Обработка металлов

Что такое игровая технология в детском саду. Игровые технологии для дошкольников

Реализация игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет

С первого дня работы я столкнулась с такой проблемой - есть дети, которые не хотят делать зарядку, не хотят рисовать, лепить или составлять рассказ, когда это делают все остальные. Поэтому одним из важных направлений моей профессиональной деятельности я выбрала использование игр и игровых приемов в воспитательно-образовательном процессе. Потому, что игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Для работы по самообразованию я выбрала тему «Использование игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет».
Актуальность выбранной темы:
Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.
По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Цели и задачи:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данной области.
Изучение литературы по данной теме.
Активно воздействовать на развитие психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
Разработать картотеки игр.

Вести работу по преобразованию предметно-развивающей среды.
Сущность игровых технологий заключается в совокупности огромного количества методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса в форме различных игр.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Я рассмотрела применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ по каждому направлению отдельно. Ознакомилась с огромным количеством материала по данной теме. Узнала очень много разных игр, игровых тренингов.

Применение игровых технологий:
Способствует преодолению пассивности.
Повышает познавательный интерес.
Вызывает эмоциональный подъем.
Тренирует память.
Развивает внимание.
Развивает мышление.
Помогает выработать речевые умения и навыки.
Способствует развитию творчества.


А самое главное дети с удовольствием идут в детский сад.
Поэтому применение игровых технологий – очень эффективно!

Презентация на тему: Реализация игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

Социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

Образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

Конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

Создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также и в игре, дающей ребёнку:

Возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

Быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

Прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

Способом обучения;

Деятельностью для реализации творчества;

Методом терапии;

Первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

Знания методики игровой деятельности;

Профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

Учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

Для освоения темы или содержания изучаемого материала;

В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

Отбору, разработке, подготовке игр;

Включению детей в игровую деятельность;

Осуществлению самой игры;

Подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные и т.д.;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

Активизирует воспитанников;

Повышает познавательный интерес;

Вызывает эмоциональный подъём;

Способствует развитию творчества;

Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

Выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

Предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

Объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

Игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;

Организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

Развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

Возраст детей, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетенция называется дошкольным. Он является уникальным и решающим в начале ступени развития ребенка. Обучение в игровой форме должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр . Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы и приемы организации педагогического процесса в форме игр. Результат игр обоснован, наблюдается в явном виде и характеризуется определенной воспитательной направленностью.

Целью игровой технологии - является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игры в основном, являются собственной инициативой детей, поэтому педагог при организации игровой деятельности должен руководствоваться следующими требованиями:

Выбор игры. Должен выступать как средство удовлетворения интересов и потребностей детей. Обычно выбор игры зависит от воспитательных задач, которые требуют своего логического разрешения. То есть дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые;

Предложение игры. Создаётся игровая проблема. Для ее решения детям предлагаются разные игровые задачи, такие как техника действий и правила;

Объяснение игры. Педагог кратко и чётко объясняет правила и технику действий игры, но только после возникновения интереса детей к игре;

Игровое оборудование. Должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

Организация игрового коллектива. Игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;

Развитие игровой ситуации. Характеризуется принципами: отсутствием принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличием игровой динамики; поддержанием игровой атмосферы; взаимосвязью игровой и неигровой деятельности;

Окончание игры. Результат игровой деятельности детей должен быть проанализирован и нацелен на применение в реальной жизни.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

Познавательные, воспитательные, развивающие;

Репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны . Они подразделяются:

  1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
  2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Компонент игровой технологии – это непосредственное взаимодействие и общение педагога и детей, который носит непосредственный и систематический характер. Компонент игровой технологии:

Активизирует воспитанников;

Повышает познавательный интерес;

Вызывает эмоциональный подъём;

Способствует творческому развитию ребенка;

Максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

Дает возможность педагогу изменять стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач, в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая технология организуется как целостное образование, которое охватывает некоторую часть учебного процесса, а также объединяет общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Задачей каждого воспитателя является составление игровых технологий из отдельных игр и элементов. В последнее десятилетие, в связи с развитием мирового сообщества, приоритетом в центре системы образования и воспитания стала человеческая личность. Главным компонентом формирования человеческой личности становиться педагог, который одновременно является и носителем общечеловеческих ценностей и созидателем творческой личности. Постоянные колебания и перемены общества определяют сложность для педагога и ставят его перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, основой деятельности педагога является определение и использование своего личностного творческого потенциала, что является системообразующим фактором авторской педагогической системы, восхождением от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от стандартных технологий к креативным, личностно – ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно – ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание “ситуации успеха”, сотворчество в проведении и подготовке творческих комплективных воспитательных дел.

Если педагог использует новейшие педагогические технологии, какими качествами он должен обладать? На сегодняшний день приоритетными и востребованными качествами педагога становятся такие личностные качества (имидж), как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить “новообразования”, перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Так, игровые технологии помогают раскрепоститься детям и проявить уверенность в себе, при этом способствуют легкому усвоению материала любой сложности, путем приближения игровой ситуации к реальным условиям жизни.

Литература:

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.

наталья киреева
Методическая разработка по теме «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Слово «технология » происходит от греческого слова : «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология » - наука о мастерстве.

Какая технология расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни? (ИГРОВАЯ ) (слайд 2)

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий . Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры , ее методологических основ , выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи : формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми .

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов , способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ .

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована :

Для освоения образовательной темы или содержания изучаемого материала;

В качестве НОД или его части

Как часть образовательной программы , формируемой коллективом ДОУ.

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи :

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства , активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность. (слайд 3)

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Место и роль применения игр в учебном процессе , сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. (слайд 4)

1)В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности :на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр :

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Укажем лишь важнейшие из применяемых типов : предметные, сюжетно-ролевые (творческие, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами (дидактические, подвижные) . Хочу остановить своё внимание на группе игр по характеру игровой методики :

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Рассмотрим группы игр по характеру игровой методики :

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

Например игра «Чудесный мешочек» Цель : уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов , дети овладевают сенсорными эталонами.

«Времена года» Цель : систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.

«Найди по листу дерево» , «Узнай на вкус» , «Найди такой же листик» Цель : помочь различать предметы по качествам и свойствам, развивать наблюдательность. И др. игры.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

выделяется : Технология организации сюжетно-ролевой игры Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.

Сюжетно-ролевая игра включает в себя сюжет игры, содержание, роль.

Сюжет- сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, и представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

4. Роль- средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Коротковой, игры развиваются в следующей последовательности :

Младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

Средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

Старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра- драматизация)

Н. Я. Михайленко выделяет следующие принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве :

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом , чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия , так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

Игра не появляется у ребёнка сама собой, а формируется у него стихийно, или целенаправленно. Ребёнок поэтапно овладевает всё более сложными способами построения игры, в следующей последовательности :

1. Предметно-действенный способ построения игры.

От одного года до 2,5 лет.

Это может начинаться, как только ребёнок овладел рядом простых практических действий, освоил назначение бытовых предметов (ложкой едят, расческой причесываются) .

2. Ролевой способ построения игры.

От 3 лет до 5 лет.

Приход к ролевому поведению в игре связан с возможностями ребёнка соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей, с развитием речи.

Ролевое поведение как способ построения игры можно формировать, начиная с 2,5- 3 лет.

3. Сюжетосложение. Возраст от 5 лет может быть выделен как условная граница перехода к формированию сюжетосложения - способа построения игры.

В нашей группе мы выделили игровые центры , в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры. Организуя игру, я стараюсь занять позицию включённого партнёра : прошу ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Игра должна развёртываться особым образом , так, чтобы для ребёнка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении двух условий :

1. использование многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры : персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Состав игры при этом принимает вид «куста» :

Приведём примеры нескольких конкретных «кустов» ролей :

Если для использования в игре реалистической тематики нам педагогам придётся подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми. Игры по мотивам сказочных сюжетов целесообразно развёртывать с детьми, у которых менее развито ролевое поведение, они чувствуют себя в такой игре более уверенно.

Рассмотрим формирование «куста ролей» на конкретных примерах.

примера :

Миша, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером? А я - пассажир. Давай, будто на красный свет поехали, а нас милиционер остановил?

Я теперь буду полицейским.

Педагог проверяет права, спрашивает :

Куда едете?

Давай рядом с твоей машиной ехала ещё одна машина – грузовик. Я теперь - шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог починить.

Педагог благодарит педагогов за помощь.

Сколько ролей имеет этот «куст» сюжетной игры?

Педагог : Как мы видим, сюжет развёртывается постепенно. В первом событии в игре взаимодействуют шофёр и пассажир, во втором - шофёр и полицейский, в третьем – шофёр и шофёр другой машины.

У ребёнка могут возникнуть собственные предложения в ходе игры -необходимо их принять. Ребёнок может отвергнуть полицейского, а предложить съездить на заправку, на работу к маме, в магазин и т. д.

Педагог :Однако переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать ещё более отчётливым, используя особые методические приёмы . Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек - телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор» .

Например :

Приглашаю педагогов- немножко по играть. Игра может строится на основе уже известных детям сюжетов с парными взаимодополнительными ролями («дочки - матери» , «больница» , «магазин» и т. п.). Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры» , воспитатель распределяет роли следующим образом : себе берёт основную роль (например, «доктора» , а детям предлагает одинаковые дополнительные роли («пациентов» ).

Выбрав спокойное место и расположившись так, чтобы все участники были обращены лицом друг к другу (за столиками или на ковре кружочком, педагог вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлечённым в игру педагогам-детям : «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь. У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?. Больная девочка? Что у тебя болит?»

Педагог развертывает ролевой диалог с одним педагогом-ребёнком (выясняет характер болезни, предлагает больной прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой и т. п., а затем переходит к взаимодействию со вторым участником : «Опять у меня телефон звонит. Дзинь. Это доктор слушает. Кто мне звонит? Еще больная?» Диалог со вторым ребёнком-«пациентом» строится аналогичным образом , но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от инициативных ролевых высказываний ребёнка.

Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры -совместным сюжетосложением.

Сюжетосложение включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнёров-сверстников : обозначать для них (пояснять, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры.

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к всёболее сложным преобразованиям знакомого сюжета , а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре : она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности :

1. Совместное «вспоминание» (пересказ известной сказки) .

2. Частичное преобразование известной сказки . Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы.

3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.

Немного поиграем : приглашаю 3-4 педагогов- помощников для демонстрации примера, предлагает их сесть в круг, начинает сказку :

У Емели была сестра, и родители попросили отвезти её в детский сад….

Педагоги-дети продолжают начатый сюжет.

Например, Но Емеля не знал, где находится детский сад. Емеля попросил друга найти детский сад. Они вместе отправились в дорогу. По дороге Емеля предложил зайти в магазин, чтобы купить сестре конфетку. Вместе они смогли отыскать детский сад, забрать сестрёнку и угостить её вкусной конфеткой.

Педагог приглашает педагогов для демонстрации примера :

Я буду волк, а ты - Красная Шапочка (я повстречал тебя в лесу.)

Игра проводится по сказке. Можно предложить, будто волк и Красная Шапочка отправились к бабушке вместе с волком…и т. д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

Совместную сюжетную (творческую) игру с детьми я организовываю в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобным является время перед полдником и после него, когда дети находятся в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне (предоставив детям предметы для манипулирования, сюжетные игрушки, материалы для конструирования, уделяли время для игры с тем или иным ребенком или парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений .

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими) . С дошкольниками могут быть использованы : игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента : сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта» , важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера : кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования , во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов , сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

Д/И «Найди дружочка»

Говорят на вкус и цвет

Что друзей на свете нет

Мы игрушки разберём

И товарищей найдём.

Разбирайте игрушки, пока музыка звучит – вы двигаетесь; музыка останавливается – слушаете внимательно задание.

1. Ты на цвет свой посмотри

И пару себе найди.

2. Ты на форму посмотри

И пару себе найди.

IV группа игр, интеллектуальных игр : игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай» , «Что? Где? Когда?» и т. д. Данные важная составная часть образовательной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Мы с вами сейчас поиграем в интеллектуальную игру :

«Заморочки из бочки

Вопросы :

1. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в : «Дочки-матери» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Детский сад» , «Магазин» , «Автобус» , «Пароход» , в средней группе добавляются «Кукольный театр» , «Столовая» .)

2. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека» , «Поликлиника» , «Салон красоты» , «Библиотека» , «Мы строители» , «Космонавты» , «Военные» )

3. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане , что ведет к построению воображаемой ситуации ; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

4. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда ; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации ).

5. Это воспроизводится сфера деятельности, которая детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. (Сюжет)

6. Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни. (Содержание)

7. Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. (Роль) .

Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума под названием : «И все-таки игра!» .

1. Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

2. Современный легкий детский конструктор. (лего)

3. Спутник жизни детей. (игрушка)

4. Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

5. Первая игрушка малыша. (погремушка)

6. Место покупок в быту и в игре. (магазин)

7. Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры. (атрибуты) .

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. В процессе игры , вследствие гибкости игровой технологии , ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче , которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации , приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Рефлексия семинара-практика

“Пять строчек по правилам”. Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка – это название темы

2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы.

4 строчка – фраза из четырех слов, оказывающая отношение автора к теме .

5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Например :

2. веселая, развивающая

3. выяснить, оценить, развить

4. я люблю придумывать игры

5. моделирование ситуации (разыгрывание ролей)