Производственный процесс

Где сейчас чаплин всеволод. Из чего сделаны православные мальчики

Протоиерей Всеволод Чаплин, уволенный накануне с должности главы Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, заявил в интервью радиостанции "Говорит Москва", что патриарх Кирилл "перестал понимать, что он коллективный проект и должен выражать не только свое мнение".

"Думаю, долго он не продержится. Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму и окружающей реальностью будет только усиливаться", - сказал Чаплин.

В свою очередь, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков отметил, что "оставляет заявления Чаплина на его совести". "Вступать в бессмысленную полемику не представляется целесообразным", - добавил он в интервью радиостанции "Говорит Москва".

Напомним, что Священный синод РПЦ объяснил увольнение Чаплина изменениями в структуре Московского патриархата: отдел, которым руководил протоиерей, был слит с Синодальным информационным отделом (СИНФО). Новую структуру возглавил руководитель СИНФО, выпускник МГИМО Владимир Легойда.

Сам Чаплин, руководивший Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества с 2009 года, позже заявил, что причиной его увольнения стали разногласия с патриархом. Он подчеркивал, что в разговорах с Кириллом осуждал заискивание Церкви перед светской властью и коррумпированными чиновниками, но не нашел у него поддержки.

Накануне вечером Чаплин дал пространное интервью радиостанции "Эхо Москвы", в котором сделал несколько резких выпадов в адрес предстоятеля священноначалия РПЦ. По его словам, он никогда не держался за должность, которой его лишили, поскольку она отнимала практически все силы.

"Сейчас могу вздохнуть полной грудью. Появляется, очевидно, свободное время, появляется возможность больше говорить, больше молиться, больше и спорить с власть имущими и теми, кто сейчас выстраивает внутрицерковные отношения. Так что у меня появляется больше свободы, и я этому очень рад", - сказал он.

В то же время он подозревает, что причина проделанных Синодом изменений не только в оптимизации работы и не только в соображениях эффективности, как было представлено в официальном сообщении. "Я знаю, что в Церкви есть множество гораздо менее эффективных учреждений, чем тот отдел, который был мной создан и который я возглавлял до недавнего времени. Это касается и некоторых синодальных учреждений, это касается того аппарата, который обслуживает лично Святейшего Патриарха: в делопроизводстве и в резиденциях, за богослужениями. Мне кажется, что вопрос об эффективности здесь не является главным", - сказал Чаплин.

"Я имел обыкновение не соглашаться по некоторым вопросам с Его Святейшеством. Это касалось, прежде всего, той тональности церковно-государственных отношений, которая у нас есть и в России, и в Украине, и в некоторых других местах. Я считаю, что мы слишком комплементарны. Возможно, больше высказываться критически. Нам нужно не бояться выносить самые сложные темы церковно-государственных отношений в публичное пространство, опираться не на уговоры и переговоры, на поддержку народа. Я считаю, что не стоит пытаться в Церкви свести все к одному голосу - голосу Святейшего Патриарха.

Мой голос не менее значим, голос многих других наших думающих и занимающих активную позицию священников и мирян так же не менее значима. Поэтому я считаю, что Святейшему Патриарху просто в какой-то момент обидно, что в силу своего нынешнего положения он не может сказать того, что мог сказать, будучи митрополитом. Это яркий человек, это мыслящий человек, но в силу своих нынешних обязанностей возможности для его высказываний достаточно ограничены. И, наверное, в какой-то момент ему обидно, что многие говорят лучше него, многие говорят более прямо, чем он. Что ж, такая у него судьба", - заявил священник.

Вторая проблема, по которой Чаплин, по его словам, спорил с Патриархом, - это состояние церковного управления.

"Я недавно написал ему рапорт о том, что в церковном управлении должны приниматься более системные решения. К сожалению, сегодня это не так. Очень многие решения принимаются в ходе спонтанных разговоров где-нибудь в коридоре не бегу - имеется в виду решения по весьма принципиальным вопросам. Так нельзя. Я убежден, что система, в которой нет системного - извините за тавтологию - принятия решений с учетом позиции экспертов, с учетом позиции непрофильных учреждений долго не проживешь", - считает собеседник радиостанции.

По словам Чаплина, очень многие решения в РПЦ принимает только лично патриарх. "Объем этих решений сейчас большой. Он не справляется с этими решениями, он не в состоянии переварить тот объем документов, который предполагает принятие решения, значит все-таки нужно передавать полномочия и давать людям возможность брать ответственность на себя, что я и старался всегда делать", - сказал священник, добавив, что он свободный человек и что никто не имеет права ограничивать его позицию.

"Я считаю, что именно моя позиция в большей степени, чем чья бы то ни было еще отражает сегодня те настроения большинства людей, которые присутствуют в нашей церкви, и те настроения, которые связаны с ее глубинными интуициями. Я буду и дальше себя вести как свободный человек. Я уже сказал, что свободы появляется достаточно много, я этому очень рад", - подчеркнул Чаплин.

Между тем свое увольнение он связывает не только со своей личностью, но и с глубинными тенденциями, отражающими некоторый раскол в церкви.
Себя он считает может быть "единственным человеком, который может в ответ на позицию Патриарха высказать свою позицию, которая не всегда будет совпадать с его позицией", и которая, по его мнению, в каком-то смысле является более перспективной, с точки зрения будущего.

Поделившись своими планами на будущее, Чаплин сказал, что будет теперь отдыхать, будет молиться, а самое главное - будет "напрямую говорить и с властью и с обществом, и с церковными властями, и буду говорить то, что считаю нужным".

Что же касается денег, то, как утверждает Чаплин, в качестве руководителя синодального учреждения он последнее время почти ничего не получал. "Была срезана половина зарплаты, потом я отказался от второй зарплаты. Что-то - по-моему, 20 тысяч рублей или около того мне платят в храме, где я служу. Я и без этих денег могу совершенно спокойно прожить. Деньги мне не нужны, я об этом много раз всем говорил", - заключил священник.

Бывший глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин вступил на путь "обличителя". Не сказать, что поступок оригинальный. Отец Всеволод не первый, да и не последний. Но все же какой-то совершенно предсказуемый шаг. Меня обидели и теперь я не могу молчать, выскажу все, что на душе копилось все эти годы...

Поступок, в общем-то, ничем не отличающийся от поведения некоторых . Которые, занимая определенные должности, вынуждены были мириться с существующей несправедливостью. Страдали, но терпели. До той поры, пока не их просили освободить место. И вот тут-то и приходило время рубануть наотмашь.

Напомним, отец Всеволод был 24 декабря освобожден от должности главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Решение об этом принял .

Кроме того, был учрежден отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ путем слияния информационного отдела и отдела по взаимоотношениям церкви и общества, который ранее возглавлял Всеволод Чаплин. Новую структуру возглавил руководитель информационного отдела .

Сам протоиерей объяснил свою отставку разногласиями с предстоятелем Русской православной церкви. На это руководитель пресс-службы Александр Волков сказал, что "оставляет заявления Всеволода Чаплина на его совести". "Вступать в бессмысленную полемику не представляется целесообразным", - подчеркнул он.

Вообще, конечно, есть определенная проблема. Коль скоро отец Всеволод ныне заявляет о неких разногласиях с патриархом, то это означает, что они копились довольно длительное время. Едва ли можно предполагать, что эти разногласия возникли вдруг...

Ну а если так, то чью точку зрения до своей отставки представлял - свою собственную или всей Русской православной церкви? И не уместно ли в таком случае задаться вопросом, не выдавалась ли личное мнение отца Всеволода за мнение всей РПЦ?

"Обратили внимание, с какой готовностью либеральные СМИ, постоянно критиковавшие Чаплина, сегодня сообщают о его "пророчествах"? Так и слышится: "Чаплин - фу-у-у, но сейчас ведь нужную вещь сказал про патриарха, надо срочно давать, подольше подержать на главной. Дальше следим за всеми его высказываниями", - отметил председатель совета директоров ООО "Правда.Ру" Вадим Горшенин .

По его мнению, основная причина инцидента с Чаплиным - так называемая "болезнь пресс-секретарей".

"Когда пресс-секретари считают себя практически главами ведомств, их лицами, ушами и языками. Чаплин вот тоже говорит про то, что в РПЦ нужны разные взгляды. Да, нужны, но ты ведь, имея статус официального представителя Церкви, пользовался им для донесения только своей точки зрения. Практически Чаплин посягнул на полномочия патриарха", - считает Вадим Горшенин.

"И с этой точки зрения, будь отцы церкви столь же развязны, как гражданские, они б повторили сцену с (пресс-секретарем президента Вячеславом) Костиковым на теплоходе. После которой Костиков, напомню, молчал. Здесь же поступили с человеком вполне демократически, а из него полилось... по трубам . Собственно говоря, такая реакция абсолютно несимпатизирующих РПЦ медиа является констатацией деятельности Чаплина по посту официального представителя Церкви. И правильно, что сняли", - констатирует он.

Стоит, кстати, уточнить, что Всеволод Чаплин лишился должности, но не сана. Ко всему прочему, являясь настоятелем храма святителя Николая на Трех Горах в Пресненском районе Москвы. В связи с чем уместен еще один вопрос - об уместности нынешних весьма резких и вызывающих заявлений протоиерея. Уж про что, а про смирение в данном случае речь точно не идет.

По просьбе "Правды.Ру" ситуацию прокомментировал протоиерей, ректор Саранского духовного училища, председатель отдела по взаимодействию церкви и общества Мордовской митрополии .

"Отец Всеволод очень интересный, глубокий, ответственный человек. Он хорошо знает, владеет ситуацией, связанной с церковью, обществом. Он действительно внес очень большой вклад церкви", - отметил он.

Однако, подчеркнул отец Александр, внутри отдела, который возглавлял Всеволод Чаплин, имелись проблемы. "Например, даже не было разработано единого положения об отделе, которое могло быть передано на уровне епархии. Не была четко структурирована работа с подразделениями других регионов. Мне кажется, это такая внутренняя деятельность. Такое ощущение, что отец Всеволод занимался всем, но не хотел сосредотачиваться. То есть не было стратегического видения. И в силу этого, не было понятно, куда же мы идем, куда двигаемся", - сказал он.

"Мне кажется, что проблема тех комментариев, которые отец Всеволод сейчас дает, и вообще сама ситуация, связана отнюдь не со , как отец Всеволод пытается представить, а с самим отцом Всеволодом. Потому что слишком экстравагантны заявления. Которые не только не подкрепляли его репутацию, но и являлись, вместе с тем, некоторыми "притчами во языцех". Например, заявления о необходимости соединения социалистического пути, коммунистического пути с монархией. Это же прямо противоречит самой социокультурной модели концепции того общества, которое мы сейчас строим", - отметил Александр Пелин.

"Мне кажется, отцу Всеволоду сейчас нужно успокоиться. Кротко, смиренно, как искреннему христианину просить благословения и начать заниматься тем делом, на которое его благословит Святейший.Он действительно очень талантливый человек, обладающий огромным интеллектуальным потенциалом. Один из умнейших людей, с которыми я знаком. Очень жалко, если этот талант будет растрачен в базарной полемике, конфликтности, которую сейчас он зачем-то вокруг себя, имени, образа создает", - сказал отец Александр.



С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, здравствуйте. Вы знаете, я здесь…

В.ЧАПЛИН: С кем имею честь?

С.ДОРЕНКО: Доренко.

В.ЧАПЛИН: А, здравствуйте, приветствую вас.

С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, я, если позволите, высказал два критических соображения в ваш адрес в своей утренней программе «Подъем».

В.ЧАПЛИН: Пожалуйста.

С.ДОРЕНКО: И тотчас сказал, что абсолютно небезынтересна была ваша деятельность по выходу церкви на улицу, в некое подобие христианской демократии в политике, что, наверное, абсолютно нужно русской политической жизни. Вот, смотрите, критическое соображение заключается в том, что вы, конечно, не можете спорить с патриархом, и не может быть равновеликим или даже одного порядка. А позитив, мой интерес к вам, как к политику, что церковь необходима создать некую христианскую демократию и прийти не только к людям воцерковленным, но и к людям колеблющимся, атеистам – ко всем. И здесь я вижу ваш вклад. Вот, пожалуйста, прокомментируйте.

В.ЧАПЛИН: Я бы не называл это обязательно демократией, но общественное христианское действие нам, конечно, нужно, и оно должно быть смелым, оно должно быть откровенным, нам не нужно бояться каких-то людей власть имущих, даже высокопоставленных, спорить с ними, говорить, в чем они правы, а в чем нет. И говорить это нужно сегодня не кулуарно, а как можно более широко, открыто, чтобы все люди это слышали, потому что кулуарными методами сегодня уже ничего не добьешься, нужно какое-то общественное действие. Ну а то, что касается святейшего патриарха, вы знаете, все было нормально, пока этот человек не перестал понимать, что он – это коллективный проект, он должен выражать не только свое мнение, а мнение разных людей в церкви, которые, в общем, этот проект «патриарх Кирилл» создали. Когда он решил, что он есть в церковном общественном пространстве только один и сам, все и поплыло, извините, начиная еще с Андрея Кураева и заканчивая не только ситуацией со мной, а еще, я думаю, многими и многими ситуациями.

С.ДОРЕНКО: В ваших словах почти сомнение, что он удержится, что сумеет удержать власть.

В.ЧАПЛИН: Думаю, что не сумеет.

С.ДОРЕНКО: Не сумеет?

В.ЧАПЛИН: Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму, и только в нее, и окружающей реальностью будет усиливаться. Жалко, конечно, человека, но мне кажется, он не на правильном пути.

С.ДОРЕНКО: Всеволод Анатольевич, получается, что патриарха привела к власти какая-то группа, а могла не привести…

В.ЧАПЛИН: Просто все надеялись, что человек будет выслушивать разные точки зрения, консультироваться с людьми, принимать решения системно. Сейчас, увы, очень многие решения принимаются без всякого обсуждения, на ходу, где-нибудь в коридоре, люди начинают с серьезными вопросами за ним бегать, пытаться в течение минуты, полминуты что-то обсудить – и так принимаются важнейшие решения, в то время как системные документы лежат иногда по нескольку месяцев и не рассматриваются. Момент в чем – очень много вопросов замкнуто лично на его святейшестве, он не способен, как никакой человек не был бы способен, все эти вопросы рассмотреть сам. Поэтому нужно было вовремя передавать полномочия, а не пытаться сделать все самостоятельно и замыкать всю власть на себя.

С.ДОРЕНКО: А может быть, что это ваше личное? Иногда же бывает трудно отделить личное ощущение от общественного, потому что мы в конечном итоге через себя пропускаем. Может оказаться, что вы были допущены чаще и больше, входили в кабинет чаще, были востребованы, а затем что-то поменялось, и вы говорите о лично своих обидах и ощущениях?

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нет. Дело в том, что практически все синодальные учреждения лишены возможности в системном режиме обсуждать вопросы, которые их касаются, бумаги иногда не просматриваются по несколько месяцев. Высший церковный совет, который, по-хорошему, должен был бы обсуждать каждую проблему, собирается несколько раз в год и занимается очень избранными вещами. Так что адекватной возможности к доступу принятия решений нет почти ни у кого, если считать адекватной возможностью ловлю начальника в коридоре, чтобы по ходу дела что-то решить, то это адекватной возможностью не является. То есть сама система работает, мягко говоря, странно, и выхода из этого положения два. Нужно все-таки не брать все полномочия и всю власть на себя, либо смиряться с тем, что нужно каждый день совещаться с людьми, а не исчезать куда-то на день, два, неделю и так далее.

С.ДОРЕНКО: Ого! Ничего себе. Скажите, пожалуйста, у вас отберут приход? Вы знаете, мне пишут очень интересные вещи. У меня есть ник, и очень давно. После того, как меня в 1999 году выгнали из Союза журналистов, в котором я никогда не состоял, я в интернете взял ник Расстрига. И мне пишут: так вот настоящий расстрига. В каком смысле вы расстрига? Разве вы расстрига? Сана вас не лишат. А прихода, например, могут лишить?

В.ЧАПЛИН: Я не боюсь и ничего не жду, мне, по большому счету, все равно, в каком статусе я буду находиться в церковной системе, и буду ли я в ней находиться. Никто не отнимет у меня возможности говорить все то, что я хочу. Меня, конечно, можно, что называется, грохнуть, но хуже будет тем, кто это сделает…

С.ДОРЕНКО: Но приход, именно приход? Помните приход, где мы с вами вместе разговлялись вместе с Рюриковым. Я сегодня описывал это, весьма скромная еда была.

В.ЧАПЛИН: Ну да. Еще раз хочу сказать: не боюсь ничего потерять, и ничего не жду.

С.ДОРЕНКО: То есть прихода вы можете лишиться? А имеет ли право церковное начальство сказать вам, как в армии, что вы едет в Благовещенск или, может быть, в Омскую область?

В.ЧАПЛИН: Видите ли в чем дело – оно может сказать что-то, но я могу это не принять. Еще раз говорю, я не держусь ни за какие должности, за прежнюю должность не держался никогда, так что мне дороже моя свобода и возможность напрямую и с церковью, как к обществу миллионов православных христиан, и с обществом в целом, обсуждать вещи, которые я считаю нужным обсуждать.

С.ДОРЕНКО: Скажите все-таки: вы расстрига? Или не расстрига? Слова расстрига должно означать что-то другое?

В.ЧАПЛИН: Расстрига – это монах, который ушел из монастыря и оставил свои обеты. Я никогда монахом-то не был.

С.ДОРЕНКО: Скажите теперь, пожалуйста, об общественной роли церкви. Меня интересует общественная роль церкви. Существует две тенденции. Одна из них на сохранение, направленная вовне, на укрепление ядра, в сущности, воцерковленных, верующих и так далее. Вот мне пишут: в Бразилии, в одной протестантской церкви, отмечают крестиками по спискам присутствие на службе. Это сохранение ядра. А второе движение есть миссионерское движение – нести благую весть. И участвовать в общественной жизни. Вот этот баланс труден, наверняка вокруг него идут споры. Мне кажется, что вы, конкретно вы, занимались той частью духовной деятельности, которая была направлена на движение вовне. Хорошо ли она сейчас развита? Больше ли нужно в церкви? Меньше ее нужно? Сколько ее нужно в церкви?

В.ЧАПЛИН: Ее может быть, конечно, больше, но она может быть только децентрализованной. Ошибкой является попытка закрутить эту деятельность сверху, в то время, как есть огромное количество людей, которые сами проявят инициативу в разных местах, это и Москва, и провинция. Вот мы буквально несколько дней назад в Общественной палате собирали православные общественные организации, приехали люди из многих регионов, и все они что-то делают – выставки, концерты, устраивают благотворительные инициативы. Вот такой деятельности сейчас очень много, и она по определению связана не с какими-то импульсами сверху, а с собственной инициативой людей. Вот так это будет развиваться, благодаря церковной бюрократии или вопреки церковной бюрократии. Церковная бюрократия в данном случае должна поддерживать инициативу людей, если это разумная инициатива. Вот этим я и пытался заниматься. Иногда надо просто не мешать, и дать церковную санкцию хорошей инициативе людей.

С.ДОРЕНКО: Скажите, пожалуйста, а может создастся ситуация, что вы как будто бы находитесь в диалоге с теми, кого вы называете церковной бюрократией, а они вам не отвечают. Вот например, наша служба информации только что позвонила Александру Волкову, руководителю пресс-службы патриарха московского и всея Руси, и он нам сказал: вступать в полемику не собираюсь, высказывания Чаплина на его совести. И у меня прервалось сообщение. Суть в то, что вы выступаете с вашей точки зрения с концептуальными замечаниями, а они делают вид, что вы просто вздорите из-за того, что лично обижен, и никто не отвечает.

В.ЧАПЛИН: Это одна из сегодняшних проблем. У нас очень многие церковные институции превращаются в ноу-коммент-офис, учреждения, из которых нельзя получить никакой церковной позиции. Почему? Потому что люди боятся. Люди понимают, что его святейшество читает интернет, читает материалы СМИ, иногда начинает возмущаться по поводу того, что кто-то сказал. Поэтому да, реакция очень часто бывает спонтанной, несправедливой, и не фундированной, что называется. Поэтому люди стали боятся говорить, и поэтому сейчас очень мало какие люди церкви ходят в прямые эфиры, не контролируемые ими самими или их подчиненными или их союзниками, потому что боятся прямых вопросов. Я, как вы знаете, старался всегда вести программы в прямом эфире сам, принимая абсолютно все звонки..

С.ДОРЕНКО: Да, да, вы принимали.

В.ЧАПЛИН: Надо не боятся ответить ни на какой вопрос, но к сожалению, страх сегодня присутствует, и вот эта ситуация ноу-коммент-офис почти везде в церковной системе присутствует.

С.ДОРЕНКО: Насколько я понимаю, патриарху поставили интернет, и приучили, и приобщили примерно в 2008 - 2009 году, мне говорил об этом один из высокопоставленных чиновников светской администрации,что патриарх очень досадовал тогда, в 2008 или 2009 году, когда впервые с головой погрузился, очень досадовал на неправду и все такое. И с тех пор так и осталось – он читает?

В.ЧАПЛИН: Да, конечно, абсолютно все, и критические моменты, и, к сожалению, все сплетни, все гадости, которые пишут, в том числе несправедливые гадости. Еще одна большая беда, что некоторые интернет тролли научились его дрессировать, научились ставить его психологическое состояние в зависимость от того, что они вылили в очередные сутки в интернет. Человеку нужно уметь, что называется, проигнорировать такие вещи...

С.ДОРЕНКО: Конечно.

В.ЧАПЛИН: А его святейшество человек эмоциональный, и его искренне жаль, потому что иногда он придает слишком большое значение всей той дряни, которую пишут в интернете. А эти вещи нужно знать, но в то же время нужно уметь чувствовать собственную правоту и не обращать внимания ни на какой…

С.ДОРЕНКО: И потом, это же может быть, в сущности, вражеским ударом, Сун Цзы в «Искусстве войны» пишет.

В.ЧАПЛИН: К сожалению, это иногда специально делается некоторыми церковными оппозиционерами, некоторыми светскими оппозиционерами, пытаются травить человека через комменты, посты в соцсетях, зная, что он их читает, и пытаясь его психологически дестабилизировать. К сожалению, отчасти им это удалось, и хочется пожелать его святейшеству не обращать на все это внимания, и не в бюрократических вопросах, а в вопросах высшей правды идти божьим путем, а не подстраиваться под так называемое общество, которое лается в интернете. А это ведь не общество, это, знаете, несколько маленьких групп, несколько секточек, скажем так.

С.ДОРЕНКО: Кураев сказал, что вы циник и атеист.

В.ЧАПЛИН: Знаете, если бы я был атеистом, я бы прожил немножко другую жизнь. Я еще в юные годы пришел в церковь, абсолютно идя против течения, это был 1981 год. В начале 1990-х открывались огромные карьерные перспективы в светском мире, в бизнесе – я всем этим заниматься не стал. Если бы я был циником и атеистом, наверное, я бы не прожил ту жизнь, которую прожил.

С.ДОРЕНКО: Хорошо, у вас изменились какие-то оценки? Вот нас спрашивают про яхту, про часы, про Пусси Райт. Какие-то ваши прежние оценки изменились сегодня, когда вы не связаны бюрократической дисциплиной?

В.ЧАПЛИН: В минимальной степени. Я считаю, что тот же патриарх имеет право на достойную резиденцию, где можно принять главу того или иного государства, посла, главу той или зарубежной религиозной общины. Конечно, люди делают ему подарки, в том числе дорогие. Что, он должен эти подарки возвращать обратно? Это было бы достаточно странно, как и странно было бы их продавать. Частью нашей традиции является такое особое положение каждого епископа, а тем более…

С.ДОРЕНКО: Да, и на этот счет есть крупное церковное решение много веков назад, мы это знаем.

В.ЧАПЛИН: Но при этом сейчас идет вопрос о кадровой структуре церковного управления. К сожалению, в этой структуре остается все меньше людей, которые ведут содержательную работу, и все больше людей, которые являются личной челядью. Эти люди обслуживают резиденции, занимаются личным делопроизводством его святейшества, эти люди занимаются его бытом, питанием и так далее. Вот если кого-нибудь сейчас сокращать, если кому-то не платить зарплату, то я думаю, что в первую очередь все-таки…

С.ДОРЕНКО: Челяди.

В.ЧАПЛИН: Должна идти речь о этой челяди и личных ассистентах, и во вторую очередь о тех людях, которые пишут тексты, занимаются аналитической работой, присутствуют в обществе, действуют в направлениях сущностных.

С.ДОРЕНКО: Я вот вспоминаю Константина Победоносцева, по-моему, не нужны никакие направления сущностные, потому что Константин Победоносцев точно указывал, что русский православный человек напрямую ведет диалог с господом. Зачем все эти премудрости? Напрямую – и все.

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, нужно образование, нужна социальная работа, нужно миссионерство – а для этого все-таки нужны люди, которые помогают человеку измениться в его диалоге с богом.

С.ДОРЕНКО: Спасибо вам большое, спасибо. Вы очень хорошо держитесь, я знаю, что вы не можете не быть взволнованным, но вы очень хорошо держитесь.

В.ЧАПЛИН: Вы знаете, сплю спокойно и считаю себя правым.

С.ДОРЕНКО: Спасибо. Счастливо! До свиданья.

В.ЧАПЛИН: Успехов в добрых делах, всего доброго! До свидания.

Ответ редакции

В пятницу, 24 декабря, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин был освобождён от занимаемой должности. Об этом сообщил глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда .

«Принято решение о создании нового Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. Этот отдел создается путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела», — сообщил Легойда.

Председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ станет Владимир Легойда. По поводу причин такого решения в постановлениях Синода сказано «о необходимости оптимизации работы, повышения эффективности, исключения параллельных процессов в деятельности синодальных отделов». Легойда отметил, что в ближайшее время будет специальное постановление святейшего патриарха.

О том, чем известен протоиерей Всеволод Чаплин, рассказывает АиФ.ru.

Протоиерей Всеволод Чаплин рассматривает скульптуру «Перевертыш» Николая Силиса на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Досье

Всеволод Анатольевич Чаплин родился в семье учёного в области теории техники антенн Анатолия Фёдоровича Чаплина . Обучался в средней школе № 836 в московском микрорайоне Гольяново. По собственным словам Чаплина, он вырос «в безрелигиозной семье» и к вере пришел сам, когда ему было тринадцать лет. Чаплин рассказывал, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему не пригодятся, а «удовлетворительно» ему все равно поставят.

В Русской Православной Церкви

После окончания школы в 1985 году был зачислен в штат сотрудников Издательского отдела Московского Патриархата в отделе экспедиции; по рекомендации председателя Отдела митрополита Питирима (Нечаева) поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1990 году.

С октября 1990 года по март 2009 года в штате Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (под началом митрополита Кирилла (Гундяева) ) как рядовой сотрудник (1990-1991), затем зав. сектором общественных связей (1991-1997), секретарь (1997-2001) и заместитель председателя (2001-2009).

В свободное от работы время проходил обучение в Московской духовной академии, ещё до окончания которой (1994) был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991), а затем и священника (7 января 1992). Кандидат богословия. Защитил кандидатскую диссертацию «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

С 4 марта 1996 года по 14 мая 1997 года и с 28 мая 2009 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

В 1999 году возведён в сан протоиерея.

В 1990-х и 2000-х годах был членом ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей (КЕЦ), комиссии ВСЦ по международным делам, сомодератором комиссии «Церковь и общество» КЕЦ. Является членом экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 31 марта 2009 года — председатель новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.

Ведёт на Радио Комсомольская правда (97.2 FM по Москве) передачу «Время доверия». Постоянно публикуется в газете «Русь Державная».

Протоиерей Всеволод Чаплин на съезде партии ЛДПР в концертном зале «Крокус Сити Холл» в Москве. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Семейное положение

Не женат. Детей нет.

Награды

Государственные

  • Орден Дружбы (21 января 2009 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами;
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (20 июля 2011 года) — за заслуги в развитии духовной культуры и укрепление дружбы между народами.

Церковные

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1996 год);
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (2005 год);
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2010 год);
  • Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2013 год).

Всеволод Чаплин на митинге в защиту Русской православной церкви на Суворовской площади. Фото: РИА Новости / Андрей Стенин

Прочие

  • Медаль «За укрепление мира и согласия между народами» (Федерации мира и согласия, 2007 год) — за активное участие в миротворческой, благотворительной деятельности, укрепление мира и взаимопонимания, сотрудничества между народами, за укрепление связей и плодотворное взаимодействие между региональными епархиальными и светскими общественными организациями;
  • Орден Российского императорского дома святой Анны II степени.

Писатель

Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер . В 1998 году написал повесть «Первая схватка». Рассказ «Машо и медведи» вышел в 2014 году в сборнике «Семьи.net». На конвенте писателей-фантастов «Басткон» 2015 года этот рассказ получил премию «Бесобой» за «достижения в мистической (сакральной) фантастике» (вручается по решению малой коллегии ЛФГ «Бастион»). Чаплин откровенно ответил на вопросы журналиста о своем литературном увлечении и о выборе псевдонима:

— А почему такой псевдоним — Арон Шемайер?

— Как вы знаете, я большой юдофил. Ну вот так вот я его и придумал еще примерно 20 лет назад.

Протоиерей Всеволод Чаплин беседует с участниками автопробега по Садовому кольцу в поддержку РПЦ на проспекте академика Сахарова в Москве. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

7 резонансных суждений Всеволода Чаплина

«Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?».

«Я либо закрыл, либо обнулил (собственные банковские счета — АиФ.ru), если не удалось закрыть, все свои личные счета, которые предполагали хотя бы минимальный банковский процент».

«Сетевых „хомячков“ вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми».

«У нас нет принципа отделения Церкви от государства».

«Идея молчащей Церкви — ложная идея».

«Те, кто поддерживает сегодня аборты, выступает против их сдерживания, те, кто выступает за разрушение традиционной семьи, нравственную легитимацию разврата, — это люди, которые хотели бы, чтобы России не было, это люди, которые поддерживают усилия наших недругов, направленные на то, чтобы население России сокращалось».

«Военная операция России в Сирии — это часть священной борьбы против мирового терроризма».

Главной причиной отставки Чаплина накануне Нового 2016 года было резкое несогласие с позицией патриарха по Украине. Конфликт достиг таких масштабов, что патриарх не только уволил протоиерея, но и распустил возглавляемый им Синодальный отдел, слив его с Информационным отделом, которым руководит Владимир Легойда.

О. Всеволод, имевший репутацию «апостола войны», призывал к открытой поддержке со стороны РПЦ «ополчения Донбасса» и чуть ли не к анафематствованию «киевской хунты». Патриарх же Кирилл, боясь потерять 14 тысяч приходов Московского патриархата на Украине, что составляет почти половину всей РПЦ, пытался вести более сбалансированную игру.

Даже «присоединение Крыма» Московская патриархия формально не признала: три ее крымских епархии остаются в составе Украинской православной церкви и подчиняются автономному синоду в Киеве, а не центральному синоду в Москве…

Сейчас Чаплин выступает с новой программой борьбы с ересями и моральным разложением духовенства, для чего возглавил Церковно-общественную комиссию по исследованию нарушений святых канонов и церковного устава. Она объединяет как клириков, так и мирян, причем часть выступает анонимно, боясь репрессий священноначалия, а часть открыто.

— Кто входит в вашу комиссию? Какими методами вы намерены бороться с «беззакониями»?

— Нашу комиссию организовало несколько человек, в том числе священник одной из недалеких от Москвы епархий (он не подписывал пока наших документов), лидер Союза «Христианское возрождение» Владимир Николаевич Осипов, господа Друзь, Морозов, диакон Илья Маслов. Очень много споров было относительно формата, одни предлагали создать профсоюз священнослужителей, другие — что-то еще. У меня с самого начала была идея подтянуть некоторое количество либеральной общественности. Но она либо предлагала неприемлемые фигуры вроде Сергея Бычкова, либо призывала слишком сузить темы, оставляя только борьбу за права попов. Мне лично эта тема интересна меньше всего.

Я вижу, что значительная часть лидеров «непоминающих» (протестное духовенство, отказавшееся поминать на службах патриарха Кирилла . — А. С. ) стремится только создавать альтернативные площадки для совершения треб и зарабатывания денег. Это шкурническо-правозащитное движение мне меньше всего нравится, потому что надо ставить более принципиальные вопросы.

Так против каких именно нарушений собирается бороться комиссия?

— Приоритетные темы: соблюдение канонов и церковного устава, исключение любых личностей, связанных с откровенным и беспардонным нарушением как канонических правил, так и уставных норм. Я считаю, что нормы Евангелия, канонов и действующего устава не могут игнорироваться. Некоторое извинение могло иметь место в условиях несвободы или диаспоры, но для свободного православного народа, живущего в нестесненных условиях, такого извинения нет.

Вряд ли церковное начальство будет исполнять ваши требования — ведь именно это начальство вы в основном и обличаете? Что в таком случае остается: апеллировать к власти, к гражданскому обществу?

— Да, мы считаем, что изменить образ жизни и отношение к вероучительным нормам, к церковным правилам в обществе возможно — в этом нас убеждают примеры религиозного сионизма и Исламской революции в Иране.

Но мы пока стараемся избегать уж самых грязных тем вроде свидетельств о поиске некоторыми клириками гомосексуальных партнеров, хотя к нам поступают такого рода импульсы. Если они будут доказательными, займемся и этим. Очень часто эти импульсы связаны со сплетнями, с фальсифицированными материалами, особенно когда источник является анонимом.

Чем для вас является экуменизм, который последние 60 лет активно поддерживает РПЦ?

— Я считаю экуменизм ересью. Вопрос о предании экуменизма анафеме должен быть обсужден на Соборе. Причем осудить следует не только экуменизм как практику, но и экуменический язык, экуменическое наследие в нашем богословии. Это надо обсудить с участием либеральных и консервативных кругов. Я убежден, что если всем дадут высказаться, если не будет давления на подбор участников, что его святейшество любит делать, тогда станет ясно: абсолютное большинство людей в нашей церкви выступает против экуменизма. Не может быть двух церквей, двух истин. Не могут быть одинаково истинными взаимоисключающие утверждения.

Вместе с тем, я считаю, что сделали ошибку все те, кто сегодня пошел в альтернативные православные группы.

Вот выдавят меня из церкви — тогда буду искать, куда пойти, но удаляться сам не собираюсь, потому что нам нужно бороться за очищение и возвращение логики в большой церковный организм.

Кроме того, мне известно, сколько грязи в этих альтернативных организациях, в некоторых случаях больше, чем в РПЦ. Известно, как они дробятся, как быстро переходят на положение маленьких песочниц, где люди заняты мелкой коммерцией. Большая трагедия произошла с частью тех священников, которые после Гаванской встречи (патриарха Кирилла с папой римским Франциском в феврале 2016 г. А. С. ) ушли из Московского патриархата. Они оказались ведомы теми, кто искал способ независимого зарабатывания денег.

Что уже сделала комиссия?

— Мы приняли 5 документов, в том числе письмо патриарху о недопустимости отстранения духовенства устными распоряжениями, иски в суды Московской и Петербургской епархий против создателей фильма «Матильда» и т.п. Но для того, чтобы судиться с епископами, нужно преодолеть серьезную проблему: иск к епископу может подавать только клирик епархии этого же епископа либо церковная институция епархии. Сейчас мы спорим со справедливостью этого положения. Получается так, что на епископа может подать только подчиненное ему лицо.

Значит, вы как клирик Московской епархии можете подать только на патриарха? Собираетесь ли вы это сделать?

— На своего епископа (патриарха) я пока не планирую подавать. Нет однозначно очевидного повода. Подписанная им Гаванская декларация — спорный вопрос, это остаточный экуменический язык, от которого постепенно стали отказываться после скандала, возникшего в результате декларации. Я считаю это большим достижением, только отказаться от этого языка надо на уровне прямых формулировок, а не втихую. Нужно добиться того, чтобы было ясно сказано о так называемых католиках и протестантских группах, которые уходят все дальше от христианства, — являются ли они церквами.

В свое время мы разработали проект документа об отношении РПЦ к нехристианским религиям, но он был заблокирован по прямому указанию тогдашнего митрополита Кирилла. Конечно же, православный человек не может считать, что мы верим в одного Бога с мусульманами или иудаистами.

Как реагируют патриархия и церковный суд на ваши обращения?

— В ответ на наши обращения избрана тактика молчания, на наши обращения и заявления суд не отвечает. Процедура обжалования в некоторых случаях есть, но она не касается отказов от передачи дел в церковный суд. Однако есть случаи тяжких нравственных поступков, когда можно вспомнить, что некоторые из этих проступков являются экономическими, уголовными преступлениями, и тут молчание не может быть вечным, потому что есть российские и международные инстанции, куда эту информацию можно направить. Если где-то арестуют счета, это подействует.

Сейчас мы взяли некоторую паузу и изучаем информацию, которая приходит от разных людей. Есть очень интересные случаи…