Обработка металлов

Храм серафима саровского в лотошино расписание. Наше лотошинье

Серафимовский храм в Лотошино выстроен в 2000-е годы (торжественная церемония закладки здания состоялась в 2003 году). Деревянная церковь стилизована под древние храмы, причем нужно отметить, что эта стилизация является весьма удачной. Возле шатрового храма высится соединенная с ним шатровая колокольня. Церковь является достаточно вместительной и высокой, специалисты отмечают ее архитектурные достоинства. Это новое здание по праву считается одной из достопримечательностей поселка.

При Серафимовском храме действуют социальные учреждения. Одно из них - благотворительная столовая. Она открыта по воскресным дням: после церковной службы в ней получают бесплатное питание около двадцати человек. В этой столовой малоимущие прихожане также могут бесплатно получить продуктовые наборы. При храме существует и группа милосердия, еженедельно оказывающая помощь на дому престарелым жителям поселка (в частности, помогающая им в решении различного рода бытовых проблем). В службе милосердия трудятся добровольцы.

Настоятелем церкви в настоящее время является протоиерей Герман Григорьев. Он также служит в лотошинском Преображенском храме, к которому приписана Серафимовская церковь.

Недавно Серафимовский храм посетили представители рода Мещерских - потомки князей, в собственности которых когда-то находилось Лотошино. Оно являлось родовым имением Мещерских несколько веков, начиная с XVII столетия. Правнучка князей и ее сын побывали на молебне в новой церкви, а затем отправились к другим святым местам поселка.

Ищем информацию о Преображенском Храме (Собор Спаса Преображения) в Лотошино (нынче на территории Московской области, до 1917 - на территории Тверской области), который был разрушен в 30-х годах. Особенно интересует архитектурные особенности, если у кого есть подобная информация. Будем благодарны за любые дополнительные материалы.

Храм до середины XVIII века был деревянным, и его престолы были освящены, по всей вероятности в честь Спаса Нерукотворного и Успения Пресвятой Богородицы. Ко времени вступления в активное владение князьями Мещерскими, он был уже в дряхлом состоянии и поэтому князь Сергей Васильевич Мещерский (1737-1781) принял в наследство от своего отца Василия Ивановича Мещерского (умер 15 марта 1776г.) намерение построить новый каменный храм. 11 сентября 1776 года в Тверскую духовную консисторию было подано прошение о построении каменного храма Спаса Преображения. Еще до этого, в течении десяти лет велись переговоры с тверским епископами Платоном, Арсением, Гавриилом о том, в честь каких святых и святынь могут быть освящены престолы будущего храма. Грамота от 1769 года, хранящаяся в Тверском областном архиве свидетельствует о ходатайстве строения церкви с пределами - «в нижнем апартаменте, один - «Спаса Нерукотворного Его Образа», другой - «Богородица Донская», в верхнем - один «Преображения Господня», другой - «Зачатия Иоанна Предтечи», на угольный - свт. Василия Великого, в отрубе - святого мученика Мины, третье - Прокопия Устюжского и Николая Чудотворца. В 1791 году утвердились престолы Казанской иконы Божией Матери и св. Василия Великого. Позже, когда строительство храма вошло в силу, были утверждены, кроме главного престола - Преображенского, еще три престола - Святой Животворящей Троицы, преподобного Сергия Радонежского, святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Итого-шесть престолов. Надо отметить, что большинство имен представителей рода князей Мещерских составляли именно Василии, Сергии, Борисы. К началу XX века Борисов даже было сразу пять, о чем свидетельствует фотография из частной коллекции. Величественный храм, который к середине XIX века возвысился над всем поселением, был таким образом, двухэтажный, просторный, однокупольный. Высокая трехярусная колокольня была построена отдельно. По воспоминанию старожилов, звон ее колоколов достигал даже Ивашково. В храме были установлены строгие порядки. Большая икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Казанская» для, которой был устроен свой придел, располагалась, как и положено, с левой стороны, и на эту сторону становились женщины, на другой стороне - мужчины. За этим наблюдал специально поставленный человек. Большие витьеватые латунные и бронзовые подсвечники стояли по периметру зала и возле деревянного аналоя тонкой резьбы, на котором обычно лежала икона «Воскресения». Широкие, обрамленные литыми фигурными решетками окна проливали свет на роскошную позолоченную лепнину Царских врат, отделку ярусов иконостаса и солеи. Старожилы говорили, что по праздникам здесь играл орган. Хор был большой - человек тридцать. Пели, как говорили, тихо, но раздавалось громко. То есть акустика была очень хорошей. Возле храма была длинная коновязь, то есть, слега за которую приезжающие на службу крестьяне, купцы и гости могли привязывать лошадей своих повозок. Престольные праздники - Спаса Преображение, Троица, Казанская были очень любимы народом. Широко отмечались, естественно, Рождество Христово, Богоявление и Крещение Господне и Пасха. По этим праздникам священники зачастую ходили по домам лотошиннцев и окрапляли святой водой жилища. В 1863 году Лотошино входило в Храневское благочиние, где тогда красовалась своей уникальной архитектурой Введенская церковь. Преображенская церковь имела обширные земли и даже отвоевывала их через судебные инстанции того времени у самих ее устроителей, о чем свидетельствует тяжба, длившаяся с 1861 по 1869 год между благочинием и князьями Василием Ивановичем и Борисом Васильевичем « ...о порубе пяти ив... и неправильном завладении землей». Послереволюционная история величественного Преображенского храма трагична, как и история многих других храмов на просторах нашего многострадального Отечества. В середине 30-х годов XX века часть его была взорвана. Эту операцию проводили изощренно, так как непросто было разрушить почти монолитные стены храма и колокольни. В стенах выбивали кирпичи, закладывали взрывчатку и только так обрушивали храм по частям. Существует то ли быль, то ли легенда в которой говориться о том, как сбрасывали с колокольни колокола. Наняли специальных людей. Те закрепили веревки, подрубили основы креплений и сбрасывали колокола серебряного звона с высоты. Один колокол, чуть меньше роста человека, никак не хотел падать. С ним долго возились. В это время внизу стояли монахини на коленях и молились, почти стонали. Когда колокол все же спустили на веревках, один из мужчин подошел и стал кричать: «Зачем сняли колокол? Поднимайте обратно!». Его гнали. А этот колокол на земле лежал на боку. Мужчина сел к нему спиной и сказал: « Не дам я вам совершить этот грех». Его опять гнали, но это не удавалось сделать. Тогда ему сказали: « Ну и сдохни под ним» и нахлобучили его колоколом. Через некоторое время, когда нужно было что-то все-таки делать, колокол опять положили на бок, но мужчина был уже мертв. И еще один символический факт. Те руководители района, которые организовывали это кощунство (фамилии их известны) сами были репрессированы в годы сталинских репрессий. В Великую Отечественную разрушительные действия продолжались к 1945-47 году на месте былого благолепия образовался безобразный заросший пустырь. Осквернялись, громились и находившиеся вокруг храма надгробные памятники на могилах прицерковного кладбища, куда хоронили умерших младенцев и достойных людей, в том числе и шестерых владельцев Лотошинской усадьбы - князей Мещерских. В пятидесятых годах, когда проводили строительные работы на территории сквера, разрывали могилы с остатками позолоченных риз, и был разрушен склеп, вероятно, родовое захоронение князей Мещерских. В 1993 году в поселке была образована православная община, именованная в честь порушенного храма «Преображенской»? На месте, приближенном к зданию разрушенной колокольни,был установлен и освящен поминальный крест. В 1995 году общине для проведения служб было предоставлено часть помещения бывшего военкомата. Позже оно было передано полностью. Силами членов общины была произведена реконструкция внутреннего и внешнего вида. Службы ведутся на антиминсе, благословленном Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В 2004 году был выделен большой участок земли для строительства нового храма. В настоящее время на нем построен деревянный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Заложен камень и Преображенского храма, который будет строиться позже.