Деревообработка и заготовка

Экологическая безопасность отходы общеобразовательное учреждение. "Безопасное обращение с отходами. Сборник нормативно-методических документов". Курс обучения по обращению с отходами

23 декабря 2014 г. Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». 25 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 декабря Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ с соответствующим названием (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот закон вносит существенные изменения в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами. Вступление в силу многих положений отложено до 1 января 2016 г., отдельных положений — до 2017 и даже до 2019 г. В настоящей статье дан обзор основных изменений в законодательстве, уже вступивших и вступающих в силу в ближайшем будущем. Так как изменения слишком обширны, мы остановимся подробно только на самых актуальных на наш взгляд. Некоторые из новых положений законодательства потребуют принятия дополнительных подзаконных актов, но мы вкратце затронем и эти положения.

Защита асбестосодержащих продуктов может осуществляться путем. Закрытие пространства, содержащего асбестосодержащие изделия, септический септик без повреждения самого продукта, покрытие строительного оборудования, установок или поверхностей, связанных с асбестом, с соответствующим техническим утверждением. Отходы, которые не были предотвращены или не использовались, должны быть уничтожены, а удаление также является формой распоряжения по смыслу Закона об отходах. Опасные отходы следует сначала использовать экономически или нейтрально в месте их происхождения.

Названный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 21 июля 2011 г., а 7 октября того же года был принят в первом чтении. Более трех лет понадобилось для того, чтобы закон был принят окончательно. Первоначально целью законопроекта ставилось создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, но в процессе работы над законопроектом цели были расширены. Так, принятый Федеральный закон № 458-ФЗ призван:

С другой стороны, считается, что отходы, содержащие асбест, требуют индивидуального удаления отходов. Это плата за экономическое использование окружающей среды и внесение изменений в нее. Это разовые сборы за размещение отходов на полигоне. Список включает все виды отходов, содержащих асбест.

Безопасного обращения с отходами

Министерство экономики разработало «Программу удаления асбеста и асбестосодержащие продукты, используемые в Польше». Эта программа является частью национального плана управления отходами, включая программы опасных отходов и защиты окружающей среды на провинциальном, районном и муниципальном уровнях.

  • повысить эффективность регулирования в области обращения с отходами;
  • сформировать новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • создать условия для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.

Попробуем разобраться, в чем суть предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ изменений в законодательстве.

Накопление продуктов, содержащих асбест в системе воеводства. В природе присутствуют вредные химические вещества, которые являются нежелательными химическими веществами, разрушающими все формы жизни. Некоторые из них преднамеренно вводятся в окружающую среду. Другие являются нежелательными загрязнителями из продуктов химической промышленности или вызваны тепловыми изменениями. Это название включает группу из семидесяти пяти органических соединений хлора, молекулы которых содержат два атома кислорода и два бензольных кольца.

Они являются наиболее токсичными химическими веществами, загрязняющими окружающую среду. Происходит, когда хлор сочетается с другими соединениями при высоких температурах. Он очень токсичен даже в следовых количествах. Как показывают исследования, более длительный контакт тела с этим диоксином вызывает серьезные изменения в иммунной системе, повреждение плода, нарушения фертильности, повреждение внутренних органов и опухоли. Эффекты этих повреждений часто возникают только через несколько или десять лет после приема небольших доз этих ядов.

Прежде всего, изменения были внесены в терминологию, применяемую в области обращения с отходами. В первую очередь они коснулись ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТХОДЫ»

Привычная для всех формулировка понятия «отходы производства и потребления» была изменена (выделено и подчеркнуто автором):

Мы не знаем всех источников диоксинов или способов их попадания в окружающую среду и, возможно, всех рисков, связанных с ними. Их важным источником в окружающей среде, особенно в воде, были процессы производства целлюлозы и бумаги. Хлорорганические ароматические соединения использовались в бумажной технологии. В результате термических процессов, при которых обрабатываются бумага и целлюлоза, образуются диоксины. Эти соединения вместе с сточными водами, которые необработаны в реакциях биохимической очистки сточных вод, достигли рек и озер, оставаясь главным образом в донных отложениях и, таким образом, перешли в рыбу.

[…] — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления , а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства ;

отходы производства и потребления […] — вещества или предметы , которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления , которые удаляются , предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Общие сведения и законодательные требования по обучению

Основным средством распространения диоксинов являются обычно используемые бумажные изделия: упаковка и одноразовая личная гигиена. В настоящее время диоксины также образуются в результате следующих процессов. Сжигание муниципальных отходов, в которых имеются различные цветные пластмассы или окрашенные предметы. Вот почему, везде - будь то в домашней печи или сжигание мусора в саду - где в результате повышенных температур расплавляется, пластмассы создают диоксины. Они не только населены людьми, но и животными, они поселяются на плодах, почве и воде. Выделение диоксинов во время процессов сжигания особенно опасно, так как температуры, используемые на установках для сжигания, как правило, слишком низки, чтобы диоксины могли разлагаться на безвредные вещества. Исследования показали, что конкретные проблемы связаны с мусоросжигательными заводами. металлургия и металлообработка; сжигание бензина и связь. Интенсивные научные исследования, проведенные в последние годы, привели к разработке такой технологии утилизации тепловых отходов, которая в настоящее время сконструировала мусоросжигательные установки, выбрасывающие диоксины менее 0, 1 нанограммы на 1 нормальный кубический метр выхлопных газов, который уже удовлетворяет очень высоким требованиям к низкому выбросу диоксинов.

Если раньше отходы (согласно формулировке предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ) могли образоваться исключительно в процессе производства или потребления , а также при утрате товарами и продукцией своих потребительских свойств , то теперь отходы могут образоваться также при выполнении работ и оказании услуг . Конечно, данное уточнение вполне логично, и можно только удивляться, почему оно было сделано только сейчас. Правда, из новой формулировки исключено упоминание об утративших свои потребительские свойства товарах, но законодатели выделили такие отходы (вместе с некоторыми другими отходами) в отдельные категории, о чем речь пойдет далее.

В настоящее время процесс термической деструкции муниципальных, больничных и промышленных отходов осуществляется на основе хорошо зарекомендовавших себя технологий сжигания. В настоящее время большое внимание уделяется контролируемым процессам сжигания отходов. Процесс захоронения отходов на обозначенных полигонах, компостирование органической части отдельных отходов, а также сжигание отходов и химических реакций, происходящих там, являются источником многих органических веществ, попадающих в атмосферу, подземных вод и остающихся в почве в течение многих лет.

Присмотревшись внимательно к новой формулировке, можно заметить, что раньше понятие «отход» определялось лишь с точки зрения процесса образования (появления) отходов. Теперь же, кроме собственно описания процесса образования отходов, в формулировку включено упоминание об удалении соответствующим образом образовавшихся веществ и предметов. В то же время вторая часть нового определения (если мы рассматриваем его в контексте отечественного законодательства) вызывает много вопросов:

Среди них - диоксины. Особенно нежелательными в процессе горения являются органические соединения, содержащие в своей структуре хлор и бром, поскольку в термическом процессе хлорированные вещества подвергаются сложным химическим реакциям. Для производства очень сильных токсичных соединений, включая диоксины.

Условия для преобразования опасных отходов, содержащих хлор, изложены в Правилах следующим образом. В этом отношении требуется маркировка. концентрации полихлорированных дибензодиоксинов и дибензофуранов. Этот вопрос касается не только установок для сжигания опасных отходов.

1. Что в данном случае следует понимать под удалением веществ или предметов? В самом Федеральном законе № 89-ФЗ термин «удаление» не раскрывается. Лингвистическое толкование данной нормы права может завести нас в тупик, поскольку в русском языке есть много значений этого слова и разные словари дают различные толкования существительного «удаление» и, соответственно, глаголов «удалять»/«удалить» . В ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009) (п. 3.1.26) есть такое определение: «удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды» . Однако отметим, что здесь речь идет уже не о веществах или предметах , а об отходах , при этом удаление рассматривается как последний этап технологического цикла отходов.

В хозяйственный оборот и уменьшению объемов

Диоксины хорошо растворяются в жирах, поэтому они накапливаются в жировых тканях рыб, птиц, змей, а также млекопитающих. Деградация диоксинов в окружающей среде происходит из-за солнечного света, что вызывает отделение последующих атомов хлора от частиц диоксина и их разложение. Поэтому листовые поверхности многих деревьев и кустов, покрытых восковыми веществами, создают прекрасные условия для быстрого разрушения диоксинов под воздействием солнечного света. Но в природе они не исчезают с такой легкостью.

2. С какой целью определение было дополнено ссылкой на удаление отходов? Имелось ли в виду, что определенные вещества и предметы, образованные соответствующим образом, могут не подлежать удалению и не быть предназначенными для удаления? Если такие вещества и предметы образовались в процессе деятельности предприятия, то они в этом случае не должны считаться отходами?

В почвах, которые не достигают солнечного света, диоксины могут длиться до 10 лет. Например, почва в Аризоне по-прежнему содержит диоксины, присутствующие в гербицидах, которые использовались двадцать лет назад во время действия распыления в лесу. Более 90% диоксинов проникают в наш организм с пищей, главным образом мясной, молочной и рыбной продукцией. Это связано с тем, что атмосферные диоксины в воздухе падают на почву, обрабатывают поля и воду, попадая в водопроводную сеть и пищевую цепь.

Диоксины были найдены в природе в течение миллионов лет в качестве природного продукта реакции. Хлор - это элемент, обычно встречающийся в почве, воде, древесине и т.д. все термические процессы являются источниками выбросов диоксинов в окружающую среду. Цивилизация человеческого развития заставила диоксины проникать в окружающую среду бессознательным и бесконтрольным образом. С середины 1980-х годов наблюдалось заметное снижение уровня диоксинов. Это не означает, однако, что проблема диоксина полностью решена.

3. Как определить, подлежит ли вещество или предмет удалению? Или имелось в виду, что ВСЕ соответствующим образом образованные вещества и предметы должны удаляться?

4. С какой целью сделана оговорка «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» ? Возможно, это просто лишнее упоминание (в дополнение к п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ) о том, что удаление некоторых веществ и предметов может регулироваться соответствующим законодательством? Или имелось в виду, что удаление обычных отходов может происходить способами, не указанными в Федеральном законе № 89-ФЗ, и в этом случае вещества или предметы не будут считаться отходами?

В конце концов, сжигание отходов не прекратилось, невозможно отказаться от производства хлорорганических соединений и изъятия хлора из промышленности. Это возможно только для контроля этих процессов и предотвращения выхода диоксина в окружающую среду.

Единственным способом обнаружения содержания диоксинов является мониторинг окружающей среды. Из-за растущей угрозы диоксинов в ближайшие годы необходимо провести широкомасштабные исследования в Польше - мониторинг - в основном атмосферных, поверхностных и подземных вод. Это сложные и дорогостоящие тесты, требующие специального оборудования и тематических знаний.

В общем, многое в новой формулировке выглядит непонятным. Но специалистам, знакомым с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее — Базельская конвенция), при взгляде на данную формулировку сразу становится очевидно, что она является гибридом формулировки из ранней редакции Федерального закона № 89-ФЗ и формулировки Базельской конвенции: «"отходы" представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства» . Но, во-первых, сфера действия Базельской конвенции вполне конкретна — отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, сама перевозка отходов и их удаление. Во-вторых, в Базельской конвенции дана ссылка на то, как следует понимать термин «удаление отходов» (приведен конкретный перечень операций с отходами). И если ссылка на национальное законодательство в Базельской конвенции понятна (т.к. в разных странах законодательство может различаться), то калька с нее «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» в новой формулировке Федерального закона № 89-ФЗ смотрится несколько странно.

Согласно данным, подготовленным специалистами из Нидерландов, среди 10 европейских стран, Польша занимает первое место по степени загрязнения выбросами вредных диоксинов. Поэтому необходимо принять меры по сокращению источников выбросов этих токсичных соединений в окружающую среду.

Ядерная промышленность находится под угрозой во всем мире под давлением естественной и ядерной катастрофы Японии. Германия решила закрыть все атомные электростанции в ближайшие годы, Япония находится под давлением, Италия сказала «нет»развитию сектора, у американцев есть проблемы с радиоактивными утечками, по крайней мере, на 60% заводов. Правильно, есть примеры против: Франция инвестирует миллиард евро.

Нам кажется, что механический перенос положения Базельской конвенции в Федеральный закон № 89-ФЗ оказался не очень удачным. Позволим себе предположить, что полученная «гибридная» формулировка и отсутствие понятия «удаление» в федеральном законодательстве вызовут массу проблем у предприятий в будущем, особенно учитывая новые положения законодательства в области лицензирования (о них речь пойдет далее). Если удаление рассматривать как перемещение веществ или предметов с территории предприятия — это одна ситуация. Если считать удалением перемещение и рециклинг в рамках одного предприятия — другая ситуация. А если удалением считать операции с отходами в соответствии с ГОСТ Р 53692-2009 (уничтожение, разложение или захоронение) — третья ситуация.

Среду и здоровье людей

Власть развращает - и ядерная энергия развращает абсолютно, - говорит комментатор цитируемого источника. Он указывает, что в большинстве районов мира атомная энергия окружена абсолютной секретностью, операторы завода никому не учитывают и слишком близки к правительству, чтобы сделать эту отрасль жизнеспособной.

Такое отношение, вероятно, вызвало непоправимый ущерб в связи с призывом к ядерной энергии. Если вы смотрите за пределы интересов, аргументы в пользу ядерной энергетики сильны, а счетчик можно относительно легко разобрать. Лучшими доказательствами безопасности и устойчивости АЭС являются Фукусима - не Дайчи, а Дайни - атомная электростанция вблизи поврежденного. Движимый той же компанией, пострадавшей от того же землетрясения и того же цунами, выжил - он автоматически вошел в процесс закрытия. Практически прошли самые жесткие испытания на сопротивление.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

1. Вместо понятия «использование отходов» теперь введен термин «утилизация отходов» , причем определение этого понятия дано именно через существительное «использование» (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

В этом разница между системами безопасности в 70-х и 80-х годах - Дайни, бесконечно более безопасными и более устойчивыми. Даже в случае катастрофы Дайичи, помимо травмы эвакуации, «никакие последствия для здоровья не были подтверждены в результате облучения». Фигура - или ее отсутствие - можно сравнить с тысячами смертей, вызванных ежегодно загрязнением воздуха, вызванным угольными электростанциями.

Другие изменения в терминологии, применяемой в области обращения с отходами

И мы не учитываем количество смертей, вызванных изменением климата. Тот факт, что Германия закрывает свои атомные электростанции, будет производить дополнительно 40 миллионов тонн двуокиси углерода в год, поскольку стране придется использовать уголь и природный газ, наиболее загрязняющих окружающую среду, в дополнение к своим потребностям в энергии. Боевики против ядерной энергетики утверждают, что лучшим решением является снижение потребности в энергии - крайне правильная точка, независимо от того, какой тип технологии используется для ее производства.

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

утилизация отходов использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг ), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация ), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация );

В одной из статей, опубликованных в предыдущих номерах журнала, мы уже обращались к теме соотношения понятий «использование отходов» и «утилизация отходов» , имея в виду и законопроект, предшествующий появлению Федерального закона № 458-ФЗ. С учетом поправок на изменения в законодательстве указанный материал во многом остается актуальным.

Напомним, в упомянутой статье мы писали о том, что в сложившейся практической деятельности под утилизацией отходов могло пониматься что угодно, включая обезвреживание отходов; и даже серьезные компании, занимающиеся обращением с отходами, при заключении договоров в их предмете зачастую указывали утилизацию отходов, хотя на самом деле речь шла об обезвреживании. Теперь же в законодательстве есть определение термина «утилизация отходов» . Поэтому советуем экологам предприятий быть особенно внимательными при заключении договоров и настаивать на применении терминов в соответствии с законодательством.

Важно отметить, что теперь под утилизацией отходов также понимается и рециклинг , и регенерация , и рекуперация . Вернемся к этому при обсуждении вопроса лицензирования.

2. К видам обращения с отходами добавлен дополнительный видобработка отходов .

Согласно новому положению Федерального закона № 89-ФЗ (подчеркнуто автором) обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации , включая их сортировку, разборку, очистку .

Отметим, что обработка отходов (если она осуществляется) — этап, предшествующий утилизации отходов в ее новом значении. Но может ли считаться обработкой отходов, например, сортировка партии отходов, предназначенной для захоронения, из которой отбирается 10-15 % отходов, пригодных для дальнейшей утилизации (стекло, металлы, бумага, картон, резина, полиэтилен)? Ведь в данном случае сортировка по сути дела является подготовкой отходов к дальнейшему захоронению. Скорее всего, надзорные органы будут трактовать сортировку как обработку отходов, тем более что извлечение полезных компонентов для их повторного использования отнесено к утилизации отходов. С другой стороны, теперь у контролирующих органов не будет соблазна называть сортировку обезвреживанием (чем она, конечно, не является). О таких курьезах мы в свое время тоже писали .

3. Понятию « обезвреживание отходов» дано новое определение (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Как и в предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ, обезвреживание отходов характеризуется своей целью . Это является главным критерием при определении того, что следует считать обезвреживанием отходов (на это мы также указывали). Ранее в формулировке речь шла о предотвращении вредного воздействия, сейчас — о снижении негативного воздействия.

Замена прилагательного «вредного» на «негативное» , вероятно, связана с положениями ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с которой «отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются […] на пять классов опасности» . То есть на основании критериев снижения негативного воздействия (классов опасности), указанных в ст. 4.1, можно определить, является ли проведенное уменьшение массы отходов или изменение состава отходов обезвреживанием.

Замена существительного «предотвращение» на «снижение» , видимо, обусловлена тем, что не всегда после проведения соответствующей процедуры (процесса) полученный отход может быть отнесен к практически неопасным отходам (т.е. к V классу). Ведь если перед осуществлением процесса отход относился к I классу опасности, а на выходе получился другой отход III или IV класса опасности, то негативное воздействие отхода снизилось (хоть и не было полностью предотвращено). Безусловно, такой процесс тоже является обезвреживанием. Поэтому мы считаем, что новая формулировка понятия «обезвреживание отходов» более логична.

4. Определение термина «хранение отходов» также подверглось корректировке (выделено и подчеркнуто автором):

Как и ранее термин «накопление отходов» , понятие «хранение отходов» теперь раскрыто через существительное «складирование» . Для хранения отходов установлен новый срок более 11 месяцев . Накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев . К какому же виду обращения с отходами нужно будет относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г.? Этот вопрос на данный момент остается открытым.

5. Согласно новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ (выделено и подчеркнуто автором) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов .

6. В предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ было дано определение понятия «объект размещения отходов» . Теперь в законе появилось некоторое уточнение (выделено автором):

Отдельно даны определения новых понятий :

  • объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

7. В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «объекты обезвреживания отходов» — «специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов» .

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Согласно внесенным изменениям ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 июля 2015 г. будет иметь название «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». С 1 июля 2015 г. будет изменено и содержание данной статьи (выделено автором): «1. Лицензирование деятельности по сбору , транспортированию , обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона […]» .

Федеральный закон № 458-ФЗ также внес соответствующие изменения в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отнеся к лицензируемым видам деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности . Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Таким образом, с 1 июля 2015 г. все виды деятельности по обращению с отходами, кроме накопления, должны лицензироваться (соответственно, образование отходов также не подлежит лицензированию).

Как же быть с ранее выданными лицензиями на обезвреживание и размещение отходов (в т.ч. бессрочными)? В Федеральном законе № 458-ФЗ на этот вопрос дан потрясающий по своей простоте ответ: «Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года».

Ну что же, как говорили в старину: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Нынешним же бабушкам — если перефразировать современную песню — остается только нервно курить трубку... Сами посудите: мало того, что бессрочные лицензии в одночасье оказались срочными (а предприятия, получившие лицензии недавно, будут вынуждены через несколько месяцев заново начать процесс лицензирования), так еще и на все операции по обращению с отходами нужно получить лицензию (кроме образования и накопления отходов — и на том спасибо!).

Например, если на предприятии при производстве основной продукции образуются какие-либо вещества и материалы (в т.ч. брак продукции), которые могут быть использованы (мы намеренно не говорим «утилизированы» ) на том же предприятии (например, повторно включены в производственный процесс в том же цехе или направлены в соседний цех для производства другого вида продукции), то прогнозируемая нами позиция надзорных органов будет заключаться в том, что они потребуют у предприятия наличия лицензии (а при ее отсутствии предприятию будут грозить штрафные санкции). Такая же проблема может возникнуть при согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР): органы Росприроднадзора потребуют включить в номенклатуру отходов указанные вещества и материалы, а к проекту НООЛР приложить лицензию...

Или другой пример: допустим, в большом офисном здании, где установлены корзины для накопления офисного мусора (в том случае, если это отход, он окажется отходом IV класса опасности), для минимизации затрат на вывоз и захоронение отходов в одном из помещений (перед перемещением содержимого корзин в общий бункер, вывозимый на полигон твердых бытовых отходов) проводится отбор стекла, картона, металлов и т.п. Не надо быть Кассандрой, чтобы предположить, что в случае проведения проверки Росприроднадзор классифицирует процесс отбора полезных компонентов как сортировку отходов (т.е. как обработку отходов), на которую потребуется соответствующая лицензия.

Таким образом, очень многие предприятия в ближайшем будущем столкнутся с дилеммой — либо получать лицензии на осуществление деятельности по утилизации и/или обработке отходов, либо доказывать (при проведении проверок и в судебных разбирательствах), что те или иные вещества и материалы не являются отходами. Что касается приведенных выше примеров, то в первом случае нужно будет доказать, что вещества и материалы являются побочным продуктом (и/или сырьем), а во втором — что вещества и материалы, называемые офисным мусором, становятся отходом после отбора из них стекла, картона, металлов. Здесь на помощь может прийти не только неясность термина «удаление» применительно к веществам и материалам, но и уже имеющаяся арбитражная практика, в которой суды отмечали, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе самостоятельно определять, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, подпадают под определение «отходы производства и потребления» .

КСТАТИ

Кроме ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, при вынесении решений и постановлений судьи ссылались на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12-47/94.

Как мы считаем, вводимое лицензирование новых (и «новых старых») видов деятельности по обращению с отходами — применительно к предприятиям, специализирующимся на таких видах деятельности, — теоретически может способствовать упорядочиванию и эффективному контролю в данной области. Но мы опасаемся, что стремление заставить проходить через процедуру лицензирования значительную часть организаций, де-факто не занимающихся обработкой или утилизацией отходов, создаст ненужные административные барьеры, что в условиях непростой экономической ситуации явно не будет способствовать росту экономики в нашей стране.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ

Статья 4 «Отходы как объект права собственности» Федерального закона № 89-ФЗ в новой редакции стала предельно лаконичной: «Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством» .

И все! Больше никаких упоминаний о том, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. И главное — больше нет положения о том, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Напомним, эти условия были предусмотрены в предыдущей редакции данной статьи.

Получается, что право собственности на отходы (включая дарение) может быть передано любому лицу вне зависимости от того, есть ли у последнего лицензия. Другое дело, что при разработке проектов НООЛР, составлении технических отчетов или отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) все равно необходимо будет указывать наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять дальнейшие операции по обращению с отходами (с указанием видов обращения с отходами и реквизитов лицензий).

Теперь отходы — как одна из разновидностей движимых вещей — являются объектом права собственности. Основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который мы рекомендуем изучить всем экологам (хотя бы положения статей о праве собственности на движимое имущество). Нелишним будет также изучение глав и статей о видах договоров, касающихся движимого имущества.

Приведем выдержки из Гражданского кодекса, которые могут оказаться полезными экологам:

Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 136. Плоды, продукция и доходы

3. Подобная ситуация с 1 января 2016 г. возникнет и в области представления уведомительной отчетности СМСП. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ; а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

4. Формулировка о возможности приостановления деятельности предприятий в случаях нарушения НООЛР будет изменена. Если в предыдущей редакции речь шла о приостановке деятельности в области обращения с отходами (это положение осталось с тех пор, когда обращение с отходами включало в себя и образование отходов), то с 1 января 2016 г. указанная норма Федерального закона № 89-ФЗ будет выглядеть следующим образом (выделено и подчеркнуто автором): « При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы , может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Изменения будут внесены в ст. 14 «Требования к обращению с отходами I-V классов опасности» Федерального закона № 89-ФЗ:

1. С 1 января 2016 г. предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасност и, будут обязаны осуществлять отнесение отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (этот же орган будет осуществлять само подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности). Это, как говорится, «плохая новость» (напомним, что в настоящее время пока действует порядок отнесения отходов к I-IV классам опасности, а для отходов V класса необходимость отнесения отходов к классам опасности, как правило, возникает только при разработке проекта НООЛР).

2. «Хорошая новость» заключается в том, что с 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не будет требоваться . С грустью отметим, что законодатели не сжалились над рядовыми экологами и не предусмотрели более скорое вступление данной нормы в силу.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в ст. 23 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» Федерального закона № 89-ФЗ. 1 января 2016 г. вступают в силу следующие важные положения:

1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы .

2. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению .

Таким образом, многолетние споры (включая споры в высоких судебных инстанциях) о том, должны ли предприятия вносить плату за НВОС при размещении отходов, а также кто именно должен вносить данную плату, теперь канут в Лету. Двусмысленность законодательных норм будет устранена: право собственности на отходы , будь оно передано или не передано, к плате за НВОС не будет иметь никакого отношения .

Говоря о плате за НВОС при размещении ТКО, отметим еще одну новую норму Федерального закона № 89-ФЗ (вступает в силу 1 января 2016 г.): «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» . Эта норма касается не только экологов, но и всех граждан. Поскольку указанные расходы, вероятно, будут включены в коммунальные платежи, то общая сумма коммунальных платежей должна будет вырасти. В идеале это должно стать стимулом к уменьшению образования отходов со стороны пользователей жилых помещений — как напрямую (каждый житель должен стремиться снизить образование отходов, а вторичные ресурсы — сдавать в пункты приема вторсырья), так и с помощью воздействия на управляющие компании (добровольная или вынужденная организация ими раздельного сбора отходов).

Федеральный закон № 458-ФЗ внес поправки в положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о применении понижающих коэффициентов к ставкам платы за НВОС (изменения вступят в силу 1 января 2016 г. ). Так, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, образовавшихся при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

1 января 2016 г. вступает в силу положение Федерального закона № 89-ФЗ о том, что при производстве упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы , которые представлены биоразлагаемыми материалами (перечень будет устанавливаться Правительством Российской Федерации), могут применяться различные меры экономического стимулирования .

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Необходимость внесения изменений в ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ, многие положения которой (особенно после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») превратились в определенного рода атавизм (достаточно сказать, что понятия «профессиональная подготовка» в последнем Федеральном законе нет), назрела уже давно. Тем не менее законодатели, увлеченные разработкой новых масштабных концепций, первые два пункта ст. 15 вообще не тронули, но дополнили ее п. 3 следующего содержания: «3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды» . Это положение вступает в силу 1 июля 2015 г., и нам очень интересно увидеть, как оно будет реализовываться.

О НЕКОТОРЫХ ЗАПРЕТАХ

Ранее мы говорили о «пряниках», предусмотренных в новых нормах законодательства. Теперь скажем несколько слов о новых запретах («кнутах») в Федеральном законе № 89-ФЗ:

  • с 1 января 2016 г. в ст. 11 будет введен запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов ;
  • с 1 января 2016 г. в ст. 12 вводится запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров ;
  • с 1 января 2017 г. в соответствии с новой редакцией ст. 12 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, будет запрещено . Перечень видов отходов, в состав которых входят запрещенные к захоронению полезные компоненты, будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Будут ли при этом аннулированы ранее выданные документы об утверждении НООЛР, если эти лимиты допускали захоронение полезных компонентов, пока неизвестно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье мы постарались остановиться на наиболее важных на наш взгляд новшествах законодательства в области обращения с отходами. Какие-то из них были затронуты в большей степени, какие-то лишь очерчены. Рамки журнальной статьи, тем более написанной буквально «по горячим следам» принятого Федерального закона № 458-ФЗ, не позволяют слишком детально рассказать о масштабных изменениях в области обращения с отходами. Как нам представляется, на сегодняшний день вопросов к этому нормативно-правовому акту больше, чем ответов в нем. Мы уверены, что на страницах «Справочника эколога» авторы статей еще не раз обратятся к анализу Федерального закона № 458-ФЗ. Многое будет проясняться в процессе практической реализации положений данного документа, в т.ч. по мере принятия соответствующих подзаконных актов.

В этой связи хочется обратить ваше внимание на портал http://regulation.gov.ru , на котором публикуются проекты всех нормативных актов и где каждый может принять участие в официальном публичном обсуждении. Сразу после принятия Федерального закона № 458 на этом портале появились проекты нескольких подзаконных актов. Мы полагаем, что активное участие экологического сообщества в официальном обсуждении может помочь выработать оптимальные версии нормативных актов.

Например, согласно Большому толковому словарю русского языка под ред. С.А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2009) «удалить» — 1) переместить на более далекое расстояние, отдалить; 2) убрать, вынести, вывести и т.п. что-л. лишнее, ненужное, мешающее; 3) устранить каким-л. способом (снять, срезать, вырвать и т.п.); 4) сделать менее ощутимым воздействие, влияние чего-л.; полностью избавить от какого-л. влияния, воздействия и т.д.

Речь идет о выбросах вредных веществ в атмосферу, сбросах вредных веществ в водные объекты, веществах, разрушающих озоновый слой, радиоактивных отходах, биологических отходах, медицинских отходах.

Мы имеем в виду новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. Подробнее см.: Прохоров И.О. Новые методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9-25.

Нам представляется, что если бы эта новость впервые прозвучала на собрании экологов, то после нее должна была повиснуть пауза, после чего — последовать громкие и продолжительные аплодисменты... Ведь то, что Росприроднадзор «устроил» после 1 августа 2014 г. с подтверждением классов опасности отходов — с выпуском многочисленных разъяснительных писем и особенно с введением так называемого «Портала по паспортизации отходов» — экологи запомнят надолго.

Статья 25. Экономическое регулирование в целях обеспечения

безопасного обращения с отходами

1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории государства осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, с целью снижения образования отходов, стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот, внедрения малоотходных и безотходных технологий, внедрения наилучших доступных технологий в области обращения с отходами, материальной компенсации ущерба, наносимого окружающей среде при размещении отходов.

2. Основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются:

– проведение экологического аудита с целью сокращения образования отходов с максимально возможным возвращением отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

– применение наилучших доступных технологий, в том числе в области обращения с отходами;

– платность размещения отходов с учетом объема их размещения, класса опасности и нормативов размещения;

– обеспечение равных возможностей для хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм, в деятельности, связанной с обращением с отходами;

– целевое финансирование государственных и местных программ в области обращения с отходами, предусматривающих, в частности, научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, пилотные проекты в области обращения с отходами;

– организация системы финансирования работ по сбору и утилизации некоторых видов продукции в конце ее жизненного цикла (на стадии превращения в отход) за счет взимания платы с национальных и иностранных хозяйствующих субъектов, размещающих на рынке государства эту продукцию;

– создание условий для деятельности субъектов малого предпринимательства в системе управления отходами, разработка эффективных технологий работы с отходами, ориентированных на малый бизнес, а также технических средств, необходимых для реализации этих технологий;

– осуществление обязательного экологического страхования при обращении с опасными отходами, эксплуатации мусоросжигательных заводов, эксплуатации объектов удаления отходов, включая полигоны для всех видов отходов;

– поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов;

– возмещение в установленном порядке ущерба окружающей среде и здоровью людей, нанесенного при обращении с отходами;

– государственные преференции продукции, произведенной из отходов;

– экономическое стимулирование производителей отходов к вовлечению в хозяйственный оборот образующихся у них отходов.

3. В государстве устанавливается следующий механизм экономического регулирования в области обращения с отходами:

– определение приоритетов относительно финансирования по госу-дарственным контрактам хозяйствующих субъектов, которые внедряют малоотходные технологии, обрабатывают и утилизируют отходы, с учетом обеспечения приоритета утилизации отходов над их удалением, а также занимаются разработкой техногенных образований (месторождений);

– пересмотр перечня отходов, в отношении которых с учетом государственных интересов должен устанавливаться специальный режим стимулирования их сбора, заготовки и использования;

– регулирование комплексного тарифа по всем операциям в системе обращения с отходами потребления;

– целевое финансирование из средств бюджетов всех уровней научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных проектов по рациональному сбору, сортировке, утилизации отходов в качестве вторичных ресурсов, включая разработку техногенных образований (месторождений), обезвреживанию (обеззараживанию) и удалению отходов;

– предоставление возможности производителям отходов оставлять у себя часть средств от платежей за размещение отходов на финансирование мероприятий по уменьшению объемов образования и утилизации отходов в соответствии с обосно-ванными инвестиционными проектами и программами;

– создание фондов для целевого финансирования мероприятий, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, по утилизации техногенных образований (месторождений) за счет добровольных взносов производителей отходов, собственников отходов, отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов, граждан, с учетом возможностей экологического страхова-ния и т. п.

4. Основаниями для применения мер экономического регулирования являются:

– участие производителей отходов в реализации государственной и местных целевых программ в области обращения с отходами;

– применение хозяйствующими субъектами наилучших доступных технологий в области обращения с отходами, ресурсосберегающих и малоотходных технологий;

– внедрение хозяйствующими субъектами оборудования по переработке собственных отходов;

– использование хозяйствующими субъектами вторичного сырья;

– проведение производителями отходов мероприятий по рациональному использованию вторичного сырья;

– инвестирование в строительство объектов по обращению с отходами производства и потребления;

– иные основания.

Статья 26. Экономическое стимулирование деятельности

по сокращению образования отходов, вовлечению отходов

в хозяйственный оборот, предотвращению негативного

воздействия отходов на окружающую среду

1. Экономическое стимулирование деятельности по сокращению образования отходов, вовлечению отходов в хозяйственный оборот, предотвращению негативного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется на территории государства органами государственной власти, органами местного самоуправления посредством:

– частичного финансирования из государственного бюджета, бюджетов субъектов права и внебюджетных фондов;

– понижения размера платы за размещение отходов хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих уменьшение количества образующихся отходов;

– применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами;

– льготирования части налогов, поступающих в государственный бюджет, бюджеты субъектов права;

– предоставления бюджетных инвестиционных и налоговых кредитов из средств государственного бюджета, бюджетов субъектов права;

– размещения государственного заказа на закупки продукции, изготовленной из вторичного сырья.

2. В государстве устанавливаются налоговые, кредитные и иные льготы, снижение размеров платы за размещение отходов, применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с обезвреживанием и (или) утилизацией отходов, для хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, осуществляющих:

– внедрение малоотходных и безотходных ресурсосберегающих технологий и иные виды деятельности, обеспечивающей снижение образования отходов;

– сбор, сортировку, транспортирование отходов;

– утилизацию отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов на основе наилучших доступных технологий;

– сбор, прием у населения, заготовку вторичного сырья;

– реализацию целевых государственных и местных программ в области обращения с отходами;

– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по утилизации техногенных образований (месторождений).

В целях стимулирования мероприятий по уменьшению объемов образования и утилизации отходов хозяйствующим субъектам, которые внедряют наилучшие доступные технологии, направленные на уменьшение объ-емов образования отходов, утилизируют отходы в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), осуществляют сбор и заготовку отходов, строительство предприятий и цехов, про-изводство оборудования для утилизации отходов, осуществляют паевое участие в финансировании мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объ-емов их образования, могут предоставляться в соответствии с законодательством государства:

– льготы по налогообложению прибыли от реализации продукции, изготовленной с использованием отходов;

– приоритетное государственное кредитование;

– специальные государственные субсидии на уменьшение процентов за банковские кредиты, связанные с инвестициями, которые направляются на утилизацию отходов и изготовление соответствующего оборудования;

– дотации из государственного бюджета, бюджета субъекта права и местных бюджетов, других источников для изготовления продукции из вторичного сырья, транспортирования отходов (вторичного сырья) и (или) полуфабрикатов, полученных из этих отходов;

– информация о технологических возможностях и экономической эффективности утилизации отходов.

Местные органы государственной власти и органы местного само-управления могут определять в пределах своих полномочий дополнительные меры, связанные со стимулированием уменьшения объемов образования отходов и их утилизации.

Специализированные организации, осуществляющие размещение отходов потребления, могут освобождаться от платежей за размещение отходов при условии направления высвобождающихся средств на создание новых и реконструкцию существующих мест размещения отходов потребления в соответствии с санитарно-гигиеническими и экологическими правилами и нормами, установленными законодательством государства.

Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами осуществляются в соответствии с законодательством государства.

Порядок применения мер экономического стимулирования в области обращения с отходами утверждается государством.


Статья 27. Финансирование мероприятий по вовлечению отходов

в хозяйственный оборот и уменьшению объемов

образования отходов

Финансирование мероприятий по уменьшению объемов образования отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот осуществляется за счет средств производителей отходов и их собственников. Для финансирования этих мероприятий могут привлекаться средства фондов охраны окружающей среды, добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений, а также средства бюджетов всех уровней, предусмотренные на проведение мероприятий, включаемых в государственную и местные программы в области обращения с отходами и социально-экономического развития государства.

Статья 28. Плата за размещение отходов

1. Плата за размещение отходов устанавливается в зависимости от класса опасности отходов в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов.

2. Плата за размещение отходов взимается с хозяйствующих субъектов в соответствии с законодательством государства.

3. Размер платы устанавливается на основе нормативов, рассчитываемых на единицу объема размещаемых отходов, в зависимости от уровня их безопасности и социально-экономической значимости территории, на которой они будут размещены. За сверхлимитное размещение отходов плата взимается в увеличенном размере. За временное хранение отходов плата не взимается.

4. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяет государство.

5. Платежи за размещение отходов, образованных в процессе хозяйственной деятельности, осуществляются всеми хозяйствующими субъектами.


Статья 29. Тарифы на оказание услуг по сбору, транспортированию и

размещению отходов

Порядок формирования и утверждения тарифов на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории государства, определяется государством.


Статья 30. Требования по ограничению и предупреждению

отрицательного воздействия отходов на окружающую

среду и здоровье людей

В целях ограничения и предупреждения отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье людей за-прещается:

– вести какую-либо производственную деятельность, связанную с образованием отходов, без получения от специально уполномоченного государственного орга-на в области обращения с отходами лимитов на объемы размещения отходов;

– использовать результаты научных исследований, внедрять в практику изобретения, применять новую технику, импортное оборудование, технологии и системы, если они не предусматривают предупреждение или минимизацию объемов образования отходов на всех стадиях технологического процесса, их утилизацию и безопасное удаление;

– определять места размещения предприятий, установок, полигонов, комплексов и других объектов обращения с отходами, проектировать и строить региональные и межрегиональные комплексы обработки, обезвреживания, утилизации и удаления отходов, если они не соответствуют экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, установленным законодательством государства;

– принимать решения о размещении и развитии городов и других населенных пунктов без определения технических и иных мер по созданию условий для утилизации или удаления отходов потребления;

– вводить в действие новые и реконструированные предприятия и другие объекты, не обеспеченные оборудованием и технологиями для безопасного обращения с отходами, а также в случае отсутствия данных, необходимых для оценки их воздействия на окружающую среду и здоровье человека, согласно установленному в государстве порядку;

– вводить в действие новые и реконструированные предприятия, установки, полигоны, другие специально предназначенные для обращения с отходами сооружения без положительного заключения экологической экспертизы;

– передавать или продавать опасные отходы гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, если они не обеспечивают утилизацию или удаление этих отходов экологически безопасным способом;

– привлекать детей и подростков к организованному сбору опасных отходов;

– нарушать сроки переработки отходов, ввезенных на территорию государства по соответствующему разрешению как вторичное сырье.

Законодательством государства могут предусматриваться другие специальные меры по ограничению и предупреждению отрицательного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека.


Статья 31. Требования по предупреждению и (или) уменьшению

объемов образования отходов

В целях предупреждения и (или) уменьшения объемов образования отходов и стимулирования внедрения малоотходных технологий органы государственной власти, специально уполномоченный государственный орган в области обращения с отходами в пределах своей компетенции осуществляют:

– разработку и внедрение научно обоснованных нормативов образования отходов на единицу продукции (сырья и энергии), в соответствии с передовыми научно-техническими и технологическими дости-жениями;

– периодический пересмотр установленных нормативов образования отходов, направленный на уменьшение их объемов, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и экономических возможностей;

– установление на основе утвержденных нормативов (удельных показателей объемов образования отходов) лимитов на размещение отходов;

– разработку системы обращения с отходами, требования к которым перечислены в статьях 39, 40, 43, 44, 48, 50 настоящего Закона;

– разработку общих требований к обращению с отходами потребления;

– разработку системы информационного, научно-методического обеспечения производителей отходов сведениями о технологических и других возможностях уменьшения объемов образования и утилизации отходов на основе наилучших доступных технологий;

– введение в соответствии с настоящим Законом санкций за превышение лимитов на объемы размещения отходов.

Статья 32. Требования по вовлечению отходов в хозяйственный

оборот

1. Вовлечение отходов в хозяйственный оборот на основе утилизации отходов в качестве вторичных ресурсов является приоритетным направлением обращения с отходами.

Отходы подлежат утилизации в качестве вторичных ресурсов или по иному назначению с учетом технических (технологических) возможностей, экономической целесообразности, заинтересованности территории в сырье и (или) получаемой из отходов продукции, энергии, а также с учетом экологических условий территории.

2. Собственник отходов, являющихся вторичными ресурсами, обязан:

– проводить их утилизацию собственными силами на аттестованном перерабатывающем комплексе, либо

– заключить договор на их переработку с пользователем аттестованного перерабатывающего комплекса, либо

– заключить договор с посредником, занимающимся транспортированием, торговлей или посредничеством в области обращения с отходами.

3. Основой для создания системы взаимосвязанных организационных, научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, утилизации отходов в качестве вторичных ресурсов, безопасного для окружающей среды и здоровья людей удаления отходов, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду являются целевые государственные и местные программы в области обращения с отходами.

Хозяйствующие субъекты, являющиеся собственниками отходов, разрабатывают и утверждают в установленном порядке собственные объектовые (локальные) обязательные для исполнения программы в составе проектов обоснования лимитов на размещение отходов.

4. Перевод отходов в категорию вторичных ресурсов осуществляется собственником отходов в порядке, установленном государством.

5. Регулирование деятельности, связанной со сбором и заготовкой от-дельных видов вторичного сырья и постоянного обеспечения ими перерабатывающих предприятий, осуществляется путем предоставления разрешений на сбор и заготовку соответствующих видов вторичного сырья, перечень которых устанавливается государством. Порядок предоставления разрешений на сбор и заготовку отдельных видов вторичного сырья устанавливается государством.


Статья 33. Требования к разработке ресурсных техногенных

месторождений (образований)

1. Техногенные месторождения (образования) составляют неотъемлемую часть минерально-сырьевой ресурсной базы государства.

2. Права и обязанности пользователя ресурсного техногенного месторождения (образования) возникают с момента получения им лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых.

В случае если в условиях ранее выданной лицензии право пользования ресурсными техногенными месторождениями (образованиями) не закреплено, пользователь обязан получить отдельную лицензию в соответствии с законодательством государства о недрах.

3. Преимущественное право на разработку ресурсных техногенных месторождений (образований) имеют создавшие их организации. В случае их отказа от переработки либо переработки в неполном объеме государство вправе предоставить отдельную лицензию на разработку ресурсного техногенного месторождения (образования) другому лицу.

Организация, в результате деятельности которой образовалось ресурсное техногенное месторождение (образование), не вправе отказаться от его содержания до передачи права на разработку этого техногенного месторождения (образования) другому лицу.

4. Предоставление лицензии на разработку ресурсных техногенных месторождений (образований) может осуществляться на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов и их условия устанавливаются государством.

Условия конкурса могут предусматривать на основе соглашения о разделе продукции передачу части продукции, полученной при разработке техногенных месторождений, в государственную собственность.

5. Отношения, возникающие в процессе осуществления национальных и иностранных инвестиций в изучение и переработку ресурсных техногенных месторождений (образований), регулируются соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в соответствии с законодательством государства.

6. Хозяйствующие субъекты, получившие право на разработку ресурсных техногенных месторождений (образований), обязаны обеспечивать их надлежащее размещение, ведение паспорта и добычу ценных компонентов в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими нормативами и требованиями законодательства государства, проводить их геологическое изучение и эколого-экономическую оценку.

7. Разработка ресурсного техногенного месторождения (образования) осуществляется с применением безотходных и малоотходных технологий. Запрещается применение технологий, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

8. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие разработку ресурсного техногенного месторождения (образования), обязаны вести учет продуктов переработки и отходов производства, а также разрабатывать и утверждать программы управления отходами, предусматривающие комплексную переработку минерального сырья и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по повышению комплексности использования сырья, определению областей применения отходов производства и созданию технологий их утилизации, строительству новых современных производств. Уровень комплексности использования минерального сырья из техногенных ресурсов по отдельным организациям определяется уполномоченным государственным органом по использованию и охране недр в соответствии с законодательством государства.

  • Содружества Независимых Государств Модельный закон (5)

    Закон

    Целью настоящего Закона является гармонизированное с международными нормами регулирование хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан.

  • Содружества Независимых Государств Модельный закон (6)

    Закон

    Целью настоящего Закона является создание правовых основ для разработки и реализации мер государственной поддержки и стимулирования научной, на­учно-технической, научно-педагогической и инновационной деятельности научных работников,