Товары/Услуги

Чем отличается живое от неживого биология. Чем отличаются живые виды природы от неживых

Введение

Проблема происхождения жизни приобрела сейчас неодолимое очарование для всего человечества. Она не только привлекает к себе пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще всех людей мира.

Сейчас считается общепризнанным, что возникновение жизни на Земле представляло собой закономерный процесс, вполне поддающийся научному исследованию. В основе этого процесса лежала эволюция соединений углерода которая происходила во Вселенной задолго до возникновения нашей Солнечной системы и лишь продолжалась во время образования планеты Земля – при формировании ее коры, гидросферы и атмосферы.

С момента возникновения жизни природа находится в непрерывном развитии. Процесс эволюции длится уже сотни миллионов лет, и его результатом является то разнообразие форм живого, которое во многом до конца еще не описано и не классифицировано.

Вопрос о происхождении жизни труден в исследовании, потому, что, когда наука подходит к проблемам развития как создания качественно нового, она оказывается у предела своих возможностей как отрасли культуры, основанной на доказательстве и экспериментальной проверке утверждений.

Ученые сегодня не в состоянии воспроизвести процесс возникновения жизни с такой же точностью, как это было несколько миллиардов лет назад. Даже наиболее тщательно поставленный опыт будет лишь модельным экспериментом, лишенным ряда факторов, сопровождавших появление живого на Земле. Трудность - в невозможности проведения прямого эксперимента по возникновению жизни (уникальность этого процесса препятствует использование основного научного метода).

Вопрос происхождении жизни интересен не только сам по себе, но и тесной связью с проблемой отличия живого от неживого, а также связью с проблемой эволюции жизни.

Глава 1. Что такое жизнь? Отличие живого от неживого.

Для понимания закономерностей эволюции органического мира на Земле необходимо иметь общие представления об эволюции и основных свойствах живого. Для этого необходимо охарактеризовать живые существа с точки зрения их некоторых особенностей и выделить основные уровни организации жизни.

Когда-то считалось, что живое можно отличить от неживого по таким свойствам, как обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение, приспособляемость. Но анализ показал, что порознь все эти свойства встречаются и среди неживой природы, и поэтому не могут рассматриваться как специфические свойства живого. В одной из последних и наиболее удачных попыток живое характеризуется следующими особенностями, сформулированными Б. М. Медниковым в виде аксиом теоретической биологии:

Все живые организмы оказываются единством фенотипа и программы для его построения (генотипа), передающейся по наследству из поколения в поколение (аксиома А. Вейсмана).

Генетическая программа образуется матричным путем. В качестве матрицы, на которой строится ген будущего поколения, используется ген предшествующего поколения (аксиома Н. К. Кольцова).

В процессе передачи из поколения в поколение генетические программы в результате различных причин изменяются случайно и не направленно, и лишь случайно такие изменения могут оказаться удачными в данной среде (1-ая аксиома Ч. Дарвина).

Случайные изменения генетических программ при становлении фенотипа многократно усиливаются (аксиома Н. В. Тимофеева-Ресовского).

Многократно усиленные изменения генетических программ подвергаются отбору условиями внешней среды (2-ая аксиома Ч. Дарвина).

«Дискретность и целостность – два фундаментальных свойства организации жизни на Земле. Живые объекты в природе относительно обособлены друг от друга (особи, популяции, виды). Любая особь многоклеточного животного состоит из клеток, а любая клетка и одноклеточные существа – из определенных органелл. Органеллы состоят из дискретных высокомолекулярных органических веществ, которые в свою очередь состоят из дискретных атомов и элементарных частиц. В то же время сложная организация немыслима без взаимодействия ее частей и структур – без целостности».

Целостность биологических систем качественно отличается от целостности неживого, и прежде всего тем, что целостность живого поддерживается в процессе развития. Живые системы – открытые системы, они постоянно обмениваются веществами и энергией со средой. Для них характерна отрицательная энтропия (увеличение упорядоченности), увеличивающаяся, видимо, в процессе органической эволюции. Вероятно, что в живом проявляется способность к самоорганизации материи.

«Среди живых систем нет двух одинаковых особей, популяция и видов. Эта уникальность проявления дискретности и целостности живого основана на замечательном явлении ковариантной редупликации.

Ковариантная редупликация (самовоспроизведение с изменениями), осуществляемая на основе матричного принципа (сумма трех первых аксиом), - это, видимо, единственное специфическое для жизни (в известной нам форме ее существования на Земле) свойство. В основе его лежит уникальная способность к самовоспроизведению основных управляющих систем (ДНК, хромосом и генов)».

«Жизнь – одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития».

Итак, что такое живое и чем оно отличается от неживого. Наиболее точное определение жизни дал около 100 лет назад Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Наиболее точное определение жизни дал около 100 лет назад Ф. Энгельс: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Термин "белок" тогда ещё не был определён вполне точно и его относили обычно к протоплазме в целом. Сознавая неполноту своего определения, Энгельс писал: "Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а, напротив, ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них... Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы её проявления, от самой низшей до наивысшей".

Кроме того, есть несколько фундаментальных отличий живого от неживого в вещественном, структурном и функциональном планах. В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, - белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением. В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Устойчивость и воспроизведение есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.

Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т. д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти».

Жизнь возможна лишь при определённых физических и химических условиях (температура, присутствие воды, ряда солей и т. д.). Однако прекращение жизненных процессов, например при высушивании семян или глубоком замораживании мелких организмов, не ведёт к потере жизнеспособности. Если сохраняется неповрежденной структура, она при возвращении к нормальным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.

Однако строго научное разграничение живого и неживого встречает определенные трудности. Так, например, вирусы вне клеток другого организма не обладают ни одним из атрибутов живого. У них есть наследственный аппарат, но отсутствуют основные необходимые для обмена веществ ферменты, и поэтому они могут расти и размножаться, лишь проникая в клетки организма-хозяина и используя его ферментные системы. В зависимости от того, какой признак мы считаем важным, мы относим вирусы к живым системам или нет.

Итак, суммируя все выше сказанное, дадим определение жизни:

«Жизнь – процесс существования биологических систем (например, клетка, организм растения, животного), основу которых составляет сложные органические вещества и способные самовоспроизводиться, поддерживать свое существование в результате обмена энергией, веществом и информацией со средой.»


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов.

Урок – обобщение изученного материала по теме “Отличие живого от неживого”.

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой по биологии для 5–9-х классов коллектива авторов: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова [Биология: 5 – 11 классы: программы./ И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.]. Учебник: Сухова, Т.С. Биология: 5 – 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 176 с.: ил.).

В пятом классе уроки изучения материала темы “Отличие живого от неживого” направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской, способствующую через создание творческой атмосферы на занятии формировать такие универсальные учебные действия, как умения выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Пятиклассники учатся принимать и понимать позицию собеседника, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории, наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Использование в обучении биологии современных образовательных технологий, методов и приемов, с опорой на методологию системно-деятельностного подхода, становится эффективным инструментом познания окружающего мира и формирования понятийного теоретического мышления обучающегося основной школы.

Основные этапы урока – педагогической мастерской:

1. Индукция – это этап, который направлен “включение” чувств, эмоций, подсознания ребенка. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – все то, что способно вызвать поток ассоциаций.

2. Деконструкция – этап, на котором осуществляется работа с информационным материалом, ставится проблема и отделяется известное от неизвестного.

3. Реконструкция – это создание группами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.

4. Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников и представление всем промежуточных и окончательных результатов своего труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю-мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех обучающихся.

5. Афиширование – это наглядное представление результатов деятельности учеников и мастера. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики защищают свои творческие работы.

6. Разрыв – заранее планируется мастером. Участникам мастерской предлагается для осмысления материал парадоксального содержания. Сначала новое знание приводит мысли и эмоции учеников к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к “озарению” - “разрыву”.

7. Рефлексия – это отражение собственного мироощущения, осознание учеником собственных достижений в работе мастерской и оценка успеха группы.

ПЛАН УРОКА:

Первый этап. Индуктор

Обучающиеся рассаживаются на свои места.

У каждого на столе набор для работы: печатный текст (Приложение 1), два листа писчей бумаги (чередовать листы зеленого цвета и желтого цвета так, чтобы одна половина детей в классе получила комплекты с зелеными листами, а вторая половина – с желтыми) и карточка-мишень (Приложение 2) для рефлексии.

Приветствие учителя-мастера.

Видеоряд: фото с изображениями объектов живой и неживой природы , наложенные на музыкальный фрагмент.

После просмотра видеоряда учитель-мастер задает ученикам вопросы:

1. Что же мы с вами увидели? (ученики перечисляют)

2. Как одним словом назвать все то естественное, что нас окружает? (природа)

4. Вам легко было отличить объекты живой природы от неживых тел? (да)

5. А почему вам это удалось? (потому что нам известны признаки живых организмов).

Вот это мы сегодня с вами и закрепим.

Как же мы сформулируем тему нашего занятия? (ученики высказывают предложения).

Тема урока: Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги.

Второй этап. Деконструкция и реконструкция.

Деконструкция. Предлагается стихотворный текст. Обучающиеся, которые получили комплект с зелеными листами, выбирают из текста слова и словосочетания, которые относятся к живой природе. Те ребята, у которых комплект для работы содержит желтые листы – слова и словосочетания, относящиеся к объектам неживой природы. Слова в тексте необходимо подчеркнуть.

Реконструкция. Каждый ученик пишет свой стихотворный текст (про живую или неживую природу), используя подчеркнутые слова и свои примеры.

Третий этап. Социализация.

Обучающиеся зачитывают слова, которые подчеркнули и аргументируют свой выбор. Некоторые слова (поле, лес, луг) вызывают спор между учениками на предмет принадлежности к живой или неживой природы. Учитель-мастер помогает разрешить конфликт: эти объекты можно отнести и к живой и к неживой природе, потому что они являются примерами взаимосвязи живых организмов и неживой природы. Обсуждается вопрос о том, что живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

Четвертый этап. Афиширование.

Представление работ участников мастерской (и Мастера): ученикам предлагается прочитать свои стихотворения. Обучающиеся с выражением читают свои сочинения и вывешивают их на доску.

Пятый этап. Разрыв.

Живая природа полна тайн. В правилах природы – множество исключений. И вот одно из них. О принадлежности этого объекта к живой или неживой природе до сих пор спорят ученые. Попробуем разрешить это противоречие и мы. Предлагается видеофрагмент о вирусах.

Шестой этап. Социализация.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения о принадлежности вирусов к живой или неживой природе. В конечном итоге мы приходим к выводу, что вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Седьмой этап Афиширование.

Обобщая нашу работу, формулируем выводы.

1. Природа делится на живую и неживую.

2. Объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы тем, что они:

  • дышат;
  • питаются;
  • выделяют;
  • растут;
  • развиваются;
  • размножаются;
  • обладают раздражимостью;
  • обладают наследственностью;
  • обладают изменчивостью.

3. Живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

4. Наличие неорганических веществ в живых организмах доказывает единство природы и взаимосвязь живой природы с неживыми телами.

5. Вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Восьмой этап Рефлексия.

Оцениваем нашу работу на уроке.

Метод “Рефлексивная мишень”.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшегося взаимодействия:

  • 4-й сектор - оценка своего вклада в деятельность класса.

Каждый из участников делает отметку в каждом секторе – 4 раза “стреляет” в мишень. Если участник низко оценивает результаты, то отметка ставится им в поле “0 – 5” на мишени если выше – то в поле “5 – 10”; если очень высоко – то в поле “10” мишени.

После того как каждый из участников взаимодействия “выстрелил” (поставил четыре отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение и учитель-мастер организует ее краткий анализ.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

1) параграф 5 в учебнике, тетрадь на печатной основе параграф 5 стр. 11 задание 2, стр. 13 задания 6 и 7, стр. 14 задание 8.

2) нарисовать объекты живой и неживой природы, рисунки подписать.

ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя - мастера Деятельность обучающихся
Индуктор Начало занятия.

У каждого на столе набор для работы: печатный текст (Приложение 1), два листа писчей бумаги (чередовать листы зеленого цвета и желтого цвета так, чтобы одна половина детей в классе получила комплекты с зелеными листами, а вторая половина – с желтыми) и карточка-мишень (Приложение 2) для рефлексии.

Приветствие учителя-мастера.

Обучающиеся рассаживаются на свои места.
Демонстрирует видеоряд: фото с изображениями объектов живой и неживой природы , наложенные на музыкальный фрагмент. Внимательно смотрят видеоряд.
После просмотра и прослушивания Мастер задает вопросы:

1. Что же мы с вами увидели? (ученики перечисляют)

2. Как одним словом назвать все то естественное, что нас окружает? (природа)

3. А какая бывает природа? (живая и неживая)

4. Вам легко было отличить объекты живой природы от неживых тел? (да)

5. А почему вам это удалось? (потому что нам известны признаки живых организмов).

Активно отвечают на вопросы учителя-мастера.
Как же мы сформулируем тему нашего занятия? Формулируют тему урока: Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги.
Деконструкция и реконструкция Деконструкция. Предлагает стихотворный текст. Обучающиеся, которые получили комплект с зелеными листами, выбирают из текста слова и словосочетания, которые относятся к живой природе. Те ребята, у которых комплект для работы содержит желтые листы – слова и словосочетания, относящиеся к объектам неживой природы. Слова в тексте необходимо подчеркнуть.
Реконструкция. Предлагает ученикам написать свое стихотворение. Каждый ученик пишет свой стихотворный текст (про живую или неживую природу), используя подчеркнутые слова и свои примеры.
Социализация Предлагает зачитать слова, которые ученики подчеркнули, и аргументировать свой выбор.

Предлагает выяснить, почему некоторые слова (поле, лес, луг) подчеркнули все ребята.

Учитель-мастер помогает разрешить конфликт: эти объекты можно отнести и к живой и к неживой природе, потому что они являются примерами взаимосвязи живых организмов и неживой природы.

Обучающиеся зачитывают слова, которые подчеркнули и аргументируют свой выбор: называют признаки живых организмов.

Объясняют, что поле, лес и луг – это такие участки природы, на которых живут живые организмы, и в то же время, это почва, определенные формы рельефа, определенная влажность и т.д., что позволяет отнести эти объекты к неживой природе.

Предлагает выяснить, из каких веществ состоят объекты живой и неживой природы. Сообщают, что объекты неживой природы состоят преимущественно из веществ неорганических (сформировавшихся под действием физико-химических факторов). Объекты живой природы – из неорганических (вода и минеральные соли) и органических (углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты) веществ.
Афиширование Представление работ участников мастерской (и Мастера): ученикам предлагает прочитать свои стихотворения. Обучающиеся с выражением читают свои сочинения и вывешивают их на доску.
Разрыв Живая природа полна тайн. В правилах природы – множество исключений. И вот одно из них. О принадлежности этого объекта к живой или неживой природе до сих пор спорят ученые. Предлагается видеофрагмент о вирусах . Внимательно смотрят видеофрагмент.
Социализация Учитель-мастер предлагает найти пути для разрешения противоречия в вопросе принадлежности вирусов к живой или к неживой природе. Обучающиеся высказывают свою точку зрения о принадлежности вирусов к живой или неживой природе. В конечном итоге мы приходим к выводу, что вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.
Афиширование Обобщая работу на уроке, предлагает сформулировать выводы. Формулируют выводы:

1. Природа делится на живую и неживую.

2. Объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы тем, что они:

  • дышат;
  • питаются;
  • выделяют;
  • растут;
  • развиваются;
  • размножаются;
  • обладают раздражимостью;
  • обладают наследственностью;
  • обладают изменчивостью.

3. Живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

4. Наличие неорганических веществ в живых организмах доказывает единство природы и взаимосвязь живой природы с неживыми телами.

5. Вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Рефлексия Предлагает оценить нашу работу на уроке.

Метод “Рефлексивная мишень”.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшегося взаимодействия:

1-й сектор - оценка содержания;

2–й сектор - оценка формы, методов взаимодействия;

3-й сектор - оценка деятельности класса;

4-й сектор - оценка своего вклада в деятельность класса.

Каждый из участников делает отметку в каждом секторе – 4 раза “стреляет” в мишень. Если участник низко оценивает результаты, то отметка ставится им в поле “0 – 5” на мишени если выше – то в поле “5 – 10”; если очень высоко – то в поле “10” мишени.

После того как каждый из участников взаимодействия “выстрелил” (поставил четыре отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение.

Педагог организует краткий анализ.

Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание.

“Стреляют” по мишеням, вывешивают мишени на общее обозрение.

Начиная с первых дней существования человека разумного, этот вопрос - "что же такое жизнь?", вызывает бурные дискуссии. Религиозные учителя, философы, гуманисты, а в наше время, психологи и физиологи - все пытались, или пытаются дать определение, чем живое отличается от неживого? Попытаемся это сделать и мы.

Признаки живого

Самое сильное отличие, которое бросается в глаза - жизнь, это активная форма существования материи. Однако, тут не все так просто. Материя может проявлять физическую (например, в вашем компьютере сейчас происходит множество электрических процессов), а также химическую активность (так ведет себя сахар в чашке горячего чая - он понемногу переходит из одной формы в другую). Но, конечно же, никто не возьмет на себя смелость назвать компьютер, или чашку с чаем живыми существами!

Следовательно, жизнь это не только движение, или превращение. Живое - это ВЫСШАЯ форма существования материи, превосходящая её физическую и химическую формы. Отличительной особенностью живого является его возможность к самовоспроизводству по некоторой заданной программе. Программа эта, или инструкция помещена в генетическом коде - важном атрибуте, который есть ТОЛЬКО у живых существ. Отсюда первый вывод - жизнь обязательно должна иметь возможность передавать наследственную информацию, должна иметь генетический код. Живых существ без такого кода на Земле пока обнаружить не удавалось.

Второй важный признак живого - гомеостаз, т.е. способность организма сохранять свое внутреннее состояние. Например, если закопать в землю столб и оставить его без присмотра на некоторое время - он быстро обветшает, а может и упадет. Эта материя неживая, и подчиняется так называемому "Второму началу термодинамики", согласно которому вся материя стремится к первичному хаосу. Но с живой материей дело обстоит совсем иначе. Если рядом с нашим столбом посадить дерево - через некоторое время, оно не то чтобы обветшает, а совсем наоборот. Без всякого вмешательства с нашей стороны оно начнет расти и будет делать это на протяжении многих лет! Например, некоторые виды деревьев живут более 3000 лет, и сегодня существуют (живые!) их экземпляры, которые видели строительство греческого Парфенона. И если последний превратился в развалины, то эти растения чувствуют себя прекрасно и по сей день. Это очень хорошо демонстрирует разницу - чем живое отличается от неживого.

Следует отметить, что есть на нашей планете существа, которые трудно отнести к живой, или неживой природе. Это - вирусы. В нормальных условиях (пребывая в почве, или воде) они не проявляют никаких признаков жизни - они не делятся, не пытаются сохранить свой гомеостаз. Т.е. ведут себя как любая высокоорганизованная, но мёртвая материя (например, кристалл, или снежинка). Однако, как только они попадают внутрь живой клетки - они тут же оживают, и встраивают свой генетический код в программу клетки (именно поэтому вредоносные компьютерные программы тоже называют "вирусами" - механизм действия очень похож). Посему, между биологами до сих пор не утихают споры - куда же отнести вирусы - к живому, или неживому?

Надеемся, наше маленькое исследование было вам интересно!

Некоторые родители только запутывают в этом детей. Мне мама постоянно твердила: «Не кидай мишку, ему же больно!».Закончилось это довольно забавно – я решила, что кровать тоже живая. И отказывалась ложиться туда спать – кроватке же будет тяжело. Тут-то родители спохватились, проведя мне небольшую лекцию о том, чем живые организмы отличаются от неживых.

Живое или неживое – как же разобраться

Итак, какие же признаки живых организмов я узнала от родителей:

  • Движение.
  • Реакции на внешнюю среду.
  • Дыхание.
  • Рост.
  • Размножение.
  • Питание и выделение.

Разберусь в этом немного подробнее – на конкретных примерах.


Движение

Начну с движения. Иной раз нам кажется, что некоторые организмы не движутся. Те же цветы – смотришь на него, а он разве что от ветра качается. Сразу приходит в голову мысль о том, что где-то закралась ошибка – то ли этот признак лишний, то ли растения не являются живыми организмами.


Но цветы все-таки движутся . Можно понаблюдать за одуванчиками – во время дождя они закрывают свои головки, открывая их, только если солнышко выглядывает обратно.


Да и другие растения старательно ловят солнечные лучи. Могут даже поворачиваться на солнечную сторону. Это также можно считать примером реакции на окружающую среду – ведь растения меняют свое поведение, когда внешние условия меняются. Работает это для всего живого.


Дыхание, питание и выделение

Живые организмы могут многое – но им нужна энергия. И, как ни странно, берется она из воздуха. Это не означает, что они генерируются из пустоты. В воздухе содержатся различные газы. При помощи дыхания они попадают в организм, активизируя работу его клеток.


Человеку и животным необходим кислород. А растения, наоборот, сами выделяют его, поглощая другой газ – углекислый.

Также важный источник энергии – пища. Из нее мы получаем все необходимое, а излишки выделяются при походе в туалет.


Размножение и рост

Живые существа изменчивы . Они растут, изменяются и со временем умирают . И, конечно же, хочется передать свои гены дальше. Для этого требуется оставлять потомство – размножаться. Способы есть самые разные, но результат один – новый организм.


Живая и неживая природа по-своему важны, одна без другой существовать не могут, проведем их краткий обзор. Чем живая природа отличается от неживой ученики 5 класса узнают на уроках биологии и ботаники.

Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого, - это способность к эволюции в процессе роста.

Живая природа

Клеточные организмы делятся на 4 царства:

  1. Бактерии - это простейшие организмы, не имеющие ядра, питаются через мембрану или оболочку. Используются для изготовления закваски. Болезнетворные разновидности приносят вред здоровью.
  2. Растения - их клетки содержит хлоропласты, в которых происходит процесс фотосинтеза, благодаря чему растения получают питание и растут.
  3. Грибы - по своему строению сходны одновременно и с растениями, и с животными. Питаются готовыми веществами, поглощая их из окружающей среды.
  4. Животные - двигательная активность появилась у них благодаря сложному строению клеток, которые без внешней оболочки весьма подвижны.

Особенности живых организмов:

  • имеют сложный состав, в который включены органические соединения;
  • способны размножаться;
  • внутри у них происходит процесс обмена веществ, от которого зависит жизнь;
  • умение двигаться, вести определенную деятельность.

Признаки живой природы - это способность::

  • питаться,
  • дышать,
  • расти,
  • накапливать энергию,
  • размножаться,
  • выделять ненужные вещества.

Неживая природа

Самые важные объекты неживой природы:

  • воздух,
  • вода,
  • земля,
  • солнце, планеты, звезды.

Все неживые объекты принято делить на три группы:

  1. Твердые тела: горы и камни, минералы и песок, планеты, ледники и все остальное, что имеет твердую текстуру.
  2. Жидкие субстанции: вода от моря до капли росы, а также лава.
  3. Газообразные тела: воздух, пар, звезды.

Признаки неживой природы - это отсутствие физиологических процессов:

  • движения,
  • питания,
  • дыхания,
  • размножения..

По сути, они вечны, если не брать во внимание временную коррозию или стихийные бедствия.

Один из признаков отличия живого от неживого - это способность к размножению или воспроизводству себе подобных. Камень не может иметь потомство, только разбивается на несколько маленьких камешков.

Важность природы в целом

Что важнее - живая или неживая природа? Этот вопрос является некорректным, потому ответ на него нельзя найти ни в одном источнике. Оба вида природы связаны между собой, не могут существовать по отдельности. Неживая породила живую, которая продолжает свое существование.

Из всего многообразия объектов особенно важными для жизни считаются:

  • почва. Спустя миллионы лет после образования земли, она стала плодородной, тогда выросли на ней первые растения. В ней происходят важные процессы, появляются полезные ископаемые и накапливаются питательные вещества для живых организмов;
  • воздух - животные и растения дышат, кислород необходим для правильного функционирования организмов;
  • вода - без нее невозможна жизнь на планете, в воде зародились кислород и первые одноклеточные организмы. Это питательная среда для растений, у животных - необходимый элемент в рационе;
  • солнце - еще одна составляющая, которая причастна к зарождению жизни и дальнейшему ее развитию. Свет и тепло, которое производит солнце, жизненно необходимы всем обитателям Земли.

Отличительные черты

Живые организмы отличаются от неживых на молекулярном уровне:


Полезное видео

Подведем итоги

Отличие живого и неживого существует, но и точек соприкосновения очень много.. Тонкая грань, зачастую, попросту стирается. Все процессы находятся в постоянной взаимосвязи. Так, рыбы погибая в воде, разлагаются и насыщают ее необходимыми микроэлементами, которые делают комфортным проживание других живых организмов. Погибшие растения обогащают землю, которая отдает питательные вещества новым представителям флоры, а также грибам и мелким насекомым.