Строительный бизнес

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя. Как нельзя учить уроки с ребенком? Надо ли сидеть с детьми учить уроки

Школьная жизнь идет своим чередом: дети пишут первые контрольные, родительские чаты кипят. И многие благие намерения мам накануне учебного года - не собирать ребенку портфель, не отчитывать за плохие оценки - разбиваются в условиях постоянного , который приносит в семью школа. Но если и считают, что со школой что-то не так, психолог Михаил Лабковский убежден: бог с ней, со школой, - это не самое главное в жизни.

Теперь дозвольте пару слов без протокола.
Чему нас учат, так сказать, семья и школа? -
Что жизнь сама таких, как мы, накажет строго.
Тут мы согласны, - скажи, Серега!
Владимир Высоцкий

Первое и самое главное: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать "как там, в школе?" не надо. Вы и отношения портите, и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он ничего не делает: от двух до четырех часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки... И получают детские неврозы и все, что к ним прилагается.

В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

Школьные оценки против отношений ребенка с родителями

Российские родители ориентированы на оценки в школе. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все "наши" родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?". И это правильно.

Трудно сказать, у кого больше психологических проблем - у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и "высиживают" свои пятерки, - тревожные дети с пониженной самооценкой.

Если ваш ребенок не может самостоятельно делать уроки, у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как "лень", в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И вместо того, чтобы тратить вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых - тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет, не так и важно - главное, чтобы не срывался с поводка.

Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком...

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, "поступить сына в институт", но уже не восстановить отношений.

Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если и сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой - закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью... Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа.

Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя - свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем. Именно эти навыки позволяют уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок - это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят "Мой хороший, не расстраивайся", то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

Вы постареете - как они жить-то будут?

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (некоторые репетиторов нанимают уже в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками - проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее - не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д.

В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что "у всех дети как дети", и про то, какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: "Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь". Можно еще выдать телефон Nokia старого образца. Без всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать - вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты поступают только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

Если ребенка постоянно опекают, он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что, выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать "навести порядок" можно, только если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

Воспитывать - не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает - существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми - у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют - они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Начнем с самого главного — родителям ничего учить не надо! Ваши школьные годы уже закончились, и теперь образование получает ваш ребенок. Поэтому ни в коем случае не следует вместе с ним решать задачи или примеры, выполнять упражнения и делать проекты. Еще хуже, если вы решите сделать это вместо него!

Никакой практической пользы для ученика это не принесет. Более того, учитель может вовремя не среагировать на то, что у школьника появляются трудности с усвоением материала. Ведь он увидит правильно выполненное задание, значит, ребенок все понял и во всем разобрался.

Роль родителей должна заключаться в следующем.

Мотивация

Практически нет ни одного младшего школьника, который не старался бы своими действиями и поступками порадовать маму и папу. Все, что он делает, имеет только одну цель — ощутить проявление внимания от родителей, заслужить их похвалу. Поэтому нужно постоянно давать понять ребенку, как важны для вас его успехи в учебе, прилежание, как вы рады, когда у него получается быстро и правильно справиться с домашним заданием (но не нужно впадать в другую крайность: если ребенок «слабенький», то завышенные требования могут только испортить отношения и уверить ребенка в том, что он никогда не заслужит внимания и любви родителей).

Постепенно следует переходить к использованию других стимулов. В средних классах ребенок ищет способы самовыражения, пытается занять лидерские позиции. Родители могут преподнести хорошее образование как качество, помогающее ему достичь этих целей. Для старшеклассников необходимость учить уроки объясняется как одно из условий успешной сдачи экзаменов, возможности поступить в хороший ВУЗ, возможности в дальнейшем получить хорошую работу и построить успешную карьеру.

Всегда и во всех ситуациях нужно проявлять искреннюю заинтересованность успехами своего ребенка, узнавать, как у него обстоят дела с уроками. Большинство детей только ради этого будут самостоятельно и без пререканий садиться за выполнение домашнего задания.

В некоторых случаях, если не удается добиться доверительных отношений с ребенком, могут быть задействованы более кардинальные способы. Иногда срабатывают ультимативные требования. Дети понимают, что никакие отговорки не помогут, и выполняют домашнее задание только для того, чтобы не сердить родителей. Конечно же, этот способ не имеет ничего общего с физическим наказанием за невыученные уроки или плохо выполненную работу.

Второй способ довольно прост — договорные отношения. Родители ставят перед детьми условия, например, сделаешь уроки — можешь играть на компьютере, не будет проблем с выполнением домашнего задания — на выходных пойдешь гулять с друзьями и т.д.

Многие родители любят и очень часто используют такие приемы. Однако им следует помнить, что это крайне грубые меры, и они могут быть эффективны только непродолжительное время, это внешние стимулы для ребенка, тогда как образование должно быть ценно само по себе, а не подарки и возможность общения со сверстниками. А за этот период нужно постараться с помощью психолога или педагогов наладить контакт с ребенком.

Организация

Родители должны обеспечить все необходимые условия для того, чтобы школьнику ничего не мешало учить уроки. Нужно, чтобы у него было свое рабочее место и все необходимые предметы. Ведь даже такое мелкое обстоятельство, как сломанная или плохо пишущая ручка, может заметно затянуть выполнение домашнего задания.

Постарайтесь сделать так, чтобы ничто не отвлекало от занятий. Выключите или убавьте звук телевизора, закройте дверь, не пускайте в комнату домашних животных.

Будет лучше, если вы приучите своего школьника к определенному распорядку. Тогда у него выработается привычка в одно и то же время садиться за уроки, и он научится все делать быстро и организовано. Во второй половине дня у детей работоспособность повышается в период с 15:00 до 17:00. Необходимо так распределить время, чтобы до этого момента они успели отдохнуть от школьных занятий и покушать.

Обязательно продумайте и вместе с ребенком и выберите способ напоминания о необходимости садиться за уроки. Можно установить будильник, поставить напоминание в телефоне. Если вы находитесь на работе, в нужное время позвоните домой.

В ходе выполнения домашнего задания необходимо запланировать небольшие перерывы через каждые 20 - 30 минут. Не стоит в это время разрешать садиться за компьютер или играть на телефоне. Это должна быть динамическая пауза, когда ребенку нужно подвигаться или немного перекусить.

Нельзя отрывать школьника от выполнения домашнего задания. Например, отправить его срочно в магазин или вынести мусор. Если в какой-то день намечается особое событие (приход гостей, поездка и т.п.), то желательно заранее решить, когда именно будет время для уроков.

Организовывая работу школьника над домашним заданием, будьте последовательны. Если вы периодически забываете проверять уроки, разрешаете иногда их не делать, соглашаетесь на уговоры или жалобы ребенка, который не хочет выполнять упражнения, то вскоре он начнет пользоваться такой ситуацией и забросит учебу.

Планирование

В соответствии с нормами, на работу над домашним заданием младшему школьнику нужно 1 - 1,5 часа. Чтобы он уложился в это время необходимо помочь ему правильно спланировать свою деятельность. Рекомендуется начинать с легких предметов. Ребенок сможет быстро справиться с несложными заданиями, и у него будет достаточно интеллектуальных сил, чтобы приступить к изучению более трудного материала. Если делать все в обратном порядке, то он может очень устать и потрать настолько много времени, что просто не в состоянии будет выполнить все остальное.

Нет четких рекомендаций, к каким заданиям (устным или письменным) нужно приступать в первую очередь. Это зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений ребенка. Лучше сначала делать то, что хорошо получается. Такая деятельность поднимает настроение и позволяет получить удовлетворение от ее результатов.

Контроль

Обязательным условием при работе над домашним заданием является контроль родителей за фактом его выполнения. Достаточно приучить ребенка просто приносить и показывать тетрадки или кратко сообщать, что и по какому предмету он сделал.

Обратите внимание! Все перечисленные функции касаются только родителей младших школьников. Постепенно дети станут более самостоятельными и научатся справляться с уроками без посторонней помощи.

Если вы добросовестно и правильно отнесетесь к вопросу выполнения ребенком домашних заданий, то уже в средних классах достаточно будет только мотивировать его к хорошей учебе и изредка контролировать. В противном случае, проблемы с невыученными уроками будут регулярно появляться на протяжении всего школьного периода, и решить их будет крайне сложно.

Родитель — не учитель

Второе главное правило — родитель не является учителем. У вас нет педагогического образования, а значит, вы не должны проверять правильность выполненного задания. Вам нужно только убедиться в его наличии. Вы не можете оценить качество написанной работы. Поэтому родителям не следует заставлять детей переписывать или переделывать.

Допустимо только обратить внимание на самые грубые ошибки, который ребенок допустил механически при списывании, и попросить их аккуратно исправить. Но даже в этом случае не указывайте непосредственно на неправильное написание, а предложите найти ошибку самостоятельно.

Тем более не стоит объяснять ребенку, как именно надо выполнить упражнение или решить задачу. Ведь вы не знакомы с методикой такой работы. Обычно домашние задания подобны тем упражнениям, которые дети выполняли на уроке. Учитель в классе дает необходимые разъяснения к каждому заданию. Поэтому любой ученик вполне способен справиться с уроками самостоятельно.

Если у ребенка возникают трудности с выполнением задания, нужно предложить ему вспомнить, как выполняли подобное упражнение в школе. Обязательно укажите на необходимость прочитать правило или материал параграфа перед тем, как приступить к самому заданию.

Не обязательно приучать ребенка к использованию черновика. Он нужен только для решения сложных примеров и заданий, которые выполняются способом подбора или творческого конструирования. Ведь на уроках дети не делают одно и то же упражнение дважды (в черновом и чистом варианте) — не нужно требовать этого дома.

Нет ленивых детей

И, наконец, третье правило — если у школьника возникают проблемы с выполнением домашнего задания, то на это есть объективные причины. Обычно, родители склонны думать, что ребенок не учит уроки, . Это их сильно расстраивает, и они активно принимаются за перевоспитание. Но дело совсем в другом.

Усталость

Прежде всего, нежелание делать домашнюю работу может быть вызвано усталостью, как физиологической, так и интеллектуальной. В школе дети имеют очень большую нагрузку. Кроме этого часто они посещают дополнительные занятия в различных кружках и секциях. Такой интенсивный ритм не может не сказаться на их самочувствии.

Также надо учитывать, что в школьном возрасте происходит активное развитие организма с резкими скачками и гормональными перестройками. Поэтому желание детей просто полежать или отвлечься от мыслительной деятельности является вполне естественным. Так что при появлении проблем с домашними уроками рекомендуется обратить внимание на состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Трудности в учебе

Еще одна причина — проблемы с пониманием учебного материала. Никому не нравится делать то, что у него плохо получается. Поэтому у ребенка может появиться негативное отношение к домашнему заданию, если какой-то предмет ему трудно дается. Например, школьнику, у которого есть , довольно сложно читать или писать без ошибок. Конечно, он будет стараться увиливать от таких заданий или выполнять их без особого старания.

Необходимо учитывать подобные особенности и индивидуальные возможности ученика и не ставить перед ним слишком сложных задач. Это должен делать и учитель, и родители. Никогда не требуйте от ребенка, чтобы он учился не хуже его одноклассников и не сравнивайте его успехи с достижениями других детей. Сравнивать ребенка можно только с самим собой. Лучше постарайтесь привлечь специалиста к разрешению проблем, помогите ребенку сформировать нужные навыки.

Также трудности могут возникнуть, если ученик пропустил несколько занятий и не может понять суть заданий. Не у каждого школьника получится самостоятельно разобраться в учебном материале. Скорее, он просто забросит учебу. В этом случае необходимо организовать несколько дополнительных занятий (обратиться к учителю или репетитору), чтобы «подтянуть» ребенка.

Протест

Иногда ученик может отказываться от выполнения домашнего задания в знак протеста. Такие ситуации могут возникнуть на фоне конфликтной ситуации с родителями или учителем. Возможно, ребенок считает, что педагог к нему слишком придирается или что родители не интересуются его успехами. Лучше как можно раньше найти причину такого поведения и решить проблему.

В завершение хотим обратить внимание родителей, что домашнее задание — это не наказание. Качество его выполнения не имеет прямой зависимости от потраченного времени или количества упреков и окриков в адрес ребенка. Никогда не шантажируйте школьника уроками и не связывайте выполнение домашней работы с другими сферами жизни ребенка.

На чтение 13 мин.

Любую проблему можно решить только тогда, когда знаешь причины ее возникновения. Нередко процесс выполнения домашнего задания приводит к конфликту «отцов и детей». Причина часто связана с возрастными изменениями в развитии ребенка. За повседневными заботами родители не замечают, как меняются дети. Мамы и папы начинают недоумевать: «Почему наш ребенок не хочет делать уроки». В этой статье мы попробуем дать ответы на следующие вопросы: как научить ребенка делать уроки, как привить ему самостоятельность в выполнении домашних заданий, можно ли поощрять ребенка и как правильно это делать.

Правильная мотивация – или как мотивировать ребенка

Часто родители пишут на различных форумах или в социальных сетях: что надо сделать, чтобы ребенок делал домашние задания с удовольствием? Как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

Сразу ответим: ничего . Есть вещи, которые делаются без удовольствия - чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций. Конечно, бывают исключения - например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.

Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах - это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», – как говорил Л.Н. Толстой. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно. Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вам очень нравится быть руководителем отдела продаж. Вы с удовольствием встречаетесь с клиентами, ведете переговоры, продаете оптом товар на гигантские суммы, и вообще, испытывайте от работы настоящий кайф! Но и в процессе любимой работы есть вещи, которые вы делать не любите, но делаете: ежемесячные отчеты, ведение статистики, документооборот. Пример собственных родителей - он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа - самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.

Меняем эмоциональный настрой

Если сейчас выполнение домашних уроков с ребенком - это кошмар-кошмарный, то сначала стоит поработать с вашим восприятием ситуации. Перестраиваем ее из «кошмара-кошмарного» в «любимое время с любимым ребенком».

Вспомните, как вам было хорошо с ребенком, когда он был маленьким. Сейчас он вырос, но он так же хочет от вас любви и внимания. И время на домашнюю работу - это как раз возможность показать ему как вы его любите и заботитесь о нем. Мы даже не замечаем, что чем старше становятся дети, тем реже мы уделяем им полноценное внимание, не отвлекаясь ни на что.

Отныне, когда садитесь делать уроки с ребенком, обязательно обнимите и поцелуйте его. Скажите, что соскучились по нему за день, и какой он у вас умница.

Играет ли роль возраст

Успехи в выполнении уроков во многом зависят от возраста школьника. Дети, приученные с 1-го класса самостоятельно и вовремя выполнять домашние задания, в будущем будут более ответственно относится к этой ежедневной рутине. Однако, как правило, чем старше ребенок – тем больше у него появляется причин отложить выполнение уроков подальше. К подростковому возрасту дети начинают быстро делать уроки так, чтобы «лишь бы отстали родители». Однако если с детства научить ребенка, что качество важнее, чем количество, а скорость не всегда поощряется, то позже это благоприятно скажется на успехах ребенка в учебе.

Можно ли заставить делать уроки старшеклассника

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером (в рамках разумного), баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

Используем методические приемы

Для того чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно можно применить следующие практические приемы:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.

Ряд отечественных психологов в своих трудах приводят следующие практические советы :

  1. Развивайте память, внимание, восприятие, мышление ребенка.Перед началом выполнения домашнего задания давать на 10-15 минут разные упражнения, которые развивают эти способности. Они помогут ребенку сконцентрироваться, сделать домашнюю работу быстро и без ошибок. Для этого используйте специальные книги или сайты. Достаточно сделать этот ритуал привычкой, и уже через неделю ребенок будет не так тяжело приниматься за уроки.
  1. Научите ребенка тайм-менеджменту. Этому навыку, как и многим другим, ребенок, прежде всего, учится на примере родителей. Поэтому, чем вы организованнее, и чем быстрее и в срок справляетесь со своими обязанностями, тем больше вероятность, что ваш ребенок будет поступать так же, и начнет ценить свое и чужое время, а значит делать уроки быстрее.
  2. Адекватно оценивайте уровень сложности домашнего задания.

Чтобы понять соответствует ли нагрузка в школе способностям вашего ребенка, понаблюдайте, как он делает уроки по разным предметам. Если ребенок не хочет делать уроки советы выше могут помочь. Но если он и правда не справляется, и постоянно просит у вас помощи и разъяснений, то задумайтесь, в подходящей ли школе учится ребенок. С каждым годом нагрузка будет возрастать, как и отставание. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе вообще, возможно, стоит задуматься о его переводе в другую школу. Тогда все встанет на свои места, и в вопросе, почему ребенок не делает уроки, совет психолога не будет нужен.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери

Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка. В 7 лет привычку учиться гораздо проще сформировать, чем в 12. Роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, при необходимости - помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Покажите сыну или дочери, как собирать портфель, как заполнять дневник, в какой последовательности выполнять домашние задания, и отойдите в сторону.

Если вы проверяете задания и заметили ошибку - предложите ребенку самому найти и исправить ее, но не давайте готовых решений. Проверку постепенно можно свести лишь к факту выполнения заданий: если задано 4 упражнения - 4 и должны быть сделаны. С таким подходом ребенок будет допускать ошибки, но только так и сформируется его ответственность. Это сделает его успеваемость реальной, а не искусственной.

Нужно ли поощрять ребенка

Итак, какие варианты поощрения за хорошую учебу мы можем рекомендовать:

  • активная похвала и радость родителя;
  • сладости;
  • подарки;
  • билеты в кинотеатр или развлекательный центр;
  • «стенд пятерок и четверок»;
  • послабления в режиме дня;
  • осуществление давнего желания – например, поездки;
  • увеличение времени пользования гаджетами;
  • семейное торжество по поводу окончания четверти или учебного года;

Можно ли делать уроки за деньги или подарки

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения.

Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей.

Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать все больше и больше.

Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Доводим до ребенка ответственность за выполнения домашних заданий

Никогда не делайте уроки за ребенка и не делайте из него исполнителя. Учеба в школе - это работа ребенка. Что нам хочется после работы, кроме отдыха? Рассказать о том, как прошел день, поделится новыми знаниями и опытом. Когда делаете домашние задания с ребенком, просите его рассказать вам, что было на этом уроке, что он запомнил, что было интересного.

Вы можете сделать задание и попросить ребенка проверить, правильно ли вы сделали, так его учили или нет? Просите его объяснять вам задачу. Скажите, что это вам очень интересно, что вас такому не учили. Таким образом мы создаем мотивацию у ребенка запоминать и делится, а не отчитываться. Отчитываться никто не любит.

Создаем интерес к учебе

Если в изучении какого-то предмета у ребенка трудности, то расскажите ему, как вы любили этот предмет в школе. И что вам будет очень приятно, если он вам будет рассказывать, что сейчас в школе по нему рассказывают и чему учат. Обязательно поблагодарите ребенка за рассказ, даже если все напутал и в чем-то ошибся. Ребенок должен видеть, что вам приятно проводить с ним время и делиться знаниями.

В ваших руках сделать из нудной и рутинной «домашки» веселую игру, которую ребенок с нетерпением будете ждать каждый день. Просто будьте счастливы рядом со своими детьми.

Когда лучше делать уроки

Лучшее время для выполнения домашних заданий с 15:00 часов до 18:00 . Весной и ранней осенью уроки лучше сделать сразу после обеда и смело идти гулять до самого вечера! Но зимой, когда темнеет рано, лучше сходить прогуляться на пару часов после обеда, покататься на лыжах, коньках, сыграть с друзьями в хоккей. А в пять, шесть часов вечера, когда уже стемнеет, садиться за уроки.

А как быть с уроками, которые задают на пятницу? Сразу их сделать или подождать выходных? Учителя советую с пятничной «домашкой» расправиться сразу. Ведь за выходные ты успеешь забыть то, что проходили в пятницу. Кроме того, как классно, когда все выходные ты свободен! И мысль о том, что тебе только еще предстоит заняться домашним заданием, не портит твое «выходное» настроение. Ведь учеба – это своеобразная работа и эту работу лучше выполнить в рабочие дни. А выходные предназначены для отдыха, и на них нужно отдыхать, а не работать. Удобно делать уроки каждый день в одно и то же время. Когда целую неделю, выполняешь уроки по расписанию, то замечаешь, что и задачки решаются легче, и времени на приготовление заданий тратится меньше.

Как можно и нельзя заставлять детей делать уроки – советы психолога

Совет № 1. Сохраняйте спокойствие

Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.

Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность

Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот. Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту. Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.

Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей

Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.

Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком

Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.

Совет № 5. Определите время и место для выполнения домашних заданий

Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.

Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.

Совет № 6. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста

Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.

Совет № 7. Помогайте ребенку на сложных этапах работы

Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.

Почти всем приходилось сидеть над учебником вместе с ребёнком, скрипеть зубами и пытаться не сорваться. Ксения Букша два года одна занималась со своей приёмной дочерью и сформулировала несколько правил , которые позволяют сохранить нервную систему родителям и хорошие оценки ребёнку.

Мы с дочкой 4-й и 5-й классы учились дома. Она приёмная, до этого никто её не учил. Даже читать умела плохо. Приходилось много сидеть вместе. А ведь у нас была адаптация, доверие ко мне ещё не сформировалось. Было непросто.

Зато у меня появился опыт. Я могу рассказать, что нужно делать тем, кому приходится делать с детьми уроки, сидеть вечерами за математикой или русским. Или тем, кто боится перевести ребёнка на семейное образование и говорит:

Я не смогу. Я всегда бешусь, когда делаю с ребёнком уроки» или «Я не умею нормально объяснять. Когда он ничего не понимает, я начинаю раздражаться и орать.

1. Дать возможность делать уроки самостоятельно

Некоторые родители сидят с ребёнком за уроками просто по инерции или из перфекционизма. Проверьте, что будет, если дать ему самостоятельность. Большинство детей побарахтается и выплывет. Многие первоклассники могут делать уроки сами с первого дня. Некоторым помощь нужна только в организации (усадить в начале и проверить в конце).

Ребёнку нужна помощь, если он реагирует хотя бы одним из перечисленных способов:

  • плачет или злится, когда делает уроки;
  • не понимает заданий;
  • медленнее других одноклассников усваивает темы, не успевает за классом;
  • явно не в силах сосредоточиться: всё бы сделал, но мешает сам себе;
  • не может пересказать текст (литературный или из учебника);
  • сидит за уроками долгие часы, до самой ночи, с ничтожным результатом;
  • прямо просит вас о помощи.

2. Не делать уроки за него

Часто родители жалуются на то, что ребёнку «ничего не надо», он забросил школу и уроки, махнул на всё рукой. В этом случае уроки с ним делать бесполезно. Сначала надо разобраться с мотивацией. В зависимости от причин, решения могут лежать в самых разных сферах — от визита к врачу до смены школы или формы обучения. Помощь подействует только тогда, когда будет, кому помогать. Если главный работник спит, а вы таскаете кирпичи, — это не называется помощью.

В некоторых случаях проблема в нас. Если ребёнок спокойно, без катастрофы, учится в своём темпе (три-четыре с минусом), а мы насильно тащим его к звёздам — может быть, стоит пересмотреть свои желания. Помогать ребёнку с уроками — значит не делать за него, а именно помочь справиться самостоятельно.

3. Разобраться, в чём проблема

Итак, я точно знаю, что моему ребёнку нужна помощь. Ему трудно усваивать материал. Он расстраивается по поводу учёбы или уже махнул на себя рукой («я тупой»), смотрит в книгу и видит фигу. Я хочу ему (ей) помочь. Для этого мне надо искать и находить ключики от его мозга — это самое важное. Нужно всматриваться в тетрадки, вслушиваться в ошибки и учиться понимать, как думает мой ребёнок. Не сравнивать его с тем, как надо, а понимать реальность.


Например, моя дочь не могла понять задачки на движение по течению и против течения. Выяснилось, что она плохо представляет себе, что вода в реке может двигаться. Когда я объяснила, что «это как лента в супермаркете», дело пошло. Мы представили заводную машинку, которая ездит по этой ленте взад и вперёд.

Дроби мы учили на арбузах, которые делят мальчики. Арбузы всегда в числителе, а мальчики — в знаменателе. Например, если арбуз один, а мальчиков двое, то каждому достанется одна вторая арбуза.

Технических приёмов очень много. Некоторые описаны в книгах и методических пособиях, другие родитель изобретает сам по ситуации. Подумайте о разных каналах восприятия и способах, которые его облегчают: зрение, слух, движение, ритм, рисование, декламация… Лепить буквы из пластилина? Раскрашивать таблицу умножения? Рассказывать её как стихи, петь, прыгать, хлопать?

Если трудности в обучении значительные, искать ключ от мозга особенно полезно. Потому что на самом деле плохих учеников нет — есть те, про которых никто не знает, как их научить.

4. Учить материал по частям

Часто родитель бесится потому, что ребёнок не в силах усвоить всю мысль, которую ему предлагают, сразу. В таком случае надо это осознать, разбить мысль на части и скормить ребёнку по кусочкам.

Для этого надо совершить переворот в своём сознании. Нам кажется, что пятью три равно трижды пять — и это очевидно. Но ребёнку может потребоваться много раз считать клеточки в прямоугольнике, рисовать ряды точек и складывать три раза по пять и пять раз по три, чтобы этот факт уместился у него в голове.


Это как с младенцем. Легко понять, что кусочек пищи достаточно маленький: ребёнок не выплюнул, а начал жевать. Чаще всего «трудные» ученики могут усваивать информацию только маленькими порциями и по ступенькам.

5. Признать и принять свои чувства

Вот теперь про «бесит». Наши основные отрицательные эмоции, связанные с учёбой ребенка: стыд за него («Как так, мой — и хуже других!»); родительское чувство вины («Я что-то не так делаю…»); страх за будущее («Пропадёт, ничего не добьётся, под забором будет лежать!»). Их надо осознать и чувствовать в свободное время, а не когда мы делаем вместе уроки.

Если стыд, страх и вина зашкаливают, попробуйте:

  • просто поиграть и пообщаться с ребёнком в ситуации, когда его слабых мест не видно;
  • попросить его о помощи в том, что он умеет делать хорошо.
  • вспомнить о его сильных сторонах;
  • разрядить обстановку — поговорить о чём-то хорошем или нейтральном, выпить чаю с печеньем.

Моя дочь, когда мы учились вместе, находилась в состоянии адаптации к семье и не принимала меня как родителя. Поэтому снимать напряжение приходилось очень часто. Это касается и следующего пункта.

6. Понять, что чувствует ребёнок, и помочь ему

У «трудных» учеников много трудных чувств. Например, они любят прикинуться дурачками, чтоб от них отстали. Их самолюбие уже под плинтусом. Учёба для них — стресс. А ещё мозги кипят и устают от непривычных усилий. И собственная тупость злит. И хочется рыдать от безнадёги.

Попробуем увидеть эти чувства и учесть их, когда сидим за уроками. Моя дочь не любила, когда её проверяли, даже если она всё знает. Ей было страшно от самой ситуации проверки. Поэтому очень долго я просила её саму придумать вопросы и «проверить» меня. Сильные отрицательные эмоции блокируют мышление. Если не разобраться со злостью и слезами, не будет ни единого шанса найти икс.

7. Научить ребёнка понимать, чего он не знает

Метакогниция означает «знать, что я знаю», «понимать, как именно я думаю». Иными словами, самому держать в руке ключи от своего мозга. Уметь задать вопрос, если чего-то не понял.

Нужно уметь попросить конкретной помощи, а не просто сидеть, тупить и плакать.


Так, чтобы на вопрос: «Ну ЧЕГО ты не понимаешь?» — не было бы ответа «НИЧЕГО не понимаю». Ребёнок должен уметь сказать: «Я не понимаю, как из этой формулы получается другая» или «Я не понимаю, почему здесь «ться», а здесь «тся». Метакогнитивные навыки — половина пути к самостоятельной учёбе.

Чтобы их освоить, нужно почаще озвучивать ребёнку мыслительную цепочку, которую вы вместе с ним проходите. Лучше всего это делать не только за уроками, но и в любой совместной деятельности, например, ориентируясь в незнакомом городе или что-то планируя. Очень полезно понимать, как движется мысль в голове.

8. Выработать ритм

Бывает так, что за уроками приходится сидеть только потому, что ребёнок не может сам сосредоточиться. Тогда наша главная задача — найти ритм работы, вовлечь в него ребёнка, а в перспективе — научить его входить в этот ритм самостоятельно.

Есть простые приёмы, которые помогают «собрать» ребёнка с улетающим вниманием во время приготовления уроков.

  • Рука на голове. Ребёнок просто сидит и пишет, а вы молча держите руку у него на голове. Перед ребёнком стоит будильник, заведённый на 10 или 15 минут. Когда он прозвенел, вы убираете руку, хвалите ребёнка и помогаете ему сделать пятиминутную паузу. Потом цикл повторяется.
  • Цикличность. Приём уже описан выше — речь о будильнике, чередующем маленькие порции работы и отдыха. Позднее ребёнок может сам научиться регулировать свою активность. Для младших школьников с рваным вниманием цикл концентрации явно не превысит 15 минут, для подростка это может быть уже полчаса, а для взрослых отлично работают циклы 45/15 (соотношение работы и отдыха).
  • «Гипноз». Помогает и в случае негативизма, упрямства и впадения в ступор. Вы отвлекаетесь от урока, просите ребёнка встать перед вами и повторять ваши движения. Поднимите руку вверх. Потом вторую. Подмигните. Присядьте. Придумайте любые 8-10 движений, а потом сядьте и продолжайте объяснять.
  • Микропаузы. «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Знакомо? Такие паузы можно делать и не отрываясь от работы. Зачем делать паузы? Если их не делать, они делают себя сами, неконтролируемо. Ребёнок начинает отвлекаться когда попало и на что попало. Если отвлекаться планово и ритмично, концентрация на рабочих отрезках улучшается.

9. Учитывать индивидуальные особенности

Чаще всего, если ребёнок не может делать уроки сам, у него есть проблемы с нервной системой. Сделать уроки сейчас, пока не устал? После прогулки возбудится или успокоится? После обеда будет клонить в сон или наоборот — голодное брюхо к учению глухо? Может, ребёнок начинает нормально думать после девяти вечера, а может, лучше доделать уроки ранним утром, перед школой?

Ответы на эти вопросы сугубо индивидуальны. Нужно почаще спрашивать себя: эффективно ли мы занимаемся сейчас или всё без толку по какой-то далёкой от учёбы причине.

10. Быть гибким

Часто лень — это не сопротивление, а самосохранение. Может быть, ребёнок опустил руки не потому, что не верит в себя, а потому, что ясно видит: работа ему не под силу. А мы не хотим этого признать.

Может быть, действительно будет лучше не в гимназии, а в обычной школе, не в массовой, а в коррекционной, не в государственной, а в маленькой частной (если есть возможность), с репетитором или дома.

Может быть, поможет просто смена учителя, и вам нужна не крутая и бодрая, которая гонит класс вперёд, а неторопливая и спокойная. Может быть, нам пора принять: да, наш ребёнок не отличник, интеллект никогда не будет его сильной стороной, у него другие достоинства.

Но может быть и так, что мы поделаем уроки вместе год, два, три, пять — а там потихоньку ребёнок сможет делать это сам. Главное — не пропустить этот момент и вовремя перейти к пункту первому этой статьи.

У нас это уже почти случилось. Чего и вам желаю.

Иллюстрации: Shutterstock (HelloRF Zcool)

Школу я окончила с золотой медалью, но не ради престижа или родительского одобрения. Просто мне нравилось узнавать что-то новое, ставить цели, достигать их. За это во многом скажу «спасибо» маме, которая с детства привила мне любовь к учёбе, научила дисциплине и самостоятельности. Она прекрасно знала, как делать уроки с ребёнком. Сейчас я иногда перечитываю статьи психологов о воспитании и понимаю, с какой точностью действия мамы совпадали с их советами. Хочу рассказать вам о том, как научить ребёнка делать уроки без скандалов.

Известный российский психолог Михаил Лабковский как-то написал статью о том, что уроки с ребёнком делать вообще не нужно. Он призывал родителей интересоваться эмоциональным состоянием своего чада, проводить больше времени вместе, поддерживать в отношениях близость и доверие. А не контролировать оценки.

«Бог с ней, со школой! Это не самое главное в жизни». (Михаил Лабковский)

Возможно, слова психолога звучат радикально, но рациональное зерно в них присутствует. Моя мама, например, никогда не думала, как заставить ребёнка делать уроки. Ведь насилие только вызывает отвращение. Я училась сначала средне, потом – хорошо, а в старшей школе – отлично. Интерес к знаниям проявлялся постепенно, по мере взросления и постановки жизненных целей.


Я заметила, что дети, которых мамы заставляют делать уроки насильно, обычно делятся на две категории:

  1. Закомплексованные отличники . Трясутся над каждой оценкой. Любая неудача приводит к депрессивному настрою, вплоть до суицидальных мыслей. Ну и зачем делать своих детей невротиками?
  2. Двоечники и троечники . Не хотят учиться «на зло» маме и папе.

В общем, не пытайтесь выжать из детей 100% результат. Пусть ребёнок делает уроки так, как умеет сегодня. Не надо бояться троек и даже двоек. Помимо «зарабатывания» оценок у юной личности есть более важные задачи в жизни: научиться строить отношения со сверстниками, развивать творческие способности, постигать дружбу и любовь.

Почему ребёнок не хочет делать уроки? Скорее всего, банально устал. Он отсидел за партой 4–5 часов, слушал учителей, что-то записывал в тетрадь. Возможно, даже выступал у доски. А дома придётся опять грызть гранит науки, принося в жертву интересные занятия:

  • игры;
  • общение;
  • творчество;
  • серфинг в интернете.

Мудрые родители делают уроки с детьми после перерыва. Желательно, чтобы ребёнок прогулялся 1–1,5 часа на свежем воздухе, пообщался с вами или поиграл в комнате.

«Идеальное решение – погулять после школы, вернуться, пообедать, отдохнуть и уже потом садиться за уроки». (Психолог Татьяна Малютина)

Надёжный способ, как заставить ребёнка делать уроки без скандалов – выработать привычку садиться за письменный стол в одно и то же время. Тогда вам не придётся постоянно контролировать и подгонять юного школьника.


Для начала просто понаблюдайте за ребёнком. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Сколько минут ему требуется на отдых после школы?
  2. В какой временной промежуток он чувствует себя энергично?
  3. Как быстро он справляется с выполнением «домашки»?

Моя мама в младших классах предложила выделить на уроки период с 15:30 до 17:00–17:30 и утро субботы. Поначалу я пыталась увиливать и переносить обязаловку на более поздние часы. Тогда мама напоминала мне известную фразу: «Сделав дело, гуляй смело!». Вскоре выполнение домашнего задания в определённое время вошло в привычку.

Делать ли уроки с ребёнком одним махом? Большинство психологов считают это плохой идеей. Дети, в отличие от взрослых, хуже сохраняют концентрацию и быстрее устают. Поэтому ваша задача – находиться рядом и следить за самочувствием ребёнка. При необходимости устраивать перерыв.

« Не стоит делать всё, что задано, без перерыва. Время от времени, например, через каждые 30 минут, полезно устраивать «перемены». (Психолог Александра Волошина)

Можно предложить ребёнку выполнить элементарные физические упражнения, перекусить фруктом или погладить домашнего питомца. 5–10 минут обычно достаточно, чтобы восстановить силы. А вот играть или смотреть мультики не стоит – ребёнок полностью переключится на увлекательное занятие и не захочет доделывать уроки.

В чём главная ошибка родителей, которые думают, как приучить ребёнка делать уроки? Они рассчитывают на молниеносный результат. Неделю занимаются «домашкой» и уже хотят видеть в дневнике только хорошие оценки.


Но ведь каждый ребёнок уникален. Одни дети быстро схватывают свежую информацию, другим требуются месяцы или даже годы. Школьный психолог Татьяна Малютина даёт родителям советы, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно. Она предлагает разбить процесс помощи на 4 этапа:

  1. Первый – делать уроки вместе. То есть, буквально находиться рядом и смотреть, чтобы человечек не отвлекался от заданий. Проверять тетрадь, мягко указывать на ошибки.
  2. Второй – полностью доверить какую-то часть работы ребёнку. Но только ту, с которой он точно справится. Например, подготовку к устным предметам.
  3. Третий – приходить на помощь лишь в том случае, если у ребёнка возникнут затруднения. Проверять именно факт выполнения домашних заданий, а не наличие ошибок.
  4. Четвёртый – предоставить ребёнку полную самостоятельность.

Конечно, на пути к цели вас могут преследовать неудачи. У некоторых родителей ребёнок даже плачет, делая уроки. В таком случае нельзя терять самообладание, грубить школьнику и тем более кричать. А следует перенести занятия на то время, когда ребёнок успокоится, и повторить попытку.

« Выход из ситуации один. Нужно закрыть учебник и заняться чем-нибудь другим (приготовить ужин, подготовить одежду на завтра, посмотреть мультик или прогуляться). И только после этого, отдохнув и успокоившись, можно сделать второй подход к получению знаний» (Детский психолог Марина Елисеева)

Помню, как в детстве у меня поначалу были проблемы с историей. Ну никак не получалось запоминать огромное количество дат, фамилий, названий сословий и классов. Мама сразу поняла, что зубрёжка не поможет и купила мне энциклопедию «Древний мир». Там были яркие картинки, фотографии, а исторические сведения излагались простым и доступным языком.


Как ещё можно повысить мотивацию и делать уроки с ребёнком без криков:

  1. Не выполнять домашние задания в тот момент, когда у школьника плохое настроение (самочувствие).
  2. В черновике ставить красивые флажки или наклеивать яркие стикеры напротив успешно выполненных заданий.
  3. Для запоминания больших объёмов информации рисовать красочные диаграммы и составлять наглядные таблицы.
  4. Проводить лабораторные опыты в домашних условиях.
  5. Практиковать игровую форму занятий.

В общем, придётся включить фантазию. А как насчёт скучных предметов вроде математики или русского языка? Их лучше выполнять в первую очередь, пока у ребёнка есть «запал».

Когда ребёнок не хочет делать уроки, психологи дают два важных совета мамам и папам: не критиковать и не наказывать. Такие действия не повысят мотивацию к учёбе, а лишь приведут к заниженной самооценке. Да и отношения в семье испортятся.

Типичная ошибка родителей – корить ребёнка за допущенную ошибку: «А! Испортил тетрадь, придётся пачкать страницу корректором!». Ещё хуже – пытаться отдёргивать школьника, когда он собирается написать слово или решить задачу неправильно. В будущем человечек станет осторожничать, избегать сложных ситуаций, действовать по шаблону. А значит, вряд ли добьётся в жизни чего-то стоящего.

Исправить не ту букву в тетради всегда можно. А вот поправлять в будущем боязнь вообще за что-то браться, потому что в детстве «затюкали», весьма непросто» (Психолог Татьяна Малютина)

Некоторые родители просто грезят, чтобы их дети стали отличниками. Поэтому следят за каждым движением руки, задают сотни вопросов, дотошно проверяют готовую работу, сами исправляют ошибки. Но нужно ли так усердно делать уроки с ребёнком?


Ответ психологов единогласный – нет! Это верный способ превратить ребёнка в инфантильного невротика. В случае получения плохих оценок он будет перекладывать ответственность на вас. И также поступать во взрослой жизни.

«Воспитывать – не значит объяснять, как следует жить. Что можно, а что нельзя, дети понимают не из слов, а исключительно из поступков родителей» (Психолог Михаил Лабковский)

Школа – это не только место для получения теоретических знаний, но и первая дверь во взрослую жизнь. Высокие оценки в дневнике не должны становиться самоцелью. Нужно прививать ребёнку дисциплину и ответственность, но в то же время позволять ошибаться, оставлять время на общение со сверстниками и детские шалости. Осторожно и с творческим подходом прививать интерес к школьным знаниям. Тогда ребёнок начнёт вам доверять, а крики и отлынивания прекратятся.