Насосы и насосное оборудование

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедии в рамках фгос

МУНИЦЫПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОЛОВНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое объединение учителей-логопедов

Доклад по теме

«Оптимизация коррекционно-развивающего процесса по средствам работы учителя-логопеда через использование инновационных технологий »

Подготовила:

учитель-логопед

Юлия Николаевна

Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, недоразвитие моторных и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.д. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, появлению негативизма, упрямства, замкнутости и других отрицательных черт характера. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Ведь процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы её освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:

Арт - терапевтические технологии;

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

Современные технологии сенсорного воспитания;

«Су - Джок»-терапия;

Криотерапия;

Информационные технологии.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения в особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребёнком и взрослыми. Научить ребёнка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Виды арт-терапии:

Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

Изо-терапия (нетрадиционные техники рисования) ;

Кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

Сказкотерапия;

Мнемотехника;

Креативная игротерапия (песочная терапия) ;

Смехотерапия;

Ароматерапия;

Цветотерапия (хромотерапия).

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

Улучшение общего состояния детей;

Улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

Формирование навыков словообразования;

Формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Техники изо-терапии , используемые для развития речи:

Техника «кляксография»;

Пальцевая живопись;

Рисование мягкой бумагой;

Рисование тычком жёсткой полусухой кистью;

Рисование на стекле;

Ниткография;

Рисование на манке;

Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;

Техника отпечатывания ватой;

Техника «оттиск пробками»;

Рисование ладонями.

Данные техники, позволяют развивать точность, координацию движений руки, мелкую и общую моторику, так же расслабляют ребёнка во время занятия, помогают переключить внимание, настроить на положительный лад и т.д.

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, то есть термин кинезиотерапия можно определить следующим образом, (kinesioterapia, kinesis – движение, therapia – лечение, «лечение движением») выполнение движений и упражнений, под воздействием которых происходят положительные изменения в организме ребенка

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

Развивают мозолистое тело (сплетение нервных волокон, объединяющее правое и левое полушария, координируя работу обоих половин мозга как одно целое);

Повышают стрессоустойчивость;

Улучшают мыслительную деятельность;

Способствуют улучшению памяти и внимания;

Облегчают процесс чтения и письма;

Улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Формы работы комплексной сказкотерапии:

    анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач);

    рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица);

    постановка сказок (игры-драматизации);

    сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй);

    медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое);

    куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые);

    сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребен­ка форма взаимодействия и преобразования мира.

Зачастую маленький ребенок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, «ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо» (даже если глубинный смысл проигранного на песке ребенком и не осознается). Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Смехотерапия - это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений.

Цели: нормализовать мышечный тонус; повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Цветотерапия (хромотерапия) - восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач: повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость; обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Логопедический массаж

Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

К основным видам логопедического массажа относятся:

Классический ручной;

Точечный;

Аппаратный.

Пальцевый массаж

Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

Прищепочный массаж;

Массаж орехами, каштанами;

Массаж шестигранными карандашами;

Массаж чётками;

Массаж травяными мешочками;

Массаж камнями;

Массаж зондами, зондозаменителями;

Массаж приборами Су-Джок терапии.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В каждом возрасте перед сенсорным воспитание стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу учителя-логопеда и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания.

Су-Джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребёнка.

Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. «СУ»-кисть, «ДЖОК»-стопа. Кисти и стопы, благодаря природе, подобны телу по строению. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела.

Рис. 2. Внутренние органы в системе соответствия кисти.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

    высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

    абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

    универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

    простота применения – для получения результата нужно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Чтобы заинтересовать ребёнка, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Использование же компьютерных за­даний с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяе­мым материалом позволяет рационально использо­вать время логопедического занятия.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Занятия с применением инновационной технологии стимулируют усилия ребёнка к исправлению нарушений устной и письменной речи. Возможность использовать повторные пробы и попытки даёт хороший тренинг и автоматизирует скорректированный звук в устной и письменной речи.

Возможности использования ИТ в логопедии:

Повышение мотивации к логопедическим занятиям;

Организация объективного контроля развития и деятельности детей;

Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

Возможность быстрого создания собственного

дидактического материала;

Визуализация акустических компонентов речи;

Расширение спектра невебральных заданий;

Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

За счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Руководитель РМО ____________В.В. Локтионова




Инновация Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. критерием технологии Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ: арт - терапевтические технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су – Джок» –терапия; криотерапия; информационные технологии.


Виды арт-терапии: музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); изо-терапия (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапия (танцетерапия, телесно- ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапия; куклотератия; мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия); смехотерапия; ароматерапия; цветотерапия (хромотерапия).


«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.




Коррекционные задачи музыкотерапии: нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); улучшение общего состояния детей; улучшение общего состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);


Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; стимуляции речевой функции; нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации); формирование навыков словообразования; формирование навыков словообразования; формирование слоговой структуры слова. формирование слоговой структуры слова.


Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.


Техники изо-терапии, используемые для развития речи: техника «кляксография»; техника «кляксография»; пальцевая живопись; пальцевая живопись; рисование мягкой бумагой; рисование мягкой бумагой; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование тычком жёсткой полусухой кистью; рисование на стекле; рисование на стекле; ниткография; ниткография;


Рисование на манке; рисование на манке; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.; техника отпечатывания ватой; техника отпечатывания ватой; техника «оттиск пробками»; техника «оттиск пробками»; рисование ладонями. рисование ладонями.


Телесноориентированные техники: биоэнергопластика– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; растяжки растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; упражнения для релаксации упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; дыхательные упражнения дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.


Развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. Кинезиологические упражнения – Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:


Логопедический массаж Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.


Пальцевый массаж массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж чётками;








Сказкотерапия– Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.


Коррекционные задачи сказкотерапии: создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; совершенствование лексико-грамматических средств языка; совершенствование звуковой стороны речи; развитие диалогической и монологической речи; эффективность игровой мотивации детской речи; взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;


Элементы сказкотерапии: сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом; создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.


Куклотерапия – Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.


Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.


Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.






Песочная терапия способствует: совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления.




Ароматерапия – Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Виды ароматерапии: ванны; распыление; ингаляциия; массаж.






Возможности использования ИТ в логопедии: повышение мотивации к логопедическим занятиям; организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; визуализация акустических компонентов речи; расширение спектра невебральных заданий;


Обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.



Опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности

учителя-логопеда Троневой С. В.

в свете реализации ФГОС ДО.

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

коррекции речевых нарушений дошкольников;

формирования предпосылок к учебной деятельности;

формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

    Пальминг;

    Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);

    «Су - Джок» - терапия;

    Телесно-ориентированные технологии.

    Игровые технологии;

    Технология наглядного моделирования;

    Мнемотехника;

    Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц - Пальминг . Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су - Джок» - терапия , расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С любимой игрушкой - Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, Например: выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8 Марта...»

Игровое пособие «Артикуляционные кубики», на которых изображены разные виды упражнений. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало ему.

Моё авторское пособие «Забавная фото сессия» очень нравиться детям, когда они примеряют себе различные артикуляционные уклады на палочке. Ребенок угадывает, для какого звука данный уклад, пробует повторить его и, конечно, фото на память.

Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук. На каждой карточке есть инструкция, например, «…клоун Клепа учится жоглировать. Читай слоги на мячиках, чтобы они не упали, четко произнося звук (Л), или «…помоги самолетику облететь все облака. Называй слоги, четко проговаривай звук «Л ».

Многофункциональное пособие «Веселый поезд» - ребенок подбирает картинки на заданный звук и расставляет их в нужное окошко, в зависимости от положения звука в слове. Либо ребенку предлагается исправить ошибку в расстановке картинок.

Игровые технологии , применяемые на этапе дифференциации звуков :

Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для ав томатизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове, и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

Авторское пособие «Чудо – дерево» - нужно повесить снежинки (или осенние листочки, бабочки, в зависимости от времени года) на дерево с одной стороны, например картинки со звуком «Р», с другой со звуком «Л». Работать может один ребенок, либо вдвоем, выполняя каждый свое задание.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей - это мяч . Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель - «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом - отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Технология наглядного моделирования

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии


В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА «Ребенок воспитывается разными случайностями" В. Ф. Одоевский Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. А раскрыть заветную дверь в этот мир помогают современные образовательные технологии. Поэтому, для меня, как для коррекционного педагога, важно не упустить это время для раскрытия возможного потенциала каждого моего воспитанника. Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В своей профессиональной деятельности я придерживалась положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. Учитывая образовательные задачи, возрастные, физические и нервно-психические особенности воспитанников, индивидуальность характера каждого ребенка при организации коррекционно-развивающего процесса целью развития всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи -диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи; развития литературной речи и приобщения к словесному искусству, считаю целесообразным использовать в своей работе следующие образовательные технологии, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы: игровые технологии в логопедической коррекции; арт - терапевтические технологии; мнемотехники; объяснительно-иллюстративную технологию; технологию проблемного обучения; технологию концентрированного обучения; технологию развивающего обучения здоровьесберегающие технологии; современные технологии логопедического и пальцевого массажа; современные технологии сенсорного воспитания; телесноориентированные техники; «Су – Джок» – терапия; информационные технологии. Технология игрового обучения. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Во время игрового обучения я применяла дифференцированный подход к детям, учитывала их интересы, склонности и уровень подготовки. В результате показатели познавательной активности детей подготовительной к школе группы увеличились на 14%, и составило к выпуску 91 %. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – я способствую выходу эмоций детей, их переживаний, получению нового речевого опыта. В процессе использования элементов арт-терапии музыкотерапии (вокалотерапии, игры на музыкальных инструментах); изо-терапии (нетрадиционные техники рисования); кинезиотерапии (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); сказкотерапии; куклотерапии; мнемотехники; креативной игротерапии (песочной терапии); смехотерапии; ароматерапии; цветотерапии (хромотерапии) способствую формированию высокого жизненного тонуса детей, развитию взаимопонимания между ребенком и сверстниками, а также между ребенком и взрослыми. Благодаря использованию данной технологии развиваю у своих воспитанников навык самовыражения, умения управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Мнемотехника используется мною для облегчения запоминания и увеличения объёма памяти воспитанников путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает мне в работе по связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Объяснительно-иллюстративная технология, носящая развивающий характер обучения. Демонстрация, наблюдение, объяснение, беседа, просмотр и обсуждение видео и презентаций, создание тематических альбомов и стендов – все эти наглядные средства, используемые мною, являются опорой в усвоении воспитанниками познавательного материала. В своей работе использую различного вида наглядность: натуральные предметы (посуда, природный материал), муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения предметные и сюжетные иллюстрации), учебные видео и мультимедийные презентации, собственный практический показ действий. Технологию проблемного обучения используются мною с целью развития познавательной активности детей, т.к. последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками задач способствуют активному усвоению знаний, а также для создания проблемных ситуаций, которые были различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности. Проблемную ситуацию создавала с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Технологию концентрированного обучения использую для создания максимально близкой к естественным психологическим особенностям восприятия дошкольников образовательной деятельности, тематическое планирование позволяет осуществлять более углубленное и всестороннее освоение материала. Использование технологий развивающего обучения позволило мне взглянуть на идею обучения, ориентированного на развитие ребенка, как на основную цель коррекционно-развивающего процесса. Знания дошкольника не являются конечной целью обучения, а всего лишь средой развития детей. Используя технологии развивающего обучения, я стараюсь перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет сделать в сотрудничестве с логопедом. В непосредственной образовательной деятельности создавала ситуации поиска, занимательности, проблемы, что способствовало в 2013–2014году увеличению показателей познавательного развития воспитанников старшего дошкольного возраста. Сама жизнь поставила меня, перед необходимостью использования компьютерных технологий в коррекционно-развивающем процессе. ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которых я старалась разнообразить образовательный процесс. Это самый современный инструмент для сбора и обработки информации Использую ИКТ в работе с педагогами, родителями воспитанников - составляю списки детей; - систематизирую анамнестические данные воспитанников; - веду диагностику развития детей; - создаю различные бланки документов; - составляла перспективный и календарный план; - оформляла родительские уголки; - создаю консультации и рекомендации для родителей и педагогов, всевозможные папки, стенды, различные папки- передвижки и др.; Очевидно, что воздействие на различные анализаторы повышает качество образовательной деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет одновременно влиять на слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, так же повышает концентрацию внимания, ускорят запоминание предлагаемого материала, развивает зрительную, слуховую и тактильную память и улучшает эмоциональное состояние воспитанников, что положительно сказывается на результате коррекционной работы. ИКТ использую в коррекционно-развивающей работе с детьми: подбираю иллюстративный и познавательный материал к занятиям (сканирование, Интернет; принтер, презентация). В своей практике использую специализированные компьютерные логопедические программы: - «Развитие речи. Учимся говорить правильно», автор Л.Е. Шевченко, - «Учимся говорить правильно», автор М. Мезенцева, - «Логопедия для малышей. Уроки Феи Правильных Звуков», составитель А.С. Аликсерова, - «Веселая азбука. Волшебные феи», автор и издатель ООО «Бествей», - «Логопедия.Звуки», авторы Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина, - «Как помочь малышу красиво говорить», автор Н.В. Пятибратова. Также в процессе образовательной деятельности использую мультимедийные презентации, созданные самостоятельно или скаченные с сайтов «Мерсибо», viki.ru , twirpix, «Логопед и психолог онлайн» и др. и игры для планшета: - игры и задания по лексическим темам, - автоматизация и дифференциация звуков, - игры для развития речевого дыхания, - логоритмические игры и упражнения, - электронные физминутки для динамических пауз, - физминутки для профилактики нарушения зрения, - игры для развития высших психических процессов, - игры для развития связной речи, - работа с родителями и педагогами. Возможность использования ИТ в своей работе содействует повышению мотивации к логопедическим занятиям, организации объективного контроля развития и деятельности детей. расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, возможности быстрого создания собственного дидактического материала, визуализации акустических компонентов речи, расширению спектра невебральных заданий. ИТ помогают мне обеспечить незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной и за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память. С помощью ИКТ имею возможность проводить дистанционно занятия с детьми с ОВЗ, находящимися длительное время на лечении в санатории. Также ИКТ помогают мне в саморазвитии и творческой самореализации: обмениваюсь собственным опытом, знакомлюсь с наработками других педагогов России и зарубежья. Использование данной технологии позволило мне проявить творчество, побудили в поиске новых нетрадиционные форм и методов обучения. Здоровьесберегающие технологии. Согласно ФГОС: одно из направлений деятельности ДОУ - сохранение и укрепление здоровья воспитаников. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г.Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А.Ткаченко, Л.М. Шипицина) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Среди воспитанников с нарушением ОДА значительное количество не только детей с проблемами в речевом развитии, но и высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхательной функции, артикуляционного праксиса, зачастую у этих детей страдают высшие психические процессы: внимание, память, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, в процессе которой использую: -артикуляционную гимнастику; -дыхательные упражнения; -логритмика; -упражнения на развитие мелкой моторики. Использование артикуляционной гимнастики позволяет мне выработать у воспитанников точность, силу, темп, переключаемость движений, необходимых для правильного произношения ими звуков. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием картинок-символов, стихотворных текстов, сказкотерапии, музыкального сопровождения (аудиозапись), с использованием элементов биоэнергопластики, с применением компьютерных технологий. Дыхательные упражнения использую с целью увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох. Использую следующие виды игр: -упражнения с использованием вертушек, султанчиков; - «Плавающие кораблики». - «Футбол», «Накорми животных», «Сделай фрукты полезными». -дутье в свистульку, в «волшебный пузырек» - надувание мыльных пузырей, шаров, надувных игрушек. Дыхательную гимнастику (А.Н. Стрельниковой), применяю как один из успешных методов работы для развития речевого дыхания и звучности речи, профилактики нарушения темпа и ритма речи, стимуляции работы мозга и регуляции нервно-психических процессов; Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию концентрации внимания, развивает навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. В своей работе использую следующие виды игр: -пальчиковую гимнастику; -пальчиковые игры; - игры с мелкими предметами (крупами, пуговицами, прищепками); - игры с использованием бросового и природного материала; -шнуровки; -пальчиковые игры со стихотворным сопровождением; - счетные палочки и тактильные тренажеры; - «пальчиковые шаги» с предметными картинками. Самомассаж. Су-Джок терапия используется мною с целью стимуляции точек соответствия всем органам и системам. Сочетание таких упражнений как самомассаж, Су-Джок терапия с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность логопедического воздействия. Помимо самомассажа приборами Су-Джок терапии применяю также: -массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или пластиковыми разноцветными шариками; -прищепочный массаж; -массаж орехами, каштанами; -массаж шестигранными и трехгранными карандашами. Использование кинезиологических упражнений помогают мне активизируя различные отделы больших полушарий, развивать способности детей. Комплекс упражнений, таких как «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»,«Лягушка», «Ухо-нос» и др. помогают детям в процессе занятия сосредоточиться, стать более, активными, снять напряжение и улучшают достижения. Используемые мною динамические паузы в сочетании с речевым материалом, развивающие общую моторику, координацию движений и речь, снимают мышечное напряжение, используются для создания повышенной работоспособности воспитанников в процессе занятий в процессе проведения физминуток по лексическим темам. Таким образом, ежедневная организация жизни и деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей с использованием перечисленных выше технологий позволяет мне улучшить работу ВПФ воспитанников, пробудить их интерес к речевой деятельности. В результате использования мною вышеперечисленных технологий на логопедических занятиях дети учатся рассуждать; обогащается их активный словарный запас, формируется словесно-логическое мышление; пространственная ориентация, выравниваются эмоциональные проявления. Я убедилась, что эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.