Вездеходы и снегоболотоходы

Усекновение главы св иоанна крестителя. Усекновение главы Иоанна Предтечи: история

Усекновение главы – убийство Иоанна Крестителя. Ужасное злодеяние, безвинная смерть. Почему же христиане празднуют этот день?

Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28) – отрубили голову…

О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29).

Наверняка эпизод мученической смерти Иоанна Крестителя, описанный в Евангелии, известен многим.

У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева.

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир. Собралось множество гостей. Столы ломились от изысканных блюд и дорогих вин, пришедших услаждали актеры и танцовщики. На празднике перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом.

— Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя, — сказала девушка, когда вернулась к гостям.

Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии.


Обезглавливание (усекновение главы) Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Считается, что и после своей смерти Иоанн был Предтечей Господу, т. к. перед Его сошествием душа пророка явилась в ад и сообщила пребывавшим там душам праотцев о том, что вскоре должен прийти Спаситель.

Он выдержал свое испытание до конца, не поколебался и остался верен Богу.

Жизнь Ирода и Иродиады не была счастливой и спокойной. Оба они боялись, что Иоанн может воскреснуть из мертвых. Иродиада даже велела похоронить голову пророка отдельно от тела — на всякий случай. О том, насколько опасался этого Ирод, говорит тот факт, что когда начал проповедовать Иисус Христос, царь пришел в ужас и, должно быть, вспомнив о совершенном по его приказу убийстве, сказал: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют… Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.

Православные христиане проводят День Усекновения Главы Предтечи Христова Иоанна в строгом посте , даже рыба и молочные продукты исключаются из рациона. Строгий пост установлен как выражение скорби о насильственной смерти великого пророка. Время сосредоточенности для всех верующих.

В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду.

Иоанн Предтеча — Ангел Господень

Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка – Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. » (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.

Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.

Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.

Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.

Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным.

Вот почему его называют Ангелом.

Иоанн Креститель — Предтеча и в аду

Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми святыми мучениками.

Но почему всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Крестителя? Потому, что Предтеча должен был стать Предтечей и в аду, царстве смерти, куда отходили души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир, чтобы возвещать праведникам, почившим с надеждой на искупление, что близок приход Спасителя, Который Крестом сокрушит врата ада.

О празднике

День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя и скорбные. В этот день установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания.

Относительно праздника Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна существует масса суеверий, не имеющих отношения к сути почитаемого события. Например, что в этот день нельзя ставить на стол ничего круглого (ни блюд, ни тарелок), нельзя есть пищу круглой формы (то есть – картофель, лук, яблоки, арбузы), использовать рубящие и режущие предметы. Разумеется, эти суеверия распространялись (и распространяются иногда до сих пор) среди людей малоцерковных и не имеют никакого основания в традициях Церкви относительно дня празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейших, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданного. Там же за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего вам велию милость.

Кондак, глас 5
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да и рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Молитва ко Святому Иоанну Предтече

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Дни празднования:
9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
7 июня- третье обретение главы Иоанна Предтечи
11 сентября -усекновение главы Иоанна Предтечи. Великий Церковный праздник.

ИСТОРИЯ СОБЫТИЯ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Иоанн Креститель жил и проповедовал о Господе в Галилее, где царствовал Ирод Антипа, отец которого, Ирод Великий, когда-то устроил резню и массовое убийство младенцев в Вифлиеме в погоне за жизнью новорожденного Иисуса Христа.

Пророк Иоанн не боялся критиковать даже правителя Ирода Антипу, который бросил свою официальную жену и открыто, в грехе жил с супругой своего родного брата Иродиадой. Она была злым человеком и правда, которую она слышал из уст Иоанна о себе, безумно бесила ее. Царствующие Ирод с Иродиадой пытались уговорить пророка замолчать и перестать упоминать их имена, они угрожали, пытались подкупить Иоанна, но Предтеча был непреклонен. На святого это все не имело никакого действия. Ирод уважал и побаивался силу Иоанна Крестителя, но поддавшись на уговоры Иродиады, он все же приказал схватить Иоанна и поместить его под стражу.

Однажды, когда во дворце праздновали день рождения Ирода, царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед многочисленными приглашенными гостями. Девушка исполнила эту просьбу настолько хорошо, что потрясенный царь, находясь под впечатлением танца, прилюдно пообещал ей исполнить любое ее желание.

Саломея решила посовещаться со своей матерью, которая напомнила ей, что ее дочка живет в роскоши и не нуждается в деньгах или драгоценностях, а после ее смерти она и так будет править царством. А сейчас ей нужно избавиться от ненавистного Иоанна Пророка, после чего Саломея подошла к Ироду и, в награду за наслаждение танцем, попросила того дать голову Иоанна на блюде.

Услышав о такой страшной просьбе, царь Ирод был сильно смущен, он ведь прекрасно осознавал, что за убийством пророка последует гнев Божий. Кроме этого он опасался народного возмущения, люди почитали пророка Иоанна за святого и любили его. Да и сам Ирод, согласно Евангелию неоднократно приходил в темницу к Иоанну, разговаривал с ним и даже прислушивался к его советам. Но при этом царь боялся потерять свою любовницу Иродиаду, и не посмел отказаться от своего царского слова, которое было при высоких гостях. Он отдает палачам приказ отрубить голову Иоанну Крестителю.
Приказ был выполнен, голова Иоанна Предтечи была вручена в руки Саломии, которая торжественно пронесла страшное блюдо по залу, показав его гостям. Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу. В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала.
Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду. Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли. Также, как голову Иоанна Предтечи, ее голову принесли и показали Ироду и Иродиаде. Кроме этого, тесть Ирода, аравийский император Арефа, стремясь отомстить Ироду за то, что он опозорил его дочь, пошел войной на своего бывшего зятя и сокрушил его войска. А великий император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) прогневавшись на Ирода, отправил его с Иродиадой в ссылку в Галлию, а затем в Испанию. Там, во время начавшегося землетрясения, они погибли, упав в разверзшуюся землю.

ПЕРВОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

После того, как был казнен Иоанн Креститель, ученики похоронили его тело в Самарии, в городе Севастии, а его голову нашли, поместили в кувшин и погребли в землю на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Через какое-то время, когда нечестивый Ирод был уничтожен, хозяином этой земли стал благочестивый Инокентий, вельможа при царском дворе. Он решил построить церковь и, когда копали землю, строители нашли сосуд с главой святого Иоанна Крестителя. В том, что это это святыня, Иннокентий не сомневался, от нее произошло не одно благодатное знамение. Произошло это в IV веке.
Вельможа с почтением относился к находке, но умирая, снова закопал святыню в то же место, где она была найдена. В те времена начинались гонения на христиан, и он побоялся, что святой сосуд будет уничтожен неверными. Построенный храм, после смерти Иннокентия, остался без надлежащего ухода и постепенно разрушился.

ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Прошло почти триста лет, когда, при равноапостольном Константине, гонения на христиан стали ослабевать. В Святой Иерусалим начали приходить паломники для поклонения святым Честному Кресту и Гробу Господню, найденным и восстановленным при помощи святой царицы Елены.
Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Они выполнили его повеление, но по непонятным для нас причинам, решили взять святыню и вернуться к себе домой. На обратном пути они встретили бедного гончара, который оставил свой город Емесы в Сирии, и отправился на поиски заработка в другую страну. Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней.
Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим.

Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре. С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси. К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария. Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения.
Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий – именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь.
Прошло много лет. Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли (согласно летописям Маркелла) 18 февраля 452 года.
24 февраля было открыто ее почитание, а через два дня сосуд с Честной Главой пророка перевезли в Емесу в новую церковь во имя Иоанна Предтечи. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных.
В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя.
Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта (24 февраля по старому стилю).

ТРЕТЬЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Позже честную главу святого Иоанна перевезли в Константинополь, где святыня находилась до расцвета иконоборческих гонений. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе. Около 810-820 гг.
Емеса подвергалась набегам сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы (Абхазия), место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст. Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений. Примерно в 850 году смутные времена окончились.
Патриарху Игнатию однажды во время ночных молитв было видение, в котором ему открылось место нахождения честной главы Иоанна. Святитель сообщил об этом царю, который через посольство в Команах помог в третий раз найти потерянную святыню.
Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю), в день, когда святыня была доставлена в Константинополь и установлена в церкви при дворе.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА УСЕКНОВЕНИЯ. ОДНОДНЕВНЫЙ ПОСТ

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей говорил, что убийство, то есть Усекновение главы святого – это на самом деле праздник.
Предтеча Господень своим примером показал нам, как праведно необходимо жить настоящему христианину. Он, невзирая на страх смерти, говорил только правду, обличал грех не только словами, но и даже своей смертью.
Церковью в день Усекновения установлен строгий однодневный пост, проходить который нужно без мяса, рыбы и молочных продуктов.

Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба.

Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869

Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608

Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530

Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанн Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:


Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!

Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

П ляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.





Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите его, вси людие.



Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи,мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

11 сентября 2017: Усекновение главы Иоанна Предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Это торжество считается великим и отмечается ежегодно 11 сентября (29 августа - ст. ст.). Праздник посвящен памяти мученической кончины преподобного Иоанна Крестителя (Предтечи) , которому была отрублена голова по приказу царя Ирода.

Об этом знаменательном событии, произошедшем в 32 г. н.э., рассказывают Евангельские послания от Матфея и Марка. В этот день православные верующие обязательно соблюдают пост , выражая скорбь о насильственной кончине честнейшего пророка христианского мира.

Церковные обряды праздника

Накануне торжества происходит всенощное бдение . Стихиры к этому событию написали знаменитые гимнографы: Иоанн монах и Герман. Во время великой вечерни поются три паремии, в которых содержится истинное пророчество о святителе Иоанне Крестителе.

Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи

На утрене священнослужители читают Евангелие от Матфея. Первый канон торжества написал Иоанн Дамаскин, а второй - Андрей Критский. На великой литургии читаются текста Евангелия и Апостолов, которые посвящены событию усекновения.

  • В тропаре торжества похвалами чтится память праведника. Предтеча - славнейший пророк, котором Господь уготовал крестить Проповеданного. Поется, что святитель, принимая мученическую смерть, радовался божественным разумением.
  • Во второй стихире праздника говорится о том, что ученица дьявола сплясала на кровавом пиру и взяла в награду голову Крестителя. Далее, критикуются лживые действия тетрарха Ирода, поклявшегося лишить жизни святого пророка. Итак, Церковь не перестает восхвалять пострадавшего за веру и уничижать имена тех, кто убивает ради удовольствия.
  • Во время кондака прихожане слышат о том, что усекновение произошло по великому замыслу Господа, чтобы Креститель возвестил о пришествии Спасителя. Иродиада же, испросившая казни, плачет, потому что просила обманчивой жизнь вопреки любви к Богу.
На заметку! Это торжество считается днем поминовения тех, кто пожертвовал жизнью за отечество и хранил верность добру и истине. РПЦ установила традицию в 1769 г. после войн с Турцией и Польшей.

О других великих недвунадесятых праздниках:

Традиции празднования

Бытие Иоанна Крестителя чрезвычайно почитается православным миром, а дата усекновение отмечается особенным образом. В этот день не рекомендуется веселиться, играть в азартные игры и устраивать богатое застолье. Верующие должны отказаться от пышных яств и соблюсти строгий пост.

В РПЦ праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя причисляют к великим, но не считают двунадесятым (относящимся к бытию Спасителя и Богородицы). Так как Предтеча вел аскетический образ жизни в пустыне, питался скромно, день 11 сентября является постным. Запрещается потреблять не только мясо и молочную продукцию, но даже рыбу.

Церковь настаивает мирян не быть сообщниками чревоугодия Ирода, но держаться приличия в употреблении пищи. Пример аскетичной жизни нам дал Иоанн Креститель, который жил в пустыне.

Иоанн Креститель — Предтеча Иисуса Христа

Верующие молят Господа о прощении, вразумлении всех грешников и помощи человечеству. В многочисленных российских церквях 11 сентября проходят праздничные служения. С раннего утра и до вечера прихожане чтят память великого пророка, принявшего мученическую смерть во славу Господа.

Священнослужители служат молебны о страдальцах, болеющих страшными недугами. В этот день также принято отдавать дань уважения всем воинам, погибшим за свое отечество. Беря пример с Иоанна Предтечи, христианин должен проповедовать любовь к Всевышнему и возлагать надежду на Самого Творца.

На заметку! Пост, который проходит в праздник Усекновения честной главы Крестителя, был установлен еще во время первых христиан. Его древность подтверждается уставом монастыря, построенного в честь Саввы Освященного. В тексте говорится, что пост завещан ранними отцами Церкви.

История празднования

Власть над Палестиной разделилась между четырьмя римскими ставленниками после смерти Ирода Великого. Галилеей стал править Ирод Антипа, по разрешению императора Августа. Иоанн Предтеча обличал царя (четвертовластник) в прелюбодействе: ставленник бросил свою законную жену и сожительствовал с супругой родного брата, которую звали Иродиадой. Не вынеся обличения, Ирод заключил Крестителя в темницу.

Иоанн Предтеча обличал царя Ирода в прелюбодействе

Некоторые предполагают, что правитель сделал это не из-за злобы, но чтобы спасти Иоанна от деяний мстительной Иродиады.

  • Само усекновение главы Предтечи произошло на пиру, который проходил в честь дня рождения Ирода. На празднике присутствовали знатные местные вельможи, мудрые старейшины и тысяченачальники.
  • Большое внимание к себе привлекла Саломея, дочь Иродиады, которая великолепно танцевала перед гостями и расположила к себе Ирода Антипу, давшего клятву исполнить любое её желание.
  • Иродиада, дьявольски желавшая отмщения, подговорила дочь просить у правителя главу Иоанна Крестителя. Ирод чрезвычайно смутился этому предложению, так как очень боялся гнева Небес и озлобленности народа, который любил пророка.
  • Правитель сдержал клятву, которую дал перед высокими гостями и распорядился соответствующим образом. Существует предание, что после отсечения глава не переставала обличать прелюбодеяние Ирода Антипы. Соломия же, поддавшись ярости исколола язык святого пророка иглой и закопала голову в нечестивом месте.
  • Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады покрылась горем. Они страшились воскресения Крестителя и приняли проповедующего Христа за него.
  • Аравийский царь, дочь которого отверг Ирод, послал против последнего свои войска и объявил войну. Правитель Галилеи потерпел поражение, чем разгневал императора Калигулу, который отправил нечестивых любовников в заточении на территории Испании.

Храмы в честь Иоанна Крестителя:

Ученики Иоанна Предтеча погребли тело пророка в городе под названием Севастия. Святую главу нашли, поместили в сосуд и погребли на Елеонской горе.

  1. Впервые её обнаружил некий подвижник, копавший место для храма. Он сохранил голову в собственном доме, но перед смертью, боясь поругания святыни, закопал её в изначальном месте.
  2. В середине V столетия пророк лично указал в видении её местоположение. После этого голову перенесли в Константинополь. В честь этого события Церковь установила торжество первого и второго обретения - 8 марта.
  3. В период иконоборчества голова Предтечи вывозилась в Абхазский город Команы - место, знаменитое ссылкой и кончиной Иоанна Златоуста, - и пряталась в земле. После того, как иконопочитание было восстановлено, пророк явился в видении патриарху Игнатию и указал расположение честной главы. Третье обретение святыни празднуется Церковью 7 июня.

Икона, изображающее событие

Иоанн Предтеча искренне верил в Господа, проповедовал о Небесном Царстве, подготавливал народ к сошествию Мессии. Пророк крестил самого Иисуса и призвал большинство признать его Сыном Божьим.

Святой лик является неотделимой частью всего торжества. Образ демонстрирует грань, за которую способна перешагивать людская ненависть.


Смысл торжества

Дата усекновения - день, повествующий о расставании святого Иоанна с этим миром, где он много страдал от ненависти и гнева. Мученическая смерть не смогла разрушить правду, всегда звучащую из уст Предтеча. Жизнь, которая отдается ради жертвы, ценится Церковью.

Иоанн, долгое время проживавший в пустыне, соединился со своим служением Всевышнего и перестал замечать собственные нужды. Задача пророка - возвещение о скором явлении Спасителя, и нет для него более ценного действа.

Иоанн Предтеча чрезвычайно любит Сына Божьего и готов забыть собственное эго, он способен отдать всё ради защиты Его. Предтеча желает, чтобы вся слава досталась Господу, а о нем самом совершенно забыли. Креститель стал величайшим пророком, потому что в борьбе со страхами полагался только на Могущество Отца и не терял полноценной уверенности.

В день Усекновения честной главы Иоанна Крестителя Церковь призывает молиться о тех, кто умирал в больших страданиях. Духовные герои склонялись для того, чтобы другие воспрянули.

На заметку! Частицы мощей святителя располагаются в соборе Владимирской иконы Богородицы, который построен в северо-восточной части Москвы в 1772 г. Автором церковного проекта был знаменитый архитектор В. Баженов.

11 сентября православный мир вспоминает событие усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Церковь воспевает мученичество пророка, отдавшего жизнь ради Божьего Сына и христианских заповедей. Следуя примеру святителя, необходимо бороться с проявлениями бесчестия в своем окружении.

Горький праздник: Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

Православная церковь относит Усекновение главы Иоанна Предтечи к числу великих праздников. 11 сентября посвящено памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому отрубили голову по приказу тетрарха Ирода. Полное название праздника в богослужебных книгах Православной церкви: «Усекновение честныя главы, честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна»

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Что нельзя делать 11 сентября на Иоанна Предтечи

В какой бы день недели этот праздник не попадал, включая воскресенье, этот день всегда считается днем строгого поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но даже рыбу.

Накануне праздника вечером служится всенощное бдение – торжественное праздничное богослужение, которое проводится от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов утра.

11 сентября считается очень энергетически сильным днем. Считается, что тем, кто соблюдает пост в этот день, будут прощены все грехи, люди издавна верили в то, что в этот день у человека исполнится любое желание, которое будет загадано.

Издавна у людей существует запрет на пользование острыми, колющими, режущими предметами: ножом, ножницами и т. д.

«Кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется», — говорят в народе.

Нельзя ничего резать, особенно продукты круглой формы: капусту, арбузы, хлеб, помидоры и т. д. – так как круглое ассоциируется с отрубленной головой Крестителя. Хлеб, например, в этот день ломали руками, но не резали.

Среди народных примет существует запрет на танцы, песни и любое веселье в этот день. Связано это с танцем Саломеи, падчерицы Ирода, по просьбе которой и был обезглавлен Иоанн Креститель. Считается, что тот, кто в этот день танцует, тот берет на себя тот грех, который когда-то взяла на себя Саломея.

Усекновение Главы Иоанна Предтечи: традиции и обычаи празднования

На Руси последняя страница жизни Иоанна Крестителя была хорошо известна, горячо переживалась народом и породила множество апокрифических пересказов. Имена Саломеи и Иродиады стали нарицательными обозначениями женской хитрости и коварства. Не случайно 12 лихорадок называли Иродиадами или дочерями Ирода.

День, когда церковь вспоминает смерть пророка через усекновение главы, отмечался строгим постом. Пост этот имел свои особенности: в пищу нельзя было употреблять яблоки, картофель, лук, капусту ягоды, арбузы, орехи и другие продукты, имеющие круглую форму или хотя бы отдаленно напоминающие голову.

В этот день ничего не варили. Грехом считалось в руки брать нож и что бы то ни было резать. Строгий запрет существовал на веселье, особенно на песни и пляски, потому что именно пением и плясками дочь Иродиады выпросила голову пророка.

Верили, что если в этот день разрезать кочан капусты, то из него непременно потечет кровь, а если человек 11 сентября съест что-либо круглое, то весь год у него будет болеть голова.

Как отмечать праздник

События, связанные с жизнью Иоанна Предтечи, почитаются церковью и всегда отмечаются особым образом. В этот день не принято веселиться, играть в азартные игры и устраивать пышные застолья. Наоборот, верующие должны отказаться от пышных яств и в дань трагическому событию соблюдать строгий пост.

В этот день следует молиться о прощении, вразумлении грешных и помощи им. Категорически запрещены заупокойные молитвы.

В нашей стране был построен не один храм, посвященный мученику Иоанну, и ежегодно 11 сентября в каждой из этих церквей проводятся праздничные богослужения. Как правило, утренняя служба начинается рано, и до самого вечера верующие почитают Великий праздник.

11 сентября в храмах можно услышать церковные проповеди, обращенные к верующим, и молитвы, обращенные к Богу.

В этот день церковь Рождества Иоанна Предтечи в Суздале почтит молитвами память Великого Крестителя Божьего. Рано утром каждый желающий может поприсутствовать на богослужении и исповеди, посвященной этому святому дню.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове приглашает всех на божественную литургию в 8 утра. Также и Покровская епархия с 8 утра проведет богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе в Энгельсе. Молебен будет о страдающих от недуга пьянства и наркомании. Здесь желающие могут услышать молитвы во излечение людей, страдающих тяжелыми вредными зависимостями - алкоголизмом и наркоманией.

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Бортевее верующим также предлагается поприсутствовать на вечернем богослужении, на котором будут молиться за души грешных людей.

В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором в Москве в 9 утра начнется литургия. А в 18.00 вы сможете побывать на вечернем богослужении.

Кировский храм Усекновения Ионна Предтечи проведет по улицам города крестный ход, в котором также могут поучаствовать все желающие.

В день памяти Иоанна Крестителя запрещены массовые и шумные гулянья. Почтить память святого мученика вы сможете в стенах храмов и церквей. Помимо этого, в этот день также принято отдавать дань памяти погибшим воинам.