Грузовые Автомобили

Сколько надо держать траур. Траур по умершему в наше время

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ТРАУР ПО УСОПШИМ. ВАЖНО ЗНАТЬ!!! ПРОЧИТАЙТЕ! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ, ДОРОГИЕ МОИ! Держать траур по родственникам (траур – от нем. trauern "оплакивать" – форма внешнего выражения печали или горя по причине утраты близкого человека – ред.) – такой традиции церковной нет вообще. Есть местные народные традиции. Например, на Кавказе, если у матери умер сын (а у некоторых народов и шире: брат, мужчина), то женщина надевает черную одежду и носит её минимум год, а в некоторых местах всю жизнь. Есть народы Индонезии, где после смерти мужа или родственника, жена отрубает себе палец. Там можно увидеть женщин фактически без пальцев. Это диковатая, конечно, традиция, народная, ничего общего не имеющая с Православием, с правдой Божией. У православных слова "траур" – нет. Вы обращали внимание, как мы хороним? Мы надеваем чёрные платки, что совершенно не православно. В корне не православно. А православно то, что в традиции церковной делается. В гроб в белом кладем, священники при отпевании в белом облачении, в котором на Пасху служат, в пасхальном. И если посмотреть на обряды отпевания, то это сколок с пасхальной службы. На Пасху в белом? – В белом. Со свечкой в руках? – Да. Почему? – Потому что у нас, православных, нет причины для траура. Вот умер мой близкий. Но, он не умер. Это – неправда. Умерло тело, душа живая продолжает жить. Мы разлучились. С кем? С телом. А с душой – нет. Будем молиться, в молитве в единстве будем. Мы разлучились навсегда! Это – неправда. И с телом не навсегда. Второе пришествие Господа будет: тела воскреснут – и Его, и моё. Мы встретимся опять. Мы прощаемся на время, только на время. Он куда ушел душой и откуда? Он ушел из того места, где много плачут, туда, где не плачут никогда. Поэтому у православных нет традиции траура. Есть традиция усиленной молитвы за усопшего. Умер, значит, наш долг молиться. А тем более первое время, когда человек ещё не похоронен, лежит рядом с нами тело его. Мы знаем, что при этом происходит. Нам открыто из опыта святых: в это время бесы искушают душу умершего. Они не врут, бесы, на мытарствах они говорят правду, но только о грехах. Ведь про каждого человека можно говорить правду, и это будет неправдой одновременно. Вот я про тебя говорю только хорошее или только плохое. Но ведь это – неправда. В нас же, на самом деле, и то и другое есть. Бесы смущают душу умершего, говоря правду о грехах, пугая тем, что хотя Бог и милосерд, но справедлив – по делам ввалит. И человек, когда умирает, душой в состоянии страха пребывает. Поэтому есть традиция такая, когда человек умер, у гроба, у тела сразу Псалтирь читают. Он душой здесь где-то рядышком, и молитва идёт. Молитва эта не даёт бесам подойти к Нему. Вот-вот. Выполняем свой долг – молимся. Есть такая традиция: когда человек умер, приносим его в церковь отпевать, иконочку кладем на умершего; прощаясь, целуем образ. Потом эту иконочку на панихидный стол кладут до сорока дней. Это русская, очень хорошая традиция. Зачем мы это делаем? А чтобы себе напоминать о молитве за усопшего. Это сейчас иконы бумажные, штамповки, а раньше это была дорогая вещь. Дома икону снимали с божницы, клали к покойнику, а потом в церковь на канон ставили, как напоминание. Дома молимся, а иконы-то нет. Она в церкви. Почему? Родной-то наш ушел. Что сразу будет в душе у верующего человека? Молиться за него надо. А в церковь идти? Обязательно, и в церкви за него молиться. В церковь прихожу – наша икона. Он нуждается сейчас в моих молитвах особо. После сорока дней эту икону забирали домой. Поэтому у православных есть традиция после смерти близкого человека как минимум до сорока дней усиленную молитву за усопшего творить. Мы не можем в непрерывном напряжении быть десятилетиями, но нужно постараться первые сорок дней усиленно молиться. Когда меня спрашивают, я всем говорю: "Постарайтесь сорок дней быть в сугубой молитве за усопшего, а дальше потихонечку переходите к той мере, какой сможете молиться в ритме своих обычных дел. Но только, конечно, того, кто от нас ушел, не забываем, молимся". А специальной традиции траура в Православии не существует. То, что до сорока дней чёрный платок надевают – это не православная традиция. Если надевать, то белый платок надо, и петь "Христос Воскрес", как мы, православные, и делаем на Радоницу. Идем в белых одеждах к могилам и поем "Христос Воскрес" на могилах. Не скорбим. По-человечески боль-то есть? А как же. А то, что теперь мы не вместе, так и с живыми бываем далеко. Но только они – с Господом. А мы не знаем, где будем. Мы не знаем, в раю или аду их души. Но знаем: за них есть молитва – мы молимся, надежда есть. А вот мы умрем, как ещё, что будет. Будет за нас кто молиться-то? Сомнения. прот. Владимир Головин

СМЫСЛ ТРАУРА В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года – по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур. Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем: «Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен. У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть – засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо… К довершению горя думаем: умер, не стало… А он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…» Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно – в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню». Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти: «Смерть для православного христианина – это переход в иную жизнь, в жизнь вечную – или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа – мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел – скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи. Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь – наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности. Нельзя вообще говорить о трауре – мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен. В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет – конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть – это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет – рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные. КАК НОСИТЬ ТРАУР? Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия: «Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж. Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь. Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком. … 22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

Образец текста некрологов можно найти в СМИ. Статья информирует о смерти конкретного человека. В ежедневной газете указывают точное время и дату панихиды. В наше время теряет свою актуальность, к сожалению. Родственники оповещают о трагичном случае только родню и друзей. Кто-то не подозревает о произошедшем. Найдется немало людей, которые были знакомы с ним при жизни и не хотели бы остаться в стороне. Для подобных случаев и существуют извещения о смерти в газетах.

Некролог, по своей сути-это печальное известие о случившимся людям, которые еще не знают о смерти. Обычно составляется от какого-либо коллектива: коллег, родственников. Представляет собой фотографию покойного и статью с краткой биографией. Образец некролога в газете предоставлен на фото.

Родные и друзья в прощальной речи выражают личную скорбь. Коллеги, сослуживцы и знакомые не всегда могут присутствовать при похоронах. Коллектив, в котором человек проработал не один год, не может остаться безучастным к трагедии. Коллеги часто переживает утрату сильнее, чем друзья, с которыми приходится видеться крайне редко. Не забывайте, что большинство на работе проводит времени гораздо больше, чем в кругу семьи.

Различия в написании некролога от родственников или коллег кроется только в самом отношении к умершему. Родственники и друзья обычно указывают личностные черты характера, заслуживающие внимания: доброта, отношение к людям. Все то, что ценилось в этом человеке. Коллеги делают упор на профессиональных качествах. Обо всем этом ниже по тексту.

Не существует единого образца некролога для всех, как не существует двух людей с одинаковой судьбой. Правда, лучшие извещения о смерти коллегам нередко хранятся в отделе профсоюзов. Образцы некрологов подразделяются на возрастные категории, мужчине или женщине, руководителю или работнику.

Если такой образец отсутствует, то не сложно написать некролог от лица вашего коллектива самому. Строгих правил в написании некролога нет. Текст несколько лаконичный. Только сухой официальный язык не приветствуется, при отсутствии определяющих фраз. Ваш коллектив извещает обязательно «с прискорбием» и т.д. Придерживайтесь нескольких составляющих, и в итоге получится полноценный текст некролога.

  1. Рядом с фотографией в черной рамке размещают полные данные:

Фамилия Имя Отчество.

Дата рождения и дата смерти.

  1. Первую строку статьи некролога обычно начинаются с указания того, коллектив какого предприятия или организации сообщает печальное известие. Так же это могут быть дальние родственники и друзья умершего. Не забудьте дополнить фразой «с прискорбием». Голая констатация послужит горьким напоминанием об утрате родне умершего.
  2. На каком году скончался. Что послужило этому причиной (скоропостижно, после продолжительной болезни, в результате несчастного случая и т.д.)
  3. Кратко опишите биографические факты, с упоминанием важности отдельных моментов для общества и родных. Коллеги в некрологах указывают этапы карьерного роста, каких степеней и званий он достиг. Выделите основные достижения в профессиональной сфере, какую пользу принес производству, в дело фирмы.

Для близких на первом месте человеческие качества. Все то, за что его ценили и уважали. К примеру «был опорой для родных», «любящим супругом и отцом».

  1. Для некролога в газету раньше было обязательно указать оставшихся в живых родственников по старшинству. В наше время не будет лишним, если напишите слова утешения в подобной форме: «был надеждой и опорой для своих престарелых родителей», «любящим мужем и отцом двух маленьких детей».
  2. В завершении обязательно написать, что память о нем останется в сердцах.
  3. Последняя строка может быть короткая, уместная цитата или эпитафия.
  4. Если издание газеты, в которую подают некролог, ежедневное, то в обязательном порядке указывается время и место погребение.

В завершении хотелось бы сказать, что некролог не просто дань традиции. Из правильно составленного некролога даже незнакомый человек вполне может представить: кем он был, что ему пришлось пережить и достичь за свой жизненный путь. Некролог является признаком уважения к покойному от ныне живущих и помнящих о нем.

Нередко гордость не позволяет близким просить помощи в такую минуту, хотя они в ней нуждаются как никогда. Поэтому 5 пункт ранее был обязателен в некрологе. Из него становиться видно, кто именно нуждается в помощи, словах поддержки.

Порой судьба распоряжается так, что только некролог способен заставить встретиться людей. В последний раз, чтобы достойно попрощаться и попросить прощения. Не лишайте друзей такой возможности, а близких - помощи. Некролог должен возродиться.

Интернет стал полноценной заменой теле-радио вещанию и публикациям в газетах. Можно разместить прощальные строки на своей страничке в соц. сети. Многие знакомые и большинство Ваших друзей узнают о печальном известии. После подобной вести разве можно потом что-либо размещать? Сможет ли сообщение в интернете заменить некролог в газете?

Со сменой поколений изменяются и ценности культуры. Время покажет. В данный момент сообщения в соц. сетях не являются некрологом в полном понимании этого слова. Все смешано на различных сайтах. Пост прощания с умершим неуклонно сползет «по стене» странички вниз. Слезы и скорбь в скором времени сменяются беззаботностью и весельем. Каждый последующий пост перечеркнет всю искренность написанных слов.

При слове эпитафия сразу представляется короткая надпись на памятнике. Наделены способностью веками хранить мудрость и безутешную скорбь. Сменится не одно поколение, пока могильная плита из гранита или мрамора подвергнется разрушению. Ни что не вечно в этом мире. Памятник от слова «память». Нанести эпитафию на памятник, значит выразить почтение к умершему, сохранив о нем память на долгие столетия.

Исторически, место зарождение эпитафий является Древняя Греция. Под этим понятием обозначалась любая речь над могилой. С греческого „эпи“ - над и „тафос“ - могила. Только потом она стала словами на камне. В эпоху Ренессанса элитные слои населения на памятниках указывали этапы зарождения своего рода, восхваляли добродетельность умершего и всей его родни с максимальным пафосом. Возможно, благодаря этому у историков появилась возможность детально изучить быт и жизнь того времени.

В древнем мире подобные надписи на плитах встречаются повсеместно. В Древнем Египте иероглифы на саркофагах и письмена на могилах Вавилона. Китай и Япония с древностей в эпитафии перенесла свою восточную философию. К примеру, изречение: «умереть не трудно, трудно жить».

В Западной культуре принято надгробную надпись подбирать себе еще при жизни. В этом есть смысл. Кто знает лучше нас самих, если не мы сами? Можно отправить послание потомкам, или указать к чему следует стремиться. Даже страхи могут заставить написать себе эпитафию. По одной из легенд, писатель У. Шекспир боялся, что грабители кладбищ выкопают его тело. Поэтому надпись гласит в вольном переводе: «Не тронувший блажен в веках, и будет проклят тронувший мой прах».

Благодаря Петру Великому европейские традиции стали прививаться и в России. Гарантированно, переняли ритуалы увековечивания памяти почивших после путешествия по европейским странам. Сочинять глубокомысленные четверостишия не дано каждому, поэтому привлекали к этому поэтов того времени. Пушкин А.С. не сторонился подобного жанра. Эпитафия А.С Пушкина для себя:

«Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей богу, добрый человек».

Сразу становится ясно отношение к жизни и себе. Не каждый хочет, чтобы память о нем в сердцах отдавалась болью и скорбью. Немало найдется тех, кто относится ко всему с легкостью и юмором. На одной из надгробных плит выбита надпись: «Лежал бы ты, читал бы я». С уверенностью можно сказать, что там похоронен человек с юмором и выбирал ее при жизни. Подобных примеров немало. Именитые поэты и писатели составляли эпитафии. На памятнике рок-музыканта Игоря Талькова эпитафией служат слова одной из его песен: «И поверженный в бою, я воскресну и спою». Возможно, когда он сочинял эти строки в своей песне, то писал ее именно как эпитафию. Этим он увековечил свои принципы и остался в памяти народа.

Составить эпитафию себе еще при жизни-значит сохранить о себе память именно в том виде, который в Вашем восприятии, как нельзя лучше отражает Ваш внутренний мир. Не перекладывайте этот груз на плечи безутешной родни. Вашим близким и так нелегко придется. Может именно Ваша эпитафия послужит им напоминанием о том, что смерть-это только лишь переход из одного мира в иной. Вспомним эпитафию Пушкина А.С. В то время философия эпикуреизма вещала о том, что смерти не нужно бояться: «Пока мы существуем-нет смерти. Когда есть смерть-нас более нет».

Предлагаем Вам подборку эпитафий на нашем сайте Easy Funeral. Но прежде, чем Вы начнете искать готовые эпитафии, попытайтесь ответить на один вопрос: «Какую эпитафию Вы бы написали именно себе?» Возможно именно эта эпитафия и станет тем, что Вы ищите. Писать эпитафии не так легко, как кажется. В 2-4 строки уложить весь смысл прожитой жизни, сохранив о себе достойную память в веках.

«Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое - истинные черты мудрости».

Святитель Иоанн Златоуст

Можете с уверенностью сказать, где захоронены прабабушки и прадедушки? Чем занимались предки до революции 1917 г.? Какими они были? Многие такой информацией не обладают. Прошло одно столетие. Не помним прошлого, значит нет и будущего. В прошлые времена не было единой базы данных умерших людей. Проходит несколько десятилетий и теряется связь между поколениями. Забываются корни, семейные традиции.

Это происходит в связи с тем, что родители мало рассказывали про своих родителей. Бабушки и дедушки не помнят, про своих предков. За одно столетие могла произойти не одна смена местожительства, городов и стран. Вполне возможно, ваш род ведется не совсем с тех мест, как вы предполагаете. В интернете можно только найти где находятся могилы знаменитостей. Места захоронений обычных людей обычно забывают, и они становиться заброшенными.

Чтобы такого не происходило, была создано «Виртуальное кладбище » на нашем сайте. Книга памяти-это база данных умерших людей. Поможет сохранить все то, что считаете важным помнить. Интернет кладбище позволяет выложить фото могилы, фотографии и видео человека, установить точные координаты захоронения. Проживая в другой местности, закажите услугу на нашем сайте по уходу за указанной могилой, доставку цветов на могилу или родственникам. Возможно дальние родственники решат посетить могилу. Внесенные данные позволят найти ее.

Позвольте родственникам и друзьям почтить память усопшего на странице виртуального кладбища. Они могут дополнить все то, что вы написали о покойном ранее. В интернет кладбище есть возможность поставить свечу покойному, сделать виртуальный подарок. Помните, виртуальная свеча не замена реальной в церкви и молитве за упокой. Обычный знак внимания родне. Покойный не забыт, его помнят. Скорбящим важны подобные знаки поддержки в трудную для них минуту. Во вкладке «Ссылки» в одном месте можно собрать все ссылки в интернете, в которых упоминается Ваш родной или близкий человек, в том числе ссылки умершего человека на страницы в соц.сетях.

Мы не затрагиваем интересы религиозных людей разных конфессий. Сайт Easy Funeral стремится сохранить память о людях ушедших для живых.

Закройте страницу от посторонних взглядов, если считаете информацию сугубо личной. Иногда становится невыносим груз от невысказанных слов умершему человеку. Напишите на странице книги памяти, все что не успели сказать лично. Будет казаться, что ваше послание прочли. Поверьте, станет гораздо легче.

При желании данную страницу можете сделать вашим дневником и делиться своими горечами и печалями, достижениями и радостью. Особенно трудно приходится тем, кто из-за большой отдаленности от места захоронения не может сделать этого в реальности. Книга памяти позволит найти такую отдушину. Если совсем тяжело переживаете утрату, то рекомендуем ознакомиться со статьей как справиться с горем после смерти.

Совсем не обязательно быть важной при жизни личностью, чтобы о нас хранили память. Почему на ряду с могилами знаменитостей не позволить последующим поколениям отыскать в интернете, где похоронены ваши родные и близкие? сохранит память об умерших на века.

Как справиться с горем после смерти близкого человека? В постановке вопроса уже таится неправильный подход к проблеме. Пару действенных советов помогут справиться с состоянием депрессии и вернуть в привычный образ жизни. Начнем с того, что с горем не надо пытаться бороться. Вы будете безуспешно воевать с самим собой. Это часть внутреннего мира. Ваши переживания и воспоминания. Попытка подавить эмоции ни к чему не приведет. Выпустите Вашу боль наружу, дайте ей выход!

Не подавляйте искусственно свои чувства. Пытаясь приглушить боль, нередко ищут выход в опьянении, когда все чувства притупляются. Похмельный синдром многократно усиливает тоску и тревожное состояние. Все что говорится и делается в пьяном угаре, вызывает на следующий день чувство вины. Попытка избавиться от депрессии приводит к противоположному результату. Депрессия развивается в ускоренном режиме. Очень легко в такой ситуации стать алкоголиком или наркоманом.

Никто не любит прислушиваться к советам, которые давно стали клише: «не пей, станешь алкоголиком», «поплачь и тебе станет легче». Неправильно игнорировать фразы, которые повторяют столетия разные люди. Если смысловая нагрузка не соответствовала бы действительности, почему тогда эти слова дошли до нас сквозь века? Все верно. Обычная логика подтверждает, что пьянство невыход. Следовательно, плачь тоже способен облегчить боль.

Слезы лить понапрасну многим не позволяет гордость. Не желаете показать слабость перед другими? В таком случае Вам просто необходимо поплакать в одиночестве. Выплеснуть весь груз накопленных переживаний. Пьяные слезы не дают утешения. Плач пьяного в компании не вызывает искреннего сочувствия. Только жалость на грани презрения. И чувство стыда у Вас, когда протрезвеете. Поэтому только в одиночестве, безо всякого алкоголя. Дайте слезам вытечь столько, сколько потребует уставший разум.

Возникают обратные ситуации. Слезы льются рекой и не приносят никакого облегчения. Все строго индивидуально. Это отношение каждого к произошедшей трагедии сквозь призму именного его мироощущений. Не бывает универсальных средств. Панацеи от горя не существует. Но что если мы сможем предложить лекарство, которое позволит Вам избавиться от депрессии? Не нужно покупать дорогостоящих лекарств. Всего лишь 30-50 капель этого средства развести в кипяченой воде и пить за 1 час до еды. Это чудо средство не что иное, как обычная настойка пустырника. Применяется для профилактики депрессивного состояния.

Если же надеетесь только на это средство, значит, не внимательно прочитали написанное ранее. Чтобы выйти из депрессивного состояния необходимо выпустить свое горе наружу. Подавление своих чувств усилит депрессию. Есть еще один метод, который может помочь тем, кто слезы льет беспрестанно. И тому, кто не плачет по причине природной сдержанности. Терапия Артура Янова.

Терапия криком.

Arthur Janov (Артур Янов) - американский психолог и психотерапевт. Автор теории лечения «Первичный крик». Данная терапия подходит не только тем, кто переживает горе после смерти близкого человека. Рекомендуется и тем, кто находится на грани нервного срыва. Скрытые эмоции внутри достигают критической массы и результат этого взрыва предсказать трудно.

Дети кричат от боли и обид. Взрослые не сдерживаются от криков в крупной ссоре. В итоге освобождаются от негативного заряда отрицательных эмоций, который накопился за все время. Это дает положительный эффект. Ощущение того, что Вы полностью очистились от отрицательной энергии. Наступает равновесие, умиротворенность и спокойствие.

В случае если пришлось потерять, кого то из близких людей, то крик сам рвется наружу. Безутешные вдовы и матери кричат без стеснения, потому что боль невыносима. Ее не удержать внутри. Природа сама просит, чтобы всплеск негативных эмоций вышел из человека в крике.

Сравнивая боль физическую с душевной. Резкая боль от удара молотком по пальцу приведет не осознанному крику. Крик является обязательным последователем боли. Одним из основных фактором смягчения последствий от горя.

В США терапия криком проходит в составе групп. Пол часа все усиленно кричат друг на друга, чтобы избавиться от отрицательных эмоций. Снять стресс можно и в одиночку. Для этого надо найти уединенное место, где никто не помешает. Главное, чтобы Вы сами вложились в этот крик сполна. Не отвлекались мыслями о том, что могут услышать.

Запланируйте при возможности выезд на природу. Краткосрочная смена обстановки может положительно на Вас повлиять. Для жителей сельской местности и небольших городов не составит труда отыскать глухое и безлюдное место. Сильный эффект дает крик в горах или у водоемов.

Для жителей крупных городов терапия криком может проходить на заброшенной территории, пустоши или пристани. Учитывайте время, чтобы не было посторонних прохожих. Можно кричать с крыши домов и балконов. С большой высоты крик внизу не слышен. Кричите в машине, или на работе, если позволяют условия, дома в подушку или не таясь вслух. Зависит от того, в какой обстановке всецело предрасположены вывести всю боль, которая накопилась.

Сконцентрируйтесь так, чтобы чувство горя захлестнуло целиком. Вспомните все моменты, которые прежде пытались забыть, что причиняет самую сильную боль: весть о смерти, печаль утраты. Вспомните все, что Вам пришлось пережить после смерти близкого человека и сами похороны в деталях. Всю эту тоску вложите в крик. Громкий и протяжный. Кричите до тех пор, пока легкие не станут гореть от нехватки кислорода. Не важно, что именно будете кричать. Главное, чтобы это исходило из глубины души. Этот крик-прощание с любимым человеком. Пусть услышит и поймет, как тяжело приходится без него.

Даже если случится так, что кто-то посторонний вдруг услышит Ваш крик боли. Думаете сразу все бросятся помогать? Крик боли нельзя ни с чем перепутать. Скорее наоборот. Случайный услышавший убежит. Все старательно избегают боли. Почему же Вы должны ее держать в себе? Кричите до тех пор, пока не почувствуете абсолютную пустоту в себе.

Это и есть покой, который может вывести из затяжной депрессии. Останется только заполнить эту душевную пустоту положительными эмоциями.

Все относительно просто, если разобраться. Терапия криком Артура Янова способна выводит Вас из состояния цикличности, присущего людям в депрессии после смерти близкого человека. Только почувствуете, что непреодолимое горе начинает вновь занимать Ваше сознание, вспомните про терапию крика.

Найдите окружение людей, где крик в порядке вещей. Теперь уже незачем уединяться. Наоборот массовое скопление народа быстрее поможет Вам вернуться в реальность. Болельщики футбольных, хоккейных или баскетбольных команд скандируют так, что крик становиться нормой. Может это быть и соревнование КВН. Выберите мероприятие по душе. Покричите, заодно получите удовольствие от игры, отвлечётесь.

Избегайте одиночества. Общение с друзьями и родственниками поможет быстрее восстановиться. Моральная поддержка и возможно материальная помощь-единственный способ для них хоть как-то снизить Вашу боль. Не отказывайтесь от искренней помощи. Участие родственников и друзей в Вашей жизни может стать одним из основных факторов в исцелении.

В здоровом теле-здоровый дух. Понимая этот принцип взаимосвязи физического и эмоционального состояния можно, влияя на одно, улучшать другое. Другими словами, если физическое состояние будет на достойном уровне, то и эмоциональное состояние не заставит себя ждать. Произойдет процесс слияния. Вы станете себя чувствовать гораздо более уверенно. Здоровый образ жизни и здоровое питание - основа основ.

Делайте себе подарки. Не забывайте о себе. Избавиться от депрессии после смерти человека поможет шоппинг. Посмотритесь в зеркало. Унылое отражение не соответствует тому, которое Вы привыкли видеть до смерти близкого человека, первый признак того, что пора заняться собой. Не отпугивайте своим внешним видом близких и друзей, сходите в магазин. Негативные эмоции истощают жизненную энергию. Удовлетворение от удачных покупок и достойный внешний вид-уже признак выхода из депрессивного состояния.

Заполните душевную пустоту. После терапии криком приходит расслабление и душевная пустота, которую необходимо чем-то заполнить. Это не замена места умершего человека в Ваших воспоминаниях. Это место Вашей скорби и переживаний. Только от Вас зависит, что на этом месте будет: вновь вернувшиеся тоска и боль или же что-то иное.

Заполните ее творчеством. Возможно было когда-то желание заняться хобби, но не было времени. Это время пришло.

Письмо. Выйти из депрессии после смерти близкого человека часто не дает одна деталь, которой не придают особого значения. Нередко в минуты скорби гложет единственная мысль с упорным постоянством. То, что не успели высказать умершему при жизни. Это любовь детей к родителям, друг другу и сотни разных слов, которым не придаем до смерти особого значения.

Напишите письмо покаяния умершему человеку. Пусть это будет на бумаге или на собственной страничке в соц. сетях. Напишите все то, о чем не успели сказать. Все то, что чувствуете сейчас. Попросите прощения и выскажете свою любовь.

Мало кто обращается к психологам. Ждут, когда время само все расставит по своим местам. Год проходит, другой, а этого не происходит. Необходимо осознать тот факт, что только Вам решать, когда рана зарастет. Душа болит. Сердце ничего забывать не хочет. Любое неосторожное слово или воспоминание возвращают в состояние сильной депрессии.

Понимание того, что многие выходят из шока гораздо быстрее, еще больше усиливает депрессию. Так ли быстро все приходят в норму после смерти близкого человека, как кажется со стороны? Зная, как люди переживают горе на каждом этапе, Вы сами сможете определить, какой период приходится переживать Вам. Учитывайте, что кроме индивидуальности процесс переживаний еще и цикличен. Возвращение на ранние стадии переживаний могут нести временный и затяжной характер.

Все неоднозначно. Понимание различных реакций, общих для людей в горе, могут помочь страдающим. Болезненное восприятие невозвратной разлуки приводит к тому, что люди не понимают, как жить дальше после смерти близкого человека. Горестные переживания и эмоциональное состояние человека разбито по времени.

После смерти несколько недель у скорбящего состояние нереальности происходящего. Человек отказывается поверить в происходящее. Пропадает аппетит, замедляются реакции. Общее физическое состояние ухудшается. В среднем длится 7-9 дней.

Злость и апатия

Нередко апатия может смениться чувством злости. Может возникнуть, если с умершим ушли все планы и надежды на счастливое будущее. Человек начинает осознавать безвозвратную потерю, но верить не настроен. Кажется, что его горе может понять только он один. Помощи в постигшем несчастье от близких нет, поддержки тоже. Причины для злости могут быть совершенно разными. Появляется у скорбящего часто необоснованно. Это эмоциональное состояние.

Близким скорбящего необходимо принять и смириться с тем фактом, что после шока бывает так, что и спокойные по своей природе люди могут вести себя агрессивно. Опять же все индивидуально. Вместо агрессии бывает прямо противоположное душевное состояние, когда люди после трагедии замыкаются в себе. Что само по себе гораздо спокойнее для окружающих, но более негативно отражается на скорбящем. Не допускайте долгого одиночества. Процесс выхода из депрессии может затянутся на более долгий срок.

Поиск

После стадии шока люди нередко видят на улице умершего. Шок состояние продолжается на этом этапе. Длится обычно 5-12 дней. Могут слышать шаги и голос покойного. Разум не хочет мириться с утратой. Стремится вернуть умершего. Отрицает саму мысль о безвозвратности потери.

Острое горе

Шок сменяется этапом острого горя. Продолжительность 6-7 недель. Проявляются общие недомогания независимо от физической деятельности: усталость, прерывистое дыхание, слабость, нарушение сна. Усиливаются запахи и аппетит. Бывает так, что аппетит пропадает. Создается такое ощущение, будто в горле застрял комок и не дает иногда дышать. В желудке может появиться ощущение пустоты.

Перепады настроения

Три или четыре месяца начинают чередоваться дни душевного подъема и падений в бездну отчаяния. Люди становятся излишне раздражительны, вспыльчивы. Все зависит от природного склада характера и ума. Вспыльчивость заменяется излишней обидчивостью. Любое неосторожное слово воспринимается крайне остро и болезненно. Иммунная система подавлена. Могут возникнуть простудные или инфекционные заболевания.

Депрессия

Любая мысль, затрагивая память об умершем, заставляет внутренне содрогаться. Скорбящий мысленно может «общаться» с покойным. Делиться всеми сокровенными мыслями и тем, что произошло за день. Пока длится этот «разговор», будет длиться и депрессия. Она может затихать и усиливаться. Будет периодически возникать на протяжении следующего этапа - "восстановление".

Стадия восстановления

В течение 1 года постепенно скорбящий пытается смириться с фактом безвозвратной утраты. Депрессия периодически дает о себе знать болезненными воспоминаниями. С каждым разом приступы горя проявляются реже. Горечь утраты близкого человека напоминает о себе уже в виде отдельных приступов. Самочувствие и работоспособность приходят в норму.

Завершающая и последняя стадия для скорбящих людей

Примерно через год наступает последняя стадия скорби. На этом этапе осуществляется возвращение к полноценной жизни. Жизнь потихоньку берет своё. Приходит понимание, что не стоит жить только лишь мыслями о смерти близкого человека. На данном этапе скорбящий как бы эмоционально прощается с умершим. У некоторых личные убеждения и культурные правила затормаживают завершающую стадию. К примеру некоторые вдовы, обязуются носить траур до последних дней по своему умершему мужу. Различные религии придерживаются разных взглядов. На тему с вопросом сколько носить траур можете ознакомиться здесь.

Для скорбящих людей переживание горя после смерти близкого человека не требует профессионального вмешательства психологов. Рядом со скорбящим должны быть близкие люди, способные морально поддержать. Только им дозволено в соответствующей обстановке беседовать об умершем.

Принято считать, что «душевные раны лучше не тревожить». Это уже из разряда предрассудков. Беседовать об умершем необходимо. Все же не забывайте, что можете лишний раз нанести боль неосторожным словом. Предварительно ознакомьтесь с фразами, которые могут ранить скорбящего человека . В том случае, если действительно рядом нет людей с кем можно разделить свое горе, понадобится консультация психолога.

Чтобы процесс переживания горя проходил не так остро или хотите несколько ускорить процесс, предлагаем прочесть советы о том, как справиться с горем после смерти близкого человека .

Траур

В соответствии с общепринятыми этическими нормами семья умершего человека должна носить траур. Требования к соблюдению траура распространяются, как на более длительный срок в течение года, так и на менее продолжительный - в течение шести недель. В это время запрещается вдове выходить замуж, играть свадьбу взрослых детей. Запрет распространяется и на различные гулянья и развлечения. Также после похорон необходимо носить траурную одежду. Обычно это строгая одежда черного цвета, на голову повязывается черный платок. Срок ношения траурной одежды может доходить до года. Также в знак траура в доме умершего человека занавешиваются зеркала, останавливаются часы и выносится телевизор.

Поминки

Традиции после похорон также плотно связаны с поминками по умершему человеку. Со дня смерти необходимо поставить на окно кружку с водой и кусочек хлеба, которое находилось там в течение сорока дней. Вода и хлеб предназначалась для души умершего, которая, по поверьям, каждый день приходит к себе домой.
Традиционно в России похороны завершались поминальным обедом. Затем поминки устраиваются на девятый и сороковой день после смерти. В третий день (после смерти - день похорон) изменяется образ человека, в девятый день распадается тело, а в сороковой истлевает сердце.

Поминальная трапеза

На поминальную трапезу приглашаются только лишь близкие родственники умершего человека.
- Поминальный обед должен начинаться с молитвы.
- Сервировка стола на поминальной трапезе должна быть сдержанной: белая скатерть и посуда, никаких ярких цветов. Также на столе следует поставить рамку с фотографией умершего, перевязанную черной лентой.
- Обязательно надо обозначить место, где любил сидеть умерший. Поставить здесь его прибор и рюмку водки на тарелочке. Никто не имеет право садиться на это место.
- За столом не следует произносить длинных тостов, а также вспоминать анекдоты, который любил покойный. На поминальном обеде не принято долго засиживаться.
- Традиция после похорон предусматривает особую пищу, которая должна подаваться на поминальной трапезе. В первую очередь, это кутья, которая готовится из риса или пшеницы с добавлением меда и изюма. Также к столу необходимо подать рыбный пирог, щи и кисель. Десерты, особенно торты, на поминках не уместны. Что касается спиртных напитков, то можно подать водку.

Другие традиции

Родственники умершего должны заказать в церкви заупокойную службу в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Во все памятные дни родственники усопшего должны ходить на кладбище и в храм. На кладбище стоит приносить сладости и цветы, а в храме ставить свечку за упокой души. Особое внимание надо уделить родительской субботе (суббота перед Троицыным днем). В этот день необходимо в обязательном порядке сходить на кладбище, чтобы почтить память усопшего человека.

Инструкция

По сути траур - это система правил и запретов, которые обязаны соблюдать члены семьи и родственники умершего. Продолжительность ношения траур а может различаться: 3 дня, 9 дней, 40 дней, 6 месяцев, год, несколько лет и даже пожизненный траур . Этот срок зависит от степени близости человека к . Самый строгий и длительный траур соблюдается по отношению к мужу или жене, детям и родителям.

Траурным цветом считается черный. Однако сегодня черный цвет уже потерял свое печальное предназначение. Стилисты давно ввели его в моду из-за эффекта зрительно стройнить. Однако подчеркивать во внешнем виде любой деталью или предметом гардероба темного цвета недавнюю гибель любимого человека - очень важно для восстановления психологического . Как правило, женщины носят траур ные головные или и длинные платья, мужчины – черные рубашки.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. Такое понимание смерти наложило отпечаток на характер траур а. Даже если родственники не испытывали сильного горя, они должны вести смиренный образ жизни, во всем проявлять печаль, усиленно молиться, ограничивать себя с другими людьми, избегать любых проявлений радости и счастья. На Руси запрещалось петь, вкушать сладкие блюда, пить вино и ходить на гулянья.

Пост в период траур а соблюдается не только у , но и во многих других религиях. Кроме того, на поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, и кутья.

Истинно верующие и скорбящие душой христиане после больше всего должны стремиться не к внешним соблюдениям траур ных обычаев, а к внутреннему смирению, пребывая в горячей молитве за умершего человека. Если был крещен, следует заказать сорокоуст - поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться души. Если же усопший не был крещен, дозволительна только домашняя молитва. В память об усопшем следует совершать добрые дела, подавать милостыню всем просящим.

Иногда привередливая мода принуждает девушек носить такую одежду, которая искажает их естественный образ. Они просто перестают выглядеть женственно. То ли дело платок на голове. С ним лицо девушки сразу же становится и миловиднее и красивей.

Традиции

Недаром бабушки и прабабушки так любили этот головной убор. Они носили платки ситцевые, шерстяные и красоту из красот – пуховые платки, которые так гармонично смотрелись с натуральными шубами. Пуховый платок не только красивый сам по себе, но он к тому же практичный в использовании и очень теплый. Платки прекрасно защищали от зимних стуж и холодов прелестные головы много веков подряд, не зная себе альтернативы.

В раннюю православную эпоху по традиции любая девушка должны была прикрывать голову платком, когда выходила на люди. Существовало большое количество разновидностей платков: от небольших по размеру, ежедневных, до таких, которыми можно было укрыться от плеч и до колен. Их и носили и на плечах, и на голове. Каждая женщина и девушка обычным платком создавала свой, неповторимый образ.

«Идет девушка прекрасная, несет плат на плечах пуховый. На нее парни озираются, хотят молвить добро-слово - не решаются» - писал русский поэт Н. Кольцов.

А о красивых и разнообразных расцветках и узорах на женских платках составлено так много художественных исследований, что и перечислить не возможно. С платков эти расцветки и узоры разошлись по всему свету. И теперь они возвращаются назад вместе с платками в обиход русских девушек и женщин, которые с ними на головах становятся только красивее.

Воплощенная женственность

Новое – это забытое старое. А по-настоящему новое - это то, что в принципе не может устареть. Так можно сказать и об обычном платке. А о пуховом платке даже этого говорить не нужно. Он из моды никогда и не выходил, потому что пуховый платок, его красота и теплота, просто вне всяких модных веяний.
«Мода существует для сомнительной по красоте одежды, - сказал в 60-х годах прошлого века один довольно известный художник, - И вещи, красивые естественной красотой, возвращаются в моду тогда, когда надоедает сомнительная красота».

Та женщина или девушка, которая творит свой неповторимый прекрасный женственный образ, не может не иметь в своем гардеробе красивых платков с разными узорами и разных расцветок. Теплый же пуховый платок должен быть обязательно, потому что в композиции с шубой он настолько гармонично смотрится, что никакая шляпка или шапочка сравниться с ним не может. А в межсезонье любой женщине подойдет большой теплый шерстяной платок с осенними или весенними узорами. Платки предоставляют необычайно широкий простор для женской фантазии.


В современные дни обычай носить траур перестал быть строгим и обязательным действом после смерти родственника. Кончина дорогого человека у верующих людей сопровождается христианскими традициями — молитвами о душе усопшего и проведением поминальных дней. У атеистов же печальные события выливаются в психологическое преодоление чувства горя и стремление как можно быстрее вернуться к обычной жизни.

Траур - это система правил и запретов, которые обязаны соблюдать члены семьи и родственники умершего. Продолжительность ношения траура может различаться: 3 дня, 9 дней, 40 дней, 6 месяцев, год, несколько лет. Этот срок зависит от степени близости человека к умершему. Самый строгий и длительный траур соблюдается по отношению к мужу или жене, детям и родителям.

Траурным цветом считается черный. Однако сегодня черный цвет уже потерял свое печальное предназначение. Стилисты давно ввели его в моду из-за эффекта зрительно стройнить. Однако подчеркивать во внешнем виде любой деталью или предметом гардероба темного цвета недавнюю гибель любимого человека - очень важно для восстановления психологического равновесия. Как правило, женщины носят траурные головные уборы или платки и длинные платья, мужчины - черные рубашки.

Согласно народной традиции, до 40 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. Такое понимание смерти наложило отпечаток на характер траура. Даже если родственники не испытывали сильного горя, они должны вести смиренный образ жизни, во всем проявлять печаль, усиленно молиться, ограничивать себя в контакте с другими людьми, избегать любых проявлений радости и счастья. На Руси запрещалось петь, вкушать сладкие блюда, пить вино и ходить на гулянья.

Пост в период траура соблюдается не только у христиан, но и во многих других религиях. Кроме того, на поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища, в том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, блины и кутья.

Истинно верующие и скорбящие душой православные христиане после смерти родственника больше всего должны стремиться не к внешним соблюдениям траурных обычаев, а к внутреннему смирению, пребывая в горячей молитве за умершего человека. Если усопший был крещен, следует заказать сорокоуст - поминовение на 40 литургиях, обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду, ежедневно молиться об упокоении души. Если же усопший не был крещен, дозволительна только домашняя молитва.

Статья «Траур» | АННА ДАНИЛОВА | 1 НОЯБРЯ 2015 Г.

В чем смысл траура личного и траура национального?

Смысл траура

В общепринятом понимании траур предполагает ношение темных одежд и запрет на увеселения в течение определенного периода времени: от нескольких месяцев до года - по самым близким родственникам. В течение этого времени вдовцы, как правило, не вступают в новый брак. Однако, в чем смысл этой длительной внешней скорби, и нужно ли соблюдать строгий траур.

Так, святитель Феофан Затворник особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем:

«Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен.

У нас все к верху ногами перевернулось. Что останкам, телу умершего надо отдать некий почет, это совершенно справедливо. Но зачем у нас к этому телу обращаются, как к живому лицу? Удивляться надо. У Господа все живы. И только что умерший жив… Какой он там молодец, какой красавец! Какой чистенький-светленький! Если б взглянуть - засмотрелись бы… А мы, насмотревшись на тело его: синевато, глаза впали и проч., воображаем его таким… Этот самообман и раздирает сердце. Чтоб не раздиралось сердце, надо этот обман разогнать… Потом придет в голову сырая могила… мрачная… Увы! Бедный! А он в светлом месте, в состоянии полной отрады, свободный от всех связанностей. Прелесть, как ему хорошо…

К довершению горя думаем: умер, не стало… а он и не думал переставать быть… И все также есть, как был вчера накануне смерти, только ему хуже было, а теперь лучше. Что его не видать, это не потеря. Он бывает тут же… Отошедшие быстродвижны, как мысль… Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро, и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих…»

Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос о том, как вести себя после смерти родственника, подчеркивает: «Нашим усопшим сродникам больше всего необходим не внешне соблюдаемый нами траур, а наши горячие молитвы за них. Поэтому, если усопший был крещен, нужно заказать сорокоуст (то есть поминовение на 40 Литургиях), в 9-й и 40-й день после смерти отслужить панихиду, самим молиться о упокоении души (традиционно о новопреставленном читают Псалтирь в первые 40 дней, по 1 или несколько кафизм ежедневно - в зависимости от возможности). Если усопший крещен не был, то молиться можно только в домашней молитве. Очень хорошо совершать в память об усопшем какие-либо добрые дела или подавать милостыню».

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти:

«Смерть для православного христианина - это переход в иную жизнь, в жизнь вечную - или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа - мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел - скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи.

Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь - наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности.

Нельзя вообще говорить о трауре - мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен.

В советское время к смерти было другое отношение: все уже пропало, нет другой жизни! Действительно, для них это трауром было: для них Бога нет, души нет, ничего нет - конечно, так все пропало; поэтому черные одежды, уныние, отчаяние и терзания. А у нас уже люди сейчас понимают, по-другому относятся к смерти. Понимают, что смерть - это переход: ей подвержены все, никто ее не избежит, все живущие на земле, хоть 100, хоть 120, хоть 150 лет - рано или поздно придет момент, когда душа разлучится с этим миром. Поэтому нужно готовиться: мы должны готовиться, чтоб этот момент был для нас действительно радостным, чтобы нас встретили ангелы и унесли нашу душу в обители небесные.

Традиция носить длительное время траур по умершему супругу происходит отражает внутреннюю потребность души. Так, святая великомученца Елизавета Феодоровна Романова носила траур по убиенному супругу Великому князю Сергею Александровичу пять лет, и этот траур не был данью обряду. Все это время она горячо молилась и творила дела милосердия, а черное одеяние она сменила на белые одежды сестры милосердия:

«Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым у Никольских ворот Кремля. Когда туда прибыла Елизавета Федоровна, там уже собралась толпа народа. Кто-то попытался помешать ей подойти к месту взрыва, но, когда принесли носилки, она сама сложила на них останки своего мужа. Целыми были только голова и лицо. Да еще подобрала она на снегу иконки, которые носил на шее муж.

Процессия с останками двинулась к Чудову монастырю в Кремле, Елизавета Федоровна шла за носилками пешком. В церкви она опустилась на колени рядом с носилками у амвона и склонила голову. Всю панихиду простояла она на коленях, только иногда бросала взгляд на сочившуюся сквозь брезент кровь.

Потом она встала и прошла сквозь замеревшую толпу к выходу. Во дворце она велела принести ей траурное платье, переоделась и стала составлять телеграммы родственникам, писала абсолютно четким, ясным почерком.

22 апреля 1910 года в храме Марфы и Марии епископ Трифон посвятил в крестовые сестры любви и милосердия 17 подвижниц во главе с настоятельницей. Великая княгиня впервые сняла траур и облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия. Она собрала семнадцать сестер и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих».

Траур государственный

В свете сказанного выше, есть ли смысл объявления траура государственного? В России нет четкого правила объявления траура, однако, как правило, он объявляется в случае гибели более 60 человек. В советское время траур объявляли также в дни смерти вождей. Но каждую минуту наступает чья-то смерть. Так пишет о национальном трауре святитель Николай Сербский:

«Когда главы европейских стран объявляют государственный траур по поводу смерти какого-нибудь принца Бурбонского или Савойского, как же они забывают объявить траур по поводу насильственной смерти тысяч и тысяч человеческих существ, каждое из которых - принц в очах Божиих? Если бы европейские народы были воистину просвещенными, они установили бы государственный и народный траур по поводу любой войны в любой точке земного шара. Во имя сострадания закрывались бы рестораны, игорные дома и кинотеатры, запрещались бы все развлечения, пока проливается братская кровь. Как бы радовались небеса, если бы славяне первыми установили такой порядок!»

Сербия объявила трехдневный траур в связи со смертью своего Патриарха. После смерти Святейшего Патриарха Алексия траур объявлен не был, хотя скорбела вся страна, все, кто могли, пришли проститься с Патриархом. Страшным диссонансом и настоящим оскорблением не только религиозных чувств, но и самых простых человеческих выглядят все развлекательные теле и радиопередачи.

Можно ли заставить разделить скорбь насильно, спросит читатель. Стоит ли показывать человеку то, что он, возможно, не хочет увидеть, стоит ли ограничивать его свободу, данную Богом? А может быть наоборот, не заменяя развлекательные шоу, мы лишаем человека свободы? Ведь, думается, что из историй о Патриархе Сербском Павле можно было бы составить немало интересных передач, которые по-настоящему бы приоткрыли миру великого человека. В дни похорон Патриарха Алексия самый высокий рейтинг среди неразвлекательных передач был у трансляции отпевания Патриарха народ сам сделал свой выбор.

Так со скорбью пишет о пире среди страдания святитель Николай Сербский: «Разве приятны Вам пища и питие, веселье и кинематограф, смех и шутки, когда Вы мысленно достигаете маньчжурских полей и видите промерзших, окровавленных, голодных и озверелых людей, потомков того же прародителя, от которого произошел и Ваш народ, и мы с Вами? Каждый вечер Вы слушаете радио и думаете, что от его болтовни становитесь умнее. Самое важное, что могло бы сообщить радио в наши дни, - это стоны тысяч раненых и умирающих, рыдания матерей, вдов и детей двух великих держав. Все они такие же, как Вы, люди, живые души, жаждущие жизни и счастья. И над ними светит такое же солнце, что и над Вами. И так же, как и на Вас, взирает на них заплаканное око Божие.»

В России не был объявлен даже однодневный траур по Патриарху Алексию, не было он и объявлен после убийства священника Даниила Сысоева. Хотелось бы надеяться, что днем траура по-настоящему национального - днем молитвы и сосредоточенности, днем добрых дел и прощания с усопшим, стали бы не только даты массовой гибели людей, но и перехода в жизнь вечную по-настоящему выдающихся людей, по которым скорбит вся страна, у которых можно учиться настоящей жизни. Может быть меньше тогда станет и массовых гибелей?