Деревообработка и заготовка

Утилизация отходов производства и потребления. Утилизация и переработка отходов производства и потребления. Приложение В.Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории РФ…………………………………………

(Реферат)

  • Рязанцева А.В., Лукашина Г.В. Паспорт опасности отходов. Определение класса опасности отходов (Документ)
  • Милюков С.В., Прошкина О.Б. Утилизация отходов металлургического производства часть 2 (Документ)
  • Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления (Документ)
  • Сметанин В И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления (Документ)
  • Гарин В.М. Утилизация твердых отходов (Документ)
  • Сбор и утилизация отходов (Документ)
  • Клинков А.С. Утилизация полимерной тары и упаковки (Документ)
  • Утилизация резиносодержащих отходов, на примере утилизации шин пневматических отработанных (Документ)
  • n1.doc

    Введение………………………………………………………………….

    Глава 1. Отходы производства и потребления …………………….

    1.1. Электронная биржа отходов………………………………………..

    Сортировка макулатуры является важным предварительным условием для обеспечения бумажной промышленности необходимыми качествами макулатуры. С одной стороны, это включает в себя удаление неметаллообразующих веществ из группы и, с другой стороны, сбор определенных типов макулатуры, которые востребованы бумажной промышленностью. Сортировка выполняется вручную или полуавтоматически и в конечном итоге представляет собой гарантию качества перед передачей использованной бумаги на бумажную фабрику.

    Пластины из гипсового волокна не могут быть приняты. Используемое стекло используется главным образом при производстве нового стекла, благодаря чему сохраняется большое количество энергии и сырья. Для этого необходимо, чтобы стекло сортировалось. Это делается путем отдельного сбора в стеклянных контейнерах и полностью автоматической сортировки, отдельные цвета также допускают определенную степень неправильного разделения по цвету, к которому возможно обычное плавление для рециркуляции. Например, зеленое стекло допускает до 15% иностранных цветов, коричневое стекло до 8%, белое стекло, однако не более 0, 5%.

    1.2. Источники образования отходов производства и

    Потребления. Классификация отходов………………………………….

    1.3. Нормирование образования отходов……………………………….

    1.4. Методы определения классов опасности…………………………..

    1.5. Полигоны для размещения опасных и твердых бытовых отходов

    Глава 2. Утилизация твердых отходов производства ……………...

    Зеленые или коричневые бутылки поэтому являются частью контейнера для зеленого стекла. Пластиковые отходы варьируются в зависимости от их происхождения и чистоты. Отходы производства и потребления, а также очищенные, отсортированные и смешанные загрязненные отходы. Чистые, одноразовые отходы обрабатываются, при необходимости после очистки водой, в основном, обычными методами обработки пластмасс. После всех усилий по предотвращению и рециркуляции материала остаются фракции, чье восстановление материала или сырья невозможно или полезно по техническим, экономическим или экологическим причинам.

    2.1. Зола и шлаки тепловых электростанций…………………………...

    2.2. Шлаки черной и цветной металлургии……………………………..

    2.3. Переработка строительных отходов………………………………..

    2.4. Отходы производства резин и амортизированных шин…………..

    2.5. Отходы производства пластмасс……………………………………

    2.6. Отходы торфяной и лесной промышленности…………………….

    Свалка таких веществ вступила в силу с момента вступления в силу Постановления об отходах. Однако на практике это ограничено высокими требованиями мусоросжигательных заводов к природе топлива. Строительные отходы состоят из материалов, образующихся при строительстве, ремонте или сносе зданий. Все виды камней, в том числе строительный раствор, гипс, кирпич, плитка и бетонирование, называются щебнем. Даже раковины и туалеты могут быть утилизированы как щебень.

    Если в строительных отходах содержатся другие материалы, содержимое контейнера должно быть утилизировано как строительный мусор и отсортировано соответствующим образом. Вот почему он рассчитывает сохранить чистоту камня при строительстве на стройплощадке.

    2.7. Зола и шлаки мусоросжигательных заводов………………………

    Глава 3. Утилизация жидких и пастообразных отходов

    производства ………………………………………………….

    3.1. Кислые гудроны……………………………………………………..

    3.2. Отработанные минеральные масла…………………………………

    3.3. Нефте- и маслошламы……………………………………………….

    Мы рады сообщить вам, какие компоненты не находятся в обломках. Кровельная плита часто используется во многих старых домах как защита от влаги под кирпичами или тому подобное. Для модернизации и сноса кровельный войлок часто используется в качестве материала для переработки.

    Во многих случаях он либо задерживается, либо битуминоз, и поэтому требует экологически чистой и профессиональной утилизации. Если вы не совсем уверены в том, какой материал используется на крышах, на самом деле, мы будем рады сообщить вам об этом. Вы хотите избавиться от пластика, и теперь вы ищете подходящую услугу для контейнеров? Мы хотели бы рекомендовать нас в области вашей утилизации пластмасс. Мы фокусируемся на удалении пластмасс различных типов. Мы утилизируем пластмассы, которые больше не подходят для производства и имеют дело с переработкой перерабатываемых пластмасс.

    3.4. Отработанные смазочно-охлаждающие жидкости………………...

    3.5. Отходы растворителей………………………………………………

    3.6. Отходы лакокрасочных материалов………………………………..

    3.7. Отходы подготовки природных вод………………………………..

    3.8. Осадки производственных сточных вод……………………………

    Глава 4. Утилизация газообразных отходов производства ………..

    Поскольку пластмассы производятся химическим способом из природного сырья, такого как сырая нефть, уголь или даже природный газ, мы должны исключить использование пластиковых отходов экологически сознательным образом. Это возможно с помощью утилизации. Отходы пластмассы подразделяются в зависимости от их происхождения и чистоты. Он различает производственные и потребительские отходы, а также чистые, смешанные и загрязненные.

    Утилизация пластмасс может быть материалом, сырьем и энергией. Для профессионального удаления и переработки вашего пластика мы предлагаем вам оптимальное обслуживание. Если у вас есть вопросы по утилизации пластика, мы будем рады сообщить вам по телефону или электронной почте.

    4.1. Пары органических растворителей…………………………………

    4.2. Диоксид углерода……………………………………………………

    4.3. Оксиды серы………………………………………………………….

    4.4. Оксиды азота…………………………………………………………

    4.5. Сероводород………………………………………………………….


    5

    Глава 5. Утилизация бытовых отходов ………………………………

    5.1. Характеристика твердых бытовых отходов (ТБО)………………..

    В Германии ежегодно используется около 12, 5 млн. Тонн пластмасс из ископаемого топлива. Для упаковочного материала используется более трети. Упаковка быстро перемещается, поэтому их нужно перерабатывать через короткое время, поскольку они уже теряют отходы примерно через 3 месяца. Поэтому переработка пластмасс имеет высокий приоритет для защиты окружающей среды и ресурсов. Это приводит к эффективной утилизации, облегчению окружающей среды, защите ресурсов. Ответственное потребление и отходы.

    Потребительство, являющееся следствием большего богатства и экономической глобализации, вызвало немало проблем для богатого мира, способствуя таким заболеваниям, как ожирение, и не решило проблемы беднейших слоев населения. «Мир потребляет продукты и услуги неустойчивыми темпами, имея серьезные результаты для благосостояния людей и планеты», - подчеркивается в докладе.

    5.2. Анализ наиболее распространенных и перспективных методов решения проблемы ТБО…………………………………………….

    5.3. Утилизация некоторых других видов промышленных и бытовых отходов……………………………………………………………….

    Глава 6. Плата за загрязнение окружающей среды ………………...

    6.1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников………………………………………….

    Необузданное потребление, которое характеризует текущую модель развития, может иметь экологические и социальные последствия, поскольку оно стало отличительной чертой многих граждан. Верно, что увеличение потребления позволило удовлетворить основные потребности растущего населения и создание рабочих мест, все это, надо сказать, в развитом мире, а не в том, что пытается развиваться. Но, к сожалению, это также означало разрушение естественных систем, от которых мы все зависим, а также от тех, которые пытаются жить в развивающемся мире.

    Это потребление уже превысило намерение удовлетворить текущие потребности и не учитывало потребности будущих поколений, то есть оно уже давно перестало быть устойчивым потреблением. Нам не нужно так много, чтобы быть счастливыми, жить лучше или иметь более удовлетворительные социальные отношения. Мы погрузились в культуру избытка, иногда приобретая вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на других, из чистой суеты, удовольствия, нарциссизма или просто из-за этого. Это явление растет в развивающихся странах из-за глобализации.

    6.2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников…………………………………………..

    6.3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты………………………………………

    6.4. Расчет платы за размещение отходов………………………………

    Глава 7. Экологическое право ………………………………………...

    Другими словами, основными последствиями экономической глобализации являются увеличение социального неравенства и большая деградация окружающей среды. На данный момент это уже не новость, и все специалисты согласны с этим анализом. Но единодушие больше не является итогом, когда дело доходит до оценки того, как долго ситуация будет устойчивой и какие меры предпринять.

    Те, кто применяет эту форму капитализма на практике, понимают, что необходимо только либерализовать торговлю и потоки капитала таким образом, чтобы они могли торговать с ними без какого-либо контроля в любой точке мира, чтобы никто не мог навязывать им условия; приватизировать, потому что они утверждают, что вся общественность неэффективна, чтобы сделать рынок труда более гибким, то есть превратить работников в переменную стоимость, имея возможность нанимать их по зарплате, которая кажется подходящей для компании, и увольнять их, когда им это подходит; и, наконец, дерегулировать, то есть ликвидировать все общественные правила экономической и социальной жизни, чтобы они могли устанавливать свои собственные правила.

    Библиографический список …………………………………………....

    Приложение А. Федеральный классификационный каталог отходов...

    Приложение Б. Оформление проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР)………………………………………………………

    Приложение В.Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории РФ………………………………………………………...


    219

    219
    223
    243

    Хосе Луис Сампедро отмечает, что «экономический либерализм настаивает на том, чтобы ни правительства, ни кто-либо не вмешивались в эту абсолютную свободу передвижения для операций на рынке», и объясняет феномен глобализации такими словами: экономикой современной международной системы он движется сегодня в климате, обусловленном двумя условиями: практически мгновенной возможностью связи и экономических трансфертов, с одной стороны, и, с другой стороны, широкой либерализацией частных операций и отсутствием контроля над ними, что переносит большой набор экономических решений важный с правительственного уровня с демократическим контролем в области частной власти, освобожденной от гражданского контроля.

    249
    249
    251
    255

    370

    ВВЕДЕНИЕ
    Отходы и их утилизация справедливо считаются одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Она усугубляется тем, что лишь в последние десятилетия XX века ей стало уделяться повышенное внимание на самых разных уровнях от международного до национального (регионального и местного). Решение этой проблемы пытаются найти специалисты различных отраслей науки и производства.

    Согласно Андалузской сети ответственного потребления, последствия этой ситуации в мире. Мы должны предположить, что до глобализации уже существовали такие проблемы, как нищета, безработица или неравенство, но, возможно, нынешняя модель способствовала их усугублению. Нельзя также утверждать, что чем больше число жителей, тем больше давление на природные ресурсы, предназначенные для выживания и производства потребительских товаров, а также на большее воздействие на окружающую среду от отходов, образующихся в промышленных и потребительских процессах. индивидуально.

    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. определяет понятие «отходы производства и потребления» как «остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства». Особое место в ряду отходов занимают опасные отходы. В соответствии с законом опасные отходы – это «отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами».

    Это консенсусный и очень общий документ, но это основа для работы. В этом смысле Аркадий Оливерес указывает на парадоксальную, но реальную ситуацию: цена на продукты, продаваемые странами третьего мира, фиксируется соответствующими международными рынками; однако цены на продукты, которые они покупают, фиксируются компаниями, которые продают эти продукты. Мы приходим к тому, что все, что покупают страны третьего мира, становится все более дорогостоящим, а то, что они продают, становится все дешевле.

    Знаменитая фраза «внешний долг, вечный долг» увековечена. Борьба с этим долгом выходит за рамки того, чтобы заставить его исчезнуть с ударом, если это было возможно; необходимо изменить систему международных торгово-экономических отношений. Президент Уганды Иовери Мусевени предложил доступ к развитым рынкам в качестве основного требования к слаборазвитому миру.

    Вышеупомянутый закон вводит термин «обращение с отходами», который раскрывается как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору и утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Утилизация – это применение отходов для производства товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии). Обезвреживание – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание их на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов, не подлежащих в данный момент утилизации или обезвреживанию (в связи с отсутствием технологий), в специальных хранилищах для исключения попадания вредных веществ в окружающую среду. Размещение отходов включает два этапа обращения с ними – хранение и захоронение и осуществляется на специально оборудованных сооружениях (полигонах, хвостохранилищах, отвалах, шламонакопителях). Транспортирование отходов включает трансграничное перемещение, то есть их перевозку с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства, при условии, что такое перемещение затрагивает интересы не менее двух государств. К большому сожалению российских экологов, федеральным законом от 10 июля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в закон «Об охране окружающей природной среды» разрешен ввоз отходов АЭС на территорию России с целью захоронения и обезвреживания. Следует также выделить термин «транспортирование опасных отходов», то есть их перевозку при наличии паспорта опасных отходов специально оборудованными и снабженными специальными знаками транспортными средствами при соблюдении требований безопасности при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах, упаковке, маркировке с указанием количества, цели и места назначения.

    Помощь не служит стартером. Он провалился за последние 40 лет. Поэтому наш мир является парадигмой разнообразия, но также и неравенства. Подумать об этом как о месте, где все его жители потребляют природные ресурсы так же, как в богатых западных странах, страдают некоторые из них, а другие видят опасность в демографическом взрыве.

    Арангурен, который определяет экономическую глобализацию как «экономический, политический и интеллектуальный тоталитаризм, который пытается всеми силами добиться того, чтобы мы стояли на коленях перед предполагаемым великим триумфом рынка», говорит, что у него есть альтернатива так называемой гласной солидарности, также известной как глокализация или глокализм, термин, который подразумевает требование, погружение в диалектический процесс, в котором местные процессы и переживания - те из наших окрестностей, среды, школы, города, страны - объединены с глобальными анализами.

    В целом положение с обращением с отходами остается крайне неудовлетворительным для большинства регионов России из-за отсутствия полигонов захоронения и перерабатывающих заводов, недостатка финансовых средств для ликвидации угроз чрезвычайных экологических ситуаций и реализации региональных программ, усиления техногенных нагрузок на окружающую среду, большого количества уже накопленных отходов. Вследствие незавершенности разработки эффективной государственной политики в сфере обращения с отходами также возникают проблемы здоровья населения, проживающего на территории планируемых к строительству объектов захоронения или даже утилизации отходов.

    Ежегодно в России образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется (утилизируется) только 2 млрд. т или 28,6 %. В результате на территории РФ уже накоплено более 80 млрд. т только твердых отходов. Под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель (без учета «несанкционированных» свалок). Причем «полигоны» в большей своей части более похожи на свалки, потому что вопреки своему названию отрицательно влияют на элементы окружающей среды (атмосферу, поверхностные и подземные воды). В городах и поселках городского типа по прогнозам в 2005 г. будет образовано около 35 млн. т твердых бытовых отходов. Смешение пищевых и других видов твердых бытовых отходов существенно снижает возможность утилизации последних, усложняет работу мусоросортировочных станций.

    Велика доля опасных отходов. В настоящее время их образуется около 1,8 млрд. т, из которых обезврежено лишь 15 %. Остальные отходы, не подлежащие использованию и переработке из-за отсутствия технологий или оборудования, направляются на захоронение в 2955 мест захоронения отходов, 539 из которых не отвечают нормативам экологической и санитарной безопасности. Места захоронения занимают территорию в 37,2 тыс. га. Самым негативным является то, что незначительно утилизируются, в основном, самые токсичные отходы (1,2,3 классов опасности). Средний уровень их использования составляет 10-12 % в разные годы. В итоге около 90 % этих отходов поступает в окружающую среду, являясь наиболее весомым фактором её загрязнения. В то же время, они обладают ресурсной ценностью и относятся к невозобновляемым природным ресурсам.

    В различных российских экологических программах имеется раздел, касающийся обращения с отходами. В РФ действует Федеральная целевая программа «Отходы» до 2010 года. Характерно то, что вводная часть этой программы начинается с констатации того факта, что сложившаяся в сфере обращения с отходами ситуация ведет «к сильному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны». Данная программа (конечно, в случае её реализации) сориентирована на: снижение всего лишь на 20-30 % негативного воздействия отходов на окружающую среду в районах осуществления пилотных проектов переработки отходов; сокращение отчуждения земель под полигоны и свалки за счет переработки отходов; экономию сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление и распространение опыта с целью вовлечения предприятий в процессы использования и обезвреживания вновь образующихся и уже накопленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; производство и ввод на рынок пользующихся спросом товаров, изготовленных из (или с применением) отходов. Однако финансирование всех экологических программ систематически производится не в полном объёме, что осложняет и без того тяжелую ситуацию с проблемой отходов. Остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию законодательства и управления в сфере обращения с отходами.

    Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что проблема обращения с отходами является общенародной и её невозможно разрешить без широкого участия всех слоев населения, и в первую очередь технической интеллигенции. Для этого необходима соответствующая литература, которой в настоящее время явно недостаточно. Как правило, в учебниках, посвященных различным технологическим процессам, раздел, касающийся переработки отходов, или совсем отсутствует, или изложен слишком лаконично. При этом нет информации о возможности использования в данной области отходов других производств. Возможность утилизации использованных материалов должна предусматриваться в разрабатываемых проектах не только технологий, но и новых видов конструкций оборудования и материалов.

    Дефицит технической литературы по утилизации отходов значительно возрос в связи с введением в конце 90-х годов в государственные стандарты всех общеинженерных и экономических специальностей дисциплины «Экология», где предписано разделу «отходы» уделить повышенное внимание. Пособие будет использовано при разработке лекций по курсам «Общая и промышленная экология», «Экологические функции биосферы и защиты среды обитания», «Средства защиты среды обитания», «Экономика природопользования», а также в курсе «Безопасность жизнедеятельности».

    Необходимо отметить, что промышленные и сельскохозяйственные предприятия и организации стали более серьёзно относиться к проблеме отходов. Для успешного обучения инженерно-технического персонала, которому в учебном процессе ранее не представлялся хотя бы краткий курс «Экология», также требуется пособие, полностью посвященное проблеме утилизации отходов производства и потребления. Эти знания помогут предприятиям и организациям успешнее продвигаться к получению сертификата по международному стандарту ИСО-14000 и включать в каждый свой технологический регламент раздел «Утилизация отходов производства и потребления» (ведь когда-то их продукция также станет отходом).

    Данное пособие может быть использовано преподавателями старших классов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и повышения квалификации, работниками средств массовой информации и активистами общественных экологических движений.

    Пособие может внести определенный вклад в формирующуюся систему непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения различных возрастных и национальных групп населения. В нем авторы постарались отразить вопросы формирования наиболее распространенных отходов производства и потребления, их классификацию, влияние на здоровье человека и окружающую среду и возможные варианты их утилизации с получением востребованных обществом материалов и изделий. Естественно, что в одном пособии ограниченного объёма нельзя охватить все многообразие имеющихся отходов. Но если представить, что все приведенные в нем реальные технологии переработки отходов были бы повсеместно внедрены, то это можно было бы считать гигантским шагом в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
    Глава 1. ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

    Проблема образования, размещения, утилизации, захоронения отходов является достаточно многоплановой, охватывающей все отрасли материального производства, сферы услуг и быта и тесно связанной с решением проблем охраны окружающей среды и рационального использования материально-сырьевых ресурсов. Вместе с тем, эта проблема имеет свои особенности и потому утвердилась у нас в стране и за рубежом в качестве самостоятельной хозяйственной задачи, требующей для своего решения специфичес-кого подхода.

    Накопление значительных масс твердых отходов во многих отраслях промышленности обусловлено существующим уровнем технологии переработки соответствующего сырья и недостаточ-ностью его комплексного использования. Удаление отходов и их хранение являются дорогими мероприятиями. Уровень оперативной утилизации отходов является низким: в хозяйственный оборот вовлекается только пятая часть отходов. В то же время, значительная часть твердых отходов промышленных предприятий может быть эффективно использована в народном хозяйстве. При этом 1 % минеральных отходов равноценен дополнительному вовлечению в производство сырья, необходимого для получения около 1 млн. т стали, примерно 6,5 млн. т угля и 4,9 млн. т нефти, до 6 млрд. м 3 природного газа и 15 млрд. кВт·ч электроэнергии.

    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. В настоящем федеральном законе используются следующие основные понятия:

    отходы производства и потребления (далее – отходы) ­– остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

    опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

    обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

    размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

    хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

    захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

    использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии:

    обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

    объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

    трансграничное перемещение отходов – перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

    лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

    паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе:

    вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

    Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются (статья 3 ФЗ):


    • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

    • научно обоснованное сочетание экологических н экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

    • использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

    • комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

    • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

    • доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

    • участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
    К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся (статья 5 ФЗ):

    • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

    • проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

    • осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;


    • определение компетенции специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

    • разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

    • лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

    • установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

    • осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

    • организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

    • обеспечение населения информацией в области обращения с отходами; определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения


    • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

    • осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.
    К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся (статья 6 ФЗ):

    • обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;

    • осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования;

    • проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

    • определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами и компетенции данных органов;

    • организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

    • проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

    • разработка и реализация реальных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

    • обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

    • обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;

    • участие в ведении государственного кадастра отходов;

    • участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами;

    • иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.
    Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды (ОПС).

    Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами (статья 25 ФЗ) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:


    • контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;

    • контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;

    • контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;

    • контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

    • контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

    • контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов

    • контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

    • контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;

    • выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;

    • привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
    Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Производственный контроль в области обращения с отходами (статья 26 ФЗ об отходах) организуют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

    Общественный контроль в области обращения с отходами (статья 28) осуществляют граждане или общественные объединения.

    Неисполнение и ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
    1.1. Электронная биржа отходов

    В настоящее время требуется создать и внедрить систему обращения с отходами, позволяющую довести информацию об их наличии до широкого круга предприятий, для которых они могут представлять интерес как сырьевой ресурс, способный заменить традиционный и обеспечить повышение экономической эффективности производства. Одновременно эта система может существенно уменьшить объемы захоронения отходов и способствовать решению ряда задач использования вторичного сырья:


    • расширение круга разработчиков технологий утилизации отходов и соответствующего оборудования для их реализации;

    • уточнение сведений о количественном и качественном составе отходов на региональном и федеральном уровне;

    • сокращение использования первичного сырья из невозобновляемых природных ресурсов при наличии вторичного сырья на основе регулирования органами государственного управления;

    • включение в ежегодные федеральные и региональные доклады о состоянии окружающей среды сведений о динамике изменений количества отходов и продукции, выработанной с их использованием.
    Существует значительное количество организаций, фирм, малых предприятий и отдельных предпринимателей, предлагающих свои разработки и технологические проекты по утилизации, рекуперации отходов, а также различные виды оборудования и др. Но в настоящее время нет механизма, сводящего покупателей (предъявителей спроса) с продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг. В качестве основной задачи, решаемой рынком отходов, можно было бы рассматривать предоставление информации в области предложения и спроса отходов, имеющих определенный ресурсный потенциал и используемых в качестве вторичного сырья.

    В этом случае в качестве товара можно рассматривать отходы:


    • образующиеся в реальном времени и являющиеся вторичным ресурсом,

    • размещенные на объектах хранения и являющиеся вторичным ресурсом.
    Следовательно, в ситуации, когда отход использовать экономически невыгодно или в принципе невозможно, у производителя отходов возникают потребности в услугах по обезвреживанию, размещению отходов. Формируется спрос на новый товар – работы и услуги природоохранного назначения в области обращения с отходами.

    Управление отходами производства и потребления является составляющей системы управления охраной окружающей среды. Несмотря на введение в действие современных механизмов управления отходами (лицензирование, экологические платежи, нормирование и т.д.), эффективность управления отходами остается на низком уровне. Основные причины такой ситуации:


    • недостаток первичной информации, требующейся для целей управления отходами;

    • отсутствие достоверных баз данных по обращению с отходами, по объектам их размещения, по действующим предприятиям, осуществляющим использование, обезвреживание отходов.
    С другой стороны, существуют государственные и муниципальные организации, ведущие реестр отходов предприятий города и области; фирмы, организации и специалисты, имеющие идеи, технологии, оборудование по переработке и утилизации отходов; предприятия, заинтересованные в закупке дешевого вторичного сырья подходящей кондиции для использования в производстве; предприятия, заинтересованные в продаже отходов как вторичного сырья вместо вывоза на свалку; инвесторы, готовые финансировать эффективные проекты; государственные и муниципальные службы, работающие с экологическими проблемами.

    Одним из путей рационального решения комплекса экологических и экономических проблем может стать составление Каталога промышленных отходов (электронная биржа отходов) на базе региональных торгово-промышленных палат (ТПП) (рис.1.1).

    Предприятие –

    Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. На свалках построены все древние города мира: отходами быта и производства заваливались ближайшие овраги, а по мере роста городов на этих территориях начиналось новое строительство. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Перенаселенная Западная Европа, потеряв значительную часть своих жителей от «болезней грязных рук», раньше России начала решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки.

    В настоящее время основной целью обращения с отходами производства и потребления является предотвращение их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления. Отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

    В XX в. в связи с быстрой урбанизацией комплекс проблем, связанных с образованием отходов, особенно обострился. При этом темпы роста отходов определяются не столько темпами прироста населения, сколько изменением его доходов и образа жизни, т.е. проблема резкого возрастания объемов отходов производства и потребления во многом является следствием ценностных ориентиров общества. На одного жителя Земли приходится в день от 0,5 кг в развивающихся до 2 кг отходов в развитых странах. Учитывая, что темпы роста населения городов в развивающихся странах составляют 5% в год, а в Западной Европе города практически слились с селами, проблемы отходов будут обостряться.

    По данным официальной статистики, в России ежегодно образуется от 2,7 до 3,9 млрд т отходов: 2,6 млрд т промышленных отходов; 700 млн т жидких отходов птицеводства и животноводства; 35-40 млн т ТБО; 30 млн т осадков сточных вод; 3 млн т медицинских отходов. Общий объем неутилизированных (накопленных) отходов - 82 млрд т, из них более 1,5 млрд т высокотоксичных.

    Отходы производства и потребления подразделяют на промышленные, твердые бытовые (ТБО), медицинские, биологические, радиоактивные, древесно-растительные, крупногабаритный мусор, строительные отходы и грунты, осадки очистных сооружений водопровода и канализации, осадки ливневых очистных сооружений.

    Наибольшую проблему для жилищно-коммунальных служб составляют твердые бытовые отходы, поскольку они, во-первых, образуются повсюду и, во-вторых, разработку способов их сбора, обезвреживания и утилизации затрудняет то обстоятельство, что эта группа отходов представляет собой многокомпонентную смесь различного фракционного состава.

    За последние десятилетия структура ТБО претерпела существенные изменения. Если в начале XX столетия мусорные свалки городов состояли в основном из остатков продовольствия и тяжелой фракции канализационных стоков, то сейчас на первом месте находятся такие компоненты, как бумага, стекло, металлы, полимеры.

    Усредненные оценки удельного веса главных составляющих ТБО по отдельным странам обычно характеризуются следующими средними пропорциями: 20-50% макулатуры, до 40% пищевых отходов, по 2-5% черных и цветных металлов и пластмасс, 4-6% стекла и текстиля.

    В Москве состав и объемы накопления бытовых отходов несколько отличаются от общепринятых для средней полосы России. Так, утвержденная норма накопления бытовых отходов на 1 человека в год составляет 1 м3 или 250 кг, а морфологический состав выглядит следующим образом: бумага, картон - 38,2%; пищевые отходы - 28,6%; дерево, листья - 9,1%; текстиль - 7%; кожа, резина - 4,9%; полимерные материалы - 4,4%; кости - 3,2%; черный металл - 1,8%; цветной металл - 1%; стекло - 0,6%; керамика, камни - 0,5%; отсев (менее 15 мм) - 7%.

    Наша столица по нормам образования различных видов отходов не отличается от мегаполисов Западной Европы, несколько отставая от них по количеству бытовых отходов на душу населения. Однако проблема управления отходами в России по сравнению с Западной Европой усложняется более суровым климатом, а в Московском регионе еще и очень высокой плотностью населения - более 32 тыс. человек на квадратный километр. С целью пресечения неконтролируемой эмиссии отходов в окружающую среду создаются системы управления отходами.

    К настоящему времени разработан ряд методов переработки ТБО. По технологическому принципу они делятся на биологические, химические, термические, механические, смешанные. Наибольшее распространение получили методы складирования (механические), сжигания (термические) и компостирования.

    Ввиду большой неоднородности количественного, качественного и фракционного состава ТБО во всех странах мира используется преимущественно метод их складирования на специально подготовленных свалках или полигонах. В результате проблема мусорных свалок является сегодня одной из наиболее актуальных. Количественно это иллюстрируется следующими показателями: численность населения планеты ежегодно возрастает на 1,5-2%, а объем мусорных свалок - на 6%, т. е. в 3-4 раза быстрее. Каждый житель городов Европы ежегодно выбрасывает 377 кг отходов, а житель США - до 500 кг.
    Прогнозы показывают, что несмотря на достаточно высокие темпы прироста мощностей промышленных установок по переработке и обезвреживанию ТБО, количество складируемых отходов к 2010 г. составит около 65%. Развитие полигоностроения происходит в основном за счет увеличения удельной нагрузки на единицу площади полигона путем повышения степени уплотнения складируемых ТБО и высоты складирования. Современные катки-уплотнители позволяют уплотнять ТБО на полигонах до 0,8 т/м3. Высота складируемых ТБО на ряде зарубежных полигонов достигает 60 м. Использование этих
    методов позволяет увеличить емкость полигонов в 5-6 раз.

    Основные проблемы захоронения ТБО заключаются в том, что, во-первых, полигоны требуют отведения значительных площадей, и во-вторых, при удалении отходов происходит безвозвратная потеря содержащихся в них полезных компонентов. К тому же формирование свалок, в особенности неорганизованных, сопровождается рядом сопутствующих проблем: загрязнением атмосферного воздуха метаном, сернистым газом, парами растворителей и т. д.; загрязнением почвы и грунтовых вод тяжелыми металлами, растворителями, полихлорбифенилами, диоксидами, инсектицидами и другими токсичными соединениями; эпидемиологической опасностью и т. п.

    В связи с этим основным принципом проектирования полигонов является охрана окружающей среды. С целью защиты поверхностных и подземных вод под строительство полигонов выбираются участки земли с определенными видами грунта. Защита атмосферы обеспечивается путём наружной изоляции уплотненного слоя ТБО грунтом, строительными (или инертными) и промышленными отходами. Такой наружный изолирующий слой исключает возможность возникновения пожаров. Охрана почв прилегающих к полигонам участков достигается установкой вокруг площадки разгрузки мусоровозов сетчатых ограждений, которые задерживают разносимые ветром легкие фракции ТБО. Наружная изоляция ТБО, их дробление, уплотнение тяжелыми катками создают преграду для мух и грызунов.

    Все сказанное выше показывает огромную опасность для окружающей среды неорганизованных свалок. Несмотря на это их количество исчисляется сотнями. В 1994 г. в Московской области имелось 210 полигонов и свалок твердых бытовых и промышленных отходов общей площадью 678 га. 96 из них были действующими. Кроме того существовали свыше 200 несанкционированных свалок ТБО и промышленных отходов в лесах, оврагах, брошенных карьерах, придорожных кюветах. В настоящее время на территории города имеется около 70 несанкционированных свалок.

    Чрезвычайно важным является такой источник загрязнения окружающей среды, как свалки, подлежащие рекультивации. В Москве в 1997 г. было зарегистрировано 88 свалок общей площадью около 387,73 га. Это, как правило, старые стихийные свалки, которые до сих пор выделяют метан, содержат соли тяжелых металлов, имеют радиоактивные элементы, отравляют подземные воды, почву, атмосферный воздух.

    В разных странах применяются различные методы обезвреживания, переработки и утилизации ТБО. Так, в Дании только 9% из них захоранивается на полигонах, а 87% сжигается на мусоросжигательных установках (МСУ), в Японии эти соотношения соответственно составляют 14 и 82%, в США - 81 и 12%, в то время как в России на свалках и полигонах размещается 96% отходов и только 2% уничтожается на мусоросжигательных заводах (МСЗ).

    Эколого-гигиеническая эффективность МСУ определяется комплексом условий, основными из которых являются: состав ТБО, количество и распределение в топках воздуха, идущего на их окисление, температура топочных газов и сжигания в целом, время пребывания отходов в топках, особенности смешивания воздуха с летучей фракцией выбросов. Мусоросжигание в последние годы вызывает у специалистов и населения всё больше возражений. Несмотря на очистку, выбросы МСУ в атмосферу содержат тяжелые металлы и диоксины. По этим причинам, несмотря на высокую технологию очистки, во Франции закрыты 34 завода из 36. Единственный построенный в России во Владимире МСЗ на отечественном оборудовании при сжигании тонны ТБО образует в среднем 320 кг шламов, 30 кг летучей золы и 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих диоксины, тяжелые металлы и другие токсиканты. В результате многолетней работы МСЗ в Роттердаме (Нидерланды) в радиусе 30 миль от него загрязнение коровьего молока диоксинами достигло такого уровня, что его продажа и потребление были запрещены. В Швеции мусоросжигание приводит к ежегодному выбросу в окружающую среду 3,3 т ртути, 0,5 т кадмия и 8400 т соляной кислоты. Зола и шлак МСУ содержат высокие концентрации тяжелых металлов.

    В США реализуется широкомасштабная программа модернизации МСУ, требующая дополнительных затрат на уровне 300-500 млн долларов в год. При этом ставится задача снижения выбросов диоксинов и фуранов на 99 %, полихлорированных бифенилов, хлорбензолов, ПАУ - на 95 %, тяжелых металлов - на 99 %. В других странах развиваются более эффективные методы сжигания ТБО: слоевое сжигание, низкотемпературная газификация, сжигание в печах кипящего слоя (23 завода в Японии). Совершенствуются системы газоочистки, горелки, само топливо. Есть указания на то, что впрыск в топочное пространство водяного пара снижает вероятность образования любых полиароматических углеводородов, диоксинов и фуранов. На Западе закрываются МСЗ и предприятия по производству оборудования для них. Нельзя допустить, чтобы эти устаревшие и экологически опасные технологии были использованы в России.

    Правительство Москвы одобрило проект постановления «О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами». По нему в городе к 2012 г. в дополнение четырем имеющимся МСЗ решено построить шесть новых. После их пуска 93% бытовых отходов столицы будут сжигать, а не отправлять на подмосковные свалки, как сейчас. Экологи расценивают проект как крайне опасный.

    Канализационные отходы образуются на городских станциях аэрации. В Москве в настоящее время действуют три таких объекта: Люберецкая, Зеленоградская и самая мощная в Европе Курьяновская станции. Принято решение о строительстве станций аэрации в Бутове и на севере Москвы. В число крупнейших в России станций аэрации входят также НУП «Водоканал» (Санкт-Петербург), МП «Самараводоканал» (Самара), МП «Нижегородский водоканал» (Нижний Новгород), МУП «Водоканал» (Екатеринбург) и др.

    Помимо больших объемов образования особенностью канализационных осадков, существенно затрудняющих разработку технологий их утилизации, является высокая влажность. Например, на московских станциях аэрации ежегодно образуется 10 млн м3 осадков влажностью 97%. Канализационные отходы состоят из отработанного биологически активного ила, песка, частиц текстиля, бумаги и т. п. Отработанный ил мог бы использоваться в качестве удобрения в зеленом хозяйстве городов, но из-за повышенного содержания солей тяжелых металлов его складируют на полях аэрации, где уже находятся десятки миллионов кубометров ранее вывезенного осадка. Хранение такого осадка представляет опасность для подземных вод и почвы.

    Осадки ливневых сточных вод представляют экологическую опасность, прежде всего из-за наличия в них взвешенных веществ, нефтепродуктов, хлоридов.

    Отходы зеленого хозяйства практически безвредны для окружающей среды и обычно складируются. В Западной Европе они зачастую измельчаются и используются для приготовления компоста.

    Группа радиоактивных отходов включает отработавшие источники излучения различных приборов, медицинских установок, а также хранящийся на территории предприятий слаборадиоактивный грунт.

    Отходы медицинских учреждений составляют всего около 2% ТБО. Однако эта группа отходов опасна в эпидемиологическом отношении, так как помимо токсичных химических веществ в них присутствуют патогенные бактерии и вирусы, включая туберкулёз, чуму, сибирскую язву, гепатиты, яйца гельминтов, а также радиоактивные вещества. Количество опасных и особо опасных медицинских отходов в России составляет около 1 млн т в год. Только в Москве их ежегодно образуется около 100 тыс. т. При этом, если за последние 10-15 лет их количество возрастало на 3-4% в год, то в настоящее время прослеживается тенденция к более интенсивному росту.

    Медицинские отходы оцениваются как фактор прямого и опосредованного риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения в силу возможного загрязнения практически всех элементов окружающей среды - воды, воздуха, почвы, продуктов питания, внутрибольничной среды. Однако система их сбора, удаления, переработки и обезвреживания в настоящее время далека от совершенства. Из-за отсутствия нормативно-правовой базы не решён вопрос уничтожения лекарственных редств, неразрешённых к применению или с просроченным сроком действия, препаратов, конфискованных таможней, фальсифицированных лекарственных средств.

    Системы сбора, удаления, переработки и обезвреживания медицинских отходов в России находятся на стадии разработки проектов технологических схем и новых технологий, но не доведены до практического внедрения.

    Часть медицинских отходов сжигается на мусоросжигательных заводах. Органические послеоперационные отходы (органы, ткани) обычно обеззараживаются раствором формальдегида и сжигаются в кремационных печах прозекторских, крематориях, муфельных печах. При отсутствии специальных печей или крематориев этот вид отходов захоранивается на кладбищах, в специально отведенных могилах.

    Отходы класса «Г» - использованные люминесцентные лампы, ртутьсодержащие приборы, хранятся в закрытых упаковках и вывозятся на специализированные предприятия на демеркуризацию (Владимирская, Воронежская, Магаданская, Смоленская области, г. Москва и др.).

    Большой проблемой в настоящее время становится утилизация лекарств с истекшим сроком годности и фальсифицированных препаратов. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» каждый производитель продукции, которая превращается в отход потребления, должен иметь способ его утилизации или уничтожения, безопасный для окружающей среды и здоровья человека, т.е. фармацевтические фирмы должны иметь соответствующие технологии их утилизации или уничтожения. В фармакологической статье на лекарственный препарат, а лучше на упаковке должен быть представлен способ обращения с таким отходом.

    Отходы класса «Д», образующиеся в радиологических отделениях ЛПУ: вата, фильтрующая бумага, перчатки и т.д., загрязненные радионуклидами технеций-99, йод-131,- выдерживаются в хранилищах до полного распада, затем утилизируются на полигонах ТБО. Как это сказывается на состоянии окружающей среды, до настоящего времени неизвестно.

    Одним из приоритетных видов отходов с точки зрения разработки системы обезвреживания являются биологические. Их образование является результатом функционирования медицинских, ветеринарных, лечебных учреждений, учебных заведений, рынков, зоопарков, цирков, муниципальных и таможенных организаций.

    В странах Западной Европы захоронение биологических отходов запрещено, поскольку, например, особо опасный спорообразующий микроб сибирской язвы сохраняет в земле жизнеспособность возбудителя более 100 лет, даже после полного разложения трупа.

    Всю гамму биологических отходов, исходя из существующих требований к их переработке, можно подразделить на три группы:

    Особо опасные отходы - термическое обезвреживание при температуре не ниже 1250°С;
    - опасные отходы - термическое обезвреживание при температуре не ниже 850°С;
    - условно опасные отходы - термические и химические методы переработки во вторичный продукт (мясокостная мука и др.).

    В 80-е годы только в Москве ежегодно образовывалось до 50 тыс. т биологических отходов, к концу столетия это количество достигло 75 тыс. т. По официальным данным, примерно 6 тыс. т из этого количества составляли отходы животного происхождения первого класса опасности из вивариев научно-исследовательских институтов, отловленных и усыпленных домашних животных, грызунов и птиц, которые по ветеринарному законодательству подлежат сжиганию при температуре, позволяющей уничтожить инфекцию.

    Особую опасность представляют ситуации, когда в результате локальных эпидемий или поставок крупных партий некачественного продовольствия приходится срочно уничтожать большое количество биологических отходов, которые в противном случае могут стать питательной средой для размножения грызунов, плотоядных животных и птиц. В последние годы значительно увеличилось число заболеваний бешенством диких и домашних животных, участились случаи вспышек острых инфекционных заболеваний людей и домашних животных.

    Для управления деятельностью, связанной с отходами, необходима достаточная законодательная, организационно-распорядительная и нормативно-методическая документация. Вопросы использования отходов по существу выпали из сферы централизованного государственного управления. Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием в Российской Федерации экономически эффективных нормативно-правовых, институциональных и организационных условий в области обращения с отходами.

    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат, в котором даже нет упоминания о таких опасных и широко распространенных видах отходов, как медицинские, биологические и осадки сточных вод. Отсутствуют разграничения в регулировании обращения с отходами по отношению к здоровью человека и охране окружающей среды. В Законе не закреплены такие нормы, как обеспечение приоритета утилизации отходов над их размещением; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; запрещение ввоза на территорию государства продукции, которая в конце своего жизненного цикла не может быть использована в качестве вторичных ресурсов; применение наилучших существующих технологий в области обращения с отходами; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и др.

    Существующая законодательная база не позволяет стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде и здоровью человека несанкционированным размещением отходов. Не отрегулированы положения, касающиеся уточнения уровня опасности отходов, деятельность по обращению с которыми должна подлежать лицензированию.

    Опасность отходов проявляется в загрязнении окружающей среды и опосредованном влиянии ее компонентов на здоровье человека. До настоящего времени не проведено широких эпидемиологических исследований по выявлению закономерностей или зависимостей влияния токсичных отходов на здоровье населения и условия его жизни. Развитие работ в этом направлении сдерживается отсутствием необходимой информации как о количественных характеристиках степени загрязнения окружающей среды (почва, вода, атмосфера) различными химическими, биологическими и другими веществами, так и о доказанных фактах связи заболеваемости населения и качества среды. Решить эту проблему может только четкая, динамичная, объективная информация о гигиеническом состоянии окружающей среды (система мониторинга).

    Для выявления неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на человека должен быть применен широкий набор токсикологических и физико-химических методов исследования. Учитывая принцип комплексности и критерий оценки вредного влияния на условия жизни человека, крайне важно использование экологических тестов. Сложность проблемы оценки опасности промышленных отходов состоит в том, что они резко отличаются по своему качественному и количественному составу даже на однотипных предприятиях.

    С целью совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления необходимо или дополнить, или разработать новую редакцию Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с обязательным включением разделов, касающихся медицинских, биологических отходов и осадков сточных вод. С целью улучшения состояния законности в рассматриваемой сфере необходимо решить вопросы обеспечения эффективной работы государственных контролирующих органов, неукоснительного исполнения органами местного самоуправления обязанностей в области обращения с отходами производства и потребления. При установлении налоговых и иных льгот для предприятий, занимающихся утилизацией отходов, внедряющих малоотходные и ресурсосберегающие технологии, обязательно учитывать их безопасность для здоровья человека и окружающей среды.

    Некоторые проблемы безопасного обращения с отходами производства и потребления к настоящему времени нашли свое решение - имеются законодательные, организационно-распорядительные документы как на государственном, так и на местном уровне. Выполнение их в определенной мере защищает человека от непосредственного влияния отходов. Однако, остается огромный пласт мало изученной проблемы влияния отходов на здоровье населения через сопредельные среды. Вывозя отходы на свалки, мы как бы защищаем человека, но содержащиеся в них опасные компоненты проникают в воду, воздух, почву, которые действуют на уже живущих людей, но еще большее влияние могут оказать на следующие поколения. Разработка мероприятий по их защите является сложной, комплексной социальной, технической и эколого-гигиенической проблемой.

    Экологическая опасность захоронений

    Следует обратить внимание на еще один фактор, который, как правило, остаётся почти незамеченным, когда говорят об состоянии окружающей среды в городах. Это - экологическая опасность кладбищ и крематориев. Избыточное внесение в почвы городов и пригородов органических останков может нарушать процесс самоочищения почв, который идет с преобладанием гниения и брожения и может остановиться на стадии минерализации, т.е. процессы нитрификации - дальнейшего окисления продуктов распада с образованием простейших соединений и элементов - и гумификации отсрочиваются на длительный период. Происходящие в почве кладбищ биохимические процессы могут приводить к загрязнению атмосферного воздуха токсичными газами - сероводородом, метилмеркаптаном, аммиаком и др.; загрязнению грунтовых вод продуктами разложения, особенно если кладбище располагается на подтопляемых или на периодически подтопляемых территориях; попаданию продуктов разложения в открытые водоемы; распространению с грунтовыми водами болезнетворных микроорганизмов. (Следует учитывать, что некоторые виды патогенных микроорганизмов могут сохраняться в земле в жизнеспособном состоянии от нескольких месяцев (бруцеллы, возбудители туляремии, туберкулеза и др.) до нескольких десятков лет (возбудители сибирской язвы, клостридии столбняка, газовой анаэробной инфекции и др.) и представлять эпидемиологическую опасность при переносе кладбищ, стихийных бедствиях, эксгумациях); омылению трупов, при котором замедляются или останавливаются процессы разложения; карстовой и суффозионно-карстовой опасности, заключающейся, главным образом, в образовании подземных депрессионных воронок, что приводит к переносу грунтовых вод вместе с содержащимися в них органическими веществами на большие расстояния и попаданию их в подземные артезианские воды.

    Экологическая опасность крематориев связана с используемой в них технологией сжигания, для которой характерны:

    Выбросы в атмосферу продуктов горения при несоблюдении технологических режимов;

    Постоянные тепловые выбросы, которые могут привести к локальному изменению климата на примыкающей к крематорию территории, а также способствовать образованию мезоклимата городов;

    Вероятность попадания в атмосферу токсичных веществ: диоксинов, паров ртути, радиоактивных веществ и др.

    Кроме того, сооружение кладбищ и крематориев связано с отчуждением селитебных территорий. Например, в Москве около 6% общей площади кладбищ располагается в зоне жилого назначения и около 43 % - в зонах природно-жилого или общественно-жилого назначения. По экспертным оценкам Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ, больше половины кладбищ России устроено или эксплуатируется с отклонениями от требований действующих нормативных документов. Требования к земельным участкам для размещения кладбищ разработаны законом «О погребении и похоронном деле» и СанПиН. Однако найти земельные участки с достаточно жесткими параметрами, особенно вблизи крупных городов, очень сложно.

    Особая статья - кладбища, исторически оказавшиеся в пределах городской черты в ходе разрастания мегаполисов. Однако они могут быть перенесены только в исключительных случаях, оговоренных законом, и не иначе как по решению органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Поэтому необходимо сосуществовать с такими кладбищами, доводя их параметры до нормативно установленных с помощью инженерных мероприятий, архитектурно-строительных, градостроительных приемов и т.п.

    Основные пути нейтрализации негативного воздействия объектов похоронного назначения на окружающую среду заключаются в использовании естественной поглотительной способности почв; применении естественных или создании искусственных биогеохимбарьеров; использовании естественного или создании искусственного геологического ландшафта с хорошим естественным отводом дождевых и низким залеганием грунтовых вод; соблюдении требований к глубине и качеству засыпки могил; установленных размеров санитарно-защитных зон; создании и поддержании в работоспособном состоянии дренажных систем и поверхностного ливнеотвода; ускорении процессов разложения с помощью использования специальных химических веществ, воздухововлекающих добавок и т.п.; использовании жестких дорожных одежд для проездов и проходов в зоне захоронений; внедрении новых высокотехнологичных способов погребения.

    Мероприятия по снижению негативного воздействия крематориев включают: соблюдение паспортных режимов сжигания; эффективную очистка отходящих газов; предварительную обработка останков и аксессуаров; применение современного кремационного оборудования.

    Здоровье населения как показатель состояния окружающей среды

    Деятельность человека приводит не только к изменению естественных биохимических циклов, нарушению экологического равновесия в биосфере, но и сказывается на нём самом. Для оценки здоровья населения Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ввела специальный показатель - «Продолжительность здоровой жизни». В России в 2007 г. он составлял 56,1 года для мужского и 66,4 года для женского населения при средней продолжительности жизни 59 и 72 года соответственно (По данным на 2008 г. средняя продолжительность жизни в России увеличилась на 3 года, в Москве - на 5 лет). По числу смертей на 1000 жителей наша страна занимает 29 место в мире.

    По экспертным оценкам, факторы окружающей среды на 18-20% определяют состояние здоровья и находятся на втором месте после образа жизни. Особенно явно эта зависимость проявляется в городах. Из данных о росте генетического груза среди населения Европы следует, что с 1987 по 1997 г. его объём увеличился в 2 раза, каждый десятый европеец отягощён наследственной болезнью или серьёзным пороком развития. При этом 2-3% пороков обусловлены загрязнением окружающей среды.

    Значительную долю в общей заболеваемости во индустриальных странах мира составляют заболевания, обусловленные загрязнением атмосферного воздуха. По данным ВОЗ, только заболеваемость астмой за последние годы увеличилась на 30%.

    В России заболеваемость, относимая за счёт загрязнения воздуха, составляет в среднем для детского населения 17%, для взрослого 10-20%. Этим же фактором обусловлено 20-40% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 9% - системы кроветворения, 2,5% - онкологических заболеваний у лиц возраста 30-34 года и 11% у лиц 50-55 лет.

    Наиболее загрязнен атмосферный воздух вблизи автомагистралей и крупных промышленных предприятий. Влияние промышленных объектов на здоровье населения отмечается в радиусе более 10 километров. В результате в целом ряде городов отмечается значительная кратность превышения среднего уровня заболеваемости населения.

    Одним из наиболее распространенных и сильных канцерогенов, содержащихся в атмосферном воздухе, является бензапирен. В городах, где его концентрации превышают ПДК в 2-4 раза, частота онкологических заболеваний у лиц старше 40 лет повышена на 12-20%, а при превышении 4 ПДК - на 22-24% по сравнению с городами, в которых концентрации бензапирена ниже 2 ПДК.

    Уже двукратное превышение ПДК по промышленной пыли, диоксиду азота, диоксиду серы вызывает онкологические заболевания. Это обстоятельство заслуживает особого внимания, так как устойчивое повышение содержания диоксида азота в воздухе городов обусловлено ростом парка автомобилей, выбросы от которых более чем в 150 городах России превышают промышленные.

    Опасность загрязнения атмосферы наглядно показывает статистика глазных болезней: травмы глаз, вызванные наличием в воздухе летучей золы и других загрязнений, составляют 30-60% всех глазных заболеваний. При этом, если в зёленых зонах городов они составляют лишь 1,08%, то в зонах промышленных предприятий - 22,95%, а около ТЭЦ - 30,3%.

    Аналогичное влияние на здоровье населения оказывает качество потребляемой воды. По данным ВОЗ, использованием некачественной воды обусловлено до 80% болезней на планете. Постоянное пользование питьевой водой с высоким уровнем загрязнения химическими веществами является одной из основных причин заболеваний органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей. Ежегодный ущерб от потери здоровья населением России, вызванный употреблением некачественной воды, в середине 90-х гг. достигал 30 млрд руб.

    В городах высока степень загрязнения почв: 13,8% селитебных территорий не отвечают гигиеническим нормативам по содержанию тяжелых металлов, пестицидов и полихлорированных бифенилов. Только в Санкт-Петербурге высокий уровень загрязнения химическими соединениями имеют22% почв. В Москве 50% почв имеют опасно высокий уровень микробиологического загрязнения.

    Особенного ярко просматривается зависимость от состояния окружающей среды здоровья детей. В определённой степени этот показатель может служить индикатором загрязнения и степени опасности внешней среды. В таких промышленных городах, как Новодвинск, Брянск, Коммунарск заболеваемость детского населения болезнями эндокринной системы повышена в 4, 4 и 7 раз соответственно; пищеварительного тракта - в 1,5, 2 и 5 раз; мочевыделительной системы - в 1,5, 2 и 2 раза выше показателей в среднем по стране.

    Известно, что от 5 до 10% химических соединений, используемых человеком в хозяйственной деятельности, являются мутагенами и способны вызвать нарушения в генетическом аппарате половых и соматических клеток. Нарушение в половых клетках ведёт к бесплодию, гибели эмбрионов, рождению детей с наследственными дефектами. Нарушение в соматических клетках вызывает онкологические заболевания, нарушения в имунной системе, снижение продолжительности жизни.

    С этой точки зрения одними из наиболее опасных промышленных отходов являются тяжелые металлы - хром, никель, цинк, свинец, кадмий и др., основными поставщиками которых в окружающую среду являются чёрная и цветная металлургия, а также гальваническое производство - непременный компонент предприятий машино-, авто-, авиастроения, электроники и др. Доказано гонадотропное, эмбриотропное и мутагенное действие тяжелых металлов. Специального внимания заслуживают тяжёлые последствия, обусловленные способностью тяжёлых металлов, накапливаться в организме человека и действовать непосредственно на функцию воспроизводства.

    Медицинская статистика показывает, что происходящий в стране рост частоты рождения детей с аномалиями развития и наследственными заболеваниями связан с загрязнением окружающей среды городов. Медики и биологи неоднократно предупреждали, что неконтролируемое мутагенное действие тяжелых металлов создает высокую опасность здоровью нынешнего и последующих поколений, причем с каждым годом эта опасность увеличивается.

    На здоровье населения оказывают существенное влияние физические факторы загрязнения окружающей среды: шум, вибрация, электромагнитные поля.

    Основными источниками вибрации в городах является рельсовый транспорт, а также предприятия, использующие мощное компрессорное оборудование. Так, вибрация от метрополитена ухудшает самочувствие у 57,6% и нарушает сон у 45,7% жителей. Длительное действие вибрации приводит к снижению внимания и умственной работоспособности, функциональным нарушениям центральной нервной системы и нарушениям сосудистой регуляции.

    Одной из наиболее острых проблем городских территорий является повышенный уровень шума. Шумовая нагрузка сопровождается сдвигами в структурах головного мозга и других системах организма. Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологический статус, функциональное состояние физиологических систем организма, развитие приспособительных и регуляторных реакций организма. Воздействие шума нарушает сон, снижает работоспособность, приводит к неадекватной реакции на различные жизненные ситуации.

    Основными источниками шума на территории городов являются транспорт, строительная техника, промышленные предприятия, инженерное оборудование зданий (в т.ч. вентиляционные системы) и т.д. Действию этого фактора подвержены от 30 до 60% жителей городов России. В Москве зона хронического акустического дискомфорта составляет 30,3% площади жилой застройки с населением более 4 млн человек.

    Наиболее остро проблемы, связанные с акустическим дискомфортом, проявляются на территориях сложившейся застройки, поскольку в полном объёме шумозащитные мероприятия реализуются лишь при новом строительстве и реконструкции городских объектов. В настоящее время в Москве разрабатывается Концепция снижения шума на территории города.

    В связи с бурным развитием науки и техники и всё более широким применением источников электромагнитной энергии в различных отраслях промышленности, науке, медицине, быту человек постоянно подвергается действию не только естественных, но и искусственных электрических, магнитных и электромагнитных полей. В 1980-1990-х гг. интенсивность неионизирующих электромагнитных излучений возросла по сравнению с фоном в 20-50 раз, особенно вблизи воздушных линий электропередачи сверхвысокого напряжения, радио-, телевизионных и радиолокационных станций. ВОЗ включила электромагнитное загрязнение среды обитания в число важнейших экологических проблем, так как, по мнению специалистов, магнитная компонента определяет риск онкологических заболеваний.


    Приоритетные направления инвестирования в охрану окружающей среды

    Приоритетные направления инвестирования в охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов выражены следующими показателями (в % от общей суммы инвестиций):

    На строительство предприятий и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов - 87%;

    На охрану водных ресурсов - 11%.

    Особенно важно, что современный период знаменуется всё большим пониманием приоритетности сохранения здоровья людей при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности. Происходит как бы перенос акцента с охраны природных ресурсов на охрану здоровья людей - главного ресурса и двигателя прогресса.


    © Все права защищены