Крановое и подъемное оборудование

Однобалочные электрические опорные кран балки. Грузоподъемные механизмы и грузоподъемное оборудование. тали. кран-балки. полиспасты


>> >> Тали. Кран-балки. Полиспасты.

ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ТАЛИ. КРАН-БАЛКИ. ПОЛИСПАСТЫ.

При выполнении различных видов работ: строительных, погрузочно-разгрузочных, складских и т.д. ежедневно возникают ситуации, когда сила рук человека или группы людей недостаточна для успешного выполнения задачи. Здесь на помощь и приходят . По своему предназначению поъемное оборудование бывает разным. Одно нужно для подъема груза вверх, другое – для перемещения по горизонтали. Разновидностей грузоподъемных механизмов существует очень много. Как же выбрать тот единственный из них, который необходим нам для нашего случая?

Здесь мы рассмотрим основные виды грузоподъемных механизмов и подъемного оборудования, предназначенных для подъёма и опускания грузов, а также перемещения их по горизонтали.

ЧАСТЬ 1. ТАЛИ. КРАН-БАЛКИ. ПОЛИСПАСТЫ.

ТАЛИ

Таль предназначена для подъёма и опускания грузов при выполнении грузоподъёмных работ. Основным принципом классификации талей является их разделение на ручные и электрические (тельферы), стационарные и передвижные. Уже по этим признакам тали подразделяются на четыре основных группы: тали ручные стационарные, тали ручные передвижные, тали электрические стационарные, тали электрические передвижные.

Но таль – это также и одна из составляющих частей любого грузоподъёмного крана. Разница между ними заключается в наличии у крана пролётных конструкций и концевых тележек и их отсутствии у тали. Также таль обладает лишь двумя степенями свободы (направления, в которых может работать), то есть поднимает и перемещает груз только в одной плоскости, что автоматически лишает её возможности конкурировать с краном, поскольку у последнего степеней свободы три.

При выборе тали в качестве подъемного оборудования вначале необходимо определиться, нужен ли Вам тельфер или таль с ручным приводом передвижения. Если таль предполагается эксплуатировать не чаще 1-2 раза в день, то оптимальным решением будет ручная таль. В остальных случаях предпочтение лучше отдать электрической.

Тали электрические


В зависимости от области применения в качестве подъемного оборудования электрические тали выполняют стационарными и передвижными. Относительно оси монорельсового пути корпус подъемного механизма расположен продольно или поперечно. Последнее обеспечивает меньший габарит тали по высоте. Ходовые тележки талей изготавливают шарнирными или жесткими, приводными или холостыми (таль толкают по ходовому пути вручную). Применяют тали с одной или двумя приводными тележками. Подвод электропитания осуществляется троллеями или гибким кабелем.

Электрические тали общего назначения (ГОСТ 22584) применяются для работы в помещениях и на открытом воздухе при температуре окружающей среды от –40 до +40 °С при условии защиты от непосредственного воздействия дождя и снега. Во взрывоопасной среде используют взрывозащищенные тали.

Таль передвижная – это грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом. Эти тали предназначаются для подъема-опускания и горизонтального перемещения грузов по однорельсовому (монорельсовому) пути. В зависимости от привода тали подразделяют на ручные и электрические. Управление подъемом груза и перемещением электрической тали – кнопочное. Электрические тали выполняют в виде самостоятельных грузоподъемных механизмов либо как часть подъемных механизмов однобалочных мостовых, козловых или консольных кранов. На некоторых предприятиях, складах или заводах существуют особые условия, в которых эксплуатация талей со стандартной комплектацией невозможна или опасна. В таком случае, целесообразно использовать специальные тали.

Если помещение ограничено по высоте, но груз необходимо поднимать на максимально возможную высоту, то используют тали с уменьшенной строительной высотой.

В случае использования тали в особых климатических условиях, изготавливаются тали для холодного климата, а также тропического и морского исполнения.

На предприятиях с повышенными требованиями к безопасности используются тали с различными дополнительными опциями, такими как:
второй тормоз на подъем;
микроскорость на подъем и передвижение;
заданная заказчиком скорость подъема и передвижения;
частотный преобразователь;
тяжелый режим работы.

О выборе электрической тали

В зависимости от условий и требований эксплуатации, тали электрические бывают канатные и цепные.
Цепная электрическая таль хорошо подходит для консольно-поворотных кранов. Компактность позволяет использовать цепную таль также как вспомогательное подъемное устройство.
Канатная электрическая таль предназначена для использования на мостовых кранах и монорельсах и больше подходит для работы в среднем или тяжелом режиме.

Если Ваш выбор остановился на канатной тали, то на следующем этапе необходимо выбрать стационарная или передвижная таль Вам нужна.
При потребности только вертикального поднятия груза, в качестве стационарного привода к каким-либо подъемным устройствам, используется стационарная канатная таль.
В отличие от стационарной, передвижная канатная таль может передвигаться в горизонтальном направлении и используется как основной грузоподъемный механизм.

Таким образом, если стационарные тали устанавливаются в одном месте, и только и делают, что поднимают и опускают грузы, то передвижные способны перемещаться, для чего используется тележка. Как правило, такая тележка либо включена в конструкцию тали, либо представлена отдельным элементом. Например, в помещении, где нет возможности установить кран-балку, вдоль стен создается монорельсовый путь, по которому таль и перемещается по периметру склада. Две тележки, установленные в основании, вполне справляются с поворотами тали.

Таль «свободная», представленная отдельным подъемным механизмом, и таль «невольная», включенная в состав крана, отличаются немногим. Если последняя состоит из кошки, которая цепляется за монорельс, барабана, куда навивается канат, крюка, двигателя подъёма и электропакета, то в комплекте первой зачастую отсутствует электропакет. Такие тали обладают небольшой грузоподъёмностью (от 500 до 12500 кг) и используются там, где нет необходимости поднимать массивные грузы или нет возможности подвести электроэнергию. То есть груз эти тали поднимают и перемещают исключительно «вручную», за счёт мускульной силы рабочих. Соответственно, чем больше груз, тем больше нужно затратить усилий для его подъёма. С целью увеличения скорости подъёма монтируют механический модуль. Таковым выступает редуктор с задаваемым передаточным числом. Используют ручные тали в основном на маленьких складах, где подъём и перемещение грузов – явление нечастое.

Оптимальный выбор электрической тали

Для оптимального выбора той или иной модели электрической тали потребителю необходимо знать:
- максимальную массу груза;
- максимальную высоту подъема;
- нужную скорость подъема и потребность во второй малой скорости подъема (микроскорость);
- нужную скорость горизонтального перемещения груза и потребность во второй малой скорости передвижения;
- требования к строительной высоте;
- условия эксплуатации и обязательно иметь на руках каталог производителя тали, чтобы определить степень защиты электроприводов тали от перегрузки и внешних воздействий.

Далее необходимо определить группу режима работы тали по ИСО 4301/1 или ГОСТ 25835 для определения класса нагружения.
Класс нагружения – это степень использования номинальной грузоподъемности тали.
Класс использования – это общая продолжительность работы тали или среднее машинное время работы в день в часах.
Класс нагружения можно определить и с помощью коэффициента нагружения К, вычисляемого по формуле:
К = S"((Qi/Qmax)3 (ti/Sti)"),
где Qi – груз, действующий на крюк электротали за период времени ti;
Qmax = Qnom – номинальная грузоподъемность электротали;
ti – продолжительность времени действия груза Qi;
Sti – суммарное время воздействия груза на крюк.

Далее класс нагружения определяют по табл. 1.
Табл. 1. Класс нагружения электрических талей

Использование этих грузоподъёмных устройств регламентировано Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00). В приложении 8 к ПБ 10-382-00 приведена форма паспорта электрической тали.

Тали электрические канатные


Тали электрические канатные российского производства серии ТЭ (ГОСТ 22584) имеют большой диапазон грузоподъемности. Их выпускают стационарными на лапах и передвижными, в том числе поперечного исполнения, когда механизм подъема тали расположен перпендикулярно ее ходовому пути.

В качестве примера рассмотрим тали передвижные грузоподъемностью 1 т с четырехкратным полиспастом ТЭ 100-51А, ТЭ 100-51, ТЭ 100-52. Эти тали монтируются на монорельсовый путь – двутавровые балки № 16-24 по ГОСТ 8239 и № 18М-24М по ГОСТ 19425. Высота подъема – от 3,5 до 9 м, минимальный радиус поворота пути – 1 м, установленная мощность 0,93 кВт, скорость подъема 4,2 м/мин, скорость передвижения 24 м/мин, нагрузка на колесо 3 кН. Строительная высота этих талей Н1 – от 3420 до 8920 мм, масса – от 107 до 140 кг.

Таль передвижная ТЭ с четырехкратным полиспастом

Уменьшение строительной высоты талей электрических, т. е. увеличение высоты подъема крюка тали, достигается за счет конструктивной оптимизации расположения приводов тали, т. е. смещения оси двигателей подъема и перемещения талей в сторону центральной оси ходового пути тали (монорельс).

Тельферы используются довольно широко, и нашли своё применение не только на производстве, но и в автомастерских, на складах. Прежде всего, тельферы ускоряют процесс подъёма груза, и в то же время облегчают многие задачи на производстве.
Электрические тельферы можно использовать не только как самостоятельное грузоподъёмное устройство, но и как часть мостовых, консольных и козловых кранов.
Конструкция тельфера не сложна. Основой служит блочный механизм, который состоит из: электрического двигателя с конусным ротором, редуктора, барабана (используется только в канатных электрических тельферах) или звёздочки (в цепных электрических тельферах), тормоза, грузозахватного элемента и крюка. Электродвигатель тельфера должен иметь обязательную встроенную теплозащиту. Электрические тельферы классифицируют по количеству скоростей на односкоростные и двухскоростные. Управление тельфером осуществляется непосредственно с пола, с помощью пульта на гибком кабеле. Также можно встретить тельферы, управление которых производится из кабины.

Тали ручные

Тали ручные предназначены для подъема, опускания и горизонтального перемещения грузов по монорельсовому пути и применяются в том случае, если использование крана или других подъемных средств затруднено или невозможно.

Ручные тали используют для подъема и перемещения грузов при малых темпах обработки, в стесненных условиях, при отсутствии энергоснабжения, а также в тех случаях, когда требуется невысокая скорость подъема и перемещения груза, например при установке двигателя на шпильки рамы автомобиля. Устройства этого типа бывают стационарными (без тележки и механизма передвижения) и передвижными, с шестеренным или червячным механизмом, рычажными.

Передвижные тали изготавливают с "холостой" тележкой (без механизма перемещения) и с механизмом перемещения, который приводится в действие при помощи мускульной силы человека с приложением усилия от 95 до 200 Н (в зависимости от грузоподъемности тали). Грузоподъемность талей ручных: шестеренных (ГОСТ 2799, ГОСТ 28408) – 0,25...8 т; червячных – 1...8 т (ГОСТ 1106 – с механизмом передвижения, ГОСТ 1107 – без механизма передвижения).

Практически скорость подъема талей ручных – от 0,02 до 0,001 м/с (соответственно для талей ручных грузоподъемностью от 0,25 до 12,5 т), а используют эти механизмы в диапазоне температур от –40 до +40. °С (исполнение У1.1 по ГОСТ 15150).

Тали можно эксплуатировать как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе. Применение талей для подъема людей, взрывоопасных и ядовитых веществ, жидкого или раскаленного металла и шлака и эксплуатация в химически активных средах запрещены.

При поставке таль упаковывают в деревянную тару типа III-1 или III-2 по ГОСТ 2991–85. В комплект поставки входят таль, грузовая цепь, подвеска нижняя, тяговая цепь. Каждую таль снабжают паспортом, в котором подробно описаны ее назначение, техническая характеристика, устройство и принцип работы, порядок подготовки к работе и технического обслуживания, меры безопасности, свидетельство о приемке со штампом ОТК завода-изготовителя, гарантийный срок эксплуатации, правила хранения и транспортировки, сведения об упаковке, а также приведены таблицы, заполняемые эксплуатирующей организацией.

Табл. 2. Технические характеристики талей ручных шестеренных стационарных

КРАН-БАЛКИ

Чаще, чем талями, складские хозяйства обзаводятся кран-балками. Иногда вместо кран-балки ставится монорельс с талью и выводом на улицу. Это очень удобно для разгрузки машин с крупными грузами, которые занимают небольшие площади, но имеют больший вес. Примером таких грузов могут быть двигатели или другие части производственных механизмов. В такой ситуации складские рабочие выкатывают таль наружу, цепляют, поднимают и перемещают груз на склад. Особенно актуально это решение на складах, где нет никаких технических условий для использования погрузчиков. Или на многоэтажных складах, где груз нужно, к примеру, подать на второй этаж. В этом случае, на втором этаже устанавливается монорельс, таль также выводится наружу, и груз затаскивается в оконный проем.

Кран-балка используется в технологических операциях, для разрузки и погрузки, при выполнении строительных, монтажных, ремонтных работ и осуществлении технического обслуживания. Кран-балки бывают общего назначения, пожаробезопасные, взрывозащищенные, химическизащищенные, тропического исполнения. Кран-балки подразделяются на два вида: опорная кран-балка и подвесная кран-балка. Подвесные кран-балки бывают однопролетные и двухпролетные.

Электрические кран-балки

Отличительная конструктивная особенность электрических кран-балок заключается в способе передвижения вдоль цеха. Для движения на кран-балке устанавливают два или четыре привода на основе двигателя с редуктором или мотор редуктора. Кран-балки можно разделить на 3 подгруппы: опорные, подвесные и подвесные двухпролетные.

Электрические кран-балки опорные


Опорная кран-балка использует для движения пути в виде рельса Р24 или квадрат 50х50. Пути располагаются на эстакаде сверху цеха, опорная кран балка передвигается сверху по рельсу. Опорные кран-балки могут быть различных видов и производителей и сильно отличаться по цене и конструкции. В задачу наших менеджеров входит подбор оптимальной конструкции кран-балки и тельфера по Вашим требованиям. Лучшее сочетание цены и качества это кран-балка производства России и тельфер Болгария.

Электрические кран-балки подвесные


Отличительная конструктивная особенность электрических подвесных кран-балок заключается в способе передвижения крана вдоль цеха. Подвесная кран-балка использует для движения пути в виде двутавра 30М, 36М, 45М. Пути располагаются сверху цеха на потолке или металлоконструкциях цеха, подвесная кран балка передвигается по нижней полке двутаврового рельса. Подвесные кран-балки могут быть различных видов, производителей и сильно отличаться по цене и конструкции.

Электрические кран-балки подвесные двухпролетные


Отличительная конструктивная особенность электрических подвесных двухпролетных кран-балок заключается в способе передвижения крана вдоль цеха и наличие дополнительного рельса по центру кран-балки. Подвесная двухпролетная кран-балка использует для движения пути в виде двутавра 30М, 36М, 45М. Три пути располагаются сверху цеха на потолке или металлоконструкциях цеха, подвесная двухпролетная кран балка передвигается по нижней полке двутаврового рельса. Как правило центральная концевая балка которая ездит по центральному рельсу жестко скреплена с несущей балкой кран-балки, а две крайние концевые тележки сделаны плавающими. Подвесные двухпролетные кран-балки могут быть различных видов, производителей и сильно отличаться по цене и конструкции.

Ручные кран-балки

В конструкции ручных опорных кран-балок в отличие от электрических кранов, используются ручная таль на подъем и цепной механизм для передвижения тали и крана. В движение кран-балка приводиться при помощи усилия человека, которое передается на приводы.
Ручные кран-балки производят в России и Болгарии. Ручные кран-балки изготавливаются в обычном и взрывозащищенном исполнении.

Ручные кран-балки опорные


В конструкции ручных опорных кран-балок в отличие от электрических кранов, используются ручная таль на подъем и цепной механизм для передвижения тали и крана. Ручные кран-балки изготавливаются в обычном и взрывозащищенном исполнении.Отличительная конструктивная особенность подвесных кран-балок заключается в способе передвижения крана вдоль цеха. Опорная кран-балка использует для движения пути в виде рельса Р24 или квадрат 50х50. Пути располагаются на эстакаде сверху цеха, опорная кран балка передвигается сверху по рельсу.

Ручные кран-балки подвесные


В конструкции ручных подвесных кран-балок в отличие от электрических кранов, используются ручная таль на подъем и цепной механизм для передвижения тали и крана. Ручные кран-балки изготавливаются в обычном и взрывозащищенном исполнении. Отличительная конструктивная особенность опорных кран-балок заключается в способе передвижения вдоль цеха. Подвесная кран-балка использует для движения пути в виде двутавра 30М, 36М, 45М.

БЛОКИ И ПОЛИСПАСТЫ


Для незначительных по своей сложности грузоподъемных работ иногда бывает проще применить блок грузоподъемный или полиспаст (система блоков), простые грузоподъемные механизмы, основные детали которых - колесо с окружным желобом (шкив) и веревка или трос; блоки и полиспасты используются для подъема тяжестей с приложением небольших усилий (либо с приложением усилий в удобной позиции работающего) как в качестве рабочих органов подъемных машин (лебедок, талей, подъемных кранов), так и независимо от них. Обычно блоком называют устройство, состоящее из одного шкива в оправе с подвесом и одного троса; полиспастом - комбинацию шкивов и тросов. Отметим, что кратность выигрыша в силе при подъеме тяжестей всегда равна числу тросов, на которых висит подвижный блок.


Полиспаст по своему принципу действия подобен рычагу: выигрыш в силе равен проигрышу в расстоянии при теоретическом равенстве совершаемых работ. Тросом блоков и полиспастов в прошлом обычно служил гибкий и прочный пеньковый канат. Его сплетали косой из трех прядей (каждая прядь, в свою очередь, сплеталась из множества мелких прядок). Полиспасты с пеньковыми канатами широко использовались на кораблях, сельскохозяйственных фермах и вообще там, где требуется эпизодическое или периодическое приложение силы для подъема груза. Самые сложные из таких полиспастов применялись, по-видимому, на парусных судах, где в них всегда была насущная потребность при работе с парусами, деталями рангоута и другой перемещаемой оснастки.
Позже для частых перемещений больших грузов начали использовать стальные тросы, а также тросы из синтетических или минеральных волокон, так как они более износоустойчивы. Полиспасты со стальными тросами и многожелобковыми шкивами являются неотъемлемыми узлами главных подъемных механизмов всех современных подъемно-транспортных машин и кранов.


Шкивы блоков грузоподъемных обычно вращаются на роликовых подшипниках, а все их движущиеся поверхности принудительно смазываются.

Наша Фирма предлагает весь спектр грузоподъёмных механизмов и приспособлений. С ассортиментом и техническими характеристиками Вы можете ознакомиться на странице сайта:


К атегория:

Монтаж кранов-перегружателей


Устройство и характеристики мостовых кранов общего назначения


По конструктивным признакам мостовые краны общего назначения классифицируют следующим образом:
1. По типу опирания на крановый путь их делят на подвесные и опорные. Подвесными называют краны, подвешенные к нижним полкам двутавровых балок, верхние полки которых прикреплены к потолочным конструкциям зданий. Своими ходовыми колесами эти краны опираются на внутреннюю сторону нижних полок двутавровых балок, к которым они подвешены и перемещаются по этим полкам.
Опорные краны опираются ходовыми колесами на рельсы и перемещаются по рельсам, закрепленным на подкрановых балках, устанавливаемых на выступах верхней части колонн цеха, эстакады.
2. По конструкции моста краны делят на одно- (кран-балки) и двухбалочные. У однобалоч- ных кранов мост состоит из одной, а у двухбалоч- ных - из двух главных балок, соединенных с концевыми балками, в которых размещаются ходовые колеса.
3. По виду привода различают краны с ручным и электрическим приводом механизмов подъема груза и передвижения крана. В кранах с ручным приводом в качестве механизма подъема и перемещения груза используют ручные передвижные червячные тали, а в качестве привода механизма передвижения крана - трансмиссию (вал, соединяющий ведущие ходовые колеса) с тяговым колесом и проходящей через него бесконечной тяговой цепью. Краны с ручным приводом механизмов применяют для подъема и перемещения небольших грузов с малыми скоростями при выполнении различных вспомогательных подъемно- транспортных операций, при ремонтах оборудования и т. п.

Рис. 1. Одиобалочный мостовой кран опорного типа
1 - трансмиссия; 2 - электрическая таль; 3 - ферма; 4 - концевая балка; 5 - главная балка; 6 - привод механизма передвижения; 7 - колесо; 8 - кабина

Наибольшее распространение получили мостовые краны с электрическим приводом, у которых в качестве механизма подъема и перемещения груза используют электрические тали, а также механизмы типа электрических лебедок, установленные на специальных самоходных крановых тележках, перемещающихся вдоль моста крана с помощью механизма, состоящего из электродвигателя, редуктора и ходовых колес тележки. Мост крана передвигается также с помощью электродвигателей, передающих вращение ходовым колесам либо непосредственно через редукторы, либо через редуктор и трансмиссию.

На рис. 1 показан одиобалочный мостовой кран опорного типа с электрическим приводом механизма подъема и перемещения груза, а также механизма передвижения самого крана.

Этим краном поднимают и перемещают груз с помощью электрической тали, передвигающейся вдоль главной балки на колесах, опирающихся на нижнюю полку этой балки. Механизм передвижения крана состоит из привода, трансмиссии и ходовых колес, установленных в концевых балках и опирающихся на крановый путь (на рисунке не показан). При больших пролетах кранов их главные балки усиливают горизонтальными фермами, увеличивающими несущую способность однобалочного моста.

Двухбалочный мостовой кран опорного типа (рис. 2) имеет мост, состоящий из двух главных пролетных балок и соединенных с ними концевых балок, в которых установлены ходовые колеса.

Этими колесами кран опирается на крановый рельс. По верхнему поясу главных балок моста по тележечным рельсам перемещается крановая тележка в направлении, перпендикулярном направлению движения крана.

Тележка снабжена механизмами главного и вспомогательного подъемов, а также механизмом собственного передвижения по мосту крана. Механизм передвижения моста крана вдоль цеха выполнен с раздельным приводом к каждому из ведущих колес крана и установленным на площадках.

Управление всеми механизмами крана осуществляется из кабины, прикрепленной к мосту крана. Электродвигатели всех механизмов крана питаются от цеховых троллеев, изготовляемых в большинстве случаев из угловой стали и прикрепленных на изоляторах к стене здания. По этим троллеям скользят башмаки токосъемников, прикрепленных к металлоконструкции моста крана. Для обслуживания токосъемников и троллеев к мосту крана крепят вспомогательную кабину (люльку), в которую входят (так же, как и в кабину) с площадки И на мосту. Токоподвод к электродвигателям тележки выполнен в виде гибкого кабеля.

В некоторых конструкциях кранов питание электродвигателей тележек осуществляется от троллеев проложенных вдоль одной из главных балок моста. В этих случаях токоподвод к электродвигателям тележки выполняется токосъемниками, установленными на раме тележки.

В настоящее время получает распространение токоподвод к электродвигателям тележки с помощью

Рис. 2. Двухбалочный мостовой края опорного типа
1 - концевая балка; 2 - главная балка; 3 - кабель. 4 - тележечный рельс; 5 - тележка; 6, 7 -механизмы вспомогательного и главного подъема; 8 - механизм передвижения тележки; 9 - привод механизма передвижения крана;10 - люлька; 11 - площадка; 12 - кабина; 13 - крановый рельс; 14 - ходовое колесо

Рис. 3. Мост двухбалочного крана 1 - люк; 2 -главная балка; 3 - тележечный рельс; 4- площадка; 5, 10 - верхний и нижний пояса главной балки; 6 - перила; 7 -настил; 8 - кронштейн; 9 - концевая балка; 11 - основная стенка главной балки; 12, 13 - накладки

специальной кабеленесущей каретки, перемещающейся вместе с крановой тележкой вдоль моста крана. Применение такой каретки позволяет разгрузить кабели от усилий натяжения и избежать резких перегибов кабелей, являющихся основной причиной их повреждений в процессе эксплуатации.

Металлоконструкции мостов и кранов. Мост двухбалочного крана (рис. 3) в плане представляет собой раму, состоящую из двух главных (пролетных) и двух концевых балок, в которых размещают ходовые колеса крана.

Главные балки чаще всего имеют коробчатую сварную конструкцию прямоугольной формы, образованную четырьмя стенками из стального листа, либо из гнутых элементов, реже - из решетчатых ферм. Такая конструкция имеет большую устойчивость против изгибающих усилий в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Вертикальная стенка или ферма главной балки, обращенная внутрь моста, назы- лается основной, другая, наружная – вспомогательной. Вспомогательную стенку иногда выполняют в виде безраскосной фермы (в стенке делают вырезы - окна прямоугольной формы с отбортовкой), что позволяет уменьшить массу моста крана. Горизонтальные листы или фермы главной балки называют соответственно верхним и нижним поясами.

В однобалочных мостах часто используют главные балки двутаврового сечения, прямоугольного (аналогичного описанному выше) и треугольного сечения, выполненного также из листа или в виде ферм. В двухбалочных мостах иногда применяют балки треугольного сечения, у которых одна из трех плоскостей расположена горизонтально и является верхним поясом. Кроме того, используют также одностенные балки, у которых горизонтальная жесткость достигается применением развитого верхнего пояса, представляющего собой горизонтально расположенный двутавр.

Внутри главных балок перпендикулярно их продольной оси, через определенные промежутки устанавливают большие и малые (по высоте) диафрагмы- вертикальные стальные листы, которые приваривают изнутри по трем сторонам - к вертикальным стенкам и верхнему поясу. Высота больших диафрагм почти равна высоте стенки. Иногда в них делают отверстия с закругленными углами. Между нижней кромкой большой диафрагмы и нижним поясом балки имеется зазор. Диафрагмы придают устойчивость вертикальным стенкам, являются опорами для тележечных рельсов, предотвращают местный изгиб верхнего пояса, в целом - повышают пространственную жесткость балки. Внутри главных балок, у которых отношение высоты к ширине менее 3, размещают электроаппаратуру.

Для компенсации больших прогибов главных балок, возникающих при подъеме максимальных грузов, этим балкам заранее придают выгиб вверх, который называют строительным подъемом. Для этого при изготовлении крановых мостов соответствующим образом раскраивают вертикальные листы главных балок.

На верхнем поясе главной балки крепят рельс для передвижения крановой тележки, который называют тележечным. На концах этого рельса устанавливают упоры для ограничения крайних положений тележки.

К вспомогательным (наружным) стенкам главных балок по всей их длине кренят рабочие и переходные площадки, необходимые для установки и обслуживания оборудования, электроаппаратуры, троллеев. Площадки состоят из кронштейнов, привариваемых к стенкам балок, сплошного настила и перил.

К металлоконструкциям мостов относят, Kpot:о того, лестницы для спуска и выхода из кабин крансв, а также лестницы и перила для перехода по концевой балке с одной стороны моста на другую.

Концевые балки независимо от конструкции главных балок моста имеют коробчатую конструкцию прямоугольной формы. На концах этих балок крепят буксы для установки ходовых колес крана или оси балансиров (в которых устанавливают ходовые колеса); здесь же размещают конечные выключатели ограничителей передвижения кранов и буфера. Внутри концевых балок мостовых кранов, работающих на открытом воздухе, находятся противоугонные устройства - механизмы, удерживающие кран от угона ветром.

Главные балки с концевыми соединяют с помощью накладок, на сварке (см. рис. 3) или - опорных листов, на высокопрочных болтах.

При поставке моста крана двумя блоками в виде полумостов (одна главная балка с двумя половинами концевых балок), концевые балки скрепляют монтажными накладками.

Механизмы передвижения кранов. Для передвижения кранов используют механизмы с центральным и раздельным приводом (рис. 4).

На рис. 4, а показана схема механизма передвижения крана с центральным приводом и тихоходным валом. Этот механизм состоит из привода (включающего электродвигатель, редуктор и тормоз), установленного в середине моста, трансмиссионного вала (состоящего из отдельных секций, соединенных между собой муфтами), вращающегося в подшипниковых опорах и ходовой части (колес или балансиров с колесами).

В отличие от описанного, в механизме с центральных приводом и быстроходным валом электродвигатель, установленный также в середине моста, приводит во вращение трансмиссионный вал не через редуктор, а непосредственно (отсюда название вала - быстроходный). Каждый из концов этого вала соединен с редуктором, установленным вблизи ходового колеса и передающим ему крутящий момент.

Рис. 4. Схемы механизмов передвижения мостовых кранов а -с центральным приводом и тихоходным валом; б-с раздельным приводом; 1 - ходовое колесо; 2 - трансмиссионный вал; 3 - редуктор; 4- тормоз; 5 - электродвигатель

Механизм с раздельным приводом (рис. 4,б) не имеет трансмиссионного вала, так как устанавливается рядом с ходовым колесом или балансиром. Поэтому по сравнению с центральным приводом раздельный имеет удвоенное число двигателей, редукторов и тормозов. Вместе с тем такой привод легок, удобен в изготовлении, при монтаже и при неравномерных нагрузках на концевые балки моста обеспечивает перераспределение нагрузок между двигателями, находящимися на противоположных сторонах моста, так как соответствующие приводы связаны между собой металлоконструкцией крана.

В механизмах передвижения мостовых кранов применяют различные конструктивные исполнения приводов с горизонтальными и вертикальными редукторами.

Рис. 5. Механизмы передвижения кранов
а -с горизонтальным редуктором; б -с вертикальным редуктором; 1 - ходовое колесо; 2 - карданный вал; 3 - редуктор; 4 - тормоз; 5 - электродвигатель; 6 - муфта

Механизм передвижения четырехколесного крана, имеющий привод с горизонтальным цилиндрическим редуктором, представлен на рис. 5, а. Он состоит из электродвигателя, редуктора, тормоза, карданного вала и ходовых колес.

У механизма передвижения, имеющего привод с вертикальным редуктором (рис. 5,б), нет промежуточного вала, соединяющего редуктор с ходовым колесом: вал последней ступени редуктора соединен муфтой с осью ходового колеса.

Широко применяется также блок - привод, устанавливаемый на концевой балке над ходовым колесом. Он очень компактен и прост в монтаже, состоит из фланцевого электродвигателя с встроенным тормозом и навесного редуктора, выходной вал которого соединен непосредственно с осью ходового колеса.

В механизмах передвижения кранов используют горизонтальные и вертикальные двух- и трехступенчатые редукторы, зубчатые и пальцевые муфты для соединения валов электродвигателей с быстроходными валами редукторов, тихоходных валов редукторов с ходовыми колесами и секций трансмиссионных валов, а также двухколодочиые тормоза.

Основное требование к муфтам - способность компенсировать смещение и перекос валов, вызванные погрешностями изготовления и монтажа. Этому требованию отвечает конструкция зубчатой муфты типа МЗ, состоящей из двух втулок с наружными зубьями (надеваемых на концы соединяемых валов) и двух обойм с внутренними зубьями (надеваемых на втулки и соединяемых между собой болтами). Зубья втулок при сборке соединения входят в зацепление с зубьями обойм; компенсация перекосов и смещений происходит за счет зазоров в зубчатом зацеплении муфты. Муфта типа МЗП (рис. 6, а) представляет собой комплект из двух муфт и промежуточного вала. Каждая из двух муфт этого комплекта состоит из зубчатой втулки, зубчатой обоймы и фланцевой полумуфты. Такими муфтами соединяют выходные валы редукторов с осями ходовых колес в тех случаях, когда непосредственно их соединение без промежуточного вала, по условиям компоновки, невозможно.

В местах соединения валов электродвигателей и редукторов устанавливают зубчатые муфты с тормозным шкивом (рис. 6,6), который является частью тормозного устройства. Такая муфта состоит из половины обыкновенной зубчатой муфты (одной втулки и одной обоймы) на конце одного вала и тормозного шкива на конце другого вала.

Рис. 6. Муфты

В пальцевых муфтах (рис. 6, в), применяемых в механизмах передвижения для соединения вала электродвигателя с валом редуктора, компенсация их перекоса обеспечивается упругими втулками, установленными на пальцах. Одна из половин такой муфты выполняется, как правило, в виде тормозного шкива.

Обязательным элементом всех крановых механизмов, в том числе механизмов передвижения, являются стопорные тормоза, которые обеспечивают остановку механизмов и удержание их в неподвижном состоянии. Наибольшее распространение в этих механизмах получили нормально закрытые двухколодочньте тормоза, растормаживание которых осуществляется электромагнитами переменного или постоянного тока или электрогидравлическими толкателями.

На рис. 7 показан колодочный тормоз переменного тока серии ТКТ. На основании тормоза шарнирно при помощи пальцев закреплены рычаги. В средней части рычагов также шарнирно закреплены колодки с обкладками (на вогнутой части) из материалов с повышенным коэффициентом трения.

7. Коладочный тормоз ссрик ТКТ i, 12, 13 - гайки; 2, 4 - пружины; 3 - скоба; 5 - шток; 6 - ярмо; 7 - упор; 8 - якорь; 9 - катушка; 10, 16 - рычаги; 11 - винт; 14 - основание;
15 - палец; 17 -- колодка

Верхние концы рычагов стянуты пружиной, которая установлена на шток между опорной частью скобы, шарнирно закрепленной на рычаге, и установочной гайкой на штоке. Между скобой и рычагом также на штоке установлена вспомогательная сжатая пружина, служащая для отвода этого рычага при растормаживании тормоза. На рычаге закреплен магнит типа МО, состоящий из неподвижной части - ярма с катушкой однофазного питания и поворотной части - якоря 8. У якоря имеется упор для одного конца штока тормоза, другой конец которого закреплен гайкой на конце рычага. В автоматическом режиме работы тормоза катушка магнита подключается к сети параллельно с обмотками фаз статора электродвигателя привода механизма.

Когда механизм не работает, электромагнит обесточен и якорь откинут, как показано на рисунке. Пружина, разжимаясь, одним концом давит на опорную часть скобы и через нее тянет рычаг влево. Другой конец этой пружины через гайку тянет вправо шток и соединенный с ним рычаг. Таким образом, рычаги оказываются стянутыми, а колодки прижатыми к тормозному шкиву. При включении тока одновременно с началом вращения ротора электродвигателя привода механизма якорь электромагнита поворачивается и притягивается к ярму. При этом упор якоря давит на конец штока, который перемещается влево вместе с гайкой и сжимает пружину. Рычаг под действием момента от массы магнита поворачивается вокруг своего шарнира на основании по часовой стрелке до тех пор, пока регулировочный винт не упрется в основание. Колодка на этом рычаге отходит вправо от тормозного шкива. Одновременно под действием штока и вспомогательной пружины рычаг поворачивается против часовой стрелки, колодка на этом рычаге отходит от тормозного шкива влево и происходит растормаживание тормоза.

Колодочный тормоз постоянного тока серии ТКП отличается от описанного выше типом и устройством электромагнита, который работает на постоянном токе.

Колодочный тормоз переменного тока серии ТКГ (рис. 8) имеет в качестве растормаживающего устройства электрогидравлический толкатель. На основании тормоза шарнирно закреплены тормозные рычаги, и электрогидравлический толкатель. На рычагах шарнирно закреплены тормозные колодки. Двуплечий рычаг шарнирно соединен большим плечом со штоком электрогидравлического толкателя и тягой, а меньшим плечом - с верхним концом рычага и одним концом тяги, второй конец которой соединен с рычагом. При неработающем механизме передвижения не работает также и электрогидравлический толкатель, его шток находится в нижнем положении, пружина тянет тягу вниз, меньшее плечо рычага толкает рычаг вправо, а тягу тянет влево, колодки прижаты к тормозному шкиву и тормоз замкнут.

Рис. 8. Колодочный тормоз серии ТКГ 1, 3, 6 -рычаги; г -пружина; 4, 12 - тяги; 5 - гайка; 7 -колодка; 8 - винт; 9 - кронштейн; 10 - основание; И - злектрогидравличсскиЛ толка-
тель

При включении механизма передвижения включается также электрогидравлический толкатель, его шток поднимается вверх и поворачивает двуплечий рычаг, который через тягу отводит рычаг вправо до тех пор, пока регулировочный винт не коснется кронштейна, после чего отходит влево рычаг. Злектрогидравлический толкатель - это механизм, состоящий из центробежного насоса, электродвигателя, цилиндра и поршня со штоком. Рабочее колесо насоса закреплено на одном вертикальном валу с ко- роткозамкиутым ротором электродвигателя, обмотка которого размещена в нижней части корпуса толкателя. При включении электродвигателя начинает вращаться рабочее колесо насоса, который нагнетает рабочую жидкость (масло) в цилиндр под поршень, в результате чего поршень и укрепленный на; нем шток поднимаются вверх. При выключении электродвигателя поршень со штоком под действием собственного веса, а также пружины опускаются вниз.

Число ходовых колес кранов зависит от их грузоподъемности: краны грузоподъемностью до 50 т имеют 4 колеса, грузоподъемностью 80-125 т при любых пролетах и 160 т с пролетом 18 м - 8 колес; краны грузоподъемностью 160 т с пролетом более 38 м, а также 200 т и более имеют по 16 колес.

Колеса, вращение которым передается непосредственно от привода механизма передвижения, называют приводными, остальные - ведомыми, или холостыми.

У четырехколесных кранов колеса устанавливают непосредственно в концевых балках с помощью различных букс. На рис. 9 показана установка ходового колеса c. помощью получивших широкое распространение угловых букс.

Для предотвращения схода колес с рельсов применяют колеса с ребордами или без реборд, но в этом случае обязательно устанавливают горизонтальные ролики, выполняющие функции реборд; ролики могут быть расположены как с одной, так и с двух сторон колеса.

При жестком креплении ходовых колес к мосту 4-колесного крана (непосредственно в концевых бал- кях) нагрузки между ними распределяются неравномерно из-за неравномерностей кранового пути и деформации моста крана. С увеличением числа колес возрастает и неравномерность их нагружения, так как только часть колес (при жестком креплении) будет находиться в контакте с рельсами. Во избежание этого в кранах с числом колес и более их устанавливают попарно в уравновешивающих балансирах (рис. 10).

Рис. 10. Балансир
1 - колесо; 2 -угловая букса; 3 - корпус; 4 - ролик

Рис. 11. Схема и установка ходового колеса в кскцепой балке с помощью углевых букс
1 - колесо; 2 - щиток; 3 - буфер; 4 - винт домнрата; 5 - концевая балка; 6 - угловая букса

Каждый из балансиров представляет собой двуплечий рычаг, совершающий качательные движения около неподвижной оси, которой он соединен шарнирно (рис. 11, а) с концевой или главной балкой (у 8- колесного крана) или с главным балансиром (у 16-колесного крана), соединенным в свою очередь также шарнирно с главной балкой. В последнем случае балансир, в котором установлены ходовые колеса, называют «малым балансиром». Конструкцию, состоящую из малых и главных балансиров (рис. 11,6), называют «двухъярусным балансиром», в отличие от «одноярусного балансира» (рис. 11, а). Краны с балансирами, в особенности, с двухъярусными, имеют значительно большую высоту, чем обычные, 4-колесные. Ходовые колеса в балансирах устанавливают так же, как и в концевых балках, с помощью букс.

Рис. 12. Схемы и общий вид балансирного крепления колес
а - 8-колесного крана; 6 - 16-колесного крана; 1 - балансир; 2 - концевая балка; 3 - главный балансир

Привод механизма передвижения передает крутящий момент одному из колес балансира. У привода с горизонтальным редуктором соединение выходного вала редуктора с приводным колесом выполняется, как правило, с помощью карданного вала или муфты типа МЗП. У привода с вертикальным редуктором (рис. 12) это соединение осуществляется муфтой МЗП с промежуточным валом.

Оба типа соединения обеспечивают компенсацию перемещений, вызываемых качанием балансира при движении крана.

Рис. 13. Привод колеса балансира с вертикальным редуктором
1 - электродвигатель; 2 - вертикальный редуктор; 3 -муфта МЗП; 4 - колесо; 5-балансир; 6 -концевая балка

Крановые тележки.

Тележки разных по конструкции мостовых кранов имеют также разное конструктивное исполнение, но все они состоят из следующих элементов: – рамы, опирающейся колесами на тележечные рельсы пути, проложенного по главным балкам моста крана; – механизма (одного или двух - главного и вспомогательного) подъема груза; – механизма передвижения тележки по мосту крана.

Расстояние по горизонтали между осями рельсов тележечного пути называется колеей тележки, а между вертикальными осями передних и задних колес тележки - ее базой.

На рис. 13 показана тележка мостового крана с одним механизмом подъема и механизмом передвижения, смонтированными на раме. Электродвигатель через горизонтальный редуктор приводит во вращение барабан, на который наматываются две ветви каната сдвоенного полиспаста с крюковой подвеской. Вал электродвигателя соединен с входным валом редуктора с помощью зубчатой муфты с промежуточным валом. Одна из половин этой муфты выполнена в виде шкива колодочного тормоза. Механизм передвижения тележки состоит из привода, включающего электродвигатель, редуктор и тормоз, передаточного устройства - зубчатых муфт с промежуточными валами, и ходовой части - колес.

Рис. 13. Тележка мостового крапа с одним механизмом подъема
1 - барабан; 2, 14 - редукторы; 3, 10 - тормоза; 4 - конечный выключатель; 5, /5 -зубчатые муфты МЗП; 6, 12 - электродвигатели; 7 -рама; 8 - линейка; О - опора оси барабана; 11 - крюковая подвеска; 13 - канат; 16 - ходовое колесо

На раме тележки смонтированы, кроме того, конечный выключатель механизма подъема груза, отключающий его при достижении крюковой подтеской крайних верхнего и нижнего положений, линейка, воздействующая в крайних положениях тележки на конечные выключатели, установленные на мосту крана и ограничивающие путь ее передвижения, а также уравнительный блок полиспаста (на рисунке не виден).

Тележка мостового крана, приведенного на рис. 14, имеет два механизма подъема и механизм передвижения, также смонтированные на общей раме. Устройство каждого из механизмов подъема аналогично описанному выше. На раме тележки, кроме того, смонтированы неподвижные блоки сдвоенного полиспаста механизма главного подъема. Механизм передвижения тележки отличается от описанного выше тем, что его вертикальный редуктор установлен сбоку рамы тележки перед колесом, с которым вал редуктора соединен зубчатой муфтой. На одном валу с этим колесом установлено второе колесо; таким образом, оба колеса являются приводными.

Рис. 14. Тележка мостового крага с двумя механизмами подъема
1. 5 -тормоза; 2 - уравнительный блок; 3 - неподвижный блок полиспаста; 4, 9, 15 - злектролвигатели; 6, 18, 19 - редукторы: 1 -ведущее колесо; 4 -линейка; 10, 17 - барабаны; 11 - рама; 12, 13 - выключатели; 14 - холостое колесо; 16, 20 - крюковые подвески

Корпуса рам тележек изготовляют сварными из проката или гнутых профилей из листа (чаще всего П-образного сечения), настил - из листа, в котором для прохода канатов делают вырезы. Сборочные единицы механизмов подъема и передвижения устанавливают на металлических подкладках.

Крановые рельсовые пути. В качестве крановых в тележечных рельсов используют железнодорожные рельсы узкой колеи типов Р18, Р24 и Р38, широкой колен типов Р43, Р50 и Р65, специальные крановые рельсы типов КР50, КР70, КР80, КРЮО и КР120, о также сталь квадратного сечения с закругленными кромками. В качестве крановых путей для подвесных кранов применяют двутавровые балки.

Рис. 15. Крановый путь
1- подкрановая балка; 2 - рельс: 3- колонна; 4 - выступ колонны

Рис. 16. Схемы крепления рельсов к подкрановым балкам а - накладками; б -крюками с гайками; в -уголками; г - приварными
скобами

Крановый путь (рис. 15) состоит из подкрановых балок, установленных на выступы колонн здания, рельсов, деталей крепления рельсов к балкам и деталей соединения рельсов между собой. Тележечные рельсы крепят к главным балкам моста крана.

Крепления рельсов к балкам должны надежно удерживать рельсы от продольных и поперечных смещений и в то же время должны обеспечивать возможность выверки положения рельсов (рихтовки) и быстрой замены изношенных рельсов (рис. 16, а-в). Для мостовых кранов грузоподъемностью до 30 т с группой режима работы не более ЗК допускается крепить рельсы скобами, привариваемыми к поверхности балки (рис. 16, г), при этом должна быть исключена возможность деформации рельсов. Концы рельсов соединяют с помощью двусторонних накладок и болтов или сваривают.

Предохранительные устройства механизмов передвижения и подъема грузов. Эти устройства необходимы для обеспечения безопасности при работе механизмов мостовых кранов. К предохранительным устройствам механизмов передвижения относят ограничители передвижения кранов и тележек, буфера, упоры и противоугонные устройства. Предохранительные устройства механизмов подъема грузов включают ограничители грузоподъемности и ограничители высоты подъема крюковой подвески.

Ограничители передвижения кранов и тележек предназначены для автоматического отключения электродвигателей механизмов передвижения при достижении мостом крана или тележкой крайних положений на крановых или тележечных путях. Ограничители передвижения состоят из конечных выключателей, являющихся элементами схем управления электродвигателями, и линеек, воздействующих на рычаги этих выключателей. На рис. 17 показана схема одного из таких выключателей типа КУ на концевой балке моста крана и линейка, установленная на крановом пути. При подходе моста крана к конечному положению скос линейки набегает на ролик, закрепленный на конце рычага выключателя, и поворачивает рычаг в направлении, показанном стрелкой; при этом контакты размыкаются, отключая электродвигатель механизма передвижения, и кран останавливается. При обратном движении линейка сходит с ролика и рычаг выключателя занимает первоначальное положение.

Схема ограничителя передвижения крановой тележки с таким же выключателем аналогична приведенной выше с той разницей, что выключатель установлен на мосту крана и относительно тележки он неподвижен, а перемещается линейка, закрепленная на раме тележки.

На концах крановых и тележечных путей устанавливают тупиковые упоры, фиксирующие крайние положения кранов и тележек, а на концевых балках кранов, балансирах и рамах тележек - буфера, предназначенные для смягчения ударов крана и тележек об упоры, а также кранов друг о друга.

Применяют эластичные, пружинные, пружинно-фрикционные и гидравлические буфера. Для предотвращения попадания посторонних предметов под колеса кранов и тележек, перед колесами устанавливают щитки, зазор между которыми и поверхностью головки рельса должен быть не более 10 мм.

Рис. 17. Схема ограничителя передвижения крана
1- концевая балка моста крана; 2 - конечный выключатель типа К. У; 3 - линейка

Рис. 18. Противоугонный захват
1 - рельс; 2 - ось; 3 - рычаг; 4 - концевая балка: 5 - гайка; 6 - конечный выключатель; 7 - винт; S - цепь; 9 - звездочка

Противоугонными устройствами оборудуют мостовые краны, работающие на открытом воздухе и имеющие коэффициент запаса торможения механизма передвижения менее 1,2. Из этих устройств наибольшее распространение получили клещевые захваты, создающие тормозную силу за счет контакта своих рабочих поверхностей с боковой поверхностью головки рельса. Применяют захваты с ручным и машинным приводом. Замыкание захватов с ручным приводом осуществляется в принудительном порядке, а захватов с машинным приводом, кроме того, и автоматически. Один из таких захватов с ручным приводом показан на рис. 18.

Он состоит из двух рычагов, шарпирно закрепленных на осях и образующих клещи. Нижние концы рычагов снабжены сменными губками, которые при замыкании захвата прижимаются к боковым граням головки рельса, а верхние концы выполнены в виде двойных вилок, охватывающих снизу и с боков цапфы гаек. Гайки имеют правую и левую резьбу, благодаря чему перемещаются в разные стороны по винту при его вращении, осуществляемом цепью через звездочку.

В механизмах подъема грузов применяют различные ограничители грузоподъемности, в том числе - торсионные, основным рабочим элементом которых является торсионный (гибкий) валик. Один конец этого валика закреплен неподвижно в опоре, другой - через рычаг прикреплен к уравнительному блоку грузового полиспаста, и кроме того, соединен с подвижным контактом потенциометра, включенного в цепь управления работой электродвигателя механизма подъема. При подъеме груза усилие на уравнительном блоке, пропорциональное массе груза, создает момент, закручивающий валик на угол, величина которого пропорциональна этому усилию, а следовательно - массе груза. Закручиваясь, валик поворачивает на такой же угол подвижный контакт потенциометра. Если масса поднимаемого груза превышает допустимую величину, изменение сопротивления цепи управления вызывает отключение электродвигателя механизма подъема и его остановку.

Схема одного из ограничителей высоты подъема крюковой подвески показана на рис. 19, а. В корпусе рычажного выключателя типа КУ помещен валик с кулачком, воздействующим на контакты. На валике закреплен двуплечий рычаг, на одном плече которого имеется груз-противовес, стремящийся повернуть рычаг в положение, показанное пунктиром так, что кулачок размыкаёт контакты. На другом плече рычага на тросике подвешен груз, создающий момент, величина которого больше момента от груза-противовеса, поэтому в любом положении подвески, кроме крайнего верхнего, валик выключателя повернут под действием груза так, что контакты находятся в замкнутом положении. При достижении крайнего верхнего положения (не менее 200 мм от нижнего элемента рамы тележки), подвеска приподнимает рычаг, натяжепие тросика ослабевает и валик поворачивается под действием груза-противовеса, размыкая контакты выключателя; электродвигатель механизма подъема груза отключается и механизм останавливается.

Рис. 19. Схемы ограничителей высоты подъема крюковой подвески
а - с конечным выключателем типа КУ; б - с конечным выключателем типа ВУ; 1 - корпус выключателя; 2,6 - рычаги; 3, 5 -грузы; 4 - тросик; 7, 8 - барабаны; 0 - редуктор; 10 - выключатель

В схеме другого ограничителя (рис. 19, б) используется конечный выключатель 10 типа ВУ, вал которого соединен с барабаном механизма подъема через редуктор с передаточным отношением 50: 1 и срабатывающий после поворота его вала на определенный угол.

При достижении крюковой подвеской крайнего верхнего положения, соответствующего расчетному числу оборотов барабана, вал выключателя поворачивается и размыкает контакты, отключая электродвигатель механизма подъема груза. Такое же устройство используется для предупреждения сматывания с барабана резервных витков каната при достижении крюковой подвеской крайнего нижнего положения.

При необходимости ограничения верхнего и нижнего положений крюковой подвески применяют и другие конструкции ограничителей, например шпиндельного типа, основным рабочим органом которого является шпиндель-винт, приводимый во вращение барабаном механизма подъема через редуктор, и гайка с поводком, перемещающаяся по резьбе шпинделя из одного крайнего положения в другое и воздействующая поводком на рычаги конечных выключателей, соответствующих крайним верхнему и нижнему положениям крюковой подвески. Еще одна конструкция ограничителя- выключатель типа ВУ с кулачковой шайбой, закрепленной на оси червячного колеса, вращаемого червяком, соединенным с барабаном механизма подъема. Кулачки, установленные на шайбе, воздействуют на рычаг, на конце которого имеются подвижные контакты, замыкающие и размыкающие цепь управления работой электродвигателя механизма подъема.

Смазочные системы крановых механизмов. Для смазки поверхностей трения деталей крановых механизмов используют индивидуальные и централизованные смазочные системы.

Индивидуальные системы обеспечивают подачу смазочных материалов к отдельным точкам: – переносом смазочных материалов вращающимися деталями смазываемых механизмов из картера редуктора или корпуса подшипника; – через масленки, устанавливаемые на корпусе узла трения; – нагнетанием смазочного материала шприцем.

Централизованные системы позволяют подавать смазочный материал одновременно к нескольким узлам трения, нагнетая его насосом по трубопроводам. Централизованные смазочные системы на мостовых кранах применяют для подачи к узлам трения пластичных смазочных материалов. Таких систем на кране может быть две или три: одну из них используют для обслуживания механизмов тележки, а одну или две другие - для обслуживания механизмов передвижения моста.

В этих системах смазочный материал к узлам трения подается плунжерными насосами с ручным приводом через автоматически действующие питатели - устройства для распределения и подачи к поверхностям трения строго определенных (дозированных) порций смазочного материала. На рис. 20 дана схема централизованной двухмагистральной смазочной системы, названной так потому, что смазочный материал подается в ней поочередно по двум магистральным трубопроводам. Использование двух магистралей обусловлено конструкцией питателей. Система состоит из ручного насоса, магистральных трубопроводов, двух- магистральных смазочных питателей, трубопроводов от магистралей к питателям, трубопроводов от питателей к смазываемым точкам и сетчатых линейных фильтров.

Рис. 20. Схема централизованной дн}хмагистралы!0и смазочной системы
1- питатели; 2-4- трубопроводы; J-насос; б -рычаг; 7- распределитель; 8 - фильтр

Рис. 21. Смазочный ручной насос НРГ-М
1 - рычаг; 2 - плунжер; 3 - корпус; 4 - клапан; 5 -золотник; 6-8 - отверстия; 9 - фильтр; 10 - поршень; 11 - бак; 12 - шток

Система работает следующим образом. Качая вручную рычаг насоса, подают смазочный материал к питателям по магистрали М1. Вторая магистраль М2 в это время соединена с резервуаром насоса и не находится под давлением. По мере нагнетания смазочного материала срабатывают питатели и к смазываемым точкам подаются строго определенные его порции. После срабатывания всех питателей давление в магистрали М начинает быстро возрастать. Когда оно достигнет определенного значения, показываемого манометром и гарантирующего срабатывание всех питателей, нагнетание смазочного материала прекращают и переключают распределитель. После этого система подготовлена для следующего цикла работы.

Смазочный ручной насос НРГ-М (рис. 21) широко распространен в централизованных ручных смазочных системах. Он состоит из корпуса, в котором смонтированы собственно насос с приводом от рычага и распределитель ручного действия с золотником, бака с поршнем и штоком. Основным рабочим органом насоса является плунжер, который при качании рычага совершает возвратно-поступательные движения и поочередно то всасывает смазочный материал из бака, то нагнетает его через клапан и распределитель в одну из магистралей смазочной системы. Распределитель насоса состоит из золотника и золотниковой камеры, в которой выполнены два отверстия и с трубной конической резьбой для присоединения соответственно магистралей M1 и М2 смазочной системы и отверстие для присоединения манометра. В зависимости от положения золотника, который устанавливают вручную, смазочный материал при качании рычага поступает либо в магистраль Л11, либо в магистраль М2. При нагнетании смазочного материала по одной магистрали вторая в это время соединяется через распределитель с баком насоса. Это позволяет разгрузить вторую магистраль от давления и обеспечить возможность свободного перемещения поршней питателя. С помощью поршня в баке смазочный материал постоянно подается к насосу. Бак насоса заполняют через заправочный фильтр, откуда смазочный материал поступает по вертикальному каналу в бак под поршень. О количестве смазочного материала в баке судят по положению штока. Насос подает 9 см3 смазочного рлатериала за один двойной ход, развивает давление до 10 МПа, вместимость бака 2,5 дм3, усилие на рукоятке не более 160 Н, размер в плане 200X280 мм, высота 780 мм, масса без наполнения 10,5 кг.

Рис. 22. Двухмагистральные питатели а-в - соответственно на два, три и четыре отвода

Рис. 23. Схема работы двухмагисгральиых питателей
а - при нагнетании смазочного материала по магистрали М.; б -при нагнетании по магистрали Мг; I - корпус; 2 - поршень; 3 - золотник; 4 - шток; 5 - ограничитель; 6 - винт; 7 - уплотнение

Для заполнения бака этого насоса смазочным материалом используют другой насос, перекачной, марки НПГ;М также с ручным приводом в виде рычага. Это рычажио-поршневой насос, всасывающая часть которого погружена в свой бак вместимостью 16 дм3.

На рис. 22 показан внешний вид двухмагистральных питателей на 2, 3 и 4 отвода к смазываемым точкам, а на рис. 23 - схема их работы.

Питатель состоит из корпуса, поршней со штоками, золотников, ограничителей с уплотнениями и винтов для регулирования подачи. В каждом торце корпуса выполнены по два отверстия с резьбой М12Х1.5 или М16Х1.5 (в зависимости от подачи смазочного материала) для присоединения отводов от магистралей М\ и М2 системы, по которым смазочный материал поступает к питателям. В боковых стенках- два сквозных отверстия для крепления питателя к опорной конструкции, в данном случае на раме тележки или концевой балке моста крана.

Для присоединения трубопроводов (отводов) от питателя к смазываемым точкам в его корпусе сделаны отверстия с резьбой Ml0X1 или Ml2X1,5. Изготовляют также питатели, в которых выполнены отверстия с трубной конической резьбой.

Питатель работает следующим образом. При нагнетании смазочного материала по магистрали М1 золотник перемещается в нижнее положение, и смазочный материал по верхнему косому каналу поступает в пространство над поршнем. Поршень, перемещаясь в нижнее положение, вытесняет смазочный материал, которым был заполнен питатель, через нижний косой канал в среднюю часть полости золотника и по отверстию справа от этой полости - в отвод к точке смазывания. Во время нагнетания смазочного материала по магистрали М2 золотник перемещается в верхнее положение, смазочный материал по нижнему косому каналу поступает в пространство под поршнем и перемещает его в верхнее положение. При этом смазочный материал, находившийся над поршнем, по верхнему косому каналу поступает в среднюю часть полости золотника и оттуда - также в отвод к точке смазывания.

Питатели выпускают двух типов: типа 1 с отводами к смазываемым точкам снизу и сверху и типа 2 -с отводами только снизу.

К атегория: - Монтаж кранов-перегружателей

Для выполнения работ по погрузке (разгрузке), подъему, транспортировке используется кран-балка, технические характеристики которой позволяют работать с крупногабаритными и тяжелыми грузами. Чаще всего подобное устройство можно встретить при строительстве, в промышленности, на складах. Конструкции разнообразны, как и их характеристики. Но принцип работы одинаков для всех видов.

Принцип работы устройства

Кран-балка представляет собой некую конструкцию, которая состоит из следующих элементов:

  • механизм для подъема грузов;
  • направляющая, по которой передвигается механизм (пролетная балка);
  • две концевые балки, которые необходимы для движения крана по направляющим.

Подъемный механизм передвигается по пролетной балке в двух направлениях: по горизонтали и по вертикали. В действие сам механизм приводится за счет привода, который регулируется пультом управления.

Весь процесс работы кран-балки можно разделить на несколько этапов:

  • подъем груза;
  • передвижение груза к месту назначения (рабочий ход);
  • выгрузка;
  • возврат к месту загрузки (холостой ход).

Подобная конструкция очень удобна. Она может применяться как внутри помещения, так и снаружи. Отдельные виды можно устанавливать даже в небольших углах, которые очень часто остаются пустыми из-за своего неудобного положения.

Кран-балка по своей конструкции может делиться на два вида: опорная и подвесная.

Подвесные устройства

Передвижной механизм подвесной кран-балки передвигается по подвесным балкам. Они, в свою очередь, установлены на фермах здания. Вместо фермы могут быть установлены эстакады. Как правило, последний вариант используется вне помещения.


Основными элементами передвижной кран-балки являются:

  • концевая балка с жестким креплением;
  • концевая балка подвижная;
  • несущая балка;
  • балка пролетная, которая представляет собой двутавр;
  • ходовые каретки;
  • подъемный ;
  • привод с пультом управления.

Кран-балки опорного типа

Опорная кран-балка в своей конструкции имеет направляющую, которая крепится на опоры. Опоры выполняются в виде рельсов или квадрата из бетона или металла.


Устройство данного типа представлено следующими элементами:

  • балка пролетная;
  • балка концевая, которая крепится к пролетной;
  • балка концевая опирается на подкрановые пути;
  • механизм подъема грузов;
  • привод.

Пульт для кран-балки может располагаться внутри специальной кабины. А может быть опущен вниз. Тогда управление осуществляют с пола с помощью кнопочной станции.

Тип привода

На кран-балки устанавливаются два вида привода: электрический и ручной.

Ручная кран-балка пригодна для работы с грузами, имеющими небольшой вес. Скорость передвижения таких устройств ниже, чем у электрических. В них рабочий механизм представлен передвижными червячными талями. Привод собран из вала, который соединен с ходовыми колесами. Трансмиссия соединена с тяговым колесом с помощью цепи.

Чаще встречается электрический привод. В нем для перемещения грузов используются таль или лебедка, которые установлены на специальных тележках. Механизм приводится в действие с помощью электродвигателя, редуктора и колес тележки.

Основные характеристики устройства

Вес поднимаемого груза - основной параметр, которым характеризуется кран-балка. Грузоподъемность зависит от конструкции. Для опорных это значение составляет от 1 до 10 тонн. Подвесные устройства обладают меньшим значением, которое не превышает 5 тонн.


Скорость движения механизма может изменяться. Так, опорная кран-балка способна перемещать груз со скоростью 0,4-1 метр в секунду. Подвесные устройства работают немного медленнее. Их скорость не превышает 0,5 метра в секунду.

В характеристиках также всегда указывается величина пролета кран-балки. Она находится в пределах от 3 до 28,5 метра. Под пролетом принято считать пространство (площадь), которое может обслуживать устройство.

Данный параметр позволяет разделить на две категории:

  • с одним пролетом, которые характеризуются длиной от 3 до 15 метров;
  • с двумя пролетами, которым соответствует значение от 7,5 до 12 метров.

Подвесными кран-балками груз может быть поднят на высоту от 6 до 36 метров. Для опорных механизмов это значение ниже, оно достигает 6-18 метров.

Металлические конструкции кранов

Главные балки обычно изготавливаются в виде прямоугольной коробки путем сварки четырех стальных листов. Иногда могут использоваться гнутые листы или решетчатые фермы. Делается это с целью увеличения устойчивости конструкции к изгибу под действием сильных нагрузок.


Стенка моста, которая расположена внутри, является основной. Соответственно, наружная стенка является вспомогательной. Для вспомогательной стенки иногда используется металл с вырезами. За счет этого снижается вес всей конструкции. Но выполняются вырезы таким образом, чтобы несущая способность конструкции не уменьшалась.

Описанная выше конструкция рамы характеризует двухбалочное устройство. Однобалочная кран-балка чаще всего изготавливается из двутавра с прямоугольным или треугольным сечением. Она, как и в предыдущем случае, выполняется в виде листа или фермы.

Для усиления конструкции внутри главных балок привариваются диафрагмы. Они размещаются под углом 90 градусов к продольной оси балки. Их высота практически идентична высоте стенок.

При большой длине главных балок зачастую бывают случаи их прогиба внутрь под воздействием большого веса перемещаемых грузов. Для устранения этого недостатка балки заранее выгибают вверх, создавая так называемый строительный подъем. Делают это на этапе разрезания листов стали.

Концевые балки по своей конструкции напоминают коробки прямоугольной формы. На них устанавливаются буксы и ограничители передвижения кранов. В устройствах, которые используются вне помещения, внутри концевых балок устанавливают дополнительно противоугонные механизмы. Они защищают передвижение под воздействием ветра.

Использование кран-балок существенно облегчает выполнение многих работ. А в некоторых случаях это единственно возможный вариант для подъема и перемещения грузов. Именно благодаря этому их распространенность столь велика.

Как известно, кран балка представляет собой вид надземного транспорта, управление которым (в отличие от мостового крана) производится с линии чистого пола цеха, склада и т.д. рабочим, имеющим право на выполнение таких действий. Команды на перемещение каретки кран-балки и её передвижения подаются с выносного пульта управления.

До недавнего времени кран-балки применялись исключительно как средство внутрицехового транспорта. Однако теперь освоен выпуск таких грузотранспортных средств и для открытых эстакад. От обычных конструкций они отличаются устройствами дополнительной защиты электрооборудования и механизмов от неблагоприятных внешних воздействий.

Положительные особенности и ограничения

В условиях незначительной и средней интенсивности грузоперевозок применение кран-балок имеет ряд существенных преимуществ перед мостовыми кранами:

  • Отпадает необходимость в крановщиках которые, относясь к категории вспомогательных рабочих, увеличивают себестоимость продукции, производимой цехом/организацией;
  • Вследствие меньшего веса кран-балки снижается нагрузка на колонны и несущие конструкции покрытия, что уменьшает затраты на их приобретение и монтаж;
  • Увеличивается безопасность проведения грузотранспортных операций, поскольку оператор кран-балки, в отличие от машиниста крана, гораздо лучше и точнее оценивает обстановку вокруг груза.
  • Менее сложная конструкция кран-балки обеспечивает меньшие финансовые затраты на её приобретение.

Единственный более-менее существенный недостаток кран-балок - ограничение по их предельной грузоподъёмности, которая для существующих конструкций этих подъёмно-транспортных средств не превышает 10 т., впрочем, во многих случаях и этого бывает достаточно.

Классификация и принцип работы

Кран-балки производятся в двух исполнениях: подвесные и опорные . Опорная кран-балка состоит из пролетной (или несущей) балки, на которой смонтирована грузовая каретка (электротельфер) с различными вспомогательными механизмами и устройствами. Перемещение опорной балки вдоль пролёта осуществляется по рельсовым путям, проложенным вдоль всей длины цеха или иной рабочей площадки. Там же монтируются троллеи, по которым на механизмы кран-балки передаётся питающее напряжение. Ограничение длины перемещения опорной кран-балки достигается за счёт установки в торцевых частях троллейного пути путевых выключателей.

Внешний вид опорной кран-балки представлен на рис.1.

Подвесная кран-балка своими ходовыми колёсами перемещается по двутаврам, прикрепляемым к балкам или фермам производственного пролёта. В отличие от опорных, они предназначена для использования исключительно в закрытых помещениях. Такая кран-балка (см. рис.2) включает в себя однопролетную балку, механизм подъёма (электротельфер), ходовую каретку, выносной пульт управления, и необходимые вспомогательные устройства. Ограничение перемещения такой подвесной кран-балки выполняется аналогичным способом.


Выбор требуемого типоразмера кран-балок

Основными критериями выбора служат грузоподъёмность и ширина пролёта . В качестве дополнительных параметров выступают также скорости перемещения и подъёма грузов , а также высота подъёма . Все кран-балки запитываются сетью трехфазного тока рабочим напряжением 380В, с подводом электричества при помощи гибкого кабеля. Также во внимание принимается интенсивность грузотранспортных операций на участке или в цехе. Если принимать в расчёт производительность, то целесообразнее применять опорные кран-балки, поскольку они имеют более высокую грузоподъёмность. В свою очередь, подвесные кран-балки имеют меньшую протяжённость «мёртвой» зоны обслуживания, поскольку для них ограничители хода можно выставить ближе к границе прокладки троллей.

Кран-балка 5т

Подвесные и опорные кран-балки грузоподъёмностью 5 тонн являются одними из наиболее востребованных типов подвесного транспорта. Кран-балка 5т удачно сочетает в себе характеристики предельной массы перевозимых грузов с оперативностью, компактностью и удобством обслуживания. Выпускается кран-балка 5т согласно требований ГОСТ 25546 (для опорных кран-балок) и ГОСТ 7890 (для подвесных кран-балок). Ассортиментный ряд подвесных кран-балок (см. рис.3) представлен в таблице (см. табл.1).



Табл. 1 Технические характеристики подвесной кран балки 5т

Типоразмеры кран-балки 5т опорного исполнения (см. рис. 4) могут быть выбраны по данным таблицы 2.



Табл. 2 Типоразмеры опорных кран балок 5т

Монтаж кран-балки 5т

Технология монтажных работ при установке кран-балки определяется её типом - подвесная, либо опорная. Монтаж подвесной кран-балки 5т начинается на земле. Сначала производится сборка концевых балок совместно с пролётной. Затем, уже в собранном виде, кран-балка поднимается при помощи автокрана на требуемую высоту, после чего закрепляется к имеющимся подкрановым путям.

Установка опорных кран-балок 5 т начинается с предварительного монтажа концевых балок, прикрепляемых к подкрановому пути. Только после этого пролётная балка подъёмно-транспортного средства поднимается над подкрановыми путями и устанавливается на концевые балки. Завершающий этап монтажа - соединение её концевых и несущей балок.

Наглядная конструкция кран балки - видео:

Эта надземная машина для осуществления грузоподъемных операций сегодня используется более чем широко. Кран-балка является востребованным оборудованием для открытых и закрытых площадок: ее эксплуатируют как в рамках цехов, мастерских, складов, так и на эстакадах, гражданских и промышленных строительных объектах, судовых доках, грузоперевалочных точках и так далее.

Универсальность, защищенность от влияния факторов внешней среды, компактность, сравнительная легкость установки и демонтажа обуславливают широту применения этой грузоподъемной надземной машины.

Управляется кран-балка всегда с линии пола посредством пульта - оператором, имеющим разрешение на проведение подобных работ. Безопасность эксплуатации, таким образом, максимальная. Это оборудование на практике доказало свою востребованность при малой и средней интенсивности выполнения грузовых операций.

Устройство и классификация кран-балки

Исполнение и, соответственно, принцип работы этой надземной машины напрямую зависит от ее типа. Поэтому целесообразно рассматривать устройство кран-балки в зависимости от ее классификации.

По типу конструкции выделяют:

  • Опорные кран-балки - у них грузовая каретка с установленными на ней механизмами вспомогательного характера сверху монтируется на пролет, по которому и перемещается. Для передвижения по всей длине несущей конструкции проложен рельсовый путь с троллеями, передающими напряжение.
  • Подвесные кран-балки - у них грузовая каретка размещена на балке с ходовыми колесами, монтируемой на рельсы. Они, в свою очередь, расположены на пути из тавров или двутавров, параллельно установленных на стенах здания или опорных конструациях строительного объекта. Рабочая зона подвесной кран-балки таким образом находится ниже линии ее движения.

Также идет условная классификация по параметрам эксплуатации:

  • По пролету - от 3 до 15 м (однопролетные) и от 7,5 до 12 м (двухпролетные) в стандартном исполнении и до 28,5 м - в специализированном.
  • По высоте подъема грузов - от 6 до 36 м (подвесные) и от 6 до 18 (опорные) в стандартном исполнении и от 6 до 36 м - в специализированном.
  • По скорости движения - от 24 до 60 м/мин (подвесные) и от 20 до 30 м/мин (опорные)ю
  • По грузоподъемности - от 1 до 5 т (подвесные) и от 1 до 10 т (опорные) в стандартном исполнении, в специализированном же предельный вес может достигать и 20, и 30 т.

Преимущества кран-балок

  • Обладая сравнительно малым весом, они минимизируют нагрузки на опорные элементы, поэтому эффективно эксплуатировать их можно даже на небольших объектах.
  • С их установкой нет необходимости содержать в штате или отдельно нанимать крановщика.
  • Отличаясь простой конструкцией, они надежны, долго эксплуатируются и поэтому их приобретение многократно окупается, тем более что стоят они значительно дешевле мостовых кранов.
  • Полностью безопасны в работе, так как все операции осуществляются с пола, а не на высоте.

Благодаря обширной классификации сегодня не составляет труда подобрать модель кран-балки, максимально подходящую для решения ваших задач.