Тракторы

Утепление бетонного гаража изнутри. Утепление гаража изнутри своими руками – защита вашего автомобиля

Попытки отапливать гараж без комплексного утепления приводят к одному неутешительному результату - деньги, потраченные на обогрев, буквально вылетают в трубу, а теплее в боксе не становится. В неотапливаемой постройке дела обстоят не лучше - температура внутри не отличается от условий «за бортом». А ведь каждый пуск двигателя при -20°С приводит к такому же износу, как и пробег в 600 км. Чтобы создать в гараже комфортные условия даже зимой, придётся позаботиться о надёжной теплоизоляции. Только так можно отсечь холод снаружи и сохранить тепло внутри.

Варианты утепления для гаражей, построенных из разных материалов

Чтобы выбрать ту или иную технологию утепления гаража, придётся взвесить множество за и против, «примерить» различные изоляционные материалы к особенностям постройки и собственному кошельку. Обязательным будет и теплотехнический расчёт, учитывающий климат в регионе, толщину и материал ограждающих конструкций. К примеру, стены из газобетонных блоков с большим количеством воздушных пор сами по себе обладают хорошим сопротивлением теплопотерям. В то же время металлические каркасные постройки в этом плане серьёзно проигрывают.

Существует три варианта утепления гаража:

  • наружное;
  • внутреннее;
  • комбинированное - самое эффективное и дорогое.

Утепление по фасаду жизненно необходимо для построек, склонных накапливать влагу: деревянных каркасников и гаражей из пористых бетонных блоков . По-хорошему, металлические боксы тоже нужно изолировать снаружи, так как точка росы у них всегда оказывается на внутренней поверхности. Но самостоятельно выполнить такую работу сложно, так что будем рассматривать этот вариант как исключение из правила.

Правильным будет утеплить гараж снаружи - только так можно вынести точку росы за пределы ограждающих конструкций и уберечь их от размокания при образовании конденсата

Кирпичные и бетонные строения тоже желательно защищать снаружи, но устройство теплоизоляции изнутри обходится дешевле - право выбора остаётся за владельцем. Здесь придётся дополнительно учитывать безопасность применяемых материалов для человеческого организма. Конечно, абсолютно безвредных среди них нет - даже натуральную древесину обрабатывают химическими пропитками - но стремиться к этому нужно. Наиболее безопасной считается продукция известных брендов, которые следят за ПДК фенолов, формальдегидов и стиролов в своих материалах.

Если вы пользуетесь неотапливаемым гаражом в зимнее время, внутренняя теплоизоляция всё равно нужна. В противном случае вы получите простой навес с воротами, который защищает автомобиль от осадков, но не от холода. Зато от наружного утепления можно отказаться.

Отдельно стоит рассмотреть изоляцию крыши гаража, поскольку через неё теряется немало тепла . Здесь всё зависит от конструкции и наличия чердачного помещения. Возможные варианты для кровли разной конфигурации:

  • Плоская или с небольшим уклоном допускает укладку утеплителя сверху. Лучше использовать жёсткие плиты пенопласта или экструдированного пенополистирола (ЭППС), а сверху выполнить гидроизоляцию с помощью рулонных материалов.
  • Скатная крыша утепляется тем же пенопластом или минватой, уложенной между стропил. Последний вариант предпочтительнее, поскольку не требует особо точной подгонки по размерам и дополнительного крепежа.
  • В гараже с холодным чердаком можно выстелить перекрытие рулонами стекловаты - получится надёжная и бюджетная теплоизоляция. Главное, чтобы кровельный материал хорошо защищал её от намокания, а вентиляция обеспечивала отведение скопившейся влаги.

Допустим и вариант утепления потолка в гараже. Здесь используются те же материалы, что и для изоляции стен: минвата, жёсткие полимерные плиты. Такое решение позволяет создать сплошной «тёплый» контур без зазоров и мостиков холода. Но нужно, чтобы со стороны помещения его закрывал паробарьер, отсекающий влажный воздух. Дополнительная гидроизоляция сверху обязательна.

Определившись с технологией утепления и особенностями ограждающих конструкций гаража, материал выбрать уже гораздо проще. Например, для металлического бокса идеально подойдёт напыление ППУ или формирование «сэндвича» с применением пенопласта. Стены из газобетона толщиной в 300 мм достаточно отделать снаружи тёплой перлитовой штукатуркой. Но большинство построек допускает применение простых и более дешёвых технологий. Предлагаем своеобразный ТОП популярных видов теплоизоляции с расчётом их количества и попутных расходов для составления сметы.

Пенопласт и экструдированный пенополистирол

Эти два родственных утеплителя отличаются друг от друга и характеристиками, и ценой. Но технология работ с жёсткими полимерами остаётся неизменной, так что рассматривать их мы будем как один материал . Пенопласт продаётся в виде плоских листов разной толщины, так что достаточно высчитать площадь поверхности и добавить 10% на отходы, чтобы вычислить нужное его количество.

Наиболее надёжным является утепление конструкций пенопластом в два слоя. Укладка тонких плит с перекрытием швов обеспечивает защиту от продувания.

Пример расчёта:

  • Необходимо утеплить 50 м 2 стен плитами пенопласта толщиной в 10 см.
  • Для двухслойной укладки нужно 100 м 2 жёсткого полимера, но уже в 5 см.
  • С учётом запаса на обрезку и отходы принимаем 100+10% = 110 м 2 .
  • Самые большие листы пенопласта ПСБ-С идут стандартным размером 1000х1000 мм - их понадобится 110 шт.
  • Экструдированный пенополистирол имеет меньшую площадь 1200х600 мм (0,72 м 2), то есть его уже нужно 153 штуки - это неполных 20 упаковок по 8 листов.

Для крепления понадобится специальный клей и монтажная пена, чтобы загерметизировать швы. Сухие клеящие составы продаются в мешках весом в 25 кг и имеют средний расход около 4 кг/м 2 , то есть в нашем случае понадобится 400 кг или 16 упаковок смеси. Клей-пену на полиуретановой основе покупают из расчёта один баллон на 10 квадратов - итого 10 единиц плюс монтажный пистолет.

Для надёжного сцепления площадь клеевой массы после прижимания листа должна занимать 30–40% поверхности пенопласта. В случае с клей-пеной для этого наносят полосы шириной не меньше 6–7 мм

Что же касается расхода монтажной пены для заделки швов, здесь всё зависит от плотности укладки панелей утеплителя, а также качества кромок. К тому же, этот состав идеально подходит для исправления всех огрехов в изоляционном слое, поэтому её может потребоваться больше. Минимальный расход для нашего примера - 2 баллона (около 60 л пены). Но зачастую реальный объём состава на выходе не соответствует заявленному на упаковке, плюс часть его оказывается снаружи и подлежит удалению, так что эту цифру как минимум нужно удвоить.

К этой категории относятся и базальтовые плиты, и более дешёвое стекловолокно. У последнего очень ограниченная сфера применения, поскольку плотность материала невелика, и под нагрузкой он быстро теряет объём. Максимум, на что способна стекловата - утепление горизонтальных и плосконаклонных поверхностей изнутри .

Базальтовая вата выпускается в более широком ассортименте, так что её можно использовать практически на всех поверхностях, если правильно подобрать материал:

  • Внутреннее утепление чердачного перекрытия (например, в гараже с мансардным этажом) допускает применение лёгких недорогих рулонов плотностью 30 кг/м 3 .
  • Стены изнутри обшивают матами весом 45–60 кг/м 3 .
  • Для систем навесных фасадов подойдут плиты плотностью около 70 кг/м 3 .
  • Наружное утепление под штукатурку выполняют двухслойными листами с более жёстким плетением верхних волокон плотностью 90 кг/м 3 .
  • Плоские кровли под наплавляемую изоляцию или тонкую стяжку требуют применения дорогих плит от 110 кг/м 3 и выше.

Минераловатная теплоизоляция - не самый дешёвый вариант для гаража. Но если постройка примыкает к жилому дому, в целях пожарной безопасности лучше использовать именно её

Как и в случае с пенопластом, укладка ваты рекомендуется в два слоя, так что площадь утепления при расчёте материалов умножается на 2. Кроме того, понадобится гидроизоляционная плёнка толщиной в 200 мкм и паробарьер. Их размеры будут больше, так как все швы нужно делать с нахлёстом в 10–15 см.

Утепление минватой обычно не требует применения каких-либо крепёжных элементов - она просто вставляется в деревянный каркас из бруса. Вот его потребуется немало. Длина пиломатериалов определяется размерами защищаемой поверхности, то есть высотой стен или протяжённостью скатов наклонной крыши. Количество брусков зависит от шага установки - он должен быть на 1–2 см меньше ширины минерального утеплителя. «Мокрый» способ утепления наружных стен гаража не предусматривает устройства обрешётки - базальтовые плиты приклеиваются специальным составом, нанесённым на их поверхность. Средний расход готовой смеси 9–10 кг/м 2 .

При оклеивании фасадов минватой выполняется дополнительная фиксация плит дюбель-грибками - по 5 штук на каждый лист

Минеральная теплоизоляция в случае с гаражом не годится только для пола, хотя в жилых домах этот вариант вполне допустим. Но в боксе обеспечить ей достаточную защиту от влаги невозможно, от чего утеплитель быстро утрачивает свои свойства и приходит в негодность.

«Узкоспециальные» утеплители

Пенопластом и минеральной ватой выбор изоляционных материалов на нашем рынке не ограничивается. Однако применение других утеплителей не столь широко, так как они имеют свои недостатки. Тем не менее, им также стоит уделить внимание, поскольку в некоторых случаях использование альтернативных видов теплоизоляции может оказаться оправданным.

  • Керамзит - недорогой насыпной материал, который подходит для засыпки в межстеновые промежутки при двухслойной кладке, а также для устройства «тёплой» стяжки пола. Обладает высоким водопоглощением и средней теплопроводностью около 0,1–0,18 Вт/м∙°С.
  • Блоки из пеностекла - хороший и стойкий ко многим внешним воздействиям теплоизолятор, но уж очень дорогой. Кроме того, стеклянные пеноблоки не дружат с щелочными растворами на основе цемента (клеи, штукатурки).
  • Фибролит и арболит - это в большей мере строительные материалы, безусловно обладающие неплохими теплоизолирующими характеристиками (0,08–0,11 Вт/м∙°С). Применение цементно-стружечных блоков и плит лучше предусмотреть на стадии возведения, а потом уже подобрать к ним утеплители.

Необходимые инструменты

На каждом этапе работ по утеплению гаража нужен свой набор инструментов. Перечень зависит и от выбранного материала, но в основном изменения коснутся приспособлений для раскроя. К примеру, минвата хорошо режется строительным ножом, а вот с пенопластом легче управляться самодельной «ножовкой» из стальной проволоки на деревянных ручках. Можно, конечно, пользоваться лобзиком, но в этом случае листы будут сильно крошиться, так что работать придётся медленно. В остальном набор инструментов стандартный.

Для подготовки поверхностей:

  • жёсткая синтетическая щётка (в некоторых случаях - ручная крацовка или кордщётка для УШМ);
  • болгарка - чтобы убрать выпирающую арматуру и большие выступы основной поверхности;
  • узкие шпатели для заделки трещин.

Для крепления изоляции:

  • дрель/шуруповёрт;
  • строительный степлер;
  • зубчатый шпатель или монтажный пистолет для клеевых составов.

В случае, когда слой утеплителя укладывается в обрешётку, не забудьте подобрать инструмент для изготовления каркаса: лобзик для деревянного бруса, ножовка, УШМ или ножницы - для металлического профиля.

Инструкция по самостоятельному утеплению пола в неотапливаемом гараже

Самый дешёвый способ утеплить пол в гараже - сделать керамзитовую подушку и залить её бетоном . Правда, в этом случае готовое основание придётся полностью разобрать, да и весь процесс окажется трудоёмким.

Порядок работ:

  1. Вырыть в грунте котлован глубиной до полуметра и выстелить его рубероидом с заходом на стены. Швы гидроизоляции заклеить битумной мастикой или просто запаять.
  2. На высоту в 30 см засыпать яму керамзитом и накрыть его арматурной сеткой.
  3. Приготовить бетонный раствор и залить стяжку требуемой толщины. Постарайтесь выполнить основание с уклоном в сторону ворот для отведения воды.

Не забывайте, что при устройстве бетонного пола по периметру необходимо оставлять компенсационные швы. Используйте для этого специальную демпферную ленту из вспененного ПЭТ.

Утепление под цементную заливку можно выполнить и с помощью пенопласта. Крепить его не нужно - достаточно плотно разложить листы на выровненную поверхность, закрытую плёнкой, и запенить швы. Сверху снова выполнить гидроизоляцию, уложить арматуру и залить бетонный раствор.

Под цементную стяжку нужны листы плотностью не менее 25 кг/м 3

Теплоизоляция пола в гараже с погребом

Когда речь идёт о гараже с обустроенным под ним погребом, утепление пола приходится выполнять особенно тщательно. Здесь многое зависит от конструкции перекрытия. Идеально, если оно деревянное - борьба с избыточной влажностью в подвале не дает 100%-ного результата, а массив, в отличие от бетона, влагу не только накапливает, но и охотно отдаёт.

Схема теплоизолированного пола будет выглядеть так:

  1. Уложенный между лагами водонепроницаемый утеплитель - подойдёт самый лёгкий пенопласт, поскольку нагрузки на него не будет.
  2. Диффузионная мембрана с односторонней проницаемостью, чтобы деревянный брус мог через неё «дышать». При этом 10–15 см лаг на концах остаются свободными.
  3. Наращивающая обрешётка высотой в 5 см - обеспечивает вентилируемый зазор над слоем изоляции.
  4. Черновой пол из обрезной доски.

Для гаража с подвалом - оптимальный вариант

Такое решение позволит отсечь холод, идущий из подвала, а избыток влажного воздуха пропустит в гараж. Здесь уже в работу включатся вентиляционные каналы, не давая сырости скапливаться и разрушать деревянные конструкции и сам автомобиль. Однако все пиломатериалы также следует защитить от гниения - для этого их обрабатывают антисептическими пропитками и дают время высохнуть.

Чтобы обеспечить лучшую защиту основания гаража от холода, можно снаружи выполнить по всему периметру «тёплую» отмостку. Она сместит линию промерзания грунта, и под постройкой даже зимой будет сохраняться плюсовая температура.

Утепление стен пенопластом снаружи: инструкция и фотогалерея

Традиционно перед началом работ подготавливаем поверхности к утеплению: убираем отслаивающиеся куски, заделываем сколы и выбоины, очищаем стены от загрязнений. Кирпичную кладку или бетон с их впитывающей способностью необходимо дополнительно обработать проникающей грунтовкой. После этого утепление выполняется в таком порядке:

  1. В нижней части стен закрепить металлический уголок - он послужит опорой рядам пенопласта.
  2. Приготовить клеевую смесь по инструкции, приведённой на упаковке.
  3. Наносить состав на каждый лист одним из способов, показанных на фото.

    Этот способ подходит только для полимерных клеящих составов в баллонах Клей наносится зубчатым шпателем слоем в 3–4 мм
    «Кляксы» клея должны равномерно располагаться на листе

Теплый гараж – настоящая мечта любого автовладельца, ведь там будет комфортно и самому авто, и его водителю. Мало того, что зимой проводить любые ремонтные работы в холодном гараже очень неудобно, так низкая температура негативно отражается на состоянии машины и приводит к быстрому ее повреждению. Полумеры в виде не дают ровным счетом ничего, так как в гараже с тонкими стенами, а они, как правило, именно такие, тепло долго не держится. Если же состояние авто и сохранность его основных элементов важна, то лучше вовремя позаботиться об утеплении. Наиболее эффективным становится наружное утепление, ведь в этом случае точка росы смещена к утеплителю, а в самом помещении не будет накапливаться излишняя влага. Организовать такую теплоизоляцию можно несколькими способами.

№1. Пенопласт

Пенопласт – самый популярный вариант для утепления гаража , причем используют его как для внутренних, так и наружных работ. Внешнее утепление пенопластом намного более эффективное и удобное . Во-первых, не отнимается полезная площадь гаража, а, во-вторых, нет риска образования влажности в местах контакта стены и утеплителя, что часто возникает при внутреннем утеплении. Именно поэтому обустраивать систему принудительной вентиляции и постоянно держать ее включенной не придется.

Для утепления стен гаража из , радует доступной ценой, легкостью, поэтому не утяжеляет всю конструкцию, он максимально простой в монтаже: его легко резать, а плиты можно прикрепить к стенам даже самостоятельно, не привлекая специалистов. Данный вид утеплителя интересен еще и с точки зрения абсолютной нейтральности к влаге, так как он ее не впитывает, он не станет местом развития грибка и плесени. Также пенопласт отлично переносит перепады температур, он имеет неплохие показатели звукопоглощения, отличается продолжительным сроком эксплуатации.

Есть у пенопласта и некоторые минусы . Так, его лучше не использовать там, где возможно нагревание от печи или какого-то оборудования. В этом случае рекомендуется комбинировать его с минеральной ватой, а еще лучше сразу приобретать пенопласт, пропитанный антипиренами, которые и будут противостоять воспламенению и горению. Также нельзя не отметить, что прочность пенопласта находится не на высоте, поэтому слой утеплителя сразу же после его монтажа необходимо защитить. Обычно крепят стекловолоконную сетку, а поверх нее наносят штукатурку. Поверх декоративной штукатурки лучше применять фасадные краски не на нитрооснове, так как они способны повредить пенопласт, лишив его теплоизоляционных свойств. Также часто используется сайдинг, влагостойкие ГКЛ и ЦСП и некоторые другие материалы. Стоит отметить, что листовые материалы в данном случае крепятся с помощью возведения каркаса.

№2. Жидкий пенополиуретан

Утепление напыляемым пенополиуретаном – это один из самых современных способов , который почти лишен недостатков. В этом случае владелец гаража получает монолитный слой теплоизоляции, который заполняет все щели и неровности поверхности. феноменальные показатели теплоизоляции, поскольку его толщина в 1 см способна заменить пенопласт толщиной в 15 см. Также он обладает отличной звукоизоляцией, ведь его ячеистая структура почти не проводит звуки. Пенополиуретан не подвержен действию огня, он после высыхания не выделяет вредных для здоровья веществ, а сам процесс его нанесения не отнимает много времени. Кроме того, этот вариант отлично подходит и в тех случаях, когда гараж имеет сложную конструкцию или какие-то труднодоступные места, куда сложно смонтировать рулон ваты или плиту пенопласта, а вот распылитель с жидким пенополиуретаном пролезет всегда. Материал отлично переносит критически низкие и высокие температуры, не деформируясь при этом, он обладает хорошей адгезией почти со всеми поверхностями, поэтому может быть с одинаковым успехом использован для кирпичных и металлических гаражей. Плюс ко всему, он легкий и долговечный, что делает его самым привлекательным утеплителем на данный момент.

Но, к сожалению, и без минусов не обошлось . Стоит такой материал не очень дешево, да и работы по его нанесения потребуют привлечения профессионалов со спецтехникой. Еще один недостаток – боязнь солнечных лучей, поэтому при наружном утеплении гаража подсохший слой утеплителя надо дополнительно защищать. Это могут быть панели, штукатурка или же самая обычная краска: в итоге, гараж и утеплитель будут защищены и иметь привлекательный внешний вид.

№3. Каменная вата

Как известно, может быть нескольких видов: шлаковата, стекловата и каменная вата. Эти материалы отличаются сырьем, из которого они произведены, а, следовательно, и некоторыми свойствами. Так, наибольшее распространение получила каменная вата, которую чаще всего и имеют в виду, когда речь идет о минеральной вате.

Каменная вата – отличный вариант для утепления гаража снаружи. Это материал с низким коэффициентом теплопроводности, который отлично противостоит высоким температурам, что немаловажно, когда речь идет об утеплении гаража. Кроме того, каменная вата выдерживает попадание на нее агрессивных веществ, хорошо задерживает звук, обладает эффектом «дыхания», имеет высокую биологическую стойкость. Обращаться с таким материалом несложно, но для наружного утепления придется возводить каркас, а так как данный утеплитель боится воды, то защитить его от внешнего воздействия нужно очень надежно.

Для наружного утепления подойдут более жесткие плиты, чем для внутреннего, а оптимальным является материал с плотностью от 200 кг/м3. Обязательно необходимо предусмотреть слой гидроизоляции, иначе после первых же осадков минеральная вата скомкается и потеряет большую часть своих теплоизоляционных свойств. Несмотря на некоторые недостатки и то, что каменная вата дороже пенопласта, этот тип утеплителя остается самым популярным, когда речь идет о наружной теплоизоляции гаража.

№4. Стекловата

Стекловата, как уже было сказано выше, является разновидностью каменной ваты, но все же на данном типе утеплителя лучше остановиться отдельно. Его главное преимущество – цена, ведь стоит он на порядок дешевле, чем каменная вата, да и транспортировать этот материал легко, ведь он вибростойкий, и после доставки примет первоначальный вид, даже если был плотно скручен в рулон. По некоторым свойствам этот утеплитель не уступает каменной вате, обладая хорошими показателями теплоизоляции, а многие специалисты в плане эффективности утепления не видят разницы между этими материалами, поэтому и выбирают более дешевый вариант.

Стараясь сэкономить, нужно отдавать себе отчет, что работать с таким материалом нужно крайне осторожно. Да, монтаж стекловаты почти не отличается от процесса утепления гаража каменной ватой, ведь также потребуется возведение каркаса. Но при этом работать придется крайне осторожно, закрывая тело, глаза, лицо, руки и любые другие открытые участки. Структура стекловаты такова, что включает множество маленьких иглоподобных частиц, которые легко вонзаются в кожу, дыхательные пути и глаза. Если же соблюдать все меры техники безопасности, то, в принципе, можно назвать стекловату неплохим конкурентом базальтовой вате. Естественно, слой такой теплоизоляции нужно надежно прикрывать другими материалами, которые будут защищать саму вату от попадания влаги, а человека – от негативного влияния ваты.

№5. Теплые штукатурки и краски

Теплые штукатурки и краски являются относительно новыми теплоизоляционными материалами, которые лучше использовать в комплексе с другими утеплителями. Они способны защищать гараж также от воздействия снега и дождя, а в отдельных случаях могут применяться даже и как самостоятельный утеплитель.

Теплая краска внешне ничем не отличается от обычной краски. Кстати, ее можно использовать и в качестве финального слоя отделки при утеплении гаража пенопластом или минеральной ватой. 1 см слоя теплой краски равен по теплоизоляции 5 см минеральной ваты, а это очень даже неплохой показатель. Такое покрытие не дает теплу выходить из гаража, не только препятствуя ему, но и отражая инфракрасные лучи назад в помещение, и именно на этом свойстве основывается такой потрясающе низкий коэффициент теплопроводности.

Теплая краска хорошо «прилипает» к любым поверхностям, а наносить ее можно любым удобным способом, например, кистью, валиком или распылителем, поэтому с ней можно надежно теплоизолировать самые сложные и труднодоступные места, причем выполнить все работы самостоятельно, согласно инструкции. Такая краска защищает металлические поверхности от коррозии, она не боится влаги, имеет небольшой вес, отлично противостоит солнечным лучам – все те свойства, которые выдвигаются к наружному утеплителю. Более того, это экологичное и совершенно безопасное покрытие, которые не горит, а при воздействии критически высоких температур может начать тлеть и раскладываться. Единственный минус такого варианта утепления – это то, что стоит теплая краска не очень дешево, а понадобится ее немало.


Теплая штукатурка
по составу и способу нанесения напоминает обычную, только вот некоторые компоненты тут заменены на аналогичные, но с лучшими показателями теплоизоляции. Чаще всего используется штукатурка с наполнителем из вермикулита, также в продаже можно встретить подобный утеплитель на основе опилок, пенополистирола, керамзитовой крошки и т.д. Данный тип утеплителя можно наносить на любые поверхности, поэтому штукатурка подойдет и для каменных, и для металлических гаражей. Приятный бонус – поверхность перед нанесением ненужно обрабатывать каким-то особенным способом. Теплая штукатурка имеет неплохой показатель теплоизоляции, не боится влаги и солнечных лучей, не горит, в ней не развивается плесень. Все это делает ее достаточно неплохим вариантом для наружного утепления, но в качестве самостоятельного теплоизолятора ее можно использовать лишь в отдельных случаях. Чтобы достичь оптимальных показателей теплоизоляции в регионах с суровыми зимами нужно нанести приличный слой штукатурки, поэтому лучше скомбинировать ее с другим утеплителем (минеральная вата или пенопласт), ведь слой толще 5 см со временем начнет трескаться и отваливаться.

Наш климат отличается тем, что на 4-6 месяцев воцаряется низкая температура, которая не только не очень комфортна для человека, но и вредна для автомобилей, наших верных помощников в вопросе передвижения. Морозы и осадки зимой способны достаточно сильно навредить автомобилю, и многие стараются как можно чаще оставлять машину в гараже, тем самым оберегая ее от негативного воздействия. Но если гараж не утеплен, то и там «железный конь» не будет полностью защищен от внешней среды, ведь тонкие стены почти не препятствуют проникновению холодных масс вовнутрь помещения. Чтобы автомобиль оставался в безопасности в любую погоду, нужно заранее позаботиться об утеплении гаража для него.

Сразу стоит отметить, что переусердствовать с утеплением и создавать в гараже комнатную температуру, также ненужно, если, конечно, вы не планируете в течение зимы не выезжать на улицу. В противном случае сильный контраст температур способен крайне отрицательно влиять на корпус авто, становясь причиной начала развития коррозии. Также не стоит забывать и про вентиляцию, чтобы излишняя влага выходила на улицу вместе с вредными газами.

Требования к теплоизоляции гаража не такие строгие, как к утеплению жилых помещений. И если для последних утепление изнутри крайне нежелательно, то в случае с гаражом оно не менее эффективно и часто становится единственным возможным вариантом. Так, если конструкция расположена вплотную к другим, то утеплить его снаружи не получится. Более того, некоторые типы гаражей нуждаются в двойном утеплении, например, металлические. Единственный недостаток утепления изнутри – это то, что площадь может сократиться, но чтобы свести на нет подобный «побочный эффект» нужно подбирать теплоизолятор, который будет справляться со своей задачей при минимальной толщине. Итак, какие же материалы подойдут для утепления гаража изнутри?

№1. Пенопласт

– самый популярный вариант в этом смысле, все работы с ним можно легко выполнить самостоятельно, поэтому он и пользуется таким успехом уже несколько десятков лет подряд. Достоинств данного материала масса .

Если добавить ко всему этому долговечность и небольшую стоимость, то получаем и вовсе идеальный материал для утепления. Правда, и без недостатков не обошлось : пенопласт – горючий материал, поэтому лучше выбирать те изделия, которые пропитаны антипиреном. Да и под влиянием солнечных лучей пенопласт постепенно способен желтеть, но внутри гаража слой такого утепления продержится долго.

Пенопласт может быть нескольких видов , но наибольшей популярностью при утеплении гаражей пользуется именно пенополистирол . Он в зависимости от особенностей производства может быть прессованным, безперессованным или экструзионным. Принимая во внимание способность данного материала гореть, свой выбор лучше остановить на материале типа ПСБ-С, в состав которого входит антипирен. Пенополистирол обладает хорошими показателями тепло- и звукоизоляции, он легок в обработке, не подвержен заражению грибком. Существует миф, что он вреден для здоровья, так как якобы содержит остаточный стирол. В этом утверждении есть доля правды, но чтобы обезопасить себя лучше покупать материал у проверенных производителей, которые соблюдают технологию изготовления и поставляют безопасную продукцию. Также обратите внимание на то, что приличных результатов в утеплении можно добиться, если монтировать утеплитель не только на стены, но и на и потолок.

Второй материал в этой группе – пеноизол , который часто называют жидким пенопластом. Изготавливают его на том же месте, где будут использовать, а образовавшаяся пена быстро застывает, заполняя все трещины. Это один из самых надежных способов утепления, который позволит создать отличный барьер холоду, ведь показатель теплопроводности данного вещества достаточно низкий. Более того, материал отличается долговечностью, а производители заявляют, что он прослужит верой и правдой не менее 40 лет, хотя ученые называют цифру в 100 лет и более. Материал не поддерживает горение, но подобный способ теплоизоляции нельзя назвать самым бюджетным, так как понадобится специальная техника и, как правило, помощь профессионалов. Да и присутствие на рынке нечестных производителей, предлагающих не самую качественную продукцию, отпугивает многих.

Еще один жидкий утеплительпенополиуретан , который наносится на стены в виде пены, постепенно застывает, образуя монолитный слой теплоизоляции. Он не утяжеляет стены гаража, так как по большей части состоит из воздуха, отлично сцепляется с любыми поверхностями, не отнимает полезную площадь гаража. Материал не поддерживает горение, однако может тлеть при постоянном воздействии очень высоких температур. Единственный недостаток – необходимость специального оборудования и специалистов для качественного выполнения работ.

№2. Минеральная вата

– неплохой утеплитель, который может похвастаться низким коэффициентом теплопроводности, способностью дышать, безопасностью для здоровья, а также негорючестю. Базальтовая вата , которую в широких кругах и принято называть минеральной ватой, обладает отличными показателями звукопоглощения. Для внутреннего утепления используют маты с плотностью не более 180 кг/м3.

Недостатки у такого рода утеплителя также присутствуют. Так, минеральная вата очень боится влаги, поэтому ее нужно защитить слоем пароизоляции. В противном случае набранная из окружающей среды влага станет причиной потери теплоизоляционных свойств. Стоимость минеральной ваты чуть больше, чем у пенопласта, но все же вполне доступная. Правда, подобный способ утепления подойдет тем, у кого гараж достаточно просторный, ведь для минеральной ваты необходимо соорудить каркас, в ячейки которого и монтируется сама теплоизоляция толстым слоем (10 см и более).

Отдельно стоит отметить утепление стекловатой – это один из разновидностей минеральной ваты. Так как его изготавливают из расплавленных стеклянных отходов или же пород, насыщенных кремнием, в структуре присутствуют иглоподобные частицы, которые и представляют основную опасность при работе. При утеплении гаража таким материалом следует четко соблюдать все требования личной безопасности, чтобы частички материала не попали в кожу, глаза или органы дыхания. Стекловата очень боится воды, и если она немного намокла при монтаже, то материал можно просто выбрасывать, так как все теплоизоляционные свойства уже все равно потеряны. И хоть цена на нее гораздо ниже, чем на каменную вату, она пользуется не очень большой популярностью среди желающих утеплить гараж изнутри, так как монтаж ее усложнен.

№3. «Теплая» штукатурка

— относительно новый вид утеплителя, который на вид напоминает , но вместо песка в ее состав входят материалы, обладающие низкой теплопроводностью: вермикулит, пенополистирол, опилки, пемза и т.д. Самой популярной стала штукатурка с гранулами пенополистирола , так как обладает универсальными свойствами, может использоваться и внутри, и снаружи, обладает наилучшими показателями теплоизоляции. Также распространены штукатурки на основе опилок, которые в своем составе заключают еще и такие компоненты, как бумага, глина и песок. Этот состав как раз подходит для внутреннего утепления, но стоит быть готовым к тому, что такая штукатурка долго сохнет, а для ускорения процесса понадобится хорошая . Для утепления гаража изнутри также могут использоваться и составы на основе вермикулита.

Подобный вариант отличается массой преимуществ . Так, и никак не подготавливать, «теплая» штукатурка имеет отличную адгезию с деревом, металлом и камнем, она не требует использования арматурных сеток (за исключением некоторых сложных случаев). Кроме того, ее очень просто и легко наносить и можно обойтись без посторонней помощи, управившись в максимально короткие сроки. Но при всем этом материал явно уступает традиционным утеплителям , и его лучше использовать в комбинации с другими теплоизоляционными материалами. Наносить толстый слой – не вариант, так как при его толщине более 5 см есть риск того, что штукатурка начнет трескаться и отслаиваться под собственным весом.

№4. Теплоизоляционная краска

Еще один современный материал, который поражает не только простотой в использовании, но и эффективностью. Вот лишь несколько ярких примеров: слой краски, равный 1 мм, эквивалентен слою минеральной ваты в 50 мм, а нанесенный по инструкции слой краски – это все равно, что стена в 1,5 кирпича. Уникальные свойства этого утеплителя основаны на особенностях структуры и принципе действия . Все известные нам теплоизоляционные материалы работают по принципу барьера, не давая теплу покинуть пространство. Теплоизоляционная краска становится не только преградой для проникновения инфракрасных лучей наружу, но и их отражателем, вследствие чего теплу гораздо сложнее покинуть пределы такого помещения. Подобный эффект стал возможен благодаря присутствию вакуума внутри, который и препятствует прохождению ИК-лучей.

Преимущества теплоизоляционных красок можно перечислять долго. Они обладают отличной адгезией с большинством строительных материалов, имеют неплохие показатели теплоизоляции, не боятся воздействия влаги, паропроницаемы, защищают металл от коррозии. Слой такого утеплителя имеет очень малый вес, поэтому не утяжеляет конструкцию, да и сам процесс нанесения максимально прост и мало чем отличается от использования обычных красок. Список преимуществ дополняет устойчивость к воздействию ультрафиолета, простота восстановления поврежденного покрытия, устойчивость к высоким температурам (краска не горит, а только обугливается при 260 0 С или раскладывается при 800 0 С), экологичность. Но нельзя отметить и такой минус , как довольно высокая стоимость краски, ее большой расход, да и не всегда она сможет быть использована в качестве самостоятельного утеплителя, но все же для утепления гаража этот вариант используется все чаще.

№5. Отражающая теплоизоляция

Отражающая теплоизоляция – новейший утеплитель, который называют сегодня одним из самых эффективных. Более того, он оптимально подходит для утепления гаража изнутри, так как имеет небольшую толщину, а значит, не отнимает много полезной площади. Сам материал состоит из слоя теплоизолятора, покрытого металлизированной пленкой , и именно поэтому такой тип теплоизоляции называют фольгированной.

В качестве утеплительного слоя могут быть использованы разные материалы: пенополиэтилен, пенополистирол, минеральная вата или базальтовый утеплитель. Для внутренней теплоизоляции гаража в качестве основного слоя оптимально подходят пенополиэтилен и минеральная вата, а сам утеплитель может иметь вид плит или рулонов. Основной слой может иметь толщину 2-50 мм, а поверх него наносится фольга из алюминия очень тонким слоем методом тепловой сварки. Также может использоваться металлизированная пленка, изготовленная из полипропилена, не исключено наличие дополнительного слоя из стекловолокна. Фольгированный слой может быть как односторонним, так и двухсторонним.

Как же действует данный тип теплоизоляции и почему он считается таким эффективным? Так, фольга отражает основную часть тепловых волн, не давая им покинуть помещение. Те ИК-лучи, которые таки прошли сквозь фольгу удерживаются уже слоем утеплителя, сводя теплопотери к минимуму. В итоге получаем материал с низким коэффициентом теплопроводности, хорошей шумоизоляцией, небольшим весом, пожароустойчивостью и стойкостью к воздействию влаги. Кроме того, он экологически безопасен и просто укладывается. Минусы , ввиду небольшой длительности использования материала, пока еще известны не все, но такой утеплитель поддается коррозии.

Это залог долговечности кузова вашего автомобиля. Казалось бы, кузов автомобиля изготовлен с метала следственно должен служить долго и не быть подверженным различным погодным условия, но все немножко не так как нам хотелось. Метал хоть и прочный материал, но все-таки может начать портиться при неправильном уходе. Резкие скачки температуры и смена погодных условий (снег-дождь) могут повлечь за собой нарушения антикоррозийной защиты метала на кузове вашего автомобиля что может привести к появления ржавчины с последующей полной деформацией кузова и его разрушении. Для того чтобы как можно дольше сохранить кузов вашего автомобиля невредимым рекомендую позаботиться про утепления гаража. Это процесс довольно простой и экономный в соотношении с теми средствами, которые вам может, придется потратить на замену деталей кузова при ржавчине.

С чего начать утепления гаража?
Предлагаю начать процесс утепления со стен, обычно при постройке гаража никто не стремится сделать стены толстыми и теплыми, следственно тонкие стены не могут стать надежным защитником от холода. В таком гаража даже устанавливать отопительный элемент решено всякого смысла, поскольку все выработанное тепло не будет долго задерживаться внутри гаража через тонкие стены.

Самые распространенные ошибки при утеплении гаража:
- некоторые автомобилисты считают, что в гараже нужно поддерживать температуру 20 градусов выше нуля, как это обычно делают в жилых домах. Это мнение в корни не правильное, поскольку если +20 градусов это комфортная температура для человека то это не значит, что она будет комфортной для машины, а именно для металлического кузова. Если летом такой теплый гараж не принесет ни какого вреда вашей машине, то при ее эксплуатации зимой перепад температуры между улицей и помещением гаража будет слишком большой, что повлечет за собой образования конденсата на кузове автомобиля с последующей образованием ржавчины. Самая оптимальная температура, которую следует поддерживать в гараже это +5.

Второй самой распространенной ошибкой при утеплении гаража является то, что владельцы начинают заделывать все возможные дыры и щели, чтобы как можно лучше защитить автомобиль от проникающего холодного воздуха, вследствие такого утепления заделываются даже вентиляционные дыры. При таком усердном утеплении все забывает про большую опасность, которую она несет, если в гараже не будет вентиляции то продукты сгорания, которые будут образовываться при прогревании автомобиля будут скапливаться в гараже, что очень опасно для человеческого здоровья. Поэтому вентиляция очень важная для гаражного помещения. Также наличие вентиляции позволит избавиться от излишества влажности которая может образовываться в следствии быстро таящего льда, который скапливается на днище машины во время езды зимой.

Какие материалы использовать?
Среди множества представленных вариантов утеплителей я рекомендую самые проверенные четыре вида:
1. Минеральная вата – очень быстро и качественно поможет утеплить стены гаража и не смотря на свою плотную текстуру прекрасно обеспечить эффект дышащих стен. Если вы решили делать внешнее утепление стен, то вам лучше всего подойдут жесткие маты их плотность достигает 240 кг/на метр кубический, если утепления будет проводиться из нутрии тогда лучше всего использовать мягкие или полужесткие маты. Лучшей разновидностью минеральной ваты является базальтовая минеральная вата, которая известная своей рекордной теплопроводностью.

2. Стекловата –это более экономный вариант нежели минеральная вата. При роботе с стекловатой обязательно нужно использовать защитные перчатки так как этот материал очень колючий и может поранить ваши руки.


3. Лидер среди популярности на рынке утеплителей это – Пенопласт. Очень удобный и практичный материал. Известен высокими показателями теплопроводности и легкостью монтажа. Он не восприимчив к влаге, легко поддается обработке, имеет доступную цену. Строк его эксплуатации достигает сорока лет. Недостатком этого материала является то, что он не способен пропускать воздух.


4. Отражающая теплоизоляция – этот вид утеплителя появился на рынке относительно недавно, но уже успел завоевать свих поклонников. Отражающая теплоизоляция представляет собою рулонный материал одна сторона, которого покрыта вспененным пенополиуретаном, а с другой стороны отполированной фольгой.


Начинать утепления гаража стоит с наружных стен, если у вас кирпичный гараж то для его утепления отлично подойдет пенопласт. Стены, утепленные пенопластом хорошо сохраняют температуру воздуха в помещении. Для подготовки поверхности к креплению пенопласта их надо очистить от посторонней грязи, засохшей штукатурки и разного рода пятен, завершающим этапом подготовки стен должна быть обработка их грунтовкой.

Приступаем к укладке пенопласта.






На поверхность листа пенопласта наносим клей и с помощью зубчатого шпателя равномерно распределяем его по поверхности листа, затем плотно прижимаем лист пенопласта к стене, листы пенопласта на стену укладываем в шахматном порядке, плотно фиксируя их между собой. Первый ряд надо выложить на планку, которая прикреплена дюбелями


После полного высыхания клея, каждый лист пенопласта рекомендую дополнительно закрепить пластиковыми дюбелями. После того как все стены обложены листами пенопласта переходим к завершающему этапу утепления, а именной к нанесению штукатурки на наши листы пенопласт.

Сама по себе штукатурка будет выполнять две важных функции:
- станнит своего рода защитным слоем наших листов пенопласта от воздействия погодных факторов;
- будет выполнять декоративную функцию для наружных стен. Оштукатуренные стены можно будет покрасить в любой цвет, который приодеться вам по вкусу.

Если вы являетесь владельцем металлического гаража, то вопрос о его утеплении обязательно придет вам в голову если не сразу, то после недолгого времяпровождения внутри него в зимний период точно. Для того чтобы утеплить гараж необходимо выбрать подходящий утеплитель и изучить технологию его монтажа. Чтобы самостоятельно провести утепление достаточно уметь работать руками, поскольку особых тонкостей в этом процессе нет. Достаточно выбрать правильный материал и соблюдать последовательность действий.

Оптимальные температурные условия в гараже

Обычно стены гаража делают тонкими , около 200−250 мм. Металлические гаражи все тонкостенные и отапливать их зимой нет никакого смысла. Поэтому для комфортного пребывания в таком гараже его необходимо утеплять .

Для нормального хранения автомобиля в гараже, существуют определённые условия. В зимний период оптимальная температура в гараже должна быть максимум +5°С. Благодаря встроенной вентиляции должен поступать приток свежего воздуха, который составляет 180 м³ в час (на один автомобиль).

Многие подумают, что можно и вовсе не утеплять гараж, но это не так. Столь низкая оптимальная температура в зимнее время заключается в следующем: если создать в гараже «тепличные» условия с температурой, которая превышает +17°С, автомобиль покрывается «испариной», когда в гараж попадает более холодный воздух с улицы. В дальнейшем конденсат может стать причиной коррозии автомобиля.

По поводу вентиляции можно сказать, что она также очень важна. Многие автолюбители для того, чтобы утеплить гараж заделывают вентиляционные отверстия. Такое делать категорически нельзя. Благодаря вентиляции в гараже поддерживается необходимый микроклимат, способствует отводу угарных газов, очищению воздуха и препятствует возникновению сырости.

Технические параметры материалов для утепления

Различные материалы для утепления обладают разной теплопроводностью :

Например, пенополистирол по теплопроводности хуже, чем шлакоблок в 17 раз. Соответственно слой пенополистерола толщиной 5 см, заменит стену из шлакоблока почти в 1 м. толщиной.

Тепловая инерция также очень важный показатель, от неё зависит насколько быстро, меняется температура на поверхности конструкции с течением времени. В данном случае всё наоборот. Шлакоблочная стена будет обладать большей тепловой инерцией , чем стена из пенополистерола. Таким образом, для того, чтобы массивная стена нагрелась, необходимо значительно больше времени.

Для правильного утепления гаража необходимо, чтобы тепловая инерция утеплителя увеличивалась, а теплопроводность уменьшалась.

Соблюдая эту простую схему, утеплитель зимой не пропустит внутрь холод, а летом жару.

Перед тем, как выбрать утеплитель для вашего гаража стоит вспомнить, каким образом перемещается тепло в пространстве:

  • конвекция - движение прогретого воздуха, благодаря которому обогревается помещение;
  • кондукция - процесс во время, которого передаётся тепло от нагретых материалов, к не нагретым;
  • тепловое излучение - процесс во время, которого излучается тепло, но не перемещается воздух.

На сегодняшний день наиболее распространён комбинированный способ утепления . Применяется классический утеплитель (препятствует кондукции и конвекции) и отражающий теплоизолятор. Такое утепление применяется, если гараж является частью дома. Если гараж построен отдельно от дома, то такое утепление не имеет смысла.

Если вы решили произвести утепление гаража, то делать это необходимо комплексно . Поскольку оставление не утепленных поверхностей не позволит поддерживать в гараже необходимый температурный режим. Проще говоря, от утепления стен не будет никакого толка, если потолок, пол или ворота оставить без утепления.

Виды утеплителей

Отдельно стоящий гараж достаточно будет утеплить только классическим материалом, который препятствует кондукции и конвекции.

Классические утеплители бывают:

  • полимерные;
  • минераловатные;
  • стекловолокнистые.

Каждый вид утеплителя должен быть обязательно водопроницаемым , что будет обеспечивать защиту поверхностей от излишней влаги и огнестойкость. В гараже всегда существует вероятность возгорания, поэтому следует соблюдать все меры безопасности и подходить к процессу утепления очень ответственно.

Минеральная вата

Один из лучших вариантов утеплителя для гаража. Этот материал отличается высокой эффективностью в утеплении. У него отличные технические характеристики для данного вида работ. Однако он имеет и определенные недостатки. Это чувствительность к воздействию влаги - конструкция потребует обязательной гидроизоляции. А также довольно высокая цена.

Стекловата

По тепловым характеристикам данный материал подобен минеральной вате, однако имеет больше недостатков. Он не только боится влажности, но также является огнеопасным . По себестоимости стекловата немного дешевле минеральной ваты.

Пенопласт

Данный материал, пожалуй, является лучшим вариантом для утепления гаража, поскольку имеет огромное количество достоинств и фактически не имеет недостатков. Пенопласт обладает отличными теплоизоляционными характеристиками и не пропускает влагу. Он обладает высокими бактериологическими свойствами - не подвержен образованию грибка, а также гниению. Этот материал удобен в монтаже благодаря своей легкости, а также имеет довольно приемлемую цену.

Единственный недостаток пенопласта в его горючести , однако, и в этой ситуации есть выход - пенопласт марки «ПБС-С». Он обработан антипиреном и при возгорании сам затухает .

Инструкция по утеплению стен

Мы рассмотрим утепление металлического гаража с помощью пенопласта. Именно этот материал, как мы уже выяснили, обладает всеми необходимыми качествами для этого вида работ. Утеплить строение пенопластом можно также с наружной стороны - для этого необходим слой пенопласта не менее 20 мм.

Итак, чтобы утеплить гараж пенопластом необходимо произвести следующие действия:

  1. Изначально необходимо сделать обрешетку стен гаража с помощью деревянного бруса.
  2. Следующим шагом станет непосредственно крепеж первого слоя пенопласта. Крепить пенопласт к обрешетке необходимо с помощью клея «Жидкие гвозди».
  3. Далее следует второй слой утеплителя . Его крепят на первый таким же способом (на клей). Здесь есть важная особенность - второй слой пенопласта необходимо уложить относительно первого в шахматном порядке, чтобы не совпадали стыковочные швы. Это поможет сделать утепление максимально эффективным.
  4. После этого утепленные стены можно задекорировать любым удобным способом - обшить фанерой либо же вагонкой.

Инструкция по утеплению гаражных ворот

Утепление ворот гараж производится примерно по той же схеме, что теплоизоляция всего гаража. Применение здесь утеплителей соответствует параметрам для стен. В данном случае, мы также рассмотрим утепление с помощью пенопласта, поскольку данный материал более всего подходит для этого. Здесь также будут необходимы брусья для обрешетки.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что утепление гаража своими руками не представляет особого труда. Человек «с руками» вполне может произвести это самостоятельно. Чрезмерных усилий данный процесс не займет, а вот пользы от этого будет немало. Вы предохраните ваш автомобиль от влияния внешней среды, создав в помещении правильный микроклимат, способствующий адекватному его хранению. Это поможет избежать преждевременной коррозии и изнашиванию автомобиля. А также вы сможете в холодное время года с комфортом для себя производить все необходимые манипуляции, такие как самостоятельный мелкий ремонт вашего «железного друга».