Строительный бизнес

Участники транспортной системы тихого океана. Экономическое значение

В настоящее время побережье и острова Тихого океана освоены и заселены крайне неравномерно. Наиболее крупными центрами промышленного освоения являются побережье США (от района Лос-Анджелеса до района Сан-Франциско), побережье Японии и Южной Кореи. Значительна роль океана в экономической жизни Австралии и Новой Зеландии. Южная часть Тихого океана является «кладбищем» космических кораблей. Здесь, вдали от судоходных маршрутов, затапливаются вышедшие из эксплуатации космические объекты.

Рыболовство и морские промыслы

Наибольшее промысловое значение имеют умеренные и тропические широты Тихого океана. На акваторию Тихого океана приходится около 60 % мирового улова рыбы. Среди них лососёвые (горбуша, кета, кижуч, сима), сельдеобразные (анчоусы, сельдь, сардина), тресковые (треска, минтай), окунёвые (скумбрия, тунцы), камбаловые (камбалы). Ведётся добыча млекопитающих: кашалот, полосатики, морской котик, калан, морж, сивуч; беспозвоночных: крабы, креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски. Добывают ряд растений (ламинария (морская капуста), анфельция (агаронос), морская трава взморник и филлоспадикс), перерабатываемых в пищевой промышленности и для медицины. Наиболее результативный промысел осуществляется в Западно-центральной и Северо-западной частях Тихого океана. Наиболее крупные промысловые державы Тихого океана: Япония (Токио, Нагасаки, Симоносеки), Китай (архипелаг Чжоушань, Яньтай, Циндао, Далянь), Российская Федерация (Приморье, Сахалин, Камчатка), Перу, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Чили, Вьетнам, Южная Корея, КНДР, Австралийский Союз, Новая Зеландия, США.

Транспортные пути

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Важнейшие океанские пути ведут из Канады и США на Тайвань, в Китай и Филиппины. Основные судоходные проливы Тихого океана: Берингов, Татарский, Лаперуза, Корейский, Тайваньский, Сингапурский, Малаккский, Сангарский, Бассов, Торресов, Кука, Магелланов. Тихий океан соединён с Атлантическим океаном искусственным Панамским каналом, прорытым между Северной и Южной Америками по Панамскому перешейку. Крупные порты: Владивосток (генеральные грузы, нефтепродукты, рыба и морепродукты, лес и пиломатериалы, металлолом, чёрные и цветные металлы), Находка (уголь, нефтепродукты, контейнеры, металл, металлолом, рефгрузы), Восточный, Ванино (уголь, нефть) (Россия), Пусан (Республика Корея), Кобе-Осака (нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, автомобили, металлы и металлолом), Токио-Иокогама (металлолом, уголь, хлопок, зерно, нефть и нефтепродукты, каучук, химикаты, шерсть, машины и оборудование, текстиль, автомобили, медикаменты), Нагоя (Япония), Тяньцзинь, Циндао, Нинбо, Шанхай (все виды сухих, наливных и генеральных грузов), Сянган (текстиль, одежда, волокно, радио и электротовары, изделия из пластмассы, машины, оборудование), Гаосюн, Шэньчжэнь, Гуанчжоу (Китай), Хошимин (Вьетнам), Сингапур (нефтепродукты, каучук, продовольствие, текстиль, машины и оборудование) (Сингапур), Кланг (Малайзия), Джакарта (Индонезия), Манила (Филиппины), Сидней (генеральные грузы, железная руда, уголь, нефть и нефтепродукты, зерно), Ньюкасл, Мельбурн (Австралия), Окленд (Новая Зеландия), Ванкувер (лесные грузы, уголь, руды, нефть и нефтепродукты, химические и генеральные грузы) (Канада), Сан-Франциско, Лос-Анджелес (нефть и нефтепродукты, копра, химические грузы, лес, зерно, мука, мясные и рыбные консервы, цитрусовые, бананы, кофе, машины и оборудование, джут, целлюлоза), Окленд, Лонг-Бич (США), Колон (Панама), Уаско (руды, рыба, топливо, продовольствие) (Чили). В бассейне Тихого океана имеется значительное количество относительно небольших многофункциональных портов.
Важную роль играют авиационные перевозки через Тихий океан. Первый регулярный авиарейс через океан был совершён в 1936 году по маршруту Сан-Франциско (США) - Гонолулу (Гавайские острова) - Манила (Филиппины). Сейчас основные трансокеанские маршруты проложены через северный и центральный районы Тихого океана. Большое значение имеют авиалинии во внутренних перевозках и между островами. В 1902 году Великобританией по дну океана был проложен первый подводный телеграфный кабель (длина 12,55 тысячи км), проходивший через острова Фаннинг и Фиджи, связывая Канаду, Новую Зеландию, Австралийский Союз. Широко и издавна применяется радиосвязь. Сейчас для связи через Тихий океан используются искусственные спутники Земли, что значительно расширяет ёмкость каналов связи между странами.

Полезные ископаемые

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, Соединённых Штатов Америки (Аляска), Эквадора (Гуаякильский залив), Австралии (Бассов пролив) и Новой Зеландии добывают нефть и газ. По существующим оценкам, недра Тихого океана содержат до 30-40 % всех потенциальных запасов нефти и газа Мирового океана. Самым крупным производителем концентратов олова в мире является Малайзия, а циркона, ильменита и других - Австралия. Океан богат железомарганцевыми конкрециями, с общими запасами на поверхности до 7 1012 т. Наиболее обширные запасы наблюдаются в северной наиболее глубокой части Тихого океана, а также в Южной и Перуанской котловинах. В пересчёте на основные рудные элементы в конкрециях океана содержится марганца 7,1 1010 т, никеля 2,3 109 т, меди 1,5 109 т, кобальта 1 109 т. В Тихом океане обнаружены богатые глубоководные залежи газовых гидратов: во впадине Орегон, Курильской гряде и шельфе Сахалина в Охотском море, жёлобе Нанкай в Японском море и вокруг побережья Японии, в Перуанской впадине. В 2013 году Япония намерена начать опытное бурение по добыче природного газа из месторождений гидрата метана на дне Тихого океана к северо-востоку от Токио.

Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы Тихого океана характеризуются значительным разнообразием. По данным Всемирной туристской организации, на конец XX века на Восточную Азию и Тихоокеанский регион приходилось 16 % международных туристских посещений (к 2020 году прогнозируется увеличение доли до 25 %). Основными странами формирования выездного туризма в этом регионе являются Япония, Китай, Австралия, Сингапур, Республика Корея, Россия, США и Канада. Основные рекреационные зоны: Гавайские острова, острова Полинезии и Микронезии, восточное побережье Австралии, Бохайский залив и остров Хайнань в Китае, побережье Японского моря, районы городов и городских агломераций побережья Северной и Южной Америки. Среди стран с наибольшим потоком туристов (по данным на 2010 год Всемирной туристской организации) в азиатско-тихоокеанском регионе выделяются: Китай (55 миллионов посещений в год), Малайзия (24 миллиона), Гонконг (20 миллионов), Таиланд (16 миллионов), Макао (12 миллионов), Сингапур (9 миллионов), Республика Корея (9 миллионов), Япония (9 миллионов), Индонезия (7 миллионов), Австралия (6 миллионов), Тайвань (6 миллионов), Вьетнам (5 миллионов), Филиппины (4 миллиона), Новая Зеландия (3 миллиона), Камбоджа (2 миллиона), Гуам (1 миллион); в прибрежных странах Северной и Южной Америки: США (60 миллионов), Мексика (22 миллиона), Канада (16 миллионов), Чили (3 миллиона), Колумбия (2 миллиона), Коста-Рика (2 миллиона), Перу (2 миллиона), Панама (1 миллион), Гватемала (1 миллион), Сальвадор (1 миллион), Эквадор (1 миллион).

Средняя глубина — 3988 м. Самая глубокая точка океана (она же является самой глубокой точкой в мире) расположена в Марианской впадине и называется Бездной Челленджера (11.022 м).
. Средняя температура: 19-37°С. Самая широкая часть Тихого океана расположена в экваториально-тропических широтах, поэтому температура поверхностных вод значительно выше, чем в других океанах.
. Размеры: площадь — 179,7 млн. кв.км, объем — 710,36 млн. кв.км.

Чтобы представить, насколько велик Тихий океан, достаточно цифр: он занимает треть нашей планеты и составляет почти половину Мирового океана.

Соленость — 35-36 ‰.

Течения Тихого океана


Аляскинское — омывает западное побережье Северной Америки и доходит до Берингова моря. Распространяется на большие глубины, вплоть до дна. Скорость течения: 0,2-0,5 м/с. Температура воды: 7-15°С.

Восточно-Австралийское — самое крупное возле австралийских берегов. Начинается на экваторе (Коралловое море), проходит вдоль восточного побережья Австралии. Средняя скорость — 2-3 узла (доходит до 7). Температура - 25°С.

Куросио (или Японское) — омывает южные и восточные берега Японии, перенося теплые воды Южно-Китайского моря в северные широты. Имеет три ветви: Восточно-Корейское, Цусимское и Соя. Скорость: 6 км/ч, температура 18-28°С.

Северо-Тихоокеанское — продолжение течения Куросио. Пересекает океан с запада на восток, возле берегов Северной Америки разветвляется на Аляскинское (уходит к северу) и Калифорнийское (к югу). Возле берегов Мексики сворачивает и пересекает океан в обратном направлении (Северо-Пассатное течение) — вплоть до Куросио.

Южное Пассатное — протекает в южных тропических широтах, тянется с востока на запад: от берегов Южной Америки (Галапогосских островов) до берегов Австралии и Новой Гвинеи. Температура - 32°С. Дает начало Австралийскому течению.

Экваториальное противотечение (или Межпассатное) — тянется с запада на восток между Северо-Пассатным и Южно-Пассатным течениями.

Течение Кромвеля — подповерхностное противотечение, которое проходит под Южным Пассатным. Скорость 70-150 см/сек.

Холодные:

Калифорнийское — западная ветвь Северо-Тихоокеанского течения, протекает вдоль западных берегов США и Мексики. Скорость — 1-2 км/ч, температура 15-26°С.

Антарктическое циркумполярное (или течение Западных Ветров) — огибает весь земной шар между 40° и 50° ю.ш. Скорость 0,4-0,9 км/ч, температура 12-15 °С. Это течение часто называют "ревущими сороковыми", так как здесь свирепствуют мощные штормы. От него в Тихом океане ответвляется Перуанское течение.

Перуанское течение (или течение Гумбольдта) — протекает с юга на север от берегов Антарктиды вдоль западного побережья Чили и Перу. Скорость 0,9 км/ч, температура 15-20 °С.

Подводный мир Тихого океана

Флора и фауна подводного мира в Тихом океане — самая богатая и самая разнообразная. Здесь обитает почти 50% всех живых организмов Мирового океана. Самым густонаселенным считается акватория близ Великого Бальерного рифа.

Вся живая природа океана расположена согласно климатическим поясам — на севере и юге скуднее, чем в тропиках, зато общая численность каждого вида животных или растений здесь больше.

Тихий океан дает больше половины мирового улова морепродуктов. Из промысловых видов наиболее популярны лососевые (95% мирового улова), скумбрии, анчоусы, сардины, ставриды, палтусы. Ведется ограниченный китовый промысел: усатых и кашалотов.

О богатстве подводного мира красноречиво свидетельствуют цифры:

  • более 850 видов водорослей;
  • более 100 тыс. видов животных (из них свыше 3800 видов рыб);
  • около 200 видов животных, обитающих на глубине более 7 тыс. км.;
  • более 6 тыс. видов моллюсков.

В Тихом океане обитает самое большое число эндемиков (животных, которые водятся только здесь): дюгони, морские котики, каланы, сивучи, голотурии, полихеты, леопардовые акулы.

Природа Тихого океана изучена только процентов на 10. Каждый год ученые обнаруживают все новые виды животных и растений. Например, только в 2005 году было найдено более 2500 новых видов моллюсков и более 100 видов ракообразных.

Исследование Тихого океана

Согласно исследованиям ученых, Тихий океан — самый древний на планете. Его формирование началось в меловой период мезозоя, то есть более 140 млн. лет назад. Освоение океана началось задолго до появления письменности. Люди, жившие на берегу величайшей акватории, пользовались дарами океана уже тысячелетия назад. Так, экспедиция Тура Хейердала на бальсовом плоту Кон-Тики подтвердила теорию ученого о том, что острова Полинезии могли заселить выходцы из Южной Америки, которые смогли пересечь Тихий океан на таких же плотах.

Для европейцев история освоения океана официально исчисляется с 15 сентября 1513 года. В этот день путешественник Васко Нуньес де Бальбоа впервые увидел водную гладь, расстилавшуюся до горизонта, и окрестил ее Южным морем.

По легенде свое название океан получил от самого Ф. Магеллана. Во время своего кругосветного путешествия великий португалец впервые обогнул Южную Америку и оказался в океане. Проплыв по нему более 17 тысяч километров и не испытав за все это время ни одного шторма, Магеллан окрестил океан Тихим. И только более поздние исследования доказали, что он ошибался. Тихий океан на самом деле — один из самых неспокойных. Именно здесь случаются самые крупные цунами, а тайфуны, ураганы штормы здесь бывают чаще, чем в других океанах.

С этих пор началось активное исследование самого большого океана на планете. Перечислим лишь самые знаменательные открытия:

1589 г. — А.Ортелий публикует первую в мире детализированную карту океана.

1642-1644 — океан покоряет А.Тасман и открывает новый материк — Австралию.

1769-1779 — три кругосветных плавания Д. Кука и исследование южной части океана.

1785 — плавание Ж. Лаперуза, исследование южной и северной частей океана. Таинственное исчезновение экспедиции в 1788 году до сих пор будоражит умы исследователей.

1787-1794 — путешествие А. Маласпина, который составил подробную карту западного побережья Америки.

1725-1741 — две Камчатские экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Чирикова, исследование северной и северо-западной части океана.

1819-1821 — кругосветное путешествие Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, открытие Антарктиды и островов в южной части океана.

1872-1876 — организована первая в мире научная экспедиция по изучению Тихого океана на корвете "Челленджер" (Англия). Были составлены карты глубин, рельефа дна, собрана коллекция флоры и фауны океана.

1949-1979 — 65 научных рейсов судна "Витязь" под флагом Академии Наук СССР (измерение глубины Марианской впадины и подробные карты подводного рельефа).

1960 — первое погружение на дно Марианской впадины.

1973 — создание Тихоокеанского океанологического института (г. Владивосток)

С 90-х годов ХХ столетия началось комплексное изучение Тихого океана, которое объединяет и систематизирует все полученные данные. В настоящее время приоритетными являются направления геофизики, геохимии, геологии и коммерческого использования дна океана.

Со дня открытия бездны Челленджера в 1875 году на самое дно Марианской впадины спускались всего три человека. Последнее погружение состоялось 12 марта 2012 года. А отважным водолазом был ни кто иной, как знаменитый кинорежиссер Джеймс Кэмерон.

Для многих представителей фауны Тихого океана свойственен гигантизм: гигантские мидии и устрицы, моллюск тридакна (300 кг).

В Тихом океане свыше 25 тысяч остров, больше чем во всех других океанах вместе взятых. Здесь же находится и самый древний остров на планете — Кауаи, чей возраст исчисляется 6 миллионами лет.

В Тихом океане "рождается" более 80% цунами. Причина тому — большое количество подводных вулканов.

Тихий океан полон тайн. Здесь много мистических мест: Море Дьявола (возле Японии), где пропадают корабли и самолеты; кровожадный остров Пальмира, где гибнут все, кто там остается; остров Пасхи со своим загадочными идолами; Лагуна Трук, где находится самое крупное кладбище военной техники. А в 2011 году недалеко от Австралии был обнаружен остров-признак — остров Сэнди. Он то появляется, то исчезает, о чем свидетельствуют многочисленные экспедиции и спутниковые фото Google.

На севере океана обнаружен так называемый Мусорный континент. Это большая мусорная куча, содержащая свыше 100 млн.тонн пластиковых отходов.

Дата публикации или обновления 12.08.2017


Тур Хейердал в своих трудах неоднократно подчеркивает, что одна из главных целей его многолетних исследований - определение и реконструкция древних морских путей человечества, особенно в Тихом и Атлантическом океанах.

Хейердал наметил и тщательно изучил три основных морских пути из Старого света в Новый - два в Атлантике и один в Тихом океане, - а также два маршрута из Нового света в Старый, оба в Тихом океане.

Несколько лет назад испанцы, построив копию одной из каравелл Колумба, совершили на ней экспериментальное плавание.

Они постарались полностью воспроизвести обстановку и условия пятисотлетней давности, включая провиант и мореходные инструменты того времени. Оказалось, что Америку открывать совсем не просто. Новоявленные колумбы затратили на переход на несколько недель больше, чем великий мореплаватель, а в конце пути, увидев сушу, не смогли подойти к ней самостоятельно, пришлось просить помощи буксирного корабля.

Двадцать лет назад от берегов Африки через Атлантический океан совершил в одиночку переход на западноафриканской пироге (долбленка из одного ствола) либерийский врач Ханнес Линдеман, предполагая, что он воспроизводит плавания тысячелетней давности.

И, наконец, Тур Хейердал своими плаваниями на папирусных ладьях «Ра-1» и «Ра-2» доказывает возможность трансатлантических переходов в еще более далекие века. Путь «Ра-1» и «Ра-2» был проложен с учетом попутных ветров (северо-восточный пассат) и течений (Канарское и Северное пассатное).

Следовательно, путь в Америку в северных тропических широтах Атлантического океана был доступен как судам с водонепроницаемым, так и с днищем, свободно пропускающим воду.

Доказана также и возможность для возвращения в Европу любого примитивного суденышка, если его подхватывают в умеренных широтах западный ветер и мощное течение Гольфстрим. В зависимости от гидрометеорологической ситуации суденышко может оказаться либо в северной, либо в южной Европе.

Маршрут инков - морской путь в тропических широтах южного полушария. Этим путем в наше время уже прошли одиннадцать плотов, начиная с широко известного плавания «Кон-Тики» в 1947 году. Спустя семь лет бальсовый плот «Семь сестричек» доставил американского одиночного мореплавателя Уильяма Уиллиса от берегов Перу на Самоа. В 1958 году плот «Таити Нуи» во главе с французом Эриком де Бишопом проплыл от перуанских берегов в Центральную Полинезию. Также в Центральную Полинезию приплыл со своей командой на бальсовом плоту «Кантута II» чех Эдуард Ингрис. Предыдущая его попытка на плоту из бальсы «Кантута I» в 1955 году окончилась неудачей. Ингрис стартовал из северного Перу и попал к Галапагосским островам, где ветры и течения крутили плот, не продвигая его ни на восток, ни на запад.

На металлическом плоту «Возраст не помеха» почти семидесятипятилетний Уильям Уиллис совершил в 1963 - 1964 годах переход в два этапа через весь Тихий океан - от Перу до Австралии.

В 1973 году интернациональные экипажи трех бальсовых плотов «Ла Ацтлан», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба» под руководством Витала Альсара совершили за 179 дней переход от Эквадора до Австралийского континента.

Транстихоокеанские плавания всех этих и других моделей перуанских плотов были возможны благодаря попутным юго-восточным пассатным ветрам и Южному пассатному течению. В популярной литературе океанские течения иногда называют «реками без берегов», или «реками в жидких берегах». Поэтому у многих сложилось представление о течениях как об устойчивых «самодвижущихся лентах», пересекающих океан. На самом деле это не так. Проведенные в 1970 году советскими океанологами шестимесячные наблюдения в Атлантическом океане в 17 точках Северного пассатного течения показали, что течение резко меняет свое направление через 10-40 суток. И это - пассатное течение, которое имеет репутацию устойчивого и постоянного.

Океанские течения правильнее представлять не в виде рек, а в виде систем вихрей разных масштабов, перемещающихся относительно друг друга и вместе движущихся в определенном направлении. Таким образом, плывя (точнее, дрейфуя) в пассагтной зоне, мореплаватель отнюдь не гарантирован от того, что изменившийся ветер или течение вытолкнет его из пассатной воздушной и водной «магистрали».

В Тихом океане, в его северной части, Тур Хейердал отмечает два возможных маршрута. Один из них от берегов Мексики к Малайскому архипелагу. Здесь можно использовать северо-восточные пассатные ветры и Северное пассатное течение. Для реконструкции этого морского пути пока еще не отправлялась в плавание ни одна модель примитивного судна. Другой морской путь - маршрут испанца Урданеты, который в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль японских островов и далее с западными ветрами пересек Тихий океан.

В 1974 году попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австрийский исследователь Куно Кнебль. Он построил настоящую азиатскую джонку, использовав в качестве образца керамическую модель первого века нашей эры, обнаруженную при археологических раскопках.

На этой джонке «Тай Ки» («Великий Космос») интернациональный экипаж проплыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Основной причиной катастрофы считают то, что морской червь древоточец источил корпус джонки.

Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который в 1959 году на построенной по классическим образцам джонке сумел в одиночку пересечь северную часть Тихого океана. Правда, Плетт не ставил перед собой никаких научных задач, только спортивные.

Совсем недавно Тур Хейердал приступил к моделированию древних плаваний (вероятно, самых древних) в Индийском океане.

Плаванием на камышовой ладье «Тигрис», моделирующей шумерские древние суда, Хейердал подтвердил возможность далеких рейсов шумерских мореплавателей в северной части Индийского океана. Вообще Индийский океан, на берегах которого существовала не одна древняя цивилизация, сейчас усиленно привлекает внимание морских историков.

Складывается точка зрения, что именно Индийский океан был колыбелью мирового мореплавания.

Выбор правильного направления движения для быстрой и выгод­ной доставки грузов в порт назначения является необходимым усло­вием экономически рациональной организации транспортного судо­ходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опас­ности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.

Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их вы­пускают нескольких видов, в зависимости от назначения:

навигаци­онные (генеральные, путевые, частные, планы);

вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);

спра­вочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).

Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигацион­ные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выпол­няют специальные гидрографические организации. В связи с разви­тием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.

В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изобра­жается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему по­люсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихо­да, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.

К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:

Североатлантический путь,

торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,

Южноамериканский путь,

торговый путь Карибского моря,

Южно-тихоокеанский путь,

Северо-тихоокеанский путь,

Путь Европа - Южная Америка

и Южно­африканский путь.

(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)

Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перево­зок). По берегам этого океана находится большинство крупных пор­тов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяю­щее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантичес­ком океане другие направления:

южно-атлантическое (Европа - Юж­ная Америка)

и западно-атлантическое (Европа - Африка).

Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .

Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до ма­шин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Авст­ралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты су­доходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.

Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские пере­возки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По ин­тенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский оке­ан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Аф­рикой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.

В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуще­ствляется эпизодически.

С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под провод­кой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает ре­комендации о пути следования от береговой станции на основе имею­щейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.

Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения тор­гового мореплавания, проливах .

Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проли­вов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Бал­тийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.

Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.

Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют бе­рега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специаль­ных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атланти­ческим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глуби­на от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к кате­гории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.

Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Син­гапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннаж­ным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы про­ходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Сумат­ра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом остро­вов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода су­дов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.

Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского оке­ана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значе­ния. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском бере­гу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.

Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются райо­ном активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мра­морное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.

Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Кон­венцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяют­ся только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользу­ются правом свободного прохода проливов.

После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданел­лы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие про­ливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузо­подъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повыше­нию стоимости их фрахта.

В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некото­рые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы слу­жат для Турции политическим аргументом в поддержку транспор­тировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.

На организацию движения судов существенное влияние оказыва­ют искусственные каналы , построенные для сокращения протяжён­ности морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.

Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.

Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глуби­ны 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.

Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение карава­нами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в го­лове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.

Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантичес­кий океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учиты­вая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный им­порт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.

В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.

Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринф­ский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попе­ременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.

Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проло­жен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Прохо­дит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.

Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контроли­ровался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.

По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швар­товная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 4/5 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.). Но в последнее время увеличивается доля контейнерных перевозок так называемых генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов).

Нарду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных (например, - Новороссийск, Новороссийск - Архангельск); малый каботаж - перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем более 550 млн брутто-регистровых тонн (бр-рег т) Из общего состава мирового торгового флота 1/3 судов зарегистрировано под флагами промышленно развитых стран, 1/3 – также принадлежит судоходным компаниям развитых стран, но плавает под «удобными» (дешевыми) флагами развивающихся стран, менее 1/5 – доля развивающихся стран, остальное приходится на долю стран с переходной экономикой. Самые большие флоты имеют Панама (112 млн бр-рег т), Либерия (50), Багамские острова (30), (27), (26), Кипр (23), (22), (22), Япония (17), КНР (15). Однако мировое лидерство , и весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью и западноевропейских стран (в том числе , ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Общее количество морских портов на Земле превышает 2,2 тыс, но так называемых мировых портов, т.е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 100 млн.т грузов 17 (см таблицу). Морских портов с грузооборотом 50-100 млн т – 20; портов с грузооборотом 20-50 млн. т в мире около пятидесяти.

Крупнейшие морские порты мира

Порт

Страна

Грузооборот (млн.т)

Сингапур

Сингапур

325

Роттердам

320

Новый Орлеан

США

225

Шанхай

Китай

185

Сянган

Китай

175

Тиба

Япония

170

Хьюстон

США

160

Нагоя

Япония

155

Ульсан

Р.Корея

150

Антверпен

130

Лонг Бич

США

125

Инчхон

Р.Корея

120

Пусан

Р.Корея

115

Иокогама

Япония

115

Гаосюн

115

Лос-Анджелес

США

115

Гуанчжоу

Китай

100

Анализ перечня крупнейших портов мира показывает, что значительная часть из них (11 из 17 крупнейших) расположена в Азии. Это говорит о возрастающей роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве.
Все основные морские порты подразделяются на два типа: универсальные и специализированные. Большая часть портов мира универсального типа. Но наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Специализированные порты распространены в основном в развивающихся странах. Они ориентированы на погрузку товара, являющегося предметом экспорта данной страны.

В структуре мировых морских перевозок в последние десятилетия происходили изменения: до начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (нефть, нефтепродукты и газ). В связи с кризисом доля их стала снижаться, тогда как доля сухогрузов и генеральных грузов (готовых изделий и полуфабрикатов) возрастает. Хотя необходимо отметить, что в целом объемы морских перевозок, в том числе и нефтепродуктов, растут.

Основные направления морских перевозок:

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан (1/2 всех морских перевозок), по побережью которого расположены крупнейшие морские порты зарубежной Европы и Америки (2/3 всех портов). В сформировались несколько направлений морского судоходства:

  1. Североатлантическое (крупнейшее в мире), связывающее Европу с Северной Америкой.
  2. Южноатлантическое связывающее Европу с Южной Америкой.
  3. Западноатлантическое, связывающее Европу с Африкой.

Второе место по объему морских перевозок занимает . Он пока сильно отстает от Атлантического, но имеет самые высокие темпы роста грузооборота. Потенциал этого океана очень большой. К его берегам выходит 30 государств с населением 2,5 млрд человек, многие из которых (Япония и страны НИС) имеют высокие темпы экономического развития. На берегах Тихого океана расположено много крупных портов Японии, стран Ю-В Азии Австралии, США и . Крупнейший грузопоток здесь наблюдается между США и Японией.

Третье место по объему морских перевозок занимает Индийский океан, к берегам которого выходит 30 государств с населением 1 млрд человек. Наиболее мощные грузопотоки здесь приходятся на район Персидского залива.
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские проливы ( (через него проходит больше всего судов – 800 в сутки), Гибралтарский (200 судов в сутки), Ормузский (100), Малаккский (80), Босфор (40), Баб-эль-Мандебский, Дарданеллы, Скагеррак, Полкский, Берингов, Мозамбикский, и др.), а также морские судоходные каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский).

Основные направления мировых грузоперевозок:

Нефть и нефтепродукты:

  • из стран Ближнего Востока в , США и ;
  • из района Карибского моря в США и Западную Европу.
  • из Австралии, ЮАР, США в Западную Европу и Японию.

Железная руда:

  • из в Японию;
  • из Австралии в Западную Европу и Японию.

Зерновые культуры:

  • из США, Канады, Австралии и в развивающиеся страны Африки и Латинской Америки.