Обработка металлов

Религии основатель религии основные идеи. Виды религий

Все мы знаем, что планета Земля многонациональная и конечно же у каждой страны принята какая-то своя религия, а у некоторых даже несколько. Некоторые люди выбрали путь без веры и называют себя атеистами. В этой статье мы попробуем перечислить разнообразные религии и показать их основные отличия друг от друга. Итак, религии разных стран мира.

Религии разных стран мира

  • Христианство - самая крупная по численности верующих мировая религия. Эта религия основана на учении Иисуса Христа . Кроме того с 1054 года Христианская церковь раскололась на Православную и Католическую Церкви, а еще позже (в XVI веке) от Католической Церкви откололся еще кусочек (в результате реформационного движения) и новое движение начало называться Протестантизм. Таким образом Христианство включает в себя три религии - Православие, Католицизм и Протестантизм . Протестантизм включает в себя еще несколько ответвлений, таких как баптизм, анабаптизм, кальвинизм, лютеранство, мормоны и конечно же свидетели Иеговы.

Главной книгой Христианства является Библия . Христиане верят в единого Бога, который существует в трех формах - Отца, Сына и Святого Духа. Главным священным символом является крест. У каждой религии есть свое место, где можно общаться со Всевышним. В христианстве все молитвы и службы проходят в Домах Божьих, т.е. Церкви, Соборы, Храмы, Часовни.

  • Ислам - вторая по величине религия. Приверженцев этой религии называют Мусульманами , которые верят в единого создателя - Аллаха (Аллах переводится как «Тот, кому поклоняются»). Эта религия появилась еще в VII веке в Аравии . Основателем этой религии считается пророк Мухаммед , а главной священной книгой является Коран. Мусульманская Церковь называется Мечеть.

  • Буддизм - одна из старейших мировых религий , которая возникла еще в VI веке до н.э. Основал эту религию принц Сиддхартха Гаутама , который потом получил новое имя - Будда, что означает «Просветленный». Основным учением является Карма , т.е. все твои поступки зачтутся тебе в следующий жизни, когда ты переродишься, так что Буддист должен быть в состоянии покоя и не делать никому зла. Когда Буддист достигает полного покоя, т.е. Нирваны , то он сливается с Буддой . Основным отличием в Буддизме от других религии является то, что у них нет Бога .

  • Иудаизм - считается в основном Еврейской религией. Они верят в единого Бога и в бессмертие души. Главной священной книгой у иудеев считается Талмуд , а их церковь называется Синагога.

OM - священный, «вечный слог», употребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания. OM является символом высшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.

  • Индуизм - чисто индийская религия , которая на самом деле не является цельной, а просто включает в себя множество мелких индийских религиозных течений, поэтому в этой религии нет каких-то единых учений и какой-то системности. Есть общее ключевое понятие - Дхарма, которое означает «Вечный порядок и целостность мира».

Символ Конфуцианства

  • Конфуцианство - является не просто религией, а философской религией. Появилась в Китае в VI веке до н.э., а создана он была бродячим учителем Конфуцием. Религия распространена только в Китае. Основной принцип - «Не желай другим того, чего не пожелаешь себе», а основная концепция этой религии - это идеальные отношения в семье и обществе.
  • Атеизм - Завершает наш список религий антирелигия. Атеизм переводится как «Безбожье», т.е. атеисты - это люди, которые отрицают существование Бога , либо же другой высшей силы. Они придерживаются мировоззрения, что ничего сверхъестественного быть не может.

Какая мировая религия появилась раньше других?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно четко обозначить, почему среди множества различных религий статуса мировых удостоились единицы, в чем заключаются их отличия. На сегодняшний день на земном шаре существует более двадцати тысяч различных вероисповеданий, религиозных течений и сект.

Что же касается мировых религий, то их всего три. Наверняка их названия знакомы каждому: буддизм, христианство и ислам. И отличаются они своей масштабностью: их исповедуют по всему миру, причем независимо от политических, национальных и культурных факторов. И действительно, настоящих христиан можно встретить как в развитых европейских странах, так и в заброшенных поселениях Африки. Чего не скажешь о синтоизме или, скажем, об иудаизме, чье влияние очерчено определенной территорией. Вопреки распространенному заблуждению, самая древняя мировая религия - не индуизм, возникший в 15 в. до н.э., и даже не язычество, появившееся еще раньше. Это гордое звание носит буддизм, зародившийся намного позже, но быстро распространившийся по всей планете и повлиявший на развитие многих культур. Каждая мировая религия уникальна и имеет ряд специфических черт, которые мы разберем ниже.

Буддизм

Возник предположительно в 6 столетии до н.э. на территории современной Индии. Его основатель - Сиддхартха Будда Гаутама - индийский принц, предпочетший размеренной роскошной жизни путь отшельника. К 35 годам он достиг просветления и начал проповедовать свое учение. Вся жизнь, по его мнению, от рождения и до смерти,
пронизана духом страдания, а причиной этому - сам человек. Путь к освобождению от страданий, или Благородный Восьмеричный Срединный путь, лежит через отказ от земных страстей и удовольствий. Лишь при помощи медитаций и постоянного самоконтроля, как учит Будда, возможно достижение состояния гармонии - нирваны. На сегодняшний день эта мировая религия широко распространена в юго-восточном, восточном, центральном регионах Азии, а также на Дальнем Востоке. Число последователей-буддистов по всему миру достигает 500 миллионов человек.

Христианство

Зародилась эта мировая религия около 2 тыс. лет назад на территории современной Палестины, в те времена бывшей одной из провинций Священной Римской империи. Христианство проповедовало любовь к ближнему, милосердие и непротивление злу, что делало его непохожим на жестокие языческие обряды. Несмотря на гонения последователей "религии рабов и униженных", учение Христа очень быстро распространилось по всему Евразийскому континенту. Со временем единая Церковь разделилась на множество течений: католичество, православие, протестантизм и различные восточные конфессии.

Ислам

Это не самая ранняя мировая религия, но она в настоящее время занимает первое место по числу приверженцев (более 1 млрд. человек). Известна официальная дата ее возникновения - 610 год н.э., именно тогда пророку Мухаммеду были даны первые аяты Корана. К концу его жизни ислам исповедовал весь Арабский полуостров. Популярность этой молодой религии объясняется традиционно высокой рождаемостью в мусульманских семьях, в которых царят очень строгие порядки и не допускается аморальное поведение.

Реферат

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

ВВЕДЕНИЕ

… Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенно, и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера - универсальное свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” - предмета, символа, наделённого особым свойством - служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.

Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме - один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Существовало и ныне существует много различных религий. Их разделяют по вере во множество богов – политеизм , и по вере в единого бога – монотеизм . Различаются также племенные религии , национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии , распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизм ,христианство иислам . По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.

Дать краткую характеристику этим религиям я и постараюсь в своей работе.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый ”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев ) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

Если попытаться представить эту религию как бы “с высоты птичьего полёта”, перед нами раскинется пёстрое лоскутное одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п.

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н. э. Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 - царём, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8 - гусем, 6 - слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи - она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.

Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни - старость - смерть . По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина - Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий - это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана - это смерть. Неверно. Нирвана - это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Хочу отметить, что буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного - избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды - люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы - те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы - оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего - это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы - это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.

Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или жажду удовольствий, - которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена - чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная ) и руководство опытных наставников.

ХРИСТИАНСТВО

Христианство (от греч. christos - «помазанник», «Мессия») является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. – «благовестие» ) – «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) – 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 – другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова . Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.

Основу христианства составляет тезис о том, что после грехопадения люди сами не могли вернуться к общению с Богом. Теперь только сам Бог мог выйти им навстречу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам себя. Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

В христианстве важно не столько то, что Бог умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви сильнее наличия смерти.

Кардинальное отличие христианства от других религий в том, что основоположники последних выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как Евангелие о Христе, оно несет весть о Личности, а не о концепции. Христос не только средство Откровения, через которое Бог говорит к людям. Поскольку Он – Богочеловек, он оказывается и субъектом и содержанием этого Откровения. Христос есть Тот, кто вступил в общение с человеком, и Тот, о Ком это сообщение говорит.

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Хочу отметить, что с момента зарождения этой религии ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - «предвечны» - и равны по достоинству - «равночестны».

Христианство – это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечал, в христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

Христианство – самая распространенная религия на земном шаре (как я уже отмечал, около 1 400 млн. человек в современном мире – христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм.

ИСЛАМ

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда - Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур ). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов ) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами , они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны ), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других - к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха - это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят ) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза , в десятом месяце - рамазане ) в течение всего месяца; паломничество (хаджж ) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Также как и в других религиях, в исламе существует несколько течений. Главные из них, как уже было сказано, – это суннизм (около 90% мусульман) и шиизм.

Говоря о своеобразии ислама, несколько слов хочу сказать о том, что роднит его с христианством. Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими. Различия между исламом и христианством - это различия слов и деяний основателей этих религий. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб «рабской смертью». Эта смерть была его основным деянием. Чем меньше здесь видимого, внешнего успеха, тем больше должен быть «невидимый успех», тем грандиознее масштабы деяния основателя религии - победа над смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности. Совершивший такое деяние - не человек. Это - Бог.

Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад - пророк, через которого говорит Аллах. Но одновременно это «нормальный человек», живший обычной жизнью. Сам успех Мухаммада - достаточное доказательство того, что его слова исходят от Аллаха и сам Аллах направляет его и не требует веры в его воскресение из мертвых и его божественности. Речь Мухаммада совершенно иная, чем Христа. Он лишь передатчик «откровения», не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк.

Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии - это основные структурообразующие элементы различий, порожденных ими религий.

Прежде всего разные осмысления отношений основателей религии с Богом и их миссии подразумевают и различия самого представления о Боге. И в христианстве и в исламе Бог- един и единственен. Но монотеизм христианства сочетается с верой в то, что распятый на кресте - Бог, что порождает учение о боговоплощении и Троице . Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и его отношения с творением вносится парадокс, то, что не может быть понято человеческим разумом, противоречит ему и может быть лишь предметом веры. Монотеизм ислама - «чистый», лишенный христианской парадоксальности. Коран резко подчеркивает единственность Аллаха. У него нет никаких ипостасей. Признавать существование «сотоварищей» Аллаха - главное преступление против ислама.

Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека - «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворенным по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем «поврежден». Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь - не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни. Простота религиозных требований проистекает из фундаментальной идеи ислама о божественной предопределенности. Аллах действует в соответствии со своими планами и определяет все без исключения, даже самые незначительные события. Абсолютность божественного предопределения, исключающая возможность для человека каких бы то ни было поступков иллюстрируется таким примером. Когда человек пишет пером, то это отнюдь не его действие, ибо в действительности Аллах создает одновременно четыре действия: 1) желание двигать пером, 2) способность двигать им, 3) само движение руки и 4) движение пера. Все эти действия не связаны друг с другом и за каждым из них стоит бесконечная воля Аллаха.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман.

Таковы основные черты трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. – М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

2. Горелов А.А. История мировых религий. Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2007 г.

3. Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г.

4. История религии в 2-х т.т. Учебник /под ред. Яблокова И.Н./ - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

5. Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Изд-во МИЭМП, 2005 г.

6. Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред. Е.В.Попова./ – Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г.

7. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Академический проект», 2006 г.


Коробкова Ю.Е. Философия: Конспект лекций. – М.: Издво МИЭМП, 2005 г. С. 107.

Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

Диакон А.Кураев. Протестантам о православии. – Клин: Изд-во «Христианская жизнь», 2006 г. С. 398

Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов /под ред Е.В.Попова. – Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г. С. 53

Вряд ли найдется взрослый человек, который бы не задумывался о своем месте в жизни, о роли, которую приготовила ему судьба, о предназначении своего появления в этом мире. Независимо от того, молится ли человек или считает себя атеистом, он верит. Именно вера определяет степень религиозности. Отсюда сам собой напрашивается вывод: люди религиозны. А вот религия у отдельного человека может быть своя, иногда – уникальная. Обратим внимание, какие есть религии в мире.

Христианство

Возникло среди палестинских иудеев в 1 веке нашей эры. Название происходит от греческого "христос", что означает помазанник. Христом называется Иисус, который жил в 1 веке нашей эры. От времени ее основания стали отсчитывать новую эру. Самая многочисленная религия мира. Насчитывает 2,1 млрд. последователей.

Иисус Христос – основатель христианства. Бог в виде человека, в котором заключена вся сущность христианства. Он снизошел на землю, чтобы спасти человека от власти греха, исцелить человеческую природу своим воскрешением после казни. Именно, поэтому воскрешение Иисуса Христа является центральным догматом Христианства.

Имеет три основных ветви – православие, протестантство и католицизм. Источник вероучения – Библия. Особенности: спасение души в отказе от грехов испорченного мира, противопоставление греховным утехам строгого аскетизма, отказ от высокомерия и тщеславия в пользу покорности и смирения. Вознаграждением станет жизнь после прихода на землю царства Божьего. Учит, что в отличие от других религий, христианство дано Богом, а не сотворено людьми.

Ислам

Какие мировые религии воинственны? В первую очередь – ислам. С арабского переводится, как "покорный Аллаху". Последователи Аллаха (бога) называют себя муслим ("покорный Аллаху" в переводе в арабского). В русском языке это слово интерпретировалось в мусульманин.

Возник ислам в начале 7 века в западной части Аравийского полуострова, где процветали города Мекка и Ясриб (впоследствии переименованный в Мадинат – "город пророка"). Сокращенное название города – Медина. Территория современной Саудовской Аравии.

Мусульманами ислам воспринимается, как образ жизни. Самый значимый момент – роль права – шариата, который полностью, до мелочей, регулирует жизнь мусульманина. Ислам задает высокий идеал личности, целью которой является спасение, посредством интеллектуального, физического и духовного самосовершенствования, а основная задача – покорность Богу.

Моральные ценности: особая роль мужчины, старшим по возрасту и положению, общине и семье. Ислам поддерживает теорию равенства людей перед богом и предполагает почтенное отношение к людям "писания" - христианам и иудеям.

Ислам не был религией угнетенных, но религией завоевателей и победителей. Идеальная основа для централизованного государства и ведения непримиримой борьбы против противников Ислама. Представлено жесткое представление о политической организации и власти в обществе. Предписывает воздавать за добро – добром, за зло – злом. Учит щедрости и помощи бедным.

Буддизм

С 1996 года в мире насчитывается от 360 до 500 тыс. последователей буддизма. Буддизм – религия древнее многих других - возник в Индии в 6 веке до нашей эры. Его основатель имел четыре имени, но сегодня используют имя Будды – высшего среди Богов. Начиная с 1 века нашей эры, буддизм разделяется на два течения (хинаяну и махаяну) из-за того, что сторонники не нашли согласия в вопросе о том, кто из людей достоин попасть в высший рай – нирвану.

Будда – "пробужденный". Это не имя личности, а состояние ума. Будда – всемирный учитель, объясняющий четыре благородные истины, способствующие всем желающим достичь просветления. Это благородная истина страдания, благородная истина причины страдания, благородная истина прекращения страдания и благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания.

Высшая цель – достижение нирваны – вечного покоя и блаженства, свободы от всякого рода загрязнений, в том числе и моральных. Спасение человека – в руках самого человека и Будда спасти никого не может. Любовь и милосердие ко всем без исключения живым существам.

Иудаизм или какая религия древнее

Самая древняя религия, распространена, в основном, среди евреев. Берет свое начало в 10 веке до нашей эры. Яркий пример единства религии и государственности. Отвержение Иисуса Христа и ожидание прихода иного правителя, именуемого в христианстве Антихристом, в прошлом стало причиной государственной и духовной катастрофы иудеев, приведшей к рассеиванию их по всему свету. Как современная религия сформировалась в конце первого – начале второго века нашей эры. Основной принцип – признание единого Бога.

С появлением христианства и мусульманства активно с ними конфликтует, рассматривая эти две религии, как свое искажение. Христиане и мусульмане тоже не выражали особых симпатий, и придавали гонениям евреев за их преданность отступнической религии.

Международный справочник "Религии мира" указывает на то, что в мире было 20 млн. иудеев в 1993 году. Но эти данные могут быть недостоверны, так как в 1996 году другие источники приводили цифры порядка 14 млн. человек. 40% всех иудеев проживает в США, 30% - в Израиле.

Индуизм

Сформировался в 1 веке нашей эры. Не похожа ни на одну из тех, какие религии существую в мире. Прежде всего тем, что не представляет целостного учения и был создан в процессе синтеза нескольких религиозных верований. Он не имеет священных писаний. Это нашло отражение в психологическом складе индуиста. Немыслимое соединение приверженности убеждениям с беспринципностью поведения, желание достичь социального статуса и зависть к тем, кто сумел этого добиться. Индуизм не имеет единого авторитета в религиозных вопросах.

Конфуцианство

Этико-политическое учение, основанное мыслителем Древнего Китая Конфуцием. Согласно учению, почтительный сын обязан заботиться о своих родителях на протяжении всей жизни. Родителям следует прислуживать и угождать, ради их блага быть готовым ко всему, и, чтить их, независимо от обстоятельств. Кроме того, учение призывало к воспитанию высокоморального человека, который был бы честен и искренен, обладал прямодушием и бесстрашием, скромностью и справедливостью. Сдержанность, любовь к людям, достоинство и бескорыстие должны украшать такого человека.

Джайнизм

Религия, принявшая общую для всех индийских вероисповедований концепцию кармы и освобождения в конце пути – нирваны. Не признает богов. Считает душу человека нетленной, а мир – изначальным. Телесная оболочка дается душе по результатах прежних жизней. Душа может бесконечно совершенствоваться и достичь всесилия, и вечного блаженства.

Всесторонне рассмотреть вопрос, в каких странах какие религии, в одной статье очень проблематично, ведь в мире религий и религиозных учений великое множество. Но, основные наиболее массовые направления представлены полностью.

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать основополагающие истины, понятия, таинства, суть богослужений, обрядов.Вопросов много! Но есть и ответы.

Сколько в мире религий

Науке известно около пяти тысяч религий. Наибольшее количество приверженцев насчитывают несколько мировых религий.

Христианство . Последователи Иисуса Христа объединены в более чем 100 церквей, течений и сект. Это восточно-католические церкви. Старокатолицизм. Протестантизм. Православие. Духовное христианство. Сект. Это самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 миллиардов, так и по географической распространенности – почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Ислам распадается на 7 течений: сунниты, шииты, исмаилиты, хариджиты, суфизм, салафиты (ваххабизм в Саудовской Аравии), радикальные исламисты. Приверженцев ислама называют мусульманами. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным, до 1,5 миллиарда человек.

Буддизм состоит из трех основных и множества местных школ: тхеравада – самая консервативная школа буддизма; махаяна – позднейшая форма развития буддизма; ваджраяна – оккультная модификация буддизма (ламаизм); сингон-сю – одна из основных буддийских школ Японии, принадлежащая направлению ваджраяны. Оценка количества последователей буддизма колеблется в районе 350–500 миллионов человек. По представлению Будды, «все, что мы есть – результат наших мыслей, ум – это все».

Иудаизм распадается на 11 течений: ортодоксальный иудаизм, литваки, хасидизм, ортодоксальный модернизм, религиозный сионизм, консервативный иудаизм, реформистский иудаизм, реконструктивистский иудаизм, движение гуманистического иудаизма, обновленческий иудаизм раввина Майкла Лернера, мессианский иудаизм. Насчитывает до 14 млн. последователей.

Индуизм. Религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите – санатана-дхарма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. 1 млрд. последователей.

Привилегированная каста – брахманы. Только они одни могли быть служителями культа.

Конфуцианство. Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа оно успешно играло роль религии. В императорском Китае конфуцианство было философией ученых-мыслителей. Более 1 млрд. последователей.

Африканские традиционные религии. Исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса. Насчитывает 100 млн. последователей.

Синтоизм – традиционная религия Японии. Формы синтоизма: храмовый, императорского двора, государственный, сектантский, народный и домашний. Ревностными сторонниками синтоизма, отдавшими предпочтение именно этой религии, оказались лишь примерно 3 млн. японцев.

Вуду. Общее название религиозных верований, появившихся среди потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в Южную и Центральную Америки.

Шаманизм. Устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь – с духами, которое осуществляет шаман.

Дорога в Абашево была долгой. Наша съемочная группа отправилась в храм Иоанна Воина ранним утром. Преодолеть предстояло 350 километров.