Спецтехника

Что значит нищие духом наследуют царствие небесное. Прп

Николай Левашов

Блаженны нищие духом…

Воистину, высшей степени духовной нищеты стремится достичь автор двух статей, помещённых в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Видно, очень ему хочется попасть в Царствие Небесное, ибо сказано в Евангелие от Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…». И старается он вовсю достичь этого, столь желанного состояния, чтобы наверняка туда попасть. Видно он НЕВЕЖЕСТВО, в данном случае, своё, возводит в степень высшей благодати. Наши предки разделяли два таких понятия, как НЕЗНАНИЕ и НЕВЕЖЕСТВО. Ибо незнание говорит об отсутствии у человека информации о чём-то, что совершенно нормально и поправимо, чего нельзя сказать о НЕВЕЖЕСТВЕ, которое характеризует нежелание человека принимать те или иные факты по тем или иным причинам. И именно своё НЕВЕЖЕСТВО и демонстрирует в своих статьях автор публикаций обо мне в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Дело в том, что автор этих статей никогда НЕ читал ни одной моей книги, на которые он так активно опирается:

«…Как ранее сообщала наша газета, за благими намерениями спасти “ и другие коренные народы России” скрывается попытка возрождения языческого миропонимания с опорой на источники, достоверность которых не доказана и опровергается большинством отечественных и зарубежных историков. В частности, в своих работах “Россия в кривых зеркалах”, “Последнее обращение к человечеству”, академик-оккультист неоднократно ссылается на “Велес-книгу”, более известную образованному российскому читателю как “Славяно-Арийские веды” …»

Для образованного российского читателя, к которому явно не относится автор статей обо мне, хотелось бы сообщить, что в моей книге «Последнее обращение к человечеству» нет ни одного слова ни о «Велесовой книге», ни о «Славяно-Арийских Ведах»! И для того, чтобы хоть немного просветить автора статей, хотелось бы ему сообщить «невероятную новость» - «Книга Велеса» и «Славяно-Арийские Веды» два совершенно РАЗНЫХ документа, которые уж никак напрямую с друг другом не связаны! Роднит их только то, что в них описываются реальные события русского народа.

«Книга Велеса» охватывает двадцать тысяч лет прошлого народа русов после Великого Переселения из Великой Асии (Западной Сибири), вызванного очередным резким похолоданием на землях современной Сибири. А « » охватывают шестьсот тысяч лет прошлого, с момента создания на нашей Мидгард-Земле колонии Белой Расы. Так что, прежде, чем писать какую-либо статью, я бы рекомендовал «автору» хотя бы получить общее представление о том, о чём он пишет. В данном случае, нищета духовная ему уж никак не сможет помочь!

Далее, он называет меня в своей статье академиком-оккультистом! Для справки, слово оккультизм произошло от латинского слова occultus, что означает - тайный, сокровенный. Так вот, если бы автор статей всё же удосужился прочесть хотя бы те мои книги, на которые он ссылается, ему бы стало ясно, что в них я даю людям знания, которые как раз-то и срывают покрывала таинственности с практически всех Матушки Природы! Так что, я как раз-то делаю тайное явным, и именно это очень не нравится этому автору и всем, стоящим за ним. Это, если говорить об истинном значение слова оккультизм. А если говорить о том, что под этим словом понимается сейчас, то к сведению всё того же автора и Ко, хочу сообщить следующее. В моих книгах оккультизм разбивается на все сто процентов, так же, как и мракобесие всех тех, кто этим словом прикрывается!

«…Кроме того, содержание работ пестрит антисемитскими и антихристианскими высказываниями. Например, революция 1917 г. в России безапелляционно именуется “Великая Иудейская революция”, а христианство - “иудейской сектой”, навязанной русскому народу князем Владимиром...»

Надо же, как «круто» завернул! Безапелляционно! Действительно, разве это иудейская революция?! Подумаешь, иудеи-миллиардеры, большинство которых проживало в США, практически полностью финансировали, как Первую «русскую» революцию 1905 года, так и Вторую «русскую» революцию 1917 года! Подумаешь, Яков - американский миллиардер - «одолжил» «русским» революционерам 200 миллионов долларов! И это только он! Но ведь кроме него в этом участвовали Нью-Йоркская биржа и целый ряд миллиардеров и миллионеров - Морган, Рокфеллер, Томсон, Георгий Ллойд, Яков Кубин, Коберт Минор и многие, многие другие. «Просто» совершенно «случайно» подавляющее большинство из них были по национальности иудеями. Совершенно «случайно» практически все вожди «русской» революции оказались иудеями по национальности! Совершенно «случайно» , более известный, как Лев Троцкий, заявлял следующее:

«...Мы должны превратить Россию в пустыню, населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн».

Вождь и создатель Красной Гвардии, затем – Народный комиссар по военным и морским делам, председатель Революционного Военного Совета, Лейба Давидович ТРОЦКИЙ (БРОНШТЕЙН).

Совершенно «случайно» более чем 90% всех руководящих постов в СССР занимали иудеи по национальности, а остальные были женаты на иудейках. Просто совершенно «случайно» большинство из них известны под своими псевдонимами, а не под своими настоящими фамилиями. Если кому интересно, более подробно об этом можно прочитать в книге Андрея Дикого «Евреи в ». Кстати, никто и никогда не опроверг информацию из этой книги, а только старательно замалчивают её. А насчёт иудейского финансирования революций в России, образованный читатель может прочитать в книге крупного американского учёного-экономиста Энтони Саттона «Уолл-стрит и большевицкая революция» («Wall Street and Bolshevik Revolution» by Antony C. Sutton).

Совершенно «случайно» с «русской» революции начался геноцид русского и других коренных народов Российской империи, и было уничтожено около СТА МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК! И уничтожался цвет нации и не только аристократия и дворянство, но и рабочий класс, и трудовое крестьянство. Уничтожались СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ русского и других коренных народов - всё в соответствии с заповедями Бога Яхве из Торы и Ветхого Завета:

11. О том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, ИСТРЕБИТЬ, УБИТЬ и ПОГУБИТЬ ВСЕХ СИЛЬНЫХ в народе и в области, которые во вражде с ними, ДЕТЕЙ и ЖЁН, и ИМЕНИЕ ИХ РАЗГРАБИТЬ.

(Ветхий Завет. Книга Есфирь. Глава 8. Царь разрешает мстить врагам Иудеев).

11. И открыты будут ворота твои всегда, ни днём ни ночью не будут они затворяться, чтобы НЕСЛИ ТЕБЕ БОГАТСТВО НАРОДОВ, а ЦАРИ ИХ приведены будут, как РАБЫ.

12. Ибо ТОТ НАРОД и ТО ЦАРСТВО, что НЕ БУДУТ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ, ПОГИБНУТ, и НАРОДЫ ЭТИ ИСТРЕБЛЕНЫ БУДУТ.

…………………………………………….

16. И будешь ты пить молоко, БРАТЬ ВСЁ ЛУЧШЕЕ У НАРОДОВ, из грудей царских пить молоко, и узнаешь, что я - Бог, Спаситель и Избавитель твой, Владыка Яакова.

(Пятикнижие и гафтарот. Книга «Дварим», Йешаягу LX, 2-5, 9-16, 1286-1288)

И это только несколько отрывков из и Торы, а в этих «святых» книгах таких «призывов» Бога Яхве к своему избранному народу множество! И любой мало-мальски думающий человек в современной России своими собственными глазами видит, в чьих руках богатства России, и какой национальности эти люди. Сопоставить тексты этих «святых» книг и то, что происходит в реальности в России, сможет даже ребёнок! Но подобные процессы происходят не только в России! Так что, я в своих книгах просто называю вещи своими именами, а это «почему-то» очень уж не нравится автору статей. Это тем более странно, что после «русской» была ограблена церковь и сотни тысяч священников и верующих были репрессированы, и многие из них расстреляны. Почему же так горячо переживает автор статьи религиозной газеты о том, что я называю революцию в иудейской!? При этом автор этих статей пишет:

«…При этом в работах напрочь отсутствует грамотная ссылка на какие-либо исторические источники».

И опять-таки автор этих статей попадает «пальцем в небо», ибо в моих приводятся ссылки на оригинальные документы, а не мнения кого-то по поводу того или иного документа. Никто ещё не смог опровергнуть ни одной позиции в моих книгах. Наоборот, всё больше и больше открывается фактов, как научных, так и исторических, полностью подтверждающих мои положения. Из-за того, что никто не может ничего опровергнуть, все те, кому моя информация стоит «поперёк горла» и имеют хоть какое-то соображение, предпочитают промолчать, чем нести абсолютную несуразицу, как это сделал автор этих статей. Но автор этих статей не только нечистоплотный человек, он к тому же ещё и откровенный лжец! И если он глубоко верующий человек, то, как он мог лгать и клеветать без зазрения совести?! Или, как говорится, для него цель оправдывает средства!?

«Искажение отечественной истории “левашовцами”, опора на ложную , отрицающую традиционные ценности русского народа, просто несовместимы со здоровым патриотизмом, - подчеркнули молодые патриоты в интервью нашей газете…»

Интересно было бы узнать, это свободное творчество самого автора статей, который не только написал сценарий своей «пьесы», но и сам исполняет и все главные «роли» в этом спектакле!? Ибо, если так заявили молодые «патриоты», то мне искренне жаль этих молодых людей, которые ради собственной выгоды готовы предавать и лгать! Для всех, действительно интересующихся правдой, могу предложить просмотреть видеозапись моей встречи с молодыми «патриотами», которым предлагались только реальные факты из той самой истории и ни один из них во время встречи не только не опроверг ничего, но даже и не возмущался «искажениями» истории. Наоборот, во время встречи с этими молодыми людьми я привёл реальные факты действительно великого прошлого русского народа, созданной нашими великими предками цивилизации, из которой вышли и цивилизация легендарной Атлантиды, Древнего Египта, Древнего Китая, !

Но видно молодых «патриотов» не устраивает такое великое прошлое, зато их устраивает сфабрикованное Романовыми и их продолжателями - большевиками - прошлое, в котором славяне в целом, и русские в частности, только в десятом веке вылезли из берлог и всем хорошим, что в России есть, обязаны просвещённому Западу! И никто никакой финансовой помощи им не предлагал, ибо все выделяют для деятельности своё личное время на добровольных началах. Я на видеоконференции с молодыми «патриотами» говорил им, что если они решат присоединиться к Движению, то должны быть готовы к безкорыстному служению своему народу не ради своей личной выгоды, а ради будущего русского и других коренных народов России. Видно им предложили другое, думаю, не надо пояснять, что!

Жалко только, что у таких молодых людей нет ни чести, ни совести, и они готовы идти по трупам, лишь бы им было выгодно. Видно они пришли на встречу, ожидая, что им предложат деньги и карьерный рост, но им этого не предложили, а предложили служение своему народу. Но они предпочли свои «тридцать сребреников», это их выбор, если их не замучает совесть. Но, скорее всего, у них её нет!..

А теперь ещё немного слов об авторе этих статей. Он сообщает своим читателям, что в своей книге « » я опираюсь на недостоверные источники. Только хотелось ему ещё раз напомнить: прежде чем писать о чём-то, желательно всё-таки хотя бы прочитать то, что критикуешь! Ведь в этой моей книге основными моими источниками были… ВЕТХИЙ ЗАВЕТ и ТОРА! Ну, что ж, если он считает, что это источники недостоверные… буду вынужден с ним в этом согласиться…

(комментарий к Нагорной проповеди по Евангелию от Матфея)

Нагорная проповедь начинается словами: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. В текстах начальные фразы обычно выполняют повышенную смысловую нагрузку. Веками звучат и звучат кажущиеся кому-то сладостными сочетания слов, а что же они определенно обозначают, до сих пор остается великой неразгаданной тайной. Если попросить протестантов, как правило, знакомых с Библией лучше, чем верующие исторических церквей, объяснить это место Священного Писания, то можно получить самые разнообразные, зачастую сильно противоречащие друг другу толкования. Множество богословских трактатов, посвящённых этой знаменитой фразе, так и не сделали её ясной для верующих. Спросите у любого из них, что она значит, и ничего толком они вам не ответят. Так что остаётся во многом домысливать сказанное Иисусом.

Первое слово во фразе - “блаженны”. Слово - архаичное. В повседневной речи сегодня практически не употребляется. Его можно понимать в значении наивысшего счастья. Тех, кто проявляет такое счастье, принято называть блаженными. Но это уже с насмешкой (иронией), что, конечно, Иисус не имел в виду. По-настоящему блаженны, то есть счастливы, по мнению Иисуса (а говорит он категорично, «как власть имеющий») могут быть только те, кто нищие духом .

И сразу же возникает вопрос: о ком конкретно идет речь? Кто такие просто нищие все знают. Но речь идёт о нищих духом . Это неразрывное словосочетание, смысл которого раскрывается в единстве данных двух слов. Отрывать их друг от друга мы не имеем права. И вот тут мы наталкиваемся на смысловой барьер, одолеть который напрямую не удается. Во-первых, смущает аграмматичное построение словосочетания. Ведь мы же не говорим нищие хлебом, нищие жильем. В разговорной речи порой допустимо сказать нищий умом, нищий чувством. Это бывает, когда хотят сказать о неразвитости у человека каких-то психических качеств. Тогда, пользуясь аналогией, мы могли бы сказать, что “нищие духом” - ничто иное, как примитивные, духовно опустошенные люди. Но если мы распространим такое понимание на изречение Иисуса, то должны будем заподозрить его в желании искоренить духовную сущность человека. Уж не хотел ли Иисус превратить всех нас в своего рода роботов? Думать таким образом мы не имеем никаких оснований. С другой стороны, мы знаем, что верующие люди, так по крайней мере заявляет церковь, это богатые духом личности, а отнюдь не нищие. Что-то здесь не так.

Как же церковь (в лице экзегетов, толкователей священных текстов), выходит из затруднительного положения, чтобы объяснить тот или иной библейский фрагмент, не поддающийся разумному объяснению?

Самый простой и одновременно самый универсальный совет при возникающих трудностях осмысления библейских текстов, который во все времена исходил и ныне исходит из церкви, сводится к одному - не умствуйте, а принимайте всё так, как есть исключительно в положительном смысле. Далее, в зависимости от обстановки начинают использоваться различного рода уловки и головоломки. Коснемся наиболее распространенных из них в отношении словосочетания нищие духом . В одном из довольно распространённых церковных переводов “нищие духом” - это “смиренные” люди. Таким переводом церковь откровенно заявляет о том, кого она желает видеть в своих рядах. Послушные и смиренные милы всем господам, и в первую очередь Господу, кого церковь сама собой фактически и представляет на земле. Но такое требование в корне противоречит образу Сына Божьего, который совсем не отличался смиренным нравом. Достаточно вспомнить, как он обошёлся с торговцами в Храме или со смоковницей, не одарившей его плодами. Не были смиренными и его ученики, которых он собрал, странствуя по Галилее. Не назовёшь смиренными и крестоносцев, проявлявших воинственность для освобождения Гроба Господня, и других воинов Христа, с помощью насилий и оружия проводивших христианизацию язычников. Так что слово “смиренные”, каким бы подходящим оно ни было для церкви, не может служить в качестве синонима “нищих духом”. По другой версии “нищие духом” - это те, кто сознает свою духовную беспомощность и зависимость от Бога, и потому не полагается на себя; они “нищи” или “бедны” внутренне, не имея в себе самих способности угодить Богу и, сознавая это, идут в церковь. И вновь мы видим торчащие из-под маски ослиные уши. Таким толкованием церковь оговаривает себе наиболее благоприятные условия своего существования, при котором угождение Богу на практике - ничто иное, как угождение церкви. Популярна еще одна версия, строящаяся на этимологической близости слов “нищий” и “искать”. Нищий - это тот, кто что-то ищет. В данном случае ищет связи со Святым Духом. Найти его можно только под чутким руководством церкви. Как мы видим, существующие толкования носят весьма произвольный и разнящийся характер и служат напрямую интересам церковной власти. Кого же, всё-таки имел в виду Иисус под “нищими духом”, из этих объяснений понять не удается. Получается так, что для того, чтобы стать христианином, нужно быть нищим духом , а что это такое - совсем не ясно. Зачем же так неясно выражаться, чтобы потом люди веками ломали голову над смыслом сказанного? Действительно, порой слова Иисуса не поддаются пониманию. Вряд ли реальный человек позволил бы себе неясно выражаться перед большой аудиторией. И его первые пресвятые биографы здесь также скорее не виноваты. Выражаясь церковным языком, позволю себе предположить, что Святой Дух допустил, чтобы в будущем появились редакторы евангельских текстов, напустившие в них туману в церковных интересах.

Сравнительно недавно обнаружена и стала известной весьма любопытная деталь. Оказывается, что во всех древних списках Евангелий от Матфея и от Луки в первой заповеди блаженства записано не «нищие духом ”, а просто “нищие ”. Убирается лишнее словечко, и сразу все становится на свои места. Становится ясно, что Иисус (реальный или мифологический) желает осчастливить обыкновенных нищих, до крайности бедных, убогих, неимущих, побирающихся, питающихся подаянием, ходящих по миру скитальцев, таких, как он сам, и сопровождающая его нищая братия. Только они и могут рассчитывать на высшее блаженство. Иисус не только не скрывает своего бедственного положения, но и гордится тем, что он нищий. Для него это наивысшее человеческое звание. Он сам нищ. Таковы и его ближайшие друзья. За исключением, может быть, Марии из Магдалы. И благодаря своему нищенству они получают Спасение. Отдавая предпочтение бедному люду, Иисус оправдывает в глазах слушателей тот нищенствующий образ жизни, который он ведет со своими учениками и который должен служить образцом для всех, кто желает неотступно следовать за Богом. Как последовательный учитель, Иисус учит собравшихся на личном примере. Кроме того, он делает реверанс в сторону толпы. Ведь вокруг Иисуса собрались по сути те же нищие, ждущие от него милостивой помощи в поправке своего здоровья и материального положения. И они вправе рассчитывать не только на нее, но и на нечто большее. Если прибегнуть к обобщающей символике, то это тот согбенный под бременем вековечной нищеты народ, который надеется на жизнь в условиях достоинства и справедливости. Толпе нужно показать радужные перспективы. Толпа не станет слушать человека, говорящего непонятно, не на ее языке, она желает слышать обнадеживающие, и вместе с тем ясные слова. Иначе она за лидером не пойдёт.

Христианство создаётся для бедных. Бедность объявляется наивысшей ценностью, благодаря ей осуществляется получение благодати, достигается божественное блаженство. С Иисусом зарождается новая религия, религия нищих и бедняков. Только в христианстве они получают преимущества по сравнению с богатыми. Другой вопрос, что это за преимущества, когда и где они реализуются. Речь идёт о загробном Божьем царстве. Во многих своих высказываниях Иисус подчеркивает, что шансы богатых, даже если они ведут вполне благопристойный образ жизни, на спасение практически сведены к нулю, все равно, что верблюду пролезть через игольную дырочку. Только раздав все свое имение, подчеркнём именно всё, освободившись от него полностью, богач получает какой-то (мизерный) шанс войти в число избранников. Фактически что получается? Пусть богачи на земле благоденствуют, препятствовать им в этом нисколько не нужно. Но зато после смерти бедняки получат в Божьем царстве такое, что никакому богачу и не снилось. В такой логике решается проблема существования при справедливом Боге неравенства людей. Всеблагой Бог откладывает решение вопросов справедливости на посмертное существование души. Чтобы добиться вечного блаженства, человеку не следует бороться с несправедливостью на земле, а проявлять долготерпение, смирение и соблюдать земные законы («кесарю - кесарево»). А для этого и надо быть нищими духом, или просто покорными смиренными нищими, подчиняющимися сильным мира сего. Тревожиться по поводу будущего не стоит. Исполнение обещаний гарантировано, ибо она исходит от самого Бога, как он представлен в Библии. Несколько позже Иисус успокоит своих приверженцев и скажет, что обещанная награда у них не отнимется. В этом как нельзя лучше проявляется социальная функция христианства. Задача верующего - «отнищенствовать», отмучаться в земной юдоли, чтобы получить в награду смерть, за порогом которой располагается неописуемо прекрасный рай (Элизиум). Годится ли такая заповедь в качестве статьи для конституции процветающего государства? Может ли процветать государство, идеалом которого является бедность населения, служащая главнейшим условием обретения Царствия Божия?

Первая заповедь блаженства: (Мф. 5:3). В первой же заповеди блаженными называются нищие духом. Что это значит?

Наверно, каждому знакомо значение слова «нищета»: состояние крайней нужды, когда у человека нет практически ничего. Поэтому нищий часто готов принять любое подаяние и помощь. Может быть нищие духом — это те, кто находится в крайней духовной нужде, у которых нет ничего духовного? Или может быть это люди, у которых нет никаких талантов, целей, нет никаких стремлений в этой жизни? Но тогда тем более странно, что Христос восхваляет такую нищету, утверждая, что именно нищим духом принадлежит Царство Небесное. Или Христос хочет сказать, что для вхождения в Царство Небесное нужно стать нищим, убогим человеком?

Действительно, состояние духовной нищеты — это состояние крайней нужды, находясь в котором человек желает только одного — пребывания с Богом. Как нищий надеется только на то, что какой-нибудь добрый человек подаст хотя бы кусок хлеба, так и нищий духом надеется только на помощь Божию . Нищий не может заработать или заслужить подаяние, он ждет лишь милосердия и участия от других. Также и нищий духом не стремиться заработать награду у Бога. Он ждет лишь дара, милосердия, бескорыстной помощи. Да и может ли быть корыстным Бог? Нищий духом желает благодатных даров Божиих не потому, что он их заслужил или заработал. Разве люди подают милостыню нищим потому,что те что-то сделали для них? Нет. Милостыня потому так и называется, что дается она не за что-то, а просто так. И сам нищий понимает, что он вряд ли сможет чем-то отплатить проявившему милосердие.

Вот такая нищета является условием или основанием становления нового человека во Христе. Чтобы стать гражданином Царства Небесного, нужно просто надеяться на милость Божию. И не думать о том, что, вступив в это Царство, я смогу сделать для Бога что-то великое. Я могу быть только благодарен, искренне, от чистого сердца. Как бывает благодарен нищий — за любую монету. Да что там монета! Благодарен просто за то, что его увидели, ему помогли, к нему проявили милость.

Нищий не может сказать: «Я вам нужен, потому что я могу что-то для вас сделать». Нищий скажет только: «Вы нужны мне...».

Не имеющему — дастся

Очень хорошей иллюстрацией первой заповеди блаженства можно назвать притчу или поучительный рассказ Христа о мытаре и фарисее (см. Лк. 18:9-14).


Мытарь — сборщик налогов. Иудея была завоевана римлянами, поэтому в глазах соплеменников мытари были предателями, потому что служили оккупантам. И нередко мытари брали больше положенного, наживаясь на своих же собратьях. Слово «мытарь» можно считать синонимом слова «грешник». Фарисеи, напротив, — всеми уважаемые люди,стремившиеся выполнять все заповеди и предписания, считавшиеся, говоря современным языком, религиозными авторитетами.

И вот мытарь и фарисей входят в храм для молитвы. Фарисей проходит вперед и молится, перечисляя свои заслуги,благодаря Бога за то, что он сам не такой как прочие люди — убийцы, прелюбодеи или как вот этот предатель и обманщик мытарь, который дерзнул войти в храм. Фарисей говорит Богу и о том, что он дает десятину (жертвует на нужды храма десятую часть своих доходов), постится дважды в неделю. Мытарь же немногословен. Став недалеко от входа, не смея даже поднять глаза к небу и ударяя себя в грудь, он повторяет только одну фразу: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»... И Христос сказал, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, потому что возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).

Почему молитва мытаря была угодна Богу более, чем молитва фарисея? Потому что мытарь осознал свою нищету, духовную нищету перед Богом и понял, что только Господь может спасти его, изменить его, помиловать его. Фарисей говорит Богу: «Господи, я достоин, вот я — праведник среди грешников, я богат и материально, и духовно». Вот такое чувство собственного превосходства, самоопределение себя как «не такого, как все прочие» - отделяет человека от Бога. И Бог оказывается ближе к кающемуся грешнику, чем к восхваляющему себя праведнику.

Церковь всегда говорила о том, что начало жизни — это покаяние. Просьба — «Боже, помилуй меня...» . Наверное, здесь же находится и чувство духовной нищеты. Нищеты, желающей только одного — милосердия Божия. Потому что только милость Бога сделает человека по-настоящему богатым.

Газета «Саратовская панорама» № 30 (958)

Священник Василий Куценко

О первой заповеди блаженства

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3)

Нищета духовная есть духовное убеждение в том, что жизнь наша и все наши духовные и телесные блага (как-то жизнь, здоровье, силы, душевные способности, знания, богатство и всякие житейские блага), все это есть дар Творца Бога: без небесной помощи невозможно приобретение, ни материального благополучия, ни духовного богатства — все это Божий дар.

Нищета духовная называется смирением, а добродетель ее — смиренномудрием.

Смиренномудрие или смирение есть основная христианская добродетель, потому что она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире. Первый из ангелов стал диаволом, первые люди согрешили, а потомки их ссорятся и враждуют между собою из-за гордости. «Начало греха — гордыня» (Сир. 10:15).

Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель.

Смирение дает нам возможность познавать самих себя, правильно оценивать свои достоинства и недостатки; оно благотворно действует на исполнение наших обязанностей к ближним, возбуждает и укрепляет в нас веру в Бога, надежду и любовь к Нему, привлекает к нам милосердие Божие, а также и расположена к нам людей.

Слово Божие говорит: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19); «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3:34). «Научитесь от Меня» , наставляет Спаситель, «ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 16:29).

Нищета телесная, или бедность может много содействовать приобретению духовной нищеты, если эта нищета, или бедность воспринимается доброхотно и безропотно. Но не всегда «нищие телесно» могут быть и «нищими духовно».

И богатые могут быть «нищими духом», если понимают, что видимое, материальное богатство есть тленное и скоропреходящее, и что оно не может заменить богатства духовного; если помнят слова Господа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).

Но христианское смирение нужно строго отличать от своекорыстного самоунижения, роняющего человеческое достоинство, как например, подхалимство, заискивание и т. п.

Надо, вместе с тем, строго отвращаться от так называемого «благородного самолюбия» или «защиты оскорбленной чести», отражающих предубеждения, пагубные суеверия, оставшиеся у европейских народов, как наследие враждебного христианству римского язычества. Истинный христианин должен решительно отречься от этих предрассудков, создавших антихристианский и постыдный обычай поединков или дуэлей.

В награду нищим духом, т. е. смиренным, Господь Иисус Христос обещает Царство Небесное, т. е. вечно-блаженную жизнь. Это участие в Царстве Божием нищие духом начинают ощущать еще здесь, посредством веры и надежды на Бога, а окончательно и во всей полноте они получают его в будущей жизни.

Закон Божий

Служба в церкви проходит на старославянском языке, который не совсем понятен нашим современникам. Также в церковном обиходе есть много слов и выражений, которые вроде бы понятны, но не до конца. Кто такие блаженные нищие духом? Мы помним о блаженных из фильмов о царской эпохе, но как это может относиться к современной эпохе? Неужели никто не попадет в Царство Божие, если не станет блаженным? Этот вопрос очень тревожил меня как воцерковленную христианку, и я решила узнать подробнее о смысле этого выражения. Оказывается, речь идет о христианском смирении и преодолении гордыни. Нет нужды становиться нищим и убогим, нужно просто смирить гордыню.

Христианское смирение

В христианстве смирение противоположно гордыне — страшному греху, ведущему к смерти. Именно из-за гордыни некогда светлый ангел Люцифер был низвергнут с небес и назван падшим. Отцы церкви учат, что без смирения можно забыть о христианстве, ибо духовная жизнь начинается только с преодоления гордыни.

Смирение является высшей добродетелью перед богом.

Смиренный человек не замечает соринки в глазу ближнего, так как знает о своих бревнах. Смиренный человек не укоряет никого, кроме себя. Смиренный человек не судит и не осуждает ближнего, так как борется со своими грехами и соблазнами. Он знает, насколько немощна человеческая природа, поэтому поступает таким образом.

Смирение является основой христианской морали и религии, без которой быть христианином невозможно. Невозможно, потому что человек ведет неправильную духовную жизнь и не может приобщиться даров Святого Духа. Вера без дел мертва — именно такое наставление дали апостолы своим первым ученикам. Поэтому вера без духовных плодов не приводит ни к чему.

Многие неверно понимают христианское смирение и сравнивают его с каким-то отчаянным положением и пессимизмом. Это тоже неверная интерпретация, так как смирение предполагает упование на божью милость и благодать. Человек понимает, что он в руке божьей, и что его жизнь полностью подчиняется воле божьей. Поэтому он смиряется и доверяет своему Отцу Небесному во всем. Он не кричит и не ропщет, когда приходит беда, а пребывает в молитвах и благодарениях.

Почему христиане безропотно воспринимают удары судьбы? Потому что они понимают, что божья милость предусмотрела для них самое лучшее. Все знают о пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это очень мудро подмечено нашими предками, которые оставили нам жизненную мудрость в наследие. Наблюдательный человек может заметить, что очень часто неблагоприятные события приводят к неожиданно позитивному результату. Поэтому роптать и упрекать бога в своих бедах неразумно.

Заповеди блаженства

Первая заповедь блаженства подразумевает принятие своей греховной природы как данность, и смирение с ней. Но смирение не должно потворствовать греху, просто человек должен осознавать свою немощную природу и не гордиться перед другими ничем.

Грехопадение человека началось с гордыни, когда дьявол посулил Адаму и Еве стать «как боги». Смирение же возвращает всё на круги своя и дает осознание своей ничтожности и полной беспомощности перед богом.

Духовная нищета не имеет ничего общего с материальным недостатком, так как речь идет о духовных вещах. Духовная нищета подразумевает соответствующий строй мыслей, в которых исключена гордыня и превозношение.

Духовная нищета — это признание невозможности стать праведным собственными усилиями. Если бы человек был в состоянии самостоятельно исправить свою греховную природу, жертва Христа потеряла бы всякий смысл. Христианин должен признать свое духовное несовершенство и принять жертву Христа как дар. Только соединившись со Христом верой, мы можем стать святыми и праведными. Самостоятельно достичь такой духовной высоты человек не в состоянии.

О чем мечтает нищий человек в мире? Все его мысли направлены на то, чтобы кто-нибудь подал ему кусочек хлеба для поддержания духа. Духовная нищета — это крайняя нужда в помощи божьей для обретения благодати и спасения. Человек говорит себе: «Я пас, я не могу, я не в состоянии, я нуждаюсь в помощи». Вот это и есть правильное духовное состояние, которое приводит к спасению.

Нищий в миру человек понимает, что не может заработать на хлеб, и надеется на милость дающего. Нищие духом тоже понимают, что они не достоин благодати, поэтому надеются только на милость бога. Нищий духом не стремится заработать награду от бога, а со смирением ожидает милости. Милостыню дают не потому, что нищий ее заработал, а просто так от доброты сердца. При этом нищий понимает, что он ничем не сможет отблагодарить дающего.

Именно такая нищета и становится условием получения божьей благодати и спасения. От человека требуется только благодарность за щедрый дар и больше ничего. Нищий понимает, что он никому не нужен. Так и христианин понимает, что не он нужен Христу, а Христос — ему. Если человек это осознает до конца, он сможет обрести спасение. Духовная нищета полностью аннулирует гордыню, поэтому и является условием получения божьей благодати и безвозмездного дара спасения.

Смирение и комплекс неполноценности

Противники христианства иногда называют смирение проявлением комплекса неполноценности. Так ли это? Комплекс неполноценности и христианское смирение имеют разные духовные корни. Комплекс неполноценности развивается, когда человек стыдится других людей за свою неловкость или неумение что-то делать правильно. Например, полные девушки не подходят под всемирный стандарт красоты, поэтому комплексуют.

Христианское смирение происходит от того, что человек осознает греховность своей природы и невозможность ее исправления собственными усилиями. Как бы не пытался он жить по евангелию, но обязательно вскроется какой-нибудь грех или недостойные мысли придут в голову. Тогда христианин начинает усиленно молиться и каяться, что еще более сближает его с Господом.

Примером истинного смирения стал Иисус Христос, который смирил свою душу до Креста.

Христианином может стать только тот, кто осознал необходимость помощи Иисуса Христа в его спасении. Пока человек полагается на собственные силы, он полон гордыни и тщеславия. Только когда он смирит свою гордыню и вознуждается во Христе, тогда обретет вечное спасение души и благодать. Поэтому и сказано в первой заповеди блаженства, что только нищие духом (смиренные) достойны Царствия Божия. Нищий — это нуждающийся, несамостоятельный, зависимый. Бог хочет, чтобы мы осознали свою духовную нищету — нужду во Христе, зависимость от него и полную несамостоятельность в своих тщетных усилиях.

Искреннее раскаяние в грехах приближает человека к богу, а чувство собственной непогрешимости — отдаляет. Богу милее кающийся грешник, чем самоправедный человек. Поэтому отцы церкви всегда призывают к покаянию, ибо оно приводит к благодати. «Боже, помилуй меня грешного» — это самые важные слова христианина.

Нищие духом

Нищие духом
Из Библии. Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Раньше употреблялось в значении: смиренные, лишенные гордыни люди. Иногда так называли убогих, юродивых (блаженных).
Современное значение: люди с узким кругозором, невысокими интеллектуальными и духовными запросами (презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Нищие духом

Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3) употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Нищие духом" в других словарях:

    Нищие духом - крыл. сл. Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3) употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. Неодобр. 1. О смиренных, лишённых чувства собственного достоинства людях. 2. О людях, лишённых духовных интересов. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 174 … Большой словарь русских поговорок

    Нищие духом - смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают, что они лучше и святее других; полнейшее духовное смирение и самоуничижение, т.е. качества противоположные гордости, тщеславию, самолюбию … Краткий церковнославянский словарь

    Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d esprit. Ср. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Матф. 5, 3. Лук. 6, 20. См. праведному закон не писан. См. нищий духом …

    Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d’esprit. Ср. Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Матѳ. 5, 3.… …

    - (иноск.) смиренный Ср. Нищета ума спасает (о смирении). Ср. Но ты... иной... взалкавший пищи, Ты, что молитвою влеком, Высокий сердцем, духом нищий, Живущий мыслью со Христом. Гр. Б. Толстой. Иоанн Дамаскин. 10. Ср. У них не было впечатлений и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Нищій духомъ (иноск.) смиренный. Ср. «Нищета ума» спасаетъ (о смиреніи). Ср. Но ты... иной... взалкавшій пищи, Ты, что молитвою влекомъ, Высокій сердцемъ, духомъ нищій, Живущій мыслью со Христомъ. Гр. А. Толстой. Іоаннъ Дамаскинъ. 10. Ср. У нихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства (макари … Википедия

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в … Википедия

Книги

  • Блаженны нищие духом , Сергей Николаевич Лазарев. До сих пор многим непонятна фраза Христа, которую не могут объяснить ни богословы, ни священники – «Блаженны нищие духом». И до сих пор многие верующие искренне думают, что служат Богу, хотя…