Трубы и трубопроводная арматура

Языческие имена мужские. Старорусские имена для мальчиков — откуда возникали имена и что они означали

Бава - медлительный

Багоня - багульник

Багро - значение неясно, возможно от «багровый»

Бажан - обожаемый, желанный: от «бажати» - желать

Бажен - то же

Байко - говорун

Бакан - багровая краска из червеца,

Бакота - шутник

Бакула - то же

Бакуня - краснобай

Балда - дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.

Балован - избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач

Баломир - по смыслу подходит «народный целитель»

Балосын - сын врача

Балуй - гриб

Балша - уменьшительное от имён с основой «Бало»

Баран - баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.

Барвин - крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.

Барма - бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.

Барним - (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.

Басенок - сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.

Баско - красавчик

Баташ - от «батать» - качать ногами

Батура - упрямец (рязанский говор)

Батяшка - возможно, то же, что и Баташ

Бахарь - сказочник, врун

Баян - рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.

Бдигост - высматривающий гостей

Бедислав - бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.

Бежан - бегающий

Безгнев - безгневный

Бездруг - без друзей

Безман - значение неясно

Безмест - значение неясно

Безнос - безносый

Безобраз - безобразный

Безпрем - неизменный

Безрук - безрукий

Безсон - бессонный

Белеут - язь (рыба)

Велик - белый, беловолосый

Белимир - белый (свешенный) мир

Беловолод - «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.

Беловук - белый волк, сербское имя

Белоглав - с белой головой, седой

Белоглаз - значение не совсем ясно

Белогор - белая (свещенная) гора

Белогость - свещенный гость

Белогуб - имеющий белые (бесцветные) губы

Белозер - кречет (птица)

Белозор - белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза

Белослав - белый (свещенный) и славный

Белота - белый

Белотур - белый тур

Белоус - имеющий белые ус

Белый волк - белые волки считаются воплощением духов.

Белый Полянин - сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.

Белояр - «свещенная ярость»

Беляй - светлый, белый

Беляк - белый

Белян - белый

Бень - вилы: возможно, «острый», злой человек

Берест - берестяной

Берестень - берестяной

Беривой - значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»

Беридраг - значение неясно

Беримир - значение неясно

Берислав - значение неясно

Бермята - тяжёлый; от «беремя» - тяжесть

Берн - бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята

Берсень - крыжовник

Веско - возможно, от «бес» - злой дух

Бессон - бессонный

Бестуж - бесстыдный: от «стоуж» - стыд

Бивой - бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.

Билуг - сокращение от Белогость

Билюд - бьющий людей

Благиня - добряк

Благовест - добрая весть

Благодар - добрый (благой) дар

Благолюб - любящий добро (благо)

Благомил - тот, кому мило благо (добро)

Благомир - добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни).

Благород - благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».

Благослав - славный добротою, славящий благо

Благота - благостный

Благохран - хранящий добро (благо)

Благояр - благой и ярый

Блажен - блаженный

Блажибор - значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться» .

Блажимир - значение неясно

Блажислав - значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».

Блажко - уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»

Блазн - соблазн

Блестан - блистающий

Блестовит - от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)

Ближика - родственный

Близбор - значение неясно

Близгост - значение неясно

Близна - рубец от раны

Близомир - значение неясно

Блин - блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.

Блуд - блудливый

Блюд - блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».

Бобр - бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).

Бобрец - бобровый, подобный бобру

Боброк - то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.

Бобрыня - то же, что и Бобрец

Бобырь - от «бобровать» - бродить по воде или болоту

Боговлад - владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога

Богодей - от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.

Боголеп - угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами

Богомил - милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты.

Богомол - молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».

Богомяк - от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)

Богород - рождённый после просьбы к богам

Богувид - тот, кого видит (замечает) бог

Богужив - тот, кто жив благодаря богу

Богуместь - мстящий за бога

Богумил - милый богу

Богумир - в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов)

Богун - «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.

Богурад - радеющий за Бога

Богуслав - славящий Бога

Богухвал - хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.

Богуш - уменьшительное от имён с основой «Бог»

Богша - сокращение от имен с основой «Бог»

Бодан - (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию

Бодало - рогатина, копьё.

Бодень - орудие для удара тычком.

Боеслав - славный в бою

Бож - божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».

Божан - то же

Божедар - дар божий

Божейко - уменьшительное от имён с основой «Бож»

Божен - божий

Божедом - божий дом

Божеслав - славящий богов

Божетех - утешение божье

Божидар - божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.

Боживой - божий воин

Божибор - борящийся за богов

Божимир - божий мир

Божирад - радеющий за богов

Божко - уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»

Божок - то же

Боиборз - скоротечный бой

Бой - бой, воинственный, боец

Бойдан - воинственный

Бойкан - бойкий

Бойко - боец

Болебор - больший (лучший) борец

Болегорд - больший гордец

Болегост - больший купец

Болелют - тот, кто отличается большей лютостью

Болемест - тот, кто больше всех отомстил

Болемил - более милый

Болемир - более мирный

Болемысл - более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.

Болерад - более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный

Болеслав - более славный

Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Баламбер)

Большак - большой

Бонята - значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин

Борзигорд - от «борзый»(быстрый) и «гордый»

Борзират - быстрый ратник

Борейко - возможно, что это уменьшительное от имён с основой «Бор».

Борживой - чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.

Борзосмысл - «быстродумающий», сообразительный

Борзун - скорый, быстрый

Борзята - быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл

Боривит - от «бороться» и «обитать»

Боригнев - сдерживающий гнев

Боривой - победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.

Бори л - борящийся (юж. слав, имя)

Борим - сокращённое от Боримир

Боримир - борющийся за мир

Бориполк - побеждающий полк

Борис - сокращённое от Борислав

Борислав - борющийся за славу. Князь балтийских славян

Боритех - тешащийся борьбой

Борич - боровой, лесной

Борко - сокращение от имён с основой «бор»

Боркун - возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.

Борна - то же, что и Борич.

Боровин - брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).

Бородай - бородатый

Борослав - славящий бор. Либо «славящий борьбу»

Бортень - борть, пчелиное дупло

Бору слав - славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).

Борута - злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.

Борут - родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.

Борята - борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)

Ботук - толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва»

Бочар - аист, либо бондарь (бочар)

Боща - бодун; от «бость» - бодать

Боян - боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве»

Бравлин - иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего.

Брага - брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.

Бразд - борозда

Бранен - военный

Бранибор - побеждающий в сражениях, либо защитный лес.

Бранивой - сражающийся воин

Браниволк - сражающийся волк

Бранилюб - любитель битв

Браним - сокращение от Бранимир

Бранимир - сражающийся за мир

Браниполк - сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».

Бранирад - радующийся битве

Бранислав - добывший славу в сражениях

Бранитех - тешащийся битвами

Бранко - воинственный; от «брань» - битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».

Бранкован - воинственный

Браносуд - судебный поединок

Бративой - собирающий воинов

Братило - уменьшительное от Братислав

Братимир - собирающий мир

Братислав - берущий славу

Братодраг - дорожащий братом

Братолюб - любящий брата

Братомил - милостивый к брату

Братонег - нежный к брату

Браторад - заботящийся о брате

Братослав - славный братьями

Братша - уменьшительное от имён с основой «Брат»

Брезан - посвещённый берёзе, либо родившийся в березне

Бремислав - значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».

Бренко - земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .

Бреслав - бренная слава

Бретислав - обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.

Брко - усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.

Бровка - кромка

Бронивит - защитник жизни,

Бронислав - защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»

Бронута - защитник

Брусило - говорящий неразборчиво

Брячислав - бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году.

Будай - будящий, либо лентяй

Будан - лентяй

Буданко - лентяй, уменьшительное от Будан

Будивит - значение неясно

Бу дивой - поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»

Будиволна - поднимающий волны

Будигост - здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»

Будилко - будильник; уменьшительное от Будило

Будило - будящий

Будимил - здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»

Будимир - будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.

Будислав - будящий славу

Будовец - строитель

Будорад - значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».

Будута - сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).

Будый - пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом.

Буй - буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.

Буйгнев - буйный в гневе

Буйко - уменьшительное от имён с основой «Буй»

Буймир - значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.

Буйное - удалец

Буйсил - обладающий буйной (безумной) силой

Буй-Тур - буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о полку Игореве».

Буен-Бык - буйный бык; напористый и смелый человек.

Буеслав - буйная слава

Бульба - пузырь, толстый человек

Булыга - дубина

Бун - гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное Буня.

Бунислав - славящий мятеж

Бунко - то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.

Буривой - «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.

Бурой - бурый

Буря - буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).

Бус - туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.

Буслай - рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.

Бусл - аист

Бусоволк - серый волк

Бутко - спесивый: от «бута» - спесь

Бушуй - бушующий

Бушуй-Тур - бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.

Буяк - породистый бык. Имя из новгородской бересты.

Буян - буйный

Бык - бык

Быкодёр - убийца быков

Былята - бывалый, опытный

Быслав - сокращение от Збыслав; очень славный.

Быхан - коврижка

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Не приведены многие женские имена, производные от мужских имён.

Бабура - мотылёк

Бажсна - желанная; от «бажати» - желать.

Беда - беда; имя-оберег.

Бела - белка

Белава - беленькая

Белослава - белая (свешенная) слава.

Белоснежа - белоснежная. Известна надпись на пряслице: «Во-неси Еелоснези», т.е. «Отнеси Белоснеже».

Беляна - беленькая

Беляница - беленькая

Берёза - берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.

Беспута - беспутная. Имя-оберег, данное родителями для защи­ты от злых духов.

Благолюба - любящая благо (добро)

Благомила - та, кому мило благо (добро)

Благуша - уменьшительное от имён с основой «Благ»

Блажена - блаженная

Богдана - данная богами

Боголепа - угодная богам

Богумила - милая богу

Богуслава - славящая бога

Божедана - данная богами

Божедарка - дар божий. Уменьшительное от Божедара.

Божемила - милая богам

Божена - божья. Известная чешская сказочница Божена Немцова.

Божеслава - божья слава

Боленега - более нежная

Болеслава - более славная. Дочь Святослава I Всеволодовича (1196-1252 гг.), Великого князя Владимирского (1246-1248 гг.).

Борислава - борющаяся за славу

Бояна - боевая

Братислава - берущая славу

Братомила - милая братьям

Бреслава - обретшая славу

Бронислава - защищающая славу

Брячислава - звенящая славой

Буга - хорватское имя. От реки Буг либо от «Буга» - выпь.

Будана - лентяйка

Буеслава - буйная слава

Древние славяне знали, что имя сильно влияет на судьбу ребенка, поэтому подходили к этому серьезно. Славянские мужские имена чаще всего состояли из двух полноценных слов с глубоким смыслом, которые служили своеобразным оберегом от всякой нечисти. Язычники предпочитали давать своим наследникам по два и более имен, чтобы защитить их от злых духов. После принятия христианства детям давали также не одно имя, а два. Первое использовали для взаимодействия и контакта с окружающим миром, второе давали при крещении малыша. Его держали в тайне, и его знали только ближайшие родственники.

Как выбрать имя для мальчика

В древности имена для мальчиков подбирали особенно тщательно, ведь сыновья всегда оставались воинами, защитниками, продолжателями рода, старейшинами, носителями силы, величия, могущества и мудрости.

В наше время к выбору имени также необходимо относиться серьезно.

  • С осторожностью относиться к слишком нестандартным именам. Дети могут сильно страдать из-за своего слишком выделяющегося имени. К тому же, в школе их, скорее всего, будут постоянно дразнить из-за этого.
  • Не стоит давать мальчику ласковое и мягкое имя. Его не будут воспринимать всерьез, а сверстники обзывать девчонкой.
  • Имя должно сочетаться с фамилией и отчеством. Для мальчиков это особенно актуально, так как их фамилия остается с ними на всю жизнь.
  • Следовать моде на имена – глупо. Мода быстро проходит, а имя остается и может звучать довольно неуместно.

Подбирая имя своему сыну, нужно сначала попробовать «примерить» его на постороннем человеке, проанализировать все ассоциации, возникающие из-за этого. Также желательно тщательно изучить все толкования и значения имен.

Распространенные имена слишком банальны, и малыш теряется в обществе своих сверстников, слишком редкие – привлекают к нему чересчур много внимания.

Имя должно быть не слишком редким, но и не самым популярным. Мальчикам в большинстве подходят твердые имена, так как им без сильного и напористого характера в жизни придется трудно.

Красивые древнеславянские имена для мальчика

Древние славяне чаще всего давали ребенку имя при рождении, а затем в период отрочества, когда в характере юноши уже ясно вырисовывались главные черты его индивидуальности. Имя должно было подчеркивать эти качества. Если мужчина совершал великие подвиги, ему могли дать еще другое имя, прославляющее его великие деяния.

Список красивых имен:

  • Агний – обозначает светлый (от слова «огонь»);
  • Бел – чистый, белый, белолицый;
  • Белояр – светлый и яростный;
  • Благород – благородный;
  • Богдан – данный Богом;
  • Болеслав – устремляющийся к большой славе;
  • Вартислав – исполненный славой;
  • Велимир – мирный, спокойный, уравновешенный;
  • Глеб – мощный, тяжелый;
  • Далимил – дающий или дарящий милость;
  • Добромир – добрый и мирный;
  • Зареслав – прославляющий зарю;
  • Карин – кареглазый;
  • Ладослав – прославляющий Ладу;
  • Любомил – любимый;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Мирослав – славящий мир;
  • Мстислав – мстительный, непримиримый;
  • Огнедар – приносящий жертву;
  • Пересвет – очень светлый, просветленный;
  • Радим – радостный;
  • Руслан – светлая душа;
  • Ратмир – защищающий мир;
  • Святослав – священная слава;
  • Светомир – несущий свет и мир;
  • Станислав – устанавливающий славу;
  • Тихомир – тихий и мирный;
  • Яромир – мирный как Ярило.

Многие имена славянского происхождения почти забыты и вообще исчезли из употребления, так как после принятия христианства практически полностью заменили греческие и еврейские аналоги.

Забытые и редкие имена славянского происхождения

Список забытых и редких имен очень длинный:

  • Безсон – недремлющий;
  • Богород – родственник богам;
  • Божеслав – славящий божество;
  • Бурислав – подобный буре;
  • Ведамир – все ведающий;
  • Венцеслав – носящий венец славы;
  • Воибор – побеждающий в бою;
  • Вышеслав – высший славою;
  • Градимир – создатель мира;
  • Горыня – непобедимый и непоколебимый как гора;
  • Гремислав – прославленный, гремящий славою;
  • Данияр – данный для блеска;
  • Златан – драгоценный;
  • Людмил – милый людям;
  • Млад – младший, молодой;
  • Окомир – око мира;
  • Орислав – сильный;
  • Радим – переживающий о мире;
  • Таислав – скромный, таящий славу.

Стоит ли ребенку давать такое редкое имя, должны решать сами родители, взвесив все за и против.

Православные русские мужские имена

Некоторые древние имена приобрели широкую популярность благодаря тому, что славян с таким именем возвели в ранг святых и канонизировали.

Это такие русские имена для мальчиков:

  • Борис – борющийся за славу;
  • Всеволод – владеющий всем;
  • Владимир – великий в своей власти, владеющий миром;
  • Владислав – владеющий славой;
  • Вячеслав – большая слава, известнейший;
  • Всеволод – всем владеющий;
  • Горазд – большой, крупный;
  • Ростилав – возрастивший славу;
  • Святослав – святая слава;
  • Ярополк – ярый воин.

Эти имена довольно популярны и в наше время, к тому они очень благозвучны и имеют хорошее толкование. Многие из них входят в топы самых популярных мужских имен.

Необычные славянские имена

Необычные имена можно разделить на такие категории:

  • произошедшие от причастий: Ждан, Неждан, Хотен, Бажен, Бажан, Крив;
  • по порядку рождения: Первой, Большой, Вторуша, Вторак, Третьяк, Четвертак, Меньшой, Девятко;
  • связанные с растительным и животным миром: Волк, Орех, Береза, Орел, Борщ, Ворон, Лебедь, Жаворонок, Заяц;
  • божества: Лад, Ярило.

Такие имена сегодня являются экзотическими и необычными. Вряд ли кто-то решится назвать своего ребенка таким экстравагантным именем.

С течением времени многие из них стали основой для фамилий: Меньшов, Третьяков, Волков, Жданов, Баженов, Бажутин, Борщев, Воронихин, Вторушин, Зайцев, Орлов.

Несмотря на то, что древнеславянские мужские имена устарели, все-таки некоторые родители называют ими своих сыновей. В последнее время возрождается интерес к давним именам, так как современные стали очень популярными и слишком распространенными, и родители не хотят называть ребенка, как все. Но в поиске редкого имени нужно проявить много мудрости.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно – ложное, для всех, и другое – тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей.

Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:

1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)

2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)

3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)

4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)

5) И основная группа имен – двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).

Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).

Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.

Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

До появления христианства на Руси были мужские имена , в которых отражались качества людей, их различные свойства, например, особенности речи или физические недостатки. Также в славянских мужских именах отражалось отношение родителей к детям или порядок их появления в семье. Все это выражалось непосредственно нарицательными существительными или образно, в сравнении с животными, растениями и т.п. Назвать ребенка могли Волком, Котом, Воробьем, Горохом, Березой, Рябым, Буяном, Первым, Третьяком, Большим, Меньшим, Жданом, Нежданном. Впоследствии эти мужские имена переродились в современные фамилии Нежданов, Третьяков, Волков и т.д.

После того, как на Руси было введено христианство, подобные мужские имена () были постепенно вытеснены церковными, пришедшими из Византии именами. Среди них встречались не только греческие, но и древнеримские имена, и древнееврейские, и сирийские, и египетские. У каждого из них в своем родном языке было определенное значение, но на Руси они стали именами собственными , не обозначающими что-либо еще. Так, когда-то давно в Византии были собраны лучшие греческие имена и имена, которые использовали в соседних странах. Все они были канонизированы, то есть, узаконены официально, став церковными именами.

Принесенные на русскую землю, церковные мужские имена не сразу заменили старые. О том, что новые имена постепенно входили в русский быт говорит тот факт, что вплоть до XVII века россияне наряду с церковными христианскими именами давали и имена мирские, более привычные и понятные. Именно они со временем перешли в прозвища. Старинные летописи содержат довольно сложные имена людей , порой составные: «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын», «Осташко, прозвище Первушка», «боярин Феодор, зовомый Дорога».

Древнерусские имена постепенно ушли в забытье, и к XVIII-XIX вв. остались только мужские имена христианские. Однако и они претерпели изменения, поддаваясь влиянию особенностей русского произношения, словообразования и словоизменения. Так Диомид стал Демидом, Иеремия – Еремеем, Иоанникий – Аникеем и т.д. Ряд имен даже стал употребляться в двух вариантах – церковном и гражданском. Церковные мужские имена напоминали греческий оригинал, гражданские же или народные были более приспособлены к русскому произношению. Так Сергий стал Сергее, Агапий – Агапом, Илия –Ильей, Захарий (Захария) – Захаром.

Давайте посмотрим список наиболее популярных мужских имен , а также узнаем их значения. Надеемся, что из представленного списка найдется наиболее подходящее имя для вашего мальчика.

Фото с сайта kikabol.com

В старорусских именах заложен целый пласт истории Древней Руси. Это богатое наследие, к которому все чаще обращаются современные родители, в надежде найти для ребенка необычное, красивое имя. Выбрать подходящее имя для девочки – задача вдвойне сложная. А славянские имена для девочек звучат очень мелодично, потому и становятся популярны.

Этнологи не останавливают работу по выяснению происхождения и точного значения имен, ведь это неиссякаемый источник материала по истории давно исчезнувших народов, их мифологии, особенностях их семейных и общественных отношений. Таким же источником ценного материала являются старорусские имена для девочек.

Проводить исследования, связанные с этимологией славянских имен, трудно, ведь старославянские имена для девочек имеют порой по несколько региональных значений и истолковываются не однозначно. Потому и сегодня значения некоторых имен оспариваются, и вызывают среди специалистов и просто увлеченных ономастикой (разделом языкознания, специализация которого – изучение любых собственных имен) жаркие дискуссии.

Происхождение древнерусских женских имен

Младенцев до крещения Руси нарекали по древнерусскому обычаю именами, которые отображали особенности характера и нрава. Это могли быть древнерусские имена для девочки: Разумница, Молчана, Красава, Кудряна . Многие народы присваивали имена по такому принципу, например привычные индейские девичьи имена такие: Аяша – маленькая, миниатюрная, Евоти – великая, Литонья – порхающая колибри, Хитрая Лиса. Имели значение для присвоения имени основное родовое занятие, последовательность при появлении на свет ребенка (Первый, Меньшой). Аналогичные древнерусские имена девочек, отражающих очередность рождения — это Лидия – первая, Аза .

Фото с сайта pravda-tv.ru

После принятия христианства имена стали заносить в церковные календари. С XIV века детей называли христианскими именами, но различного рода прозвища существовали параллельно. Вместе с крестильными именами они позже образовали русские фамилии (Петя — Петров, Вол — Волков).

Постепенно древнерусские имена женские полностью вытесняются именами церковными, пришедшими из Византии. И к XVII веку греческие и византийские имена распространились настолько, что древнерусские женские имена выходят из употребления, а вместо них девочек называют греческими, древнеримскими, египетскими, и даже сирийскими именами. Очень часто это были не имена, как таковые, а название определенных явлений, стихий. Приятные на слух имена стали после того, как их видоизменили, приспосабливая к особенностям славянских языков (Авдотья стала Евдокией , имя Анфуса преобразилось в Анфису ).

Остались в неизменном виде лишь те из древнерусских славянских имен, которыми были наречены святые (имена, дающиеся при крещении). Широко стали применяться двухосновные имена: называли одним именем, а крестильное имя (греческого происхождения) применялось только в церкви.

Распространенные старорусские женские имена, их виды:

  1. двухосновные: Доброгнева, Любомила, Светозара , при этом очень распространенным был корень «слав»: Святослава, Ярослава, Мирослава ;
  2. имена, произошедшие от причастий: Бажена, Ждана ;
  3. имена, взятые из мира животных и растений (Азалия – цветущий куст, Акилина или Акулина – орлиная, Афродита – взошедшая на землю из морской пены), Щука ;
  4. отражающие порядок рождения;
  5. имена, отражающие черты характера девочки: Арина – спокойная, Арсения – мужественная, Варвара – дикая;
  6. произошедшие от имен богов (Аврора – богиня утренней зари, Аполлинария – богиня солнца);
  7. особые имена, которыми называли детей княжеского рода (Вячеслава ).

Фото с сайта women.uol.ua

Появлялись старославянские женские имена, которые ничего общего со славянскими именами не имели. Но у них был корень славянского имени. Таким образом, имена повторяли эллинистический вариант. Например, популярные среди россиян имена Вера, Надежда, Любовь являются прототипами греческих имен Пистис, Элпис, Агапе .

Широко применялись парные древнеславянские женские имена, ведь считалось, что женское имя, как и имя человека вообще, служит тайным ключом, подобрав который можно повлиять на формирование внутреннего мира. Потому выбиралось первое имя для посторонних людей, и второе, которое хранится в секрете и которое знают только родные люди. Считалось, что таким нехитрым способом древние русские женские имена способны уберечь девочку от влияния нечисти, недобрых людей. Первое имя девочки или ложное, как правило, было нарочито некрасивым (Злоба), что становилось двойной защитой носителя такого неблагозвучного имени.

Вторым и основным именем девочку называли только по достижению ею определенного возраста. Считалось, что у подростка уже ярко выражены основные черты характера, и потому легко можно было определиться с именем. Традиция называть девочку двумя именами быстро сошла на нет, поскольку в чертах ее характера проявлялось чаще то неблаговидное прозвище, которым ее называли каждый день. А второе имя не отражало истинного нрава, так как не используясь, оно утрачивало свое символическое значение.

Появившиеся красивые славянские имена для девочки отражают лучшие женские качества:

  • Дарина – та, которая одаривает;
  • Добрава – добрая;
  • Елена – избранная;
  • Евпраксия – женщина, которая выполняет только добрые дела;
  • Инесса – безмятежная.

Благозвучные красивые славянские женские имена, краткий список и их значение

  • Августа – родившаяся летом;
  • Агнесса – хранящая целомудрие;
  • Агния – непорочная;
  • Ада – украшение;
  • Александра – носительница такого имени является защитницей всех людей;
  • Ариадна – всегда спящая;
  • Беатриса – та, которая благословляет;
  • Бела – красавица;
  • Богдана – данная богом;
  • Василиса – царствующая дева;
  • Веста – хранительница очага.

Найти больше информации, а также полный список старорусских женских имен всегда можно на просторах интернета. Словарь таких имен составил Н.М. Тупиков. К тому же, существуют не только календарные древнерусские женские имена полный список, но и общеславянские. Истинно русских имен, из которых состоит обширный список славянских женских имен, не так уж и много. Большинство же из представленных в именослове имен происходят из древних языков, таких как греческий, германский, египетский.

Церковный календарь и славянские женские имена по месяцам

Фото с сайта pravchelny.ru

В церковном календаре или именослове представлен обширный список славянских женских имен, из которого родители как верующие, так и те, кто не придерживается христианских традиций, берут имена для девочек. Список имен святых включает в себя женские славянские имена по месяцам, большая часть которых считаются анахронизмом. Тем не менее, многие молодые родители предпочитают именно такие давно забытые, редкие имена. Святцы – это и есть тот неиссякаемый источник идей, который дарует ребенку необычное имя.

Что значит называть ребенка по Святцам?

Выбирая имена по Святцам, учитывают дату рождения и имя Святого, которое поминается в этот день. Но возможен и другой вариант, когда ребенка называют по имени Святого, которого поминают и на восьмой день. В том случае, когда имени подходящего в день рождения ребенка нет, то берется имя Святого, которое выпадает на сороковой день от даты рождения. В этот день обычно ребенка и крестили.

Мужские имена на женский лад

Древнерусские женские имена в мужских вариациях не редкое явление. Для девочек разрешается выбирать имена мужские, поскольку среди Святцев мало женщин. Мужские имена легко изменяются на древнерусские женские имена (Евгений – Евгения, Александр – Александра).
Отличие древнерусских славянских имен от старославянских.

Древнерусские имена как раз и являются именами, которые встречаются в древнерусских источниках, летописях, грамотах. Эти имена послужили основой для современных фамилий, топонимов (географических названий). Потому можно только догадываться, как много существовало двусоставных имен, и сколько из них забыто. Список же общеславянских имен представлен меньшим их количеством.

В отличие от мужских, женских имен в таких источниках немного. Не трудно догадаться, почему. В то время женщины не принимали активного участия в общественной жизни, потому и в документы не вписывались. Но это не единственная причина небольшого количества женских имен. Большая часть женских имен образовывалась от имеющихся мужских. Также часто называли девочек измененным именем отца.

Бесспорно, полный список старославянских женских имен — это не просто набор красивых имен. Это отражение культуры народа и частица от великого наследия Киевской Руси. Периодически волной накатывает мода на древнерусские имена, и точно так же проходит. Но сейчас люди пытаются вернуться к родным истокам, и потому детей все чаще называют не Анжелами, Сюзаннами, и Жаннами, а славянскими именами, иногда немного приукрашая их или даже выдумывая новые.