". Мать пыталась устроить сына на место отца пономарем, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны.

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов , в честь недавно скончавшегося архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова).

В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположён во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей.

8 ноября 1838 года отправился в Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.

29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий , в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита.

15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются "Записки об островах Уналашкинского отдела", результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске.

В 1843, 1840 и 1850 годах - совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукот­ку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.

В 1858 году вместе с Н. Н. Муравьёвым отправлился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

В 1858 году переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом - комплекс из шести деревянных зданий.

В 1857 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.

Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.

Память

Труды

На русском языке:

  • Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
  1. Часть I, географическая
  2. Часть II, этнографическая. Замечания об алеутах М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 336 с.
  3. Часть III, Записки об атхинских алеутах и колошах (колюжах, тлинкитах) . М.: УРСС, 2011. - 160 с.
  • Автобиографическая записка . М., 1886
  • Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня . Христианское чтение. СПб., 1841
  • Письма (1823-1878 гг.) собраны И. Барсуковым, 3 т. СПб, 1897, 1901.
  • Творения, три книги, собраны И.Барсуковым. М., 1886-1888.
  • Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года . Православное обозрение. М., 1868, том 26.
  • Указание пути в Царствие небесное. М., 1871, см. также Изв. Казан. еп., 1882, № 7, стр. 151; 1886, № 7, стр. 180; 1893, стр. 18.
  • Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу . Церковные ведомости. СПб., 1900
  • Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959, № 11, стр. 50).

На алеутском языке:

  • Указание Пути в Царствие Небесное Синодальная Типография. Москва, 1840, 1899
  • Святое Евангелие от Матфея Синодальная Типография. СПб., 1840, 1896
  • Начатки Христианскаго Учения Синодальная Типография. СПб., 1840, 1893
  • Две Притчи с Аткинского острова рукопись, о. Атха, 1842

На тлингитском языке:

  • Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук. СПб., 1846
  • Указание Пути в Царствие Небесное - первая часть Амер. Прав. Вестника. Ситха, 1901

Примечания

Ссылки

  • РСФСР Евсевий (Никольский) Нестор (Анисимов) Софроний (Арефьев) РФ Нестор (Сапсай) Ростислав (Девятов) Игнатий (Пологрудов)