Клей, клеевые смеси

Реформы избранной рады. Митрополит макарий московский и коломенский

Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков; 19 сентября (1 октября) 1816, село Сурково, Новоскольский уезд, Курская губерния — 9 (21) июня 1882, Москва) — епископ Православной Российской Церкви, знаменитый историк церкви, богослов. С 8 апреля 1879 — митрополит Московский и Коломенский. Ординарный академик Академии наук (1854).

Родился в бедной семье сельского священника, в которой было шестеро детей. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. Несмотря на нужду, мать старалась дать детям образование. Его прижизненные биографии рассказывали о том, что в отрочестве он был болезненным и малоспособным ребёнком — до тех пор, пока с ним не произошло следующее событие: когда он однажды прятался от обижавших его товарищей во дворе школы, заучивая не вполне понятный ему урок, в его голову ударился неизвестно откуда брошенный камень, который рассёк «черепную оболочку на голове, произведя сильное кровотечение», после чего его здоровье неожиданно улучшилось и открылись умственные дарования.

Окончил Белгородское уездное духовное училище (1831), Курскую духовную семинарию (1837; в последние два года обучения занимался преподаванием в младших классах той же семинарии), Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия (1841). Доктор богословия (1847; за труд «Введение в православное богословие»). Почётный член Императорского Археологического общества и Санкт-Петербургской духовной академии.

* В 1841—1842 — преподаватель русской церковной и гражданской истории Киевской духовной академии.

* В 1842, одновременно, ректор Киево-Подольских духовных училищ.

* В 1842—1844 — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии; в 1843 году Синодом утверждён в звании экстраординарного профессора богословских наук.

* В 1844—1857 — ординарный профессор догматического богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1847—1849 также преподавал историю русской церкви, в 1853—1857 — историю русского раскола.

* В 1844—1850 — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии.

* 20 декабря 1850 года (до 1857) определён ректором Санкт-Петербургской духовной академии. В этот же период был редактором журнала «Христіанское Чтеніе» и главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в столичных учебных заведениях.

* С 28 января 1851 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии, настоятель Шаргородского Свято-Николаевского монастыря (при этом владыка Макарий остася ректором академии). Руководил созданием в 1853 при академии специального отделения по борьбе с раскольниками (старообрядцами).

* По Именному Высочайшему указу Святейшему Синоду от 8 апреля 1879 года — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода.

Скончался 9 июня 1882 года в 11 часов 35 минут пополудни «от апоплексического удара» в архиерейском доме в селе Черкизове (ныне в черте Москвы); в день кончины чувствовал себя хорошо и «даже был оживлён более обыкновенного». Отпевание было совершено 14 июня в Чудовом монастыре; возглавлял архиепископ Варшавский Леонтий (Лебединский); похоронен 15 июня того же года в склепе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Митрополит Мануил отмечал, что в бытность архимандрита Макария членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844—1848), он заслужил «репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора». Он был активным сторонником принятия либерального академического устава 1869, получившего неофициальное название «Макарьевский устав».

Михаил Петрович Булгаков - в будущем митрополит Макарий, выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии. Рано лишившись отца, он был привезён в Белгород и определён в уездное духовное училище. После окончания училища Михаил Булгаков поступил в Белгородскую духовную семинарию, которой заведовал ректор о. Елпидифор (Бенедиктов), инок высокого аскетического подвига и чистоты. Именно он оказался тем человеком, кто оказал в эти годы значительное влияние на юношу, сумел увлечь иноческим примером нравственного совершенствования, познакомил с произведениями епископа Иннокентия (Борисова), бывшего тогда ректором Киевской Духовной академии. Под влиянием личностей этих двух известных людей и сложились те основные стороны характера М. Булгакова, которым он оставался верен всю жизнь: прямота, внутреннее благородство, жажда духовного совершенствования и тяга к постоянному труду.

Учась в семинарии, М. Булгаков увлекался поэзией Василия Андреевича Жуковского, и в пору выхода из стен Киевской Духовной академии (в 1841 году), став уже монахом, он пишет стихотворение ("Три гимна"), в котором торжественно объявляет себя "поклонником" "Святой Истины", служению которой отныне посвящает всю свою жизнь: Истине "всего себя я отдаю, и гимн любви, гимн благодарный я целой жизнью пропою". Этому трогательному юношескому обету он остался верен навсегда.

В 1841-1842 гг. Макарий Булгаков читает в Киевской Духовной академии курс лекций по церковной и гражданской истории, а затем его переводят в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СПбДа), где проходят 15 лет напряженнейшей и плодотворной деятельности иеромонаха Макария, в том числе и в качестве ректора Академии. В 1850 году состоялась архиерейская хиротония 34-летнего Макария (Булгакова) во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В эти годы он пишет много работ по истории Церкви; особенно интересна статья под названием "Три памятника русской духовной литературы XI века", открывшая науке духовного писателя глубокой древности - монаха Иакова. Уже одно это открытие могло бы увековечить имя владыки Макария (Булгакова) в литературе и истории.

Именно в годы работы в СПбДа Макарий Булгаков положил начало своей знаменитой "Истории Русской Церкви". В основу своего понимания духовной истории России владыка Макарий положил подход к Русской Церкви, как к части единой Вселенской Апостольской Соборной Церкви. Собственно, история Русской Церкви виделась ему в неразрывной связи с историей Церкви Вселенской. Важным элементом исторической концепции митрополита Макария (Булгакова) явилась убеждённость автора в том, что России и Российскому государству было предопределено свыше родиться и пребывать именно в лоне православного христианства, быть исторически связанной с Византией, пусть уже не существующей как государство, но существующей духовно как "Восточно-православное кафолическое единство". И Русь, и Русская Церковь, по мнению владыки Макария, были особо отмечены Богом: "Разом, почти в один год, положены были первые основы Русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование"; "зачем это угодно было Господу, чтобы наше Отечество и наша Церковь возымели и образовались вместе? Не хотел ли Он таким образом сочетать их между собою ещё с первой минуты самыми неразрывными узами, как сочетавает душу с телом в человеке? Не хотел ли Он, чтобы с тех пор, подобно душе с телом, они составляли как бы одно нераздельное существо, жили одною общей жизнью, всецело сохраняя и свои отличительные свойства?". Это доверие к Промыслу Божию, преданию и пророчествам, а также принцип восстановления цельной картины легендарного прошлого через творческое истолкование Божественных указаний, отеческого предания, уважение к каждой исторической "случайности", - легли в основу методологического подхода владыки Макария к написанию своего труда по истории Русской Церкви. Его произведение стало не только трудом по истории Церкви, но и фундаментальной базой для изучения истории Русского государства.

Выдающимся достоинством главного творения митрополита Макария явилась чрезвычайная фактическая полнота, ставшая для историков Русской Православной Церкви своего рода сокровищницей, - такой же, как для исследователей гражданской истории является "История" С.М. Соловьёва. Митрополит Макарий, будучи знатоком русских рукописей, собрал в своём труде весь известный ему материал, сообщил много новых текстов в объёмистых приложениях к томам первой половины своей "Истории" и сделал множество ценных указаний в обстоятельных примечаниях.

После неудачи России в Крымской войне перед мысленным взором владыки встает вопрос об обновлении социального и правового уклада в стране. Направление его прежней деятельности, патриотизм, вера в великое предназначение Русской Церкви помогли ему встать в ряды передовых деятелей этого времени. Он продолжал трудиться над "Историей Русской Церкви", издавал журналы "Духовный вестник" и "Харьковские епархиальные ведомости". В 1867 году архиепископ Макарий исходатайствовал Высочайшее утверждение правил присуждения премий за лучшие научные труды по церковным и светским дисциплинам. На поощрение развития науки владыка Макарий передал все гонорары, полученные за публикацию своих научных работ - 120 тыс. рублей, - огромная по тем временам сумма!

В 1869 г. владыка Макарий стал архиепископом Виленским и Литовским. Не оставляя при этом научной работы, он активно занялся восстановлением Православия в Северо-Западном крае, страдавшем от католического и униатского засилья. Труды владыки Макария на Виленской кафедре принесли богатые плоды: 293 возрождённых и заново построенных храма и новые тома "Истории Русской Церкви". В 1869 году по его инициативе и под его редакцией был издан новый устав духовных академий, устанавливавший такой же порядок присвоения учёных степеней, как и в светских университетах. Это дало большой стимул развитию церковно-исторической науки.

В 1879 году владыка Макарий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, членом Святейшего Синода. Всего три года митрополит Макарий управлял Московской епархией, но, как всегда, успел сделать очень многое для своей паствы. В этот период владыка трудился уже над 13-м томом своей "Истории".

Полностью воплотить в жизнь свой монументальный замысел по истории Русской Церкви митрополит Макарий не успел. Смерть прервала работу над трудом, который владыка успел довести до середины XVII в.

Митрополит Макарий скончался 9 июня 1882 года и был погребён в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. 11 июня 2004 года у стен Духовной семинарии, где учился будущий митрополит Макарий (Булгаков), белгородцы установили памятник своему великому земляку.

Макарий, митрополит Московский и всея Руси

Святитель, митрополит Московский и всея Руси.

† 1563; память 30 декабря/12 января и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила (память 6/19 сентября и 8/21 ноября). Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия.

Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского († 391; память 19 января/1 февраля), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги.

В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени - чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска.

Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя.

4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии - архиепископом Великого Новгорода и Пскова.

29 июля 1526 года архиепископ Макарий приехал на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и "бысть при сем архиепископе владыке Макарий, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть".

Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский († 1583; память 15/28 декабря), получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, и преподобный Феодорит Кольский († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке.

На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского († 1477; память 1/14 мая) и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав (заменив им "особножитие"), разграничил мужские и женские монастыри.

Большую заботу проявил святитель и о создании храмов в своей епархии. Он украшает свой кафедральный Софийский собор новыми иконами, новыми царскими вратами и богато украшенной завесой, а также устраивает искусной работы амвон. В1535 году по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы.

В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV.

В 1540 году вместе со священником Агафоном архиепископ Макарий составил "Великий миротворный круг", в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед.

В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей.

16 (19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси. В 1547 году митрополит Макарий венчал на царство Ивана IV Васильевича Грозного. Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите. Впрочем, по словам М. В. Толстого, "Макарий умер, когда Иван уже совратился с доброго пути, но не успел еще стать ужасом человечества".

В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию - Казанскую.

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых.

21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы; загорелась церковь Воздвижения на Арбате; при сильной буре огонь потек, как молния, спалил на запад все. В Успенском соборе уцелел иконостас и все сосуды церковные. Митрополит Макарий едва не задохнулся от дыма в соборе, он вышел из него, неся образ Богородицы, написанный святителем Петром. Митрополиту Макарию в пожаре опалило глаза так, что правое око его перестало видеть.

После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви, и святитель Макарий освящает храмы сам.

24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556; память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: "Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем".

23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, - знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные "Лицевой летописный свод" (в нем до 16 тысяч миниатюр) и "Степенная книга царского родословия".

При митрополите Макарий начинается в Русском государстве печатание книг. Первый Апостол вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565) упоминается о его участии - "благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве".

Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом митрополита Макария. Об этом пишет современник святителя: "Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное (...) так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других ее искоренял со властью, как детя был умом, оставаясь всегда совершенным".

Известно такое чудное событие, когда митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричина, учрежденная царем вскоре после кончины святителя Макария.

В середине сентября 1563 года, на память великомученика Никиты († 372; память 15/28 сентября), митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. Заболев, святитель "повелел послать в Пафнутиев-Боровский монастырь, в место своего пострижения, к игумену с братией сообщить о своей немощи, прося прислать старца духовного для прислуживания ему больному. К нему был послан старец Елисей. У этого старца был обычай утешать всех болящих и скорбных: когда кто из братии в немощь впадал, тогда старец приходил к брату, увещевая его последним покаянием и причащая Святых Даров".

4 ноября святитель был в соборе, молился за молебном и, "подойдя к иконам, прикладывался, никем не держимый, и у великих чудотворцев Петра и Ионы, и у других преосвященных митрополитов, погребенных в соборе. И слезы сердечные от очей его текли, и много часов плакал перед образом Пречистыя Богородицы Владимирской, и все предстоящие дивились чудному его молению. И помолившись, святитель у всех смиренно испросил себе прощения".

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения - Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.

31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, "преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския Митрополия всеа Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом". На погребении, когда тело святителя заносили в Успенский собор, то открыли лицо его, как свет сияющее за его чистое и непорочное и духовное и милостивое житие и за другие добродетели и видом не как у мертвеца, но как у спящего. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему своего угодника.

Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение.

Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля.

Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, "любезно их целоваше". Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года.

Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года.

Труды:

Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией. - СПб., М., 1868- 1916.

Чин венчания на царство // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846- 1875. - Т. 1, № 40.

Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1921. - Т. 4, ч. 1; Новгородская четвертая летопись. - Ленинград, 1929, вып. 3.

Послание Василию III // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846- 1875. - Т. 1, № 25.

Уставная грамота (1526-1530 гг.) игумену Духова монастыря Тихону // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 292.

Послание митрополиту Даниилу от 17 февраля 1536 года о поставлении смоленского епископа // Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 183, XVI в., л. 801-802. Повольная о постановлении смоленского епископа Саввы Слепушкина // Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 183, XVI в., л. 802 об.

Грамота от 25 марта 1534 года об искоренении языческих требищ и обрядов // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. - СПб., 1846-1875. - Т. 1, № 28. Окружное послание о милостыне Святогорским старцам // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 300. Речь митрополита Макария во Владимире в декабре 1549 - январе 1550 годов перед войском во время похода Ивана IV на Казань // Полное собрание русских летописей: 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841 - 1921. - Т. 13, ч. 2, с. 460-461. Окружное послание митрополита Макария 1547 года об установлении празднования новым русским святым // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. - СПб., 1836. - Т. 1, № 213. Ответное послание царю о "святительском суде" и о владении церкви недвижимым имуществом // С[убботин Н. И.]. К материалам для истории Стоглава и его времени // Летописи русской литературы и древностей: в 5 т. // Под ред. Н. Тихонравова. - М., 1859-1863. - Т. 5, с. 126-136.

Книга Степенная царского родословия // Полное собрание русских летописей: 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841- 1921. - Т. 21, ч. 1-2. Стоглав. - М., 1913.

Послание поучительно в Свияжск 21 мая 1552 года // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 159. Учительное послание от 13 июля 1552 года // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. - СПб., 1841-1842. - Т. 1, № 160. Речи, обращенные к войску перед началом похода, перед штурмом Казани и по случаю торжественной встречи царя после одержанной победы // Полное собрание русских летописей: 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. - СПб., 1841-1921. - Т. 13, ч. 1, с. 180-183, 192-197.

Литература:

Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. - СПб., 1910, с. 55. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 337, 339, 352-358, прим. 11.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 47, 80. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. - М., 1884-1885.-Т. 6.-с. 499. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 97. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1883, с. 133. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1903, с. 361.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. - СПб., 1882, с. 344. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. - 2-е изд. - Владимир, 1901- 1902, ч. 2, с. 566.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1405, 1406.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 5, 36,179.

Попов А. Автобиография митрополита Макария, собирателя Великих Миней. - СПб., 1913. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 598.

Цветник Пешношский. - М., 1898, с. 11, 14, 17,19.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. - 5-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 9, гл. 1, с. 27-28.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 523.

Московский некрополь: в 3 т. - СПб., 1907- 1908. - Т. 2, с. 210.

Сборник для любителей духовного чтения, собранный иеромонахом (ныне игуменом) Никифором. - М., 1888.

Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. - М., 1909, с. 22. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911, 1908, 1916. - Кн. 1, сентябрь, с. 18-20. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила, 1896, с. 46. Православный собеседник. - Казань, 1907, с. 31, прилож. сентябрь. - 1914, январь, с. 29. - 1916, май-июнь, с. 203. Кормчий. - М., 1912, № 50, с. 502-503; № 52, с. 531.

Журнал Московской Патриархии. - М., 1945, № 12, с. 45, 46. - 1947, № 6, с. 26-40. - 1953, № 5, с. 49-52. Русская старина. - СПб., 1870-1918; 1910, август, с. 375; октябрь, с. 34, 47, 54. Душеполезное чтение. - М., 1897, ч. 2, с. 562, 570.

Макарий, архипастырь Московский при посещении Иосифовского монастыря и города Волоколамска. - М., 1916.

Из царствования Ивана Васильевича Грозного // Русский архив. - М., 1889. - Кн. 1, с. 37.

Московский Кремль // Русский архив. - М., 1893. - Кн. 3, с. 7.

Русский архив. - М., 1901. - Кн. 1, № 2, с. 195-197.

1910. - Кн. 1, № 2, с. 312. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. - СПб., 1900-1905. - Т. 12, с. 505.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1546. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 18 (кн. 35), с. 396-397.

Всемирный календарь. - СПб., 1917 (истор. отдел), с. 104.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13,18.

Служба и акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу // Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). - М., 1995, с. 31-44.

Канонизация святых. - Троице-Сергиева Лавра, 1988, с. 79-91.

Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1989. - Вып. 2, ч. 2, с. 76-88.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

В Пафнутьев-Боровский монастырь , где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского .

В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского .

Архиепископ Новгородский

29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского) , есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого , инок Досифей (Топорков) , работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи ; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

Московский митрополит

С 19 марта г. - митрополит Московский и всея Руси .

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина , учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:

«Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли».

Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».

Кончина

Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние - в составе Хронографа.

(Святитель который прославил Литовских мучеников и учредил Полоцкую кафедру епископа)


Митрополита Макария в миру звали Михаилом.
Макарий— митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года), в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь и родственник преподобного Иосифа Волоцкого.

Родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречён во имя Архистратига Михаила. Известно, что отца его звали Леонтий. Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался. Мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния.

Решив избрать для себя монашеский путь, поступил послушником в Рождества Богородицы Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника преподобного Макария Египетского. Будущий святитель поступил в монастырь преподобного Пафнутия, когда Иосиф Волоцкий его покинул. Тем не менее влияние волоцкого игумена на будущего митрополита весьма велико.

В 1523 году стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 году Макарий был рукоположён во архиепископа Новгородского и Псковского. Новгородская кафедра к этому времени вдовствовала 17 лет. Многолетнее отсутствие епархиального владыки не лучшим образом сказалось на состоянии её дел. Необходимые меры были направлены на реализацию решений соборов 1503—1504 годов. Было запрещено совместное проживание в монастыре иноков и инокинь. В женских монастырях игумены были заменены на игумений. Служить в женских монастырях было предписано белым священникам. Светские лица, проживавшие при монастырях, оттуда были удалены. Будучи последовательным сторонником сильного монастырского хозяйства, новый архиепископ приложил немалые усилия для перевода новгородских монастырей на общежительный устав. Ещё в 1528 году в епархии из 24 монастырей общежительными были только четыре, остальные — особножительными. Святитель Макарий, действуя убеждением на игуменов монастырей, добился, что к концу его служения в новгородской епархии число киновий достигло восемнадцати.

Отмечалось, что при святителе Макарии в Новгороде был хлеб дешевле прежнего, сократил подати от монастырей, организовал бесплатные обеды всем сиротам и святителя называли не иначе как "Заступником людей".

Макарий способствовал составлению нового Владычного летописного свода. Много внимания владыка уделял реставрации старинных икон и храмов, в Софийском соборе были поновлены фрески. Здесь же, в Новгороде, была предпринята первая попытка собрать воедино все книги «в русской земле чтомые», первая редакция знаменитых «Макарьевских миней». В свод входили как жития святых, так и дидактические и богословские произведения. В 1541 году все 12 томов свода были переданы в библиотеку Софийского собора.

Святитель Макарий был большим молитвенником, он даже в дороге вычитывал и совершал правила всего суточного свода. По его молитвам совершались чудеса, в Москве верили, что именно он вымолил у Бога мальчика, который вошёл в историю как царь Иван Грозный, по его молитвам исцелился родственник святителя Геннадия Новгородского, при его молитве у мощей Варлаама Хутынского сама загорелась свеча и прогорела 9 недель

Возведён на митрополичий престол 19 марта 1542 года боярской группировкой князей Шуйских, правившей при малолетнем Иване Грозном.

Сам святитель Макарий вспоминал: "Не знаю, какими судьбами Божиими избран я смиренный, не только всем собором Русской Митрополии, но и самым благочестивым и христолюбивым царём и великим князем Иваном Васильевичем, всея Руси самодержцем".

В этом сане Макарий сменил низложенного Шуйскими митрополита Иоасафа. Однако вскоре он, как и его предшественник Иоасаф, стал выступать против Шуйских. Обладая значительным влиянием на юного царя, он способствовал отстранению Шуйских от власти, которое произошло в декабре 1543 года. После этого Макарий оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, входя в так называемую «Избранную раду». Он венчал Ивана Грозного на царство (1547 год), способствовал его браку с Анастасией Захарьиной.

Далеко не всем боярам нравился святитель Макарий и Царь Иван Грозный в личных беседах с митрополитом часто напоминал ему, как бояре порвали мантию на митрополите.

Святитель активно содействовал укреплению самодержавной власти на Руси и впервые в истории венчал Ивана Грозного царским венцом. До сих пор такое Царское венчание на трон могли производить только Константинопольский патриарх и Римский Папа. Митрополит Макарий хотел видеть Москву центром православного мира. Сам святитель обращаясь к Ивану Грозному сказал: "Это место для Вас избрал сам Господь Бог на этой земле и Своей милостью на Свой престол вознёс. Ты же бояр и вельмож своих жалуй, береги князей, детей боярских и всё христолюбивое воинство, будь милостив и приветлив по царскому своему чину и сану"

Всё это было сделано без согласия Восточных патриархов. Но вскоре в Москву прибыла делегация из Константинополя попросить Москву о финансовой помощи, взамен они привезли частицу мощей св. Геортия Победоносца и Признание Царского венца святителя Макария над Иваном Грозным. Иван Грозный обещал помочь Византии, но ещё раз просил Константинополь подтвердить, что Византия его официально почитает Царём Руси. Константинополь не сразу был готов признать Ивана Грозного Царём венчанным на царство Макарием и греки хотели сами перевенчать Ивана Грозного венцом от Константинопольского патриарха. Но всё решил случай покорения Казанского Царства.

Так же Иван грозный оказал финансовую помощь Синайскому Монастырю и взамен просил Александрийского патриарха молиться за него как за царя Российского.

А вот Литва и Польша царский венец от митрополита Макария над Иваном Грозным не признавали и продолжали Ивана Грозного считать князем. Святитель Макарий даже обращался к католическому духовенству Литвы и Польши, чтобы католические епископы способствовали признанию перед своими князьями и Государями.

Вскоре в Москве произошла засуха и сильный пожар, сгорело митрополичье подворье, у владыки был сильный ожог правого глаза. Когда у митрополита спросили, как с ним могло такое произойти, то митрополит Макарий ответил: "Всё это по грехам моим!"

В 1547 и 1549 годах созвал в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, среди которых Александр Невский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский... . В связи с прославлением новых святых под руководством митрополита была проделана большая работа по составлению житий.

Именно митрополит Макарий Московский прославил в 1549 году в лике святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

При нём в 1551 году состоялся знаменитый Стоглавый Поместный собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, доминировавшим на Стоглавом соборе, он не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, продвигаемого протопопом Сильвестром.

Немало усилий Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нём была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.

Святитель Макарий рукоположил 21 епископа. При святителе Макарии появились Полоцкая и казанская кафедры епископа.

Святитель Макарий не боялся вступать в диалог с лютеранскими епископами прибывшими из Швеции и с католическими епископами из Польши.

Именно святитель Макарий ввёл традицию в Вербное Воскресенье вьезжать главе Русской Церкви к храму на осляти.

Что касается богослужебных указаний в Русской Церкви, митрополит Макарий издавал все указы только по своему усмотрению, Царь Иван грозный при митрополите Мокарии в Церковные дела не вмешивался и относился ко святителю с большим почтением..

святитель Макарий осветил первый Покровский храм, ныне на этом месте храм Василия Блаженного, но именно Василий Блаженный при жизни посещал богослужения святителя Макария.

Святитель Макарий крестил и отпевал членов царского дома Ивана Грозного. Отпевал первую русскую царицу Анастасию Романову. Он же крестил Черкасскую княжну Марию, а потом и венчал её с царём.

Святитель ежедневно читал священное писание и хорошо его знал. Лично боролся с разговорами и смехом в храме..

После падения Избранной рады в 1560 году Макарий — единственный из её членов — не был подвергнут преследованиям.

3 декабря 1563 года митрополит Макарий извещал государя, что по немощи намерен оставить митрополию и «отъити на молчалное житие» на место своего пострижения в Пафнутиев монастырь. Государь вместе с наследником явился на митрополичье подворье и умолял его не оставлять митрополии. Только 21 декабря он дал согласие оставаться на кафедре, но через 10 дней, в последний день 1563 года, владыка Макарий скончался.

1 января 1564 года состоялось его погребение в Успенском соборе. Погребение возглавил Ростовский архиепископ Никандр, ему сослужили 4 епископа.

Святитель Макарий был 16 лет вторым лицом Русской Церкви, а потом ещё более 20 лет возглавлял её.

НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О СВЯТИТЕЛЕ МОСКОВСКОМ МАКАРИИ


Интересно то, что в Русской Церкви белые митрополичьи клобуки носили только святители Петр и Алексий, все другие святители, главы Русской Церкви. митрополиты Московские носили чёрные клобуки. Белые клобуки в истории Русской Церкви носили только Новгородские владыки и только новгородские владыки запечатывали свои письма и грамоты красной печатью, а московские митрополиты, как и все другие епископы России, чёрной.

Известно, что митрополит Макарий был 16 лет владыкой новгородской кафедры и имел преимущество над всеми другими русскими владыками носить белый клобук и запечатывать письма красной печатью.

А потому, когда его повысили в митрополиты на Московскую кафедру, он отказался сложить с себя белый клобук и продолжил носить белый клобук и запечатывать письма красной печатью.

Популярность митрополита была такой высокой, что ни кто не посмел от владыки снять белый клобук. А Царь Иван грозный в Церковные дела не вмешивался. Белый клобук на московском митрополите считалось личным делом самого владыки, а митрополит сам считал, что если его повысили в сане, то не может же он одеть одежды, которые носят владыки стоящие ниже владыки Новгородского.

при этом можно говорить, что святитель Макарий клобук белого цвета и красную печать использовал "самоуправно" против канонов Русской Церкви и только после его земной кончины, когда встал вопрос, а какого цвета клобук теперь должен носить митрополит Московский, официально было решено, пусть будет БЕЛОГО по примеру первых святителей Петра и Алексия и так же утвердили красную печать для митрополита Московского.

Историки говорят, что по литературной деятельности, святитель Макарий был человек выдающийся начитанности. Но вот говорить о его мышлении как человека государственного, то познаний по небогословским предметам у него не было, не было и систематического для того времени образования ибо святитель даже не имел школьного образования.

А потому, он ни как не мог участвовать в воспитании юного царя Ивана Грозного и быть его учителем. Этот факт митрополит переживал с грустью. Он ощущал себя стоящим в стороне от царя. И потому надо было приблизиться и что-то предпринять. Тут и созрела мысль, "толкнуть идею" 16 летнему правителю России, что хватит быть князем, надо становиться Царём. Ивану Грозному идея понравилась и уже на другой день он сам от себя провозгласил, что хочет быть Царём и чтобы митрополит Макарий венчал его на Царство. Всю дальнейшую жизнь царь и святитель были очень благодарны друг другу. За один вечер было сделано больше, чем если бы за 16 лет воспитания юного царя.

Святитель Макарий был первым предстоятелем Русской Церкви, который был согласен вести переговоры с лютеранами и католиками на равных и этим он тоже возвысил Церковь, ведь ни до него, ни после святители отказывались от всяких диалогов с Западом. И тут мы видим, что святитель Макарий уже ведя переговоры с зарубежными епископами выступает в роли международного политика.

До митрополита Макария в Русской Церкви было 22 русских святых, святитель Макарий канонизировал в своё правление 39 русских святых.

Интересные данные, что ранее первенство в Церкви имели монашествующие священники, но митрополит Макарий вначале был женатым священником и известно, что у него была дочь, которая умерла ко времени митрополичьего сана. Возможно потому, святитель проявлял особую заботу о белом женатом духовенстве и считался очень добрым владыкой, который победил консервативный деспотизм особенно по отношению монахов к женатым священникам.

Святитель Макарий знаменит тем, что в период времени его архипастырской деятельности, по его инициативе или под его влиянием, в церковно-исторической жизни совершились такие события, которым подобных ни чего не было в предшествующей истории.


Саккос митрополита Макария. 1549. Москва, мастерские кремля. Ткани - Италия, 1-я пол. 16 века. Золотный бархат, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, шитье, басма. На облачении вышита надпись, что этот саккос был подарен митрополиту Макарию царем Иваном IV "на славу и хвалу Богу и на честь со многолетнее здравие своему царству и благоденству".