Двигатели

Дизайн квартиры в стиле 70 х годов. Такой разный советский стиль интерьера

Артём Дежурко

Мы называем «советской мебелью» обстановку бабушкиных квартир: шкафы на ножках, кресла с деревянными подлокотниками, серванты, трельяжи, торшеры, трёхрожковые люстры. Название неточное: эта мебель по большей части не советская по происхождению. Её делали в странах Восточного блока: ГДР, Чехословакии, Польше, Югославии, Румынии. Отечественной мебели в советских магазинах было мало.

Расставленные ножки шкафов, деревянные подлокотники, длинные тумбы, трёхногие журнальные столы - это стиль 60-х годов. В 70-е и 80-е делали другую мебель: громоздкую, безногую, непрочную, пахнущую гадостью. Советскую мебель 60-х стоит полюбить. Мебель 70-х и 80-х, на мой взгляд, любить не за что.

Стиль советских 60-х - это тот же стиль, который по-английски называется mid-century modern, модернизм середины века. Те же кресла, торшеры, тот же ореховый шпон можно видеть в первых сезонах сериала Mad Men, где с большой точностью воспроизведены американские интерьеры второй половины 50-х. На Западе расцвет этого стиля пришёлся на 50-е годы, а в СССР он распространился позже, во время хрущёвской оттепели.

Стиль 50-х был в большой моде последние несколько лет. Сейчас эта мода проходит, и я уже не могу сказать: «покупайте советскую мебель и будете в тренде». Не будете. Но есть и другие причины обратить на неё внимание.

Это не «Икея»

Российский рынок мебели так устроен, что у покупателя мало возможностей выбора. Если он богат, то покупает мебель премиальных итальянских марок. Если беден, покупает трэш в мебельном центре на окраине. Если он не богат и не беден, дорога одна - в «Икею». Злость берёт, когда вспоминаешь, сколько есть хорошей и недорогой мебели за границей. Её сюда не возят. Или возят, но продают по цене итальянских премиальных марок.


Вот и получается, что, в какую квартиру ни зайди, везде стоит «Икея». Хочется внести разнообразие в ландшафт. Бабушкин сервант - один из немногих доступных способов.

Она качественная

Как я уже говорил, «советская» мебель в основном происходит из Восточной Европы. Например, из ГДР - страны Баухауза, из Чехии - страны с богатыми и старыми традициями мебельного производства. Эта мебель продавалась и в Западной Европе, и сейчас на западных барахолках можно найти вещи тех же фабрик и моделей, что и в бабушкиной квартире. Она ничуть не хуже, чем западная массовая мебель середины века. Да и с чего бы ей быть хуже? В той же Европе делали.

Это хороший дизайн


В мире постмодернизма, где нам с вами не повезло жить, считается, что каждый предмет содержит в себе несколько смыслов: один сообщает прямо, на другой намекает, о третьем умалчивает. Вещи уже как бы не вещи, а сгустки противоречивой информации. Они как бы разговаривают с нами: «Купи меня, я престижная! Ты можешь себе меня позволить, а сосед нет!» или «Я дизайнерская! Меня сделал дизайнер-звезда! Лимитед эдишен!»

Старые вещи молчат. Дизайнеры проектировали их, заботясь только о том, чтобы они были крепкими, удобными, чтобы у них были хорошие пропорции. Они не тешат твоё самолюбие, не играют с твоими фобиями. Они просто существуют.

Она не загромождает
пространство


Мебель 60-х годов делалась для типовых квартир с двухметровыми потолками и узкими дверьми. Поэтому она компактная и низкая. Даже столы и сиденья стульев в то время стали делать на пару сантиметров ниже, чтобы оставалось больше свободного пространства над ними. По той же причине у стульев 60-х годов решётчатые спинки, а под подлокотником кресла можно просунуть руку. Мебель делалась так, чтобы создавать минимальные препятствия для взгляда: глядя поверх неё и сквозь неё, человек ясно видит границы комнаты. Этому помогают и высокие ножки, на которых стоят все предметы той эпохи: под ними виден пол.

Под ней можно
подметать


За цоколями шкафов и комодов, у которых нет ножек, десятилетиями не бывал пылесос, и там скрывается удивительный, но неприятный мир с богатой флорой и фауной. Пол под шкафами на ножках легко поддерживать в чистоте.

Она деревянная

Конечно, не вся. Искусственные материалы использовались и в 60-е годы, но гораздо реже, чем сейчас. К тому же говорят, из ДСП 50-летнего возраста почти все яды выветрились. А можно найти предметы, где ДСП вообще нет, целиком сделанные из фанеры и досок, с богатой фактурой орехового шпона, под хорошим старым лаком (лак красиво стареет, становится прозрачнее). Представляете, сколько стоит современный шкаф из массива дерева?

Она дешёвая

Большинство наших сограждан одержимо идеей новизны. Жить среди старых вещей для них - себя не уважать. Едва накопив на новый диван фабрики «8 Марта», они спешат избавиться от мебели своих предков, отдавая её за самовывоз или продавая за сумму, гораздо меньшую, чем стоимость перевозки. Бывает, что и на помойку выносят.


Правда, сейчас отношение к модернистской мебели меняется. Думаю, что лет через пять бабушкино кресло с деревянными подлокотниками в Москве можно будет найти только в специализированном магазине. Но сейчас, пока рынок винтажной мебели не сложился, мы всё ещё можем обставить квартиру хорошими образцами модернистского дизайна за 200–500 рублей, купленными по частным объявлениям.

фотографии: Алексей Народицкий, Артём Дежурко

Давно хотел написать пост о том, какой в СССР была мебель. Квартира моих родителей примерно до середины 1990-х годов была обставлена типичной советской "массовой" мебелью производства 1970-80 годов, а в старой квартире бабушки я видел множество образцов старой "артельной" мебели, сделанной в пятидесятые годы.

Итак, в этом посте — рассказ про советскую мебель и про то, как были обставлены квартиры в .

02. Примерно до начала 1960-х годов в СССР не существовало того, что сейчас называется "мебелью массового производства" — когда из ДСП-листов режутся типовые шкафы, столы, стеллажи и прочее, производством мебели в те годы занимались чаще всего небольшие производства, а также артели, такая мебель делалась чаще всего из массива недорогого дерева (клееный щит из сосны), фанеры (как шпонированной, так и обычной), а также просто из досок.

Вот примерно так, как на фото ниже, выглядела кухня в обычной квартире 1950-х годов, из мебели были популярны крашеные белой краской деревянные шкафчики и буфеты. Буфет использовался как для хранения, так и для приготовления пищи — в верхнем шкафу буфета (застекленном) хранили посуду, в нижнем — всякие кастрюли и сыпучие продукты, а рабочая поверхность буфета (столешница) использовалась например для нарезания продуктов.

Такой буфет с конца 1950-х годов стоял в старой квартире моей бабушки в Минске на улице Берестянской, и дожил практически до середины 2000-х, очень хорошо его помню.

03. Вот еще очень хороший пример интерьера кухни а-ля СССР периода до 1960-х годов. В то время бытового понятия "интерьерв в таком-то стиле" попросту не существовало, квартиры обставляли чем придётся. Очень часто в кухне того времени можно было встретить и дореволюционную мебель, особенно всякие шакафы и буфеты — они, как правило, были сделаны из качественного дерева и служили очень долго, массово избавляться от них стали только во время переезда в малогабаритные хрущёвки.

По словам известного питерского антрополога Ильи Утехина, в 1960-70-е годы ленинградские помойки были завалены антикварной мебелью, которая попросту не влезла в новые малогабаритные квартиры, от неё массово избавлялись, меняя на современную ДСП-мебель.

04. Интерьеры жилых комнат в те годы выглядли тоже не слишком презентабельно. Вот на этой картине отлично переданы детали советского интерьера тех лет — смесь витиеватых доревролюционных предметов, дешевой артельной мебели (крашеные табуретки), самодельных книжных полок. Расставляли мебель, как правило, строго по периметру комнаты, в середине мог стоять только стол.

05. Интерьер в богатом (по советским меркам) доме мог выглядеть как-то так, на фото очень дорогая по меркам того времени мебель из шпонированного массива в стиле арт-деко. Такой гарнитур мог себе позволить далеко не рядовой гражданин СССР.

06. Типовая советская мебель стала массово появляться в 1960-е годы, потребность в такой мебели стала очевидной после начала расселения коммунальных квартир и переезду семей в хрущёвки. Проектированием типовой мебели в то время занимался т.н. "Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели" (ВПКТИМ), он был создан в 1962 году и по сути копировал наработки западных стран, той же шведской IKEA, которая уже со второй половины 1950-х годов делала собираемую мебель, перевозимую в плоских упаковках.

В общем, вслед за развитыми странами, в СССР тоже начали делать "квадратную" мебель, она хорошо вписывалась в малогабаритные квартиры и была многофункциональной, что тоже особенно важно при недостатке места. Скажем, в разных отделениях одного и того же шкафа могли одновремнно храниться бельё, посуда и книги и документы — в большой квартире для этих же целей можно было купить отдельные комод, шкаф-витрину, стеллаж и секретер.

По эскизам конструкторов, идеальная советская квартира 1960-х должна была выглядеть как-то так:

07. В реальности получалось ближе к чему-то такому. Особым шиком считались мебельные поверхности, покрытые твердым блестящим лаком, в 1960-е — 1970-е годы такие серванты (после крашеных кисточкой комодов), смотрелись очень парадно и дорого — им отводили лучшее место в комнате, а внутри хранили сервизы и хрусталь, которыми либо никогда не пользовались, либо пользовались в исключительных случаях.

Кстати, полированные серванты, заполненные старой посудой, можно до сих пор встретить в .

08. Примерно в то же время (конец 1960-х — начало 1970-х годов) в домах стали появляться полированные "стенки", причем были они практически в каждой советской квартире. Особенно качественными считались "стенки," произведенные в соцлагере, но не на территории СССР — в ГДР, Румынии либо ПНР. "Стенка" ставилась обычно в самой большой комнате в доме и имела множество функций — в ней хранили ценные сервизы, книги, одежду и т.д., а на застекленные полки часто выставляли фотографии или просто красивые картинки.

Кстати, отчасти именно из-за "стенок" родился — в СССР люди массово покупали книжки (двадцатипятитомные издания всяких Толстых, Некрасовых да Пришвиных) просто "для интерьера" и для заполнения пустого пространства полок.

09. Стандартизированная "мягкая" мебель тех лет выглядела достаточно страшно. Было заметно, что дизайнеры старались копировать образцы из западных каталогов, но при этом вживую этих образцов чаще всего никогда не видели, плюс накладывалась местная "специфика производства".

Во время учебы на факультете промдизайна я наслушался интересных историй о том, как проектировали бытовые вещи в СССР — дизайнер рисовал красивый пылесос, шел к конструктору, тот ему говорит "вот тут у тебя написано "скрытое соединение", так не можем, есть только шурупы КВ-14". Потом дизайнер шел в лакокрасочный цех, а там ему: "вот тут у вас написано "голубая краска с металлическим оттенком", такой на складе нету, есть желтая масленная эмаль КТ-116".

Короче, в итоге получалось то, что получалось:

10. Ещё в советских малогабаритных квартирах можно было часто встретить ковры — их вешали на стены чаще всего для звукоизоляции, но это уже совсем другая история)

А вы помните советскую мебель? Как были обставлены ваши квартиры в те годы?

Расскажите, интересно)

Сложно найти более спорную эпоху в вопросах стиля, чем 70-е годы прошлого столетия. Многие дизайнеры даже дали ей обидное прозвище «десятилетие дурного вкуса». Но несмотря на это стиль семидесятых сегодня празднует свое триумфальное возвращение. Причем наравне с модой на одежду, 70-е отвоевывают себе достойное место и в дизайне.

Отголосок прошлого: в чем выражается стиль 70-х в интерьере

Яркие цвета, обилие геометрических принтов, полированные поверхности и необычные сочетания - главные атрибуты сумбурных семидесятых. Вот почему воплощая этот декор в интерьере, так просто перейти тонкую грань между неординарным подходом и вопиющей безвкусицей, эклектикой и китчем. Врочем избежать дизайнерского провала несложно. Достаточно не перегружать интерьер разнобойными аксессуарами и использовать буквально несколько штрихов из основных характеристик стиля.

Яркие оттенки богемной жизни

Первое, на что обращаешь внимание в интерьере 70-х годов - это сочные, порой даже вызывающие, оттенки. Обилие пурпурного, фиолетового, изумрудного, горчичного, бирюзового, алого цвета способны оживить даже самое унылое помещение. Но с тем же успехом, неправильное использование этих богемных оттенков может загубить всю привлекательность декора. Поэтому стилисты рекомендуют не переусердствовать с использованием цветовых акцентов, а использовать их необычные комбинации. Например, раскрасить ручки скучного коричневого комода в яркий салатовый или фиолетовый.

Его Величество Текстиль

Интерьер в стиле 70-х годов - настоящая находка для любителей текстиля. Ковры, шторы, покрывала, подушки, текстильные панно могут быть как выдержанными в одном направлении атрибутами, так и абсолютно разными цветовыми акцентами. Особенно приветствуется использование в декоре искусственного меха, велюра, плюша, бархата, кожзаменителя.

Отполированные до блеска

Еще одной отличительной характеристикой стиля 70-х являются полированные поверхности. Чаще всего эту «блестящую» роль берет на себя мебель: журнальные столики, комоды, кухонные серванты, кресла. Дизайн мебели очень лаконичный - тонкие ножки и коричные оттенки.

Самостоятельно превратить свою квартиру в обитель творческой богемы совсем несложно. Достаточно немного освежить старую мебель с помощью цвета, добавить ковров и подушек, ярких картин и панно. Обязательно используйте вещицы в стиле handmade, которыми добавляют интерьеру домашнего уюта и индивидуальности. И не забудьте про детали. Например, лавовые лампы, пластинки, старое радио, книги и сервизы.

Прежде чем говорить о собственно городском интерьере в СССР, давайте определим, кто были его пользователи. Сразу после революции (да и частью после войны), это были люди, у которых вкус к эстетике городского быта только формировался - ибо все они были выходцами из деревень. То есть из бедных семей, где вообще такого понятия, как интерьер не было.

Наследие дореволюционного вкуса сохранили тогда очень и очень немногие - в основном это были военная и революционная интеллигенция да немногочисленные дамочки «из бывших». И их вкус подсознательно воспринимался остальными, как эстетический образец - вплоть до послевоенного времени.

Для большинства послевоенный период это почти нищенское существование - тут было не до красивых интерьеров. Это не касалось привилегированного меньшинства (высших военных и партийных чинов): их дома украшала трофейная мебель, трофейные предметы искусства и аксессуары. У них-то была возможность пользоваться некогда экспроприированной дорогой и стильной дореволюционной мебелью, и они создавали достойные интерьерные композиции в меру своего природного вкуса.

А у «остальных» в интерьере дореволюционная мебель сочеталась с самыми простыми, подчас самодельными, предметами и приспособлениями (столы- табуретки-скамейки-этажерки). Трофейные предметы тоже попадались иногда - как «точечные» покупки при большой удаче.

Об эстетике на кухне или в санузлах речи не было. Здесь главным критерием была чистота. Именно наведение в интерьере чистоты и порядка было главным стилем тех времен.

Интерьер квартиры в одном из сталинских «высоток». Со вкусом? Да. Но таких - подавляющее меньшинство.

Большинство жили в коммунальных квартирах. Каждая комната: отдельный мир.


Ванная в коммунальной квартире.

Конец 50-х и начало 60-х. Оттепель. Влияние европейских и американских тенденций можно сравнить с цунами. Тогдашние «тренды» жадно впитывались советскими людьми: так «изголодались» они по западной культуре за четыре советских десятилетия.

Однако помещение - не платье, которое можно быстро сшить по картинке в иностранном журнале. Чтобы сделать интерьер по настоящему качественным и цельным, нужны материальные и физические возможности, которых в ту эпоху почти нет. Поэтому «европейский» интерьер у многих сводится к аксессуарно-декоративному ряду - вещи, которые реально можно привезти из-за границы. Кто, сколько мог позволить себе заграничного, тот это и выставлял.

Походить на Запад помогала и бытовая техника (телевизор-холодильник-радиоприемник- проигрыватель-телефон), которая начала распространяться в стране. Само наличие таких предметов уже делало интерьер «немножко европейским».

Тенденция 50-х: если в помещении есть телевизор или другая бытовая техника, то это - почти европейская квартира!


Советскую технику уже можно было купить, а на американскую - посмотреть на выставках.

В 60-х начали появляться минималистичные комнатные и кухонные гарнитуры, произведенные в Восточной Европе. Однако этот минимализм принципиально отличался от минимализма сегодняшнего. Тот минимализм - дитя функционализма, когда тебе не до красоты, а твоя красота - это чистота. Советскому человеку этот стиль пришелся впору! И в угоду этим гарнитурам выбрасываются на помойку еще вполне крепкие предметы старой мебели.

Производитель новых гарнитуров - хоть и Восточная, но все-таки Европа. Следовательно это «европейский вкус», и его уже не хочется портить абы чем. К нему начинают подбирать в ансамбль вещи подходящие, более или менее гармонирующие. Думают, в какой цвет покрасить стены на кухне. Уже хочется поразмышлять, в какой цвет заодно покрасить стены в санузле, раз вся квартира стала более или менее «современной».

Но в целом, обыкновенный советский человек живет бедно, «по потребностям». И потребности ему определены к обеспечению самые простые - если не сказать примитивные.

Конец 60-х. Один из типовых кухонных гарнитуров. Вполне себе хорош.


Музыкальная школа постепенно становится стандартом хорошего образования. Фортепиано - почти в каждом приличном доме. У всех обычные пианино, а музыкантов - необычные (на фото: Эмиль Гилельс) или, даже, концертные рояли.


Комната. Тут скорее тоска, чем ностальгия.

Тенденции 60-х продолжаются, но появляются свои черты. Развитие интерьера во многом зависит от возможностей его обновлять. И большинство советских людей могли не столько их обновлять, сколько корректировать - поменять обои, обивку мебели. Где-то могут появиться модные пледы, напольные ковры-«паласы», эстампы, заграничные безделушки.

Меняется на более современную бытовая техника - чрезвычайно важная и престижная составляющая интерьерного образа. Чем больше в интерьере пахнет Западом, тем он считается красивее. Главное направление - только на запад, только на запад, сколько позволяют твои возможности!

Местной традиции почти стесняются - ценят ее только профессионально образованные люди, либо люди с врожденным абсолютным вкусом. Коих единицы.


Кухня из фильма «Москва сезам не верит». Образец кухни. Люди стремились, чтобы их кухня была такой.


«С легким паром!». А это уже не образец ванной, а скорее, ее типичный вид. Белые кафельные плитки!

Такой интерьер можно встретить еще и сейчас. Трудно сказать, хорошо это или плохо...

Нужно отдельно отметить тенденцию «эпатажного» советского интерьера 70-х - начала 80-х годов. Это до нас дошла, наконец, волна хиппианского отношения к вещам. Только дошла очень по-своему и переварена была своеобразно.

То были люди возрастом «около 20-ти », которые хорошо помнили аскетизм своего детства. Для них уровень быта начала 70-х воспринимался, как прорыв в роскошь. И по молодости им казалось уместным демонстрировать бунт на этом корабле (тем более, что на Западе уже вовсю бунтовали против чего-то там).

Если человек или семья, приверженные таким настроениям, имели свою «площадку», они начинали демонстративно (демонстративность - вот главная и принципиальная черта!) нарушать и уничтожать все признаки аккуратности и уюта в интерьере. Снятые обои, голые стены; нагромождения, привнесение неинтерьерных уличных предметов.

В общем, некая антитеза Лофту - там нежилое обживают и живут, а здесь - жилое специально превращают в почти не жилое и преподносят, как некий месседж. Был еще «облегченный» вариант - просто интеллигентское пренебрежение к эстетическому аспекту жилища - куда поставил, там и стоит, куда положил, там и лежит.

***
В общем, советский период интерьера - это остров, который откололся от материка общечеловеческой культуры. Откололся; что смог - унес. А что-то волнами приносило обратно - когда больше, а когда меньше…

Дизайнеры часто новые идеи черпают в истории. В числе модных тенденций интерьера в нынешнем году оказался стиль 70-х годов ХХ столетия.

«Десятилетие дурного вкуса» — так называли это время, однако в последнее время стилем 70-х увлечены многие дизайнеры Европы и Америки.

Это было время многих изобретений в разных сферах жизни — Disco, брюк с огромным клешем, флоппи-дисков и первых email, многочисленных трагедий, стихийных бедствий и войн. Для 1970-х характерно начало многих новшеств, в том числе и в убранстве жилых помещений, где романтичный декор соседствовал с прагматичностью функций.

Отличается использованием оттенков богемной среды – многочисленный , разные виды , и тона, .
Апельсиновые цвета играют существенную роль в характере 70-х. В оттенки цитруса выкрашиваются стены, делается обивка мебели, шьются и .

Еще одной изюминкой стиля 70-х являются геометрические рисунки. Обивка мебели тканями с кругами и кружочками, широкими и узкими полосками, с таким же рисунком обои – характерный признак ретро стиля. Яркая и сочетание контрастных цветов создают веселый жизнерадостный дух прошлой эпохи.

Основой стиля помимо яркой цветовой палитры была стилизованная мебель. Мебельный комплект 70-х сохранился в квартирах наших бабушек до сих пор. Стенки, серванты, журнальные столики и кресла с широко расставленными ножками, которые немного сужаются к низу — все просто по форме и обязательно отполировано.

И торшер около дивана помогут выделить зону отдыха в гостиной, а причудливый буфет – на кухне.

В спальной же комнате обязательно наличие большой двуспальной кровати с высоким , или столиков с ночными светильниками, шифоньера, с выдвижными ящиками.

Передать настроение 70-х могут кованые элементы кровати, потертости на мебели из дерева.
Как правило, обивка кресел и диванов из плюша и искусственной кожи, разноцветные на полу и на стенах, хрустальная посуда и безделушки, тюлевые шторы на окнах.

Конечно же, важен не только , мебель и цветовая гамма, но и аксессуары. Небольшая люстра, лубочные гравюры, коробочки-баночки из жести для специй и приправ, тарелочки и чашки из фарфора на полочках сделают акцент на стилевом оформлении.


Наличие настольных в виде совы, мягкая игрушка или копилка станут главными аксессуарами в интерьере, а старинный проигрыватель или радио – акцентом выбранного стиля 70-х.

Однако злоупотреблять этими элементами не нужно. Несколько предметов позволят придать атмосфере помещения гармоничный вид, заряженный комфортом и положительными эмоциями.

Разновидностью стиля 70-х может стать хай-тек, который появился в Англии в ту эпоху и был основан на промышленном дизайне. Для него характерно использование высоких технологий и роботизация, с помощью чего создается функциональное и красивое помещение.

В для декорирования используется множество настенных и напольных, вмонтированных в предметы мебели, и точечные светильники. Мебельные конструкции легкие, с четкой геометрической формой. В качестве материалов используются популярный в 70-х кожзаменитель, пластиковые разновидности и полированный металл.

Сегодня, как и в 70-е, в моде предметы интерьера, . Создать уютный дом можно с помощью расшитых , вышитых панно, расписанных вручную столиков или самодельных . Это придает помещению изысканный шарм и эксклюзивность, главное, чтобы эти детали органично вписывались в общий интерьер.