Промышленное оборудование

Международный отчет о причинах крушения "Боинга" в Донбассе. Обобщение

Военный эксперт Игорь Тихонов объяснил "Правде.Ру", почему Россия не пойдет на переговоры с Западом о компенсациях погибшим в крушении самолета Boeing рейса MH17 в небе над Донбассом.


"Как погиб "Боинг"?" Фильм Андрея Караулова

25 мая Нидерланды и Австралия возложили ответственность на РФ за крушение лайнера рейса МН17. Опубликован итоговый доклад международной следственной группы, в котором Россию призывают "вступить в диалог, чтобы прийти к решению по компенсации огромных страданий и ущерба, которые принесло крушение MH17". Дальнейшим шагом может стать передача дела в международный суд или другую организацию, угрожают авторы правительственного заявления.

Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования. Главный вывод — Boeing был сбит из ЗРК "Бук", принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска.

Глава МИД Австралии Джули Бишоп анонсировала совместные санкции против РФ со стороны Австралии, Бельгии, Малайзии и Нидерландов. Выводы Нидерландов и Австралии поддержали Евросоюз и НАТО. Глава британского МИД Борис Джонсон написал в Twitter, что инцидент является "примером того, как Кремль пренебрегает невинными жизнями". "Кремль считает, что может действовать безнаказанно… Российское правительство теперь должно ответить за свои действия", — заявил глава британской дипломатии.

Как сказал "Правде Ру" военный эксперт, полковник запаса Игорь Тихонов , Запад пытается эту тему бездоказательно развить, чтобы "опять нас мордой в грязь ткнуть". Никто не стремится показать факты, отметил эксперт "Правды.Ру". А они таковы, что стрельбу "Бука" с дальностью до десяти километров обеспечивает целый оружейный комплекс. Это станция наземного обнаружения цели, которая наводит, ведет ракету, сопровождает цель и дает команду на пуск одной из установок.

"Если мы якобы это из Курска сделали, то от Курска до Донецка километров триста и дальность стрельбы из "Бука" не позволяет поразить такую цель… А если мы якобы привезли пусковую установку на территорию Украины, то эта машина не может стрелять самостоятельно, у нее должна быть станция наведения, сама установка по ТТХ не может самостоятельно наводить", — сказал "Правде.Ру" Игорь Тихонов.

По мнению эксперта "Правды.Ру", никакого диалога по компенсациям вести Россия не будет, потому что не примет результаты расследования. "Они начнут любыми путями через европейские суды накладывать санкции на счета наших предприятий за границей и пытаться эти деньги забрать по решению Гаагского суда. А что это за суд, показало дело югославского лидера Милошевича. Он умер в тюрьме, а потом Гаагский суд сказал: извините, а он не виноват, оказывается", — заметил Игорь Тихонов в интервью "Правде.Ру".

"Я не верю, что у американцев с их мощнейшими воздушно-космическими войсками не висели на тот момент над Украиной спутники. Поэтому я считаю, что пусть откроют свои карты, встретятся и посмотрят вместе с нами спокойно", — резюмировал Игорь Тихонов в беседе с корреспондентом "Правды.Ру".

Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время разговора со своим нидерландским коллегой Стефом Блоком заявил, что не услышал от него никаких достоверных фактов, которые смогли бы доказать причастность России к крушению малайзийского Boeing MH17.

Авиакатастрофа произошла в июле 2014 года. Самолет был сбит в небе над Донбассом, в результате чего погибли 298 человек.

Как "Правда.Ру", нынешняя резолюция по поводу виновности России от этой комиссии далеко не первая. Уже в 2016 году у экспертов были серьезные сомнения в качестве работы самой комиссии и в истинных целях ее работы. В частности, президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов тогда заявил: "Эта версия не первая, а очередная в абсолютно бездарном и непрофессиональном расследовании этой тяжелейшей трагедии. Происходящее кроме как информационной войной не назовешь. Все исследования проводятся с грубейшими нарушениями международных авиационных правил".

Международная следственная группа (JIT) заявила, что «Бук», из которого сбили MH17, был доставлен на Украину из России. JIT продолжит искать виновных

Обломки Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) на военной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах (Фото: РИА Новости/Максим Блинов)

Что и как доказало следствие?

28 сентября в ходе презентации глава центрального департамента уголовных расследований Национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен и генпрокурор Нидерландов Фред Вестербек продемонстрировали фотографии инверсионного следа запущенной ракеты. Следователям удалось привязать фотоснимок к местности и определить, откуда был нанесен удар. Чтобы точнее определить местоположение установки «Бук», комиссия опросила свидетелей, находившихся недалеко от места дислокации боевой машины.

Международная следственная группа (JIT) обстоятельств падения Boeing авиакомпании Malaysia Airlines. Следователи установили, что «Бук», из которого был сбит малайзийский самолет, был доставлен на Украину через российскую границу. Также JIT определила место запуска ракеты. Согласно отчету, ракету, поразившую MH17, запустили с сельскохозяйственного поля в районе поселка Первомайский. После атаки на Boeing самоходная установка была доставлена обратно на территорию России, следует из опубликованного текста доклада .

Помимо интервью, спутниковых снимков, данных разведок США и Нидерландов JIT оперировала большим количеством видеозаписей и снимков очевидцев продвижения колонны. Снимки были добавлены в трехмерную модель , которая проиллюстрировала ход событий.

По словам профессора факультета права НИУ ВШЭ Александра Домрина, эти доказательства могут быть приняты судом только как косвенные. «Какие-то телефонные переговоры, какие-то факты движения какой-то техники — все это опосредованные факты», — соглашается член международного союза адвокатов Валерий Ванин.

Как отреагировали за рубежом?

​Зарубежные политики неохотно комментировали результаты расследования крушения рейса MH17. Одной из первых высказалась депутат немецкого бундестага от партии «Зеленые» Марилуиза Бек. «Даже если предположить, что удар по самолету стал следствием военной ошибки, политическая ответственность лежит на Кремле и лично президенте Путине», — заявила она.

Официальная позиция США была более сдержанной. «США приветствуют промежуточный отчет Международной следственной группы по расследованию крушения рейса MH17», — сообщил официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби. Он подчеркнул, что итоги расследования подкрепляют заявление главы ведомства Джона Керри, сделанные через несколько дней после крушения, о том, что «лайнер был сбит ЗРК «Бук» с контролируемой пророссийскими сепаратистами территории».

С поддержкой доклада JIT выступила глава Европейской службы внешних связей (EEAS) Федерика Могерини. «Чтобы обеспечить привлечение к ответственности виновных в гибели MH17, требуется постоянная поддержка расследования со стороны мирового сообщества», — заявила Могерини, добавив, что независимость и тщательность расследования является «критически важной».

Что говорит Москва?

После озвученных результатов расследования российский МИД выразил недовольство позицией JIT. «Россия разочарована тем, что ситуация вокруг расследования катастрофы «Боинга» не меняется. Выводы голландской прокуратуры подтверждают то, что следствие предвзято», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она посетовала, что JIT отстранила Москву от полноценного участия в следственном процессе, а Украину при этом сделали полноправным членом JIT. По мнению представителя МИД России, это дало Украине «возможность подделывать доказательства».

Москва еще до начала презентации отрицала любые связи России или самопровозглашенных республик с крушением MH17.

«В данном случае важно делать выводы, учитывая последнюю информацию, которая была опубликована, а именно первичные данные радаров, которые фиксировали все летательные объекты, которые могли бы стартовать или находиться в воздухе на территории, контролируемой ополченцами», — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам за час до пресс-конференции JIT.

«Никакие российские зенитные ракетные комплексы, и в том числе «Бук», российско-украинскую границу никогда не пересекали», — позже днем официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Он поставил под сомнения результаты проведенной JIT работы, заявив, что в основе доклада лежат «два источника: интернет и спецслужбы Украины».

Более конкретные претензии к ходу расследования высказал советник главного конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский: следственная комиссия ошиблась при определении зоны повреждений и курса ракеты. Малышевский рассказал, что в 2015 году Нидерландам были направлены засекреченные данные, которые были не учтены JIT. По данным «Алмаз-Антея», ракета могла быть выпущена из района южнее Зарощенского, на подконтрольной Украине территории.

В качестве доказательства Москва также приводит показания радиолокационного комплекса «Утес-Т» в Ростовской области. Комплекс не зафиксировал в день трагедии пусков на территории самопровозглашенных республик, однако заметил работу украинских ПВО в районе крушения, рассказал 26 сентября журналистам начальник радиотехнических войск ВКС России Андрей Кобан.

Чем и кому это грозит?

В конце пресс-конференции генпрокурор Нидерландов Вестербек анонсировал продолжение расследования до 2018 года. Судебная инстанция для разбирательства будет установлена после того, как JIT сформирует список официальных подозреваемых. Пока, по словам прокурора, в списке около 100 человек, причастных к транспортировке и обслуживанию «Бука». По словам Эрика Толлера, главы российского направления Bellingcat, группа передала JIT список , участвовавших в переброске «Бука» к российско-украинской границе. «JIT дает подозреваемым и тем, кто что-то знает, возможность сотрудничать с комиссией», — рассказывает Толлер. По его словам, речь идет об иммунитете от судебного преследования.

Комиссия уже начала поиск фигурантов дела. JIT опубликовала ряд телефонных переговоров между двумя мужчинами с позывными Орион и Дельфин. Ранее переговоры человека с позывным Орион публиковала «Новая газета». Издание называет Ориона военным советником комендатуры самопровозглашенной ЛНР.

«Этот доклад не размещен должным образом в правовом пространстве», — считает профессор РГГУ Марина Филимонова. По ее словам, JIT не обозначила «участников правоотношения и объект правоотношений». Филимонова утверждает, что ни один из четырех существующих в мире международных судов не даст Нидерландам пройти порог преемственности заявления.

«Слабая доказательная база не помешает международному трибуналу вынести решение», — не согласен юрист-международник Валерий Ванин.

Международное право не предусматривает возможность обвинять государство в целом, подчеркивает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. «Ответственность за военные преступления индивидуальна, вердикты будут выноситься по конкретным личностям. Нельзя обвинить Россию, потому что Россия не участница конфликта», — считает эксперт.

Через четыре года после крушения "Боинга" MH17 "Малайзийских авиалиний", упавшего на территории Донецкой области 17 июля 2014 года, следователи впервые обнародовали сведения о конкретном происхождении сбившей самолет ракеты.

Ракетная установка "Бук", с которой был сбит самолет, принадлежала 53-й зенитной ракетной бригаде , базирующейся под Курском. Об этом на пресс-конференции в голландском Утрехте в четверг, 24 мая, рассказали представители Объединенной следственной группы (JIT), занимающейся расследованием крушения.

Новые детали расследования

Как сообщил на пресс-конференции глава отдела расследований полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен, JIT тщательно изучила все имеющиеся фото и видео зенитного ракетного комплекса "Бук", c которого, по мнению следствия, была пущена ракета, попавшая в малайзийский "Боинг". "Нам удалось установить, что этот ЗРК обладает уникальными характеристиками, - заявил Паулиссен. - На основе этих характеристик JIT смогла выявить отличительные черты этого "Бука".

Проанализировав многочисленные фотографии и видео, размещенные в соцсетях, следователи воссоздали маршрут перемещения "Бука" в период с 23 по 25 июня 2014 года в составе колонны военной техники из военной части под Курском в город Миллерово в Ростовской области. По сведениям JIT, колонна выехала с территории военной части 23 июня 2014 года. "Это была большая колонна, состоящая почти из 50 различных транспортных средств, включая шесть "Буков", - говорится в презентации, которую JIT представила на пресс-конференции.

На некоторых видео "отчетливо видно, что огромная техника препятствует движению на дороге и привлекает внимание, - говорится в презентации. - Это объясняет тот факт, что в соцсетях появилось так много снимков колонны".

Как JIT нашла "Бук", с которого сбили Боинг

На фотографиях и видео, которые анализировали следователи, заметны номерные знаки и другие отличительные черты военной техники в колонне, включая транспортную маркировку на кузове. Один из "Буков", следовавших в колонне, также появился на фотографиях, сделанных 17 и 18 июля уже на территории Украины. Следователи распознали его по набору уникальных отличительных черт, составляющих транспортную маркировку ЗРК.

Сравнив эти характеристики с характеристиками других "Буков" того же типа, находящихся на вооружении российской и украинской армии, следователи "пришли к выводу, что ЗРК "Бук", с которого был сбит "Боинг" MH17, принадлежит 53-й зенитной ракетной бригаде, дислоцированной под Курском", - пояснил Паулиссен. Он также рассказал, что в 2014 году 53-я бригада состояла из трех действующих батальонов. В них служили несколько сотен людей, включая личный состав и вспомогательные подразделения.

Что известно о 53-й бригаде

Несмотря на то, что это первое официальное заявление следователей о происхождении ракеты, которой был сбит самолет, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, сами по себе данные не новые. Еще в ноябре 2014 года экспертно-журналистская группа Bellingcat обнародовала результаты собственного расследования, согласно которым "Боинг" МН17 был сбит из "Бука", находившегося на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады под Курском.

Позднее эксперты Bellingcat опубликовали еще один доклад, в котором рассказали подробности о 53-й бригаде. По их сведениям, в 2014 году в состав каждого из трех ее батальонов входил полный комплекс "Бук". В колонне, замеченной 23-25 июня, перевозились установки "Бук", другая военная техника, а также солдаты и офицеры второго батальона. Колонна направлялась на военный аэродром Миллерово. Впоследствии техника, передвигавшаяся в колонне, была перевезена в сельскую местность к границе с Украиной.

Контекст

Как пояснил в интервью DW основатель Bellingcat Элиот Хиггинс , следователям из JIT потребовалось больше времени, чтобы идентифицировать происхождение "Бука", сбившего MH17. Это связано с тем, считает Хиггинс, что они должны тщательно проверять собранные сведения, особенно учитывая, что Россия не признает никаких доказательств. "Следователи должны быть на 100 процентов уверены, что все, что они представляют, полностью корректно, ведь стоит допустить ошибку - и российские власти начнут на них давить", - уверен Хиггинс.

Выводы JIT и Bellingcat совпали

Комментируя обнародованные в четверг результаты расследования, Хиггинс отметил, что причастность 53-го батальона к крушению малайзийского Боинга вполне очевидна. При сравнении "Буков" и JIT эксперты Bellingcat обращали внимание на одинаковые приметы - такие, как повреждения корпуса, следы краски, расположение номеров и маркировки. "Очень маловероятно, что в той местности был еще один идентичный ЗРК с такими же отличительными признаками", - резюмировал основатель Bellingcat.

Представители JIT между тем признали справедливость прежних выводов Bellingcat и объяснили, почему им понадобилось так много времени, чтобы обнародовать информацию о "Буке" 53-й бригады."Выводы JIT должны быть основаны на юридически убедительных фактах, которые можно будет представить в суде. Требуется много времени, чтобы собрать и проверить эти факты", - подчеркнул Паулиссен.

JIT призвала общественность помочь в расследовании

Представители JIT также отметили, что расследование катастрофы вступило в "финальную фазу", и обратились к общественности с просьбой сообщить известные ей сведения о 53-й бригаде, дислокации "Бука", сбившего малайзийский Боинг, и лицах, которые имели прямое или косвенное отношение к крушению самолета.

"Мы убеждены, что многим известна эта информация, это могут быть военнослужащие 53-й бригады, их друзья и родственники", - заявил Паулиссен, пообещав, что все сведения об информаторах останутся конфиденциальными.

По словам Хиггинса, даже один свидетель может сыграть важную роль в ходе расследования. "Думаю, группа JIT делает это не от отчаяния, а потому что хочет добиться по возможности лучших результатов. Ведь она тягается с Россией, а Россия испробует любую возможную тактику, чтобы пойти в атаку", - предположил он.

Смотрите также:

  • MH17 был сбит российским "Буком"

    Расследование показало, что "Боинг" был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе "Бук". Установка была доставлена из России и запущена с территории, контролировавшейся тогда сепаратистами. Фрагменты ракеты серии "Бук" были обнаружены как при вскрытии тел членов экипажа, так и в одном из оконных проемов кабины самолета.

  • Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Маршрут "Бука"

    Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, по которому ЗРК "Бук" следовал на территорию Украины, а также маршрут его движения в обратном направлении. По версии следствия, комплекс перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже вывезен обратно в РФ на белом тягаче марки Volvo.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Место запуска ракеты

    Конечным пунктом назначения ЗРК "Бук" стали поля неподалеку от поселка Первомайский. Эту информацию подтверждают показания многочисленных свидетелей, которые видели столб дыма, установку "Бук" в районе поселка, а также саму ракету после ее запуска. После запуска ракеты "Бук" покинул это место своим ходом. Спустя некоторое время его снова погрузили на тягач и отвезли к российской границе.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Альтернативные версии

    Следствием исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом, была также признана несостоятельной. На основании радиолокационных данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН17, поблизости не находилось.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Виновные лица

    На данный момент Международная следственная группа установила личности около 100 человек, причастных к катастрофе. Двое из подозреваемых упоминаются на сайте нидерландской полиции как "фигурант 1, псевдоним: Орион (позывной), имя: Андрей Иванович" и "фигурант 2, псевдоним: Дельфин (позывной), имя: Николай Федорович". Их фамилии следствию пока неизвестны.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Следствие ищет свидетелей

    На сайте опубликованы фрагменты записей телефонных разговоров Дельфина и Ореона. "Ну че, колонну подтверждает, которую идет, Москва? Я говорю, подтверждение колонны, которая идет в сторону аэропорта… Москва подтверждает… видят они ее? Это колонна э-э-э этих… укропов?" - спрашивает один из фигурантов. Следствие обращается с просьбой о помощи ко всем, кто располагает информацией об этих людях.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Расследование Bellingcat

    Выводы МСГ фактически совпадают с результатами расследования группы Bellingcat - экспертно-журналистской организации, занимающейся независимыми расследованиями по открытым источникам. 15 июля Bellingcat опубликовала доклад, в котором также утверждается, что причиной гибели "Боинга" стала ракета из установки "Бук", доставленной на территорию Украины из России.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Российская версия

    В октябре 2015 года производитель комплекса "Бук" - российский концерн "Алмаз-Антей" - опубликовал итоги собственного расследования катастрофы. По версии концерна, "Боинг" был сбит из района близ сел Зарощенское и Великая Шишовка, находящихся под контролем вооруженных сил Украины. Эксперты Bellingcat, в свою очередь, утверждают, что в указанных точках не было украинских установок "Бук".


Так она прокомментировала заявление своего новозеландского коллеги Уинстона Питерса, усомнившегося в том, что Россия ответственна за трагедию. Международные следователи утверждают, что самолёт был сбит ЗРК «Бук» из района, находившегося под контролем ДНР.

Данные российской радиолокационной станции указывают, что запуск произвели с территории, где размещались средства ПВО Украины. По мнению экспертов, на Западе стали понимать, что дело ведётся непрофессионально и намеренно затягивается.

Почему политики заговорили о непричастности РФ к катастрофе над Донбассом, выяснял RT.

«Противоречит интересам страны»

Министр иностранных дел Австралии Джулия Бишоп заявила, что пока не стоит говорить о каких-бы то ни было выводах по расследованию международной Совместной следственной группой (ССГ) крушения малайзийского Boeing MH17 над Донбассом 17 июля 2014 года. Из 298 погибших 38 были гражданами Австралии.

«Расследование продолжается, и, когда оно завершится, его результаты будут переданы обвинителям для юридических действий, которые Австралия также решительно поддерживает, - подчеркнула австралийский министр иностранных дел. - Невозможно составить мнение о доказательствах, поскольку они пока не оглашены».

Ранее Бишоп делала куда более уверенные заявления на этот счёт. Так, в октябре 2016 года она утверждала, что необходимо найти виновных в уничтожении самолёта «в российском военном командовании».

«В последнее время политика Австралии изменилась, стала менее конфронтационной в отношении России», - отметил в беседе с RT эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.

Политолог связывает это изменение с потерями от антироссийских санкций и уходом с поста премьер-министра в 2015 году выступавшего с антироссийскими заявлениями Тони Эббота.

Новое заявление Бишоп прозвучало после того, как её новозеландский коллега Уинстон Питерс в интервью местному изданию Newshub заявил, что доказательств причастности России к уничтожению гражданского самолёта нет.

«Вы говорите, что человек, который пустил ракету, сделал это по указанию России. Большая проблема в том, что ваш аргумент с юридической точки зрения тут же провисает, так как у вас нет доказательств этого», - заявил министр иностранных дел Новой Зеландии.

Говоря о предложении возобновить прерванные в 2014 году переговоры о создании зоны свободной торговли с Россией, Питерс подчеркнул, что его страна не может терять время, дожидаясь итогов расследования.

«Если по итогам выяснится, что эти инсинуации не имеют фактических подтверждений, то мы просто впустую потратим время, а это не отвечает интересам нашей страны», - отметил министр.


Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс Reuters

Источник: http://rusvesna.su/news/1520968587

«Действительно нет никаких доказательств, - отмечает Александров. - И причастность донбасских ополченцев тоже не доказана. Многое указывает, что это киевский режим сбил самолёт. И новозеландцы, и австралийцы это понимают. Но новозеландцы более свободны в своих высказываниях, а австралийцы всё же связаны с США военным договором АНЗЮС (Новая Зеландия и США разорвали договор о военном сотрудничестве ещё в 1987 году), потому они более осторожны».

Нелегитимное расследование

Уголовное расследование катастрофы Boeing MH17 «Малайзийских авиалиний» идёт уже четыре года - с момента создания 4 августа 2014 года Совместной следственной группы (ССГ), куда вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины.

13 октября 2015 года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал результаты технического расследования, в котором заявил, что самолёт был сбит ракетой типа «земля-воздух», входящей в состав ЗРК «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1–2». В октябре 2016 года ССГ заявила, что ракета была запущена из района посёлков Первомайское и Снежное, который контролировался ополченцами ДНР.

Как отметил в интервью RT эксперт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Виталий Бордунов, ССГ - в принципе нелегитимный институт с точки зрения международного права.

«Если бы это были приличные нормальные люди, которые действительно уважали международное право, они бы поступили так, как положено. Украина должна была организовать соответствующее расследование вместе с Малайзией, чего не было сделано», - отмечает эксперт.

По словам Бордунова, катастрофа Boeing MH17 над Донбассом попадает под действие статьи 26 и Приложения 13 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года.

Согласно документу, Украина, как страна, где произошла трагедия, должна была заключить соглашение о расследовании с Малайзией, которой принадлежало воздушное судно, а не с Нидерландами, и зарегистрировать его по правилам ИКАО. Соглашение должно было также пройти проверку на соответствие принципам Чикагской конвенции. Такая процедура предполагает контроль над расследованием со стороны ИКАО. Ничего из этого не было сделано.

«Эта международная комиссия создана вне рамок международного права, возглавляет её участковый полицейский маленького голландского города, где нет ни специалистов, ничего, - подчёркивает эксперт.

Всё это типично для современной ситуации в мире, если что - виновата Россия. Не важно, что доказательств нет».

По словам эксперта, «ИКАО стоит в стороне», а само расследование напоминает скорее «сговор» с целью обвинить Россию.

В октябре 2016 года Москва передала следствию данные первичной радиолокации, которые ставят под сомнение выводы Совместной следственной группы о пуске ракеты сбившей MH17.

«Как уже заявляли и в Министерстве обороны РФ, и представители концерна „Алмаз-Антей”, при пуске ракеты из Первомайского это в обязательном порядке было бы отражено на данных РЛС. А на РЛС это не отражено», - отметила в ноябре 2018 года официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Однако следствие до сих пор не отреагировало на эти данные.

«Как отмечают специалисты, всё это элементарно регистрируется, всё видно в этом раскладе, но на наши данные не обратили внимания, как будто их и нет», - отметил Бордунов.

Фактор предвзятости

12 марта 2018 года нидерландская программа журналистских расследований Zembla назвала имена главных подозреваемых в уничтожении самолёта.

Это якобы экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков, его подчинённый Сергей Дубинский и генерал-полковник ВС России в отставке Николай Ткачев. Якобы эти имена следствию сообщила Служба безопасности Украины.

Ранее журналисты, в том числе и австралийские неоднократно выступали с похожими по «сенсационности» разоблачениями, однако, по словам Бордунова, «это липа, с юридической точки зрения эти доказательства принять всерьёз невозможно».

Российский МИД неоднократно отмечал особое отношение Совместной следственной группы к Украине. В частности, отсутствует негативная реакция на то, что Киев скрывает часть информации: отказывается предоставлять данные о переговорах военных диспетчеров и расположении украинских ЗРК семейства «Бук». В то же время Россия в отличие от Украины не имеет статуса полноценного участника ССГ. Кроме того, ССГ использует в качестве доказательств материалы «расследования» сайта Bellingcat, основанные на данных из социальных сетей.

«На юридическом языке это называется предвзятость, нежелание разобраться, кто и что сделал, - утверждает эксперт ИКАО. - А раз так, то, сколько будет длиться это расследование, я не знаю, тут идут свои игры».

22 февраля 2018 года Министерство юстиции Нидерландов заявило о продлении расследования до 2019 года, хотя ранее оно собиралось обнародовать результаты уже в начале 2018 года. Об этом ведомство сообщило в докладе парламенту.

По данным голландского Минюста, до сих пор, спустя четыре года после катастрофы, ведётся сбор останков тел жертв. Тем не менее, несмотря на незавершённость следствия, Гаага «ведёт подготовку к началу судебного процесса». И хотя Министерство юстиции Нидерландов утверждает, что ознакомилось с докладом российских специалистов, сделанные из него выводы не озвучены.

«Ясности в этом вопросе нет, - считает Бордунов. - Идёт лишь один разговор, что Россия во всём виновата».

В октябре 2017 года Верховный суд Нидерландов разрешил правительству не публиковать результаты расследования Совместной следственной группы.

«Правду они сказать не могут, - считает Михаил Александров. - Если подтверждать непричастность России и донбасских ополченцев, значит надо обвинять Украину. А это будет политически сильный удар по Киеву».

По словам эксперта, как только расследование признает, что Украина сбила самолёт, этот поставит под вопрос отношения этой страны с Европой, на что ни США, ни НАТО, ни ЕС не пойдут.

«Соврать открыто они не могут, признать правду - тоже, вот они и затягивают», - подытожил Александров.

Следственная комиссия по гибели малайзийского боинга снова сумела совершить политическое сальто-мортале, обвинив в причастности к ней Россию и ополченцев Донбасса, и в то же время не объявив никаких окончательных выводов. Многие эксперты приходят поэтому к очередным подтверждениям своих подозрений, что на самом деле голландские следователи истинного виновника трагедии давно знают, но назвать его не смеют...

Виновника определяют по социальным сетям

В настоящий момент следователи Объединенной группы не готовы делать какие бы то ни было выводы, имена виновных в крушении малайзийского боинга МН17 названы не будут. Об этом заявили сами следователи.

Они же в очередной, то ли третий, то ли пятый раз продлили срок расследования - теперь уже до 2018 года. Как заявил официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер, "общая группа по расследованию к настоящему моменту пока не в состоянии начать соответствующее делопроизводство".

Стоит добавить, ранее следователи, презентуя свой доклад, сформированный в ходе многомесячной работы, заявили, что в качестве доказательств использовали... данные из социальных сетей.

Именно из этих источников они выкопали видео, на котором будто бы видно, что систему "Бук", из которой был сбит боинг, везли с территории России. Кроме того, следователи приводили расшифровку переговоров на русском языке, где неназванные лица в свободной форме переговаривались на тему того, что же произошло с боингом. Эти расшифровки, собственно, и приводятся в качестве доказательной базы о причастности России к крушению.

Впрочем, нет. Еще приводятся показания родственников погибших в самолете, которые считают, что орудие, сбившее лайнер привезли из России.

Убедительность, что называется, зашкаливает. Особенно на фоне того, что сами следователи признали, что не использовали данные российских экспертов при расследовании. А ведь Россия приводила и готова была официально, юридически обязывающе привести не только экспертное мнение производителей системы "Бук" - компании "Алмаз-Антей" - и результаты натурных экспериментов, проведенных здесь, но и данные с радаров и систем слежения Министерства обороны РФ.

На этом разговор о достоверности очередного доклада голландской комиссии можно закончить. Как отметил видный военный эксперт Виктор Литовкин, "он даже не поражает непрофессионализмом и предвзятостью - он весь непрофессионализм и предвзятость".

Но тем интереснее вновь вернуться к вопросу, чью же роль в трагедии над Донбассом голландцы так старательно прячут? Украины? Или кого-то поважнее чем эта колониальная территория Запада?

Послушаем экспертов

Виктор Литовкин:

"В объективности следственной группы есть сомнения: там присутствуют представители Украины и нет представителей России. Это говорит об односторонности формирования этой комиссии и об односторонности ее подхода. Результаты ее работы были изначально политически заданы, а ее выводы, которые мы сегодня услышали, были определены заранее. Именно по этой причине комиссия не приняла и не учла ни одного из свидетельств и ни одного из результатов строго научных экспертиз, которые ей предоставляла Россия.

Второе: утверждения, что "Бук" доставили из России, сбили боинг, а затем отправили обратно, вызывают сильные сомнения. Как комиссия это определила? Что, у них есть спутниковая съемка? У них есть какие-то зафиксированные дорожные документы? Они об этом не говорят. Может быть, свидетельские показания? А свидетели что, разбираются в "Буках"? Отличат украинскую машину от российской? Как? По номерам? Это тоже бред сивой кобылы".

Важное обстоятельство, на которое указывает эксперт, заключается в том, что в деле фигурирует не просто "Бук". Просто "Буков" не бывает. Есть комплексы "Бук-М1" с ракетами 9М38, которые имеются только на вооружении Украины и которых нет на вооружении России. В России есть "Бук-М2". Сельские свидетели из социальных сетей могут отличить одну модель от другой?

Далее, указал Виктор Литовкин. "Бук-М1" вооружен ракетами 9М38. В России они были списаны с вооружения еще в 1996 году. Они остались только на Украине и в нескольких зарубежных странах, куда поставлялись "Буки".

Можно ли отличить украинские ракеты от российских? Запросто! Это как раз и предложил следователям концерн "Алмаз-Антей". И это могло бы стать ключевым доказательством: отверстия в фюзеляже самолета от поражающих элементов наших ракет должны быть только двутавровые, в виде бабочки, а от украинских устаревших - в виде трапециевидных и треугольных дырок. Это уже не мнение сельской бабульки о том, какой марки боевая машина пролязгала мимо нее в непонятном направлении. Это проверяемые факты.

Какие дырки фиксируются на кусках фюзеляжа сбитого боинга?

Любопытно, что в Финляндии, по свидетельству Виктора Литовкина, проводился эксперимент по определению, какие должны быть поражающие отверстия от ракет старого советского производства, ныне представленных на Украине (у финнов такие ракеты остались). Так - вот ведь странность! - из тех сведений, которые просочились об этом эксперименте в прессу, ничего по поводу формы отверстий не сказано!

Поскольку же испытание было проведено явно для проверки аналогичного, публично продемонстрированного русскими, это паническое умалчивание означает только одно: ракеты у финнов оказались "не той системы". Или, точнее, той, от которой и дырки на останках сбитого боинга - украинской.

Стоит ли напомнить, что данные российского натурного испытания не нашли отражения в докладе комиссии?

Звери, а не ополченцы!

Голландская следственная группа не учла результатов ни одного из расследований, сделанных в России, констатировал Виктор Литовкин. Нет, в частности, очень глубоких, очень подробных, научно обоснованных, инженерно рассчитанных данных "Алмаз-Антея", которые были получены в прошлом году и направлены голландской стороне. Они не учли и тех данных, которые были представлены Министерством обороны России и создателями радиолокационной станции "Утес", которая видела все происходившее на востоке Украины.

Но есть вообще смешные утверждения в докладе.

"Комиссия утверждает, что в экипаже сидели не россияне, а ополченцы, - анализирует его далее Литовкин. - Вопрос: где среди ополченцев нашелся целый экипаж, который умеет управлять пусковой установкой "Бук-М1"? А ведь чтобы "Бук" мог прицельно стрелять по воздушной цели, это должна быть не одна пусковая установка, а как минимум батарейный комплекс. То есть кроме пусковой установки должна быть станция обнаружения цели, станция сопровождения цели, станция наведения на цель. И лишь тогда, когда цель "прошла" через все три радиолокационные станции и они передали на пусковую установку ее координаты и курс ее движения, - только тогда пусковая установка может нанести удар".

Сама пусковая тоже может обстрелять цель, но... сильно теоретически, признает военный эксперт. Практически же это сделать почти невозможно, потому что ее локатор имеет угол развертки всего 8 градусов. Из 360! А значит, расчет пусковой установки должен был заранее знать, в какой точке небесной сферы, на какой высоте, по какому курсу должен был лететь боинг. Это где же на просторах разорванного в июле 2014 года на части Донбасса, среди обороняющихся из последних сил ополченцев - шахтеров, милиционеров, водителей - удалось найти таких зверей, чтобы они смогли осуществить точный пуск в таких условиях? "Если же учесть, что, как сообщалось ранее, украинские диспетчеры изменили курс полета боинга, то получается, что украинские диспетчеры и ополченцы были в сговоре, чтобы сбить этот самолет", - язвит дополнительно Литовкин.

Про украинских диспетчеров речь еще зайдет чуть ниже, но пока запомним это слово: "сговор"...

Во время брифинга Минобороны РФ и представителей ВПК о первичных радиолокационных данных в районе крушения самолета Боинг-777 в Донецкой области, выполнявшего рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года. Фото: Сергей Бобылев/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

И наконец, логика где?

"С нашей стороны правда простая: боинг сбили украинцы. Потому что еще два года назад наши генералы рассказали подробно, показали карту, где находился украинский зенитно-ракетный дивизион, от которого только и могла вылететь ракета-убийца", - уверен Виктор Литовкин.

Это логично, потому что обоснованно технической логикой и средствами объективного контроля. А вот на стороне оппонентов ни один аргумент, который выдвигает следственная группа, не подчиняется нормальной человеческой логике, делает вывод военный эксперт. Голландцы утверждают, что "Бук" был доставлен с территории России, самолет сбивали на нем ополченцы, а к России у комиссии претензий нет! Ну где логика?

А вот на скрытую логику такой аргументации указывает другой эксперт Царьграда - аналитик, политолог и философ Александр Собянин:

"На самом деле в этом расследовании все пляшет не вокруг голландской интерпретации. Голландия уже получила 30 сребреников от американцев за разыгрывание своей грязной роли, и позиция ее комиссии уже не важна, - утверждает он. - Все пляшет вокруг роли Днепропетровского авиационного узла и участия ВВС США. Но только этот вопрос никто не обсуждает на официальном уровне, и именно из-за этого в докладах опускаются целые блоки вопросов, которые рвут логику на части, но которые голландцам нельзя даже рассматривать".

"Поэтому голландской стороне в расследовании самое главное - чтобы не было обвинения, вообще никакого , - делает ключевой вывод русский аналитик. - Иначе у "обиженной" стороны может возникнуть желание углубиться в обсуждение истинно важных моментов".

Каковые же это моменты? "Ключевая роль в этом событии принадлежит американским диспетчерам, которые сидели в Днепропетровске, а также украинским диспетчерам, которые потом, как известно, куда-то исчезли", - убежден Собянин. Именно они направили "Боинг" туда, где его сбили. И записи именно их переговоров (ключевые, как понятно) не фигурируют ни в одном из материалов расследования. А уж американских диспетчеров вообще из дела "вынули".

А теперь вспомним саркастическое замечание Виктора Литовкина о "наличии" сговора между диспетчерами и ополченцами. Однако весь сарказм срзу уходит, если вместо ополченцев в формулу сговора подставить украинских зенитчиков. И всё становится на диво логичным и стройным: и изменение курса самолета диспетчерами, и последующее исчезновение диспетчеров, и чрезвычайная меткость ракетчиков...

На месте падения пассажирского самолета "Малайзийских авиалиний" Боинг-777, следовавшего по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, в районе села Грабово. Фото: ИТАР-ТАСС/Зураб Джавахадзе

"Есть еще ряд подобных вопросов, на которые опять-таки внимание расследователей почему-то не распространяется, - указывает эксперт. - Есть вполне конкретные вопросы, которые озвучены специалистами, но которые замалчиваются в средствах массовой информации и в отчетах голландской комиссии. Поэтому вывод остается сделать один: комиссия явно выгораживает истинного виновника трагедии".

Именно поэтому, добавим, комиссия по расследованию так беззубо и предупредительно обвиняет Россию без обвинений. Перегнешь палку - и Москва может обратить свое внимание на "проклятые" вопросы следствия. Именно потому логика комиссии, у которой нет претензий к России, хотя якобы от нее повстанцы получили установку "Бук", более всего на свете напоминает предложение гнилого компромисса: мы вас покусаем небольно, не выходя за рамки уже привычных вам покусываний в ходе нынешней информационной войны, а вы уж не задавайте вопросов о роли американских диспетчеров во всем этом грязном деле...

Итак, кто же виновник трагедии боинга? Догадаться в итоге даже нынешнего беглого расследования Царьграда нетрудно. Это не Россия - на нее вину комиссия не возлагает. Это не Украина - ее комиссия старательно выгораживает, но она - мелочь. Это не ополченцы, несмотря на все обвинения в их адрес, - они не в состоянии были сбить самолет.

Остается только один участник событий. Тот, чьи диспетчеры сидели в ключевой точке маршрута, ведущего к гибели. И чьи деньги поощряют голландских расследователей к жалкой и беспомощной лжи.

Александр Цыганов

Мнения экспертов

Председатель Народного совета Донецкой Народной Республики (ДНР) Денис Пушилин :

Не выслушали точку зрения Российской Федерации. Причем не точку зрения, а объективную информацию, то есть первичные данные радиолокационного оборудования, то есть ту информацию, которая действительно могла пролить свет на произошедшую катастрофу. Конечно же, выводы комиссии не очень отличаются от того, что мы услышали изначально - заявления, что виноваты ополченцы вместе с Россией. Но это не соответствует действительности, потому что у нас не было никаких таких задач и целей. Ну и это еще раз подтверждает те данные, которые уже предоставила Российская Федерация.

Ну и конечно вызывает очень много вопросов и недоумения, почему украинское представительство не предоставило данные со своих радиолокационных средств? Почему США не предоставили якобы имеющиеся у них снимки со спутников? И почему голландская комиссия не настояла на том, чтобы эта информация была предоставлена. То есть это, повторюсь, вызывает очень большое недоумение. Мы считаем данную информацию, данные выводы необъективными, не соответствующими действительности.

Главный редактор журнала "Национальная оборона", эксперт по военной тематике Игорь Коротченко :

Почему Голландия предпочитает соцсети исходным данным от российских экспертов? Потому что изначально целью расследования было не установление истины, а доказательство того обвинения, которое было выдвинуто сразу после происшествия, - обвинения России в том, что она ответственна за эту катастрофу. Фактически расследование выполняло функции разбора той информации и ее интерпретации таким образом, чтобы эта версия была главенствующей. Именно поэтому использовались социальные сети и фейки, которые там были размещены, а не данные российских экспертов и не данные натурных экспериментов, которые провел "Алмаз-Антей".

Я думаю, мы не должны постоянно быть в позиции оправдывающегося. Получается, что нас постоянно обвиняют, а мы оправдываемся, нас снова обвиняют - мы снова оправдываемся, и так до бесконечности.

Донецк. 22 июля. Во время передачи бортовых самописцев разбившегося Боинга-777 представителям Малайзии. Фото: ИТАР-ТАСС/Зураб Джавахадзе

Полагаю, что в России должна быть сформирована международная экспертная группа, которая могла бы самостоятельно проанализировать все имеющиеся факты, сделать независимый доклад и представить его мировой общественности.

Политолог, руководитель Центра евразийских исследований Владимир Корнилов :

Мы все ждали чего-то нового от этого доклада. Но по большому счету следственная комиссия (подчеркнув, кстати, что следствие не закончено) привела все то, что мы уже видели и слышали неоднократно, причем регулярно. Вплоть до того, что воспроизвели те же карты, которые Совет национальной безопасности обороны Голландии представлял. При этом утверждая, что данная зона контролировалась ополченцами ДНР, ЛНР, что противоречит на самом деле фактам и сведениям украинского Совета национальной обороны.

Все, что нового я сейчас услышал из этого доклада, - это какие-то аудиоразговоры. Я пока так и не понял, кого с кем и откуда взяты эти аудиоразговоры, если честно. Потому что их источник кажется довольно странным. Но опять-таки, они ничего не доказывают. По большому счету мы увидели все то же, что распространяли социальные сети. И вот эти слухи, сплетни, распространяемые в социальных сетях, почему-то положили в основу выводов, далеко идущих выводов. Почему - мы тоже все прекрасно понимаем.

Аналитический центр Царьграда