Машиностроение

Первое интервью нового настоятеля Раифского монастыря: молчаливые лягушки, связь с Оптиной пустынью и отцом Всеволодом. Скончался наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров)

21 августа 2016 года в Раифском Богородицком мужском монастыре прошла заупокойная Литургия и чин монашеского отпевания по скончавшемуся накануне наместнику обители архимандриту Всеволоду (Захарову).

С раннего утра в Раифский монастырь стягивались сотни людей, чтобы проститься с отцом Всеволодом. По прибытии в монастырь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана началась заупокойная Литургия. Сослужили владыке епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, а также насельники монастыря в священном сане и духовенство митрополии.

Богослужение проходило в соборе Грузинской иконы Божией матери на территории обители. Во время Литургии к гробу с телом отца Всеволода с цветами в руках подходили десятки людей, чтобы проститься с ним. По окончании службы все желающие причастились Святых Христовых Таин.

По предварительным оценкам, в богослужении приняло участие более тысячи человек.

Перед началом чина монашеского отпевания архимандрита Всеволода митрополит Феофан обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Глава Татарстанской митрополии отметил, что созванивался с отцом Всеволодом несколько дней назад на пути в Набережные Челны и Нижнекамск. Наместник монастыря, по словам Владыки, был по обыкновению жизнерадостен и готов с монашеским смирением исполнить любое послушание. Также архиерей остановился на том, какой светлый жизненный путь прошел отец Всеволод. Рассказал о его судьбе, о роли в становлении Раифского монастыря и о том, как любили его все те, кто когда-либо имел честь с ним общаться:

«Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, смог собрать постепенно братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего. Руководство Республики всегда отмечало твои благие намерения. Я знаю, как высоко о тебе отзывалось руководство Республики и отзывается до сих пор. Неоднократно о тебе говорил Минтимер Шаймиев. Он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы. Также и Рустам Минниханов говорил о тебе много добрых слов. Практически все руководители нашей страны бывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».

При этом с любовью об отце Всеволоде отзывались и мусульмане. Будучи на днях в Нижнекамске, верховный муфтий РФ Талгат Хазрат Таджуддин просил митрополита Феофана принять искренние соболезнования, выражая сожаление всего исламского мира о скоропостижной кончине архимандрита.

«Твоя кончина была поистине христианской. Отслужив праздник Преображения Господня, ты пошел заниматься трудами. На следующий день, придя в свой кабинет, почувствовал себя плохо. Не спасла скорая помощь. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь возьмет в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас», – отметил архипастырь. После этого глава Татарстанской митрополии призвал всех молиться, в то время как сам приступил к совершению чина монашеского отпевания.

В траурных мероприятиях приняли участие представители руководства Республики: проститься с наместником Раифского монастыря пришли заместитель Председателя Госсовета Республики Татарстан Юрий Камалтынов; руководитель аппарата Президента Республики Татарстан Асгат Сафаров; первый заместитель премьер-министра Республики Татарстан Алексей Песошин и многие другие. От Президента Республики Татарстан и МВД по Республике Татарстан были подготовлены специальные траурные венки.

После отпевания архимандрит Всеволод был погребен на Раифском кладбище под трехметровым каменным крестом.

Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров) скоропостижно скончался 20 августа 2016 года.

Его Высокопреподобие стоял у истоков возрождения Раифской обители – он начал ее возрождение в 1992 году.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству выражает соболезнование братии Раифского Богородицкого мужского монастыря по поводу скоропостижной кончины его настоятеля архимандрита Всеволода (Захарова).

Краткая справка

Вячеслав Захаров родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье (мать одна воспитывала шестерых детей). В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона. После окончания Казанской средней школы № 1 в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1981 году в Курске был рукоположен во иереи.

Пастырское служение начал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма Первоверховных апостолов Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и был возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году был возведен в сан архимандрита.

Отца Всеволода похоронили, не дожидаясь трех дней - по «афонским традициям», рядом с памятным крестом мученикам «красного террора»

Более 1,5 тыс. человек пришли в минувшее воскресенье на прощание с настоятелем Раифского монастыря. О том, что сказал с амвона митрополит Феофан, кто из VIP"ов побывал на траурной церемонии, о чем шептались в толпе, каким запомнился наместник прихожанам и своей двоюродной сестре, любившей петь вместе с ним песню «Что тебе снится, крейсер Аврора», - в материале «БИЗНЕС Online».

Более 1,5 тыс. человек пришли проститься с настоятелем Раифского монастыря архимандритом Всеволодом

«МОЩНЫЙ БЫЛ МУЖИК. Я ЕГО ПРО СЕБЯ КОМСОМОЛЬЦЕМ НАЗЫВАЛ»

Когда ранним утром 21 августа в Раифском мужском монастыре началось заупокойное богослужение по новопредставленному наместнику обители, сюда уже вовсю съезжались машины и автобусы с паломниками. Многие из них еще не знали о произошедшем и поэтому, встреченные на входе полицией, проверяющей сумки, недоумевали: «Что случилось? Кто-то важный приехал? Или праздник какой?» «Настоятеля хоронят!» - кратко отвечали им. А толпа прихожан и гостей все прибывала и прибывала, заполняла собор Грузинской иконы Божией Матери, теснилась к ограде монастырского кладбища, где к приготовленной открытой могиле уже вела заботливо постеленная ковровая дорожка. Разговаривали мало, больше молчали с поджатыми губами, некоторые плакали. Иногда оборванные реплики протекали по толпе. «Говорят, скорая помощь 40 минут ехала, - осуждающе произнес кто-то. - Не спасли».

Настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Захаров ) умер утром 20 августа в рабочем кабинете в возрасте 57 лет. Занимаясь делами детского приюта, работающего при обители, внезапно почувствовал себя очень плохо - врачи , что оторвался тромб. Выехавший на место экипаж скорой действительно не смог ничего сделать. Уже в два часа дня тело архимандрита перенесли в собор Грузинской иконы и здесь оставили до самых похорон. Впрочем, на ночь храм не закрывался и не пустовал: здесь читали Евангелие, поочередно меняя друг друга, насельники монастыря. А уже с утра в соборе стали готовиться к божественной литургии, которую решил возглавить митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Приехав в обитель, владыка первым делом подошел к разверстой могиле, где еще трудились рабочие, а затем, раздавая благословения, прошел в Грузинский собор.

Памятуя о том, что Раифу очень любили VIP"ы, ожидали, что на службу подъедет некоторое количество известных в республике, а то и в стране людей. Впрочем, «главный благодетель» обители Минтимер Шаймиев если и появился, то практически незаметно: о том, что он был здесь, узнав о трагедии, корреспонденту «БИЗНЕС Online» сказал один из представителей монастырской братии. Президент РТ Рустам Минниханов сам прибыть не смог, но прислал от себя пышный венок, окрашенный в красно-зеленые цвета татарстанского флага. Еще один заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов , руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска.

Заметный венок на могилу возложил Радик Хасанов, руководитель предприятия «Завод им. Серго» из соседнего Зеленодольска

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы, появившиеся на сайте татарстанской митрополии. Среди них глава президентского аппарата Асгат Сафаров , зампред республиканского Госсовета Юрий Камалтынов , первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин , руководитель аппарата кабинета министров Шамиль Гафаров , бывший глава регионального МЧС Валерий Власов и другие лица. Камалтынова корреспонденты «БИЗНЕС Online» встретили около собора, где проходило отпевание, подробно разговаривать он не стал («Не тот случай, коллеги»), но все-таки обронил на ходу: «Мощный был мужик. Я его про себя комсомольцем называл».

Стоявшая все эти дни в Татарстане лютая жара и на этот раз не ослабла: солнце на обжигающем небе висело как по рассеянности не выключенный кем-то раскаленный утюг. Смотреть на него было больно. Не прохладнее оказалось и в храме: люди обливались липким потом и обмахивались кто чем мог: газетами, дамскими веерами, сумками. Одна молодая мама за неимением лучшего обмахивалась своим грудным ребенком, который, видимо, полагал, что с ним играют, и счастливо гулькал. Служба была долгой и заняла вместе с прощанием около четырех часов, но прихожане держались мужественно, крестились, целовали запотевшие стекла икон и подпевали «Символу веры» и «Отче наш». Каждый дышал тяжело, изнемогая от горячего банного воздуха, и как-то невольно подумалось, что в этот час в этом соборе среди этой прерывисто вздыхающей толпы только один человек не дышит и только одному ему холодно - это тот, кто создал весь этот великолепный монастырь с его садами, куполами и кельями, архимандрит Всеволод.

Были и те, кто приехал на похороны практически официально и чьи имена сразу вошли во все пресс-релизы

«И БОГ, КАК СПЕЛЫЙ ПЛОД, ДАЛ УКАЗАНИЯ АНГЕЛАМ ЗАБРАТЬ ТЕБЯ»

Наместника Раифского монастыря практически все вспоминают как человека легкого, остроумного и «праздничного» по своему душевному настрою. Возможно, поэтому его неожиданная смерть и поминовение пришлись на целую череду праздников: начиная от Преображения Господня и заканчивая днем Грузинской иконы Божией Матери и Успением Богородицы. Отец Всеволод скончался 20 августа в первый день попразднества (так называют 7 дней, следующие сразу за Яблочным Спасом - прим. ред .), похоронен был на второй день. А уже третьи сутки после его смерти, 22 августа, пришлись на празднование Грузинской иконы по старому стилю, традиционно почитаемой в Раифе в качестве главной монастырской святыни. Что касается 9-го дня, столь важного для поминовения усопших, то он, как заметил в своей речи митрополит Феофан, совпадает с Успением Божией Матери 28 августа. Пожалуй, если бы отцу Всеволоду было дано выбирать день для своей кончины, он бы не смог выбрать лучшего, так подходящего и к его характеру, и к его ежедневному энергичному подвижничеству. Вот только жаль, что случилось это так рано.

Когда основная часть литургии была позади, митрополит Феофан вышел к прихожанам, встал лицом в открытому наполовину гробу, в котором виднелись только восковые руки настоятеля, сжимающие икону и распятие, и произнес небольшую проповедь - реквием по настоятелю. Он говорил ко всем собравшимся и в то же время словно беседовал с одним только новопредставленным архимандритом, называя его на ты и уверяя, что, несмотря на границу между жизнью и смертью, он «здесь, с нами».

«Еще недавно я разговаривал с отцом Всеволодом по телефону по дороге в Набережные Челны, - вспомнил владыка. - Он был, как всегда, жизнерадостным и, как всегда, готовым на любое послушание». Затем он повел речь о жизненном пути наместника Раифской обители, отметив, что тот вступил на стезю православия «в те времена, когда это было не просто не модно, но и осуждалось» (подразумевается позднее советское время - прим. ред .). «Но с присущим тебе оптимизмом, твердостью воли, неунывающим веселым характером и имея талант, по природе данный тебе от Бога, ты не побоялся встать на церковный путь, - сказал митрополит, обращаясь к покоящемуся в гробу человеку. - И ты направил свои стопы в московскую духовную школу, где получил образование не только богословское, но и прививку к монашеской жизни. Годы, проведенные в большой келье преподобного Сергия Радонежского (имеется в виду Троице-Сергиев монастырь, где расположены Московская духовная семинария и академия - прим. ред .), стали твоим лучшим учителем».

Насыщенную событиями жизнь отца Всеволода правящий казанский архиерей разобрал по вехам: учеба в Подмосковье, затем служение в Курске, где будущий настоятель прославленной обители был рукоположен в иереи и отправлен служить в Крестовоздвиженский храм в некоем селе Черкасское-Поречное. «Курская земля - и моя родина тоже, - продолжил владыка, - и я знаю не понаслышке, как любил тебя народ Божий. Как ты, талантливый, юный, способный, имеющий образование, не счел зазорным поехать в самую глухую деревеньку, в запущенный храм, куда почти никто не ходит. Но ты поехал. И за короткое время сумел создать общину, которая жила единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря твоим трудам и деревенька воскресла, и храм ожил».

То, что в начале 1980-х годов отец Всеволод сумел сделать в Курской области, он позднее, но уже в ином масштабе повторил в Раифе. «Царица небесная и отцы Раифской обители, мученики преподобные были с тобой, - уверенно заявил Феофан. - Ты сумел найти нужные слова к прихожанам, собрать вокруг себя братию, сумел через свое служение посеять веру в сильных мира сего и у руководства республики. Я знаю, как высоко о тебе отзывались главы республики и отзываются поныне. Неоднократно мне говорил о тебе Минтимер Шарипович (Минтимер Шаймиев - прим. ред .). И нынешний президент Татарстана, он бывал здесь, любил обитель, любил тебя, поддерживал твои инициативы... Не перечислить их, любивших тебя, не только в республике, но и в руководстве нашей большой страны. Практически все руководители российского государства побывали здесь. И выносили из этой обители любовь, тепло и понимание».

К числу тех, кто любил отца Всеволода, митрополит Феофан отнес и мусульман, вспомнив, что еще вчера, будучи в Нижнекамске на юбилее города, принимал соболезнования от находившегося там же верховного муфтия России Талгата Таджуддина . Что до неожиданной смерти наместника Раифского монастыря, она была, как считает владыка, «поистине христианской». «Ведь мы молимся о непостыдной, безболезненной и мирной кончине, - напомнил митрополит православной пастве и священникам. - Именно такой и была твоя кончина. Очевидно, Господь так распорядился, чтобы забрать тебя с этой грешной земли в тот момент, когда ты находился в славе. Тебя любили, уважали, ценили. И Бог, как спелый плод, дал указания ангелам забрать тебя. Мы верим, что Господь за твои добрые дела, за искреннее служение, за твою любовь, конечно, возьмет тебя в свои обители. Мы будем молиться о тебе, а ты молись там о нас, ибо ты уже ближе к Богу», - заключил казанский архипастырь.

«НА АФОНЕ, ГДЕ ТОЖЕ ЖАРКО, МОНАХОВ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ХОРОНЯТ. А У НАС ТУТ ТЕПЕРЬ ПОЧИТАЙ ПОЧТИ ГРЕЦИЯ»

К моменту, когда монастырские часы перешагнули за полдень, в обители собрались, по разным оценкам, от 1,5 до 2 тыс. прихожан и паломников. Все уже знали о траурном значении этого дня, поэтому терпеливо ожидали, пока из собора вынесут гроб с телом настоятеля. Среди толпы и полицейских патрулей можно было различить несколько врачей скорой помощи - они дежурили здесь, чтобы прощание с отцом Всеволодом не омрачилось еще какой-нибудь трагедией.

Встреченная корреспондентами «БИЗНЕС Online» у входа в храм экскурсовод из чувашского города Шумерля, приехавшая в Раифу со своей паломнической группой, рассказала, что тоже знала отца Всеволода, который «в немногих словах мог объяснить самые сложные вещи, так что все сразу становилось понятным». История этой женщины примечательна: по ее словам, она стала православным экскурсоводом после того, как в 1991 году ее муж исцелился от тяжелой болезни, прикоснувшись к заново обретенным мощам преподобного Серафима Саровского . «Я поняла, что мне надо отработать это чудо, и стала ездить по монастырям и обителям», - объяснила она.

Удалось нам побеседовать и с родственницей покойного архимандрита, его двоюродной сестрой Еленой Геннадиевой . «Я его знаю очень давно, - рассказала „БИЗНЕС Online“, не скрывая слез, Елена Николаевна. - Как он восстанавливал этот монастырь - по кирпичику, по камешку, и все с такой любовью и благоговением. Настолько он любил его - это было его детище. И, видимо, так было суждено: восстановить монастырь, после чего его жизнь здесь и закончилась».

Двоюродная сестра настоятеля вспомнила о том, как вместе со своим братом приезжала сюда в 90-е годы: «Тут были развалины, озеро было все в тине, все было кошмарно». Чтобы поднять монастырь из советского небытия, требовались недюжинные организаторские способности, и таковые у отца Всеволода нашлись благодаря его комсомольскому прошлому. «Он был в комитете комсомола в первой школе, где учился, - вспомнила Геннадиева. - А потом резко переменился, поехал в Москву и поступил в семинарию. И с таким восторгом, возвращаясь в Казань, рассказывал про эту семинарию! Ему очень нравилось учиться».

Гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора»

Рассказала Елена Николаевна и о том, чего нет в официальной биографии отца Всеволода: как приблизительно в начале 90-х годов он на лошадях добирался до православных приходов в Марий Эл, как вместе со своей двоюродной сестрой пел любимые советские песни вроде «Что тебе снится, крейсер Аврора?» («Слух у него был очень хороший», - добавила наша собеседница). Впрочем, в последнее время Елена Геннадиева редко встречалась с братом. «Ему было некогда. Если мы собирались к нему приехать, он всегда просил: „Ты заранее позвони, потому что может минутки не будет свободной“. То кто-то приехал, то какая-нибудь делегация - постоянно. То занят отчетами, то что-то добывает». О характере настоятеля его родственница отозвалась так же, как и многие: «Добродушный, смешливый, никогда никого не обидит. Вот чем он меня всегда привлекал? Я ведь считала, что священники такие сухие, строгие, а он все то же самое мог тебе так преподнести, что ты это понимал совершенно по-другому, легче, проще...»

Кстати, из шестерых детей семьи Захаровых, к которой принадлежал ныне покойный архимандрит, после его смерти в живых осталось трое: брат и две сестры. Одна из его родных сестер встретилась корреспондентам «БИЗНЕС Online» в редакции издаваемого в обители «Раифского вестника»: она держала в руках портрет своего брата - улыбающегося, со смешинкой в глазах. «Вот он всегда такой был», - сказала она с некоторым (как показалось) даже оттенком гордости, вглядываясь в дорогую ей фотографию.

А потом были похороны, часто звонили колокола на восстановленной настоятелем звоннице, гроб медленно опускали в землю - недалеко от креста, поставленного здесь в память о мучениках эпохи «красного террора». «Почему все-таки так быстро похоронили? - спросил корреспондент „БИЗНЕС Online“ мужчину, помогавшего в траурной церемонии (как выяснилось, одного из художников обители). - Ведь только вчера умер. Почему не подождали трех дней?» «Куда же по такой жаре? - возразил он. - Вон на Афоне, где тоже жарко, монахов в тот же день хоронят. А у нас тут теперь почитай почти Греция».

Тем временем люди выстраивались в очередь к еще не закопанной могиле: каждый старался бросить свою горсть земли. Выходя из ограды кладбища, многие плакали. Монастырь на ярком солнце сиял всеми шеломами своих куполов и прощался с настоятелем несмолкаемым перезвоном, в котором, как ни удивительно, не было ничего погребального, как будто легкий нрав отца Всеволода передался после смерти его обители.

Священноархимандрит Всеволод (в миру Вячеслав Александрович Захаров ) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нес послушания алтарника и иподиакона.

После окончания Казанской средней школы №1 в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1981 году в Курске рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района.

В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма святых Петра и Павла в Зеленодольске. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР, при нем в храме снова зазвонили колокола.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.

В 1993 году возведен в сан архимандрита.


Наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря

Архимандрит Всеволод (в миру - Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в городе Казани в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нёс послушания алтарника и иподиакона.

После окончания казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию.

В 1981 году в г. Курске рукоположен во иереи.

Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР.

В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена.

В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году.

В 1993 году возведен в сан архимандрита.

Архимандрит Всеволод имеет высшее юридическое образование. В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

  • Является Почетным Академиком международной академии Азия-Европа
  • Имеет звание почетного члена Академии Гуманитарных Наук (академика)
  • Член ученого совета Волжско-Камского Государственного природного заповедника
  • Входит в состав Общественного совета Республики Татарстан
  • Кавалер ордена Дружбы
  • За укрепление дружбы между народами награжден дипломами международных общественных организаций (ЮНЕСКО и др.)
  • За большой вклад в организацию духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан и личные заслуги в укреплении законности и правопорядка награжден медалью министра внутренних дел России «200 лет МВД России», июнь 2002
  • Октябрь 2005 года. От имени Президента России наместнику Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандриту Всеволоду (Захарову) вручена медаль «В память 1000-летия Казани» за значительный вклад в развитие города
  • Участник энциклопедического издания «Гордость города Казани», приуроченного к празднованию 1000-летия города Казани
  • Награжден дипломом республиканского конкурса «Благотворитель года» , 2007 г. от имени Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева
  • Ноябрь 2007, Казань. Вручен сертификат о присвоении звания «Хранитель Заповедных островов»
  • Является почетным гражданином Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
  • За большой вклад в совершенствование духовного и нравственно-эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел Республики Татарстан, а также в связи с 50-летием - награжден почетной грамотой от Министерства внутренних дел РТ
  • Благодарственное письмо от Премьер-министра РТ Р.Н. Минниханова. «От имени Правительства Республики Татарстан и от себя лично выражаю Вам благодарность за значительный вклад в духовно-нравственное возрождение и укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия в республике…», январь 2009 г.
  • Благодарственное письмо от Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева в честь 50-летия со дня рождения. «.. Ваша неутомимость в делах на поприще духовного созидания и благотворительности, пастырская деятельность широко известны за пределами Раифской обители. В этот знаменательный день желаю Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых свершений на благо Церкви, верующих и всего многонационального народа Республики Татарстан», январь 2009 г.
  • Благодарственное письмо в честь 50-летия со дня рождения от Министра внутренних дел по Республике Татарстан А.Сафарова. «… Вся Ваша жизнь - это нравственный, духовный подвиг служения христианской вере, неутомимый труд по преображению и очищению многих человеческих душ. Невозможно переоценить Ваш личный вклад в возрождение из руин православной святыни - Раифского Богородицкого монастыря, который сегодня по праву считается одним из центров христианской религии в России… ваша образованность, мудрость и высокий нравственный потенциал по праву снискали Вам искреннее уважение и авторитет в нашей республике и за ее пределами…»
  • За выдающиеся заслуги в укреплении православных и духовных традиций и за личный вклад в возрождение Православия в России награжден Орденом Святого Князя Александра Невского II степени
  • Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского II степени.
  • За большой вклад наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрита Всеволода в дело сохранения межнационального и межконфессионального согласия в Республике Татарстан 10 февраля 2010 г. глава Госсовета РТ - председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин вручил отцу Всеволоду благодарственное письмо и памятную медаль Госсовета РТ .
  • В связи с 55-летием со дня рождения награжден медалью первосвятителя Гурия Казанского. награду вручил Управляющий Татарстанской митрополией митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.
  • В связи с 55-летием со дня рождения удостоен медали "За доблестный труд", которую от имени Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова вручил руководитель аппарата президента Республики Сафаров Асгат Ахметович. Добавим, что этой мирской награды впервые в нашей республике удостоин священнослужитель.

Смерть наступила, когда отец Всеволод находился в канцелярии Раифского монастыря, спасти его не удалось. « Очень резко все случилось», – рассказал изданию свидетель происшедшего. По его словам, настоятель побледнел и сказал, что ему плохо. Скорая помощь, приехавшая на вызов, не смогла ничем помочь. «Нервы! Он всегда очень чувствительно все переживал, сердце и не выдержало», – подытожил собеседник.

Отец Всеволод по церковным канонам не может быть подвергнут вскрытию, что затруднит установление причины смерти.

Биография:

Архимандрит Всеволод (в миру – Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в Казани, в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей. В церковь ходил с детства, нёс послушания алтарника и иподиакона.

После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1981 году в Курске рукоположен в иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских воскресных школ в СССР. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году возведен в сан архимандрита. Архимандрит Всеволод имел высшее юридическое образование. В 2007 году окончил Московскую академию государственного и муниципального управления при Президенте Российской Федерации.

В этом году Раифский монастырь принял новый настоятель – игумен Гавриил. Какие нововведения коснутся известной на весь мир православной обители, какие новые образы появятся в стенах монастыря, молчаливые лягушки – правда или легенда, а также какова связь между бывшим местом службы нового настоятеля Оптиной пустынью и Раифой – об этом и многом другом в первом после вступления на пост эксклюзивном интервью ИА «Татар-информ» рассказал игумен Гавриил.

34-летний игумен Гавриил пришел в Раифскую обитель после 10 лет жизни в Оптиной пустыни, за его плечами светское и духовное образование. В течение года отец Гавриил был исполняющим обязанности настоятеля обители и был утвержден на этот пост Священным синодом. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан надеется, что новый настоятель сможет возродить дух монастыря и продолжить дело его предшественника.

– Отец Гавриил, для начала хотелось бы поздравить вас с назначением наместником Раифского монастыря. Как вы приняли эту новость?

– До назначения наместником я уже около года выполнял обязанности наместника, поэтому какой-то явной неожиданностью это не было. Но последнее слово об утверждении наместника ставит Священный синод и Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, поэтому было какое-то волнение. Но я воспринял это как волю Божию, как крест, который нужно понести.


– Расскажите, как вы впервые пришли в Раифский монастырь. Каким вы его приняли?

– Я сюда приехал полтора года назад, в январе 2017 года, по благословению правящего архиерея Казанского и Татарстанского Феофана. Через некоторое время был назначен экономом обители – это человек, который отвечает за хозяйственную жизнь монастыря. До этого выполнял эту же роль в Оптиной пустыни, откуда я и был назначен в Раифу.

В течение десяти лет я выполнял обязанности помощника эконома, отвечал за хозяйственную жизнь монастыря, поэтому какие-то новые функции и обязанности для меня ничего сложного не представляли. Это было знакомое поле деятельности.

Поначалу я занимался хозяйственной жизнью монастыря, впоследствии по благословению владыки был назначен исполняющим обязанности наместника монастыря. Около года выполнял эту обязанность.

Четыре месяца назад Священный синод утвердил меня в должности наместника. Обитель Раифская в принципиальных вопросах не отличается от каких-то других монастырей Русской православной церкви. Все монастыри живут по одному и тому же уставу.

В центре жизни монастыря находятся молитва и духовное совершенствование братии, в каких-то монастырях это чуть лучше налажено, в каких-то чуть хуже в силу объективных причин.

– Расскажите о вашей семье и о том, как вы решили стать монахом и священником.

– Я родился в православной семье, родители были верующие, но мало воцерковленные. Но после одного трагического случая все изменилось. Мой отец был главным инженером, работал в колхозе. Однажды на него было совершено покушение – стреляли из ружья. Отец находился при смерти, это было очень серьезное потрясение для всех нас.

После этого мать начала очень серьезно задумываться о жизни, стала ходить в храм, преподавала Закон Божий. Она сельский учитель биологии в средней школе. Преподавала Закон Божий в школе факультативно. Это был 1993 год, как раз, когда началось возрождение церковной жизни. Впоследствии она начала учиться петь, регентовала в церковном хоре.

Под влиянием матери я тоже начал приобщаться к церковной жизни. Это были школьные годы, и тогда это была неосознанная вера, как это часто бывает по традиции, под влиянием родителей.

Позже я поступил в Воронежский государственный технический университет. Во время учебы в университете начал сознательно задумываться о вере, читать, углубляться в какие-то вопросы церковной христианской жизни.

На третьем курсе университета прочитал про оптинских старцев и трех убиенных братьев – отца Василия, отца Трофима, отца Ферапонта, которые были убиты в 1993 году на Пасху сатанистом Авериным.

Прочитал про них, у меня появилось желание приехать в Оптину. Несколько раз приезжал как паломник, жил там некоторое время, а после окончания университета решил посвятить себя монашеской жизни. Это был 2005 год. Я пришел туда послушником, а через год был пострижен в иночество. Поступил в Московскую духовную семинарию заочно, после окончания семинарии в 2010 году поступил заочно в Московскую духовную академию, которую окончил в 2015 году. В Оптиной пустыни десять лет выполнял обязанности помощника эконома, а в 2017 году по благословению Святейшего Патриарха был переведен в Казанскую епархию, в Раифский монастырь.


– Что вам дала Оптина пустынь?

– Оптина пустынь – это один из главных очагов духовной жизни России, дореволюционной и современной. Этот монастырь прежде всего известен своими святыми – собором оптинских старцев.

Причем Оптина – это уникальное место, где святые преемствовали друг друга в течение ста лет – с начала XIX века и до революционных событий. Четырнадцать человек поддерживали духовный очаг в Оптиной пустыни. К этому духовному очагу притекал весь цвет тогдашней российской интеллигенции и элиты. Приезжали известные писатели, шесть раз был Толстой, неоднократно Достоевский, Гоголь. Приезжали члены царской фамилии.

То есть Оптина была местом притяжения духовной жизни России. После советского времени монастырь Оптина пустынь был в числе первых открыт и возрожден к духовной жизни в 1987 году, накануне празднования 1000-летия крещения Руси.

В это время как раз происходит потепление церковно-государственных отношений, Горбачев встречается с высшим священноначалием Русской православной церкви, разрешается провести праздничные мероприятия в честь 1000-летия крещения Руси.

Как площадку для проведения торжеств разрешается открыть Данилов монастырь в Москве, начинается подготовка к юбилею. И на волне юбилейных событий церкви передаются несколько известных монастырей, которые были закрыты после революции. В их числе Валаамская обитель, Донской монастырь в Москве.

Отличительная особенность Оптиной пустыни – это, конечно, ее братия. На сегодняшний день это один из самых многочисленных монастырей по количеству братии в России, более 200 насельников сейчас в Оптиной пустыни. Многие люди, которые хотят духовной жизни, со всей России едут именно в Оптину пустынь. Оптина пустынь славится своей духовной жизнью.

Мы не найдем там каких-то величественных зданий, какой-то громкой истории, каких-то внешних примеров. Оптина пустынь – это старцы, это духовная жизнь, это сокровенная жизнь со Христом. И я, конечно, благодарен Богу, что Господь привел меня в эту обитель и что она стала альма-матер моей духовной жизни.

Также я благодарен Богу, что вторым местом моего служения стала Раифа. Причем эти два монастыря даже внешне очень похожи. Когда я первый раз ехал в Раифу, дорога поразительно повторяла подъезд к Оптиной пустыни.


Также сосновый лес, такой же подъезд к монастырю, даже внешние стены похожи. Оптина пустынь с одной стороны омывается рекой Жиздрой – здесь Раифское озеро. Даже внешне все было очень похоже. Мне было удивительно.

Многие исторические параллели связывают Раифу с Оптиной пустынью, например храм, в котором мы сейчас находимся, был построен по благословению митрополита Филарета Амфитеатрова. В середине XIX века он был митрополитом Казанским, а за несколько лет до назначения на казанскую кафедру был митрополитом Калужским.

Вот этот храм был построен в 1841 году на месте старого обветшавшего по благословению митрополита Филарета. Второй этаж храма, где мы сейчас находимся, был сделан под кельи для его покоев. Сюда он хотел уйти на покой, остаток жизни провести в уединении, в молитве. Для него даже был сделан специальный балкон, который выходил в храм. Он мог, не выходя из кельи, слушать службу, божественную литургию, участвовать в богослужении.

По благословению митрополита Филарета был устроен скит и при Оптиной пустыни, куда были приглашены первые оптинские старцы – Моисей и Антоний, которых он пригласил для возрождения духовной жизни в Оптиной пустыни.

Один и тот же человек участвовал в судьбе и Оптиной пустыни, и Раифской обители. Это тоже было подкреплением и чудесным знамением, что Господь не оставляет нас. Кроме того, один из оптинских старцев – преподобный Варсонофий был родом из Казани. Такие интересные исторические связи с Оптиной пустынью – это то, что есть промысел божий, и то, что дает силы.

– Планируете ли вы опыт и какие-то традиции Оптиной пустыни внедрить в Раифском монастыре?

– Да, такая задача ставится. Об этом говорит Святейший Патриарх, об этом говорит наш правящий архиерей митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Сейчас начинается второй этап возрождения.

Первый был заложен в 90-х годах и касался больше внешнего вида монастырей. Люди должны были где-то молиться, им нужны были храмы, нужны были корпуса, чтобы где-то жить, и трапезная, чтобы где-то кушать.

Все это в 90-х годах бурно возрождалось. Сейчас наступил второй этап в жизни всех российских монастырей – возрождение именно духовной жизни, того, для чего и создавался внешний образ. Лучше традиций и опыта Оптиной пустыни и в этом отношении сейчас в России трудно найти.

Каких-то особых нововведений и новаций на этом пути нет, это обычный строй жизни православного монастыря. Прежде всего, это богослужение, общественное и частно-келейное правило монахов. Это послушание, это изучение Закона Божьего, это жизнь по законам Божиим.

Здесь все это было, просто нужно улучшать и продолжать в направлении, в котором указывает церковь. В этом направлении очень многое сделано с благословения правящего архиерея. Уже семь человек за два года поступили в Казанскую духовную семинарию – о поднятии духовного уровня духовенства уже много лет говорит Святейший Патриарх.

У нас открыта библиотека духовной литературы с писанием святых отцов, с учебной литературой. Обновлен книжный фонд, создана электронная библиотека. Создан учебный класс, где братья могут заниматься в свободное от богослужений и послушаний время.

Отрегулирована келейная жизнь. Братья распределены по духовникам, регулярно исповедуются, причащаются. Налажено пение на клиросе, у нас есть несколько составов певчих именно из братии, братский хор. В этом направлении мы и будем продолжать движение.


Кроме того, Раифа во многом миссионерский монастырь. Он был создан в XVII веке как форпост для просвещения марийского края и близлежащих селений. И до сих пор он выполняет эту функцию по внешней и внутренней миссии.

Люди приходят в монастырь, узнают о православии: кто-то приходит к вере в монастыре, кто-то углубляет свою веру. Раифа открыта для мира. Предыдущий наместник монастыря отец Всеволод как раз и видел монастырь в этом качестве. Здесь все должно быть для людей, чтобы они могли свободно приезжать, помолиться и пообщаться с братией.

Раифа очень известна. Множество людей даже в будние дни посещают Раифу, приобщаются к духовной жизни. Мы этому очень рады. Может, где-то многолюдство немного мешает, но ради пользы даже одного человека, который придет к вере, все это можно потерпеть. Благодарю Бога, что Господь приводит сюда людей.

– Будет ли проделана какая-то работа по развитию туристического потенциала?

– Много сделано, много делается и много запланировано. На ближайшую зиму запланировано открытие музея Раифского монастыря, где будут собраны вещественные экспонаты: документы и дореволюционные фотографии. Музей будет посвящен истории Раифской обители, древней истории, истории революционных лет и новейшей истории возрождения монастыря.


Кроме того, активно ведется издательская деятельность. У нас издательский отдел существует уже больше десяти лет. Выпускается ежемесячно газета «Раифский вестник», ежегодно выпускается журнал «Раифский альманах», довольно серьезное научное издание, посвященное Раифе, истории Казанского края, православным вопросам.

Активно ведется сайт Раифского монастыря, всех приглашаю посмотреть, почитать. Недавно мы полностью перешли на новый формат. Сайт обновлен, улучшены какие-то разделы. Активно ведется работа в соцсетях – у нас много подписчиков во «ВКонтакте», в «Инстаграме», активно выкладывается информация об истории монастыря.

Сейчас делаем очень интересный проект по трудничеству – «Один день трудника монастыря». В нем рассказывается, как живут братья, о повседневной жизни с бытовыми деталями. Как братья молятся, как протекает послушание, какие есть послушания. Это такой интересный видеофильм о внутренней жизни монастыря.

Через неделю у нас состоится крупное событие, юбилей – 350 лет принесения образа Грузинской Божьей Матери в Раифский монастырь, планируется торжественное архиерейское богослужение.

К этому моменту приурочен выпуск нескольких изданий по истории монастыря, служба Божией Матери в честь ее иконы «Грузинская». Планируются две фотовыставки по истории монастыря известного республиканского фотографа Фарита Губаева и нашего местного фотографа Эдуарда Закирова.

Также планируется интересная выездная выставка Национального архива Татарстана по ранее не демонстрировавшимся документам по истории Раифской обители. Выставка продлится в течение самого праздника и несколько дней после него. Ее можно будет увидеть при входе в монастырь – это очень интересные документы, фотографии, которые ранее нигде не выставлялись.

Всех приглашаем посетить в этот день монастырь и посмотреть эту выставку. Я думаю, это начало какой-то деятельности по экспонированию документов. Может, еще какой-то формат придумаем. Сейчас это только начало.

– К юбилею Грузинской иконы Божьей Матери в Раифе появится мозаичная икона. Расскажите о ней.

– Да, удивительный момент, как вообще возникла . В монастырь приехали несколько девушек из творческой мастерской Анны Солнечной, которые освоили уникальную технику изготовления изображения из морской гальки и ракушек.


У них уже было несколько подобных работ – они делали мозаики к чемпионату мира по футболу, сделали изображение Болгара, несколько видов Казани. Выставка их работ прошла очень успешно, людям очень нравилось. И они решили сделать что-то для души, для монастырей, для храмов Казани и выбрали Раифский монастырь.

Мы начали думать, что можно сделать более актуальное, и сошлись во мнении, что раз в этом году празднуется юбилей иконы Грузинской Божьей Матери, то нужно сделать именно ее.

Долго выбирали место – им хотелось, чтобы это был природный объект, потому что делать образ будут из натуральных материалов. В итоге выбрали берег Раифского озера. Композиция удачно разместилась. Образ виден и при въезде в монастырь, и при выходе из ворот монастыря.

Чтобы собрать деньги на это панно, мы объявили сбор средств на нашем сайте. Очень много людей откликнулись, и до сих пор идет сбор средств. Получилось уникальное изображение 3 на 4 метра, которое скоро будет готово.

Осталось благоустроить территорию вокруг иконы, и я думаю, что 4 сентября это мозаичное панно предстанет во всей красе. После богослужения в день празднования юбилея принесения иконы Грузинской Божьей Матери в Раифскую обитель будет совершен торжественный крестный ход к месту мозаики и изображение будет освящено. Также всех приглашаем поучаствовать в этом праздничном необычном событии.

– Иконописцы, работая над образом, соблюдают определенные правила. Мастерицы не ушли от этой традиции, создавая мозаику?

– Да, есть определенная традиция написания икон. Иконы ­– это не просто картины или какое-то художественное произведение. Икона – это окно в другой мир. И состояние иконописца в момент создания иконы очень сильно влияет на работу, поэтому древние иконописцы вели соответствующую духовную жизнь во время написания икон – держали пост, усиленно молились. Поэтому их изображения, их произведения, их иконы были такие одухотворенные.


Я думаю, это также отразилось на их иконе. У образа получился удивительный взгляд, который проникает в душу, – очень теплый, очень нежный, такой материнский взгляд. Всех приглашаем увидеть эту удивительную мозаику. Изначально мы не планировали эту икону, но все получилось так кстати и как раз к юбилею. В этом усматриваем промысл Божий.

– Затронут ли изменения ваше знаменитое Раифское озеро?

– Монастырь находится в уникальном природном месте, в центре Волжско-Камского биосферного заповедника, на берегу заповедного Раифского озера.

Озеро – карстового происхождения, максимальная глубина на данный момент достигает 18 метров. Из-за того, что озеро и сам заповедник находятся под охраной, животный и растительный мир находятся в естественном состоянии, не подверженном влиянию человека. Поэтому удалось сохранить удивительный растительный и животный мир.


В заповеднике у озера обитает много разных видов птиц, рыб, животных и млекопитающих. Многие из них занесены в Красную книгу, например сокол-сапсан, орлан-белохвост – уникальные виды птиц, которые живут и гнездятся в нашей местности.

Со стороны Раифского монастыря озеро облагорожено, планируется создание купели, чтобы люди могли окунуться в озеро. Думаю, она может появиться к весне следующего года. Такая традиция с источниками есть во многих монастырях, в частности в Дивеево, даже не один, а несколько источников. Такой же опыт мы хотим применить в Раифе.

– Озеро уникально еще и тем, что в нем водятся лягушки, которые не квакают…

– Это наше предание, наше чудо Раифское – по-другому не назовешь. Когда монастырь появился, лягушки своим кваканьем мешали братьям молиться и настолько докучали монахам, что те попросили Бога им помочь. И Господь сотворил чудо. Лягушки во всем озере замолчали и в течение веков не квакают.

Это реальная история, сам проверял – лягушки живут и не квакают. Рядом находится искусственный пруд спецучилища, буквально в нескольких сотнях метров – там лягушки вовсю горлопанят.

Многие пытаются объяснить это какими-то физическими моментами, говорят, что родники бьют, вода холодная, поэтому лягушки молчат, – ничего подобного. Существует много подобных заводей, где живут лягушки и квакают. Это реальное чудо. Но нужно понять, что это не просто внешний эффект. Критерии чуда в православии заключаются в том, что Господь сотворяет его ради спасения человека. Так как раз произошло и здесь.

– Раифская обитель имеет достаточно богатую историю, местами, увы, печальную. Монастырь долго восстанавливали. Какие у вас планы на реставрационные работы?

– Монастырь разделил судьбу большинства обителей Русской православной церкви. В революционное лихолетье он был закрыт. Причем продержался он довольно долго и окончательно был закрыт только в 1930 году, одним из последних в Казанской епархии.

Братья очень долго сопротивлялись нововведениям советской власти. В 30-м году несколько человек пострадали, они были прославлены в лике новомучеников и исповедников Раифских: Иов, Сергий, Антоний, Иосиф, Варлаам, Петр. Это шесть преподобных монахов Раифских, которые не убоялись смерти, не отреклись от своей веры и пошли путем исповедничества до конца, до мученической смерти за Христа.

А в 1997 году на соборе они были прославлены в лике новомучеников. У нас есть их икона, ежедневно братья вспоминают их, поют величание, прикладываются к иконе, поминают.


Монастырь после 1930 года использовался в различных целях: было здесь и отделение ГУЛАГа, и лагерь для военнопленных, и факультет Казанского лесного университета.

Здесь, в Грузинском храме, был кинотеатр и клуб, на втором этаже находился спортзал, в Троицком соборе – самом большом здании монастыря – находился слесарный цех по изготовлению водяных центробежных насосов. Последние несколько десятилетий монастырь занимало спецучилище для трудных подростков. Многие корпуса были заняты под жилые помещения сотрудниками спецучилища. В некоторых братских кельях находились камеры для заключенных.

Естественно, никакого ремонта, наблюдения за территорией, за зданиями не было. Здания постепенно разрушались. И поэтому в 1991 году, когда было решено возродить монастырь, здесь было запустение. Сохранность монастырского комплекса была 16 процентов. Многие здания были разрушены полностью, от некоторых остались стены, а то, что было еще не разрушено, находилось в очень плачевном состоянии. Горы мусора, свалки… в течение нескольких лет просто разбирали завалы.

Есть такое высказывание – поколение игуменов-мусорщиков: в 90-е годы первые, кто пришел на руины монастыря, просто разгребали завалы.

Возрождали просто внешнюю сторону для нормального функционирования монастыря. Раифе в этом отношении во многом повезло больше, чем другим монастырям. Обитель была первой открыта во всем Поволжье. Другие ждали этого момента значительно дольше: Свияжск, Макарьевский монастырь и Семиозерка открылись только в 1997 году.

То есть в течение шести лет Раифа была единственным монастырем. Многие люди приезжали помогать, монастырь был быстро возрожден. Большой вклад был сделан первым наместником – архимандритом Всеволодом: человек оказался в свое время на своем месте. Он обладал замечательными личными качествами, был прекрасным организатором и мог расположить людей к себе. Люди хотели общаться, приезжать, помогать монастырю.

Конечно, за это время очень много сделано, но и очень много предстоит сделать. Полтора года активно ведутся восстановительные работы. Заменены практически все крыши храмов и корпусов. В этом году сделана большая работа по монтажу собственной газовой котельной, переложена полностью теплотрасса монастыря, большая работа по замене всех коммуникаций: и теплотрассы, и водоснабжения монастыря. Предстоит много работ по восстановлению и реставрации угловых башен, стен и в целом по благоустройству монастыря.

– Владыка Феофан рассказывал, что изменения коснутся также и вашего интерната.

– Еще одна важная особенность нашего монастыря – детский приют, который находится на полном обеспечении монастыря, там живут мальчишки с 6 до 17 лет. Сейчас они посещают сельскую школу, но в этом учебном году мы планируем перевести их в Зеленодольскую школу. С мальчишками постоянно ведутся внешкольные занятия. Они изучают Закон Божий, для них преподается церковное пение, музыка. Воспитанники участвуют в различных конференциях и олимпиадах по всей России.

Недавно в экологической конференции заняли призовые места, то есть с ними ведется активная работа. Выезжают в походы, в этом году в Крым ездили, в Сочи в детские лагеря. У них есть спортзал, музыкальная комната, компьютерный класс и хорошая библиотека – в этом плане, конечно, это счастливые дети. Даже у многих детей в семьях нет таких условий для развития, как у наших детей.


– Какое будущее для себя выбирают воспитанники?

– Мы не агитируем их к монашеской жизни. Будущее ребята выбирают сами по своим наклонностям. Многие идут по духовной стезе, многие поступают в военные учебные заведения, кадетские заведения, программисты у нас есть, юристы. Заканчивают также высшие учебные заведения, то есть дальнейшая жизнь – самая разная, исходя из их собственных способностей и талантов.

Бог каждому дает талант, мы стараемся этот талант увидеть и раскрыть, помочь человеку дальше двигаться по тому пути, который он сам для себя выбирает. В этом отношении они ничем не отличаются от обычных детей в обычных семьях.

– Есть ребята, которые решили остаться в монастыре?

– Да, несколько человек остались – стали священниками. Многие приезжают в монастырь, многие помогают петь на клиросе – в общем, не забывают места своего детства. Для многих это родной дом. Они приезжают, общаемся, переписываемся или созваниваемся. Духовная связь сохраняется навсегда.

– При монастыре существует квартет «Притча». Расскажите об успехах коллектива.

– Уникальный квартет – монастырский хор «Притча» существует с начала 90-х годов. Помимо того что поет на службах при монастыре, участвует в богослужениях, выступает на различных выездных мероприятиях не только по республике, но и за ее пределами, по России и в зарубежье.

Квартет активно развивается. Выпускаются диски, записываются новые произведения.

Сейчас у нас ведется возрождение детского хора. Раньше у нас был хор «Родничок». Даже есть записи его. Сейчас ребята уже выпустились из детского корпуса, и мы набираем новую группу, будем заниматься с ними.

– У вас не так давно появилась новая икона Семистрельная. Какие еще образы планируете привезти?

– Удивительный образ Семистрельной Божьей Матери – это одна из первых работ творческой мастерской, которая выполняет мозаику Грузинской иконы на берегу Раифского озера. Они пожертвовали ее в монастырь. Удивительный образ – Богородица смотрит прямо в душу, он очень хорошо вписался в интерьер Троицкого собора.

Как вы видели, в двух главных храмах монастыря – в Троицком и Грузинском – самые старые иконы 18-го и 19-го веков, но есть и более ранние, 17-го столетия.


Такое решение было принято отцом Всеволодом, чтобы соединить эпохи, чтобы сгладить разрыв советского периода и погрузить человека в атмосферу старинного храма.

Известно происхождение не всех икон. Возможно, часть из разоренного Раифского монастыря, из близлежащих храмов, привозили даже из других епархий. В конце концов сложилась определенная экспозиция икон, которая остается здесь уже много лет.

Сейчас планируем размещение ряда новых икон, несколько уже помещены в Грузинском храме. Мы разместили иконы святых, относящихся к Раифе. Это древние мученики Раифские, в честь которых назван монастырь, и икона новомучеников Раифских – это наши монахи, которые пострадали в советское время.

Икона Всех Святых Земли Казанской – это собор казанских святых. Планируем, что появится икона новомучеников и исповедников российских, в честь которых у нас освящен верхний храм над храмом преподобных отцов.

Также планируется несколько икон известных русских святых – Игнатия Брянчанинова, Феофана-затворника. Появится икона Царственных Мучеников – с ликами членов царской семьи прославленного царя Николая II, царицы Александры с детьми. Планируется икона оптинских старцев, возможно, будут привезены мощи из Оптиной пустыни.

Хотелось бы видеть в монастыре икону Гавриила Семиозерного из соседнего монастыря Святой Семиозерной пустыни, тоже, может быть, с мощами.

Люди очень спрашивают икону целителя Пантелеймона – святой помогает в телесных недугах. Ну и икона Всех Святых, и Богородица Неупиваемая Чаша. Такие работы по дополнению икон ведутся в настоящий момент.

– Откуда будут привезены эти иконы?

– Иконы будут изготовлены по заказу. Скорее всего, это будут литографии на холсте, потом будем обновлять на писаные иконы. Это процесс долгий, довольно трудоемкий.

Три иконы из тех, что я назвал, уже размещены в Грузинском соборе, на внутренней части столбов расположены, уже можно посмотреть. Еще восемь икон появятся в течение двух недель. Изначально планировали разместить их к юбилею принесения Грузинской, думаю, что мы успеем.


– Удалось ли вам лично пообщаться с вашим предшественником отцом Всеволодом?

– Лично, к сожалению, не был знаком с отцом Всеволодом. Меня назначили уже после его смерти. Он почил в августе 2016 года, а я приехал в январе 2017-го, где-то через полгода.

Я познакомился с ним через рассказы, через воспоминания и фотографии. Его история удивительна. В постриге он был назван в честь князя Всеволода Псковского. В крещении этот святой пишется как Всеволод-Гавриил ­– такая удивительная связь произошла между нами, в этом я вижу промысел Божий.

Конечно, человек был очень открытый, как солнышко освещал все вокруг, очень общительный, прекрасный организатор. Конечно, благодаря таким его деловым качествам монастырь был возрожден. То, что мы сейчас видим, – это плоды его трудов, и прежде всего его живой веры.

В 1991 году были очень сложные политические условия, экономическая разруха, и в такое время он взялся за возрождение монастыря. Он начал на пустом месте, на куче развалин. Тогда еще часть монастыря занимало ПТУ, и ему пришлось строить новые здания для училища, чтобы освободить монастырь.

Наверное, легче было бы начать с нуля. Через такие трудности пройти без живой веры, конечно, нельзя. Помогло то, что человек поверил и с Божьей помощью пошел по этому пути. Нужно отдать должное, и мы чтим его память. Недавно было два года со дня смерти отца Всеволода – 20 августа. Служилась панихида, приезжало много людей, чтобы почтить память его, так что Раифа – это памятник его деятельности, его подвига и живой веры.


– Сколько сейчас монашествующих в монастыре? И много ли желающих сюда попасть?

– В настоящий момент в постриге 11 человек, вместе с послушниками около 22. Постоянно поступает новая братия, приходят желающие поступить в монастырь, но это процесс непростой. Человеку нужно испытать себя.

Многие впоследствии уходят, потому что монастырь, конечно, не для всех. Для этого в церкви установлен так называемый послушнический искус, то есть время, в течение которого человек живет в монастыре без принятия монашеских обедов и испытывает себя, сможет ли он жить в этом монастыре.

На него смотрит братия, смогут ли они принять человека в свою семью, то есть идет процесс притирки и вхождения в жизнь монастыря. Многие через некоторое время понимают, что это не их путь: кто-то решает посвятить жизнь семье, у кого-то что-то не получается, а других что-то не устраивает внутренне.

В среднем остается один человек из десяти-двадцати. Процесс долгий и непростой. Лучше пускай человек поживет подольше, но утвердится на этом пути и впоследствии твердо встанет на него, чем, быстро приняв монашество, отпадет.

Есть изречение апостола Павла, что «руки скоро не возлагай ни на кого…», то есть только при большом испытании постригают в монашество, а тем более принимают в священный сан.

– Много ли простых мирян приходят, не имея никакого представления о духовной жизни?

– Да, много, и приходят по разным причинам. Но чаще всего, конечно, это какие-то жизненные трудности. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится – народная мудрость, которая тут как нельзя кстати. Но это не должно быть главной причиной прихода в монастырь, ведь самое главное – это любовь к Богу, желание духовной и монашеской жизни. Для этого здесь есть все условия.

Но ситуации бывают разные: кто-то приходит в монастырь с желанием остаться и не остается, кто-то приходит от каких-то трудностей и становится хорошим монахом. Пути Господни неисповедимы – совершенно разными жизненными тропами человек приходит в монастырь. И над каждой душой, конечно, работает Господь – приводит человека к вере и в дальнейшем в монастырь. Это загадка и тайна человеческой души с Богом.


– Что можете пожелать прихожанам Раифы?

– Пожелание одно – приходить в монастырь и приобщаться к духовной жизни, ведь это и есть задача обители. Братья, которые живут в монастыре, поддерживают духовный костер, и мы приглашаем всех погреться, отогреть свою душу, напитаться духовной жизнью, благодатью и приобщиться к жизни во Христе.

Для этого монастыри и существуют, и всегда эту функцию выполняли на Руси уже более тысячи лет. Ничего не меняется. Монастыри – это источники живой воды, куда люди могут прийти, напитаться этой благодатью и утолить свою духовную жажду.


Обсудить ()