Ж/Д транспорт

Каковы отличия восприятия от ощущения? Отличие восприятия от ощущений. Виды и примеры ощущений и восприятия

Введение

С рождения мы познаем мир на всех уровнях: воспринимая его через органы чувств, вдыхая, осматривая, осязая, пробуя, осознавая, осмысливая… Психологи признают, что эти естественные процессы очень многоплановы и даже подразделяют их на понятия «ощущения» и «восприятия». Оказывается, данные термины наука не считает идентичными. Чем же отличается ощущение от восприятия?

Ощущение – один из самых простых физических процессов, подразумевающий отражение некоторых отдельных свойств окружающих объектов во время их непосредственного влияния на органы чувств.

Восприятие – сложный процесс, состоящий из отражения предметов, событий или разнообразных ситуаций в их целостности.

Актуальность исследования заключается в том, что ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности. Психические процессы основываются на восприятии.

Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Цель данной работы – выявить различия восприятия и ощущений как познавательных процессов.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятия восприятия и ощущений,

Определить их отличия.

Выявить особенности форм и видов восприятия.

Практическая значимость данной работы заключается в систематизации знаний, касающихся вопросов изучения восприятия и ощущений, выявлении их особенностей, и умении выявлять данные особенности.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования.


Отличие восприятия и ощущений

ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция).


Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней - психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Восприятие - познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, - от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной.

В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет - в совокупности его инвариантных свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия его в отличие от ощущений, называется объективацией. Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Ощущение – это первичное, базовое звено цепочки познания, изначальный, первоосновный источник абсолютно всех наших знаний об окружающем мире и нашем собственном организме. Пять основных видов данных нам от природы ощущений – вкус, обоняние, осязание, слух и зрение – позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. Без этого никакая активная, сознательная жизнь не была бы возможной, и субъект, вероятнее всего, погрузился бы в сонное состояние. Ощущение возникает, когда нервная система реагирует на тот или иной раздражитель, то есть это явление рефлекторное. Стоит отметить, что ощущение при этом – не пассивный процесс: оно связано с двигательными реакциями. Иначе говоря, в ответ на какой-либо раздражитель внешнего мира у нас, к примеру, сужаются сосуды, напрягаются мышцы, двигаются глаза – таким образом мы активно реагируем на происходящее вокруг. Это своеобразный чувственный опыт, благодаря которому мы получаем знания об окружающем нас мире.

Восприятие – процесс составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу несколько ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Если мы, к примеру, держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая его аромат, то такое целостное впечатление от растения будет называться восприятием. А ощущениями в данном случае будут являться впечатление от внешнего вида цветка, его запах, осязательное чувство пальцев, держащихся за стебель.

Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность воспринимать окружающее в виде образов имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе жизненного опыта. Ощущения находятся лишь в нас самих, это только наше переживание. Восприятие же тесно связано с процессом объективации, когда некие внутренние ощущения проецируются вовне.

Результатом возникновения ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует определенный образ, состоящий из комплекса различных ощущений, тесно переплетенных между собой. Причем чтобы этот образ сложился в наиболее полном ключе, требуется взаимодействие с ним, его изучение, исследование. Восприятие связано с осмыслением, обдумыванием, осознанием, синтезом и анализом признаков материального объекта, находящегося перед нами. В итоге мы комбинируем отдельные воспринимаемые детали в одно целое, что в итоге служит источником нашего личного жизненного опыта. Участвуя в восприятии, наше сознание на основе памяти и мышления приписывает некому образу целый комплекс ощущений.

Таким образом, отличие ощущения от восприятия заключается в следующем:

1) Ощущение – составная часть восприятия, в то время как восприятие всегда представляет собой комплекс ощущений. Восприятие – более сложный процесс, чем ощущение.

2) Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.

3) Ощущение провоцирует возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно внутренний процесс, восприятие тесно связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.

4) Ощущение – процесс отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия – предметность , целостность, структурность, константность и осмысленность .

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный. – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.



Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

6. Свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность, осмысленность, категориальность.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан полностью в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение . Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто наборам раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием (два профиля и ваза).

  • 4. Теоретические положения и представители бихевиоризма.
  • 5.Теоретически положения и представители психоанализа.
  • 6. Теоретические положения и представители когнитивной психологии.
  • 7.Теоретические положения и представители гуманистической психологии.
  • 8. Понятие психики. Объективный критерий существования психики. Формы проявления психики.
  • 9. Эволюционное развитие психики. Качественная специфика психики человека по сравнению с психикой животного.
  • 10. Понятие сознания как высшей формы психического отражения, его соотношение с бессознательным.
  • 11. Понятие самосознания личности, этапы его развития. «я - концепция».
  • 12. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 13. Структура личности (по к.К. Платонову). Понятие направленности личности.
  • 14. Характеристика темперамента как индивидуальной особенности личности. Типы темперамента.
  • 15. Характер личности, черты личности.
  • 16. Способности как структурный компонент личности. Виды способностей. Соотношение задатков и способностей.
  • 17. Понятие ощущений. Свойства и виды ощущений. Роль ощущений в жизни человека.
  • 18. Понятие чувствительности. Пороги ощущений: абсолютный верхний, абсолютный нижний, дифференциальный. Компенсаторный и адаптационный механизмы.
  • 19. Понятие восприятия. Сходства и отличия восприятия и ощущений. Свойства восприятия.
  • 20. Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.
  • 21. Понятие памяти. Процессы памяти.
  • 22. Классификация видов памяти. Особенности развития памяти.
  • 23. Субъективные и объективные причины, влияющие на продуктивность памяти.
  • 25. Понятие мышления, его виды. Основные мыслительные операции формы (продукты) мыслительной деятельности.
  • 26.Взаимосвязь мышления и речи. Виды речи. Функции и роль речевой деятельности.
  • 28. Виды внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания. Рекомендации по организации и развитию внимания.
  • 29. Понятие воображения. Общее и различное в воображении и мышлении. Аналитико-синтетический характер воображения.
  • 30. Виды и функции воображения. Развитие воображения.
  • 31.Связь познавательных процессов. Их место в структуре личности.
  • 32. Понятие эмоций и чувств. Специфика чувств по сравнению с эмоциями. Функции эмоций и чувств.
  • 33. Виды эмоций и чувств. Формы эмоциональных состояний.
  • 34. Понятие воли: ее общая характеристика и функции. Волевые качества личности.
  • 35.Волевые действия человека. Этапы волевого действия. Развитие воли у человека; основные приемы и требования.
  • 36. Понятие деятельности человека, ее основные характеристики. Развитие деятельности.
  • 37. Анализ подходов к выделению структуры деятельности. Основные виды человеческой деятельности.
  • 38. Общение как один из видов человеческой деятельности, его структура (коммуникативный, интерактивный, перцептивный компоненты).
  • 39. Понятие группы. Ее основные характеристики и виды.
  • 40. Возникновение и развитие групп в концепции л.И. Уманского.
  • 41. Понятие группы. Виды межгрупповых отношений и их значение для жизнедеятельности группы.
  • 42. Понятие и особенности межличностных отношений.
  • 19. Понятие восприятия. Сходства и отличия восприятия и ощущений. Свойства восприятия.

    Восприятие - целостное отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира, в совокупности их свойств при непосредственном воздействии этих предметов на органы чувств.

    Сходство с ощущениями:

    1. оба они – познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир

    2. это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

    Различия:

    1. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.

    2. Ощущения - простой процесс, Восприятие - сложный

    3. Ощущения – привязаны к отдельным анализаторам, Восприятие - работа нескольких анализаторов. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

    20. Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.

    Восприятие - целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Классификация: 1) по органам чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное;2) по форме существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

    Иллюзия восприятия – искажённое восприятие реальности предметов. Зрительная причина: 1)прошлый опыт человека 2) функциональная составляющая анализатора 3)психоэмоциональная составляющая человека 4)изменение условий восприятия. Примеры: 1)иллюзия стрелы 2)ваза и два профиля.

    21. Понятие памяти. Процессы памяти.

    Память - форма психологического отражения, заключающаяся в сохранении и закреплении восприятия и воспроизведения индивидом своего опыта. Существуют 4 процесса памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – накопление материала в памяти. Может быть механическим и осмысленным. Для механического характерно отсутствие понимания, логических связей между частями материала. Опирается на внешние связи. Осмысл запом связ осмыслением, связанностью материала. Включает ряд логических операций. Сохранение – процесс памяти направленный на удержание полученной информации. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение наблюдается в оперативной памяти, при этом информация мало изменяется. Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти – воспроизведение и воссоздание материала, воспринятого ранее. Характеристики: быстрота, точность. Виды: узнавание (повторяют - воспроизводят), припоминания (частично воспроизводят + волевые усилия), воспроизведение (извлечение информации из памяти без труда), воспоминание (события из жизни в прошлом), реминисценция (восприятие того, что казалось забытым), забывание - утрата информации, невозможность ее воспроизведения 1)невозможность вспомнить 2) вспомнил, но не верно. Забыванию способствует отсутствие интереса,нет потребностей, объем, утомление.

    Фактор края - лучше запоминается конец и начало, середина забывается.

    С рождения мы познаем мир на всех уровнях: воспринимая его через органы чувств, вдыхая, осматривая, осязая, пробуя, осознавая, осмысливая… Психологи признают, что эти естественные процессы очень многоплановы и даже подразделяют их на понятия «ощущения» и «восприятия». Оказывается, данные термины наука не считает идентичными. Чем же отличается ощущение от восприятия? Попробуем разобраться.

    Определение

    Ощущение – один из самых простых физических процессов, подразумевающий отражение некоторых отдельных свойств окружающих объектов во время их непосредственного влияния на органы чувств.

    Восприятие – сложный процесс, состоящий из отражения предметов, событий или разнообразных ситуаций в их целостности.

    Сравнение

    Ощущение – это первичное, базовое звено цепочки познания, изначальный, первоосновный источник абсолютно всех наших знаний об окружающем мире и нашем собственном организме. Пять основных видов данных нам от природы ощущений – вкус, обоняние, осязание, слух и зрение – позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. Без этого никакая активная, сознательная жизнь не была бы возможной, и субъект, вероятнее всего, погрузился бы в сонное состояние. Ощущение возникает, когда нервная система реагирует на тот или иной раздражитель, то есть это явление рефлекторное. Стоит отметить, что ощущение при этом – не пассивный процесс: оно связано с двигательными реакциями. Иначе говоря, в ответ на какой-либо раздражитель внешнего мира у нас, к примеру, сужаются сосуды, напрягаются мышцы, двигаются глаза – таким образом мы активно реагируем на происходящее вокруг. Это своеобразный чувственный опыт, благодаря которому мы получаем знания об окружающем нас мире.

    Восприятие – процесс составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу несколько ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Если мы, к примеру, держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая его аромат, то такое целостное впечатление от растения будет называться восприятием. А ощущениями в данном случае будут являться впечатление от внешнего вида цветка, его запах, осязательное чувство пальцев, держащихся за стебель.

    Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность воспринимать окружающее в виде образов имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе жизненного опыта. Ощущения находятся лишь в нас самих, это только наше переживание. Восприятие же тесно связано с процессом объективации, когда некие внутренние ощущения проецируются вовне.

    Результатом возникновения ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует определенный образ, состоящий из комплекса различных ощущений, тесно переплетенных между собой. Причем чтобы этот образ сложился в наиболее полном ключе, требуется взаимодействие с ним, его изучение, исследование. Восприятие связано с осмыслением, обдумыванием, осознанием, синтезом и анализом признаков материального объекта, находящегося перед нами. В итоге мы комбинируем отдельные воспринимаемые детали в одно целое, что в итоге служит источником нашего личного жизненного опыта. Участвуя в восприятии, наше сознание на основе памяти и мышления приписывает некому образу целый комплекс ощущений.

    Выводы сайт

    1. Ощущение – составная часть восприятия, в то время как восприятие всегда представляет собой комплекс ощущений. Восприятие – более сложный процесс, чем ощущение.
    2. Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.
    3. Ощущение провоцирует возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно внутренний процесс, восприятие тесно связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.
    4. Ощущение – процесс отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.

    Восприятие - это целостное отражение в сознании объектов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

    Восприятие часто относят к познавательным или интеллектуальным процессам. Это связано с тем, что, с одной стороны, восприятие - отдельный психический процесс, и как отдельный психический процесс имеет свои характерные особенности. С другой стороны, основная задача восприятия - оперативная и качественная обработка поступающей информации.

    Восприятие связывает ощущения и сознание человека

    Отличия ощущения от восприятия:

    1) Ощущение отражает отдельные свойства, а восприятие отражает целостно объект.

    2) Ощущения находятся внутри нас, в то время как результат восприятия – предмет вне нас.

    3) При восприятии включается мыслительный процесс.

    Отличие восприятия от ощущений. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущёими ей особенностями.

    24.Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность. Закономерности восприятия.

    Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы: свойства, характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса, и свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. К первой группе относятся показатели производитель­ности, качества и надежности перцептивной системы:

    Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

    Точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

    Полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

    Быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

    Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

    Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

    Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.



    Структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

    Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

    Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

    Обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку.

    Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

    Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности . Но, кроме этих внутривидовых закономерностей, существуют общие закономерности восприятия , которые проявляются в его свойствах: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность.

    25.Типология восприятия. Классификация восприятий по преимущественной роли анализатора: зрительные, слуховые, двигательные и другие. Классификация восприятий по видам отражения в них объектов окружающего мира: восприятие предметов, восприятие пространства (формы, величины и глубины), восприятие времени и движения.

    Типы восприятия: визуальный тип, аудиальный тип, кинестетический тип, дискретный тип.

    Визуал. Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются.



    Аудиал . Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно.

    Кинестетик. Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению.

    Дискрет . Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще.

    Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений.
    Там эта классификация облегчалась тем, что физиологическую основу того или другого ощущения составляла деятельность строго определенного анализатора. Восприятия же являются более сложными, чем ощущения, психическими процессами и имеют в своей основе совместную деятельность нескольких анализаторов.
    Поэтому только по преимущественной роли того или другого анализатора в данном процессе восприятия можно разделить восприятия на зрительные (например, у художников), слуховые (у композиторов, музыкантов, певцов), двигательные (у спортсменов, работников физического труда) и т. д. При этом надо помнить, что в осуществлении каждого из указанных восприятий принимают участие и другие анализаторы.
    Классификация восприятий по видам отображения в них объектов окружающего мира. С этой точки зрения можно выделить среди восприятий следующие группы:
    1.Восприятие предметов окружающего мира, отображающее особенности их вещного, телесного бытия.
    2.Восприятие пространства, пространственных отношений между вещами.
    3.Восприятие времени, временных отношений между вещами и явлениями окружающего нас мира.
    4.Восприятие движений как совершаемых предметами, вне нас находящимися, так и наших собственных движений. Каждый из этих видов восприятий отличается своими особенностями и закономерностями, знание которых необходимо для успеха в той или другой практической деятельности - в труде, игре, учении и т. д.