Грузовые Автомобили

День Ильи-пророка: история, приметы и традиции праздника. Что нужно делать в день Ильи-пророка? История праздника Ильин день

У любого крещеного человека есть святой-покровитель. Им является тот, чье имя носишь. Таким образом, у православного христианина помимо Дня рождения имеется еще и День ангела, в простонародье – именины. Православная церковь считает второй праздник более значимым для души, ведь в этот день небесный покровитель слышит своего подопечного лучше, чем когда бы то ни было. Вдвойне повезло тем, кто назван в честь великих святых: Николая Мирликийского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и пр. Сюда же относится и Илья-пророк. Его праздник отмечают в христианском мире ежегодно 2 августа.


История даты

– так чаще называют день памяти величайшего из пророков , служащих единому Богу. Он почитается не только христианами, но и представителями мусульманства, а также иудаизма. Согласно еврейской религии, пророк Илия спустится на грешную землю перед концом времен, а конкретнее – перед вторым пришествием Иисуса Христа. Это имя упоминается в священной книге исповедующих ислам – Коране, причем с уважением. В переводе с иврита оно означает «крепость Божья». И действительно, считается, что именно величайший из пророков подобно нерушимой стене охраняет исполнение Божьих заповедей и человеческих законов. Этот святой суров, но справедлив. Несдобровать тому, на кого прогневается – образ Илии представлен, как разъезжающий на охваченной огнем колеснице, издающей невероятный грохот. Вы, конечно, уже догадались, в каких природных явлениях воплотились мощь и сила святого: это гром и молния. Не зря ведь Илье-пророку христиане испокон веков молятся о ниспослании дождя во время засухи и, наоборот, о прекращении затяжных ливней. И помощь приходит незамедлительно, если в сердце есть вера.


Невозможно не провести некую ассоциативную линию, соединяющую пророка Илию с языческим славянским богом Перуном. Этот бог-громовержец, точно так же в верованиях наших далеких предков носился по небесам в огненной колеснице и выполнял те же самые функции, что и христианский святой. Перун считался богом-воином, его оружие – молнии – защищали от любого зла. Страж небес пользовался большим уважением не только среди славянских язычников, но и у индоевропейских народов. Даже имя восточного аналога походит слегка на таковое отечественного – Парджанья.


С приходом на Русь христианской религии церковь сделала все возможное, чтобы выбить поскорее из мыслей народа языческие убеждения. С данной целью славянские праздники были полностью замещены христианскими. Так и 2 августа – Перунов день - превратился в Ильин. Это привело к тому, что два образа тесно переплелись и срослись в один.


Жизнь и чудеса Илии

Святой Илия появился на свет за 900 лет до Рождества Христова , то есть до наступления нашей эры. Произошло это в Фесвии Галаадской. Отец будущего пророка перед рождением сына увидел сон, в котором младенец был окружен благообразными старцами, кормившими и пеленавшими его пламенем огня. В этом видении явно содержалось пророчество чудесного будущего потомка.

С юных лет Илия верил в единого Бога, проводил дни в посте и смиренных молитвах. Он был образцом благочестия и удалился от мира, от людей в пустыню. Однажды Господь явил Илие свою волю: тот должен был пойти в царство Израильское, к царю Ахаве, исповедавшему язычество, и повлиять на правителя, дабы не губил ни себя, ни народ, уверовал в настоящего Бога, иначе в наказание всех идолопоклонников настигнет страшный голод. Илия в точности выполнил поручение, однако Ахива проигнорировал речи пророка.


Все случилось, как и предсказывал Илия. Тогда святой удалился в пустыню, но от голода не погиб – пищу ему приносили птицы, а чуть позже пророка приютила в одном городе вдова. Спустя несколько лет снова пошел Илия в Ахиве и предложил устроить проверку богу языческому и Богу христианскому: соорудить жертвенники каждому и молитвами попытаться вызвать огонь с небес. На какой жертвенник сойдет пламя – тот и есть Бог истинный. Чудо случилось с жертвенником Бога, которому молился Илия. В итоге язычники уверовали, а жрецы, исполнявшие обряд в честь идола, по велению пророка были убиты.

Много чудес происходило по просьбам Илии, обращенным к небесам. Например, вдову, что пригрела его во время голода у себя дома и не пожалела последних муки и масла, он отблагодарил тем, что эти продукты стали неиссякаемыми, а сына бедной женщины воскресил из мертвых. По молитвам пророка, обращенным к Господу. расступились воды Иордана – это очень яркий библейский эпизод, о котором, наверняка, многие, слышали. И еще очень много можно привести таких примеров.

Настало, в конце концов, время, когда возобновились на Илию гонения со стороны язычников. Пророк не боялся смерти, но должен был оставить после себя человека, которому мог бы передать свой дар, свои знания. Господь смиловался над ревнителем веры и указал ему на преемника – Елисея. Этот мужчина, будучи учеником великого святого, видел восхождение Илии на небо по воле Божьей. То был единственный случай в Новом Завете, когда святого взяли на небеса живым – подобное было только с Енохом до рождения Христова.

Народные приметы

С Днем памяти святого Илии, как и любым другим христианским праздником, связано множество суеверий: ну, не может народ до конца избавиться от языческих привычек. Самая главная примета известна всем от мала до велика и звучит следующим образом: «Пришел Илья – наделал гнилья». Это означает, что после 2 августа купаться в водоемах нельзя. Объяснение тому простое: воды рек и прудов «зацветают» благодаря размножению водорослей, тем более начинается сезон дождей и холодных ночей.

Поговорка «на Ильин день и камень прозябнет» говорит о том, что со 2 августа утра становятся холодными. Есть мнение, будто день памяти пророка – некая грань, миновав которую ночи становятся длиннее. Это нашло отражение в пословице «с Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются». «Илья-пророк – косьбе срок» означает, что наступает период сенокоса, иначе дожди все зальют и погубят урожай. Тот же смысл у поговорки: «Ильин день зажинает».


В праздник Илии-пророка нельзя работать, труд считается великим грехом , потому что День памяти святого является очень важной религиозной христианской датой. Об этом говорят и пословицы: «На Ильин день снопов не мечут – спалит грозой», «На Илью грех возить сено – Илья сожжет его». В этот праздник о дальнейшей погоде судят по грому. Если гром гулкий – будет ливень, если глухой, то тихий дождь. Долгий гром обещает осадки, непродолжительный - большое ненастье.

Илью называют одним из самых грозных пророков, поэтому 2 июля люди стараются не злить святого и придерживаются определенных правил. Существуют дела, которые можно и нельзя исполнять в День пророка Ильи.

Пророка Илью изображают как грозного и статного старца, который ездит на колеснице и наказывает грешников молниями. Правда, есть в святом и положительные качества. Он очень щедр к людям, которые почитают обычаи. Например, 2 августа желательно ходить в церковь на богослужение и принимать участие в крестных ходах, а после собраться за одним столом всей семьей. Люди, которые занимаются земельными делами в День Ильи могут просить у пророка щедрого урожая, и пророк обязательно их услышит. Плюс этот день очень хорош для тех, кто занимается пчеловодством. Сегодня можно ухаживать за пчелами и делать свечи из воска. Ходит поверье, что именно в День Ильи воск обладает особой энергетикой, которая может защитить человека от всего плохого.

Если 2 августа идет дождь, то обязательно стоит умыться дождевой водой. Считается, что такая вода способна очистить душу от грехов и темных сглазов.

Что нельзя делать в День святого Ильи 2 августа 2018 года

Все с детства знают, что в День святого Ильи нельзя купаться и это связано с легендой, которая рассказывает историю о том, что 2 августа, когда Илья на своей колеснице поднялся в небо, одна из лошадей потеряла подкову и та упала в воду, сделав ее холодной. Но, на самом деле, в этот период лето уже постепенно сдает свои позиции осени и именно в ночь с 1 на 2 августа температура начинает спадать и резко охлаждается вода в реках и озерах. Поэтому в День Ильи искупавшись в водоеме можно заболеть. Также сегодня нельзя ловить рыбу, так что заядлым рыбакам лучше подальше отложить свои удочки.

2 августа запрещено заниматься любимы делами по дому и на полях иначе можно очень сильно разозлить Илью. Если сегодня работать на огороде, скорее всего весь урожай погибнет.

В народе ходит поверье, что в День Ильи нельзя ругаться и драться и, самое главное, стоять под деревом во время грозы, иначе ударит молнией. Ни в коем случае нельзя стоять на перекрестках, где, как гласит поверье, собирается вся нечисть. Также наши прадеды верили в то, что 2 августа плохая сила может поразить домашних животных, поэтому никогда не выпускали со двора скотину и другую утварь.

Желательно в День святого Ильи отказаться от алкоголя и, ни в коем случае, не дебоширить и врать.


2 августа 2006 года, в день святого пророка Божия Илии , в столице прошли торжества, посвященные 400-летию Ильинского набата.
Ильин день — последний летний праздник. Считается сердитым, даже опасным. Грозный белобородый старец Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных. Одновременно Илья — щедрый, так как посылает на землю плодородие.
Пророк Илья, один из самых «строгих пророков» . Его молитвы, согласно Святому писанию, возвращали к жизни людей.
Святой пророк Илия, родом из Фесвы (Палестина), был сыном Саваха из колена Левиина и жил в IX веке до Рождества Христова. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение, что мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Действительно, святой Илия был одним из самых пламенных ревнителей истинной веры и благочестия .
К пророческому служению св. Илия был призван Богом при израильском царе Ахаве. Для вразумления этого нечестивого царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, молитвою небеса заключив. После этого он, по глаголу Божию, скрылся при потоке Хорафе, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Через год божественный пророк чудесно напитал Сарептскую вдовицу, молитвою умножив горсть муки и сосуд масла, а затем сына ее молитвенно воскресил. Чуть позже Илия огонь с небес свел на жертву на горе Кармильской, показав тем народу, что Иегова есть истинный Бог. После этого он усиленной молитвою вызвал дождь на жаждущую землю.
На горе Хориве великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцать лицом к лицу Бога. Современники, ясно видя в нем человека Божия, при встрече повергались на землю. За святую жизнь и пламенную ревность по славе Божией святой Илия был взят живым на Небо. Это таинственное событие уверяет мертвых возстание и преложение живых в последний день суда. По верованию Церкви святой Илия вместе с Енохом будут предтечами второго пришествия Христова и тогда-то познают телесную смерть по общечеловеческому закону.
Илья — единственный из пророков, который был взят живым в Царство Небесное.
Единственный из ветхозаветных пророков, которого с почтением признает православная церковь. Первая церковь , построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Илью пророка молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о прекращении дождей (Илья сухой). К нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении урожая хлебов и лекарственных растений.
Помогает кладоискателям, охотникам на пушных зверей. Защищает и исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают его своим покровителем — оберегающим их в небе. Но Илья пророк может и справедливо наказать — продавцов, которые обвешивают.
У многих народностей Илия считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии мчась по небу издает громкий звук.
Имя Илия означает крепость Господня (евр.).
Хотя на Ильин день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались высушить сено и убрать его в стога.
В день памяти пророка Илии всегда идет дождь . Этот дождь благодатный — нужно умыться целебным дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорого вина для Ильи пророка, и открыв дверь произнести «Излей гнев свой на язычников, которые не знают Тебя». Илья непременно посетит этот дом.
С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь — на прибавление. «Илья пророк два часа светлого времени уволок», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». На Илью обыкновенно бывают «воробиные ночи», когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться : «Илья воду остудил». Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) — к обильному урожаю на следующий год.
Святой пророк Божий Илия — небесный покровитель воздушно-десантных войск России.

Вот какие пословицы придумал русский народ на Ильин день:

  • Илья зажинает, лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.
  • Илья-пророк — косьбе срок.
  • Петр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).
  • На Илью лето до обеда, осень после обеда.
  • Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
  • До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
  • На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы.
  • С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.
  • До Или мужик купается,а с Ильи с рекой прощается.
  • В Ильин день собак и кошек в дом не пускают (молнию притянут).
  • На ильин день грех возить сено — Илья сожжет его.
  • За Ильину ночь конь наедается, а мужик высыпается.
  • Петр и Павел на час день убавил, а Илья-Пророк — два уволок.

На Ильин день первый сноп жницы ставили в «красном» углу , со словами: «Это Илье на бороду» или «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеб города».
Особо торжественно выпекали «зажиточный хлеб» — хлеб первого урожая. Соблюдали ритуал разрезания и раздачи первого каравая: самому старшему — первый ломоть — как «батюшке-пахарю».

*** Пророка Божия Илии Фесвитянина (IX в. до Р. Х.). Преставление преподобного Авраамия Галичского, Чухломского (1375). Преподобномученика Афанасия Брестского (обретение и перенесение мощей, 1649).
Праведного Аарона первосвященника (XVI в. до Р. Х.). Преподобных Кассиана, игумена обители святого Саввы Освященного; Леонтия Стромынского (XIV); Саввы Стромынского (1392). Священномучеников Константина и Николая пресвитеров (1918); священномучеников Александра (Ахангельского), Георгия (Никитина), Иоанна (Стеблина-Каменского), Сергия (Гортинского) и Феодора (Яковлева) пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова) архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова) иеромонахов и мучеников Евфимия (Гребенщикова) и Петра (Вязникова) Воронежских (1930). Икон Божией Матери Галичской-Чухломской "Умиление" (1350); Абалацкой "Знамение" (1637).

Пророк Илия

Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Илия был ревностным служителем Единого Бога и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Он был человек с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии. Вот почему так чтил его народ еврейский, и в Православной Церкви, Греческой и нашей Русской, день его памяти празднуется наравне с великими праздниками. Св. пророк Илия был родом из города Фесвы. Во время рождения его отец видел мужей, которые беседовали с ним, повивали его огнем и давали ему есть огненный пламень. Илия с малых лет посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Подле Илии собрались ученики, которых он учил закону Божию и доброй жизни. Живя в пустыне, святой пророк следил за образом действий своих соотечественников, молился за царя и его род. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много знамений, чтобы вразумить нечестивого царя и поддавшийся ему народ. Но когда, с воцарением Ахава, вера в Иегову стала упадать и нечестие усиливаться в царстве Израильском, тогда он вышел на свое пророческое служение. Явившись к Ахаву, Илия предсказал трехлетнюю засуху и голод за его нечестие; молитвой свел с неба огонь на жертву, чтобы доказать, что истинный Бог есть Тот, Которому он кланяется; во время голода прокормил целую семью горстью муки и малым количеством масла; воскресил единственного сына сарептской вдовы; беседовал с Богом на горе Хорив и живым был взят на небо в огненной колеснице с огненными конями. Св. пророк Илия учил и пророчествовал устно, как и его ученик Елисей, и не оставил писаний. Жил за девять столетий до Рождества Христова. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 гл. и 4Цар. 1-3). Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Преподобный Авраамий Галицкий

Преподобный Авраамий Галицкий был пострижен св. Сергием Радонежским и первое время подвизался в его обители. Укрепившись в духовной жизни, для больших подвигов, с благословения своего святого игумена, удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь явилась ему икона Пресвятой Богородицы. Во время молитвы он услышал голос с горы, около которой подвизался: «Авраамий, взойди на гору, там икона Богородицы». Святой взошел и взял икону в свою келью. Но недолго подвизался он здесь в уединении: о нем узнали соседние жители, а затем и сам князь Галицкий Димитрий. Благочестивый князь просил Авраамия посетить Галич с явленной ему иконой, и Авраамий исполнил желание князя. Князь и народ с крестным ходом встретили икону, и многие больные получили исцеление от нее. После этого князь дал преподобному средства на месте явления иконы устроить обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Подвизаясь в своей обители, св. Авраамий сделал много полезного для жившего в окрестностях чудского племени. Это племя уже было просвещено христианской верой, но держалось некоторых языческих обычаев, особенно верило чародейству. Св. Авраамий убедил их оставить суеверия, и ему особенно помогли в этом исцеления, происходившие от явленной ему иконы. Обустроив обитель, св. Авраамий вместо себя назначил настоятелем своего ученика и тайно удалился в пустыню, за 30 верст от обители. Но здесь нашли его некоторые из братии. Святой оставил их при себе и тут основал новую обитель. Скоро и отсюда удалился св. Авраамий за 70 верст от Галича, на берег Чухломского озера, и здесь основал Покровскую обитель. В этой обители и скончался он в 1375 г. в глубокой старости. Здесь почивают под спудом и святые его мощи.

Абалацкая Знаменская икона Богородицы

Абалацкая Знаменская икона Богородицы явилась в 1637 г. в селе Абалацком Тобольской епархии. Благочестивая вдова Мария не раз видела во сне образ Знамения Богородицы с изображениями святителя Николая и Марии Египетской по сторонам, и при этом слышала голос: «Мария, объяви видение народу и скажи, чтобы построили в Абалацком селе новую церковь во имя Знамения, с приделами святителя Николая и Марии Египетской». Мария рассказала о видении, и началось строительство церкви. Когда же строилась церковь, то к одному больному крестьянину по имени Евфимий пришел некий богобоязненный нищий Павел и сказал, чтобы он написал храмовый образ для строящейся церкви и обещал ему выздоровление. Икона была заказана, и Евфимий выздоровел. В 1783 г. Абалацкое село обращено в монастырь. Абалацкую икону особенно чтут в Сибири и в губерниях, соседних с Сибирью. Ежегодно в июне месяце на две недели приносят ее из Абалацка в Тобольск. Икона эта отличается от обыкновенной иконы Знамения (27 ноября) тем, что на ней изображены с правой стороны Богоматери - святитель Николай, а с левой - Мария Египетская.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -
18.03.2019 -

Дорогие боголюбцы! Сегодня мы поведем разговор о величайшем человеке в истории мира, одной из самых значимых фигур Ветхого и Нового Завета – о пророке Божием Илии, память которого сегодня совершает Православная Церковь.

Начну с того, что в нашей, восточнохристианской традиции Православия, в частности в русском Православии – не очень знаю, как у грузин и сербов, но мне кажется, у них так же, как и у нас, – нет традиции, к сожалению, посвящать храмы Божии святым персонажам Ветхого Завета. Например, я не знаю у нас ни одного прихода в честь Моисея, ни одного прихода в честь Исаии, ни одного прихода в честь Иеремии, что, в общем-то, встречается в западной традиции. У нас тут некая лакуна, пробел почему-то… А был бы, например, праздник пророка Иеремии, ежегодно торжественно празднуемый на приходе пророка Иеремии, мы бы читали его книгу, мы бы проповедовали о нем, мы бы больше о нем знали, мы бы любили его больше. Так же было бы и с Исаией, и с Моисеем, и с другими пророками Ветхого Завета. И это заполняло бы наше незнание Ветхого Завета. А это незнание поражает. Очень многие из нас не только не знают, а считают, что и не нужно знать Ветхий Завет. Это огромная ошибка!

Исключением является пророк Илия.

Ильинские храмы на Руси есть – и их много. И один из самых главных храмов – тот, что на нынешнем киевском Подоле: он выполнил историческую миссию, с ним связано принятие Русью христианства, тут крестились русичи.

Илия известен нам и любим нами. При этом он чрезвычайно известен и любим евреями. Достаточно сказать, что евреи до сегодняшнего дня, когда обрезывают своих мальчишек – в восьмой день младенцев мужского пола, – специально ставят пустое кресло для Илии, чтобы посмотреть, не придет ли Илия помазать этого человека и указать на его избранничество. Вспомните, что когда Господь возопил на кресте: «Или, Или, лама савахфани» – «Боже мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?», евреи стали говорить друг другу: «Илию зовет. Посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Как видим, есть твердое убеждение, что Илия должен вмешиваться в самые значимые исторические события, во всё то, что касается конечных судеб мира. И душа этого человека настолько широка и горяча, что вмещает в себя проблематику самых важных – крайней степени важности – явлений. И он силен влиять на события мировой истории.

Жизнь его прошла на фоне тяжелейших испытаний для Божиего народа и глубочайших отпадений от правды и истины. Вообще жизнь святых проходит на фоне – как в театре актер играет на фоне задника, какой-нибудь декорации. А декорацией для святого часто выступает абсолютное нечестие. Для Авраама такой декорацией, жутким задником является Содом. Авраам действует на фоне Содома, куда ушел его племянник; Авраам воюет с содомскими князьями; Авраам принимает трех ангелов, идущих в Содом испытать его и найти, так ли всё там происходит, как на небе слышно, потому что вопль содомский до неба поднимается. Авраам и Содом связаны по контрасту. Каждый святой человек живет на фоне жуткого безобразия. Точно так же и Илия.

Илия живет на фоне Ахава и Иезавели. Ахав, израильский царь, открыто ввел культ Ваала в своей стране, насадил священные рощи, поставил истуканов и идолов, и от стола Иезавели, его жены, кормились исчисляемые сотнями пророки и жрецы Ваала и Астарты, чьи так называемые богослужения сопровождались ритуальным блудом, кровопролитием и всем таким, что у нас никак не совмещается с понятием богослужения. В это время имя Божие забывается. В это время люди массово впадают в идолопоклонство. А идолопоклонство – это не просто бросить семечко на жертвенник перед истуканом. Идолопоклонство – это обязательно блуд и разврат. Это праздники, которые заключаются в музыкальных процессиях, неких сатанинских антиподах крестных ходов. Это кровосмешения, это неестественная мужская и женская проституция, это жертвоприношения, в том числе и детские, это такой вихрь беззаконий, в котором человек теряет образ не только Божий, но и человеческий, забывает всё святое. Люди погружаются в мистической глубины разврат. Разврат – мистика, идолопоклонство – это духовный блуд. Духовный блуд приводит к блуду физическому в разных сатанинских формах. И вот в это время, когда имя Божие забывается, его едва-едва произносят избранные, да и то шепотом и тайком, приходит Илия – приходит прямо к Ахаву.

Имя «Илия» составлено из двух слов: «Элийя» и «Яхве». «Элийя» – это Бог, а «Яхве» – это Господь. То есть имя значит «Бог мой Господь». Имя это говорит: нет другого Бога, кроме Яхве. И Илия берет на себя эту миссию – утверждать, что нет другого Бога, кроме Яхве. И любой, призывающий Илию по имени, по сути призывает имя Бога Живого.

Илия приходит к Ахаву и грозит ему засухой и голодом на земле, говоря: «Жив Господь, пред Которым я стою». Ахав боялся Илию, всегда воспринимал его как врага, потому что присутствие святого обжигало его и мучило.

Илия зеркально соотносится с пророком Иоанном Предтечей: в том же духе потом придет Иоанн. Они и одевались похоже: во власяницу, препоясанную кожаным поясом. Они обычную пищу не ели, вели образ жизни аскетический и были девственниками. И тот, и другой обличали царей: Илия обличал Ахава, Иоанн обличал Ирода. Цари эти взяли нечестивых жен: Иродиада – точная копия Иезавели. И та, и другая гнались за пророками, только Иезавель не догнала Илию, а Иродиада пролила кровь Иоанна своей хитростью и блудной пляской своей дочери. Как видим, всё чрезвычайно похоже и зеркально отображается – ветхое в новом, а новое в ветхом.

Илия проповедует голод и заключает молитвой небо на 3 года и 6 месяцев. 3 года и 6 месяцев – это очень важный срок, и не зря это подчеркивается, потому что это время царствования антихриста. Апокалипсис открывает нам конечное нечестие мира, беззаконие исчисляя именно этим сроком: 3,5 года будет нечто жуткое и труднопереносимое на земле, как это было во дни Илии и Ахава.

Заметим, что апостол Иоанн в Соборном послании говорит: Илия был подобный нам человек. Но он помолился, и небо не давало дождя 3 года и 6 месяцев. А потом опять помолился – и небо дало дождь. Так что он все же необычный человек, отличающийся чрезвычайной ревностью о Господе, могущий видеть нечестие и молящийся Богу Живому.

Во время засухи Илию питает вдовица в Сарепте Сидонской – некая финикиянка. Об этом в Своей первой проповеди – в назаретской синагоге – вспоминает Господь Иисус Христос: Он говорит, что много было вдовиц в Израиле, но ни к одной из них не был послан Илия, только ко вдовице в Сарепту Сидонскую (см.: Лк. 4: 25). Это жутко разозлило тогда евреев, потому что напомнило им: Бог милует и язычников. И они хотели сбросить Христа с горы, на которой Назарет основан, но не было еще время Христу страдать, да и не так нужно было Ему страдать.

Так вот, Илия живет у вдовицы в Сарепте Сидонской, и у нее не исчезает, по благословению Божию, масло в сосуде и небольшое количество муки, которым питается она, ее сын и Божий человек. А до того, прежде чем пересох поток Хораф, возле которого в пустынном месте жил Илия, Божиего человека кормит ворон, принося ему хлеб и мясо. Очень важный момент: ворон – плотоядная птица, она мясо ест. Но по повелению Господню она кормит Божиего человека, принося ему хлеб и мясо. Животные кормят Илию, женщина кормит Илию и не оскудевает у нее пища… Даже ангелы кормят Илию. Перед тем, как пойти на гору Хорив разговаривать с Богом, Илия вкусил принесенной ангелом чудесной пищи – лепешки и питья. В крепости пищи этой он прошел 40 дней, не останавливаясь.

Но прежде смирил жрецов вааловых и совершил нечто чудное для нашего ума: показал им, Кто Господь, вызвав жрецов на духовный поединок. Это очень распространено было между святыми, когда святые встречаются с волхвами, демонослужителями или поклонниками диавола – не играющими в это, а настоящими служителями темных сил, обладающими силой, энергией, бесовской прозорливостью, злой властью над жизнью. Когда святые сталкиваются с ними, происходит духовная война. Илия воевал со жрецами вааловыми. Он сказал, чтобы они низвели огонь на жертву, если смогут, если их бог это может. И они до заката солнца кололи себя ножами, прыгали вокруг жертвенника и молились: «Услыши нас, Ваал, услыши нас, Ваал». И Илия доказал, Кто есть настоящий Бог. По слову его положили на каменный жертвенник жертву, окопали ее рвом, вылили воды… Илия сказал: «Удвойте». Налили еще воды на жертвенник. «Утройте». Утроили налитую воду. И вот во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, что очень важно – потому что это время действия Божия: времена богослужения – это времена особого действия Божия… так вот, во время, когда в храме приносится вечерняя жертва, Илия воззвал к Богу, и Бог услышал его: огонь сошел на жертву, и пожрал и жертву, и камни, и воду, и всё вокруг.

А потом Илия заколол жрецов вааловых. И пусть не смущается этим христианская совесть. Дело тут даже не в различии нравов во времена Ветхого и Нового Завета, а в другом: перед Илией находилось несколько сот настоящих служителей сатаны, вряд ли способных к покаянию, которые стали как ягнята, потеряв свою силу, и он совершил своей рукой божественное возмездие. Такие эпизоды в истории бывают. Не нам их повторять, потому что у нас нет Илииной силы, но знать о том, что Бог является Богом – карателем и мстителем, а не только Богом милующим, мы тоже должны. Потоп – дело Божие, сожжение Содома – дело Божие, нож в руке Илии над жрецами вааловыми тоже дело Божие. Это страшно, это странно, но тут истина. И совершив этот великий подвиг, Илия изнемог.

Люди великие тоже изнемогают. И люди, совершившие великое, боятся малого. Не боявшийся жрецов вааловых и низводивший огонь с небес на землю, заключавший небо, Илия убоялся Иезавели. Он просил, чтобы Бог забрал его душу. Это тоже интересная, яркая черта. Великие часто просят смерти. Просил смерти Иеремия. Просил смерти Иов. Просил смерти и Илия. Он говорил: «Забери душу мою, Господи. Жертвенник Твой разрушен, пророков Твоих убили…» «Я больше не могу», – смысл его слов к Господу. На что Господь ответил ему чрезвычайно важными для нас словами: «Я сберег Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом и уста их не целовали его». Чем важны эти слова? А тем, что утверждают: всегда, даже при максимальном огустевании нечестия, в народе Божием, в Церкви Божией сохраняются некие тайные богоугодники, в лицо которых мы не знаем. Они могут не афишировать свою веру, но они хранят ее и исповедуют ее в своих молитвах, они уклоняются от зла и творят благо, они отсекают себя от среды законопреступников. Это нужно помнить. Мы не знаем в лицо всех праведников. Нам кажется, что грех всё заполонил. Не всё заполонил. Даже во времена Ахава были праведники, которые остались верны Богу отцов своих, Богу Живому, требующему святости, а не греха. Илия был утешен этим.

Я уже вспоминал о том, что до горы Божией Хорив Илия шел, не останавливаясь, в крепости съеденной от ангела пищи, 40 дней. Это говорит нам о нашей смерти. Перед смертью нам тоже надо будет съесть и выпить – вкусить Тела Христова и Крови Его, чтобы потом 40 дней идти, не останавливаясь, к Престолу Божию и на 40-й день повстречаться с Господом. И это время Церковь Божия будет молиться за нас, за наше странное, удивительное, единственное в своем роде путешествие.

Когда Илия стоял на горе (подобно как когда-то Моисей стоял на Синае, а перед ним шел Господь, и он прикрывался рукой, восклицая: «Господь Бог милосердный и милующий!», и видел Моисей «задняя Божия», то есть не Славу Его, а некий отблеск Славы), он чувствовал присутствие Господне. Было трясение камней, но в этом не было Бога; был страшный ветер, разрушающий перед собой всё, но в этом не было Господа; был ураган, буря, но в этом не было Господа… А потом подул тихий, прохладный ветерок, такой успокаивающий, и в этом был Господь. Это прохладное дуновение сродни той прохладной, шумящей росе, которая закрывала отроков в пещи Вавилонской.

Вскоре Илия был забран на небо. Он один из тех, кто не умер, кто до сих пор не вкусил смерти. Это было на глазах пророка Елисея, его ученика, сына Сафатова. Илия бросил ему свою верхнюю одежду – милоть (покрывало), вместе с которой физическим знаком передал свою силу и власть, даже умноженную, Елисею. А кони огненные и колесница огненная вихрем взнесли святого на небо. Он не видал смерти.

Не видал смерти Енох, восьмой от Адама. Не видал смерти Илия – пророк Божий. Енох жил до потопа, Илия жил во времена Закона. Впоследствии видел смерть, но воскрес из мертвых Господь Иисус, победивший смерть. И Матерь Божия пережила смерть, но была вознесена Сыном Своим и Богом. Возможно, это же самое было с Иоанном Богословом, потому что в гробу его нет, а судьба его нам не известна.

И два человека, которые смерти не видели, опять придут на землю проповедовать Евангелие, проповедовать Христово Царство Бога, Мессии истинного, во время царствования мерзкого антихриста, когда народ будет массово безумен и будет прельщен в многомиллионном количестве. Люди по всему миру будут любить зло, любить ложь, уклоняться от правды. Тогда Илия и Енох придут из того места, где они сейчас находятся, проповедовать Евангелие Правды. И тогда они будут убиты, то есть смерть им вкусить придется.

Илия – новозаветный святой в том числе и потому, что он так сильно хотел увидеть Славу Божию и истину, дождаться Мессию, что ему и Моисею была уделена такая милость: на Фаворской горе, где Христос преобразился перед учениками, пришли к Нему два собеседника из другого мира – Моисей поднялся из преисподней душою своей и Илия пришел из тайных, нам неизвестных мест, явился перед Иисусом Христом в теле, чтобы беседовать с Ним о Его исходе, который Он собирался совершить в Иерусалиме. Так на Фаворе со Христом собрались небесные, земные и преисподние: небесный – Илия, земные – апостолы, из преисподней – Моисей. И всякое колено поклонилось о имени Христовом, как и сказано: «Всяко колено поклонится», подтверждая и исповедуя, что Господь Иисус во славу Бога Отца.

Так Моисей на горе Синай, а Илия на горе Хорив увидели Славу Божию, а потом глазами своими видели воплотившуюся истину, которую чувствовали во время своих боговидений и богоявлений.

Илия – это могучий защитник всех обиженных, наставник и покровитель всех любящих Священное Писание, помощник всех ревнителей за истину, начальник всех монашествующих. У католиков есть даже орден кармелитов, который связывает свое название с горой Кармель, упоминаемой в Священном Писании в связи с подвигами и трудами пророка Илии, с той пещерой, где он жил какое-то время, молясь и подвизаясь. У нас нет такого «точечного» поклонения, таких связей с Илией, но он почитается, безусловно, проповедниками, монашествующими и всеми, у кого болит душа от того, что попирается правда и торжествует нечестие.

Илия – помощник, Илия силен, Илия велик, Илия до сегодняшнего дня защищает нас и помогает нам. Кстати, у нас есть то, чего нет на Западе: у нас в день пророка Илии празднуется День Воздушно-десантных войск. 2 августа 1930 года было первое десантирование наших воинов с парашютами – тогда еще они с крыльев прыгали. И с тех пор эта небесная пехота является славой наших Вооруженных сил, и мы с любовью думаем, насколько храбры и сильны эти парни, не боящиеся воевать с превосходящими силами противника. Так что Илия и здесь помогает: и летающим по воздуху, и берущим в руки оружие за правое дело, и берущим в руки Писание, подобно оружию за правое дело, и всем, кто чувствует дух антихриста и ненавидит его, кто хочет Духа Божия и призывает Его на душу свою.

Излагается жизнь Илии в 3-й Книге Царств. Святитель Иоанн Златоуст говорил и утверждал, что все желающие жить девственно чисто и молитвенно, то есть монашески, должны брать пример с пророка Божия Илии и с Иоанна Крестителя. Так часто в тропарях и поется: «Крестителю и Фесвитянину подражая, был еси, святе, пребогат духом». Так об Онуфрии Великом поется и о многих иных святых. И мы будем, по мере сил, подражать, но начнем с чтения. Прочтем из 3-й Книги Царств о пророке Илии, узнаем о нем. В день памяти пойдем в храм Божий послушать паремии, отстоять службу и призвать имя живого – не умершего – пророка на помощь нам, совершающим земное странствование.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!