Работа водителем и машинистом

Буры в Трансваале. Беженцы из африки привезут на ставрополье по полмиллиона долларов

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей, с надеждой избежать геноцида и обрести новый дом, где они смогут трудиться и жить, как добрые христиане. Из Москвы, красотой и величием которой - особенно Храма Христа Спасителя - они были поражены, их путь лежит в Ставрополье.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей. Фото: Алексей Топоров

Как черные под собой белый сук рубили

В августе этого года парламент ЮАР, где с недавних пор заправляет чернокожее большинство, по инициативе левацких партий намерен внести поправку в конституцию страны, согласно которой земли белых земледельцев будут у тех отобраны. Без всяких компенсаций.

И это при том, что именно на сельское хозяйство приходится существенная часть ВВП этого африканского государства, причем полученного трудом именно белых аграриев - буров, потомков голландских переселенцев, освоивших эти земли еще в 17 веке. В Претории - столице ЮАР, обосновывая эту меру, ссылаются на «перекос», из-за которого львиная часть сельскохозяйственных земель принадлежит именно белым. Но почему-то умалчивают о том, что прежние попытки дать черным возможность работать в сельском хозяйстве провалились - потомки охотников и скотоводов-кочевников возделывать пашню не торопятся.

И даже опыт соседней Зимбабве, где в 2000 году уже отобрали землю у белых фермеров, после чего уже через год инфляция в стране преодолела стопроцентный порог, а к 2008 году достигла просто таки астрономических показателей - 231 миллиона процентов, им не показателен. А то бы обратили внимание, что по итогу экспроприаторских «реформ» национальная валюта была упразднена, а безработица достигла рекордного уровня - 80%. Но провальный опыт соседей, дорвавшихся до «черной свободы», нынешних властителей ЮАР, похоже, совсем не беспокоит.

Хуже другое - устранение расового «перекоса» в аграрной сфере является, по сути, узаконенным геноцидом. Черным геноцидом в отношении белых. Например, сегодня белому устроиться на работу в ЮАР практически невозможно, потому как работодатель, согласно заведенным в стране правилам, возьмет сначала черного соискателя, а только потом - белого, но черных в стране - 80% населения. Потому-то белые в последние годы постепенно уходили в самоизоляцию, в закрытые общины, занимаясь исключительно традиционным для них сельским хозяйством. Но теперь их намереваются лишить и этой единственной для них возможности заработать и выжить.

Сезон охоты на буров не закрывается

Но еще хуже, что жизнь буров находится под постоянной угрозой. Только в минувшие выходные черными погромщиками были зверски убиты три белых семьи. И подобные нападения на бурские фермы происходят с завидной регулярностью, их жертвами с момента прихода к власти африканцев в 1994 году уже стали, согласно данным из открытых источников, уже более 70 тыс человек...

Расправы над бурами, как правило, совершаются с подчеркнутой жестокостью: перед смертью жертв садистски пытают, женщин насилуют вне зависимости от возраста - детского или пенсионного, причем на глазах у еще живых мужчин. Нередко погромщики ничего не берут у тех, кого убивают, отчего создаётся впечатление, что они лишают жизни, истязают и громят исключительно из удовольствия или животного азарта.

Здесь, в Африке, над нашим народом нависла угроза физического истребления, - написали в своем письме в адрес общественной организации Национальный родительский комитет Ян Ади старший, Ян Ади младший и Тереза Шлебуши. - До тех же пор тиранические законы принуждают наш консервативно настроенный народ жить по крайним либеральным установкам, глубоко нам чуждым и вредоносным. Уповая на Всевышнего, мы верим в Его обеты, что подразумевает и то, что Он избавит нас, если мы, как народ, раскаемся и обратим к нему свои чаяния. Надеемся, что Он ниспошлет нам своевременное спасение. Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, Христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее».

По словам авторов письма, некоторые из их соплеменников «выразили интерес к развитию народной дипломатии с гражданами России и к установлению общения с ее властями с целью разъяснения положения нашего народа и, возможно, начала какого-то сотрудничества». Другие же буры «рассматривают возможность изыскания путей для поселения в России».

Хотя не все из нас уверены, что выход - в эмиграции, мы бы более чем охотно узнали о практических возможностях в этой области, или в области капиталовложения в РФ»,

Стоит отметить, что буры - это не бедные гастарбайтеры, а люди, сумевшие собственным трудом скопить определенный капитал. А также желающие работать на земле и умеющие делать это. Поэтому их интересует возможность получения вида на жительство, впоследствии - гражданства, а также долговременной аренды земельных участков с последующим их выкупом. Примерно год назад из ЮАР в Ставрополье переселилась одна бурская семья, теперь о подобном переселении задумались как минимум пятнадцать тысяч белых африканцев.

Добрая русская традиция

«Я думаю, что Россия, как гостеприимная страна, может принять этих несчастных людей, - рассказала Царьграду встречавшая семью Шлебушей в столичном аэропорту Шереметьево председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. - Они правильно сделали, что обратились к нам, я знаю, что свободная земля есть не только в Ставропольском крае, но еще и в Крыму, и на Северном Кавказе. И даже пока я ехала на эту встречу, пришло предложение к этим людям от знакомого бизнесмена поселиться на его земле на живописном берегу Оки. Я считаю, что мы должны поддержать этот народ, поскольку он исповедует те же ценности, что и мы: семейные традиции, общинность, все, что близко нашему традиционному русскому мышлению. Эти люди настроены по-доброму, они не хотят жить на пособия, они готовы работать».

Растроганная историей буров, приветливостью, открытостью и доброжелательностью семьи Шлебушей, Волынец даже написала соответствующее обращение к президенту России Владимиру Путину.

Эти люди готовы работать на благо России, заниматься сельским хозяйством, наукой и иными направлениями деятельности, желают приобщиться к нашей культуре и внести свою лепту в развитие нашего государства, - сказано в этом письме. - Считаю, что положительное решение по этому вопросу представит Россию в глазах международного сообщества как гостеприимную, доброжелательную страну...».

В разговоре с Царьградом Ян Ади-Старший, Ян Ади-Младший и Тереза Шлебуши рассказали о том, что их народ вынужден массово бежать из родной ЮАР. Например, мало кто знает, что знаменитый хит You’re In The Army Now был написан и впервые исполнен бурскими композиторами и исполнителями Робом и Ферди Болландами, впоследствии перебравшимися в Нидерланды. И теперь путь многих буров лежит в исторически родные им Нидерланды, а также в Австралию и США. На исторической родине еще остаются четыре миллиона потомков голландских поселенцев, но вряд ли это надолго. Шлебушей же интересует Россия, потому как именно в нашей стране они видят оплот сопротивления новому мировому порядку и либерализму.

«Они надеются в России обрести родину, где смогут жить, исходя из своих христианских ценностей и убеждений, - поделился с Царьградом сопровождавший семью буров общественник, представитель русской общины Нидерландов Дмитрий Писарев - человек по своему легендарный, ежегодно вместе с соратниками организующий в Голландии акции памяти жертв событий в Одессе и в поддержку воюющего Донбасса. - Это не просто традиционные земледельцы, но и образованные люди: Ян Ади-Старший - доктор политологии, Ян Ади-Младший - доктор богословия, Тереза - бакалавр. И еще они прекрасно помнят, как русские поддержали их во время англо-бурской войны, о том, что воевать плечом к плечу вместе с их прадедами отправились около пяти сотен добровольцев из России».

Англо-бурская война. Фото: www.globallookpress.com

Действительно, на долю потомков голландцев - буров, как и на долю русских, выпало немало тяжелых испытаний. Вопреки либеральной пропаганде, они не были чужими на земле Южной Африки и пришли туда даже намного раньше черных воинственных племен, впоследствии вторгшихся с севера, но несколько потеснив местных жителей - бушменов и готтентотов. В результате британской агрессии буры были вынуждены оставить свои поселения на юго-западном побережье африканского континента, поскольку завоеватели отказывали им в праве официально использовать родной язык. А после того, как основали северо-восточнее две независимые республики - Трансвааль и Оранжевую, пережили новую агрессию Британии, которая впервые в мировой истории применила против них бронепоезда, сносившие целые деревни, и концлагеря, где тысячами убивали военнопленных, женщин и детей.

Были, конечно, в истории буров и такие неприглядные страницы истории, как рабство и расовая сегрегация - апартеид. Но так и в истории Русской Цивилизации существовали и крепостное право, и ГУЛАГ, отчего мы все же не стали мордором, как это пытается представить западно-либеральная пропаганда. И не заслужили истребления или самоуничтожения, как бы того ни хотелось различным доброхотам.

На протяжении многовековой истории России на нашей территории находили приют от притеснений антихристианских режимов и просто простор для жизни и созидательного труда разные добрые и трудолюбивые народы - сербы, греки, армяне, немцы, чьи представители потом вливались в Русскую цивилизацию, обогащая ее. Сейчас, когда нашей стране нужны рабочие руки и свежие идеи, самое время вспомнить об этой славной традиции.

БУРЫ (АФРИКАНЕРЫ)

Слово «бур» происходит от голландского «кре­стьянин». Так называли себя первые пересе­ленцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров - африка­неры.

В 80-х - начале 90-х гг. нашего века африка­неры составляли большую часть белого населения

Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбаб­ве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки - в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая числен­ность африканеров - около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. - в Намибии.

Колонизация бурами Южной Афри­ки началась с создания в 1652 г. Ни­дерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надеж­ды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад - совре­менный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавши­еся новых религиозных преследований, за ними по­следовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превы­сило 15 тыс. человек.

Новая колония быстро расширялась и крепла за счёт захвата земель у коренного населения - пле­мён готтентотов и бушменов, а также заключения с ними «обменных» договоров, когда металличес­кая утварь, алкогольные напитки, табак менялись на живой скот. На захваченных землях буры созда­вали обширные земледельческие и скотоводческие хозяйства, основанные на рабском труде. Рабы вво­зились из Анголы, Западной Африки, Индии, с Ма­дагаскара, Цейлона. По мере расширения своих владений и роста нехватки рабочей силы буры ста­ли захватывать в рабство и местных жителей.

В течение жизни одного поколения «старожи­лы» - голландцы - слились с новыми поселенца­ми - французами, немцами и др. Их сплочению способствовала общность религии. Буры принадле­жали к голландской Реформаторской церкви, кото­рая возникла как одно из направлений реформации в Швейцарии и стала господствующей в Голландии в XVII в. Основываясь на учении Кальвина о пре­допределении, буры считали себя избранным наро­дом, призванным управлять и властвовать. Мест­ные жители-нехристиане в их представлении по­просту не были людьми.

Общим у буров стал и язык - африкаанс, воз­никший в результате смешивания разных диалек­тов голландского языка с немецким, английским и французским. Африкаанс испытал на себе и влия­ние местных африканских языков, португальского, малайского, а также наречий, на которых говорили посещавшие Южную Африку моряки, торговцы и ввозимые рабы. Первоначально африкаанс был только разговорным языком и функционировал од­новременно с голландским, который оставался письменным языком буров. В конце XIX в. появ­ляются литературные произведения на африкаанс, а с 1925 г. он наряду с английским становится офи­циальным языком страны. В середине 80-х гг. на­шего века на африкаанс говорили свыше 5 млн. че­ловек.

Продвигаясь на восток, буры в 70-е гг. XVIII в. вторглись на земли племён коса, которых они назы­вали кафрами (от арабского «кафир» - неверный, неверующий). Начались затянувшиеся на целое столетие так называемые кафрские войны, которые вели против коса сначала только буры, а затем и англичане, захватившие в начале XIX в. Капскую колонию. В результате границы последней заметно расширились.

С переходом Капской колонии в руки Англии связано такое овеянное романтикой событие бур­ской истории, как «Великий трек». Слово «трек» происходит от голландского «переселение». Так на­зывали начавшееся в 30-40-е гг. XIX в. переме­щение больших групп буров из Капской колонии на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Натал. Буры, как они сами говорили, уходили в поисках новых земель, где «...им не до­кучали бы ни английские миссионеры, ни англи­зированные готтентоты, где кафры ручные, где можно найти хорошие пастбища... охотиться на слонов, буйволов и жираф и где человек может жить свободно». Одной из непосредственных при­чин трека стала отмена англичанами рабства в Кап­ской колонии, что создало угрозу подрыва экономи­ческой основы бурских хозяйств.

«Великий трек» напоминал освоение белыми пе­реселенцами американского «дикого Запада». Треккеры передвигались группами, без карт, по солнцу и другим приметам. Запряжённые волами большие крытые повозки, в которых находились старшие члены семей, женщины, дети и нехитрый скарб, сопровождали вооружённые всадники.

На новых землях буры столкнулись с упорным сопротивлением коренного населения - зулу, ндебеле, суто и других племён. Одно из решающих сра­жений между бурами и зулусами произошло у реки Инкоме, которая вошла в историю Южной Африки под названием Кровавой.

Для утверждения буров на завоёванных терри­ториях потребовались десятилетия. Их противни­ками были не только африканцы, отстаивавшие свою независимость, но и англичане - главные ко­лониальные соперники буров в Южной Африке. Созданная в 1839 г. бурская республика Натал была в 1843 г. захвачена Англией. Более долгой была жизнь двух других бурских республик, возникших в середине XIX в., - Оранжевой, созданной в 1854 г. под официальным названием «Оранжевое свободное государство», и Трансвааля, основанного в 1856 г. под именем Южно-Африканской Респуб­лики. По отношению к местному населению в этих бурских республиках практиковались полурабские методы эксплуатации.

В то же время повседневный жизненный уклад большинства буров оставался вплоть до конца XIX в. глубоко патриархальным. Интересна иро­ничная характеристика, данная бурам Марком Тве­ном после его поездки в Южную Африку в 1896 г.: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, ту­пы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостепри­имны, честны во взаимоотношениях с белыми, жес­токи по отношению к своим чернокожим слугам, искусны в стрельбе и верховой езде, увлекаются охотой, не терпят политической зависимости, хо­рошие отцы и мужья... ещё до недавнего времени здесь не было школ, детей не учили; слово «но­вости» оставляет буров равнодушными - им со­вершенно всё равно, что творится в мире...». Афри­канцы и колонисты-англичане, сталкиваясь с ними на поле битвы, были не столь ироничны...

Из среды буров вышли многие выдающиеся по­литические и государственные деятели, учёные, пи­сатели. Имена некоторых из них можно найти на современной географической карте Южной Афри­ки: например, столица ЮАР Претория названа в честь её основателя, первого президента Трансвааля Мартинуса Преториуса; город Крюгерсдорп и на­циональный парк Крюгер - в честь другого пре­зидента Трансвааля, Стефануса Крюгера.

В середине 80-х гг. XIX в. в Трансваале, в районе Витватерсранд, было открыто крупнейшее в мире месторождение золота. Впоследствии здесь были об­наружены и урановые руды. Это фактически ре­шило судьбу республики. В Трансвааль устреми­лись могущественные британские монополии и ста­ратели-иммигранты из Европы. Начался торгово-промышленный бум. Англия и её Капская колония начали экономическую блокаду Трансвааля, стре­мясь не дать ему выход к морю, помешать его тер­риториальному расширению.

С середины 90-х гг. Англия берёт курс на под­готовку прямой агрессии против бурских респуб­лик. Срывается попытка организации переворота в Трансваале и устранения президента Крюгера. Один за другим следуют британские ультиматумы и угрозы Трансваалю и Оранжевой. Наконец в 1899 г. разразилась Англо-бурская война.

Буры предвидели войну и готовились к ней. У немцев, соперников англичан в Африке, были за­куплены новейшие магазинные винтовки «Мау­зер», пулемёты и орудия. Под ружьё были постав­лены все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Из числа наиболее искусных, опытных и храбрых бой­цов выбраны командиры.

Первое время благодаря более совершенной так­тике, лучшему оружию и отличному знанию мест­ности буры имели военное преимущество. Однако постепенно из Англии в Южную Африку были пере­брошены значительные силы - до 250 тыс. человек против 45-60 тыс. солдат-буров. Англичане пере­шли в наступление, заняли столицы Оранжевой и Трансвааля - города Блумфонтейн и Претория. Бу­ры продолжали упорную партизанскую борьбу, од­нако в конечном счёте Англия в 1902 г. победила и захватила бурские республики.

Англо-бурская война 1899-1902 гг. была пер­вой жестокой репетицией Первой мировой войны. В Южной Африке впервые в широких масштабах были применены новое автоматическое оружие, ко­лючая проволока, созданы концентрационные ла­геря, в которых англичане содержали пленных бу­ров, включая женщин и детей.

Англо-бурская война была несправедливой с обе­их сторон: и Англия, и буры стремились утвердить­ся в качестве господствующей колониальной силы в южноафриканском регионе. Но симпатии мил­лионов людей во многих странах мира были на сто­роне маленького бесстрашного народа, бросившего вызов одной из самых могущественных держав того времени. Вместе с бурами сражались сотни добро­вольцев из Германии, Голландии, Франции, Амери­ки, России. О бурах складывали песни. В одной из

них, ставшей известной и в нашей стра­не, были такие слова: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...»

В 1910 г. возник новый британский доминион - Южно-Африканский Союз (ЮАС), в состав которо­го вошли английские самоуправляющиеся колонии Капская и Натал и захваченные Англией бурские республики. Создание ЮАС было своего рода комп­ромиссом между местными английскими финан­систами и промышленниками, с одной стороны, и богатыми фермерами-бурами - с другой. В его ос­нове лежало стремление урегулировать англо-бур­ские противоречия путём усиления эксплуатации африканского и цветного населения, составляюще­го большинство в стране. Первым премьер-минист­ром ЮАС стал бывший главнокомандующий бур­скими войсками во время войны 1899-1902 гг. Лу­ис Бота.

После образования ЮАС усилилось расслоение в бурском обществе, начавшееся ещё в годы эко­номического подъёма в Трансваале и Оранжевой. Значительно возросло число бедных и разоривших­ся фермеров, которые уходили на шахты и в города в поисках работы. Определились и политические расхождения среди буров. Часть из них, возглавля­емая Ботой, выступала за тесный союз между «верхними» слоями бурского и английского насе­ления страны. Им противостояли сторонники вос­становления власти буров в Южной Африке, вос­создания независимых бурских республик. Они ор­ганизовывали антибританские заговоры, создавали политические и военизированные организации. В 1914 г. возникла Националистическая партия, опи­равшаяся на буров - «белых бедняков» и мелких предпринимателей, а в 1918 г. - общество «Афри­канер Брудербонд» («Союз братьев-африканеров»), ставшее в 1921 г. тайным. В 1922 г. правительство ЮАС потопило в крови восстание белых горняков, в основном буров, в Витватерсранде, выдвинувших требования введения «цветного барьера» на шахтах - дискриминационной системы найма и оплаты труда африканцев.

В 1924 г. на выборах в ЮАС победила Национа­листическая партия, поддерживаемая Брудербондом. Пришедшее к власти правительство Джеймса Герцога, одного из создателей Националистической партии, бывшего бурского генерала, осуществляло неприкрытую расистскую политику. После слия­ния Националистической партии и Южноафрикан­ской партии, лидером которой был Ян Смэтс (также бывший бурский генерал и премьер-министр ЮАС в 1919-1924 гг., сторонник «диалога» с Англией), крайне реакционная африканерская группа во гла­ве с известным политическим деятелем Маланом воссоздаёт в 1934 г. «очищенную» Националисти­ческую партию. С середины 30-х гг. в ЮАС рас­пространяется фашистское движение. В Юго-За­падной Африке появляются военно-фашистские ор­ганизации, такие, как «Серые рубашки» и др. В 1939 г. Герцог заявил, что «взгляды южноафрикан­ских буров на расовый вопрос совпадают со взглядами национал-социалистической Гер­мании». В том же году его, решитель­ного противника войны с Гитлером, сменил на посту премьер-министра Смэтс, и ЮАС вступил во Вторую мировую войну на стороне ан­тигитлеровской коалиции. Однако и в военные годы многие африканеры не скрывали своих прогерман­ских симпатий.

После Второй мировой войны Националистиче­ская партия выдвинула идею апартхейда. В стране развернулось национально-освободительное движе­ние, против расистской политики Националистиче­ской партии выступали не только чёрные и цветные южноафриканцы, но и часть белого населения, включая большие группы африканеров. После про­возглашения в 1961 г. Южно-Африканской Респуб­лики внешняя и внутренняя оппозиция апартхейду усилилась, углубилось размежевание в африканерской общине. В 1988 г. произошёл раскол Националистической партии. Питер Бота был смещён с поста её лидера. В 1989 г. он ушёл в отставку с поста президента страны, его преемником стал по­литический лидер африканеров Трансвааля Фреде­рик де Клерк, провозгласивший курс на полную ликвидацию системы апартхейда.

Официальная отмена в ЮАР большинства ра­систских законов в начале 90-х гг. была поддержа­на значительной частью белых южноафриканцев, включая многих африканеров. Настоящее и буду­щее африканеров определяется прежде всего их за­метной ролью в экономической и общественно-по­литической жизни страны. В среде африканеров, несмотря на сохраняющиеся политические разно­гласия, крепнет понимание того, что расовая обо­собленность является тормозом на пути экономи­ческого и общественно-политического прогресса всего населения Южной Африки.

Оригинал взят у oper_1974 в Буры против Британцев. (40 фото)

Эта война была первой войной 20 века и интересна с самых разных точек зрения. Например, на ней обеими конфликтующими сторонами были массово использованы бездымный порох, скорострельные пушки, шрапнель, пулемёты и магазинные винтовки, что навсегда изменило тактику пехоты, заставив её спрятаться в траншеи и окопы, атаковать в разреженных цепях вместо привычного строя и, сняв яркие мундиры, обрядиться в хаки...
Эта война также "обогатила" человечество такими понятиями, как снайпер, коммандос, диверсионная война, тактика выжженной земли и концлагерь.


Это была не только первая "попытка принести Свободу и Демократию" в страны, богатые полезными ископаемыми. Но также, наверное, и первой войной, где боевые действия, помимо поля боя, были перенесены и в информационное пространство. Ведь к началу 20 века человечество уже вовсю пользовалось телеграфом, фотографией и кинематографом, а газета стала привычным атрибутом каждого дома.
Противостояние англичан и буров началось ещё почти за сто лет до описываемых событий, когда Великобритания положила глаз на принадлежащую Голландии Капскую колонию. Сначала аннексировав эти земли, они потом ещё их же и купили, правда, так хитро, что в реальности не уплатили ни копейки.
Однако это дало право одному из тяжеловесов информационной войны, Артуру Конан Дойлу, написать следующие строки в своей книге об англо-бурской войне: "В нашем обширном собрании стран, пожалуй, нет другой страны, права Британии на которую были бы так же неоспоримы, как на эту. Мы владеем ею на двух основаниях - по праву завоевания и по праву покупки".



Вскоре англичане создали бурам невыносимые условия существования, запретив обучение и делопроизводство на голландском языке и объявив английский язык государственным. Плюс к этому Англия в 1833 году официально запретила рабство, которое составляло основу экономики буров.
Правда, "добрые" англичане назначили выкуп за каждого невольника. Но, во-первых, сам выкуп был вдвое меньше принятой цены, а во-вторых, получить его можно было только в Лондоне, и то не деньгами, а государственными облигациями, в которых слабо образованные буры просто не разбирались.
В общем, буры поняли, что жизни им тут не будет, собрали вещички и рванули на север, основав там две новые колонии: Трансвааль и Оранжевую республику.



Тут стоит сказать пару слов о самих бурах. Англо-бурская война сделала их в глазах всего мира героями и жертвами. Но буры жили за счёт труда рабов на своих фермах. А землю под эти фермы они добывали, очищая её от местного чернокожего населения с помощью винтовок.
Вот как описывает буров Марк Твен, посетивший примерно в это время юг Африки: "Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чёрным слугам... им совершенно всё равно, что творится в мире".
Такая патриархальная жизнь могла бы продолжаться ещё очень долго, но тут в 1867 году на границе Оранжевой республики и Капской колонии нашли крупнейшее в мире месторождение алмазов.
В страну хлынул поток проходимцев и авантюристов, одним из которых был Сесил Джон Родс, будущий основатель компании "Де Бирс", а также двух новых английских колоний, скромно названных в честь него Южной и Северной Родезией.


Англия вновь попыталась аннексировать бурские территории, что привело к 1 англо-бурской войне, которую англичане, по сути, проиграли. Но беды буров на этом не закончились, в 1886 году в Трансваале нашли золото.
В страну опять хлынул поток проходимцев, преимущественно англичан, мечтавших мгновенно обогатиться. Буры, по-прежнему продолжавшие сидеть на своих фермах, в принципе, не возражали, однако обложили приезжих ойтландеров (иностранцев) высоким налогом.
Вскоре количество "понаехавших" почти сравнялось с количество местных. Причём иностранцы всё громче стали требовать для себя гражданских прав. С этой целью даже была создана правозащитная НПО "Комитет Реформ", финансируемая Сесилом Родсом и другими горнорудными королями. Требуя для себя гражданских прав в Трансваале, ойтландеры, однако, не желали отказываться и от британского подданства.



Однако вряд ли стоит обвинять в развязывании войны одних только евреев-банкиров. Истерия вокруг буров легла на благодатную почву. Англичане искренне верили, что они рождены править миром и любое препятствие в реализации этого плана воспринимали как оскорбление. Существовал даже специальный термин, "джингоизм", означающий крайнюю стадию имперского шовинизма британцев.
Вот что говорил небезызвестный нам Чемберлен: "Во-первых, я верую в Британскую Империю, во-вторых, я верю в британскую расу. Я верю, что британцы - величайшая из имперских рас, какие когда-нибудь знавал мир".



Когда в Стратфорде-на-Эйвоне, родном городе Шекспира, пьяная толпа патриотов перебила стёкла в домах квакеров, выступавших против войны, писательница христианских романов и пояснений к Священному Писанию Мария Коррели обратилась к погромщикам с речью, в которой поздравила их с тем, как хорошо они отстояли честь Родины, и сказала: "Если бы Шекспир восстал из гроба, он бы присоединился к вам".
Противостояние между бурами и англичанами в британских газетах было представлено как противостояние между англо-саксонской и голландской расами и замешивалось вокруг чести и достоинства нации.
Объявлялось, что если Англия ещё раз уступит бурам, это приведёт к развалу всей Британской империи, ибо люди в Австралии и Канаде перестанут её уважать. Была вытащена старая байка про претензии России на Индию и "найдены" следы русского влияния на буров.



Особый интерес вызывает информационная война. Хотя сами буры в ней особо не отличились, но к тому времени Британия сумела обзавестись немалым количеством недоброжелателей по всему миру. В первую очередь это были Россия, Франция, Германия и, конечно, Голландия.
Их совместной заслугой было то, что будущую войну объявили "войной между белыми", что, по сути, было не так уж мало, ибо на войну против "дикарей" не распространялись правила, принятые на прошедшей за полгода до этих событий Гаагской конференции, созванной, кстати, по инициативе России.

В российской прессе, на протяжении всей войны о бурах писали с неизменным восторгом и даже старательно подчёркивали их сходство с русскими, примером чему служила высокая религиозность буров, их склонность к сельскому хозяйству, а также привычка носить окладистые бороды. Умение ездить верхом и метко стрелять позволяло сравнивать буров с казаками.
Поручик Едрихин, откомандированный на время войны в Южную Африку в качестве корреспондента газеты «Новое Время» (и, видимо, бывший сотрудником российской разведки), писавший под псевдонимом Вандам, уже во время англо-бурской войны предостерегал соотечественников: "Плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом... Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ".
Такая мощная информационная поддержка привела к тому, что в армию буров хлынул поток добровольцев со всего света. Большинство составляли голландцы (около 650 человек), французы (400), немцы (550), американцы (300), итальянцы (200), шведы (150), ирландцы (200) и русские (около 225).



После применения "тактики выжженной земли" и концлагерей моральный авторитет Британии упал ниже плинтуса. Говорят, что англо-бурская война покончила с чопорной викторианской эпохой.
Наконец, 31 мая 1902 года буры, опасаясь за жизни своих жён и детей, были вынуждены капитулировать. Республика Трансвааль и Оранжевая республика были аннексированы Британией.
Однако благодаря своему мужеству, упорному сопротивлению и симпатиям мировой общественности буры смогли выторговать амнистию всем участникам войны, получить право на самоуправление и использование голландского языка в школах и судах. Англичанам даже пришлось выплатить компенсации за разрушенные фермы и дома.
Также буры получили право и впредь эксплуатировать и уничтожать чернокожее население Африки, что стало фундаментом будущей политики апартеида.













На Северный Кавказ в начале июля приедут представители народа буров. Делегацию буров возглавит доктор Ян Андриан Слебус. Потомки голландских колонизаторов Африки планируют узнать, как можно переехать в регион.

Гости из ЮАР хотят пообщаться с казаками, с местным населением, ставропольскими политиками и религиозными деятелями, сообщает общественный активист Владимир Полубояренко.

В случае одобрения и оказания поддержки со стороны краевых властей на Ставрополье для занятия сельским хозяйством могут переселиться из ЮАР свыше 15 тысяч буров, которых не устраивают современные условия жизни на родине. Также планируется, что в случае успеха первой партии переселенцев другие буры могут обосноваться в Крыму, Краснодарском крае и республиках СКФО.

Великий трек

Так называется начавшееся в 1835 году переселение буров в центральные районы Южной Африки. Из голландской Капской колонии, которая, кстати, была первой на африканском континенте, европейцы стали подниматься выше в стремлении уйти из-под власти Нидерландской Ост-Индийской копании.


Переселение буров

Имея большое превосходство в вооружении и военной подготовке, буры-кочевники без большого труда побеждали местные племена и продвигались дальше, вглубь континента. Одна из таких групп «трекбуров» (численностью чуть больше 200 человек) под командованием Андриса Потгитера в 1837 году напало на селение Мосега и выбила оттуда племя ндебеле. Сразу же после бегства племени Потгитер выпустил прокламацию, в которой говорил о создании нового государства переселенцев-фермеров. После этого многие буры стали переселяться в страну, названную Трансвааль.

Андрис Потгитер

Первые поселения

Фермеры практически сразу же разбили деревню, которая получила название в честь их лидера — Андрис Орхигстад. Однако в скором времени стало понятно, что место, выбранное для проживания, не подходит фермерам. Им пришлось покинуть эти земли и переселиться на возвышенность, в город, который они назвали Лиденбург. В то же время в районах, покинутых Потгитером и его людьми обосновались другие буры под предводительством Андриса Преториуса.


Буры в Африке

17 января 1852 года Великобритания по просьбе Потгитера подписала договор, согласно которому признавалась независимость около 5000 бурских семей в регионе Трансвааль. Через два года на карте Африки официально появилось ещё одна независимая страна буров — Оранжевое Свободное Государство. Между двумя небольшими государствами сразу же возникли большие разногласия.

Дела государственной важности

С 1856 года Трансвааль начинает оформляться как настоящее государство: специальная ассамблея за три недели создала конституцию страны, было выбрано официальное название Южно-Африканская Республика, был создан орган законодательной власти фольксраад. Конституция, к слову, не предполагала никакого равенства для «цветных», всеми правами были наделены только потомки европейцев. Чтобы упрочить своё положение, Мартинус Преториус (сын Андриса Преториуса), ставший лидером трансваальцев после смерти Потгитера, даже собирался заключить союз с прежде ненавистным Оранжевым Свободным Государством, однако для этого он выбрал не самый верный путь — он попытался объединить государства, вторгнувшись вместе со своим военачальником Паулем Крюгером на территорию Оранжевой республики. Войска Оранжевого Свободного Государства дали отпор армии Преториуса, он был вынужден вернуться в свою страну.


Пауль Крюгер — один из президентов ЮАР

Примерно в это же время в Трансваале появилось селение, ставшее столицей государства. В честь старшего Преториуса город получил название Претория. Благодаря усилиям своих партизан, Преториус, оставаясь президентом ЮАР, был избран президентом Оранжевого Свободного Государства. Многие граждане посчитали это назначение незаконным и пытались добиться того, чтобы Преториус отказалс хотя бы от одной президентской должности.

Англо-бурские войны

В 1877 году Великобритания объявила об аннексии Южно-Африканской республики, которая была ослаблена войной с зулусами. Однако буры восстали уже через три года, и в 1880 Трансвааль вновь обрёл независимость. Кстати, на стороне буров воевало большое количество русских солдат, отправившихся за тысячи километров восстанавливать справедливость. Буры, заключив мирный договор, получили полное внутренние самоуправление, но в то же время согласились на сюзеренитет Великобритании. Однако британцы не всё же не могли допустить, чтобы территории, на которых велась активная добыча золота, оставались вне их прямого контроля.

Английский капитан Таус убивает русского полковника Максимова

11 октября 1899 года началась вторая англо-бурская война. После нескольких месяцев начальных успехов буры были разгромлены, и после двухлетней партизанской войны буры подписали капитуляцию. Трансвааль прекратил своё существование как независимое государство и стал частью Британской империи.

«Взгляните на карту Южной Африки, там, в самом центре Британских владений, словно косточка в персике, на огромном пространстве обозначены две республики. Громадная территория, населенная горсткой людей. Как они там оказались? Кто эти представители Тевтонского племени, так глубоко внедрившиеся в тело Африки? Это старая история, но ее придется напомнить, хотя бы в общих чертах.

Никто не узнает и не оценит Бура по достоинству, игнорируя его прошлое, ведь он создан этим прошлым.»

Распространенное мнение о том, что буры (африканеры, африкандеры) являются потомками только голландских колонистов нельзя признать верным.

Да, конечно основой для нового народа стали голландцы. Но уже в составе первой группы колонистов, на южноафриканский берег ступили 10 немецких солдат. Со следующим кораблем прибыло еще 10. И процесс этот непрестанно продолжался.

Многие из немецких солдат по окончании контракта оставались в Африке в качестве тех же самых колонистов. Так или иначе, по статистике Э. Морица, число немцев, в общей массе колонистов, с 1657 по 1698 год составляло примерно одну треть.

Согласитесь, не так уж мало для ограниченного сообщества людей, сплоченного общими целями и задачами, самой главной из которых было стремление выжить.

В конце XVII века Южная Африка пережила приток новой волны поселенцев – эмигрантов из стран Западной Европы. В это время в европейских странах католики повсеместно усилили свои гонения на христиан-протестантов. Физическое уничтожение грозило многим немцам, шотландцам, французам. Для французских гугеннотов, после отмены Людовиком XIV Нантского Эдикта, просто не оставалось иного выбора кроме эмиграции.

«Три сотни гугенотских эмигрантов - лучшая кровь Франции, словно пригоршня отборных семян, внесли утонченность и духовность в твердый Тевтонский характер.

Пристально всматриваясь в историю норманнов и гугенотов, мы видим, словно Божественная рука неутомимо черпает из их кладовых и орошает иные нации этими великолепными зернами. Франция не основала других стран, как ее великая соперница, но она обогатила каждую из них лучшим, отборнейшим, что у нее было. Rouxs, Du Toits, Jouberts, Du Plessis, Villiers и множество других французских имен можно запросто встретить в Южной Африке».
(А.К. Дойль. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Таким образом, в формировании бурского народа как этноса принимали участие представители сразу нескольких европейских наций.

При этом следует отметить, что до Южной Африки добирались в первую очередь самые стойкие, мужественные и активные из них. Это были, так называемые, пассионарии, движимые скорее внутренними убеждениями, чем жаждой материальной поживы или бегством от нищеты. Они предпочли скитания, лишения, риск, лишь бы не отказываться от своих нравственных и религиозных приоритетов.

Само по себе это уже говорит о многом. Могли ли такие выдающиеся личности бесследно раствориться среди приютившего их, еще только нарождающегося народа? Конечно же, нет! С их активной жизненной позицией это было просто не возможно.

Каждый из новых поселенцев привносил, в еще малочисленное сообщество, не только элементы культуры и обычаи своей бывшей родины, но и некоторые (как правило, лучшие) морально психологические особенности своей нации.

«Возьмите Голландцев, народ, пятьдесят лет противостоявший Испании - госпоже мира и добавьте черты несгибаемых французских гугенотов, бросивших домашний очаг и свое достояние, навсегда покинувших страну после отмены Нантского Эдикта. Очевидным результатом такого смешения будет самая стойкая, мужественная, непокорная раса, когда-либо существовавшая на Земле.

Воспитывайте семь поколений этих людей в постоянной борьбе с аборигенами и дикими животными, в обстоятельствах, не дающих шанса выжить слабому.

Обучите их мастерскому обращению с ружьем и лошадью, а затем дайте страну, в высшей степени подходящую для охотников, метких стрелков и искусных наездников.

Наконец, закалите железный характер и воинские качества в огне суровой Ветхозаветной религии и все сжигающего патриотизма.

Соедините эти качества и импульсы в одном человеке, и вы получите современного Бура - самого серьезного противника, с которым когда-либо сталкивалась Британская Империя.»
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Попытки так называемой, «не насильственной ассимиляции» (требование говорить только на голландском языке, диктат Голландской реформатской церкви и пр.), политику которой проводила Голландская Ост-Индская Компания, не увенчалась успехом.

Колонисты не только не утратили своей самобытности и исторических корней, а предпочли «изобрести» собственный язык, создать свой жизненный уклад, выработать новые традиции и, в действительности создать свой собственный новый народ. К слову, этот народ, очень быстро «устал» от давления и диктата Компании. Свидетельством этому является длинная череда выступлений и открытых проявлений недовольства каапстадских жителей.

Могло ли постоянно увеличивающееся сообщество деятельных, волевых и решительных людей долго находится в тесных рамках ограниченного пространства колониального поселения?

Конечно же, нет. Энергия, бурлившая в маленьком «котелке» Каапа, должна была выплеснуться и, либо найти себе достойное применение во «внешнем мире», либо просто вдребезги разнести саму колонию изнутри.

И применение избыточным жизненным силам было найдено. Началось активное расширение колонии. Естественно в ущерб местному туземному населению. Происходило это также вопреки требованиям Компании, наложившей строжайший запрет на конфликты с местным населением.

В пренебрежении этими требованиями проявилась еще одна национальная черта африкандеров - «демократическое» своеволие и абсолютное нежелание подчиняться вообще кому-либо, кроме своих выборных предводителей. Уже с 1659 года столкновения с коренными африканцами приобрели характер постоянных и всегда кровавых. То что, не удалось португальцам, удалось бурам. Африканские племена вынуждены были отступать в глубь материка.

Упорство, энергичность и безграничная уверенность в собственных силах, подкрепляемые мощным идеологическим зарядом одной из самых пуританских и бескомпромиссных религий мира, сделали свое дело.

Маленький колониальный городишко превратился в столицу обширных территориальных владений, превосходящих по масштабам многие европейские государства. Возникали новые поселения. Отвоеванные земли давали богатые урожаи. На фермах, множились стада скота. Посаженная виноградная лоза стала давать первые урожаи винограда лучших винных сортов Франции. Колония стремительно богатела и продолжала бурно развиваться. (БУРНО!!! От слова бур?!).

В 1652 году, по разным оценкам, в Каапстаде постоянно проживало от 52 до 90 человек, а уже в 1795 колония насчитывала более 35000 жителей.

Им всего было вдоволь. В силу исключительности географического и экономического положения молодая нация была вполне самодостаточной и независимой.

Административное влияние Компании практически утратило свое значение, а реальная власть находилась в руках местных органов самоуправления избираемых жителями из числа самых достойных граждан. Фактически Капская колония стала Республикой, хотя и под номинальным протекторатом Нидерландов.

С этого момента начинается новый этап исторического пути бурского народа. Великое противостояние с грозным противником - Великой Британской Империей. В многолетней, заведомо неравной борьбе с которой проявилась квинтэссенция всех качеств национального характера буров.

«Наша военная история большей частью сводится к войнам с Францией, но Наполеон со всеми своими ветеранами никогда не задавал нам такую трепку, как эти твердолобые фермеры с их ветхозаветной теологией и эффективными современными ружьями».
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Так уж устроен мир, что всегда найдется «претендент» на то, что создано и обустроено другими. Особенно на такой лакомый кусок, которым во всех отношениях стала южноафриканская колония уже в 18 столетии.

Владычица морей – Британия, практически не имевшая в те времена серьезных конкурентов, свою первую попытку аннексировать Каапстад предприняла еще в 1795 году.

Первый период британского правления продлился семь лет и закончился в 1802 году, в основном благодаря противодействию местных жителей, а не помощи Голландии.

Действия Британии иначе как оккупация не назовешь, так как английские «поселенцы» в тот момент были представлены только войсками и военной администрацией, а о мирных колонистах не было и речи.

Временная утрата господства на южной оконечности Африки в 1802 году и переход колонии под протекторат Нидерландов ни в коей мере не умерил аппетит Британской Империи и не изменил ее намерений.

В 1806 году англичане вновь захватили Каапстад и теперь уже надолго. На этот раз британцы действовали более основательно. Кроме военных мер, они использовали свою финансовую мощь и внешнеполитические рычаги. Самое интересное то, что политическая судьба Южной Африки решалась за много тысяч миль от нее, в Европе. По решению Венского Конгресса 1814 года, явившегося финальным аккордом двух десятилетий Наполеоновских войн (!), владение Капской колонией закреплялось (!) за Великобританией. В том же году, Империя заплатила голландскому (!) губернатору астрономическую по тем временам сумму в 6 миллионов фунтов, за земли колонии и «за некоторые другие земли…»

Обилием восклицательных знаков я хочу заострить внимание на тех фактах, которые в дальнейшем служили для англичан главными аргументами их правоты в утверждении их имперских амбиций.

«Во всей нашей коллекции владений, возможно, нет другого, право собственности, на которое было бы бесспорнее. Мы получили его по праву завоевателя и по праву покупателя. В 1806 году наши войска высадились, победили местные силы самообороны и захватили Кейптаун. В 1814 году мы заплатили огромную сумму в шесть миллионов фунтов губернатору за уступку этой и некоторых других Южно-Африканских земель.»
(А.К. Дойл. «Великая Бурская Война» Гл. 1. Перевод О.Я. Тодера)

Заметим, что сами буры, занятые жестокой борьбой с коренными африканцами и освоением земель Южной Африки, не участвовали в выше упомянутых Наполеоновских войнах. Их представителей не было на Венском Конгрессе, где сильные мира сего решали судьбу их молодого народа. Они не получили дивидендов от «торговой» сделки Голландии и Англии, в результате которой их просто «продали»! Африкандеров, вообще, никто ни о чем не спрашивал!

Справедливости ради следует сказать, что самих буров мало интересовали как внешнеполитические коллизии, так и местные административные изменения. Они продолжали жить своей собственной жизнью, отвоевывать у местных племен новые территории, строить фермы и основывать новые поселения.

Более того, Капская колония перешла во владение Англии почти безболезненно. Благодаря тому, что африкандерам до этой «возни» не было никакого дела. Но так было только до тех пор, пока пришельцы не стали активно вмешиваться в их жизненный уклад, нарушая уже установившийся порядок своими административными новшествами.

Все, что имело хотя бы малейший намек на посторонний диктат или не соответствовало взглядам и мироощущению бура, вызывало в его душе абсолютное неприятие, отторжение и как результат приводило к упорному сопротивлению.

Одно из самых значимых качеств буров, привитое пуританской моралью и аскетизмом их религии - терпение. Благодаря ему, противостояние африкандеров и «новых владельцев» Капа долгое время носило вполне мирный характер. Тем более, что, кроме противоречий, имелись общие для всех колонистов, проблемы. Их решение требовало совместных усилий всего белого населения колонии. Независимо от национальности или собственных воззрений.

Племена коса – непримиримые враги первых южноафриканских колонистов. Начиная с 1779 года, между поселенцами и коса (не считая множества мелких кровопролитных стычек) произошло девять ожесточенных полномасштабных войн позднее названных Кафрскими.

Неизбежно возрастающее число потерь с обеих сторон, взаимная жестокость и полная противоположность экономических интересов не давали даже малейших шансов к примирению.

В этот период английские войска действовали совместно с бурами плечом к плечу. Какое либо притеснение африкандеров противоречило интересам Британии. Кроме военной поддержки, снабжение английских солдат провиантом целиком зависело от буров и их фермерских хозяйств.

Начиная с 1818 года положение резко изменилось. Великим вождем зулусов стал знаменитый Чака, создатель Империи Зулусов. С этого момента племена коса были вынуждены воевать на два фронта. На юге с капскими колонистами, на севере с могучими зулусами.

В результате давления с двух сторон, племена коса были ослаблены и вытеснены в пустынные районы Западного побережья, где были вынуждены заботиться больше о собственном выживании, нежели о новых военных походах. В войнах белых и черных жителей Африки наступило временное затишье. Зулусы же, до границ Капской колонии в этот раз просто не дошли. Война с ними была далеко впереди.

В этот же период произошло еще одно важное событие, которое имело для Южной Африки далеко идущие последствия. В течение 1820 года в Капскую колонию прибыло свыше 5000 английских переселенцев. В их лице Британская Империя, наконец-то, приобрела долгожданную опору лояльно настроенного гражданского населения.

С учетом того, что англичане просто физически были вынуждены селиться в Кейптауне и его ближайших окрестностях, в короткие сроки здесь возникла компактная и сплоченная английская диаспора. Буры же, в своем большинстве, были разобщены.

Разбросанные по отдаленным фермам, буры не интересовались политикой, мало заботились состоянием дел в городе, да и новости то, получали с большим опозданием. В основном при посещении церкви или же и вовсе случайно. Их мир был прост и весьма ограничен. На первом месте Церковь и Семья, а затем хозяйство, скот, охота и война. Их развлечениями были только воскресные танцы и редкие посещения соседей. Вся жизнь буров была подчинена законам суровой пуританской морали и повсеместного аскетизма.

Тем временем из Метрополии прибывали все новые и новые поселенцы. Пропорциональное соотношение англичан и буров в сердце Капской колонии, в ее административном экономическом и военном центре, очень быстро стало складываться в пользу сынов Туманного Альбиона.

Большинство новоприбывших, также являлось пассионариями, обладающими высокой жизненной активностью, хваткой и др. выдающимися чертами своей нации. Даже средний уровень образованности, английских колонистов девятнадцатого столетия, безусловно, был выше, чем у буров, для большинства из которых, обучение заключалось только в изучении грамоты, но не по учебникам, а по Библии. В то время, лишь единицы из них получали образование европейского уровня. Причин было много, но рассматривать их здесь мы не будем. Главное другое.

Расторопные, образованные и деловитые англичане, пользуясь всесторонней поддержкой колониальных властей, естественно более лояльных к своим соотечественникам, нежели к бурам, быстро заняли главенствующее положение в жизни Кейптауна. Тем более, что буры особо и не протестовали. Суровые дети Африканского Юга не чувствовали подвоха и не опасались за свой жизненный уклад. И как оказалось совершенно напрасно.

Укрепив свои позиции и опираясь на проанглийское большинство столицы, Британия начала «устраивать» жизнь Колонии по собственному усмотрению.

В судах было предписано использовать только английский язык, что в совокупности с не самым «простым» английским законодательством, крючкотворством и бюрократией чиновников стало причиной для недовольства африканеров.

Люди, привыкшие решать все вопросы на общественных собраниях простым большинством голосов, не понимали хитросплетений чиновничьих уловок и юридической казуистики. Да еще на малознакомом для них языке. Незнание и непонимание оборачивалось подозрением и недоверием к властям, часто переходящим в открытое неповиновение.