Строительные материалы

Уэйн дайер - как избавиться от комплекса жертвы. Как побороть комплексы

Избавление от привычек жертвы

В детстве участь жертвы уготована человеку просто в силу занимаемого им в семье положения. Все нити управления находятся в руках родителей, и ребенок едва ли может что-нибудь с этим поделать. Вспомните, вы же понимали, что сами ни на что не способны и у вас не было никаких альтернатив, кроме как безропотно выполнять программу, составленную взрослыми. Достаточно было отлучиться из дому на двадцать минут, чтобы убедиться, насколько вы беспомощны. Вам ничего не оставалось, как признать свою зависимость неизбежной реальностью. Подобный статус ребенка обусловлен объективными причинами, и его трудно оспаривать. И хотя в этом возрасте предпринимаются определенные попытки отстоять свою независимость, детям часто приходится мириться с тем, что за них думают и принимают решения другие люди.

Повзрослев, вы можете сохранить многие из описанных привычек детства, которые часто можно оправдать, но все-таки следует признать опасными, поскольку они подталкивают человека к состоянию жертвы. Вас может регулярно терроризировать «важная персона», а вы будете сносить эти нападки как нечто естественное - в силу привычки.

Умение освобождаться от ловушек для жертв включает, помимо всего прочего, выработку новых привычек. Полезные привычки приобретают точно так же, как и вредные, - посредством практики; необходимо только отдавать себе отчет, в чем вы собираетесь практиковаться.

Я не утверждаю, что в каждой ситуации вы должны самостоятельно выбирать свой уникальный путь, однако можно, по крайней мере, научиться не падать духом, не опускать руки и не переживать по поводу того, что происходит в вашей жизни. Избавившись от изнурительных переживаний, вы искорените одну из основных привычек жертвы, которую, как правило, создаете собственными руками.

Программа освобождения из ловушек для жертвы, в которых человек удерживается и контролируется другими людьми или безо всякой нужды сокрушается по поводу своей несчастной судьбы, состоит из четырех основных частей: 1) научиться оценивать жизненные ситуации; 2) наработать солидный запас ожиданий и настроений свободной личности; 3) обрести умение распознавать наиболее распространенные в нашей культуре и повседневной жизни способы обращения в жертву и 4) выработать ряд принципов, из которых следуют конкретные стратегии поведения в духе философии решительного отказа от статуса жертвы. Пункты 1, 2 и 3 программы будут кратко обсуждены в данной главе. Пункту 4 посвящены остальные главы книги, в которых последовательно будут излагаться рекомендации обретения нового статуса свободной личности.

Из книги Жизнь, как взмах крыльев бабочки автора Лазарев Сергей Николаевич

СМЕНА ПРИВЫЧЕК Несколько дней я отдыхаю в Крыму. Баня, море, бильярд. Раньше, когда я приезжал к друзьям, основным удовольствием было застолье. Мы могли сидеть за столом по десять-пятнадцать часов. В Советском Союзе богатый стол, выпивка и общение были для человека главным

Из книги Метод Седоны [Избавьтесь от эмоциональных проблем и живите так, как всегда мечтали] автора Двоскин Гейл

ГЛАВА 15 ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ДУРНЫХ ПРИВЫЧЕК Одно из основных применений Седона-Метода - избавление от нежелательных привычек. Не все привычки плохие. Но все дело в том, что мы регулярно совершаем определенные поступки, зная, что они не совсем хорошие. Большинству людей

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Устранение плохих привычек Привычки входят в наши черты. В каждой черте можно найти оттенок, выражающийся в нежелательной форме. К плохим привычкам относятся и потребности, ненужные для нормального развития личности: потребность в курении, наркотиках, алкогольном

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

Выработка хороших привычек Как сделать так, чтобы это мне понравилось? Часто родители слышат от учителей следующую характеристику сына или дочери: "Мальчик (девочка) способен, но неусидчив, ленив, а мог бы учиться хорошо". Многие думают о себе подобным же образом: "Стоит

Из книги Сам себе психотерапевт: на жизнь не обижаюсь! автора Власова Нелли Макаровна

Глава 11. Нарушение привычек и поведения Наиболее распространенными нарушениями поведения детей в лечебной практике являются ночной энурез, обкусывание ногтей и выдергивание волос. Мы здесь не будем употреблять такой термин, как “расстройство навыков” применительно к

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Бремя наших привычек Человек – единственное существо на Земле, способное перепрограммироваться, правда, иногда и в плохую сторону. Забудьте старые привычки! Как вы обычно зашнуровываете ботинки? Наверное, на автомате, не задумываясь. Этот динамический стереотип

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Преодоление вредных привычек Я сидел на диете и потерял всего две недели. Тоти Филдс Не привыкайте «перекусывать» между основными приемами пищи – это верный путь к полноте, сонливости и плохому здоровью. Это обычно бывает от скуки или из-за устоявшейся вредной привычки,

Из книги Привычки неудачников [Вы не станете успешным, если…] автора Адамс Стивен

О формировании привычек и навыков Многие действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд

Из книги Супертренинг по Джону Кехо и Джозефу Мэрфи. Откройте сверхвозможности вашего подсознания! автора Гудмен Тим

7.1. Основа избавления от привычек Если вы решили избавиться от вредных привычек, нужно провести исследование.Для понимания и изменения себя необходимо наблюдать за собой, анализировать. В деле борьбы с вредными привычками самое главное - это и наше отношение к привычке.

Из книги Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни автора Климчук Виталий Александрович

7.2. Причины привычек К формированию любой вредной привычки, как мы выяснили, приводит психологическое состояние. Например, привычка грызть ногти или нервно себя одергивать обычно является последствием стресса или затянувшегося невроза. Эти же причины приводят к

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Упражнение 40 Формирование полезных привычек Так же как отучение от негативной привычки требует времени – примерно 21 день, точно так же новая, полезная привычка формируется примерно за 3 недели – месяц. Поэтому выполняйте упражнение ежедневно, в любое удобное время. Оно

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Как поддержать отказ от вредных привычек? Немного о привычках - хороших и не очень. Фантазия об избранности. Как возникает привычка? Для чего нужна привычка? Ищем плюсы! Чем привычка вредит? Ищем минусы. Учимся здоровой регуляции настроения. Решаем проблемы. Отслеживаем

Из книги автора

Из книги автора

Нейробиология привычек Некоторые люди думают, что привычки генетически запрограммированы и у них нет иного выбора, кроме как потакать им. Стюарт хочет показать Бену, что человек способен управлять всеми своими привычками.Любая привычка в своей фундаментальной сущности

Из книги автора

Защита новых привычек Вложив немало сил в выявление мешающих привычек и определившись с тем, какие новые привычки наилучшим образом помогут вам добиться желаемых результатов, вам необходимо защитить их, чтобы быть уверенными в том, что можете на них положиться.Работа

Из книги автора

Рекомендации насчет привычек Поймите, что изменить можно практически любую привычку. Вкладывайте в укрепление новых привычек как можно больше энергии, непосредственно практикуясь или хотя бы воображая, как вы это делаете. Одновременно работайте только над

Уэйн Дайер

Как избавиться от комплекса жертвы

© 1978 by Dr. Wayne W. Dyer

© Перевод. Оформление. Издание на русском языке. ООО «Попурри», 2013.

Посвящается Сьюзен Элизабет Дайер

При тебе я могу размышлять вслух.

Предисловие Сьюзен Дайер

Многое из написанного в этой книге имеет непосредственное отношение к становлению моей личности и формированию способности принимать самостоятельные решения.

В качестве педагога и консультанта глухих учеников мне приходилось работать со многими молодыми людьми, которые страдали не столько от физических недугов, сколько от отсутствия уверенности в себе. Мы не раз говорили с ними о том, что для контроля над ситуацией необходимо прежде всего научиться владеть самими собой. В процессе занятий мои ученики постепенно осваивали непростые навыки рискованных действий. Для начала, например, они самостоятельно заказывали что-нибудь в ресторане, не дожидаясь, чтобы это сделал их компаньон. Затем следовали более серьезные шаги. Так, одна выпускница средней школы поступила на подготовительные курсы в колледже, первой из членов своей семьи поднявшись на подобные академические высоты. Задача была грандиозная, но от этого ее уверенность в себе не стала меньше.

Многие из нас, обладая нормальными способностями, становятся фактически ущербными и беспомощными из-за своих неверных убеждений. В поисках безопасности мы ограничиваем себя, не понимая того, что другие могут направить сдерживающие нас факторы против нас самих. Подтверждением этому может служить история моей борьбы с аллергией.

Аллергия обеспечивала мне статус «хрупкого» ребенка и массу внимания со стороны моего беспокойного семейства. Небольшой насморк становился поводом для избегания многих рискованных ситуаций, в том числе занятий спортом на свежем воздухе (трава, деревья, пыльца), в которых проявлялась моя неуклюжесть; то же касалось и застенчивости на вечеринках - она приписывалась аллергической реакции на табачный дым. Моему врачу, специалисту по аллергиям, даже в голову не пришло заняться психологической подоплекой недуга. Он вполне довольствовался моей программой еженедельных посещений его офиса.

Как только я начала осознавать, что обретение независимости означает отказ от надуманной болезненности и статуса жертвы собственных страхов, с инъекциями антиаллергенов было покончено, а на смену им пришли активные игры и новые друзья.

Каждый день мне приходится преодолевать многочисленные трудности. Это и беседы с руководством школ, которое приходится убеждать отводить лучшие места в классах глухим ученикам, и стычки с продавцами, плохо выполняющими свои обязанности, и непростые отношения с родственниками, которые ждут от меня совсем не того, чего бы мне хотелось. Кроме того, сложно и самой идти по выбранному пути, а не просто плыть по течению.

Эта книга посвящена мне, и многие примеры в ней связаны непосредственно с моим опытом. Но она предназначена также и для вас. Читайте, растите, наслаждайтесь!

Введение

Философия противодействия превращению вас в жертву

Маленький мальчик пришел из школы и спросил у матери: «Мама, а что такое чокнутый с ушами ?» Заподозрив неладное, мать стала выяснять, почему у него возник этот вопрос.

Маленький Томми объяснил: «Я слышал, как наш учитель сказал директору, что я - главный чокнутый с ушами в классе».

Мать Томми позвонила в школу и потребовала объяснений. Директор рассмеялся: «Ну что вы! Учитель сказал Томми, что он - главный очаг непослушания в классе».

Данная книга адресована людям, которые хотели бы стать полноценными хозяевами своей жизни, включая бродяг, бунтовщиков и «чокнутых с ушами» всего мира. Она для тех, кто не намерен автоматически подчиняться планам других людей.

Чтобы прожить жизнь, следуя собственному выбору, нужно отчасти быть бунтовщиком. Надо всегда уметь постоять за себя. В определенной степени вы должны быть «очагом непослушания» для тех, у кого есть заинтересованность контролировать ваше поведение.

При этом вы непременно убедитесь в том, насколько замечательной, полноценной и интересной становится жизнь, если человек остается самим собой, не позволяя думать за себя другим.

Вас не призывают становиться революционером, оставайтесь просто человеком, девизом которого являются следующие слова: «Я хочу все решать за себя сам и дам отпор каждому, кто попытается мне в этом помешать».

В одной популярной песне поется:

Жизнь прекрасна, но для тех,

Кто сам ставит на успех.

И последний лишь глупец

Из рук нити выпускает…

В этой книге как раз и рассказывается о том, как не выпускать из рук нити, управляющие вами, словно куклами-марионетками. Она для тех, кто уже ощутил в себе достаточно сил для того, чтобы не позволять манипулировать собой. Она для тех, кому свобода дороже всего на свете. Эта книга придется по душе и непоседам-романтикам, которые обожают колесить по нашей планете с чувством полной раскрепощенности.

Многие люди предпочитают подчиняться, а не решать свою судьбу сами. Если вы не против передать бразды правления вашей жизнью в чужие руки, можете сразу же отложить эту книгу в сторону. Перед вами - руководство о переменах и о том, как сделать их реальностью. Здесь выдвигаются идеи, которые могут показаться противоречивыми и рискованными.

Многим моя точка зрения может показаться непопулярной: меня могут обвинить в поощрении бунтарских настроений и непочтительности к общепризнанным авторитетам, но это меня не смущает. Я убежден, что человек просто обязан быть напористым и даже несколько агрессивным, иначе ему грозит удел жертвы, объекта манипуляций и обмана.

Да, я действительно считаю, что часто необходимо вести себя «неблагоразумно и непочтительно» по отношению к людям, которые стремятся вами манипулировать. Иначе вы неизбежно становитесь жертвой: вокруг так много людей, которые не прочь заставить вас плясать под свою дудку!

Существует разновидность свободы, для обретения которой требуется определенный риск (речь идет о свободе перемещения по просторам жизни, когда вы руководствуетесь лишь собственным выбором). Стержневая идея состоит в том, что каждый человек имеет право решать, как он проживет свою жизнь, и если реализация этого права не затрагивает аналогичные права других людей, то всякие личности или организации, препятствующие ему в этом, должны рассматриваться как поработители. Настоящая книга написана для тех, кто ощущает чрезмерный контроль над своей личной жизнью со стороны внешних неконтролируемых самим индивидуумом сил.

Жизнь каждого человека уникальна, она отделена от всякой другой жизни. Никто другой не ощущал того, что ощущали вы, не находился в оболочке вашего тела, не видел окружающий мир вашими глазами. Причем эта жизнь даруется лишь однажды и слишком расточительно отдавать ее на откуп другим людям, которые будут использовать ее в своих интересах. Единственное разумное решение состоит в том, чтобы самому определять характер жизни, чтобы получать радость от ощущения себя хозяином своей судьбы, а не страдать, будучи пассивной жертвой. Данная книга призвана помочь читателю обрести полный контроль над своей собственной жизнью.

Практически каждый человек в той или иной степени страдает от давления других людей. Подобное состояние неприятно и, безусловно, должно быть изменено, хотя некоторые подсознательно даже пытаются его оправдывать. Большинству людей хорошо знакомо ощущение того, что ими помыкают, манипулируют, навязывают против их воли определенное поведение или убеждения. Эта проблема стала настолько острой и распространенной, что газеты по всей стране предоставляют целые полосы защитникам пострадавших от злоупотреблений. Создаются специальные рубрики, всевозможные «горячие линии» с целью помочь нашим гражданам противостоять махине бюрократизма, жертв которой становится все больше и больше. В передачах местных телестудий все чаще появляются адвокаты потребителей и официальные представители властей, рассматривающие претензии телезрителей. Правительством учреждаются агентства по защите прав граждан. Аналогичные организации, противостоящие локальным проявлениям давления на людей, создаются и на местах.

Человек может быть жертвой не только в межличностных отношениях, но и в социальном плане. Есть такое понятие как социальная роль жертвы, где агрессором выступает общество. Социальные роли не так глубоко укоренились в нас как игровые роли жертвы и от них легче избавиться. Но, как правило, если уж человек примерил на себя роль жертвы в любом ее виде, то его «гардероб» одной ролью не ограничится. В людях, которые являются жертвами по своей сути, сочетается много масок и ролей жертв, и все они взаимодействуют между собой, дополняя друг друга.

Считается, что социальная роль жертвы навязана человеку другими и не выбирается добровольно. Но это не значит что тот, кому навязали эту роль, вовсе не виноват и не заслужил такого ярлыка. Социальная роль присваивается человеку исходя из его индивидуальных черт, его поведения, способа общения ит.д. Интересен тот факт, что не только общество «клеймит» человека, но и сам человек полностью соглашается с навешанным на него ярлыком. Скорее всего, изначально сам человек и запускает эту программу «ярлыка» изнутри себя, а общество лишь считывает его сигналы и подтверждает опасения и страхи.

Есть несколько социальных ролей жертвы, вот самые основные:

Роль первая – «Козел отпущения»

Такого человека обвиняют во всех «смертных грехах», сваливают на него ответственность за неудачи и ошибки других и «козел отпущения» не смотря на страдальческий и оскорбленный вид, с удовольствием принимает эту ответственность. На самом деле внутри он гордиться оказанной ему «честью» и масштабом его ответственности. Но постоянно «отдуваясь за других» он забывает про самого себя и свою личную ответственность. «Козел отпущения» так же инфантилен, как и все остальные жертвы, он не видит границ личной ответственности и ее важность. Такие люди считают, что гораздо важнее и «почетнее» продолжать выполнять их социальную роль «козла отпущения» – если не он, то кто же тогда? Такие люди игнорируют свою жизнь и собственные проблемы, они живут чужими делами и заботами, при этом не переставая жаловаться, что все на них «ездят, свесив ножки».

Роль вторая – «Покорная жертва» или Психология раба

Раб это беспрекословный, повинующийся, «маленький человек». Отсутствие внутренней социальной зрелости и ответственности делает таких людей чрезвычайно зависимыми от внешних обстоятельств и поведения других людей. Такие люди легче попадают под алкогольную и наркотическую зависимость, становятся под влиянием дурных компаний правонарушителями и даже преступниками, т.е. рабами обстоятельств, других людей, предметов, рабами своих пагубных страстей и желаний. Покорная жертва неполноценна без других людей, без своих вещей, без пагубной привычки (например, курение) – она не ощущает себя кем-то стоящим без всего этого. Покорная жертва не способна к самостоятельным действиям, наделена инстинктом подчинения – «как скажешь, так и будет», «куда все, туда и я». Сама возможность выбора пугает эту жертву,и она часто передаетдругому право решать за нее. Она совсем потеряла себя, она не знает, кто она и чего хочет, поэтому часто безмолвна и не отстаивает своего мнения, его просто нет.

Роль третья – «Белая ворона»

Вообще «Белая ворона» это человек, который резко отличается от других, считается остальным большинством необычным, человеком со странностями, чудаком и даже изгоем, на основании не всегда существенных и значительных факторах и критериях его «инакости»: одежда, внешний вид, говор, походка, образ мышления и т.д. Про таких людей часто распространяются слухи и сплетни, в которых «белой вороне» приписывают различные ярлыки и даже делают его сумасшедшим. Человек, играющий роль Белой вороны, постоянно подвергается психологическому террору и прессингу со стороны окружения, что вызывает у него комплекс неполноценности .

Как и все другие жертвы, Белая ворона сама провоцирует такое отношение к себе своим поведением и внешним видом, и извлекает из него максимальную выгоду. Она точно так же инфантильна, как и другие роли, прикрываясь прессингом со стороны людей, она снимает с себя ответственность за свою жизнь. Прикидываясь аутсайдером, она может снять с себя много социальных обязательств, демонстрируя полную не адаптацию в обществе. Прикрываясь всеми навешанными на нее ярлыками, она делает, что ей выгодно, и получает возможность делать только то, что хочет, только то что ей нравится. Сама же «белая ворона» считает, что она ни в чем не виновата, что на нее нападают по необъективной причине. Более того, она начинает гордиться своим статусом не такой как все, подразумевая под этим, что она лучше остальных. Но на самом деле за этим скрывается неуверенность, инфантильность, неумение общаться с людьми и эмоциональная незрелость.

Комплекс жертвы характеризуется следующими чертами:

  • инфантильность и эмоциональная незрелость
  • очень низкий уровень осознанности
  • не желание брать ответственность за себя и свою жизнь

Все эти черты личности формируются еще в детстве и не только нашими родителями, но и всем окружением в целом. Большинство из нас в детстве просто дрессировали как собак, наказывая за наши действия, которые по какой-то причине показались родителям неправильными,чем сформировали в нас раличные детские травмы . Отсюда в каждом из нас сидит боязнь делать что-то самостоятельно, ведь если нет никаких действий, то и отвечать ни за что не придется, и наказания не последует. Многие живут с этим, им удобно и комфортно в роли жертв, их вполне устраивает, что они не творцы своей жизни и что он них ничего не зависит, для многих утрата контроля над своей жизнью и осознанности не очень высокая плата за избавление от ответственности.

Но есть и люди, которых статус жертвы не устраивает, но у них нет уже сил «отобрать» свою жизнь и ответственность за нее у других. Ведь чтобы избавиться от комплекса жертвы нужно решить не только все проблемы связанные с детством, прошлым, все конфликты с родителями и родственниками, но и перестать действовать по тем «жертвенным» программам, которые нам передали вместе с воспитанием. Необходимо не просто изменить пару поведенческих шаблонов, а перестроить себя целиком.

Комплекс жертвы порождается большим количеством причин и затрагивает глубокие пласты вашей личности. Сюда входит и недоверие к миру, и недостаток родительской любви и заботы, и перекладывание ответственности на других и неспособность принять ее на себя, ненормальная тревожность родителей и многое другое. Если вы хотите перестать быть жертвой, вам нужно осознать одно - нельзя избавиться от своей жертвенности не устранив абсолютно всех причин, ее вызвавших, так как, убрав один аспект проблемы, она покажет себя с другой стороны.

Единственной реальной техникой по выходу из состояния жертвы, является техника, которая работает не только со всеми аспектами личности, но и с общей энергетикой, жизнью в целом и судьбой. Такой техникой является Байбак. Несмотря на несерьезность названия – это на данный момент одна из серьезнейших техник по работе с комплексом жертвы через энергокоррекцию. Она устраняет не только причины жертвенного поведения, но и их следствия, в результате чего вы становитесь свободным человеком и творцом своей жизни.

Книгу по технике Байбак вы можете совершенно бесплатно скачать внизу страницы.

Ксения Голицына,
Практикующий психолог,
2014г

Уэйн Дайер

Как избавиться от комплекса жертвы

© 1978 by Dr. Wayne W. Dyer

© Перевод. Оформление. Издание на русском языке. ООО «Попурри», 2013.

* * *

Посвящается Сьюзен Элизабет Дайер

При тебе я могу размышлять вслух.

Предисловие Сьюзен Дайер

Многое из написанного в этой книге имеет непосредственное отношение к становлению моей личности и формированию способности принимать самостоятельные решения.

В качестве педагога и консультанта глухих учеников мне приходилось работать со многими молодыми людьми, которые страдали не столько от физических недугов, сколько от отсутствия уверенности в себе. Мы не раз говорили с ними о том, что для контроля над ситуацией необходимо прежде всего научиться владеть самими собой. В процессе занятий мои ученики постепенно осваивали непростые навыки рискованных действий. Для начала, например, они самостоятельно заказывали что-нибудь в ресторане, не дожидаясь, чтобы это сделал их компаньон. Затем следовали более серьезные шаги. Так, одна выпускница средней школы поступила на подготовительные курсы в колледже, первой из членов своей семьи поднявшись на подобные академические высоты. Задача была грандиозная, но от этого ее уверенность в себе не стала меньше.

Многие из нас, обладая нормальными способностями, становятся фактически ущербными и беспомощными из-за своих неверных убеждений. В поисках безопасности мы ограничиваем себя, не понимая того, что другие могут направить сдерживающие нас факторы против нас самих. Подтверждением этому может служить история моей борьбы с аллергией.

Аллергия обеспечивала мне статус «хрупкого» ребенка и массу внимания со стороны моего беспокойного семейства. Небольшой насморк становился поводом для избегания многих рискованных ситуаций, в том числе занятий спортом на свежем воздухе (трава, деревья, пыльца), в которых проявлялась моя неуклюжесть; то же касалось и застенчивости на вечеринках - она приписывалась аллергической реакции на табачный дым. Моему врачу, специалисту по аллергиям, даже в голову не пришло заняться психологической подоплекой недуга. Он вполне довольствовался моей программой еженедельных посещений его офиса.

Как только я начала осознавать, что обретение независимости означает отказ от надуманной болезненности и статуса жертвы собственных страхов, с инъекциями антиаллергенов было покончено, а на смену им пришли активные игры и новые друзья.

Каждый день мне приходится преодолевать многочисленные трудности. Это и беседы с руководством школ, которое приходится убеждать отводить лучшие места в классах глухим ученикам, и стычки с продавцами, плохо выполняющими свои обязанности, и непростые отношения с родственниками, которые ждут от меня совсем не того, чего бы мне хотелось. Кроме того, сложно и самой идти по выбранному пути, а не просто плыть по течению.

Эта книга посвящена мне, и многие примеры в ней связаны непосредственно с моим опытом. Но она предназначена также и для вас. Читайте, растите, наслаждайтесь!

Введение

Философия противодействия превращению вас в жертву

Маленький мальчик пришел из школы и спросил у матери: «Мама, а что такое чокнутый с ушами ?» Заподозрив неладное, мать стала выяснять, почему у него возник этот вопрос.

Маленький Томми объяснил: «Я слышал, как наш учитель сказал директору, что я - главный чокнутый с ушами в классе».

Мать Томми позвонила в школу и потребовала объяснений. Директор рассмеялся: «Ну что вы! Учитель сказал Томми, что он - главный очаг непослушания в классе».

Данная книга адресована людям, которые хотели бы стать полноценными хозяевами своей жизни, включая бродяг, бунтовщиков и «чокнутых с ушами» всего мира. Она для тех, кто не намерен автоматически подчиняться планам других людей.

Чтобы прожить жизнь, следуя собственному выбору, нужно отчасти быть бунтовщиком. Надо всегда уметь постоять за себя. В определенной степени вы должны быть «очагом непослушания» для тех, у кого есть заинтересованность контролировать ваше поведение.

При этом вы непременно убедитесь в том, насколько замечательной, полноценной и интересной становится жизнь, если человек остается самим собой, не позволяя думать за себя другим.

Вас не призывают становиться революционером, оставайтесь просто человеком, девизом которого являются следующие слова: «Я хочу все решать за себя сам и дам отпор каждому, кто попытается мне в этом помешать».

В одной популярной песне поется:

Жизнь прекрасна, но для тех,
Кто сам ставит на успех.
И последний лишь глупец
Из рук нити выпускает…

В этой книге как раз и рассказывается о том, как не выпускать из рук нити, управляющие вами, словно куклами-марионетками. Она для тех, кто уже ощутил в себе достаточно сил для того, чтобы не позволять манипулировать собой. Она для тех, кому свобода дороже всего на свете. Эта книга придется по душе и непоседам-романтикам, которые обожают колесить по нашей планете с чувством полной раскрепощенности.

Многие люди предпочитают подчиняться, а не решать свою судьбу сами. Если вы не против передать бразды правления вашей жизнью в чужие руки, можете сразу же отложить эту книгу в сторону. Перед вами - руководство о переменах и о том, как сделать их реальностью. Здесь выдвигаются идеи, которые могут показаться противоречивыми и рискованными.

Многим моя точка зрения может показаться непопулярной: меня могут обвинить в поощрении бунтарских настроений и непочтительности к общепризнанным авторитетам, но это меня не смущает. Я убежден, что человек просто обязан быть напористым и даже несколько агрессивным, иначе ему грозит удел жертвы, объекта манипуляций и обмана.

Да, я действительно считаю, что часто необходимо вести себя «неблагоразумно и непочтительно» по отношению к людям, которые стремятся вами манипулировать. Иначе вы неизбежно становитесь жертвой: вокруг так много людей, которые не прочь заставить вас плясать под свою дудку!

Существует разновидность свободы, для обретения которой требуется определенный риск (речь идет о свободе перемещения по просторам жизни, когда вы руководствуетесь лишь собственным выбором). Стержневая идея состоит в том, что каждый человек имеет право решать, как он проживет свою жизнь, и если реализация этого права не затрагивает аналогичные права других людей, то всякие личности или организации, препятствующие ему в этом, должны рассматриваться как поработители. Настоящая книга написана для тех, кто ощущает чрезмерный контроль над своей личной жизнью со стороны внешних неконтролируемых самим индивидуумом сил.

Жизнь каждого человека уникальна, она отделена от всякой другой жизни. Никто другой не ощущал того, что ощущали вы, не находился в оболочке вашего тела, не видел окружающий мир вашими глазами. Причем эта жизнь даруется лишь однажды и слишком расточительно отдавать ее на откуп другим людям, которые будут использовать ее в своих интересах. Единственное разумное решение состоит в том, чтобы самому определять характер жизни, чтобы получать радость от ощущения себя хозяином своей судьбы, а не страдать, будучи пассивной жертвой. Данная книга призвана помочь читателю обрести полный контроль над своей собственной жизнью.

Практически каждый человек в той или иной степени страдает от давления других людей. Подобное состояние неприятно и, безусловно, должно быть изменено, хотя некоторые подсознательно даже пытаются его оправдывать. Большинству людей хорошо знакомо ощущение того, что ими помыкают, манипулируют, навязывают против их воли определенное поведение или убеждения. Эта проблема стала настолько острой и распространенной, что газеты по всей стране предоставляют целые полосы защитникам пострадавших от злоупотреблений. Создаются специальные рубрики, всевозможные «горячие линии» с целью помочь нашим гражданам противостоять махине бюрократизма, жертв которой становится все больше и больше. В передачах местных телестудий все чаще появляются адвокаты потребителей и официальные представители властей, рассматривающие претензии телезрителей. Правительством учреждаются агентства по защите прав граждан. Аналогичные организации, противостоящие локальным проявлениям давления на людей, создаются и на местах.

Не умаляя значения этой гласной и весьма благородной деятельности, следует отметить, что едва ли она представляет серьезную опасность для системы, которая продолжает приумножать количество жертв. Ведь основной акцент здесь делается на обвинении тех, кто наносит нам ущерб, или на действиях, которые предпринимают в защиту пострадавших другие люди. В этой кампании закрываются глаза на суть проблемы: люди становятся жертвами, потому что они ожидают подобного исхода и воспринимают его как нечто вполне естественное.