Энергетика и электротехника

Варианты подшывки карнизов крыши. Подшивка свесов крыши – чем и как отделать кровельный карниз своими руками Как подшить лобовые планки на карнизах кровли

  • Разновидности карнизов
    • Подшивка карниза по стропилам
    • Отделка карниза софитами
  • Заключение

Построить свой дом мечтает каждый. Но строительство жилого сооружения - сложный и требующий определенных навыков процесс. Заключительным этапом возведения дома считается монтаж кровли, здесь так же нужны немалые умения и знания - чтобы крыша не протекала, нормально вентилировалась и прослужила долго, необходимо тщательно рассчитать все ее параметры, выбрать качественные материалы.

А вот обустроить карниз крыши можно и своими руками - это вполне реально. Для того чтобы понять, как правильно это сделать, необходимо ознакомиться с типами карнизов и выбрать материал для обшивки свеса.

Разновидности карнизов

Большинство современных домов имеют двухскатные крыши. При такой конструкции строение имеет две боковые стены и две фронтальные. Причем, боковые расположены с тех сторон, куда спускаются стропильные ноги кровли, а фронтальные - не имеют свесов.

Обустраивать карнизы необходимо и со стороны боковых стен, и над фронтальными тоже. Ведь свесы выполняют целый ряд функций:

  • украшают дом, закрывая стропильную конструкцию;
  • защищают крышу от ветра, холода и влажности, проникающих через открытые концы стропил;
  • являются частью вентиляционной системы подкровельного пространства: через отверстия в карнизах воздух проникает под крышу, проветривает слои тепло- и гидроизоляции, а затем выводится через конек;
  • закрывают верхнюю часть стен от ветров и косых дождей, предотвращая намокание дома.

Важно! Есть конструкции крыш, не предусматривающие устройство карнизов, существуют и укороченные варианты свесов. Однако для большего теплосбережения внутри дома и защиты его от влажности лучше все-таки оборудовать крышу карнизами.

У четырехскатных (вальмовых) крыш фронтальный карниз отсутствует, ведь здесь стропила выходят на все четыре стены дома. В двускатных крышах фронтальный карниз является боковым скатом наклонной кровли. Выполняют такой свес, закрепляя на стропилах несущие перекладины, которые выступают над стенами.

Часто можно встретить конструкцию, при которой свес является продолжением обрешетки, которая набивается на слой пароизоляции. Тогда карнизная доска крепится прямо на доски обрешетки.

Боковой карниз образовывают стропила, выступающие за пределы стен. Такие свесы есть у всех скатных крыш, их размеры могут быть разными, нормой считается карниз от 40 до 70 см. Для обустройства свеса нижние части стропил подрезаются в один размер и соединяются доской, к которой впоследствии будет крепиться обшивка карниза.

Очень важно в процессе подшивки карниза соблюдать режим вентиляции кровли. Если этого не сделать, теплый воздух начнет конденсироваться в воду, тем самым нанося вред материалам «кровельного пирога» и стен дома.

Внимание! Отверстия для вентиляции должны быть только у боковых свесов, тогда как фронтальные карнизы подшиваются наглухо.

Чем выполняется подшивка карниза кровли

Своими руками подшить карниз крыши можно с помощью нескольких материалов - на сегодняшний день их ассортимент достаточно велик. Выбирая обшивку, нужно руководствоваться не только эстетическим фактором, но и длительным сроком службы материала - он должен примерно равняться эксплуатации самой крыши.

Из наиболее часто применяемых для подшивки свесов материалов можно отметить:

Варианты подшивки карнизов крыши

Есть два популярных среди кровельщиков способа подшивки карнизов:

Подшивка карниза по стропилам

Этот вариант применим только для крыш с небольшим углом наклона скатов. Самая большая сложность такого способа заключается в неравномерном размере стропильных ног. Чтобы карниз получился ровным и аккуратным, края всех стропил должны образовывать одну плоскость.

Если подрезать стропила в один размер не получается, необходимо воспользоваться дополнительной доской, которая крепится к нижнему краю стропил, перпендикулярно стене дома. Длина доски должна соответствовать расстоянию от стены до выступающего края стропила.

Сначала крепят доски к крайним стропилам одного ската, затем между ними натягивают веревку и относительно нее монтируют доски к остальным стропилам. Обшивают такой каркас с использованием металлических уголков и шурупов.

Подшивка карниза крыши по коробу

Этот вариант идеально подходит для крыш с большим углом ската. Для обустройства свеса к нижнему краю стропил необходимо закрепить доску шириной около четырех сантиметров. Другая сторона доски фиксируется на стену дома, вернее на предварительно установленную там вертикальную планку. Вместо этой поддерживающей планки можно использовать брус, который горизонтально фиксируют к стене дюбелями.

В итоге должен получиться каркас треугольного сечения, который после обшивки будет напоминать закрытый со всех сторон короб. Посмотреть на готовые варианты конструкций можно на фото или видео.

Важно! Крепить элементы карниза необходимо с помощью шурупов и уголков, гвозди в этом случае лучше не использовать - каркасу нужна хорошая жесткость.

Отделка карниза софитами

Рассмотрим наиболее современный способ подшивки карниза крыши своими руками - обработку свеса виниловыми софитами. Выполнять работу необходимо в такой последовательности:

Подробнее рассмотреть монтаж софитов можно с помощью видео:

Заключение

Нет принципиальных отличий в подшивке свесов софитами или доской, вагонкой, сайдингом. Начинающему кровельщику может пригодиться видео с пошаговым описанием каждого этапа работы по обшивке, а так же, фото готовых конструкций.

    Карниз крыши и его устройство

    Двухскатные крыши частных домов

    Окна на двускатной крыше

    Дом с ломаной крышей

Свес крыши зачастую планируют отделать потом или вовсе упускают этот этап. Однако такая несложная манипуляция не только придаст крыши эстетический завершенный вид, но и поможет надежнее зафиксировать другие элементы конструкции. Если нет желания слишком заморачиваться, тогда можно прибегнуть к одной из наиболее простых и доступных операций – подшивке свесов крыши.



Очень быстро, без особых усилий и специальных навыков можно самостоятельно закончить отделку всего дома. После чего преобразится как крыша, так и дом в целом. К тому же вся конструкция станет более крепкой, а фасад будет защищен от лишних солнечных лучей и осадков. Ниже подробно рассмотрим: что такое подшивка свесов крыши, как она делается, и какие понадобятся материалы.

Свесы крыши: основное предназначение

Свес или стреха – это нижняя часть крыши, обязательно выступающая за стены дома. Другими словами, дополнительный козырек над домом. Они выполняют защитную функцию. Во-первых, свесы защищают от летних солнечных лучей. При этом зимнее солнце прогревает помещения. Во-вторых, они защищают внешние стены и фундамент от затекания. Да и снег или сосульки не упадут на голову. Как правило, их ширина варьируется 40 см до 1 метра.

Считается, что эта часть дома не нуждается в обязательной подшивке. Но стоит учесть, что в таком случае увеличиться парусность конструкции, сильный порыв ветра может сорвать стреху. И еще это зависит от того, как устанавливались свесы. В некоторых случаях их специально не подшивают, чтобы было видно декоративные опоры, которые служат частью экстерьера. Тогда работа делается максимально аккуратно. А вот грубую работу лучше запрятать под подшивкой, чтобы друзья и соседи каждый раз не тыкали пальцем в сторону крыши. Также подшивка улучшит теплоизоляцию дома.

Разновидности свесов: карнизный и фронтальный

Всего существует два вида стрехи: это могут быть карнизные или фронтальные. Карнизным принято называть вариант конструкции, когда свес формируется нижней частью уклонной крыши. Фронтальный свес формируется боковой частью ската.

Свес крыши карнизный

Данный тип конструкции дополняет нижнюю часть уклонной крыши. Он разработан таким образом, чтобы воздух мог попадать выше под крышу. Как правило, это срабатывает на чердачных вариантах крыши. У мансардных типов крыши воздух просачивается через воздушную прослойку кровельного пирога (система из нескольких слоев кровельного материала), вплоть до конька, вентилируя всю кровлю.

Если не предусмотреть каналы для воздуха, то процесс вентиляции будет вовсе невозможным, что крайне плохо. Подшивка не должна делаться «наглухо». Но сделать ее все же стоит. В противном случае есть риск, что под кровлю проберутся мыши, птицы, насекомые или другая живность. Да и стропила тогда придется тщательно обработать водоотталкивающей краской, иначе со временем влага подпортит их.

Это важно! Подшивка карнизного свеса должна иметь систему вентиляции.

Существует несколько способов вмонтировать вентиляционную систему:

  1. Элементарнее всего оставить мелкий зазор между стенами дома и подшивкой. Для профнастила минимальная толщина щелей составляет 6 мм, максимальная – 12 мм. Зазор под вагонку или сайдинг должен быть 10-15 мм.
  2. Существуют специальные решетки, обеспечивающие попадание воздуха, которые вставляются непосредственно в обшивочный материал. Их можно использовать практически со всеми видами подшивки.
  3. В тех случаях, когда свес обшивается досками, просто оставляет небольшие щели (5-10 мм) между ними.
  4. В софитовой панели можно проделать небольшие отверстия, которые будут служить для проветривания всей крыши.

На заметку мастеру. Совет 1: совокупность отверстий для проветривания должны быть не менее 1/500 от общей продуваемой площади. При работе с кровлей из битума или фальцевого типа, ширина отверстий должна быть больше, чем для глиняной черепичной кровли, так как она имеет способность «дышать».

На заметку мастеру. Совет 2: вентиляционные отверстия нужно обязательно прикрывать решеткой (в случае со щелями – сеткой). Иначе отверстия быстро забьются насекомыми, мелкими животными, пылью или чем-либо еще.

Свес крыши фронтальный

При использовании фронтальной системы, свес формируется боковой частью ската, находящейся под уклоном. Что выключает проблемы с вентиляцией. Зато сильный ветер или влага могут повредить конструкцию. Чаше всего в таких случаях страдает утеплитель. Если он пропитается влагой, то не будет выполнять свою функцию.

Это важно! При работе с фронтальным навесом необходимо все делать герметично.

Свес крыши: обработка кромки

Оба вида свесов имеют открытые элементы со стороны торцов. У фронтального свеса незащищенными являются торцы обрешетки, а у карнизного это торцовые части стропил. Чтобы надолго пролить жизнь всей конструкции эти части следует обработать. Карнизные свесы еще нуждаются в установке дополнительных дорожек водостока вдоль них. В предоставленном случае защита торцевой области и будет отделкой кромки. Защитный слой изготовляется в зависимости от используемого материала кровли. Обычно производители помещают в упаковку специальный набор для защиты кромки.

Перед установкой подшивки необходимо провести еще одно действие: все выпирающие стропила и кобылки следует вертикально обрезать (строго по одному контуру). При этом дистанция от стены должна быть одинаковой, это важно. После торцы стопил нужно соединить обвязочной деревянной панелью, на которой после прибивается лобовая доска. Чаще всего применяют металлическую доску. Металлическая, керамическая или битумная черепица, включают в комплект лобную доску. Если такой нет под руками, тогда можно изготовить ее самостоятельно из дерева. Только доску придется тщательно обработать водоотталкивающим составом, поскольку на нее будут устанавливать водосточные дорожки.

Процедура обработки фронтального свеса происходит следующим образом:

  • Вначале все торчащие доски обрешетки нужно обрезать. Важно, чтобы контур обреза был поперечным стене.
  • Следующим этапом будет монтаж торцевой панели. Доску из дерева или металла прибиваем к торцу бруса конька и выровненным кромкам обрешеточной конструкции.
  • В конце торцовую область доски следует накрыть материей для кровли. Длина листа кровли должна соответствовать длине карниза.

Самые популярные варианты подшивки стрехи

Свес крыши можно подшить по-разному. Для этого придумали очень много способов: параллельно или перпендикулярно стрехе, с использованием цельных листов или отельных планок, применить те или иные материалы, крепежные системы. Но это все вариации двух основных методов подшивки.

Свес крыши: подшивка непосредственно по стропилам

Этот способ является самым легким. Только есть один нюанс: нижние концы стропил должны иметь одну общую плоскость. Как правило, этим методом подшивают конструкции для крыш с небольшим уклоном (до 30 градусов) и вынос должен быть 40-50 см. Крепим к стропильным стойкам обрешетку. Для ее изготовления подойдут любые деревянные дощечки или брусья. Подшивочные панели можно прикрутить поперечно стене, по торцовой части стропил, либо перпендикулярно поверхности стропил. Смотреть нужно по ситуации.

Пошивка горизонтальным способом

Этот способ идеально подходит для крыш с крутым уклоном. Процесс установки занимает значительно меньше времени и материал экономней используется. Для этого понадобится несколько кусков брусьев, из которых нужно скрутить небольшую конструкцию, именуемую коробкой. Далее, она крепится к стропилам и стене (вверху и внизу). Для того чтобы брызги воды, попавшие на свес легки стекали. Брус, который на стене должен быть на 1 см выше от бруса на стропилах. После чего между углами крыши и дома прибиваются доски. Здесь есть важный нюанс: если свес более 45 см, тогда в середине нужно будет установить дополнительный продольный брус. Другие продольные брусья нужно усилить брусками, закрепив их гвоздями перпендикулярно поверхности стены.

Фронтовой свес подшивается исключительно по обрешетке

Свес крыши может отделываться любым способом. Дощечки или брусья крепятся непосредственно на обрешетку. После этого к ним крепятся обшивочные планки.

Выбираем материал для подшивки

Материал можно выбрать под свое усмотрение. Единственное, что нужно выбирать его под стиль дома. Потому что белый пластик никак не будет сочетаться с деревянным домом.

Какая доска лучше подойдет?

Предпочтение лучше отдать строганной доске хвойной породы, а если такой нет, то можно использовать и обрезную любой породы. Ширина доски должна быть в пределах 50-250 мм и толщиной 17-22 мм. Не помешает обработать доски краской или лаком. В идеале перед монтажом доски должны полежать 25-30 дней под навесом на улице. Тогда они будут иметь оптимальную степень влажности.

Во время обшивки важно не забыть оставить зазоры (10-15 мм) между досками, чтобы воздух мог циркулировать. При перпендикулярном монтаже доски крепятся с двух сторон. Когда свес больше обычного, можно добавить по центру третий шуруп. Если монтаж параллельный, тогда доски фиксируются через 1 метр.

Доска – материал относительно недорогой. Кубометр будет стоить от 6000 руб.м3.

Вагонка деревянная

Вагонка имеет одно большое преимущество перед доской – она обработана антисептиком. Существует влагостойкая разновидность вагонки. Учитывая, что она будет использоваться на улице, лучше выбрать именно такую. Перед монтажом вагонка тоже должна пробыть 25-30 дней под навесом на улице. В остальном установка вагонки проходит так же, как доски. Только воздушные зазоры оставлять не придется. При работе с вагонкой можно использовать специальные вентиляционные решетки. Ставятся они с промежутком в 1,5 м.

Вагонка стоит от 300 рублей за м.кв.

Поливинилхлоридный (ПВХ) сайдинг

Сайдинг обязательно должен быть влагостойким. Делать подшивку, используя сайдинг очень удобно. Поскольку к нему можно приобрести различные крепежные системы, уголки, воздушные решетки и все что может понадобиться.

Свес крыши отделывается планками, установленными перпендикулярно стенам. В зависимости от ширины стреха, крепятся они в нескольких местах (2-3-4). Монтировать планки вдоль стены не желательно, так как материал этот не такой грубый, как дерево, поэтому они могут прогибаться, либо понадобиться значительное количество креплений.

Квадратный метр ПВХ планок – от 250 рублей.

Профнастил (профлист)

Главным преимуществом этого материала есть то, что процесс монтажа занимает немного времени, поскольку он кладется большими листами, а крепится по тому же принципу что и доска. Высота профиля профнастила может разниться от 8 мм до 20 мм. Во время подшивки следует оставлять зазор 6-12 мм. Для вентиляционной системы существует специальная решетка.

Квадратный метр обойдется в 500 рублей.

Листовой металл

Состав металлических листов может отличаться. Среди них встречаются листы из оцинкованной или полимерной стали, медные и алюминиевые. Длина таких листов до 6 метров. Вентиляцию сделать можно с помощью специальной решетки либо перфорированных кусочков металла. Стальные листы необходимо обработать антикоррозийным покрытием в местах разрезов. Алюминий и меди в этом не нуждаются. Недостатком металлических листов является то, что их достаточно трудно резать. Понадобиться специальный инструмент.

Цена одного квадратного метра от 300 рублей.

Фанера и ОСП

Выбирая листы фанеры для свесов, используют марки с водостойкими свойствами. Материал это достаточно жесткий, поэтому позволяет использовать для монтажа большие плиты. Однако придется собрать деревянную коробку из брусков, к которой через каждые 1-1,5 м будут прикручиваться листы фанеры. Для вентиляции в листы вшиваются готовые решетки. Фанера выглядит не слишком привлекательно, поэтому готовый свес желательно покрасить.

Фанера обойдется в 350 рублей за квадратный метр, ОСП от 600 рублей.

Подшивка свесов софитом – самый быстрый и долговечный способ

Софитами принято называть планки, изготавливаемые под подшивку свесов, поэтому работа с ними самая удобная. Их производят из различных материалов: металлические (медь, алюминий, сталь), ПВХ. Которые имеют широкую цветовую палитру и богатую фактуру, позволяя тем самым подбирать софиты под любое оформление дома.

Комплект софитов состоит из таких элементов:

  • Панели софитные.
  • Планки лобные (фаски).
  • Профили с пазами J-образной формы.
  • Конечные планки.

Многие производители занимаются выпуском софитов и их комплектующих, поэтому они могут отличаться по внешнему виду.

По характеристикам софитные панели бывают с одной прослойкой, двойной, тройной, перфорированные (карнизные) и сплошные (для фронтовых работ). Установить софиты сможет любой человек, имеющий минимальный опыт работы с деревом, крепежом и строительными инструментами. Нужно нарезать панели и установить их перпендикулярно стене дома.

Планки из ПВХ продаются по цене 600-700 рублей за метр квадратный. Остальные в несколько раз дешевле.

Таблица стоимости панелей для подшивки свесов

Подшивка софитов своими руками: подробная инструкция

Строго стандарта комплектации софитов не существует, поэтому процесс установки может немного отличаться. Перед монтажом обязательно следует ознакомиться с инструкцией. Ниже будет рассмотрен процесс установки на примере виниловых софитов.

Как правило, софиты устанавливаются горизонтально, однако в некоторых случаях используется продольное крепление по стропилам. Горизонтальный крепеж предполагает сооружение специального обрешеточного каркаса. Инструкция по ее изготовлению есть выше в тексте. После на обрешетку крепятся все остальные элементы для монтажа.


Видео Как сделать свес крыши софитами

1.
2.
3.
4.

Закончив возведение кровельной конструкции, необходимо осуществить подшивку ее свесов. Подшивка свеса кровли – это заключительный этап, в результате которого, внешнему виду дому придается завершенность.

Конструкция подшивки двускатной крыши предполагает сооружение элементов для вентиляции подкровельного пространства. Не стоит забывать и о креплении водосточной системы. Для подшивки свесов используются различные материалы. К примеру, подшивка свесов крыши профлистом.

Подшивка свесов кровли: особенности

Итак, для подшивки свеса крыши можно использовать следующие виды материалов:


Какой должен быть свес крыши: подшивка и каркас

Завершив установку кровельной конструкции – можно приступать к процессу обшивки свесов.

При этом нужно помнить о двух вариантах конструкции:


Подшивка карнизного свеса софитом, детали на видео:

Размеры свесов крыши из профнастила и их установка

Алгоритм действий при работе с этим материалом следующий:

  • При помощи саморезов профнастил прикручивается к каркасу вдоль стены и карниза.
  • Определяется место стыка материала и стены – монтируется лобовая планка и внутренний уголок. Последний прикручивается к профнастилу, а лобовая планка – к аналогичной доске.
  • На внешних стыках профнастила крепится наружный уголок.
  • По фронтону происходит крепеж профнастила – вдоль крайней кромки свеса и рядом со стеной, где расположен

Роль качественной крыши в создании комфортной атмосферы в доме трудно переоценить. Хорошая, правильно собранная крыша защищает жилые помещения от любых погодных явлений и снижает теплопотери всего здания. При монтаже крыши нужно уделять внимание не только основным ее элементам, но и небольшим деталям – например, карнизам, которые продлевают срок службы кровли и увеличивают ее надежность. О том, как сделать карниз крыши своими руками, и пойдет речь в этой статье.

Устройство и назначение карниза крыши

Карниз кровли – это продолжение скатов в нижней их части. Карнизы формируются на этапе монтажа стропильной системы одним из двух способов: первый предполагает увеличение длины стропильных ног и их вынесение за пределы кровли, другой требует установки специальных кобылок. Верхняя часть карниза закрывается кровельным покрытием, а нижняя обшивается различными материалами. Именно устройство карнизного свеса крыши мы и рассмотрим в этой статье.


Собранный своими руками карниз крыши дома выполняет следующие функции:

  • Защита стен здания от влаги . Карнизы свешиваются над верней частью коробки здания, закрывая стены от стекающей с крыши воды и грязи. Это позволяет продлить срок службы конструкции и сохранить ее визуальные качества.
  • Защита фундамента здания от подмывания . Карнизные свесы выходят за пределы кровли и периметра фундамента, поэтому вода и снег, устремляясь вниз с крыши, падают на некотором удалении от здания. В результате отмостка и фундамент здания получают неплохую защиту от размытия.
  • Повышение визуальных характеристик здания . Свесы карнизов придают всей кровле законченный вид. Правильно подобрав материалы и немного подумав над дизайном карнизов, можно добиться весьма гармоничной архитектурной картины.


Монтаж карниза крыши требуется в обязательном порядке при монтаже любого типа кровли. Конечно, визуальными характеристиками иногда можно пренебречь, но практические функции карнизов слишком важны, и игнорировать их нельзя.

Виды карнизов кровли

Перед тем, как выполнить монтаж карниза крыши своими руками, нужно изучить все их виды, особенности и технологию монтажа. Когда теоретические аспекты будут изучены, останется лишь воплотить спроектированную задумку в жизнь – а это достаточно просто, учитывая незамысловатость конструкции карнизов.


Все карнизы делятся на две основных категории:

  1. Фронтонные . Как понятно из названия, данный вид карнизных свесов монтируется на сторонах с фронтонами. Необходимо понимать, как сделать карниз на фронтоне правильно. Длина фронтонных карнизов обычно невелика, а их формирование происходит за счет элементов обрешетки и лобовой доски, обеспечивающей карнизу необходимую форму.
  2. Карнизные . Такие карнизы располагаются под скатами крыши. Карнизными свесами принято считать участки крыши, которые выходят за пределы периметра стен. Длина карнизных свесов достаточно велика – эти элементы необходимы для защиты стен от воздействия стекающей с крыши воды.


Перед тем, как сделать карниз дома своими руками, нужно рассчитать приходящуюся на него нагрузку. Свесы располагаются в нижней части ската, поэтому снеговая нагрузка на них минимальна, но есть дополнительные элементы (например, водосточная система или снегозадержатели), которые меняют распределение нагрузок.

Способы формирования карнизов - как можно сделать

Для обустройства карнизных свесов можно воспользоваться одним из следующих способов:

  1. Удлинение стропил . Этот способ отличается предельной простотой. Карнизы в данном случае формируются за счет длинных стропильных ног, края которых выступают за пределы скатов. Чтобы увеличить длину свеса, достаточно подобрать для стропил брусы большей длины. Основная проблема такой конструкции заключается в увеличении веса стропильной системы, которая сильнее воздействует на фундамент.
  2. Удлинение стропил кобылками . Такой способ формирования карнизных свесов несколько сложнее предыдущего, но тоже очень прост. В данном случае края стропил удлиняются при помощи кобылок – наращиваемых элементов, которые обычно делаются из более тонких досок. Использование кобылок позволяет уменьшить общий вес конструкции.


Выбор способа формирования карниза зависит от параметров кровельной конструкции и длины скатов. Если планируемая длина скатов составляет менее 6 м, то вполне можно использовать метод удлинения стропил – стандартных 6-метровых досок будет вполне достаточно, а их суммарный вес не перегрузит крышу. Во всех остальных случаях будут вполне целесообразными кобылки.

Выбор размера карниза дома

Чтобы карниз крыши из металла мог эффективно выполнять свои функции, необходимо правильно рассчитать его размер. Слишком узкий карниз обязательно станет причиной сокращения срока службы основного элемента здания – фундамента.


Подбирая длину карниза, нужно отталкиваться от следующего ряда факторов:

  • Климатические условия . Количество осадков нужно учитывать в первую очередь. Зависимость размеров карниза от уровня осадков прямая – для более снежных регионов нужен свес большей длины. Минимальный вынос карниза за пределы скатов составляет около 50 см. Максимальная длина свеса не ограничивается, но делать ее больше 1 метра бессмысленно – таких размеров хватит для самых снежных регионов.
  • Угол наклона скатов . Для крутых скатов требуются более широкие карнизы – вода и снег в таком случае падают на небольшом расстоянии от стен, поэтому их нужно защищать. Если же скаты расположены под небольшим углом, то карниз может быть и поменьше.
  • Пропорции здания . Большая ширина карниза крыши дома в сочетании с пологой кровлей визуально делают дом более низким. Карнизы небольшой ширины, установленные на крутой кровле, дают обратный эффект – здание в итоге кажется более высоким.

Как обшить карниз своими руками

Готовые карнизные свесы необходимо подшить – это позволит всей конструкции полноценно выполнять свои функции и хорошо выглядеть. Перед тем, как обшить карниз крыши, нужно определиться с технологией этого процесса и выбрать подходящий материал.


Подшивка карниза крыши своими руками может выполняться по двум технологиям:

  1. Прямая подшивка . Такой метод подшивки подразумевает создание короба, который расположен под прямым углом относительного стены здания. Именно к этому коробу и крепится материал обшивки. Данный способ довольно прост, но требует дополнительных затрат на стройматериалы.
  2. Диагональная подшивка . Карнизы подшиваются так, чтобы материал обшивки располагался параллельно скатам крыши. Такой способ отлично подходит для подшивки крутых крыш с небольшой длиной ската. Усилий для диагонального метода требуется больше, чем для прямой подшивки, но в большинстве случаев они будут оправданы.


Основа для карнизных свесов закладывается в самом конце работ по монтажу стропильной системы. Когда обрешетка готова, стропила выравниваются по одному уровню, после чего к ним можно крепить ветровую доску.

Материалы для монтажа карниза

Подшивка карниза кровли может выполняться при помощи следующих материалов:

  1. Доски . Для подшивки карнизных свесов очень часто используются обычные обрезные доски. Достоинства этого материала очевидны – небольшая стоимость, малый вес и простота монтажа. Впрочем, есть и недостаток, причем существенный – деревянные элементы подвергаются воздействию влаги и активно гниют. Чтобы подшивка прослужила хотя бы какое-то время, ее нужно регулярно покрывать защитным слоем краски, и даже в этом случае дерево будет разрушаться, поэтому через несколько лет придется подшивать карнизы заново.
  2. Сайдинг . Подшивка карниза сайдингом – решение очень хорошее. В арсенал достоинств данного материала входит простота монтажа, способность выдерживать любые погодные факторы, длительный срок службы и хорошие визуальные показатели. Основной проблемой, возникающей при использовании сайдинга, является нарушение вентиляции кровли, из-за чего стропильная система начинает разрушаться.
  3. Софиты . Софиты – это материал, разработанный специально для подшивки карнизов. Отличительная особенность софитов – перфорированная поверхность, которая пропускает воздух, но препятствует прохождению влаги. Учитывая важность вентиляции для сохранения кровли в рабочем состоянии, такому материалу стоит отдать предпочтение. К тому же, большая ширина софитов существенно упрощает монтаж.

Заключение

Сделать карниз дома своими руками несложно – достаточно лишь разобраться в их видах, подобрать оптимальный материал и изучить технологию монтажа. Грамотно созданные карнизные свесы с хорошей вентиляцией будут надежно защищать кровлю от преждевременного разрушения.

Когда монтаж кровельного покрытия подошел к концу, начинаются работы по обшивке свеса крыши. Выполняется это не только для обеспечения вентиляции кровли и защиты фасада, но и для придания окончательного внешнего вида зданию. Край крыши играет особую роль в эффективном функционировании всей кровли. Что такое карниз крыши? Как сделать карниз крыши? Как подшить карниз? Ответы на эти вопросы крайне важны для тех, кого ждет подшивка карниза крыши своими руками, поэтому их рассмотрению стоит уделить особое внимание.

Вариантов подшивки карнизов крыши сейчас имеется множество, но перед этим стоит напомнить, что это такое – карниз. Карнизный свес представляет собой выступ стропил за пределы фасада строения. Он бывает простым и с выносом. Первый вариант более прост в исполнении, но при сильных ветрах он может достаточно шумно гудеть, у свесов с выносом таких проблем не возникает. Имеется 2 вида карнизного свеса – фронтальный и боковой.

Фронтальный карниз крыши

Этот вид свеса отлично защищает фасад дома. Он представлен в виде боковых краев наклонных скатов кровли, у вальмовой крыши их соответственно нет. Устройство фронтального свеса стандартной двухскатной крыши создается путём выпуска закрепленных на стропилах несущих перекладин. Достаточно часто можно видеть фронтальный карниз, образующийся досками обрешетки, которые кладутся на пароизоляцию под материал кровли. На них укрепляется карнизная доска, в дальнейшем обшиваемая софитом либо профнастилом.

Боковой карниз крыши

Все наклонные кровли имеют боковой свес. Он выполняется при помощи стропил, выдающихся за пределы стены здания. Расстояние их выступа высчитывается из ширины отмостки и высоты дома, обычно оно составляет около 0,5-0,7 метра, иногда встречаются и скосы более узких размеров. В данном случае стена строения обязательно должна быть хорошо защищена от ветра, потому что иначе под косым дождем ей будет не избежать сильного намокания. Другой вариант исправить положение – это установка кобылок, так можно нарастить длину стропил. Подобный процесс крайне трудоемок, и при уже законченной крыше мало кому захочется заново ее вскрывать и все переделывать. Так что особенно важно еще на начальном этапе строительства предусмотреть нужный размер свеса кровли. Между собой соединяются стропила досками на всю длину карниза. В последствии они закрываются облицовочным материалом.

Выбор материалов для подшивки карнизов крыши

Как выглядит сайдинг для крыши? Как осуществляется отделка карниза крыши сайдингом? Что стоит учитывать, перед началом работ на крыше? Это лишь малая часть вопросов, которые задают себе люди перед выбором материала для облицовки. Сегодня на рынке присутствует огромный ассортимент всевозможных материалов, с помощью которых осуществляется отделка карниза. У каждого из них есть свои достоинствами и недостатками, но защитить от влажности, обеспечить утепление и вентилирование кровли все они могут в полной мере.

Важно! При выборе того или иного материала стоит обращать внимание не только на его красивый внешний вид, также необходимо учитывать и продолжительность эксплуатационного срока.

Профнастил

Данный материал представляет собой оцинкованную сталь с полимерным покрытием различных цветов. Хорошо устойчивый к перепадам температур и механическим повреждениям, профнастил имеет необходимую жесткость и способен выдерживать значительные ветровые нагрузки. Для обеспечения эффективной вентиляции выполняется зазор в высоту волны между профнастилом и стеной здания.

Софиты

Этот материал предназначен специально для подшивки карниза на кровле. Это, по сути, пластиковые панели, которые внешне напоминают сайдинг, но в них уже имеются вентиляционные отверстия. А обшивка карниза сайдингом сейчас очень распространена. К тому же от обычного сайдинга отличаются они тем, что в их состав входят ультрафиолетовые стабилизаторы, защищающие покрытие от негативного воздействия солнечных лучей.

Стоит рассмотреть различные материалы, использующиеся для изготовления софитов:

  • Медные софиты . Этот внешне эстетичный и презентабельный материал достаточно долговечен, но и цена у него выше, чем у большинства схожих материалов. Софиты из меди хорошо устойчивы к огню и прочны, что еще больше располагает к их выбору.
  • Алюминиевые софиты . Как и положено изделиям из данного материала, софиты из алюминия имеют малый вес, также они огнестойкие, эластичные, их легко заменить при ремонте. Благодаря высокой стойкости краски, насыщенность цвета таких софитов не меняется под воздействием ультрафиолетовых лучей. Недостатком их выступает лишь скудность цветовой гаммы – она включает лишь белый и коричневый цвета.
  • Оцинкованные софиты . Они не нуждаются в дополнительном уходе и крайне долговечны, прочны, к тому же эти софиты не боятся огня и влаги. Вес у них достаточно большой, поэтому установка таких софитов займет больше времени.
  • Виниловые софиты . Это дешевый и наиболее популярный для подшивки кровельных карнизов вариант софитов. Они имеют небольшой вес, отлично защищают от влияния внешней среды, визуально привлекательны, легко устанавливаются, а еще создают полотно без швов, тем самым обеспечивая оптимальную вентиляцию пространства под кровлей. На сегодняшний день они изготавливаются из огнестойкого пластика, способного выдерживать серьезные нагрузки.

Монтаж софитов из любого материала достаточно прост и его вполне можно выполнять одному человеку.

Обрезная доска и деревянная вагонка

Все еще для подшивки карнизов крыши зачастую используют древесину. Так как устанавливается она снаружи дома, то влияние окружающей среды в этом случае велико, поэтому к выбору данного материала нужно подходить особо ответственно. Толщина вагонки должна быть не менее 2 см, и она должна обладать средней влажностью.

Важно! Для обеспечения хорошей вентиляции, доски должны прибиваться с отступом от стены, равным 2 см.

Варианты подшивки карнизов крыши

Край крыши можно подшивать по-разному, стоит немного остановиться на каждом из вариантов.

Подшивка карнизов по стропилам

Этот способ приемлем лишь для крыш с небольшим наклоном. При таком исполнении обшивки все края стропил должны образовывать ровную плоскость. Для долговечности конструкции на стропилах понадобится закрепить небольшие доски, длина которых составляет расстояние от края свеса до стены дома. Для их ровной установки вначале прикручивается по одной доске на каждый край карниза и натягивается между ними шпагат. По сделанному ориентиру уже крепят все остальные доски. Обшивка к каркасу такого типа фиксируется на уголки или шурупы из металла.

Подшивка свеса кровли по деревянному коробу

Данный вариант оптимально подходит для крыш с большим углом наклона. Для обустройства короба берут обрезную доску толщиной 4 см и крепят ее между краем стропил и стеной дома. Если один ее край устанавливают непосредственно к стропильной ноге, то фиксация второго края потребует монтаж доски, примыкающей к стене, которую сверху прикручивают к стропилам. Иногда к стене дома вместо дополнительной доски по вертикали крепится на дюбели брус. На этом обустройство каркаса короба можно считать законченным – далее приступают к креплению обшивки. Лучшим крепежом для такой конструкции также будут шурупы и уголки.

Подшивка карнизного свеса софитами (сайдингом)

Как обшить карниз дома сайдингом? Подшивка карниза сайдингом уже долгое время очень популярна. Правильно положенный сайдинг крышу преображает и надежно защищает. Софиты комплектуют двумя специальными планками, выполненными в форме букв J или F. Одна из них крепится к заранее подготовленной деревянной рейке на стене дома, а вторая монтируется со стороны свеса. Для креплений используют саморезы. Все эти планки должны быть закреплены абсолютно ровно относительно друг друга, поэтому вначале рекомендуется сделать разметку.

Затем измеряют ширину карнизного свеса кровли и вычитают от полученного результата 6 мм. Это делают, чтобы создать нужный зазор, который будет компенсировать тепловое расширение материала. Далее софиты нарезают полосками необходимой длины. Подготовленные пластины немного сгибают и вставляют в пазы установленных профилей, там их фиксируют саморезами. Для того, чтобы подшить край крыши, длину планок софитов постепенно уменьшают, отрезая под углом в 45 градусов одну из сторон.

Подшив крыши сайдингом – относительно несложный процесс. Таким материалом как сайдинг карниз будет защищен надолго, а визуально это выглядит очень привлекательно.

Подшивка карнизов профнастилом

Когда край крыши обшивают профнастилом, вначале прибивается на стену брусок в горизонтальном положении по уровню края свеса. Второй брусок крепится с ним на одном уровне вдоль края стропил. Нарезают нужной длины профнастил, с учетом теплового запаса и вентиляционного зазора, и закрепляют его на установленных брусках с помощью саморезов. Место стыка стены и профлиста закрывают планкой внутреннего угла, а то место, где соединяются внешний край и стропила, декорируют такой же планкой внешнего угла. Теперь монтаж профнастила можно считать оконченным.

Подшивка карнизов деревянной доской или вагонкой

Подшивать край крыши в данном случае удобнее всего снизу, находясь на стремянке либо строительных лесах. Делать это нужно лишь после того, как полностью утеплены стены здания снаружи, выполнена пароизоляция и завершена установка облицовочного материала. Перед началом обшивки свесов вагонкой важно проверить, чтобы стропила на боковых карнизах не только были одной длины, но и располагались параллельно стене дома. На них закрепляются обвязочные ветровые доски. После всего этого уже можно начинать монтаж крепления обшивки. Сначала одну доску прикручивают к стене вертикально, при этом нижний ее край должен быть на уровне края стропил. Вторая доска закрепляется между стропилами и первой доской по их нижним краям. Она должна располагаться параллельно земле. Так создается основа, на которую далее будет установлена обрешетка. После подготовки каркаса начинают монтаж самой обшивки.

При облицовке кровельного карниза досками, необходимо оставлять зазор небольшого размера между стеной и ними. Сами доски выбирают ровные, достойного качества, толщина их должна быть около 1-2 см. Для обеспечения необходимого вентилирования пространства под кровлей при обшивке вагонкой по периметру стоит установить вентиляционные решетки, расстояние между ними составляет примерно полтора метра. Однако часто строители, полагаясь на свойства древесины, вышеуказанное правило не учитывают.

Как правильно подшить карниз крыши, не имея в этом деле опыта, лучше уточнить у специалистов. Отделочные материалы очень важны и от их качества будет зависеть срок службы всей конструкции. Сейчас можно найти множество фото и инструкций в интернете с расписанными пошагово этапами обустройства подшивки карнизов, поэтому справиться с этим делом под силу и новичку, главное соблюдать все необходимые правила работы.