Ж/Д транспорт

Типы мест в поездах. Всё о вагонах СВ — как расшифровывается и что это такое в поезде, фото и другие материалы. Двухэтажные вагоны РЖД: отзывы

Согласно планам РЖД к 2020 году практически все вагоны поездов дальнего следования будут заменены на двухэтажные. Преимущества их для единственной российской компании, осуществляющей пассажирские железнодорожные перевозки, очевидны. Двухэтажные вагоны вместительнее обычных почти в 2 раза, а это позволяет за одну поездку получить намного больше денег. Да и самим пассажирам новые необычные дома на колесах наверняка покажутся достаточно удобными.

Чтобы поездка на поезде в Швейцарию и Европу была максимально комфортной, вы можете зарезервировать свое место до начала путешествия. При путешествии в некоторых странах бронирование обязательно или автоматически включается в стоимость билета. Обычно вы не можете зарезервировать места для перевозки своего велосипеда в поезде.

При резервировании мест для поездок в Европу в зависимости от страны действуют разные цены и положения. Ниже приводится дополнительная информация для различных европейских стран. Обязательно резервировать места для поездок в Италию, и это включено в стоимость билета.

Немного истории

В настоящее время по дорогам страны курсирует всего два двухэтажных поезда: Москва-Адлер и Москва-Санкт-Петербург. Вагоны для обоих составов были собраны на Тверском заводе. Подобная конструкция - отнюдь не современное изобретение. Курсировали такие вагоны по дорогам нашей страны еще в 1905 году. Производились они, кстати, тем же Тверским заводом. Спустя столетие руководство этого предприятия решило возродить старый проект. Конечно же, новые двухэтажные вагоны РЖД на свои аналоги прошлого века похожи мало. Изготовлены они из современных материалов и имеют более совершенную форму. Ну и, разумеется, не может быть между этими двумя моделями никакого сравнения по степени технической оснащенности.

Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Дании и Чешской Республики

Не обязательно резервировать места, но мы рекомендуем. Бронирование мест для поездок в Венгрию обязательно и включено в стоимость билета на ночной поезд. Помещение больших колес на колесах заставляет наши автомобили выглядеть лучше, не так ли? Но внешний вид автомобиля в целом определяет его внешний вид, и он находится в основном в теле. То есть, на самом деле, общий вид - это типы автомобилей, будь то седан, джип или даже купе.

Что более важно и что многие люди до сих пор не знают, является то, что тело непосредственно влияет на цену транспортного средства, некоторые из них дороже других. Вот и все! Вы можете платить немного дороже в машине благодаря типу автомобиля. Другим фактором является то, что и в документе автомобиля его характеристики.

Отличия от обычных вагонов

Новые составы, следующие из Москвы в Адлер и Санкт-Петербург, имеют и еще одну интересную особенность. Типы пассажирских вагонов РЖД разные - это плацкарт, общий, СВ, КБ и т. д. Двухэтажные относятся к купейным. Ни плацкарта, ни СВ здесь нет. Билеты же в такой вагон стоят не слишком дорого. Заплатить за поездку придется чуть больше, чем за плацкарт в обычном поезде.

Любители автомобилей должны также понимать, что в этом случае это будет кузов. Мы можем сравнить с человеком, где шасси будет скелетом автомобиля, а тело будет телом. Тело может быть полностью отделено от шасси в некоторых случаях или быть частью той же структуры, в которой мы называем моноблок.

Но тогда, какие типы автомобилей и тела?

Шасси: может быть изготовлено из алюминия или любого металла, который является достаточно жестким. Это также может быть углеродное волокно, которое, помимо уменьшения веса, по-прежнему обеспечивает большую безопасность. Корпус: может быть изготовлен из алюминия или стали. . Это один из самых известных видов тела, потому что он имеет хорошее пространство для пассажиров и багажа. Известно, что эта модель разделена на три отсека: «Двигатель», «Пассажир» и «Валет». Перегородка багажника очень важна, потому что заднее стекло не прикреплено к багажнику, оно раздельно, что дает больше места для багажа, что делает его идеальным для путешествий в семьях с более компактным автомобилем.

К непривычным для отечественных путешественников особенностям двухэтажных вагонов можно отнести также наличие купе и туалетов, предназначенных для инвалидов, бара (помимо ресторана), магнитных карточек открывания/закрывания купе. Любителям проводить свободное время в интернете наверняка придется по душе наличие в поездах бесплатного Wi-Fi и розеток на 220 В возле каждого нижнего спального места. Выглядят двухэтажные вагоны РЖД внутри очень современно и достаточно стильно.

Двухэтажные вагоны РЖД: отзывы

Обратите внимание, что багажник отдельно от заднего стекла, таким образом обеспечивая большую камеру хранения багажа. Как правило, эти модели более учитываются, однако недостатком является небольшое пространство, так много для пассажиров, как для багажа. Самые компактные модели имеют двигатель 0 и являются биотопливом, несмотря на наличие более крупных и спортивных моделей.

Большим преимуществом Хэтча является практичность ходьбы в оживленных городах, где интенсивное движение и парковка мало, потому что это меньший автомобиль. Купе кузова небольшие, а их классический вид резко снижается до багажной полки. Подавляющее большинство имеют только две двери и имеют низкие автомобили, улучшая скорость и хорошие характеристики благодаря своей аэродинамике. Многие модели имеют место только для двух передних пассажиров.


Купе проводника

Помимо стандартной раковины, здесь имеются микроволновка, термопот и кофемашина. При желании можно попросить проводника разогреть взятые с собой продукты или заказать кофе. Пульт управления больше не мигает разноцветными непонятными лампочками. В двухэтажных вагонах он скорее похож на те, которые имеются в кабине стюарда в самолете. Проводник может регулировать климат в купе и коридорах, а также администрировать системы магнитного доступа. С этого же пульта происходит управление и энергосистемой вагона. Помимо всего прочего, комната проводника оборудована экраном видеонаблюдения. Сами камеры установлены в коридорах обоих этажей.

Примеры купе, используемые в последних 007 шпионских фильмах со старыми. Вот модель, которая имеет более высокую цену, чем другие тела. Его прочный внешний вид и двигатель снабжены отличной технологией для работы, и во многих моделях с четырьмя колесами приводят дополнительные усилия во время затягивания. Этот тип модели был создан во время Второй мировой войны уже с целью столкновения с любым типом местности.

Отличия от других типов

У этого есть открытый грузовой тыл, который также помогает в сдвигах. Они широко известны как пикапы. В связи с тем, что нагрузки нагрузки имеют более высокую мощность, чем более традиционные модели. Если седан хорош для путешествий, тогда Перу здорово! Они напоминают пикапы, но без открытого грузового отсека. Его популярная деноминация - это женский пикап: вместо того, чтобы называться пикапом, их называют маленьким грузовиком. Микроавтобус - это большой тип кузова, и его преимущество, помимо обширного пространства, имеет модульные сиденья для более широкого использования для перевозки людей.

Купе пассажиров

Помимо розеток, здесь имеется радиоточка. Ловить любимые каналы в отличие от обычных поездов можно самостоятельно. В каждом купе, как и в обычном составе, имеется откидной столик и по четыре спальных места. Оборудованы новые двухэтажные вагоны РЖД довольно-таки неплохо. Однако придется их пассажирам испытать и некоторые неудобства. К примеру, третьих полок в купе для багажа не предусмотрено. Все чемоданы и большие сумки придется размещать под нижним спальным местом. Конечно же, из-за особенностей конструкции вагонов потолки в купе намного ниже.

Обычно ваш грузовой отсек прикреплен к задним сиденьям. Фургоны славятся тем, что имеют еще большее пространство, чем минивэны, потому что они также предназначены для торговли, как для перевозки пассажиров, так и для больших объемов грузов. Хорошая часть даже имеет переднюю часть пассажира, отделенную от задней части, для грузового транспорта или больше людей в заднем отсеке.

Трудно отличить тело, поскольку, как говорится в его названии, это смесь типов кузова. У нас также есть типы спортивного автомобиля, которые имеют определение, но поскольку популярная поговорка уже достигла нескольких нитей, многие автомобили, которые не являются спортивными, но имеют те или иные характеристики, в конечном итоге так называются. Что действительно определяет спортивный автомобиль - это его роскошное тело, такое как седан или купе большой мощности и комфорта, с сиденьями скамейки или, например, с кабриолетом.

Спальные полки в двухэтажных поездах достаточно длинные, но все же несколько менее удобные, чем в обычных составах. Во-первых, окна в купе двухэтажного поезда расположены очень низко. Поэтому полежать, любуясь на проплывающие мимо пейзажи, не удастся. Во-вторых, из-за низких потолков на верхних полках очень мало свободного пространства. Посидеть, свесив ноги вниз, не получится в любом случае.

Существуют и другие типы автомобилей, но менее используемые, например, лимузин. Но тогда, какой автомобиль и тело вам больше всего нравится, дорогой читатель? Пусть ваше мнение сообщит нам! Наконец, каждая команда должна состоять как минимум из «Серебряного» или «Бронзового» пилота.

Отсек для инвалидов. В купе должны быть построены 4 раскладных полноразмерных стула со складными подлокотниками. Сложенное положение заперто и используется для крепления инвалидных колясок. Сложенный складной стул должен иметь ширину не менее 700 мм для размещения инвалидной коляски. Складывание и складывание сиденья должно быть гладким и с минимальным усилием, поэтому сиденье в сложенном положении должно иметь автоматический замок, чтобы он не падал во время движения вагона. Избегайте острых краев и выступающих частей в окрестностях инвалидных колясок.

Помимо Wi-Fi и радио, купе двухэтажных вагонов оборудованы системами климат-контроля. На дверях установлены магнитные замки. Открывать/закрывать их можно, пользуясь специальной карточкой. Разумеется, есть в купе для пассажиров и индивидуальное освещение.

Коридоры

Только что вошедший в двухэтажные вагон пассажир ничего особенно нового (кроме лестницы, ведущей наверх) не увидит. Внешне коридоры очень похожи на те, которые все привыкли видеть в поездах дальнего следования. По обеим сторонам расположены биотуалеты, а на полу расстелена ковровая дорожка. Отличие - лишь в расположении окон (почти у пола) и более низких потолках. На втором этаже в коридоре есть зеркало. Оно необходимо для того, чтобы поднимающиеся и спускающиеся по лестнице люди могли друг друга видеть во избежание столкновений. На нижнем и верхнем этажах коридоры сделаны с разных сторон. Поэтому двухэтажные пассажирские вагоны РЖД достаточно удобны в плане наблюдения за проносящимися мимо при движении пейзажами.

Ширина сиденья не должна быть меньше 450 мм, а высота от уровня пола до переднего края сиденья должна составлять от 430 мм до 500 мм. Помощь не может быть помещена в узкую выемку. Отделение должно быть оборудовано внутренней автоматической дверью, оборудованной устройствами для предотвращения захвата пассажира во время их работы. На полу не должно быть никаких неисправностей и шумов, которые предотвращают беспрепятственную езду на тележке.

Окна в отсеке должны быть оборудованы одинарными жалюзи с светопропусканием около 30%. В каждом месте две вешалки для одежды, одна для человека в инвалидной коляске. Также будет электрическая розетка на 230В каждый. Предпочтительным решением является доступность каждой инвалидной коляски для отдельных столов, которые позволяют использовать ваш ноутбук или есть еду.


Тамбуры

Из вагона в вагон в двухэтажном поезде переходить безопаснее и не так страшно, как в обычном. Ничего грохочущего и лязгающего пассажиры здесь не услышат. Двери тамбура также не хлопают, а закрываются и открываются автоматически, посредством специальной кнопки. Курить в двухэтажных поездах категорически запрещено. Поэтому пепельниц в тамбурах не предусмотрено. Вряд ли удастся покурить и в туалете. Здесь установлены системы контроля. Курящие пассажиры могут расслабиться с сигаретой, только выйдя из поезда на станциях.

В коридоре рядом с отсеком для инвалидных колясок путешественники в пространстве между окнами должны быть установлены шарнирные сиденья. Все оборудование должно быть легко доступно для инвалидных колясок. Компоненты должны включать кабину. Два туалета с закрытой системой.

Для двух - трех сотрудников. У них будут шкафы для дирижера, стола, двух полноразмерных стульев и одного складного. Раздвижные двери запираются для проводников снаружи и внутри. Снаружи ухо должно быть установлено на замке. Два шестисекционных отделения. В каждом отсеке для заказа требуется конструкция 6 полноразмерных сидений с откинутыми подлокотниками и сиденье, зафиксированное в развернутом положении. Сиденья должны быть установлены таким образом, чтобы при развёртывании сиденья они были одним диваном для сидения или лежа.

Туалеты

Достаточно удобными двухэтажные вагоны РЖД многие пассажиры считают и за наличие новых, современных санузлов. По своему внешнему виду и функционалу они больше похожи на туалеты самолетов. Вовремя остановок не закрываются, что, безусловно, не может не радовать. В каждом туалете имеются удобный унитаз, аккуратная раковина, зеркало и сушилка для рук. Открывающегося сверху мусорного бачка под окном напротив санузла в двухэтажных поездах нет. Вместо него установлены несколько контейнеров. Мусор в них сортируется по видам.

Вагон-ресторан

Разумеется, пассажиры двухэтажного поезда имеют возможность в дороге и вкусно пообедать. Собственно, сам зал-ресторан со столиками и удобными диванами расположен на втором этаже вагона. На первом находятся только кухня и бар. Блюда готовят высококвалифицированные повара. Подаются наверх они на специальном мини-лифте. Второй точно такой же предназначен для спуска вниз грязной посуды. Стоимость блюд в вагоне-ресторане двухэтажного поезда для людей среднего достатка вполне приемлема. За суп или борщ, к примеру, придется заплатить около 250 рублей. В баре можно купить безалкогольные прохладительные напитки.

Обслуживание

Таким образом, чем отличается вагон пассажирского поезда двухэтажный от обычного, мы с вами выяснили. Далее давайте посмотрим, чем обслуживание в таких составах не похоже на сервис в обычных. Итак, в стоимость билета в двухэтажном поезде входят:

  • постельное белье;
  • сухой паек, включающий в себя йогурт, колбасу, пакетик с чаем, булочку и минеральную воду;
  • журналы, газеты.



Стоимость билета

Цена проездного документа зависит от времени его приобретения. Чем меньше остается мест в вагонах, тем больше стоимость билетов. Дорога от Москвы до Санкт-Петербурга при покупке проездного документа за день до отправления поезда обойдется примерно в 3500 рублей.

Места для инвалидов

Позаботились конструкторы, разрабатывавшие двухэтажные вагоны РЖД, и о людях с ограниченными возможностями. Попасть в вагон при необходимости можно, не вставая с коляски. Для этого на входе предусмотрена специальная платформа. Инвалид в коляске просто заезжает на нее, и она поднимает его в вагон. Помимо специальных купе, для людей с ограниченными возможностями предусмотрены и особые широкие туалеты.

Двухэтажные вагоны РЖД: отзывы

Как видите, поездка в таком составе обойдется немного дешевле путешествия в купе обычного поезда. В этом аспекте отзывы пассажиров о двухэтажных поездах восторженные. Нравятся многим и введенные технические усовершенствования. Хотя Wi-Fi во многих местах по пути следования не ловит, в вагонах он все же есть. Возможность слушать любимую музыку по радио также не может не радовать. В общем, оснащены двухэтажные вагоны РЖД лучше даже некоторых старых фирменных.

Однако отзывы о новых составах не всегда такие уж радужные. Конечно же, есть у двухэтажных вагонов и некоторые недостатки. К ним пассажиры относят прежде всего:

  • Обслуживание. Поскольку людей в двухэтажном вагоне больше, чем в обычном, а количество проводников не изменилось, ждать, к примеру, чая придется дольше.
  • Риск травматизма. При движении двухэтажный поезд очень сильно качается. Лестницы же в вагонах достаточно крутые.
  • Загруженность туалетов. В обычном купейном вагоне их 2 на 36 мест (по одному на 18 человек), в двухэтажном - 3 на 64 (1 на 21 человека).
  • Отсутствие третьих полок, разумеется, также удобства вагонам не прибавляет.


Как видите, с одной стороны, двухэтажные вагоны выгодны компании «Российские железные дороги» и достаточно удобны для пассажиров. Заплатить за поездку в таком составе придется меньше. Однако некоторый дискомфорт, связанный прежде всего с теснотой, испытать пассажирам новых поездов все-таки придется. Для наглядности чуть выше в статье вашему вниманию представлена схема двухэтажного вагона РЖД.

На железных дорогах все вагоны подразделяются на грузовые (для перевозки тарных, насыпных, наливных грузов, транспортеры - для перевозки крупногабаритных и очень тяжелых грузов, рефрижераторные - для перевозки скоропортящихся грузов при определенном температурном режиме) и пассажирские.
И если грузовые вагоны должны быть прочными и вместительными, то пассажирские - еще удобными и красивыми. Пассажирские вагоны внешне почти не отличаются друг от друга, за исключением двух, курсирующих в почтово-багажных поездах. В этих вагонах и окон поменьше и двери устроены иначе. На одном из них можно прочесть "Багажный". Он, как вы догадываетесь, предназначен для перевозки багажа. Другой называется "Почтовый". В нем путешествуют письма, газеты, журналы, посылки.
Есть и еще один вагон, надпись на котором говорит сама за себя - "Ресторан". В нем пассажир может, не выходя из поезда, позавтракать, пообедать и поужинать.
Пассажирские вагоны - это временные жилища людей, отправляющихся в поездку. Поэтому конструкторы сделали многое для того, чтобы превратить их в дома на колесах со всеми удобствами.


Пассажирский вагон (1970-е годы)

В вагонах есть полки-кровати, столики, чтобы было удобно покушать или сыграть в шахматы, шашки, домино; установлен электрокипятильник, чтобы готовить чай. Пассажир может послушать радио: в поезде есть свой радиоузел. Вагоны оборудованы устройствами кондиционирования воздуха. Летом мощные вентиляторы, приводимые в движение электрическими двигателями, подают в вагоны свежий воздух, который, прежде чем попасть в вагон, проходит через фильтры, очищается от пыли, охлаждается. Зимой воздух в вагоне подогревается с помощью специальной системы отопления.
Такие вагоны называют спальными. А "предок" современных комфортабельных спальных вагонов на железных дорогах нашей страны появился в 1873 году.
"Места для пассажиров в спальных отделениях состоят из покойных кресел весьма изящной отделки",- сообщала о нем выходившая в Петербурге газета "Русский мир". Между креслами были устроены столики, над которыми висели зеркала в массивных красивых рамах и, кроме того, чугунные подсвечники, в которые поездная бригада устанавливала свечи, чтобы пассажиры могли читать и писать.
В ночную пору проводники сдвигали сиденья противоположных кресел и прикрывали их матрацем. Затем в такую постель превращалась и вторая пара кресел. И, наконец, опускались две постели, прикрепленные к потолку.
Кроме свечей, внутренность спального вагона освещалась еще и лампами, которые "горением своим способствовали вместе с тем и вентиляции вагона". Вагон отапливался снизу: под вагонным кузовом была устроена печь. В конце спального вагона находились комната для проводников, а также отделение со шкафчиками, где хранились спальное белье, подушки, одеяла, тюфяки и свечи. Сегодня такой спальный вагон может вызвать только улыбку.
И все же, как ни шагнули вперед современные пассажирские вагоны, ученые и конструкторы продолжают трудиться над тем, чтобы сделать их еще комфортабельнее и экономичнее.
Еще на рубеже 50-60х годов была начата разработка конструкций 27-метрового пассажирского вагона (длина вагонов в поездах, курсирующих сегодня, 24,5 метра). Расчеты показали, что более длинные вагоны будут плохо проходить кривые участки пути. Внешне вагон новой конструкции не отличается от своих "коротких" собратьев. Но мест в нем не 36, а 42. Значит, чтобы перевезти то же число пассажиров, потребуется меньше и вагонов и проводников.
Но если нельзя чрезмерно удлинять вагон, то можно чуть приподнять крышу и опустить пол и разместить места для пассажиров в два этажа. Конструкторы так и поступили. Проект двухэтажного "дома на колесах" уже создан. Он вместительнее обычного купейного вагона: вместо 36 в нем могут удобно разместиться 52 пассажира. Для багажа предусмотрено специальное помещение. Есть в вагоне и устройства кондиционирования воздуха и отопления.
Как считают специалисты, поезда, сформированные из двухэтажных вагонов, значительно повысят провозную способность железных дорог, то есть позволят перевозить больше пассажиров, не увеличивая числа поездов. А это очень важно сегодня Ведь перевозки пассажиров растут быстрыми темпами. Да и грузов надо перевозить все больше и больше. Пропустить же поездов по той или иной линии можно только определенное количество.
Работают конструкторы и над тем, как сделать пассажирский вагон надежнее и долговечнее. Пассажирские вагоны сейчас делают из углеродистой стали, которая подвержена коррозии, и кузов вагонов то и дело нуждается в ремонте. Чтобы вагоны ремонтировать реже, кузов приходится делать из довольно толстых стальных листов. Это значит, лишний расход металла, лишние бесполезно перевозимые тонны металла.
Вот почему проектировщики весьма резонно заявили: "Надо кузов пассажирских вагонов строить из нержавеющей стали". Первые такие вагоны уже созданы. Их не надо защищать от коррозии, да и весят они на 3 тонны меньше обычных. И, что очень важно, такие кузова не нуждаются в ремонте на протяжении всего срока службы вагонов.
Это что касается конструкции. А как обстоят дела с оборудованием? Оно тоже совершенствуется.
Сегодня каждый вагон, к примеру, имеет свою собственную электростанцию. Весит она вместе с аккумуляторными батареями более четырех тонн, нередко выходит из строя, да к тому же тормозит движение поезда - ведь на ее работу затрачивается часть тягового усилия локомотива.
К тому же налицо явная несуразица. Электровоз превращает электрическую энергию в механическую, чтобы тянуть состав, а вагоны со своими генераторами механическую энергию превращают в электрическую.
Бегают такие вагоны, возят лишние четыре тонны. А над ними - контактный провод - неиссякаемый источник электроэнергии. Почему бы не использовать этот источник для питания вагонов Идея заманчивая. Но решение ее стало возможным только благодаря достижениям в области полупроводниковой техники. Уже построены первые вагоны с централизованным электроснабжением. Они снабжены компактными полупроводниковыми преобразователями, которые преобразуют снимаемый с контактного провода постоянный ток напряжением 3000 В в переменный и постоянный ток нужного напряжения, необходимый для вагона. Таким вагонам не нужны собственные электростанции. Весят они значительно меньше обычных, да и бегать им стало легче - их не тормозит генератор.
Современные спальные вагоны неодинаковы. В одних - плацкартных - места для пассажиров расположены в общих салонах. В других - купейных - для пассажиров сделаны небольшие купе с четырьмя или двумя полками-койками и дверями, выходящими в общий коридор, который тянется вдоль всего вагона. Купейные вагоны с мягкими диванами и полками называются мягкими.
Есть и вагоны, в которых вместо полок установлены кресла с высокими спинками, как в самолете. Такие вагоны называют межобластными. Их включают в составы поездов, курсирующих между городами соседних областей. Отсюда и название вагона.
Все эти вагоны служат для перевозки пассажиров на большие расстояния. Поэтому поезда, составы которых сформированы из них, называют дальними. Среди дальних поездов различают скорые, пассажирские и почтово-багажные.
В составы скорых поездов включают, как правило, только купейные и мягкие вагоны. Такие поезда отправляются из столицы нашей Родины Москвы в Ленинград, Киев, Минск, Таллин, Ригу. Останавливаются они только на крупных пассажирских станциях.
Пассажирские поезда формируют из купейных, плацкартных и общих вагонов, останавливаются они почти на всех станциях. Скорость движения пассажирских поездов меньше.
Составы почтово-багажных поездов формируют из почтовых и багажных вагонов. Служат они для перевозок почты и багажа. Иногда в их составы включают и пассажирские вагоны.
В пригородных зонах больших городов совершают свои рейсы пригородные поезда. Они доставляют людей в город на работу и развозят по домам, в выходные дни - за город на отдых. Ежедневно ими пользуются около 9 миллионов человек.
Вагоны в составе пассажирского поезда размещают в определенном порядке, который определяется композицией состава того или иного поезда. Вагон-ресторан располагают обычно в середине состава.
Значительно сложнее разместить вагоны в составах грузовых поездов, так как приходится собирать в группы вагоны с грузами, идущими в адрес одной или нескольких расположенных рядом станций, а также выполнять целый ряд других требований, обеспечивающих безопасное движение поезда.
В соответствии с государственным стандартом к пассажирским вагонам относятся не только вагоны для перевозки пассажиров, но и вагоны-рестораны, почтовые, багажные, специальные (например, вагоны-электростанции) и служебно-технические вагоны (лаборатории, тормозно-испытательные, вагоны-клубы и т.д.).
На железных дорогах России и стран СНГ эксплуатируются пассажирские вагоны постройки вагоностроительных заводов Венгрии, Германии, Польши, а также Тверского вагоностроительного завода ТВЗ (КВЗ) и Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича. На заводах, расположенных в городах Тверь, Москва, Воронеж, Новороссийск, выполняется капитально-восстановительный ремонт вагонов, в том числе производства ГДР 1960-х гг.
Краткая характеристика различных типов вагонов приведена в таблице ниже. Несмотря на то, что пассажирские вагоны строятся в разных странах и на различных вагоностроительных заводах, они имеют много общего в конструкции и эксплуатации.
Важнейшими технико-экономическими показателями пассажирского вагона являются: число мест, тара, база (расстояние между шкворнями) и длина.
Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме - 81 место. Во всех купейных вагонах с кондиционированием и без него в каждом купе 4 спальных места, всего 36 мест. Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников. На некупейных и купейных вагонах число мест указано на кузове вагона. Вагоны межобластного сообщения используются как общие и в зависимости от года и завода постройки имеют 68 или 72 места для сидения. Все вагоны типа СВ имеют 19 мест, крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Вагоны международного сообщения в зависимости от классности могут иметь 22 места при двухместных купе или 33 при трехместных.

Типы пассажирских вагонов железных дорог России
Род вагона Тип или модель Обозначение вагона Изготовитель вагона Особенности оборудования
по книге служебного расписания по билетам системы "Экспресс"
Некупейный 61-836
61-836Р
ЦМО ПС, ПП ТВЗ Автоматическая вентиляция с применением термоавтоматики и комбинированного (электроугольного) отопления, текстропно-карданный привод Т-2
Некупейный 61-425 ЦМО ПС, ПП КВЗ Автоматическая вентиляция, текстропно-редукторно- карданный привод генератора
Для межобластного сообщения 61-828 ОБЛ ОС ТВЗ Улучшенное электрооборудование
Для межобластного сообщения 61-185 ОБЛК ОП КВЗ Система кондиционирования воздуха типа КЖ-25 и централизованное электроснабжение от вагона-электростанции
Для межобластного сообщения 9510 ОБЛК ОП МВРЗ Кресла для сидения. Конструктивная скорость 200 км/ч
Купейный 61-820 К КС, КП ТВЗ Нагнетательная автоматическая вентиляция, привод ТК-2
Купейный Р-8214 К КС, КП ТВЗ Радиокупе, купе для инвалидов и бытовые помещения
Купейный 61-4170 К КС, КП ТВЗ Кресла для сидения, централизованное электроснабжение от магистрали 3000 В, система кондиционирования воздуха типа "Хагенук". Конструктивная скорость 200 км/ч
Купейный 61-4179 К КС, КП ТВЗ Преобразователь постоянного тока напряжением ПО В в переменный ток напряжением 380 В мощностью 12 кВт, кондиционер воздуха типа "Лантеп"
Купейный БК/к К КС, КП Германия Купе-буфет, кондиционер воздуха типа МАБ-И
Купейный 61-820К К КС, КП ТВЗ Система кондиционирования воздуха типа "Хагенук", подвагонный генератор мощностью 32 кВт, микропроцессорное регулирование температуры в вагоне
Купейный Д/к К КС, КП ГДР Принудительная вентиляция и комбинированное отопление
Купейный К/к К КС, КП ФРГ Кондиционер воздуха типа МАБ-П и комбинированное отопление
Купейный Кк/к К КС, КП ФРГ Кондиционирование воздуха, комбинированное отопление, генератор мощностью 32 кВт типа КОА-4-32
СВ Кк/к-СВ СВ свс, свп ГДР Двухместные купе, кондиционирование воздуха и комбинированное отопление
СВ 61-4165 СВ свс, свп ТВЗ Двухместные купе, нагнетательная вентиляция и комбинированное отопление
Международного сообщения Габарита РИЦ Р - ГДР Кондиционирование воздуха и комбинированное отопление
Международного сообщения ВЛАБ-200 Р - ФРГ Без генератора, с преобразователем тока и напряжения от контактной сети, с электроводяным отоплением и системой кондиционирования воздуха типа "Хагенук".
Конструктивная скорость 200 км/ч
В графе Обозначение вагона по билетам системы "Экспресс-2" вторая буква означает: С - скорый поезд, П - пассажирский.

При определении длины поезда учитываются промежутки между вагонами. Длина поезда по осям сцепления автосцепок смежных вагонов составляет 24750 мм. Ширина и высота вагонов определяются габаритом.
В качестве экономических показателей используют коэффициент тары - отношение массы тары к числу мест и коэффициент населенности - количество пассажиров на 1 м длины кузова. При конструировании вагонов стремятся к снижению тары и увеличению числа мест для пассажиров, но не в ущерб прочности, скорости, комфорту.
Тара вагона - масса полностью экипированного вагона в порожнем состоянии является основным показателем для определения веса поезда. Важным показателем является масса тары, приходящаяся на одно пассажирское место. Чем меньше этот показатель, тем дешевле обходится эксплуатация вагона. Применение новейших материалов и совершенствование конструкции вагона дают возможность снизить тару вагона и при этом обеспечить безопасность движения.
Стандартная длина вагона позволяет формировать пассажирский поезд без подбора вагонов по утвержденной схеме и учитывать длину станционных и приемоотправочных путей. В длину вагона входит длина кузова вместе с обеими автосцепками.
База пассажирских вагонов, которые эксплуатируются на колее 1520 мм, принята 17000 мм у всех четырехосных вагонов при длине кузова 23600 мм. База зависит от длины и ширины вагона и от наименьшего радиуса кривых участков пути.