Крановое и подъемное оборудование

Котлы для дома на отработанном масле. Делаем котел на отработанном масле своими руками: обзор технологии конструирования

В ходе строительства гаража, бани, мастерской, теплицы или других хозяйственных построек частенько возникает проблема обогрева помещения. Решить ее поможет автономное отопление, которое просто незаменимо при невозможности подключения нуждающихся в обогреве помещений к стационарной системе. Очень часто для его обустройства используется котел на отработанном масле, своими руками его можно собрать довольно просто. Для этого потребуется небольшой набор необходимых деталей и навык обращения со сварочным аппаратом. Если вам все еще интересно, то давайте поподробнее.

Чем хорош котел на отработке?

Автономное отопление на отработке имеет множество преимуществ:

  • Дешевое, практически даровое топливо. В качестве которого может выступать трансмиссионное, минеральное, синтетическое масло или их смесь в любой пропорции.
  • Невысокая стоимость конструкции, позволяющая окупить ее за один сезон использования.
  • Экологическая чистота устройства. Масло сгорает практически полностью, не образуя токсичных отходов.
  • Возможность быстрого прогрева помещения и поддержания в нем комфортной температуры за счет использования принудительной конвекции.
  • Простота конструкции, использующая минимум деталей, что снижает опасность поломки прибора и выхода его из строя.

Ну и конечно же, еще один неоспоримы плюс - это возможность самостоятельного изготовления оборудования.

Котел, работающий на отработанном масле, отличается предельной экономичностью. Его можно собрать самостоятельно из недорогих материалов, а в качестве топлива использовать дешевое отработанное масло

Система имеет и ряд недостатков:

  • Необходимость более частого обслуживания и чистки.
  • Использование специального масляного фильтра на входе, который необходим в силу неоднородности масла и частого наличия в нем всевозможных примесей.
  • Сильное выгорание кислорода в помещение, где установлен котел, поэтому оно должно хорошо вентилироваться.

Из чего состоит и как работает такой котел?

Прежде, чем приступить к изготовлению оборудования, разберемся в его устройстве.

Основные элементы системы

В состав котла на отработке входят две камеры: испарительная, где готовится смесь для розжига, и сгорания, в которой происходит процесс горения. Так же устанавливается насос, подающий масло, и циркуляционный. Все элементы устройства изображены на схеме.

Схема устройства котла на отработанном масле с указанием всех основных и второстепенных элементов системы

Принцип функционирования прибора

Принцип работы системы достаточно прост. Осевой маслонасос подает отработанное масло из расходной емкости в испарительную камеру. Это устройство выполнено из толстостенной металлической трубы, выдерживающей высокие температуры. Рабочий режим предполагает нагрев до 40°С. Отработка, попадая на дно камеры, начинает испаряться, превращаясь в масляный пар, который поступает в камеру сгорания.

Нужно знать, что все системы, работающие на отработанных маслах, предполагают наличие такого устройства для подогрева. Иначе отработка, не достигшая нужной температуры, будет плохо загораться, полностью не прогорит и оставит большое количество сажи, которая очень быстро «забьет» устройство. Камера сгорания оборудована перфорированным воздуховодом, по которому с помощью вентилятора наддува поступает воздух. Масляные пары смешиваются с ним и полностью сгорают, нагревая теплоноситель. Отдавшие свое тепло продукты сгорания направляются в дымоход.

Масло подается в испарительную камеру, нагревается там до нужной температуры и смешивается с воздухом. Готовая для розжига смесь поступает в камеру сгорания, где сгорает и нагревает теплоноситель

Самостоятельное изготовление оборудования

Подбор составляющих деталей

Собрать котел на отработке своими руками довольно просто. Для этого нужно подготовить набор необходимых деталей:

  • насос, подающий масло;
  • воздушный компрессор;
  • циркуляционный насос;
  • котел;
  • горелка;
  • трубы для обустройства магистралей;
  • расширительный бачок.

На схеме ниже представлены детали котла с размерами для самостоятельного изготовления. Подобрать для них материал и собрать элементы не сложно. Более трудоемким станет процесс изготовления специальной горелки. Остановимся на нем подробнее.

Ориентируясь на эти размеры, указанные в сантиметрах, можно собрать действующий котел, функционирующий на отработанном масле

Монтаж специальной горелки

Горелки для систем, работающих на отработке, могут быть разных форм. Главное, чтобы соблюдался основной принцип, по которому зона, где происходит сгорание, была расположена ниже зоны смешивания, и масло имело возможность спокойно стекать в нее стекать. Крышка устройства изготавливается по размеру гнезда у котла из листа железа толщиной 3 мм.

Схема устройства самодельной горелки, которая может быть использована в обустройстве котла, работающего на отработанном масле

Понадобится две пластины. Первая – такого размера, чтобы войти в специальное установочное гнездо, вторая – чтобы на него наложиться. В большем по размеру элементе сверлятся отверстия для крепления к корпусу котла. Между листами для теплоизоляции проложены пять слоев асбеста. Между собой пластины соединены болтами и гайками, накручивающимися с обеих сторон на трубу. При работе с асбестом, который является канцерогеном, нужно надевать перчатки и респиратор.

Корпус самодельной горелки изготовлен из полудюймовых углов, тройников и сгонов, переходника с 2 дюймов на ½ и штуцера подключения маслопровода. Обязательное условие: все элементы выполнены из стали, поскольку на участке горения очень высокая температура. Все резьбовые соединения обязательно промазываются высокотемпературным силикатным герметиком, использующимся для каминов и печей. Состав обжигается и очень хорошо держит. При необходимости разборки конструкции, на резьбовое соединение накладывается на 5-6 часов мокрая тряпка, после чего раскрутить его не составит труда.

Чтобы исключить избыточный нагрев полудюймовых трубок, расположенных внутри котла, нужно обмотать их двумя слоями асбеста. Для этого материал смачивается, укладывается на место и закрепляется проволокой. Внутри переходника на участке с резьбой так же укладывается асбест. Накладывается два слоя материала, которые приклеиваются силикатным герметиком. Это необходимо, поскольку именно здесь температура поднимается до максимальных значений и без дополнительной защиты металл очень быстро прогорит.

Для поджигания используется обычная свеча накаливания для дизельного двигателя. При включении горелки она начинает работу. Свеча разогревается до температуры порядка 100°С и зажигает масло. При необходимости замены элемента можно столкнуться с трудностью, связанной с тем, что закрепленную в полудюймовом сгоне с помощью герметика свечу после нескольких циклов работы извлечь почти невозможно. Еще один нюанс: подача воздуха в устройство должна осуществляться только сверху, так в компрессор не попадут брызги масла.

Более простое решение - буржуйка на отработке. Как её сделать самостоятельно, узнаете из нашей следующей статьи: .

Видео-примеры с различными конструкциями

Проблемы техники безопасности

Потенциальная опасность для человека существует при эксплуатации любых отопительных приборов. Она еще больше увеличивается, если используются котлы на отработанном масле своими руками собранные конструкции так же относятся к числу небезопасных приборов. Чтобы свести к минимуму риск возникновения угроз, следует придерживаться следующих правил:

  • Система должна быть оснащена грамотно выполненным дымоходом, полностью отводящим все продукты сгорания.
  • Наличие вентиляции в помещении, где установлен отопительный прибор.
  • Дымоотвод должен быть оснащен специальной заслонкой, позволяющей регулировать тягу. Только с ее помощью могут быть обеспечены оптимальные показатели разности давления в дымоходе, образующие достаточную тягу.
  • На участке прохода через кровлю дымоход должен быть надежно защищен специальным кожухом из огнеупорного материала. Иначе возможно возгорание.
  • Хранить горюче-смазочные и другие огнеопасные материалы и вещества в непосредственной близости от котла строго запрещено.

Автономное отопление часто становится единственным вариантом для обогрева гаража, теплиц или хозяйственных построек. Собрать практичный и недорогой – вполне посильная для многих задача. Однако не стоит забывать, что ошибка или небрежность в монтаже могут привести к серьезным последствиям, ведь такая система считается потенциальной опасной. Все работы нужно выполнять очень аккуратно, сверяясь с инструкцией, и тогда отопительный прибор будет без проблем служить долго и эффективно.

Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива - нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется - для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства . Всё, что понадобится для запуска процесса разложения - испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: .

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа - в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: .

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

С пламенной чашей

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы - сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат - лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска - отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона:

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой - она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна - 200 мм, а верхнего - 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае - 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм - это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости - частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая - колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним - 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном . Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами - последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых - необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.

Выгодным вариантом для подачи отопления в помещение и обеспечения горячей водой является котел на отработанном масле. Аппарат характеризуется простой конструкцией, что позволяет изготовить его самостоятельно. Это поможет дополнительно сэкономить средства. Если такая возможность исключается, можно приобрести котел на отработке заводской сборки. В настоящее время модельный ряд изделий представлен в широком разнообразии.

Сегодня большой популярностью пользуется отопительное оборудование, которое функционирует на отработке. Это объясняется рядом отличительных преимуществ устройства. В первую очередь это низкая стоимость установки и доступность топлива, которое можно купить за символическую плату. Отопление на отработке не нуждается в использовании ресурсов в виде электроэнергии и газа, что делает его экономически выгодным.

Важно! Вторичное использование продуктов отработки в полном объеме благотворно влияет на окружающую среду, исключая утилизацию масла и попадание его на грунт и в водоемы.

При правильной настройке котла отработанное масло сжигается полностью, благодаря чему не образуются токсичные продукты сгорания. Устройство состоит из минимального количества деталей, что можно увидеть на схемах котлов. Это увеличивает надежность и долговечность конструкции. На разогрев котла не требуется много времени. Принудительная конвекция способствует быстрому повышению температуры в помещении.

Несмотря на многочисленные достоинства, котел на отработке имеет и недостатки. При работе устройства испаряется влага из воздуха и происходит сжигание кислорода, что негативно сказывается на здоровье человека. Поэтому котел должен располагаться в нежилом помещении с хорошей вентиляционной системой. Устройства на отработке быстро загрязняются. Особенно это относится к плазменной чаше и дымоходу.

Для такого котла могут использоваться разные варианты отработанного масла, которое характеризуется обилием различных примесей. Поэтому для обеспечения длительного периода эксплуатации устройства в том месте, где осуществляется подача масла в котел, следует установить фильтр, который необходимо менять по мере загрязнения.

Как работает котел на отработке

Котлы для частного дома на отработанном масле, а также для гаража, мастерской или производственного помещения имеют простую конструкцию. Они состоят из двух камер-отсеков: испарительной и камеры сгорания. В первом отсеке выполняется процесс подготовки отработанного масла к горению. Во втором – оно сжигается. Принцип работы устройства заключается в следующем.

Из емкости с отработанным маслом насос подает вещество в испарительную камеру, которая располагается в нижней части аппарата. В ней поддерживается необходимая температура, достаточная для нагревания и последующего испарения отработки. Масляные пары поднимаются в верхнюю зону корпуса, где располагается камера сгорания. Она дополнительно оснащена воздуховодом в виде трубы с отверстиями. С помощью вентилятора по воздуховоду воздух подается в камеру, где смешивается с масляным паром. Образованная смесь сгорает без остатка.

Теплообменник распространяет полученное тепло. Образованные продукты сгорания поступают в дымоотвод. Обязательным процессом является предварительный нагрев отработки. Масло содержит множество примесей, под действием определенной температуры происходит процесс разложения вещества на простые углероды, которые впоследствии сжигаются. В результате образуются водяные пары, азот и газ, безвредные для организма.

Полное окисление углеводов возможно только при температуре 600 °С. Если это значение не соблюдается, в процессе сгорания образуется множество токсических веществ, крайне опасных для здоровья человека.

Разновидности масляных котлов на отработанном масле

Существует три варианта котлов на отработанном масле: водонагревательный, отопительный и бытовой. Первый вариант является альтернативой современному бойлеру. Имея платформенную конструкцию, аппарат прогревает плоскую поверхность, где располагается водяной бак. На выходе емкости установлен небольшой насос, который осуществляет регулировку давления в системе.

Важно! Изменить температуру воды очень сложно, поэтому в случае необходимости ее рекомендуется разбавить холодной.

Для водогрейных котлов на отработанном масле используется водяной бак объемом не более 140 л. Он нагревается на протяжении 2 часов, что в несколько раз быстрее скорости работы современного электрического бойлера. Масляный водонагреватель может работать в двух режимах: быстром и фитильном. Первый вариант используется для нагрева полностью холодной воды. Фитильный режим позволяет воде в емкости находиться в подогретом состоянии. Однако на это потребуется большое количество топливного ресурса.

Важно! Масляные водонагреватели на отработке монтируются в подвальных помещениях, поскольку они являются нетранспортабельными.

Бытовые котлы считаются идеальным решением для загородных домов. Они имеют встроенный механизм очистки газов, что способствует работе устройства без дыма. Подобные аппараты являются мобильными конструкциями, что позволят переносить их в любое место без нарушения работоспособности изделия. Это многофункциональное устройство позволяет не только отапливать помещение, но и подогревать пищу. Агрегат можно использовать на природе или во время путешествия.

Автоматика для котла на отработанном масле может выполнять различные функции. Здесь можно настроить контроль за разогревом теплоносителя, температурой воздуха в помещении. Такие аппараты устанавливаются на полу. Их стоимость зависит от функциональных особенностей устройства.

Характеристика котла отопления на отработанном масле

Отопительный котел на отработанном масле должен располагаться в нежилом помещении. Как правило, для обогрева дома его устанавливают в специальной пристройке. Несмотря на то что современные устройства оснащены усовершенствованным фильтрационным блоком, в процессе работы они выделяют неприятный запах машинного масла.

Внутренняя часть блока оборудована обогревательным узлом с водяной трубочкой и гидропомпой. Последний элемент может работать от электрической сети или от генерируемой самим аппаратом энергии. С помощью гидропомпы в контуре осуществляется циркуляция теплоносителя в виде обычной воды.

Принцип работы устройства заключается в следующем. В камере сгорания осуществляется окисление масляных паров и воздушных масс, которые поступают под воздействием вентилируемого компрессора. Уровень огня регулируется с помощью шланга с клапаном. Вентилирующее устройство является единственным движимым элементом, вследствие чего оно может выйти строя.

Такие котлы характеризуются высокой производительностью и способностью длительное время поддерживать температуру воздуха в помещении. Емкость с топливом располагается на полу, а воздухонагреватель может быть закреплен на стене или потолке.

Тонкости процесса создания котла на отработке своими руками

Важнейшей составляющей процесса сгорания топлива является предварительный разогрев отработки. Это даст возможность тяжелому веществу окислиться на легкие составляющие. Добиться такого результата можно с помощью создания толстостенной раскаленной чаши из металла, куда отработка будет подаваться каплями.

При попадании масла на раскаленный металл вещество превращается в пары, которые отводятся в камеру сгорания. Там они должны смешаться с воздухом для лучшего горения, для чего используется воздуховод. Он оснащается крыльчаткой, благодаря которой осуществляется завихрение потока, что способствует длительному пребыванию в камере сгорания масляно-воздушной смеси. Только в этом случае топливо сгорит полностью.

Для осуществления процесса нагрева испарительной чаши в нее следует поместить фитиль, пропитанный горючим. Далее добавляется немного солярки или бензина и выполняется поджиг. Когда металл раскаливается до нужной температуры, происходит подача масла. Этот процесс является простым, но очень опасным. Поэтому важно правильно организовать поступление вещества в форсунку для котла на отработанном масле.

Если масло будет поступать струйно, топливо не будет успевать сгорать. В результате образовываются токсические компоненты, опасные для здоровья человека. Для осуществления эффективного горения без дыма следует организовать капельную подачу топлива. Для этого применяется шланг, на одном конце которого устанавливается фильтр. Лучше использовать автомобильный масляный элемент полной фильтрации. Затем на шланг надевается фрагмент медицинской капельницы с колесиком-регулятором. Элемент закрепляется на штуцере. Масло из капельницы направляется в воронку, которая соединена с трубой. Она подает топливо в чашу сгорания.

Изготовление своими руками котла на отработанном масле с водяным контуром

На основании изучения чертежа котла своими руками на отработанном масле выполняется подготовка следующих необходимых материалов и инструментов:

  • листа металла толщиной 4 мм для бака или трубы диаметром 500 мм;
  • трубы сечением 200 мм;
  • листового металла толщиной 6 мм для создания крышки;
  • металлических пластин толщиной 3 мм;
  • куска трубы для монтажа дымохода;
  • насоса для подачи масла;
  • вентилятора;

  • переходников стальных;
  • герметика термостойкого;
  • уголка металлического для опор;
  • болгарки с обрезным кругом;
  • дрели;
  • молотка;
  • набора ключей;
  • сварочного аппарата с электродами.

Полезный совет! Для облегчения создания самодельного котла на отработке можно воспользоваться готовыми бочками для кислорода или пропана.

Корпус котла условно делится на две части. В нижней будет располагаться радиатор отопления, а в верхней – водяная рубашка.

Процесс выполнения котла своими руками на отработанном масле начинается с изготовления внутреннего бака в виде емкости с водяной рубашкой, каналом для подачи кислорода и трубкой для масла.

На листе металла наносятся размеры элементов бака согласно чертежу котла на отработанном масле. Все детали соединяются с помощью сварки. В днище корпуса выполняется дверца для извлечения чаши и поджига масла. Для ускорения процесса корпус можно изготовить из фрагмента трубы диаметром 500 мм, длиной 1 м.

Из металлических пластин вырезаются два элемента круглой формы, которые будут исполнять роль дна и крышки корпуса. В верхней части делается круглое отверстие, имеющее размер, соответствующий диаметру перфорированной трубы, в которое она вставляется и приваривается. Корпус накрывается двумя пластинами посредством сварки. К его дну крепятся ножки из арматурных прутков.

Верхний бак изготавливается аналогичным образом. В крышке выполняется отверстие под дымовую трубу. Для соединения двух емкостей используется трубка-горелка диаметром 100 мм, высотой 35 см. В не й делаются отверстия диаметром 9 мм в количестве 50 шт. по всей площади изделия.

Статья по теме:


Принцип работы. Типы устройства. Модели заводской сборки. Изготовление печи на отработке своими руками, варианты конструкции.

С помощью сварки все элементы соединяются между собой согласно чертежу котла на отработанном масле. После установки аппарата на ровное бетонное основание производится монтаж дымохода. Его длина составляет 3,5-4 м. Чтобы обеспечить хорошую тягу, необходимо, чтобы труба была наклонной. Наружная часть должна быть вертикальной, причем она оснащается специальной крышкой для защиты от снега и дождя.

Варианты масла для котлов на отработанном масле

Для данных котлов можно применять любой тип отработанного масла. Подходящим считается не только машинное, но и амортизационное, трансформаторное, трансмиссионное, моторное, гидравлическое, рапсовое, растительное и другие виды. Главным требованием к топливу является отсутствие в его составе воды, промывочных жидкостей, антифриза и других нежелательных компонентов. Машинное масло является наиболее дешевым и доступным вариантом. Его в достаточном количестве можно приобрести на любом СТО.

Котел на дизельном топливе характеризуется максимальным КПД. К нему можно добавлять масляные вещества, которые будут выступать в роли катализатора, что способствует хорошему процессу горения. Это могут быть мазут, керосин, средство для розжига мангалов.

Важно! В процессе горения топливо нельзя добавлять в емкости. Ее заполнение происходит только после полного выгорания заливки и остывания бака.

Обзор котлов российского производства на отработанном масле

Котлы отечественного производства на отработанном масле изготавливаются преимущественно в Воронеже, где производитель располагает всеми необходимыми документами, связанными с производством продукции. Встречаются и другие малые предприятия. Однако большинство из них не имеют государственного сертификата на изготовление отопительного оборудования. На это следует обращать внимание при покупке котла.

Двухконтурный котел на отработанном масле Теплотерм GMB 30-50 кВт характеризуется высоким качеством исполнения каждой детали. Он, благодаря многофункциональному микропроцессору, оснащен автоматической системой управления. Аппарат имеет множество опций, которые упрощают работу устройства, делая ее безопасной. Расход горючего – 3-5,5 л/час. Стоимость модели составляет 95 тыс. руб.

Популярной моделью является пиролизный котел Геккон 50. Аппарат может работать не только на отработке, но и на сырой нефти, дизельном топливе, мазутах всех марок, керосине, жирах и различных видах масла. Котел нетребователен к качеству и вязкости топлива. Здесь нет необходимости в его предварительной фильтрации и нагреве.

Конструкция имеет небольшие габариты (46х66х95 см) и вес 160 кг. Аппарат характеризуется высоким КПД, надежностью выполнения всех элементов и соединительных узлов, простотой обслуживания и ремонта. Максимальная температура в устройстве достигает 95 °С. Расход горючего вещества составляет 2-5 л/час. Потребляемая мощность равна 100 Вт. Цена отопительного котла на отработанном масле – 108 тыс. руб.

Котел Ставпечь STV1 характеризуется высоким КПД. Мощность аппарата составляет 50 кВт. Расход топливной смеси равен 1,5-4,5 л/час. Размеры корпуса – 60х100х50 см. Аппарат оснащен надежной модулируемой горелкой для котла на отработанном масле, имеющей высокий показатель эмиссии. Устройство укомплектовано топливным фильтром, насосом и водонапорным баком. В качестве горючего можно использовать различные виды масла, дизельное топливо и керосин. Цена котла составляет 100 тыс. руб.

Комбинированный аппарат КЧМ 5К имеет чугунный корпус. Он может работать не только на отработке, но и на газу, а также на твердом топливе. Мощность устройства – 96 кВт. Модель отличается высоким качеством изготовления деталей, безопасностью в эксплуатации и долговечностью. Купить котел можно за 180 тыс. руб.

Дорогостоящие котлы на отработанном масле отечественного производства

Отечественный автоматический котел на отработанном масле Тепламос НТ-100 характеризуется расширенной комплектацией. Двухконтурный котел может использоваться не только для отопления, но и для обеспечения в доме горячего водоснабжения. Модель характеризуется высоким качеством изготовления всех составных элементов. На внешние детали нанесена порошковая краска, которая защищает их от коррозии. Корпус имеет внутреннее теплоизоляционное покрытие в виде стекловаты высокой плотности.

Для удобства управления аппарат оснащен дистанционным пультом, что позволяет ему работать в автоматическом режиме. Он состоит из включателя, термостата, термогигрометра и аварийного термостата.

Котел имеет размеры 114х75х118 см и вес 257 кг. Максимальная потребляемая мощность достигает 99 кВт. Расход горючего вещества колеблется в пределах 5-6 л/час. Цена котла на отработанном масле составляет 268 тыс. руб.

Одноконтурный отопительный аппарат на отработке Ecoboil-30/36 может использоваться для обогрева помещения площадью до 300 кв. м. Он имеет габариты 58х60х110 см. Мощность устройства составляет 28 кВт. Расход топлива может колебаться от 0,9 до 1,6 л/час. Котел работает на любом виде масла, невзирая на его качество. Также для него можно применять керосин и спирт. Стоимость котла – 460 тыс. руб.

Водогрейный жаротрубный котел Беламос НТ 325, имеющий мощность 150 кВт, способен обогреть помещение площадью более 500 кв. м. Расход топлива достигает 1,8-3,3 л/час. Благодаря наличию теплообменника имеет высокий КПД. Оснащен блоком управления с функцией плавной регулировки и возможностью поддержания выставленной температуры теплоносителя. Может работать на любом виде жидкого топлива, которое не нуждается в фильтрации и подогреве. Цена котла составляет 500 тыс. руб.

Финские котлы для частного дома на отработанном масле

Большой популярностью пользуется на основании многочисленных отзывов котел на отработанном масле Ecoheat 60S, укомплектованный горелкой. Аппарат можно подключать к бойлеру для получения горячей воды. Котел имеет габариты 102х67х79 см. Расход топлива не превышает 5,4 л/час. Мощность агрегата составляет 60 кВт.

Корпус котла выполнен из листовой стали и покрыт теплоизоляцией в виде плотного стекловолокна. Преимуществом агрегата является простота обслуживания, что обеспечивается благодаря классической форме камеры сгорания и двойной системе фильтрации топлива. Купить котел на отработанном масле можно за 280 тыс. руб.

Еще одной достойной внимания моделью является котел Danvex B-60, функционирующий на отработке. Он используется для обогрева помещения площадью 150-200 кв. м. Мощность устройства – 63 кВт. Корпус выполнен из качественной жаропрочной стали с теплоизоляционным покрытием. КПД устройства составляет 88 %. Его можно подключить к бойлеру. Расход топлива равен 5,6 л/час.

Модель отличается качественной и профессиональной сборкой и стильным исполнением. Агрегат прост в эксплуатации и в обслуживании. Благодаря наличию герметичной топливной линии исключается вероятность испарения масла и присутствие неприятного запаха в помещении. Средняя цена котла составляет 290 тыс. руб.

Европейские производители отопительных котлов на отработке

Надежное и долговечное отопительное оборудование предлагает немецкая фирма Kroll. Модели характеризуются мощностью 25-200 кВт. Расход топлива находится в диапазоне 2,1-16,9 л/час. Котлы оборудованы инверсионной камерой сгорания, которая располагается горизонтально, и универсальной автоматической горелкой. Дымогарные трубы внутри оснащены турбуляторами из нержавейки, что позволяет регулировать температуру дымовых газов, выбирая уровень давления в топке. Стальной корпус имеет теплоизоляционный кожух из стекловолокна.

Другой немецкий производитель Buderus занимается изготовлением низкотемпературных чугунных отопительных котлов на отработанном масле. Устройства имеют мощность 25-100 кВт. Большинство моделей оснащено электронной системой управления с опцией плавной регулировки температуры воды в котле. Котлы дополнительно могут комбинироваться с водонагревательными баками для осуществления горячего водоснабжения.

Испанская компания Roca предлагает модельный ряд отопительных котлов мощностью 58-1744 кВт, которые могут использоваться для обогрева помещения площадью 580-17500 кв. м. Аппараты оснащены реверсивной камерой сгорания. Корпус выполнен из листовой стали.

Итальянский производитель Unical выпускает котлы мощностью 35-1100 кВт. Топка цилиндрической формы с глухим дном обладает инверсией памяти. Устройство имеет три газохода котлового блока. Благодаря короткому факелу обеспечивается высокое качество теплообмена и повышается уровень конвекции.

Другие производители масляных котлов

Двухконтурные жидкотопливные котлы Energylogic американского производителя отличаются высоким качеством исполнения, надежностью и долговечностью. Модели имеют мощность 41-218 кВт. Теплообменник работает на влажном эффекте, охлаждая воду. Это исключает образование точек прогара и способствует замедлению износа металла.

В вентиляторной горелке располагается специальная головка, которая формирует и удерживает пламя, нормализуя процесс сгорания горючего. Аппараты имеют возможность подогревать топливо перед попаданием его в форсунку. Котлы оборудованы реверсивной двухходовой топкой.

Китайские установки котельные на отработанном масле Norteс имеют мощность 15-7000 кВт. Благодаря наличию сетчатого фильтра горючее поступает в форсунку в чистом виде. Устройства оснащены датчиком перелива топлива и надежной сдвижной регулировочной заслонкой вторичного воздуха.

Другой китайский производитель Smart Burner изготавливает котлы мощностью 24-595 кВт. Устройства имеют систему плавного розжига и опцию регулировки подачи топлива, что способствует большой экономичности.

Двухходовые котлы корейского производства работают на основе одноступенчатых горелок OLB. Они имеют мощность 15-1600 кВт. Устройства оборудованы регулятором давления, с помощью которого настраивается расход горючего на форсунку, что определяется вязкостью топлива. Имеют функцию защиты системы в случае неисправности одного из элементов котла.

Корейские котлы Kiturami работают на разных видах топлива. Они оснащены устройством самодиагностики, благодаря чему выполняется регулировка режима работы. В зоне вторичного дожигания котлы имеют горелку с технологией аэродинамики циклонного потока.

В настоящее время отопление на отработанном масле пользуется большой популярностью. Это в первую очередь связано с экономической целесообразностью такого варианта. Котлы на отработке характеризуются рядом отличительных преимуществ, однако устройства заводского исполнения имеют достаточно высокую стоимость. Чтобы сэкономить, аппарат можно изготовить самостоятельно, изучив все тонкости процесса.

Котел на отработанном масле с водяным контуром – это напольное отопительное оборудование, функционирующее на необычном топливе, в виде отработки. Устройство отличается экономичностью, превосходящей газовые аналоги. Конструкция станет оптимальным выбором для обеспечения теплом частных домов, где для отопления дорого использовать электроэнергию, а газовая магистраль не предусмотрена или еще находится в разработке. Котел решит проблему с обогревом больших площадей от 600 метров, сэкономит деньги людей, которые имеют свободный доступ к большим объемам отработанного масла.

Принцип действия

Котел на отработанном масле

Котлы на отработанном масле с водяным контуром имеют некоторые различия с дизельными/газовыми конструкциями. Перед сжиганием топливо нужно сильно разогреть в специализированной камере, которая чаще всего располагается с внешней стороны горелки.

Принцип работы:

  • Посредством насоса из бака хранения топлива отработка транспортируется в резервуар предварительного нагрева. Специальный поплавок регулирует поступаемый объем.
  • С помощью нагревательного элемента (ТЭН) масло доводится до показателей 80-110°С.
  • После достижения рабочей температуры топливо через форсунку транспортируется в камеру сгорания, где перемешивается с воздухом с помощью турбонаддува.
  • Теплообменник нагревается и передает энергию теплоносителю, циркулирующему в контуре.

Устройство котла на отработке

Вертикальные капельные модели функционируют немного по другому принципу:

  • из внешнего резервуара масло переливается на горячую чашу, расположенную в камере сгорания;
  • попав на раскаленную поверхность, топливо испаряется;
  • за счет нагнетания воздуха полученная смесь полностью сгорает.

Стенки камеры в этом случае представляют собой водную рубашку, которая при нагреве делится теплом с теплоносителем.

Воздушно-масляная смесь сгорает при температуре, которую определил производитель. Чаще всего параметры варьируются в пределах 600°С. Важно следить, чтобы не было отклонений от нормы, иначе это приведет к быстрому загрязнению камеры сгорания и других деталей оборудования, процесс выгорания топлива будет неполным и внутри котла начнут образовываться токсические вещества. Чтобы повысить безопасность и увеличить срок службы конструкции, пуско-наладочные работы желательно доверять профессиональным мастерам с соответствующей квалификацией.

Для выработки 11 кВт тепла необходимо 1 л. отработки. При естественных потерях в среднем при мощности 30 кВт будет расходоваться 3 литра топлива в час. Указанные в инструкции производителем параметры в основном рассчитаны на беспрерывную работу оборудования.

Преимущества и недостатки

К главным плюсам масляного котла относят:

  • Автономность. Отопительная система на масле не требует газообеспечения.
  • Надежность. Простая, понятная конструкция при правильной и аккуратной эксплуатации редко требует ремонта. Главное своевременно проводить ТО и менять износившиеся детали.
  • Выгода, экономия. Отработанное масло относится к недорогим и эффективным видам топлива и обходится дешевле, чем газ и электричество.
  • Широкий спектр применения: офисные здания, жилые дома, производственные/промышленные зоны и т.д.
  • Экологичность. В процессе работы топливо выгорает полностью, что гарантирует отсутствие выбросов вредных веществ в атмосферу.
  • Быстрый нагрев. Рабочая температура достигается быстро, отдача тепла начинается с первых минут функционирования.

Помимо достоинств котел на отработке имеет незначительные минусы:

  • Необходимость в регулярном обслуживании. Так как отработанное масло относится к вторсырью, в его состав входят разнообразные примеси, которые оседают на поверхностях конструкции. Для снижения частых поломок стенки камеры сгорания требуют постоянной очистки от загрязнений.
  • Монтаж дымохода. Котлы на масле нуждаются в установке дополнительных элементов.

Перед тем как выбрать оборудование этого типа необходимо оценить доступность топлива. Отработку в основном реализуют на СТО, некоторых предприятиях.

Двухконтурные котлы

Масляное двухконтурное отопление позволяет помимо тепла обеспечить жилое/нежилое помещение горячим водоснабжением. Плоская поверхность бака, наполненного водой, прогревается и с помощью насоса регулируется давление в магистрали. Температура подаваемой жидкости практически не меняется, поэтому необходимо разбавление холодной водой.

Котел на отработанном масле своими руками

Схема для создания своими руками

Для котла на отработке своими руками понадобятся:

  • листовой материал для бака, крышки;
  • масляный насос;
  • термостойкий герметик;
  • труба для оборудования дымохода;
  • переходники из стали;
  • вентилятор;
  • опорные металлические переходники.

Также важно предварительно подготовить инструменты: сварочный аппарат с электродами, болгарка, строительная рулетка, набор ключей, дрель, молоток. В качестве котла можно использовать бочки для кислорода/пропана, это ускорит и облегчит процедуру.

Этапы самостоятельного производства оборудования:

  • составление чертежа – чаще всего берется оптимальный готовый вариант и адаптируется под определенные условия;
  • подбор материалов – учитываются марка, толщина стали;
  • создание устройства по схеме.

Во время сварки важно следить за тем, чтобы швы были герметичными и надежными. Для регулировки положения к днищу привариваются ножки, которые при необходимости меняют высоту. После подготовки котла проводятся контрольные испытания, где мощность наращивается постепенно.

Для равномерного распределения, притока топлива применяется автоматика, которая реализуется в специализированных торговых точках.

Установка котла и дымохода

Котел масляного отопления размещается в предварительно подобранном месте в определенной удаленности от легковоспламеняющихся элементов. При желании можно организовать бетонную площадку с защитным бортиком, который обеспечит безопасность при переливе топлива. Блок автоматики желательно монтировать на стене. К оборудованию должен быть обеспечен легкий доступ.

Провода, масляные шланги изолируются так, чтобы не было прямого контакта с горячим котлом. В трубку сбоку монтируются термодатчики, емкость с отработкой размещают в пределах 1,5 метров от разогретой поверхности конструкции.

При установке дымохода соблюдаются следующие правила:

  • диаметр соответствует выходу трубы;
  • толщина металлической трубы не менее 0,5 мм;
  • не более трех поворотов;
  • высота не меньше 5-ти метров.

Дымоход должен возвышаться над кровлей.

Особенности эксплуатации

В процессе эксплуатации, чтобы продлить срок службы оборудования, необходимо регулярно проводить следующие мероприятия:

  • чистка камеры сгорания;
  • очистка трубки подачи масла;
  • продувка автоматики от пыли.

Котел на отработке, созданный своими руками, должен быть безопасен. Устройство нужно размещать поодаль от горючих объектов, материалов. Так как в процессе работы котла происходит усиленное выгорание кислорода, важно обеспечить помещение вентиляцией и дымоходом с регуляцией тяги. В месте пересечения дымохода с крышей ставят защитный кожух.

Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.

В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.

Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.

Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.

Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы на одной порции масла значительно увеличивается.

Как самостоятельно изготовить котел

Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.

Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.

Одна из самых простых конструкций котла на отработке. Такое устройство очень просто изготовить самостоятельно, при этом оно будет эффективно работать

Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.

Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.

Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.

Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.

Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.

В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.

Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.

К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.

Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.

Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.

Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.

Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.

Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.

Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.

Вариант горелки для котла на отработке, которая работает от калильной свечи дизельного двигателя. Такая горелка может использоваться для приборов, обогревающих водяной контур

Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.

Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.

Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.

Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.

Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.

После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.

Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.

Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.

В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:

Галерея изображений

Для того чтобы собрать основу котла - печку на отработке, заготавливаем детали. Их раскрой лучше выполнить на гидрорезном станке, для чего стоит обратиться в слесарную мастерскую

Перед сваркой деталей подгоняем их друг к дружке, используя струбцину. Стремимся придать обечайке максимально округлую форму. При необходимости выравниваем полосу металла с помощью молотка

После подгонки свариваем обечайку и верхнюю плоскость крышки. Сначала привариваем точками через 2-3- см, затем сплошным непрерывным швом

Подгоняем обечайку нижней части нижнего бака аналогичным образом. Свариваем детали, проверяем на герметичность, налив в полученную емкость воды

Собираем крышку нижнего бака точно так же: подгоняем по форме донышка и округляем обечайку

Соединяем подогнанные детали сваркой. Первым делом варим точками через небольшие промежутки, потом сплошным швом

Внутри верхнего бака монтируем отбойник, который будет направлять дымовые газы в дымоотвод

В вырезанное станком в верхней панели бака отверстие устанавливаем трубу и привариваем ее

Шаг 1: Подготовка деталей для сборки

Шаг 2: Подгонка составляющих нижнего бака

Шаг 3: Сборка верхней крышки нижнего бака

Шаг 4: Фиксация днища нижнего бака

Шаг 5: Соединение крышки нижнего бака

Шаг 6: Крепление деталей крышки сваркой

Шаг 7: Установка внутреннего отбойника

Шаг 8: Приваривание дымоотводной трубы

Верхняя часть нашей самодельной печки готова. Теперь надо собрать нижнюю часть и соединить составляющие:

Галерея изображений

Устанавливаем инжекторную трубу, в которой заранее просверлено 56 отверстий. Заводим ее в нижнюю часть верхнего бака. Размечаем ее расположение, привариваем

Собираем верхний бак из двух частей, к верхней из которых приварена дымоотводная труба, к нижней - инжекторная

Верхнюю часть нижнего бака привариваем к инжекторной трубе. Все работы по присоединению баков к трубам производим, контролируя сборку строительным уровнем

Подгоняем обечайки баков так, чтобы добиться максимально плотного прилегания, фактически без зазоров

Свариваем подогнанные друг к дружке части нижнего бака. Сначала варим точками, потом сплошным швом

Чтобы не доливать постоянно переработанное в печке масло, сооружаем дополнительный бак. Крепиться он будет к нижнему баку печки

Ставим снизу печки переливную трубку, которая будет обеспечивать дозированную подачу масла в нижний бак. Для того чтобы обеспечить трубке пространство, а печке устойчивость с днищу привариваем два отрезка уголка

К собранной конструкции привариваем ножки. Для устойчивости их лучше сделать три. Если будет наблюдаться некоторый крен, то нужно будет подкорректировать низ опоры напильником