Ж/Д транспорт

Жестокость по отношению к людям. Психологические корни жестокости

Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод.
Джордж Элиот

Жажда наслаждений делает жестоким.
Пьер Буаст

Трусость – мать жестокости.
Мишель Монтень

Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду.
Мария Эбнер Эшенбах

Кого лучше встретить в лесу: доброго волка или жестокого зайца?
Антоний Ходоровский


Сенека

Чрезмерная власть всегда порождает жестокость. Это верно по отношению к деспотам, солдатам и любовникам.
Этьен Рей

Многим не хватает только благосклонности судьбы, чтобы сравняться жестокостью, и честолюбием, и жаждой роскоши с самыми худшими. Дай им силы на все, чего они хотят, и ты узнаешь, что хочется им того же.
Сенека

Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
Фридрих Ницше

В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным.
Марк Туллий Цицерон

Жестокость - это порождение злого ума и часто трусливого сердца.
Л. Ариосто

Жестокость и страх пожимают руки друг другу.
О. Бальзак

Жестокость человека - отвратительна.
Н. Бердяев

Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.
Ж. Бернарден

Жестче всего тот, кто мягок из корысти.
Л. Вовенарг

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
К. Гельвеций

Жестоки с нами дети, но заметим,
Что далее на свет родятся внуки,
А внуки - это кара нашим детям
За нами перенесенные муки.
И. Губерман

Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.
В. Гюго

Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие.
Конфуций

Жестоко, враждебно и несправедливо все, окружающее нас. Всюду воздвигнуты преграды против естественных побуждений, на каждом шагу наталкиваешься на низкую злобу, и приходится защищаться и защищаться, чтобы не быть уничтоженным.
Г. Лаубе

Тот, кто не имеет сострадания, жесток.
Б. Мандевиль

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.
К. Маркс

На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам.
А. Моруа

Соблазнить того, кто нас любит, чтобы он сделал что-нибудь такое, за что ему стыдно было бы перед самим собой и перед нами, - вот самый жестокий поступок жестокого.
Ф. Ницше

Чем больше скупость, тем больше жестокость.
Ф. Петрарка

Жестокого человека слезы не трогают, а радуют.
Публилий Сир

Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью.
Н. Рерих

Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество - мягкость мозгов.
Т. Рузвельт

Всякая жестокость происходит от немощи.
Сенека Младший

Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.
Сенека Младший

Жестокость не может быть спутницей доблести.
М. Сервантес

Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия.
Ч. Фокс

Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

Борьба за власть — болезненная страсть. Кто ею поражён, не признаёт добра законов — Тому жестокость лишь знакома. Да обойдёт нас всех подобная напасть!

Какими бы страшными ни казались нам хищные звери, человек гораздо страшней в жестокости своей. Хотя детёныши и зверей, и людей вызывают умиление.

Жестокость и страх пожимают руки друг другу.

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям.

Жестокость как качество личности – склонность проявлять оскорбительное, немилостивое, бесчеловечное отношение к другим живым существам, причинять им боль и даже посягать на их жизнь.

А. Писемский однажды в кружке драматургов высказал мысль о том, что именно может создать драматическую актрису. «Возьмите, — сказал он, — хорошенькую и честную девушку, сведите ее с мерзавцем, который бы ее изрядно потиранил, раза четыре прибил, затем завез куда-нибудь в деревню, верст за двести от города, да и выгнал вон на мороз в рубашке… Вот из такой обязательно выйдет драматическая актриса».

Вся история человечества пронизана примерами жестокости, леденящими кровь и потрясающими разум. В животном мире нет жестокости. Волк не будет убивать зайца, чтобы потешить свою важность или посмотреть с садистским оскалом, как он обмочится от страха. Удав гипнотизирует кролика не ради наслаждения его тяжкими страданиями. У львиц, охотящихся на антилопу, отсутствует к ней ненависть. Многим животным свойственна агрессивность. Это их способ выживания, но они никогда не убивают ради убийства, ради получения удовольствия от мучений другого живого существа. Поведением животных управляют инстинкты. Жестокость как нравственная категория не имеет к животным ни малейшего касательства.

Жестокость – это отрицание жизни и воплощение безадресной ненависти ко всему живому. Она родилась одновременно с выходом человека из животного царства. Что же такого произошло, что у гориллы жестокости нет, а у эволюционного продолжения (человека) хоть отбавляй? Человек в отличие от животных наделен абстрактным мышлением. Как только человек увидел свое отражение и сказал: «Это – Я», с этого момента начинает свою жизнь жестокость. У Эго и жестокости одинаковые дни рождения.

Эго отождествляет себя с телом человека и с вещами внешнего мира, оно нуждается в чувстве обладания, которое всегда остается в виде глубокой неудовлетворенности, чувства нецелостности и недостаточности. Эго твердит разуму человека: «Я еще недостаточно имею», подразумевая «Я еще недостаточен». Находясь под огромным влиянием Эго, человек пытается доказать свою важность, самоутвердиться всеми возможными способами. Он осваивает новые пространства и места обитания, всеми силами борется за свой социальный статус. Чем более жестко или жестоко на него воздействуют обстоятельства, тем более жестоко он реагирует на условия, нетерпимые и угрожающие его бытию. Жестокость становится формой защиты от агрессии, например, соседнего племени или конкистадоров. Жестокость рождает жестокость.

Лас Касас свидетельствует: «Вступая в селение, конкистадоры не оставляли в живых никого, участи этой подвергался и стар и млад. Христиане бились об заклад о том, кто из них одним ударом меча разрубит человека надвое, или отсечёт ему голову, или вскроет внутренности. Иных обёртывали сухой соломой, привязывая её к телу, а затем, подпалив солому, сжигали их. Другим отсекали обе руки, и руки эти подвешивали к телу, говоря этим индейцам: «Идите с этими письмами, распространяйте вести среди беглецов, укрывшихся в лесах». А так как иногда при этом — мало, и редко, и по справедливой причине – индейцы убивали кого-нибудь из христиан, то последние сговаривались между собой, что за одного христианина, которого убьют индейцы, христиане должны убивать сто индейцев».

Можно возразить: «Эго есть у каждого человека, но далеко не каждому человеку присуща жестокость». Совершенно верно, но при одной оговорке. Жестокость присуща всем людям. Только у одних она выступает в проявленной форме, а у большинства людей – в тайной, скрытой даже от них самих форме. Жестокость – это оборотная сторона жалости, это жалость вывернутая наизнанку. При определенных обстоятельствах тайная сторона личности может раскрыться во всей ужасающей неприглядности жестокости. Жалость к жестоким убийцам превращается в предательство и жестокость к их жертвам . Когда петля захлестнулась на шеях Геринга, Геббельса, Розенберга, виновных в гибели десятков миллионов людей, вряд ли кто-то решился обвинить Нюрнбергский трибунал в жестокости. А когда маньяк, убивший десятки ни в чем не повинных людей, отправляется на пожизненное заключение – это, как раз, и называется предательством и жестокостью по отношению к жертвам. Они, если метафорично выражаться, «смотрят» из могил как трава растет, а он видит солнце и небо голубое. Он ест, видит сны, может получать удовольствие от мастурбации, от воспоминаний прошлого и жить надеждой на будущее. Он может еще сотни раз переживать сладострастные для него минуты убийств. Сохранять жизнь таким монстрам, значит, проявлять жестокость. На сегодняшний день мы – жестокое государство.

Нам кажется, что мы воспитываем ребенка, а на самом деле мы, зачастую, взращиваем его Эго. Результатом воспитания могут быть слабое, сильное или подавляющее Эго. Большинство людей обладает слабым и сильным Эго. Возьмем, к примеру, сильное Эго. Когда требования к ребенку были строгими, но ясными, справедливыми и выполнимыми, когда они не унижали его человеческое достоинство, его Эго станет сильным. Человек вырастает с чувством ответственности за свои поступки. Он способен самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Такой человек, скорее всего, не пополнит ряды маньяков и жестоких убийц.

Поставщиком жестокости является подавляющее Эго. Оно воспитывается, если к ребенку предъявлялись слишком жесткие, непомерные и невыполнимые требования, а наказания были жестокими и унизительными. Ребенка постоянно вгоняли в чувство вины, ведь он вечно виноват, не хорош и не любим. Ребенок становится безжалостным к себе и ко всему живому. Унижения и жестокие наказания детства он переносит во взрослую жизнь, становясь самостоятельным исполнителем жестокости. Ребенку изуродовали Эго, превратив его в чудовище. Жестокость – это внутреннее уродство. Если ребенку «сломали» Эго непомерными требованиями и суровыми наказаниями, он станет забитым неудачником, с низкой самооценкой и постоянным чувством вины. А если не смогли «переломать» его Эго, а только озлобили и ожесточили на весь мир, то такой брак в воспитании обернется для кого-то бедой. Жестокость становится следствием брака в воспитании Эго. Само собой разумеется, что в неверном воспитании Эго виноваты не только родители, но и общество. Поток насилия, выливаемого на ребенка окружающим миром, провоцирует равнодушие к чужой боли и вырабатывает привычку агрессивно смотреть на мир.

Если агрессивность врожденное качество человека, то жестокость – это «накипь» воспитания Эго. Поэтому причины ошеломляющей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не во врожденной агрессив­ности отдельных наций и ее членов. Ее причины прячутся в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит воспитание Эго отдельных членов нации, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания.

Жестокость не синоним беспощадности и безжалостности. Жестокость, зачастую, сопровождается потребностью получать удовольствие от мучений и страданий живых существ. Подобная жестокость перерастает из качества личности в душевную патологию и получает наименование садизм. История свидетельствует, что сила иногда бывает беспощадной и безжалостной. Истинная жестокость проистекает от слабости. Так, Гай Юлий Цезарь был жестоким по отношению к сопротивляющемуся врагу. После победы ему нашептывали провести массовые репрессии против врагов. Цезарь отказался наотрез. Совсем другое впечатление производят действия политиков иного типа. Цезарь Август. После взятия Перузии. Всех, кто пытался молить о пощаде или оправдаться он обрывал словами: «Ты должен умереть!» Он выбрал из сдавшихся 300 человек, выходцев из всех сословий, и в мартовские иды у алтаря обожествлённого Цезаря перебил их, подобно жертвенному скоту. Луций Валерий Мессала Волес, проконсул Азии (11-12 г.н.э). В один день казнил 300 человек. Бродя между трупами, восклицал: «О царственное деяние!» XVII век. Дамы умирают со смеху, выслушивая рассказы герцога Лотарингского о том, как его люди пытали и истязали в мирных деревнях всех женщин, даже старух. Калигула. Вздорожал скот. На корм диким животным приказывает бросать преступников. Жертвоприношение. Калигула – помощник резника. Когда животное подвели к алтарю, ударом молота убивает самого резника. Приглашал казнённых на пир. Пир. Калигула улыбается. Чему? « А тому, что стоит мне кивнуть и вам перережут глотки».

Образцом слабой личности и одновременно жестокосердным царем был Николай I. По его приказу был арестован Достоевский только за то, что он читал письмо Белинского к Гоголю в кружке Петрашевского. Революционером он никогда не был, а в кружке присутствовал от скуки. По решению суда, Достоевский и девять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и были заключены в Петропавловскую крепость. Военный суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив его в преступных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни. Николай I, чтобы потешиться, приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». На Семеновском плацу в Петербурге над ними был совершен обряд подготовки к смертной казни. Инсценировка была проведена настолько убедительно, что один из первой тройки приговоренных сошел с ума.

Жестокость не зависит от пола. Тем не менее, как в природе самки превосходят по своей ядовитости самцов, так и в жизни некоторые женщины по жестокости далеко превзойдут любого мужчину. Венгерская графиня Батори, более известная как Кровавая дама. Мучила и убивала служанок и крестьянок: жестоко избивала их, жгла руки, лица и другие части тела раскаленным железом, снимала кожу с еще живых жертв, морила голодом, издевалась и насиловала. В 1610 году была заключена под домашний арест по обвинению в убийствах, ереси и колдовстве. На процессе прислуга замка не смогла назвать точное число жертв садистки: приближенные графини, оказавшиеся на скамье подсудимых, говорили о четырех — пяти десятках убитых, остальные слуги уверяли, что выносили трупы сотнями. Кэтрин Найт первая в истории Австралии женщина, приговоренная к пожизненному заключению. В октябре 2001 года она во время семейной ссоры забила своего сожителя ножом для разделки мяса, после чего надругалась над мертвым телом так, что Чикатило, должно быть, стошнило бы. Ирма Гриз — одна из самых жестоких надзирательниц женских концентрационных лагерей гитлеровской Германии. Пытая заключенных, она прибегала как к физическому, так и психологическому насилию, забивала насмерть женщин и развлекалась, стреляя по заключенным. Она морила голодом своих собак, чтобы потом натравливать их на жертв, и лично отбирала сотни людей для отправки в газовые камеры. Грезе носила тяжелые сапоги, при ней всегда, помимо пистолета, был плетеный кнут. Была приговорена к смерти через повешение.

Таким образом, жестокость своим существованием обязана ложному Эго. Это необходимое, но не достаточное условие для рождения жестокости. Нужно, чтобы в результате воспитания образовался определенный букет человеческих качеств, запах которого впитало бы Эго. Одурманенное этим запахом, Эго толкает человека на проявление жестокости. Думается, что букет жестокости состоит из предательства, равнодушия, унижения других, безжалостности, беспощадности, издевательства, беспричинной агрессии, насилия, эгоизма, нетерпимости, отчаяния и садизма. В букете жестокости может присутствовать одержимость какой-то утопичной идеей, например идеи коммунизма или всеобщей справедливости. Жестокость всегда находится за пределами этики и свидетельствует о переходе всех допустимых нравственных границ.

Петр Ковалев

Практически каждый человек иногда проявляет жестокость. В большинстве случаев, отрицательные эмоции мы срываем на тех, кому мы очень дороги. Чем это объясняется?

Если мы общаемся с человеком, который не особенно нам близок, но который нам очень дорог, мы стараемся контролировать свои эмоции. Ведь мы понимаем, что он в любой момент может покинуть нас навсегда. Данная боязнь вынуждает нас сдерживаться.

А вот если мы контактируем с членами семьи или родственниками, то мы не сомневаемся в том, что они до конца своих дней будут с нами. Если даже на них выплеснуть весь свой негатив, они все равно рано или поздно об этом забудут. «Куда они денутся?».

Порой человеку просто необходимо спустить все свои отрицательные эмоции. Однако если, скажем, он сделает это в сторону работодателя, то это может повлечь за собой лишение рабочего места.

Как правило, человек контролирует себя при общении с сотрудниками, соседями и приятелями. Однако если он, пребывая в плохом настроении, оказывается среди родных, то он совершенно не управляет своими эмоциями.

Человек может выйти из себя даже после ненароком оброненного кем-то слова. Спустив эмоции, он ощущает облегчение на душе. Естественно, он сознает , что поступает неверно. Однако на уровне подсознания понимает, что если периодически не будет освобождаться от отрицательных эмоций, то рано или поздно сойдет с ума.

В связи с этим мы зачастую бываем жестоки с теми, кого любим и кто любит нас. Естественно, это кажется парадоксальным. Однако мы ощущаем потребность быть уверенными в том, что нас не бросят.

В связи с этим мы срываем негатив на самых близких. Ведь они нами дорожат. Многие из нас время от времени конфликтуют с мамой . И при этом не имеет значения, кто прав.

Нетактичное поведение по отношению к родительнице обуславливается тем, что мы знаем, что мама будет нас любить до конца дней. Приблизительно так же мы себя ведем по отношению к родственникам и близким друзьям.

Все равно будет сходить!

Стоит отметить, что многие люди слишком часто позволяют себе грубость при общении с близкими. Они срываются даже из-за ерунды . Однако если вы будете проявлять жестокость постоянно, то ваш близкий человек в один прекрасный день может просто не выдержать вашей бестактности и исчезнуть из вашей жизни.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда родители постоянно срывают на отпрысках свое плохое настроение. Когда дети вырастают, они, как правило, покидают отца и мать навсегда.

Бывает и так, что мужчина, выплескивая весь свой негатив на вторую половинку, в конце концов, теряет свою любимую женщину. Жертва может терпеть издевательства лишь определенный период времени.

Как же мне все надоели!

От некоторых людей зачастую приходится слышать, что им надоедают их близкие, которые все время находятся рядом. Естественно, мы искренне к ним привязаны. Однако нас постоянно нервируют их привычки.

Конечно, некоторое время мы все терпим. Ведь нашим близким хочется, чтобы у нас было все хорошо. Однако когда нам окончательно надоедают советы близкого человека, мы начинаем ему грубить .

Иногда нас нервирует то, как он ведет себя за столом. Конечно, мы так его любим, что нам кажется, что мы не можем без него жить. Однако когда он, к примеру, начинает сморкаться за столом, мы сразу же начинаем на него злиться и ворчать.

Известны ситуации, когда близкие люди нервируют нас до такой степени, что мы уходим от них на съемную квартиру. Такой шаг, как правило, дает нам возможность проанализировать свое отношение к тем, кого мы любим.

Иногда человек ведет себя несправедливо и жестоко к близким, относящимся к другому поколению. Ведь люди, имеющие разницу в возрасте, имеют совершенно разные взгляды на жизнь и всевозможные ситуации.

Практически каждый из нас время от времени конфликтует с бабушками, дедушками, отцом и матерью. Ссоры особенно часто происходили в переходном возрасте.

Нас нервировало, что старшие постоянно выдвигали перед нами запреты. Мы же, в свою очередь, старались их побольнее уколоть.

Хочу быть независимым!

По какой еще причине человек может проявлять жестокость по отношению к тем, кого любит? Из-за желания быть самостоятельным . Он считает, что его близкие постоянно навязывают ему свою точку зрения. А ему не хочется жить по их указке.

Поэтому человек начинает говорить им разные колкости. Если близкие и дальше продолжают навязывать ему свои советы, то он зачастую начинает их оскорблять .

Естественно, спустя некоторое время человек понимает, что окружающие его люди давали ему советы лишь из лучших чувств. Однако тогда ему казалось, что добиться самостоятельности ему помогут только оскорбления.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский Государственный Университет

Факультет философии и психологии

Отделение психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Психологические корни жестокости

Курсовая работа

Студентки 1 курса д/о

Коровиной О.А.

Научный руководитель

преп. Ермолаев В.В.

Воронеж 2005

Введение 3

1.Жестокость – сугубо человеческое качество 5

2. Психологические корни жестокости 11

3. Становление человеческой агрессии 19

Заключение 25

Список используемой литературы 26

Введение

«Депутат от баскской общины погиб от взрыва бомбы, подложенной в его машину». «Во время ограбления два молодчика убили трех гостей» (Дулликон, Швейцария). «Солдаты Ирландской Республиканской армии подвергли пыткам и казнили мужчину!». Пролистывая газеты или смотря телевизор, мы постоянно сталкиваемся с сообщениями подобного рода. К сожалению, ни одно общество не свободно от таких явлений как убийство, избиение и разрушение. Насилие имеет место в масштабах целых государств. Наряду с этим насилие не чурается проявления в рамках повседневной жизни. Наше непосредственное окружение полно красноречивых свидетельств его присутствия. Насилие пугает, устрашает, повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими. Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах все без исключения: политики; мужья, избивающие своих жен; солдаты; жены, убившие своих мужей; разбойники, насильники и даже террористы – искренне против насилия. Все они подчеркивают, что предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию только в крайних случаях, когда у них не остается иного выхода, кроме применения грубой физической силы. Однако дело обстоит в полном соответствии с поговоркой о благих намерениях (которыми устлана дорога в ад) – все наши попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождения между нашими словами и делами проявляется со всей остротой. Вот реальность сегодняшнего дня.

Что такое жестокость? Почему же насилие несет в себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от зловещей тени не свободен даже мир детства? Разве дети не должны вести себя более мирно? Подрастающее поколение олицетворяет нашу надежду на лучшее будущее. Откуда же тогда берется жестокость среди детей и подростков? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? Целью исследования является попытка ответить на предложенные вопросы.

В данной работе сосредоточено внимание на глубинно–психологических корнях феномена человеческой жестокости. Вместо бессмысленных сетований по поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся разобраться в истоках жестокости. Предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма - особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Объект исследования – человек, как носитель психики. А в качестве гипотезы выступает предположение о наличии психологических корней жестокости. И для того, что бы понять природу, причины и механизмы проявления жестокости невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Жестокость – сугубо человеческое качество

Итак, предметом нашего исследования являются жес­токость и ее наиболее опасная форма - особая жесто­кость, вызывающие самое суровое осуждение общества. Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо, прежде всего, выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Это нужно сделать, поскольку названные понятия часто путают, что приводит к ошиб­кам этического, политического и юридического харак­тера. Между ними, однако, очень много общего и в пер­вую очередь то, что жестокость всегда реализуется с по­мощью агрессии, т.е. жестокости без агрессии не быва­ет. Поэтому нужно особо подчеркнуть природу, причины и механизмы проявления жестокости и невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, на­конец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.

Агрессия и жестокость представляют собой проявле­ния насилия, но по сравнению с жестокостью агрессив­ность - более широкое и в значительной мере нравст­венно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость - особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) имеют при­родный характер, то жестокость - явление чисто социального происхождения, присущее лишь человеку, про­дукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Воз­никнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области - социальной.

Вспомним, что многие животные агрессивны, это их способ существования, но они никогда не жестоки, и во­обще жестокость как нравственная категория к ним не­применима, хотя часто поведение многих животных, на наш взгляд, может выглядеть очень жестоким.

Агрессия является неотъемлемой чертой многих видов деятельности. Агрессивными должны быть, на­пример, люди, занятые в военных действиях, спортсме­ны (футболисты, боксеры и т.д.) и др. Многие агрессив­ные действия, поэтому в нравственном плане нейтральны и не только не наказуемы, но и получают социальное одобрение. Однако агрессивность, переродившаяся в жестокость, в зависимости от конкретного ущерба и иных важных обстоятельств, как правило, наказуема - от морального осуждения и желтой карточки футбольно­го судьи, до смертной казни. В некоторых, сравнительно редких случаях даже особая жестокость поощряется, чаще государством, реже обществом, например при пыт­ках.

В целом нравственная оценка жестокости от этого не меняется. Однако жестокость может быть желанна для человека, который является объектом насилия, при мазохизме, например.

Человечество всегда принимало жестокость, как оно всегда, принимало и страдание, дающее возможность очищения, осмысления себя и жизни, сосредоточения, ухода от повседневных и мелких забот, а многим - на­дежду на спасение. За все это люди давно полюбили страдание, а поэтому, тщательно скрывая это даже от себя, стремятся к нему, делают его важной частью свое­го бытия. Но обычно забывают о том, что источником мучительных переживаний и острой боли очень часто выступает именно жестокость. Если мы можем проник­нуться страданием и «обручиться» с ним, то столь же де­ятельно отвергаем жесткость и стараемся не унизиться перед ней, поскольку она посягает на моральные и психологические основы нашего существования.

Жестокость - это отвращение к жизни и наиболее полное воплощение ненависти, очень часто ненависти безадресной, ненависти вообще, ненависти ко всем, и она тем сильнее, чем больше человек или система от­чуждены от конструктивных ценностей. Поэтому нена­висть выступает способом компенсации и уничтожения того, что демонстрирует ей ее же недостаточность и ущербность. Самое парадоксальное в том, что жесто­кость, вызывающая тяжкие страдания, может быть по­рождением или продолжением любви, буйной, слепой, все сметающей страсти, тоже со своими мучениями и болью.

А что же такое агрессия?

Видный немецкий психолог X. Хекхаузен напоминает, что на обыденном языке слово «агрессия» означает мно­жество разнообразных действий, которые нарушают фи­зическую или психическую целостность другого челове­ка (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок за­ставляет относить к одной и той же категории столь раз­личные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но ока­зывается включенным в сложную предысторию раз­вития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков.

X. Хекхаузен считает агрессией намеренные действия с целью причинения вреда. Возможны и такие случаи агрессии, которые не являются реакцией на фрустра­цию, а возникают «самопроизвольно» из желания вос­препятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Следует поэтому различать реактивную (как реакцию на ситуацию) и спонтанную агрессию.

Чтобы было ясным дальнейшее изложение, надо отметить, что под агрессивностью будем понимать особенность (черту) личности, а под агрессией- соответствующее поведение.

В самом общем виде агрессия и жестокость могут по­ниматься как демонстрация силы, угроза ее применения либо использование силы в отношении отдельного чело­века или группы лиц. То и другое явления могут носить индивидуальный и коллективный характер и всегда на­правлены на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные дей­ствия, жестокие в том числе, всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, вы­игрыша. Так, с помощью жестокости, причинив страда­ния и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, далеко не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим по­ступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъек­тивной, личностной стороны никогда не бывают бес­смысленными.

Жестокое поведение может быть определено как на­меренное и осмысленное причинение другому существу мучений и страданий ради них самих или достижения других целей, либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть подобные последствия.

Если агрессивность - это черта личности, а агрессия - про­явление этой черты, то жестокость тоже можно рассмат­ривать в качестве личностной особенности, которая ре­ализуется в жестоких действиях. Жестокость же следует относить к числу личностных черт только в том случае, если она стабильна и фундаментальна для данного человека, внутренне присуща ему.

Жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, на­падения, насилия она не может иметь места. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий - агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. заключаться лишь в словах, а также носить воображаемый характер.

Поскольку теперь ясно, что агрессия, агрессив­ность и жестокость - понятия разные, хотя их даже в науке часто используют как синонимы, можно поставить следующие вопросы: является ли агрессивность причи­ной жестоких действий? Каждому ли человеку, совер­шившему названные действия, внутренне присущи такие черты, как агрессивность и жестокость?

На первый вопрос следует дать отрицательный ответ, поскольку жестокое поведение порождается другими личностными факторами, и оно имеет место не потому, что в нем реализуются агрессивные тенденции. Такое по­ведение нужно человеку для того, чтобы выразить иные свои склонности, решить такие внутренние проблемы, ко­торые подчас не имеют ничего общего с агрессивностью. Но присущая данному субъекту агрессивность может ак­тивно способствовать проявлениям жестокости, как бы обеспечивать их, устраняя внешние преграды, делая со­ответствующие поступки целенаправленными и напорис­тыми и даже помогая найти им оправдание.

На второй вопрос также нужно ответить отрицатель­но. Аргументы в пользу этого можно найти в результатах эмпирических исследований, свидетельствующих об от­сутствии агрессивности у некоторых лиц, совершивших очень жестокие действия. Чаще всего это характерно для тех, кто просто не думал о том, что по их вине кто-то может испытывать большие физические или иные стра­дания. Неагрессивными как, оказалось, могут быть даже те лица, которые совершают несколько убийств на сек­суальной почве с особой жестокостью. Такие их дейст­вия не имеют ничего общего с необходимостью реали­зации агрессивности, они решают при этом другие очень сложные внутренние проблемы. Иное дело, что их жес­токое поведение агрессивно и принимает форму насилия. Итак, можно констатировать агрессивное поведение неагрессивных личностей.

Здесь мы подошли к очень важному вопросу о необ­ходимости всегда отделять личность от ее поведения. Если этого не делать, будет трудно понять и то, и другое. Поступок - всегда нечто внешнее по отношению к ин­дивиду, и то, что он, казалось бы, исчерпывающе харак­теризует наклонности человека, далеко не всегда верно. Многие люди, которые, защищаясь от насилия, наносят нападающему тяжкие повреждения, не являются агрес­сивными. Уголовный закон наказывает не за то, что дан­ный человек агрессивен или жесток, а за то, что он со­вершил агрессивные или жестокие действия. Присущие преступнику негативные личностные черты (та же жес­токость) ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, отягчающих уголовную ответст­венность, хотя и способны повлиять на характер уголовного наказания.

Объек­том и субъектом насилия могут быть государства, клас­сы, социальные группы, отдельные личности. Насилие проявляется как взаимодействие, воздействие одного субъекта отношения на другого, как применение силы против воли и желания объекта ее приложения. В про­тивном случае насилия нет. Насилие может соответство­вать закону, а может противоречить и ему, и морали. Жестокость же, за исключением того же мазохизма, всегда аморальна, но, как и агрессия, далеко не каждое насилие жестоко. Вообще, агрессия и насилие столь близки друг другу, так часто сливаются, что вполне пра­вомерно использовать их как синонимы.

Насилие извечно и спон­танно присуще человеку и ни в коем случае не может оцениваться только отрицательно. В различных общест­вах, на различных этапах развития общества уровень на­силия будет разным, что зависит от характера существу­ющих в данное время общественных отношений. Поэто­му знание таких отношений является необходимым усло­вием понимания корней насилия и насильственной пре­ступности в том числе.

Причины жестокости

Так для чего нужна человеку агрессия? В чем причины жестоких расправ? Что это – следствие крушения надежд, способ самозащиты? Как можно регулировать свою агрессию? Где проявляется жестокость? Вот о чем пойдет речь в этой главе.

Многие психологические исследования, да и обыден­ные житейские наблюдения, свидетельствуют о том, что без насильственных, агрессивных действий человек не смог бы решить значительную часть своих жизненных задач.

С помощью агрессии человек решает такие свои важ­ные проблемы, как, например, освоение новых прос­транств и мест обитания, новых сфер трудовой деятель­ности и социальной активности. Происходит это потому, что определенная часть людей в результате насилия, угрозы его применения, постоянного давления и посте­пенного вытеснения, снижения социального статуса, унижения личного достоинства и т.д. со стороны госу­дарства, отдельных групп и лиц вынуждена покидать прежнее место проживания и искать себе новое, осваи­вать новые виды труда, определять свое членство в дру­гих социальных группах, даже вообще выходить за рамки нормального человеческого общения.

Можно предположить, что чем более жестко (или жестоко) людей вытесняют, тем активнее они мигриру­ют. Миграция в свою очередь стимулирует экономичес­кую, политическую, нравственную активность, создает новые проблемы, которые разрешаются разными спосо­бами, в том числе опять-таки посредством агрессии. Проявляемая при этом жестокость зависит от того, на­сколько данный человек субъективно, чаще на бессозна­тельном уровне, ощущает сложившиеся вокруг него ус­ловия как нетерпимые и угрожающие его бытию. Его жестокость в этом случае носит характер защиты от агрессии, например, государственных структур.

Среди бродяг, многократно судимых рецидивистов и членов организованных преступных групп можно встре­тить лиц, которые воспитывались во внешне благопри­стойных семьях, получили неплохое образование, иногда даже высшее, но постепенно были вытеснены на самые низкие ступени социальной лестницы. Обычно такое вы­теснение начинается с детства из-за жестокого семейно­го воспитания и агрессивных действий родителей. Неко­торые жертвы такого воспитания быстро распознаются сверстниками как слабые и уже среди них становятся объектами насилия. Другие же, тоже вытолкнутые из семьи, сами начинают проявлять агрессивность в детских и подростковых группах.

Таким образом, мы приходим к выводу, что агрессивность - это не только личност­ная позиция, заключающаяся в наличии разрушительных тенденций в общении с другими людьми и с окружаю­щим миром в целом, в предпочтении использования на­сильственных средств для решения своих больших и малых проблем. Это врожденное качество, а не резуль­тат социализации, хотя в процессе воспитания и фор­мирования личности данное качество может усиливаться либо, наоборот, снижаться, сниматься другими свойства­ми и социальными запретами, аккумулированными в че­ловеке. То, что принято называть гармонически развитой личностью, предполагает наличие в ней определенной доли агрессивности, что и делает ее социально адаптиро­ванной и полезной, например, для преодоления жизнен­ных преград. Если же агрессивность отсутствует, проис­ходит стирание индивидуальности, субъект становится податливым, пассивным, конформным, снижается его со­циальный статус.

Поскольку интенсивность, частота и формы проявле­ния насилия и агрессивности в немалой степени зависят от воспитания, а жестокость есть "чистый" его продукт, понять агрессивность и жестокость можно, только рас­сматривая сквозь призму межличностных отношений и мироощущений, мировоззрения личности. Указанные яв­ления приобретают личностный характер из межчеловеческого взаимодействия, причем названный принцип определяет отно­шение не только к отдельным людям в повседневном об­щении, но и вообще к человечеству, народам, нациям, другим социальным группам. Поэтому корни поражаю­щей нас жестокости, например, в межнациональных конфликтах нужно искать не в прирожденной агрессив­ности отдельных народов и их представителей. Ее исто­ки лежат в тех конкретных условиях, в которых проис­ходит социализация отдельных людей данного народа, в тех этических ценностях и нормах поведения, которые передаются им в процессе воспитания. Не следует за­крывать глаза на то, что указанные ценности и нормы могут носить национальный характер и отражать спосо­бы жизнедеятельности данной нации или народа.

Так жеагрессивность в виде жестоких действий может быть рассмотрена в качестве реакции на фрустрацию, т.е. такое психическое состояние человека, которое порож­дается непреодолимым (или субъективно воспринимае­мым) препятствием на пути к цели. Во фрустрационной ситуации субъект предпринимает действия, чтобы преодолеть, убрать преграду, иногда даже уничтожить ее с помощью насилия. Другая форма реакции на подоб­ную ситуацию заключается в отступлении, сдерживании себя, подавлении своих желаний, т.е. личность в самой себе создает необходимый барьер. Это далеко не всегда просто и не всем под силу, поскольку требует немалого волевого напряжения. Можно предположить, что в неко­торых случаях агрессивность, если она была, не просто исчезает, а меняет направление, обращаясь на саму лич­ность и ее собственные сдерживающие силы. Иногда это проявляется в действиях. Можно, например, наблюдать, как человек, лишенный возможности ударить другого, начинает ругать себя, рвет на себе одежду, бьет себя в грудь и т.д. Создается впечатление, что он хочет нака­зать себя, подавить те внутренние центры, которые пре­пятствуют реализации агрессивности в отношении внеш­них объектов, в первую очередь людей.

Блокирование возможности реализовать агрессивные устремления, особенно если преграда (как правило, со­циальная) постоянна, может усилить фрустрацию, психотравмирующие переживания и обратить агрессию внутрь, на самого себя. В этих случаях она проявляется в актах самоунижения, самообвинения, даже в нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве. Многие из таких поступков очень жестоки, хотя это и не всегда осознается человеком, особенно если он психически не­здоров.

Как показывают эмпирические изыскания, самоубий­ства иногда носят символический характер. Например, лица, перенесшие в детстве глубокие унижения, которые "застряли" в их психике в виде аффективных неосозна­ваемых переживаний, в провоцирующих обстоятельст­вах способны актуализировать подобные переживания. Такие лица, как правило, в нетрезвом состоянии, нано­сят тяжкие увечья детям, тем самым, пытаясь уничто­жить психотравмирующие переживания, связанные с аналогичным периодом в их жизни. Преступники обыч­но не в состоянии объяснить свои поступки. В трезвом виде для них существует множество табу, не разреша­ющих проявлять агрессивность.

Если агрессивность и жестокость рассматривать как реакцию на фрустрацию, то неизбежно возникнет во­прос, почему в одних случаях имеет место только агрес­сия, а в других жестокость и даже особая жестокость. Представляется, что это зависит не столько от препятст­вия, вызывающего фрустрационные переживания, сколько от личностных особенностей человека, В связи с этим небезосновательно следующее предположение.

Жестокость иногда начинает проявляться, когда "простая" агрессивность исчерпала себя или когда с по­мощью "только" агрессии невозможно достичь постав­ленной цели. Однако чаще человек прибегает к жесто­кости из-за особенностей своей личности, а не потому, что объективные условия, в рамках которых реализуется его поведение, не позволяют ему иначе решить свои проблемы, т.е. жестокость обычно не диктуется объек­тивной необходимостью. Потребность в ней имеет субъ­ективный характер, и нередко оказывается, что тех же целей можно было достичь и, не прибегая к жестокости.

Можно сказать, что психика человека, его воля и разум должны в первую очередь справиться не с внеш­ними раздражителями, а с внутренними побудителями. Это делает субъективную задачу еще сложнее. Под­тверждение этого положения мы постоянно находим при психологическом анализе конкретного преступного пове­дения. Анализ убеждает, что очень многие насильствен­ные преступники не испытывают никакого давления извне и полностью отдают себе отчет в том, к чему могут привести для них же самих их поступки, но тем не менее оказываются не в состоянии что-либо изменить в своем поведении. Не помогают даже глубокие угрызения совести, очень часто охватывающие тех, кто совершает сексуальные преступления против детей и молодых деву­шек и кто по прошествии некоторого времени вновь и вновь допускает такие поступки. Их, по существу, бес­прекословное подчинение внутренним побудителям де­лает поведение компульсивным, т.е. оно принимает ха­рактер неодолимого влечения.

Можно предположить, что за период, лежащий между актами насилия, в психике вырабатывается и накаплива­ется некая энергия раздражения. Чем ниже уровень раз­дражения, тем спокойнее человек, но когда этот уровень подходит к критической точке, поведение становится не­управляемым, хотя и остается внутренне целесообраз­ным для данного индивида.

Жестокое, как и иное агрессивное, поведение может быть направлено непосредственно против объекта, вы­зывающего фрустрацию, психотравмирующие пережи­вания в связи с ущемлением, унижением личности, сни­жением ее статуса и т.д., а может быть реализовано и в отношении замещающего объекта, который в этом слу­чае выполняет функции "козла отпущения". Примером этого являются нападения на женщин насильников, ис­пытывающих серьезные затруднения в сексуальной сфере, не для удовлетворения половой потребности, а ради мести женщинам вообще. Доказательство: побои и истязания жертв, не вызванные необходимостью преодоления их сопротивления. Подчеркнем, что нередко при таком смешенном нападении жестокость может быть даже большей, чем, если бы человек мстил своему обид­чику.

Для понимания жестоких или агрессивных действий нужно всегда устанавливать место таких действий в общей структуре индивидуального или группового пове­дения, знать, является ли такой акт неадекватной защит­ной реакцией, следствием аффекта или же имеет само­стоятельную цель и смысл. Не менее важно выяснить, имели ли место подобные поступки в прошлом, если да, то, как часто, т.е. представляют ли они собой привычный способ разрешения возникающих ситуаций.

Субъективно обусловленный характер жестокости ка­чественно отличает ее от агрессивности, которая в очень многих случаях объективно является совершенно необ­ходимой для успеха. Например, без применения насилия невозможно победить в войне, защититься от грабите­лей, задержать сопротивляющегося преступника, испол­нить уголовные наказания, например, в виде лишения свободы, выиграть хоккейный матч и т.д., поэтому мы и отмечали выше, что агрессивность является неотъемле­мой чертой многих видов общественно полезной дея­тельности. Она существовала всегда, в том числе в пер­вобытных общинах, и сохранится навсегда как одна из форм человеческого бытия.

Естественно предположить, что жестокие действия, в том числе как реакция на фрустрацию, могут сопровож­даться эмоциями гнева, ненависти, ярости. Но такие эмоции совсем не обязательны для каждого проявления подобного насилия, иногда оно может реализовываться совершенно хладнокровно, без какой-либо страсти, на­пример при совершении террористических актов, когда гибнет много людей, при пытках или оставлении в опас­ности. В подобных ситуациях человек может просто не затруднять себя мыслью о том, что его действия способ­ны причинить кому-то мучения и страдания. Это ему просто не приходит в голову в силу полного равнодушия к тому, кто станет его жертвой, или вообще к жизни как таковой и ее носителям. Например, неизвестный, подбросивший в двадцатиградусный мороз в 1989 году в Московский зоопарк картонную коробку с обезьянкой, вряд ли созна­тельно хотел причинить ей те ужасные страдания, ко­торые она, замерзая, перенесла. Скорее всего, он просто об этом не думал. Это его не оправдывает, но очень красноречиво характеризует.

Жестокость имеет социально-психологическую природу и характеризует широкий класс межличност­ных отношений. Поэтому, казалось бы, для ее понима­ния особенно необходим всесторонний учет объектив­ной стороны. Однако это не совсем так, хотя, безуслов­но, нужно знать конкретные действия участников кон­фликта и в первую очередь тех, кто был жесток. Решаю­щим является изучение психологических особенностей действующих лиц, мотивов (в том числе бессознатель­ных) их жестоких действий, актуальных переживаний и психических состояний, а также отношения к содеянно­му. Неосторожные (в уголовно-правовом понимании тоже) поступки даже с самыми тяжкими последствиями не являются жестокими.

Тем самым природа жестокости определяется побуж­дениями индивида. В одних случаях она выступает сред­ством достижения какой-то цели ("инструментальная" жестокость), в других - сама по себе желанна для него ("целевая" жестокость). Разумеется, нередко жестокость выполняет обе роли одновременно.

Даже в действиях большинства психически больных лиц жестокость чаще всего избирательна и поэтому до­статочно полно отражает их мотивацию. Немало насиль­ственных преступников, которые жестоки только к определенной категории лиц.

Избирательная жестокость достаточно ярко харак­теризует поведение многих молодежных антиобществен­ных групп. Для них существуют как бы стереотипные объекты нападения, в роли которых выступают одинокие прохожие, молодые пары, просто "чужие" в зоне господ­ства группы и все те, которые не смогут оказать серьез­ного сопротивления. Иногда члены подобных сообществ совершают групповые изнасилования.

Жестокость имеет строго определенного адресата в повседневных бытовых отношениях, когда объектами на­падения становятся родные и близкие, в том числе и дети, а также соседи, сослуживцы и т.д. При этом необя­зательно, чтобы жестоким поступкам предшествовали конфликты: такие поступки могут быть внезапны, носить характер вспышки вследствие внутриличностного кон­фликта, не охватываемого сознанием.

Теперь можно выделим основные сферы жизни, в которых чаще всего может иметь место жестокость:

2) межнациональные и социальные конфликты внут­ри страны, пограничные столкновения между народами разных государств;

3) отношения между государством и личностью, включая различные формы жестокого принуждения, смертную казнь, пытки, лишение свободы;

4) отношения между обществом (социальной средой) и личностью, т.е. противоречия между ними, грубое дав­ление на человека, принуждение его к чему-либо, в том числе с помощью клеветы, оскорблений и даже физичес­кого насилия, изгнание с данного места проживания или из круга привычного общения, снижение социального статуса и т.д.;

5) закрытые или полузакрытые сообщества, к ко­торым можно отнести тюремные учреждения, армию, дома инвалидов и престарелых, детские дома, приюты, интернаты, психиатрические больницы. Здесь жестокость может проявляться между отдельными людьми и их группами;

6) межличностные отношения в семье, быту и на ра­боте. На эту область жизни приходится основная масса убийств, телесных повреждений, других видов насилия и более мелких проявлений жестокости, угнетения, подав­ления личности;

7) общение людей на улицах, площадях, в транспорте, в торговых заведениях, местах массовых зрелищ и иных местах проведения досуга, где часто происходят межлич­ностные и межгрупповые конфликты, хулиганские про­явления, даже массовые беспорядки, грабежи и разбои.

Таким образом, жестокость - это оценочное понятие, и оценка конкрет­ного поступка зависит от субъективных моральных пред­ставлений и воззрений оценивающего, его социальной и национальной принадлежности, общественного положе­ния, интеллигентности, уровня культуры, способности к сочувствию и сопереживанию, чуткости и т.д. Немалое влияние на оценки могут оказать обычаи и традиции той среды, в которой воспитывался и живет данный человек. Можно полагать, что отноше­ние к личности, являясь мерилом нравственности, высту­пает показателем уровня жестокости.

Становление человеческой агрессии

В этой главе речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении жизни, о возникновении и закреплении агрессивных реакций в детском возрасте. Что толкает детей на проявление агрессии? Какие факторы могут предопределить последующую агрессивность человека? Кто виноват в явных проявлениях агрессии в детской среде: общество, система воспитания или родители? Как можно предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение?

Как известно дети черпают свои знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: семья, общение со сверстниками и СМИ. Рассмотрим их теперь более подробно.

Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На приме­ре взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с други­ми людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправиль­ное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведе­ние ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Взаимоотношения родителей и детей – это тяжкое бремя, они требуют массу затрат умственной и психической энергии и сравнимы с неимоверно тяжелой работой. Нам приходится в них иметь дело с нашими эмоциями, аффектами и комплексами. Отношения «отцов и детей» проблематичны и трудны изначально, по определению, в силу своей природы. Противоречия, конфликты, опасения и амбивалентные настроения, возникающие в отношениях родителей и детей, описаны уже в Библии: мы читаем в ней о готовности Авраама принести в жертву Господа своего сына, о том, как Иаков обманул своего слепого отца Исаака, выдав себя за Исава, о мятеже, поднятом третьим сыном Давида Авессаломом против своего отца. У ветхозаветных патриархов были все основания опасаться своих детей, а у детей – своих отцов.

Проблемы, возникающие в отношениях родителей и детей, бывают двоякого рода. Родители и дети образуют некое психологическое и биологически обусловленное единство, дышат одним воздухом. Данное обстоятельство создает чувство близости, доверенности, но одновременно чревато большими осложнениями и психологическими проблемами. Сложность выстраивания отношений родителей и детей обусловлена их психологической зависимостью друг от друга, неразрывность их душевной связи. Семья образует гемайншафт с характерным для него пересечением плоскостей сознательного и бессознательного. В результате этого члены семьи бессознательно взваливают на своих близких собственные проблемы и комплексы, которые они надеются изжить с их помощью.

Психологическая близость – отнюдь не единственная примета современных внутрисемейных отношений. Каждому из супругов свойственно стремление принять личное участие в детской воспитании! Воспитание детей не передоверяется гувернантке, школе или другим внешним инстанциям – ответственность за него несут сами родители. Вот почему в случае неадекватного поведения детей образовательные учреждения в первую очередь думают о родителях: «Отцу надо было…», «Как мать могла допустить…». Так же разрушен внутрисемейный водораздел, пролегавший между миром взрослых и миром детей. Семья перестала быть местом, где каждому был отведен свой изолированный и недоступный другим сектор: кухня – матери, детская – детям, кабинет – отцу – границы территорий перестали соблюдаться. Это проявляется и в сфере препровождения досуга. В этом отношении дети уже не предоставлены целиком и полностью самим себе – наличие свободного времени служит поводом для совместной акции: совместной поездки на велосипедах, посещения бассейна или отдыха в пансионате.

Еще надо упомянуть такую важную характеристику как «полная – неполная» семья. Именно она квалифици­рует те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и, каков характер отношений между ними.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители - ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социоло­гов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменитьих поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно при­держиваются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощ­ряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощ­ряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведе­ние. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределя­ет становление агрессивного поведения.

Такова психологическая данность, находящаяся в явном противоречии с образом семьи, представляющимся нам в идеале. Руководствуясь одними идеальными представлениями о семье как о самодостаточном сообществе людей, связанных гармоническими узами взаимопонимания и симпатии, мы подавляем в себе значительную часть спектра эмоций и аффектов, от которых не свободна ни одна семья. Объявление семьи зоной счастья и довольства приводит к тому, что членам семьи трудно в ней находиться. Семья – это сообщество людей, полное противоречий и взаимных обязанностей, создавая которое, мы сознательно идем на риск. Создавая семью, никогда нельзя знать, как в последствии сложатся отношения. Однако мечта о семейной идиллии отравляет существование и мешает смириться с отнюдь не идиллическими подробностями повседневности. Любовная лодка мнимых упований разбивается о кошмарный быт.

Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемле­мые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Здесь мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми, приобретает навыки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит агрессивная реакция ребенка на сверстников. Здесь важно показать процесс превращения школы в место возможных контактов детей со своей возрастной группой и другими неформальными объединениями подростков, которых перестала привлекать улица. Были проанализированы архетипические образы или мифы, служащие этим детским или подростковым группам в качестве эталона. Однако объяснение феномена насилия в школах влиянием подобных групп лишь отчасти и не исчерпывает всех случаев. Каждый учитель согласится, что проявление насилия в школах не обязательно вызваны негласными «разборками» противодействующих групп. Зачастую в качестве проводников насилия выступают отдельные одиночки, выделяющиеся своей агрессивностью и буйным нравом. Среди них много детей из неблагополучных семей, страдающих от побоев дома и нуждающихся в абреакции полученной фрустрации, школьников и школьниц, прибегающих к насилию с целью избавления от давящего их кошмара. Проявляемое им насилие на деле является криком о помощи. К другой категории относятся дети, для которых затруднена социальная интеграция. Они чувствуют себя изгоями, жертвами и аутсайдерами. Их повышенная агрессивность – всего лишь отчаянная попытка добиться признания собственной возрастной группы. Характер их поведения объясняется не влиянием группы, а нерешенными личными проблемами. Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык «са­мых неприятных». Пример: Джованни учится в 5 классе и живет в предместье Берна. Его одноклассники и одноклассницы отказываются с ним контактировать. По их словам, это кара за жестокость его обращения. Он колошматил их по животу, он таскал девочек за волосы, он кусал своих противников, он … Все, что бы Джованни ни говорил и ни делал, воспринимается окружающими в штыки. В ходе расследования выясняется, что Джованни постоянно избивает отец. Его мать смирилась с этим положением, впала в апатию и производит впечатление человека, уставшего бороться. Для сохранения чувства собственного достоинства у Джованни нет иного выхода кроме бегства в призрачный мир фантазий, где он предстает перед собой героем. Его агрессивность нельзя рассматривать в отрыве от его душевной драмы. Такие дети нуждаются в индивидуально – психологическом лечении.

Игра со сверстниками так же дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры - в кото­рых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются при­чинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, чтоимнравятсяих партнеры по шумным играм, и они редко получают травмы во время таких игр. Так, в одной школе получила распространение игра под названием «Контейнер». Игра была придумана девочкой пятого класса. Ученика начального класса помещали в контейнер, а затем начинали возить по местности. Запертый внутри ребенок визжал от страха. Для остроты ощущения двое ребят кидали внутрь контейнера горящие газеты…

При рассказах о подобных случаях кровь леденеет в жилах. Как правило, родители, и учителя ничего об этом не знают. Дети предпочитают о них не распространятся. События подобного рода касаются их возрастной группы. Все, имеющее в ней место, не для ушей взрослых. О том, что в ней происходит, взрослым знать не положено. К чему их пугать?

Насилие в средствах массовой информации – это тема постоянных дискуссий. Мы ежедневно можем наблюдать убийства, нападения, драки, разрушения на экране нашего телевизора. Дети сталкиваются с этими воплощениями ужаса уже в самом раннем возрасте. Агрессивные импульсы распространяют и различные компьютерные игры. Вопрос о влиянии средств массовой информации и видеоигр – тема жарких дискуссий. Согласно данным исследований, показ сцен насилия по телевидению приводит к повышению «заряженности» агрессией. Однако, строго говоря, данные исследований говорят всего лишь о повышении возбудимости и склонности к участию в военных играх. В связи с вопросом о влиянии СМИ на психику детей можно сказать, что определяющим в данном случае является характер реакции детей на сцены насилия, оказываемое ими впечатление и возникающие в связи с этим психологические процессы. Изображение сцен насилия в видеофильмах или СМИ оказывают фатальное воздействие только в случае их востребованности сознанием ребенка, ищущем образцы для своего поведения в сфере насилия. Иное действие производит они на трудных, слабовольных и крайне агрессивных детей. Если для детей со здоровой психикой при виде ужасного на экране характерно либо его дистанцирование, либо вытеснение или стремление закрыть глаза на всё страшное, видимое на экране, неуравновешенные дети видят в этом возможность выхода своим агрессивным тенденциям. Не будучи причиной детской агрессивности, насилие в СМИ, тем не менее, является оправданием для некоторой части молодёжи. Фильмы ужасов и сообщения о катастрофах в СМИ являются источником образов и фантазий, в которых главенствующая роль отводится применению насилия, источниками, черпают из которых главным образом отчаявшиеся, социально обездоленные и беспризорные дети. Фильмы ужасов и компьютерные игры предъявляют новые требования к родителям и учителям в плане воспитания детей. Так же, как раньше при обучении детей правилам поведения на улицы, нам нужно научить детей ответственному обращению с этими играми и СМИ. Предание этих игр и фильмов ужасов анафеме грозит потерей контроля над этим миром переживаний и опытом ребёнка.

Заключение

И в заключении хотелось бы отметить, что вся наша повседневная жизнь полна насилия. Оно словно проклятие тяготеет над всем человечеством и отравляет жизнь не только индивида, семьи, этнических и религиозны групп, но и целых народов. Насилие выступает синонимом разрушения, деструктивного поведения и подразумевает совершение действий, идущих вразрез с волей другого человека и животного; совершить насилие – значит убить, уничтожить, отказать другому живому существу в праве на жизнь, на собственные взгляды, желания и интересы. Многие психологи сходятся во мнении, что насилие, хотя и отражает иррациональное состояние души, представляет не только или даже не столько проявление животных инстинктов, сколько специфически человеческий феномен. Человек – это весьма агрессивное существо. Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Изначально в человеке трудно обнаружить что – либо заведомо дурное или порочное. Каждый человек нуждается в пище, безопасности, заботе, любви, стремится к уважению и ищет самоактуализации и самореализации. Если быть осторожным в оценках, можно сказать, что подобные человеческие устремления скорее нейтральны, нежели плохи. С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным. В этом случае нам на помощь могут прийти либо психотерапия, либо образование, а так же улучшающиеся политические, экономические и социальные условия жизни. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность, как существу разумному предотвращать появление насилия в обществе и контролировать её. Надеюсь, что человечество сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.

Список использованной литературы

1. Антонян, Ю. М. Жестокость в нашей жизни / Ю.М. Антонян. – М., 1995. – 318 с.

2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М., 2001. – 512с.

3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия / Р. Бэрон Д. Ричардсон. – СПб., 1997. – 336с.

4. Гуггенбюль, Аллан.Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Аллан Гуггенбюль. – Акад. Проект, 2000. – 217 с.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / О.Ф. Кернберг – М., 1998. – 368с.

6. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Ковалев – СПб., 1996. –358с.

7. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц – М., 1994. –269с

8. Миллер, Алис. Вначале было воспитание / Алис Миллер – М.: Акад. Проект 2003. – 462 с.

9. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18.

10. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40.

11. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – М., 1999. – 656с.

12. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – 798 с.

13. Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. – М., 1996. – 192с.

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью . Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные , но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением .

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.