Самосвалы

Храм священномученика власия. Церковь власия, епископа севастийского, что в старой конюшенной слободе

В письменных источниках церковь упоминается с 1625 г. как приходская церковь дворцовой Большой Конюшенной слободы, расположенной на этом месте со времен Ивана Грозного. Св. Власий издавна почитался на Руси как покровитель домашних животных, на него перенесли верования, связанные с языческим богом Велесом. Недаром эта церковь стояла в Конюшенной слободе и называлась «что в Старой Конюшенной», а по старым документам — «на Козьем болоте». Постепенно слобода была вытеснена за пределы Земляного города и место получило название Староконюшенной.

Первые документальные сведения о каменном храме относятся к 1644 г. Одноглавую кирпичную церковь построили на месте старой с главным престолом Преображения Господня и Казанским, Власьевским и Никольским (позже упраздненным) приделами. Но в некоторых документах конца ХVII века храм упоминают как «церковь Василия, что была на козьем болоте», а на плане Москвы Горихвостова 1767 г. как «Васильевский» храм.

Свой современный вид церковь приобрела в результате многократных перестроек: ХVII в. — появление первой трапезной, XVIII в. — возведение колокольни, в первой половине ХIХ в. была создана новая апсида, а в 1866-1872 гг. на средства купца Куманина — новая широкая трапезная с приделом Казанской божьей Матери. В 1880 г. установлен новый главный иконостас, сделанный по рисунку А. Каминского.

Объём небольшого одноглавого четверика храма почти целиком относится к 1644 г., а его декор, выполненный в духе московского барокко, — к концу XVII в. Составленный из разновременных объемов, памятник тем не менее представляет композицию, традиционную для допетровской эпохи. В 1921 г. был освящен престол Серафима Саровского, перенесенный сюда из ликвидированной домовой церкви Серафимовского комитета Красного Креста на Сивцевом Вражке. В 1939 г. церковь была закрыта, обезглавлена, внутри разместились школьные мастерские.

Много лет храм был в полном небрежении, пока, наконец, не был приведен в относительный порядок силами общественности и в 1992 г. передан верующим. Литургии служатся с 1997 г. В храме сохранились фрагменты росписей XVII в.



Власия, священномученика Севастийского, в Старой Конюшенной слободе церковь (Гагаринский переулок, дом № 20, строение 2).

Этот храм известен в XVI в. как приходский в дворцовой Большой Конюшенной слободе. Согласно описаниям XVII в., он был одноглавым, каменным, с главным престолом во имя Спаса Преображения и приделами - Казанской Божией Матери, священномученика Власия Севастийского и Николая Чудотворца (уничтожен в 1735 г.). Основной объем церковного здания (четверик) относится к 1644 г., он украшен декором в стилистике нарышкинского (московского) барокко конца XVII в. Стены завершаются типичным для середины XVII в. фризом ложных кокошников и резным карнизом. Церковь сильно пострадала от пожара 1812 г. и была восстановлена через несколько лет; в 1816 г. выстроена классицистическая колокольня. В 1866-1872 гг. трапезную и приделы расширили, в 1901 г. обновили главный престол. Литые из серебра Царские врата были устроены в 1866 г. Новый иконостас был изготовлен в 1880-е гг. по проекту архитектора А.С. Каминского.

В 1936 г. храм захватили обновленцы, а в 1939 г. он был закрыт. Здесь размещались школьные мастерские, Росконцерт, ансамбль «Баян». В 1970-80-е гг. церковное здание отреставрировали. Храм был передан Церкви в 1990 г., а богослужения возобновились в 1997 г. Наиболее почитаемые иконы храма - священномученика Власия и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XVII в.

http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-10-moskva-p_333.html

Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз - выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках - совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте , а 24 февраля считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан.

В славянской народной традиции Власий - покровитель скота . Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти - "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли - Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей - от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный - Спаса Преображения, придельные - священномученика Власия и Казанской иконы.

Всё больше убеждаюсь, что случайностей не бывает. Вот и в этот раз - выпал снежок, и в Старой Конюшенной слободе в сумерках - совсем другое настроение. Здесь в Гагаринском переулке стоит древний храм, известный с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте, а 24 февраля, как оказалось, считается днём памяти этого святого, принявшего мученическую смерть во времена императора Диоклетиана - гонителя христиан.

В славянской народной традиции Власий - покровитель скота. Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти - "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

1. Поэтому церковь святого Власия была построена тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

2. В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным четырехпрестольным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по прежнему называли - Власия, что в Старой Конюшенной.
В течение более чем трех столетий своего существования храм Власия в Старой Конюшенной слободе много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей - от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен.

3. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

4. Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно.

5. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

6. В 1936 году в храме священномученика Власия обосновались раскольники-обновленцы, но уже в 1939 году храм закрыли совсем. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году. Лишь в 1997 году в храме Власия в Старой Конюшенной слободе была проведена первая Божественная Литургия. На сегодняшний день в храме три престола: главный - Спаса Преображения, придельные - священномученика Власия и Казанской иконы Божией Матери.

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

На широком открытом участке перед зданием Новгородской Администрацией, среди газона Власьевской улицы стоит церковь Святого Власия , видный памятник древнерусской архитектуры времен Новгородской самостоятельности.


В современном виде храм был создан в 1407 году и является типичным памятником новгородской архитектуры своего времени: одноапсидный, одноглавый, четырехстолпный с трехлопастным завершением фасадов и художественном орнаментом вокруг барабана.


Согласно Младшему изводу Новгородской I летописи, в тот год «Поставаша церковь камену святыи Власеи в Людине конце» . Правда, по сравнению с другими новгородскими храмами того времени она кажется несколько приземистой. Кроме того, к ее северному и западному фасаду примыкают нетипичные для новгородского зодчества плоскостные порталы со стрельчатым завершением. Вероятно, это заимствовано из средневековой северо-европейской архитектуры ганзейских городов, с которыми древнерусский Новгород был в тесной торговой связи.


Ныне Новгород нередко называют членом Ганзейского союза, однако, он был лишь его торговым партнером. При этом Новгород входил в состав Руси, сохраняя в себе княжеский стол и связь с церковью. Конечно, постоянные взаимоотношения с Ганзой порой приводили к заимствованием отдельных архитектурных элементов с претворением их в новгородском строительстве, в том числе и в церковном зодчестве.


Без сомнения, весьма обширный по тем временам каменный храм создавался как важная доминанта всей Власьевской (в то время Волосовой ) улицы. Судя по своим размерам, он был общеуличанским , то есть рассчитан на всю уличную паству. Если это так, то, по-видимому подле него собирались уличанские вечевые сходы . (В Новгороде горожане собирались как на главные городские сходы, так и на районные собрания городских районов- концов и даже отдельных городских улиц.)


До постройки нынешней церкви на том месте несколько ее одноименных деревянных предшественниц.


Так, под 6692 (1184 ) годом Новгородская I летопись сообщает, что «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия» . Значит, не только в 1184 году, но даже еще в более ранние времена на этом месте находилась одноименная «старая» церковь. В составленном в середине XV века при новгородском владыке Ефимии II житие архиепископа Иоанна есть упоминание о том, что тот до своего вступления в должность в 1166 году был просвитером в храме Святого Власия. А поскольку этот храм был еще до 1184 года, то возможно, что речь идет об интересующем нас месте. Правда, житие было составлено поздно, в качестве единого произведения, поэтому слишком доверять его информации не стоит.


Иногда предполагается, что первая деревянная церковь Святого Влавсия возникла на месте древнего славянского капища языческого бога Велеса . В доказательство приводят старое название улицы — Волосова, отождествляя это имя с Велесом. Однако, Волос является просторечной разговорной формой имени Власий, еще до недавнего времени сохранявшейся в деревнях. А в средневековых русских городах, где подобные обороты легко проникали даже в официальные документы, она вполне могла бытовать (вроде упомянутого в новгородских актах тысяцкого Кодрата, летописных новгородца Олексы Сбыславича, князя Михалки, бирича Мирошкии Несдинича, посадников Остафьи и Иванки Павловича... Кроме того, составленная новгородской археологической экспедицией карта городских культурных напластований локализует ближайшее древнейшее городское ядро к юго-востоку от церкви Святого Власия, ближе к реке Волхову, в районе Троицкого раскопа на Троицкой улице . Значит, до XI века на нынешней Власьевской никто не жил. А в то время Русь уже была крещена. Языческие пережитки долго не уходили, в Галичине, допустим, даже под видными галицким пригородом Звенигородом, до Батыева нашествия сохранялось капище. Но ни там и нигде в другом месте обширной Русской земли после крещения новых капищ не возникало. Так что связь с капищем достаточно спорна.


В Годы Великой Отечественной войны храм пострадал и был практически разрушен. В ходе послевоенной реставрации его фасадам вернули исторический облик