Трубы и трубопроводная арматура

О чем молятся иконе Божией Матери «Взыграние младенца»? Божья матерь взыграние угрешская молитва.



Икона Божией Матери
"Взыграние Младенца"

Рождение ребенка – Божественная радость
воплощения новой жизни. Именно она
отражена на этой удивительной иконе.
Образы Богоматери и Младенца Спасителя
передают всю глубину доверительности и
нежности отношений Матери и Сына, которые
заповеданы существовать между всеми
матерями и детьми. Икона Божией Матери
«Взыграние Младенца» – одна из многих
чудотворных икон Пресвятой Богородицы.
На Руси перед этим образом православные
матери издавна произносили горячие молитвы
о благополучии своих чад. Существует
благочестивая традиция молиться Пресвятой
Богородице о помощи во время беременности,
перед родами и после них. Перед образом
многие супружеские пары приносят молитву о
разрешении от бесплодия. Рождение ребенка,
это великое счастье. Поблагодарите Богородицу
за это и попросите, чтобы и впредь Она,
"взявшая в усыновление весь род человеческий",
продолжала Свой материнский пригляд за мамой
и малышом и Свое заступничество за них перед
Господом. Нам всегда есть за что благодарить
Божию Матерь, так не стоит упускать всякую
на то возможность.


Об истории и значении иконы

Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле. Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе "Взыграние младенца". Икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем.

Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие. На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.


Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре , который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби». После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».


В 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

Какое чудо произошло

С момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем.

Значение иконы

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми.


Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены.

Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Как защищает икона

Образ Божией Матери «Взыграние Младенца» – икона всех молодых мам и всех православных женщин, желающих иметь дитя. Во время беременности, перед родами, в первые месяцы жизни новорожденного принято читать акафист иконе Божией Матери «Взыграние Младенца». Так здоровье будущей мамы и новорожденного младенца будет защищено теплой молитвой к Заступнице. Конечно, очень важна совместная молитва близких перед этой иконой Богородицы в часы, когда мама находится в родильных покоях. Общая молитва родных поддержит ее, придаст сил. Позитивный настрой и душевное равновесие – благое состояние для каждого человека, но, пока женщина носит под сердцем дитя, состояние благодати и внутреннего покоя для нее особенно важно – ведь она живет и ощущает мир за двоих. А взгрустнется – Матушка-Заступница утешит и защитит, поскольку издревле известно: все, что чувствует мама, чувствует и ребенок, и потому мысли надо держать в чистоте, а в сердце хранить радостное ожидание.

В чем помогает икона

Если вдруг случается, что в Вашей семье или у кого-то из близких длительное время нет желаемых детей, то обратитесь с молитвой к иконе Божией Матери «Взыграние Младенца», большинство списков которой известны как чудотворные. Молитва Богородице всегда будет услышана, конечно, при условии, что будет настойчивой, искренней, горячей. Также молитва перед образом Богородицы «Взыграние Младенца» за маму и дитя поспособствует удачному протеканию беременности, а затем поможет маме и новорожденному оставаться здоровыми и быстро восстановиться после родовых трудов – это радостный труд, но требующий много усилий, а Богоматерь, по молитвам нашим, никогда не оставит взывающих к ней.

У Вас родился ребенок, это великое счастье. Поблагодарите Богородицу за это и попросите, чтобы и впредь Она, «взявшая в усыновление весь род человеческий», продолжала Свой материнский пригляд за мамой и малышом и Свое заступничество за них перед Господом. Нам всегда есть за что благодарить Божию Матерь, так не стоит упускать всякую на то возможность.

Как молиться перед иконой

Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед близящимися родами служить молебен, читать акафисты Богородице перед Её иконой «Взыграние Младенца».

Есть молитва о благополучном разрешении при родах, которую хорошо читать беременным женщинам:

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

После рождения младенца, чтобы наладить кормление и начальное воспитание малыша, хорошо отслужить в храме молебен о здравии матери, обращенный к иконам «Млекопитательница» и «Воспитание», а также читать акафисты и молитвы перед этими Ее иконами.

Когда совершается празднование

Празднование икон Божией Матери «Взыграние Младенца» совершается 7/20 ноября по дате чудесного обретения иконы в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре.

Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах.


Молитва перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» защищает от неплодия, от нездоровья младенцев, от возможных проблем при вынашивании ребенка. Этот образ был всегда защитным для православных женщин и славился своими чудотворными качествами именно в этих случаях. Если во время родов близкие будут молиться перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» об их благополучном для мамы и малыша исходе – эта молитва защитит женщину от возможных неблагоприятных явлений

Какое чудо произошло

Зафиксированных документально чудес в наше время, когда не ведется летописных свидетельств (а жаль!), не сохранилось. Но известно, что с момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о ее чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по Преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем….

«Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь».

Молитвы
«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты - Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

Когда совершается празднование

Празднование икон Божией Матери «Взыграние Младенца» совершается 7/20 ноября по дате чудесного обретения иконы в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре.

Любопытно, что этот день – 20 ноября, случайно или не случайно, знаменует день, в который Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1959 году декларацию прав ребенка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка. В 1954 году Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка (Universal Children"s Day) как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

Женщина в положении мечтает о том, чтобы ее малыш родился без каких-либо проблем, в срок и оказался совершенно здоровым. Это нормальное желание беременной женщины. Если женщина при этом является верующей православной христианкой, она заручается в столь ответственном деле, как предстоящие роды, поддержкой главной покровительницы женского пола – Пресвятой Богородицы. Впрочем, к последней обращаются и все те, кто лишь мечтает о детях, страдая бесплодием. Лучше всего возносить молитвы о получении просимого перед иконой Царицы Небесной, называемой «Взыграние Младенца». День чествования данного святого образа – 20 ноября.


Общая информация об иконе

«Взыграние Младенца» - это русская икона, прототипом которой являлся греческий образец. Относится она к типу иконографии Елеуса, что в переводе означает «милостивая». Святой образ этот представляет собой один из видов распространенного типа изображения Девы Марии «Умиление». Все святые полотна данной категории так или иначе демонстрируют силу эмоциональной и духовной связи между Пречистой и Богомладенцем, весь трепет чувств между Богородицей и маленьким Иисусом. В то же время через эти образы иконописцы старались выразить любовь, испытываемую Богом к человечеству.


Святые образы типа Елеуса показывают своего рода эталон человеческих взаимоотношений. Это становится ясным при одном лишь взгляде на уже упомянутую икону «Взыграние Младенца» либо подобную ей «Владимирскую», к примеру: на указанных полотнах мать и сын изображены прижимающимися друг к другу щека к щеке. Спаситель сидит на руке Богородицы, голова его запрокинута назад, одна ручка касается материнского лица. В этом жесте сквозит невысказанная нежность, а сам образ Богомладенца выражает силу людской сущности Спасителя.


По словам ряда ученых, сюжет святыни «Взыграние Младенца» сформировался под влиянием определенных сцен, имеющих место быть в Евангелие. Самый яркий пример, приводимый ими, - это Сретение Господне . Что касается иконографии образа, то она, с точки зрения многочисленных исследователей, имеет константинопольское происхождение. В колыбели Православия икона «Взыграние Младенца» пользовалась большим уважением и славилась чудотворениями. В нашей стране она появилась приблизительно в XVI-XVII вв. Кстати, «Взыграние Младенца» - чисто славянское наименование святого образа Богородицы. Оно закрепилось за интересующей нас иконой с легкой руки отечественных иконописцев указанной эпохи.

Явление и обретение святого образа

История реликвии «Взыграние Младенца» на Руси тесно связана с событием, произошедшим 7 ноября (20 ноября по новому стилю) 1795 года. В указанный срок она возникла в Николо-Угрешской обители, что расположилась близ столицы. Монастырь сей был построен святым Димитрием Донским после того, как тот, держа путь на Куликово поле, дабы сразиться с недругом, внезапно узрел меж ветвей деревьев святой образ Николая Чудотворца . Князь удивился и очень обрадовался такому знаку, сочтя это благословением небес на битву. Он воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!». После Димитрий Донской поклялся, что, если одержит победу в предстоящем сражении, то непременно на месте явления образа угодника Божия возведет монастырь. Как вы уже поняли, святой князь выполнил свое обещание. Явленная же икона Николая Чудотворца стала символом вышеупомянутой обители. В честь святителя был освящен соборный храм данного монастыря. Впоследствии в стенах Угрешской обители явился и святой образ Девы Марии «Взыграние Младенца».

Дальнейшая история полотна

В стенах монастыря чудотворная святыня пробыла вплоть до революции 1918 года. В результате переворота обитель Николаева в числе многих была разорена большевиками. В результате святыня исчезла из соборного храма. На протяжении долгих лет ее считали потерянной навсегда. Но в начале нынешнего века, в 2003 году святой образ вновь напомнил о себе. Произошел совершенно чудесный случай: в Угрешскую обитель, к тому времени уже совершенно восстановленную, позвонила женщина и заявила, что желает пожертвовать монастырю икону Пресвятой Богородицы. Дама эта рассказала следующее. Однажды родственники ее купили у некоего коллекционера старинный святой образ. Этот человек упомянул, что приобретенная семьей женщины икона имеет какое-то отношение к подмосковной Николо-Угрешской обители. Все это время благочестивые христиане хранили у себя чудотворную святыню, но, в конце концов, приняли решение вернуть ее в родные пенаты.

Позвонившая женщина не обманула: икону «Взыграние погибших» упомянутые люди после телефонной беседы с представителем монастыря действительно вскоре даровали Угрешской обители. Святой образ установили именно на то место, где тот когда-то размещался. С возвращением православной реликвии в соборный храм монастыря ни у кого из насельников не осталось сомнений: утерянная некогда икона «Взыграние Младенца» - это именно то, чего на протяжении десятилетий так не хватало обители. Сегодня данное святое полотно находится в алтаре Преображенского собора. По другим данным, ее можно увидеть в музее «Коломенское».

Существует несколько списков с оригинала полотна «Взыграние Младенца». Часть можно увидеть в Третьяковке, один пребывает в Ватопедской обители, другой – в Новодевичьей обители Москвы.

О чем молиться у иконы

В самом начале статьи говорилось о том, что основные просьбы, произносимые возле святого образа «Взыграние Младенца», исходят от женщин и касаются исцеления от бесплодия, а также успешного разрешения от бремени. Но это еще не все. Икона Матери Божьей помогает уже состоявшимся родителям в воспитании своих чад, даруя им душевные и физические силы. У Девы Марии просят обратить заблудшие души детей своих на путь истинный, вернуть в лоно Православия. К святому образу «Взыграние Младенца» можно обращаться с любыми проблемами, связанными с отпрысками: Матерь Божья непременно внемлет мольбам, поддержит, утешит и «разрулит» ситуацию. Только нужно искренне верить и не отступать в своих мольбах о помощи, продемонстрировать Пречистой свою настойчивость.



Молитвенный текст, который должно произносить у святыни, таков:

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.

События из истории иконы

Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре, который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби».

После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, весьма почиталась домом Романовых, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».

После перестройки, в 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

Какое чудо произошло

Зафиксированных документально чудес в наше время, когда не ведется летописных свидетельств (а жаль!), не сохранилось. Но известно, что с момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем….

Немного об иконографии

Как изначально появилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца» в России – остается неизвестным. По мнению исследователей, первый список пришел на Русь и получил распространение в XVI – XVII веках и имеет византийское происхождение. Такие изображения Богоматери с Младенцем известны в Македонии, в области Пелагонии, отчего в Греции образ носит название Пелагонитиссы. В русской иконографии он именуется «Взыграние Младенца» – выразительность эмоционального порыва, в полной мере отражающего взаимное любование Матери и Сына, дала возможность найти для этой иконы такое точное определение. Впрочем, оно было расхожим, прежде всего, среди иконописцев и любителей иконописи, а на самих иконах найти его как обычно сопровождающую надпись можно нечасто. На иконе Христос-Младенец касается рукою лика Матери, в Его позе живость, как в характерном для детей нетерпеливом движении, так что Мать мягко придерживает одну из обнаженных ножек. В левой руке Младенца зажат свиток, иногда свернутый, иногда раскрытый.

По своему иконографическому типу эта икона Божией Матери восходит к типу Елеуса – «Умиление», к которым относятся, например, Владимирская , Федоровская , Почаевская иконы, а к типу «Взыграние» в свою очередь также относятся Яхромская, Акидимская иконы Божией Матери.

Значение иконы

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми. Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены. Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Удивительно красивый, трогательный и одновременно трагический образ… Русской православной иконописи свойственна при максимально лаконичном изобразительном каноне, унаследованном от византийской школы, такая сдержанная экспрессия, духовное наполнение, которое не может оставить бестрепетным ни светского зрителя, ни уж тем более верующего человека. Поэтому так полезно знать историю и смысловую суть значения иконы – соединяясь в Духе с сердечным знанием, молитва к первообразу, изображенному на ней, становится более глубокой и проникновенной, обретает связь с глубинным содержанием образа.

Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма

Икона Божией Матери "Взыграние Младенца"
читать далее
Рождение ребенка – Божественная радость

Воплощения новой жизни. Именно она

Отражена на этой удивительной иконе.

Образы Богоматери и Младенца Спасителя

Передают всю глубину доверительности и

Нежности отношений Матери и Сына, которые

Заповеданы существовать между всеми

Матерями и детьми. Икона Божией Матери

«Взыграние Младенца» – одна из многих

Чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

На Руси перед этим образом православные

Матери издавна произносили горячие молитвы

О благополучии своих чад. Существует

Благочестивая традиция молиться Пресвятой

Богородице о помощи во время беременности,

Перед родами и после них. Перед образом

Многие супружеские пары приносят молитву о

Разрешении от бесплодия. Рождение ребенка,

Это великое счастье. Поблагодарите Богородицу

За это и попросите, чтобы и впредь Она,

"взявшая в усыновление весь род человеческий",

Продолжала Свой материнский пригляд за мамой

И малышом и Свое заступничество за них перед

Господом. Нам всегда есть за что благодарить

Божию Матерь, так не стоит упускать всякую

На то возможность.

Об истории и значении иконы

Появление на свет малыша является главным событием в жизни каждой женщины. Именно во время беременности и рождения ребенка Господь наиболее явно открывает человеку всю полноту Своей силы и величия. При появлении на свет малыша является истинное чудо Божие на Земле. Для благополучного исхода беременности многие матери весь период до и после родов молятся Господу, Святым и, конечно, Пресвятой Богородице. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» – одна из многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы. На Руси перед этим образом православные матери издавна произносили горячие молитвы о благополучии своих чад. Существует благочестивая традиция перед родами молиться Пресвятой Богородице и совершать молебны с чтением акафиста, посвященные иконе "Взыграние младенца". Икона относится к самому распространенному типу в иконографии, носящему название «елеуса», что с греческого переводится как «милостивая». Такие произведения наиболее полно изображают глубоко трепетные и нежные отношения между Святой Матерью и Божественным Младенцем.

Здесь между Матерью и Сыном нет расстояния: Младенец прижимается своей щекой к лику Богородицы, показывая ей свою искреннюю любовь и доверие. К типу «елеуса» относятся и многие знаменитые иконы Богородицы, такие как: Владимирская, «Умиление», Ярославская и другие. На иконе изображен Спаситель Иисус Христос, сидящий на руке у Богородицы. Запрокинув голову назад, Он словно играет со своей Матерью. Одной ручкой Спаситель прикасается к ее щеке, тем самым проявляя нежность. Вся поза Богомладенца передает Его детский непосредственный характер. На этой иконе наиболее сильно показана человеческая сторона Божественного Спасителя, что редко встречается на других иконописных богородичных изображениях.

Самый известный список иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» был явлен 7/20 ноября 1795 года в Николо-Угрешском монастыре , который и ныне действует в Подмосковье, недалеко от города Дзержинский. Монастырь исторически славен тем, что был основан Дмитрием Донским в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы Святителя Николая Чудотворца. Угрешский – от старорусского «угреша», в современном языке – «согрело». По преданию, явление иконы Николая Чудотворца перед битвой так вдохновило князя, что он воскликнул: «Сия вся угреша сердце моего», то есть «согрела сердце мое». Эта горячая радость присутствия воли Господней, явленной через Его святителя, передалась через полководца войскам как предчувствие победы, и враг был разгромлен наголову.

Спустя четыре с небольшим века в Николо-Угрешской обители чудесным образом явилась икона Божией Матери «Взыграние Младенца», где на обратной стороне иконной доски, возможно, самим мастером была записана краткая молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби». После 1917 года обитель, которая, начиная с петровских времен, была разгромлена и разграблена, как многие другие храмы и монастыри. Исчезла и Угрешская икона «Взыграние Младенца».

В 1991 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, началось восстановление. В 2013 году в обитель позвонила женщина и сказала, что у нее хранится икона, по описанию очень походящая на «Взыграние Младенца», которую ранее ее семье продал некий коллекционер. Коллекционер утверждал, что это та самая икона, что была когда-то среди святынь Николо-Угрешской обители. Приехавшие из обители монахи согласились, что икона весьма подходит под старинные описания. Образ взяли в обитель. А когда икону установили на то место в Спасо-Преображенском соборе, где раньше был расположен утраченный список, то всем присутствующим стало ясно – это он и есть, и образ Богоматери по воле Ее вернулся домой.

Какое чудо произошло

С момента обретения иконы «Взыграние Младенца» в 1795 году в Николо-Угрешской обители от нее происходили многие чудеса, связанные с излечением от неплодия, с помощью в удачном протекании беременности, с исцелением больных младенцев. К ней стали стекаться многие и многие семьи со своими печалями и просьбами, которые по молитвам их и вере находили чудесное благополучное разрешение. Тем эта икона была прославлена, но память о её чудотворности доходит до нас еще с древних времен – самый древний список, находящийся в Ватопедском монастыре на Афоне, также проявлял чудотворные свойства.

И все же самое большое чудо – это диво трепетного чувства, рожденного от изображения на иконе, от воплощенного по замыслу боголюбивого иконописца образа Божественной любви между Матерью и Младенцем, Который, будучи Господом, и при земной жизни, и после Вознесения Своего, как мы знаем по преданию, остался почтительным и любящим Сыном. Поэтому заступничество за нас перед Ним Пресвятой Богородицы – самое сильное, ибо Сын Божий в почтении Своем к просьбам Матери бывает милосерден гораздо чаще, чем мы иногда того заслуживаем.

Значение иконы

Один только взгляд на Божественную семью, на проявления Сыновней любви и Материнской нежности – пример для человеческих отношений. Божественная радость новой жизни, отраженная в этой удивительной иконе, открывает всю глубину и величие отношений в мире горнем и одновременно понятную и близкую нам человечность их. Тем самым вновь утверждается двойственная, богочеловеческая сущность природы Господа Христа как Сына Божия и Сына Человеческого. Ведь рождение ребенка – это каждый раз повторение события Рождества Христова. В каждой матери сияет отблеск Богоматеринства – им озарено ее лицо, склоненное над любимым чадом. В каждом младенце с момента крещения есть отсвет Святого Духа Богомладенчества – боговоплощение стало основой обожения человека «по образу Его и подобию». Верующей в Него душе открыто чудо – уникальная возможность самим идти след в след по Его пути и вести за собой своих детей. Трудно это земному человеку, говорят, – конечно, трудно, но вспомним: «Царство Божие силою дается»…

Изображение на иконе носит необычайно личностный характер, будто приоткрывает завесу отношений Богоматери и Сына Божия, оставшихся наедине. Лицо Богоматери скорбно, Она с ласковой печалью склонилась над Младенцем, провидя Его трудный путь по земной юдоли и будущие крестные муки. Младенец, играя, касается лика Пречистой. Этот ласковый жест – свидетельство всепонимающей нежности, которая существует между Богоматерью и Сыном Божиим, прекрасных чувств, которые должны существовать между всеми матерями и детьми.

Но в этом жесте радостного доверия есть и оттенок утешения – Он, рожденный и живущий в Святом Духе, тоже провидит Божественной ипостасью Своего богочеловеческого существа страдания Ее у подножия Голгофы. Еще один пророческий смысл, заключенный в этом богородичном образе, по мнению некоторых исследователей русской православной иконографии, возник на основе композиции иконы «Сретение Господне» – только там Младенец тянется к святому Симеону Богоприимцу из Материнских рук, чем и предвещается Его будущий крестный путь. Как известно, когда после Рождества Богомладенца Мария и Иосиф пришли в храм Иерусалима, чтобы принести по иудейскому обычаю жертву за рождение ребенка-мальчика (Исх. 12:12–15), туда же, влекомый Святым Духом, явился и святой Симеон. Известно, что ангел возвестил Симеону – он не упокоится, пока не примет на руки Младенца, рожденного от Девы, а не жены.

Взяв Младенца на руки, он и произнес слова, которые теперь стали одним из самых замечательных и проникновенных песнопений в вечернем православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…» (Лк. 2:29–32). И вот эта встреча, сретение – на древнерусском, церковно-славянском, свершилась, после чего старец был отпущен из мира сего и отошел к Богу.

Как защищает икона

Образ Божией Матери «Взыграние Младенца» – икона всех молодых мам и всех православных женщин, желающих иметь дитя. Во время беременности, перед родами, в первые месяцы жизни новорожденного принято читать акафист иконе Божией Матери «Взыграние Младенца». Так здоровье будущей мамы и новорожденного младенца будет защищено теплой молитвой к Заступнице. Конечно, очень важна совместная молитва близких перед этой иконой Богородицы в часы, когда мама находится в родильных покоях. Общая молитва родных поддержит ее, придаст сил. Позитивный настрой и душевное равновесие – благое состояние для каждого человека, но, пока женщина носит под сердцем дитя, состояние благодати и внутреннего покоя для нее особенно важно – ведь она живет и ощущает мир за двоих. А взгрустнется – Матушка-Заступница утешит и защитит, поскольку издревле известно: все, что чувствует мама, чувствует и ребенок, и потому мысли надо держать в чистоте, а в сердце хранить радостное ожидание.

В чем помогает икона

Если вдруг случается, что в Вашей семье или у кого-то из близких длительное время нет желаемых детей, то обратитесь с молитвой к иконе Божией Матери «Взыграние Младенца», большинство списков которой известны как чудотворные. Молитва Богородице всегда будет услышана, конечно, при условии, что будет настойчивой, искренней, горячей. Также молитва перед образом Богородицы «Взыграние Младенца» за маму и дитя поспособствует удачному протеканию беременности, а затем поможет маме и новорожденному оставаться здоровыми и быстро восстановиться после родовых трудов – это радостный труд, но требующий много усилий, а Богоматерь, по молитвам нашим, никогда не оставит взывающих к ней.

У Вас родился ребенок, это великое счастье. Поблагодарите Богородицу за это и попросите, чтобы и впредь Она, «взявшая в усыновление весь род человеческий», продолжала Свой материнский пригляд за мамой и малышом и Свое заступничество за них перед Господом. Нам всегда есть за что благодарить Божию Матерь, так не стоит упускать всякую на то возможность.

Как молиться перед иконой

Перед иконой Божией Матери «Взыграние Младенца» можно молиться любой богородичной молитвой. Вообще, в старину было принято перед близящимися родами служить молебен, читать акафисты Богородице перед Её иконой «Взыграние Младенца».

Есть молитва о благополучном разрешении при родах, которую хорошо читать беременным женщинам:

«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь моя, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения, и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».

После рождения младенца, чтобы наладить кормление и начальное воспитание малыша, хорошо отслужить в храме молебен о здравии матери, обращенный к иконам «Млекопитательница» и «Воспитание», а также читать акафисты и молитвы перед этими Ее иконами.

Когда совершается празднование

Празднование икон Божией Матери «Взыграние Младенца» совершается 7/20 ноября по дате чудесного обретения иконы в 1795 году в Николо-Угрешском монастыре.

Молитва к Пресвятой Богородице, произнесенная от чистого сердца, всегда приносит духовные плоды. Многие верующие христиане после совершения молитвословия перед сей иконой получали утешение в душевных тревогах, а также глубокое успокоение и умиротворение. Таково действие помощи Царицы Небесной, всегда помогающей в различных жизненных обстоятельствах.