Весовое оборудование, весы

В каком году был создан город. История возникновения городов

ВОРОНЕЖ - центр одной из крупнейших областей Российской Федерации. Город основан в 1585 году как сторожевой пункт на южной окраине Московского государства в одном из оcтрогов высокого правого берега. Крепость построена в 1586 году по указу царя Федора Иоанновича. Самое раннее описание Воронежа в так называемой Дозорной книге относится к 1615 году - тогда в городе насчитывалось 2 тыс. жителей. Во второй половине XVII века Воронеж утратил военное значение, основным занятием его жителей стало землепашество. Возросла роль города как центра торговли.Новый этап в его развитии начался с 1696 года, когда Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал Воронеж местом строительства военного флота. В городе возникли новые производства: литейно-пушечный завод, суконная, парусная, канатная и кодевенная фабрики.


Значительным событием в жизни города явилось учреждение в 1836 г. Митрофановского мужского монастыря, который возник на базе архиерейского подворья после обретения (1832) мощей первого воронежского епископа Митрофана (1623-1703) и его канонизации.

С Воронежем второй половины XIX века связаны имена многих из оставивших яркий след в истории и культуре России. Здесь родились И. А. Бунин, С. Я. Маршак , А. П. Платонов.

К началу XX века в Воронеже насчитывалось 1350 промышленных, кустарных и торговых предприятий, на которых трудилось более 10850 рабочих. К 1913 году городское население составило 94800 человек. К началу первой мировой войны Воронеж входил во вторую десятку городов Российской империи. Советская власть была провозглашена в Воронеже 3 (16) ноября 1917 года. События гражданской войны теснейшим образом коснулись города, который был дважды захвачен отрядами двигавшейся на Москву Добровольческой армии .

С 1928 по 1934 год город стал центром Центрально-Черноземной области, включавшей территорию Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской губерний. Это позволило развернуть в нем мощное строительство, расширить городские границы. Во время Великой Отечественной войны, с июля 1942 по январь 1943 года, город находился в зоне боевых действий. Самые ожесточенные бои велись в районе железнодорожного узла, у областной больницы и на Чижовке. Воронеж был освобожден 25 января 1943 года в результате Воронежско-Касторненской операции. В ходе боев он был сильно разрушен, однако за 10 послевоенных лет полностью восстановился.Воронеж в период ВОВ

В связи с промышленными потребностями города в воде в 1972 году было создано Воронежское водохранилище.

Водохранилище

В 1986 году торжественно отмечалось 400-летие основания города. В 1990 году Правительство РСФСР включило Воронеж в число исторических городов.

В 1996 году к празднованию 300-летия военно-морского флота России была завершена реставрация, и состоялось освящение Успенской Адмиралтейской церкви.

Город был дважды удостоен государственных наград: в 1975 году - ордена Отечественной войны I степени, в 1986 году - ордена Ленина.

Нынешнее население Воронежа - около 1 млн человек. Это административный, экономический и культурный центр области . Границы раздвинулись на западе до реки

Основные принципы современного градостроительства

Зарождение городов в России

История возникновения городов

План лекции

Лекция 2. ИЗ ИСТОРИИ ГРАДОСТРОЕНИЯ

ГОРОД – особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, имеющая устойчивые признаки, отличавшие ее от догородских поселений. Эти признаки проявились на самых ранних стадиях урбогенеза, и тогда же обозначились некоторые всеобщие закономерности и тенденции городского развития.

Рождение первых городских поселений совпало с переходом «от варварства к цивилизации». За пять-шесть тысячелетий своей эволюции города прошли путь от сравнительно небольших по числу жителей и занимаемой площади, простых по организации и структуре образований к сложным и крупным экономическим, социально-политическим, культурно-религиозным, научным, военно-стратегическим центрам и агломерациям. То есть от племенных и межплеменных ритуальных поселений к древневосточным городам и античным полисам, далее – к средневековым городским коммунам Западной Европы и восточным имперским столицам, торгово-ремесленным центрам, обслуживающим внутренние и внешние обмены и контакты, и, наконец, к современным индустриально-урбанистическим комплексам, гигантским многофункциональным городам (мега-города, мегалополисы), обширным метрополитенским территориям.

Первые города – очаги архаической городской культуры и городского хозяйства зародились на Древнем Востоке. Уже в 6 тыс. до н.э. существовали палестинские, анатолийские протогорода – Иерихон и Чатал-Хююк в Малой Азии, в 4–3 тыс. до н.э. возникли города в речных долинах Месопотамии и Египта: в Двуречье Тигра и Евфрата – Эриду, Элам, Урук, Ур, Лагаш, Вавилон , Ларса, Киш, Джемдет-Наср и мн. др., в долине Нила вырос известный крупный религиозный и политический центр – Мемфис; на берегах Инда – Хараппи и Мохенджо-Даро (2100–1750 до н.э.); китайские города в бассейнах Хуанхэ и Янцзы.

Города всегда имели свою собственную судьбу, историю и преемственность, реальные индивидуальные черты, во многом обусловленные природно-географическим, демографическим, этнокультурным и другими факторами. Это-то и объясняет многообразие путей эволюции городов, их специфику и генетическую неоднородность.

Первые сведения о строительстве городов содержатся в «священных книгах» ветхозаветного времени. Много материала о городе – интересных суждений и теоретических обобщений встречается в сочинениях философов Древней Греции и Рима (Аристотель , Платон , Цицерон , Сенека и др.), средневековых христианских богословов (Блаженный Августин , Николай Кузанский и др.), арабских мусульманских мыслителей (Фараби , Ибн-Халдун и др.) и в многочисленных трудах реформаторов эпохи Ренессанса и Просвещения. Во времена модерна и постмодерна появляются разносторонние знания не только о городе, но и урбанизационных процессах, разрабатываются научные методы познания, различные теории, парадигмы, проекты – «города-сада», «лучезарного города», «индустриального города», «глобального города» и т.д.



Ничего особенного и специфического нет в том, что очаги городской культуры и центры «первичного земледелия» появились на Востоке. Это обусловлено очень благоприятной природно-географической средой, поначалу проявлявшейся в локальной форме, – климатом, естественными ландшафтными комплексами, плодородием почв и т.д. А также и естественно-историческими обстоятельствами – ранним довольно развитым разделением труда с относительно высокой технологической оснащенностью земледелия, скотоводства и производства изделий, наличием строго иерархической социальной организации общества.

Городские и сельские поселения размещались в районах, где природные и географические условия, рельеф местности и климат, естественное плодородие почвы были наиболее благоприятны и оптимально пригодны для земледелия – самой первой формы производства.

Начиная с древнейших времен и затем на протяжении многих веков, экономической основой любого доиндустриального общества и его города – восточно-южно-средне-азиатского, арабо-мусульманского, североафриканского, европейского и т.д. оставалось земледелие, несмотря на то, что успешно развивалось ремесло и процветала торговля. Появление множества городов непосредственно было связано с развитием поливного земледелия, закладкой плантаций сельскохозяйственных и технических культур, разбивкой фруктовых садов, строительством оросительных систем и водораспределительных сооружений. «Аграрность» экономики диктовала и определяла само устройство города – его пространства, часть которого была занята под пашни, огородные культуры, утопала в садах, а всю территорию перерезали оросительные каналы и ирригационные сооружения. На Востоке специальные городские службы наблюдали и регулировали распределение воды в городе и его округе.

Античный город мог существовать только в органическом единстве с деревней и основным занятием – земледелием, в котором использовался преимущественно рабский труд. Слитность города и деревни все же позволяла городу доминировать над деревней. Город прежде всего был центром власти, культуры и пребывал в таком качестве только при абсолютном преобладании рабского труда. С утратой всеохватывающего значения рабства, увеличением населения, ростом числа свободных граждан в городе и провинциях происходило запустение античных городов и потеря ими своей роли в общественном развитии.

В раннесредневековой реальности города перестали в такой же степени выполнять общественную роль центров власти и культуры. Города аграризировались, в упадок приходили ремесло и торговля, что свидетельствовало о наступлении «темных веков» – полном, безраздельном царстве деревни, снижении уровня городской жизни. В городах утверждалась власть церкви и сами города становились резиденциями епископов. Со второй половины 6 в. в них учреждались епископии, и уже епископы заботились о городе и его населении. Они же брали на себя исполнение прямых функций гражданской власти – строили и восстанавливали оборонительные укрепления, водопроводы, каналы, дамбы, занимались благотворительностью и образованием клира и горожан. После германских завоеваний церковь превратилась в единственное прибежище письменной культуры и хранилище знаний. Все это в немалой степени послужило распространению идеалов Церкви, и образ города стал ассоциироваться с ее властью. Место античной философии с идеалами и представлениями о добродетелях, человеческом уме, интеллектуальной деятельности, гармонии заняла метафизика-теология, ставшая душой церкви. Такое господство церкви продолжалось вплоть до 14 в.

В период среднего и позднего средневековья в Западной Европе происходит возрождение городов и активный их роста.

В 15–16 вв. – эпоху Возрождения и Реформации , спонтанная индустриальная деятельность, развитие науки, культуры изменили город, его образ и внешний облик. Город с прочными вратами, рвами и укреплениями, с башнями, порталами с высокими фронтонами и далеко простирающимися строениями соборов, церквей и монастырей начинает активно заполняться новыми зданиями, архитектурными ансамблями, парками, площадями нового социального, политического, экономического, культурного и другого назначения. В период зарождения раннего капитализма крупные городские центры становятся передовыми пунктами экономического развития, своеобразными катализаторами перемен.

Города превращались в места концентрации новых видов производств и сосредоточия энергичных и деятельных людей. Функция города как центра ремесла и торговли выдвигается на главную роль. Последовавший промышленный переворот вызвал повсеместный рост городских поселений, получивших название индустриальных, современных городов.

Что же касается города на Востоке, то он на протяжении всей своей многотысячелетней истории оставался прежде всего центром власти, резиденцией различных правителей. Функция центра ремесла и торговли при весьма значительном количественном росте и даже процветании этих производственных сфер и обращения уступала функции обслуживания деспотического государства и его господствующих слоев.

Эволюция городов мира резко меняется, начиная с середины 18 в. Европейская промышленная революция, подорвала и разрушила прежний традиционный базис и экономические отношения, основанные на земледелии. Доиндустриальное производство уступают место промышленному производству, что привело к росту новых городов – промышленных и торговых.

Промышленный переворот противопоставил индустриальные, ускоренно модернизировавшиеся города Запада традиционным колониальным городам Востока. И это, в конце концов, разделило весь мир на развитые урбано-индустриальные страны и развивающиеся аграрно-сырьевые, зависимые и подчиненные.

В эпоху капиталистической индустриализации в мире произошел беспрецедентный «демографический взрыв» и «урбанистический бум». С 1800 по 2000 численность населения мира увеличилась с 1 млрд. до 6 млрд. человек и городского населения с 27 млн. до почти 3 млрд. человек, что, согласно оценкам, составляло в 1800 лишь 3% всего населения мира (заниженные расчеты) и в 2000 – 47,5%.

Запад к середине 20 в. реализовал индустриально-урбанистическую модель развития «в направлении исключительно городского существования» или городской цивилизации и первым же перешел на новую стадию – постиндустриальную. Для ряда стран Запада к концу 20 в. это положение стало реальностью – 90% и более их населения проживало в городах. Восток в свою очередь только в последние 40–50 лет приступил к осуществлению программы индустриализации-урбанизации.

С конца 19 в. под натиском прогрессирующей урбанизации, ускоренного социального развития, вышли на первые роли – техника и наука, ставшие важнейшими элементами города и современной индустриальной цивилизации. Но уже на рубеже 20–21 вв. очередная волна развития выдвинула новые технологии, информацию, коммуникацию, связь на ведущие позиции. И таким образом заявила о себе новая постиндустриальная цивилизация и ее города.

Именно отсюда берет начало русский флот: здесь по приказу Петра I были построены первые боевые корабли, которым предстояло одержать победу в знаменитом сражении с турками за крепость Азов. Это родина воздушного десанта - празднование дня ВДВ 2 августа установлено в честь произошедшей в 1930 году успешной учебной высадки «крылатой пехоты» на местном полигоне. Предприятие «КБ Химавтоматики» разработало ракетный двигатель, позволивший достигнуть второй космической скорости, а на авиационном заводе организовано первое в мире серийное производство сверхзвуковых самолетов.

Город неоднократно разрушался - его практически уничтожили каневские черкесы в конце XVI века, он серьезно пострадал от пожара в 1748 году и понес огромные потери в годы Великой Отечественной - уцелело менее 10% жилых зданий. И всякий раз за разрушением следовало возрождение. Восстановление шло невероятными темпами. Так, спустя всего семь лет после освобождения от немецко-фашистских захватчиков, столица Черноземья вновь зажила полноценной жизнью: были реставрированы или выстроены заново почти все дома, заработали заводы и фабрики, кинотеатры и музеи.

Коротко о возникновении

Официальная история создания Воронежа начинается с 1586 года - даты образования и основания крепости, предназначавшейся для защиты юго-восточных рубежей Московского государства, позже ставшей городом. Новое военное укрепление возникло на месте возведенного годом ранее сторожевого пункта. Строителем и первым воеводой царским указом был назначен Семен Сабуров, принадлежавший к видному боярскому роду. На нужды по возведению крепости из казны было выделено 140 000 рублей золотом.

Решение о создании на южных границах ряда укреплений было вызвано необходимостью защиты государства от ногайских и крымских татар, а также для того, чтобы закрепить за Российским правительством владение данной территорией.

В возведении крепости принимали участие казаки и крестьяне Данковского и Ряжского уездов. Считается, что они привлекались в первую очередь на самые тяжелые работы, связанные с рубкой леса и его доставкой к месту строительства. Впрочем, жителей уездов звали и на воинскую службу в будущем городе. Свое желание служить в крепости выразили многие донские атаманы.

Семен Сабуров, лично руководивший строительством деревянных башен и стен, был отозван обратно в Москву сразу после завершения возведения крепости. Примечательно, что дальнейшая жизнь воеводы прошла в приграничных городах и смотровых пунктах нашей страны: Новгороде (бывшим прифронтовым со Швецией), сибирском Тобольске и ныне украинском Чернигове. Несмотря на то, что боярин не был связан с Воронежским краем своим происхождением и пробыл в нем всего несколько лет, он был и остается одной из самых уважаемых и почитаемых исторических личностей Черноземья.

Длительное время в качестве герба города использовался родовой знак Сабуровых, который градостроитель ставил на всех бумагах в ходе официальной переписки. Он состоял из шлема, серебряной стрелы, золотой пики и меча, зажатого в орлиной лапе. Эти символы прекрасно характеризовали изначальное предназначение крепости, которое, к слову, совпадало с боярским долгом - защищать свою Родину.

Крепость ожидало стремительное развитие, чему немало способствовало ее удачное расположение. Находясь на пересечении торговых путей, она быстро превратилась из исключительно военного укрепления в торговый узел.

Первое описание города Воронеж появилось в 1615 году в Дозорной книге, иначе именуемой Сторожевой. Среди прочих сведений авторы приводят и численность населения на то время - около 6-7 тысяч человек. И это несмотря на то, что в 1590 году крепость была фактически стерта с лица земли черкесами.

Происхождение топонима

Происхождение названия Воронеж является одной из интереснейших и спорных тем, связанных с историей города. Долгое время ученые, краеведы и энтузиасты-любители выдвигают различные теории, ни одна из которых не имеет под собой убедительных доказательств.

Одной из версий является происхождение от слова «ворона». Этой этимологии придерживался и знаменитый языковед Иван Срезневский, опубликовавший в XIX веке множество этнографических работ, посвященных южным регионам Российской империи. Позднее точку зрения русского ученого поддержал родившийся в 1886 году в Санкт-Петербурге немецкий ученый-славист Макс Фасмер (в нашей стране его называли Максимилианом Романовичем).

Косвенные доказательства правоты Срезневского и Фасмера можно найти в работах другого известного исследователя - Владимира Загоровского (1925-1994). Он приводит упоминание о двух реках Черноземья с названием Ворона, причем вторую из них, чтобы избежать путаницы, именовали - «Воронаж» («тоже Ворона» или «малая Ворона»).

Сторонники данной этимологии в спорах нередко упоминают другие города, имеющие суффикс «-онеж» (предположительно, «территория, край») в названии: например, Радонеж.

Слово «ворона» в названии не обязательно должно означать птицу. Не исключено, что оно использовалось в значении «чернить». Среди других древнеславянских слов с этим корнем можно вспомнить прилагательное «вороной [конь]» и старинное название ягод черного паслена - вороняжка.

У тех, кто придерживается такого мнения, есть свои доводы. Еще древнегреческий историк Геродот писал о неком племени меланхленов (в переводе - «черные одежды»), обитающих северней Причерноморья. Не лишним будет вспомнить и множество названий рек, связанных с черным цветом: испанская Рио-Негру, казахская Карасу, китайская Хэйшуй («Черная вода») и сотни других топонимов по всему миру.

Кроме того, цвет связан с землей и земледелием. Живших в регионе хлебопашцев (чернь) могли именовать «воронящими», что в итоге дало название местности, реке или рекам и будущей крепости.

Другой вариант этимологии города: славянское имя Воронег. Так звали полумифического человека, который основал в IX веке другой Воронеж - украинский, расположенный на территории современной Сумской области. Примечательно, что возле существующего и поныне поселка встречается немало топонимов, схожих с имеющимися в области: населенные пункты Ромны и Рамень, село и река Девица и многие другие.

Сторонники данной теории считают, что Воронеж связан с переселенцами, которые и увековечили в новых для них реках и поселках родные имена.

Ряд исследователей настаивает на том, что название города имеет неславянское происхождение. В 1946 году советский лингвист Александр Попов (1899-1973), изучавший финно-угорские народности, предположил, что слово происходит от мордовского «вирь неже» (дословно - «Лесная защита»). Мордовские племена проживали на территории нынешней столицы Черноземья в VI-VII веках. Здешние леса и реки служили для них защитой от набегов татар.

Еще один вариант инородных истоков названия связан с тюркским языком, а именно со словами «онега» и «вор», означающими воду и лес.

Существуют и другие версии происхождения, в которых фигурируют «еж» и «нож», но эти этимологии стоит отнести к фольклору и не воспринимать всерьез.

От основания до наших дней

История Воронежа в XVI- XVII веках связана с войнами и восстаниями. Будучи в конфронтации с официальной властью, город поддержал Лжедмитрия I, не принял в качестве правителя Шуйского и безуспешно пытался укрыть Лжедмитрия II. Жители крепости отказались присягать польскому королевичу и подняли бунт, который очень быстро обернулся полнейшей неудачей. Мятежники были разгромлены и бежали.

С окончанием смуты развитие пошло ускоренными темпами. По Дону проходили многочисленные транспортные пути - как торговые, так и дипломатические. Так, в 1627 году будущая столица Черноземья принимала Константинопольского посла Фому Кантакузина, а в 1628 - турецкое посольство, возвращавшееся из Москвы.

В задачи воевод входило обеспечение высоких гостей и их слуг всем необходимым. Способствовали пополнению казны и купцы - Воронеж был удобным и безопасным местом для остановки, отдыха и восполнения запасов провизии. Воеводы предлагали защиту и сопровождение торговцев и за чертой города. Учитывая, насколько реальной была опасность нападения татар, на помощь местных жителей соглашались многие.

К сожалению, мирный период был недолгим - в середине XVII в Московском государстве вспыхнули восстания крестьян. Во время крестьянской войны воеводы смогли не допустить мятежа, хотя на территории крепости проживал родной дядя возглавившего бунт Степана Разина. Однако избегать волнений удавалось далеко не всегда.

В 1670 году оборонительные строения пришли в полную негодность. Было принято решение об их обновлении и перестройке. В первую очередь беспокойство вызывали деревянные конструкции и катастрофические последствия от их возгорания. В 1673 году в городе произошел внушительный по масштабам пожар, который уничтожил огромное количество жилых домов. При восстановлении были учтены прежние ошибки градостроителей и все нежилые здания стали просторней.

Новой страницей истории города Воронежа и края в целом стало решение царя о строительстве военного флота. Наличие ценной древесины и удачное расположение послужили главными причинами, по которым Петр I избрал местом строительства верфи именно эти территории.

Вся жизнь населенного пункта стянулась к реке. Для нужд корабельного строительств были построены пушечный завод, а также суконная, кожевенная и канатная фабрики. Население возросло до 30 000 человек за счет моряков и корабельных строителей, а также людей, занятых в производстве парусов, канатов и другой продукции для флота. Появились учебные заведения для офицеров и судостроителей.

В благодарность Петру I воронежцы в 1860 году поставили ему памятник, ставший одним из первых в России.

В 1709 году в связи с обмелением реки был осуществлен перенос верфи на пять километров вниз по течению, что негативно сказалось на деловой активности и привело к снижению числа жителей. Но серьезного спада не намечалось. Местные купцы выкупили суконную фабрику и основали собственные мануфактуры, а произошедший в 1748 году пожар послужил толчком к переустройству города и ускоренному строительству новых зданий. К 1777 году было возведено более 70 строений из камня, а также 2 000 новых деревянных (в конце века их число составило 107 и 2041).

К концу XVIII века в Воронеже проживало 7 купцов первой гильдии (статус предполагал не менее чем 16 000 рублей во владении), более 40 - второй гильдии (необходимый капитал - 8 000 рублей) и свыше 200 - третьей гильдии (от 2 000 рублей).

Город жил не только торговлей. Открывались фабрики и заводы, учебные заведения и типография, ставшая полноценным издательством, вокруг которого образовался особый литературный кружок.

Жители столицы Черноземья приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года. Против войска Наполеона выступило 10 народных ополчений. Это умение объединяться против врага еще не раз будет продемонстрировано местными жителями.

Во второй половине XIX века была протянута железнодорожная ветка от Козлова до Рязани, ставшая одной из первых в России, построенной не на бюджетные средства, а с привлечением частного капитала. Появление надежного быстрого сообщения с другими регионами положительно повлияло на развитие металлургического и перерабатывающего производства. К 1870 году ветка стала самой загруженной и прибыльной в нашей стране.

В начале XX население города достигло почти 100 000 человек. Свыше 15% от общего числа жителей было занято в промышленности. Появилось большое число гимназий и школ, а также сельскохозяйственный институт. Позже его статус был изменен - он стал Аграрным университетом и был внесен в список ведущих высших учебных заведений.

События октября 1917 года прошли для Воронежа практически бескровно, но уже два года спустя он оказался в эпицентре Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной бывшая крепость попала под оккупацию и 200 дней находилась непосредственно на линии фронта. Как отмечают историки, по уровню разрушений город можно было сравнить со Сталинградом, Севастополем и Минском. И вновь, как уже не раз случалось за более чем четыре века, здания были восстановлены в рекордные сроки, был максимально сохранен их прежний облик.

К сожалению, многие памятники не удалось сохранить или восстановить. И не только по вине захватчиков - часть значимых сооружений была утрачена в мирное время.

Присвоение Воронежу в далеком 1990 году звания исторического города России оживило интерес к истории, вопросу возникновения и исследованиям края, в том числе и на любительском уровне. Вышли многочисленные публикации, посвященные различным периодам. Были установлены памятники родившимся здесь знаменитым писателям: Ивану Бунину и Андрею Платонову.

Краткое изложение истории Воронежа дает общее представление о ее содержании, но оставляет в стороне многие важные и значимые события, повлиявшие на развитие края, формирование особой среды и неповторимой атмосферы.

Город сегодня

Это место по-прежнему хранит в себе множество тайн, привлекающих новые поколения исследователей-краеведов. Возможно, в недалеком будущем появятся не только новые версии происхождения названия, но и будет пересмотрена и дата возникновения. Первое письменное упоминание Воронежа относится к 1177 году (в знаменитой Лаврентьевской летописи он назван Воронож), а значит, если кому-либо удастся доказать, что речь идет об одном и том же поселении, город постареет почти на 400 лет.

Сейчас Воронеж - промышленный и культурный центр Черноземья, в котором причудливым образом сочетаются настоящее время и богатая история, запечатленная не только на фото, но и в многочисленных достопримечательностях, пользующихся неизменной популярностью у туристов. Его парки и музеи, здания, в которых оживают приметы прошедших эпох, привлекают все новых и новых любителей старины и тех, кто просто хочет прогуляться по тихим улицам, увидеть памятник Петру I и герою книги Г. Н. Троепольского, посмотреть на корабль, пришвартованный на Адмиралтейской площади. Коренные жители ценят неповторимую атмосферу и уверены в том, что без этой бывшей крепости летопись страны была бы неполной.

Происхождение русских городов

1. Города IX-X вв.

В северных источниках, как известно, Русь называют страной городов – Гардарики. С таким названием совпадают известия анонимного баварского географа IX в. (866-890 гг.) Отрывок из его работы сохранился в рукописи конца XI в. и сведения его тем более ценны, что они относятся ко времени более раннему, чем свидетельства нашей летописи и византийского императора Константина Багрянородного. Баварский географ упоминает об отдельных славянских племенах и количестве их городов. Бужане (busani) имели 230 городов, уличи (unlizi), «народ многочисленный», - 318 городов, волыняне (velunzeni) – 70 городов и т. д.

Наиболее достоверные письменные источники, сообщающие сведения о восточных и южных славянах VII – VIII вв., принадлежат Прокопию и другим византийским авторам. Они дают такую характеристику славянских поселений: «Живут он, - пишет Прокопий о славянах и антах, - в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства». Из показаний другого византийского автора, почти современного Прокопию, видно, что славянские поселки не были столь жалкими, как говорит Прокопий.

Славянские поселки находились близко один к другому, но были слабо укреплены. Это и есть города баварского анонима, насчитывающего их сотнями для некоторых славянских племен.

Археологические наблюдения подтверждают выводы, сделанные на основании письменных источников. В бассейне Днестра были найдены различные предметы, указывающие на существование здесь ремесленного производства в первые века нашей эры. Исследователи Поднестровья указывают на преемственную связь культуры этого района с районом Киевской Руси. Некоторые городища были хорошо укреплены, но и они отличались небольшими размерами. Это пока еще только зачатки будущих городов, куда окрестное население скрывалось во время набегов врагов.

Древнерусские городища появляются только в VIII – IX вв. К этому времени в Среднем Поднестровье и Побужье «происходит трансформация основного типа поселений: от расположенных в низких местах незащищенных селищ – к городам на высоких, естественно защищенных местах. Среди таких городищ далеко не все имели постоянное население. Некоторые были типичными городами-убежищами.

Такой тип городов археологи указывают и для Верхнего Поднестровья.

По летописи можно установить существование в IX – X вв. свыше двух десятков русских городов. Назовем их с показанием года основания или первого упоминания данного города в источниках: Белгород (980), Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862), Василев (988), Вышгород (946), Вручий (977), Изборск (862), Искоростень (946), Киев (по летописи относится к древнейшим временам), Ладога (862), Любеч (882), Муром (862), Новгород (по одним сведениям был основан в незапамятные времена, по другим - в 862), Пересечен (922), Перемышль (981), Переяславль (907), Полоцк (862), Псков (903), Родня (980), Ростов (862), Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов), Туров (980), Червень (981), Чернигов (907).

Таким образом, летописи дают сведения о бесспорном существовании в IX – X столетиях, по крайней мере, 23 русских городов. Но этот список, безусловно, неточный и должен быть пополнен.

Анализируя составленный нами список русских городов, с включением Суздаля и Витичева достигает 25, мы приходим к выводу, что часть их по своему происхождению, безусловно, восходит еще к IX в. Таковы Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и, вероятно, Чернигов.

Исследования названий русских городов убеждает нас в том, что подавляющее большинство их носит славянские названия.

Приведенное выше наблюдение приводит к естественному выводу, что древнейшие русские города были основаны восточными славянами, а не каким-либо другим народом. Следовательно, восточные славяне являются первым и главным создателем городов и городской жизни на территории Киевской Руси, а так как города являются носителями культуры, то и развитие русской культуры надо отнести в основном за счет славянского элемента.

2. Появление новых городов в XI XIII вв.

В известиях XI – XIII вв. на страницах наших летописей появляются названия большого количества городов. Тем не менее, пользуясь письменными источниками, мы можем составить только неполный список русских городов за указанное время.

Для XI века устанавливается существование следующих городов:

Брерстье, Белс, Броды, Бужск или Божеск, Вздвижень или Здвиждень, Всеволошь, Воин, Вырь, Голотическ, Городец, Горошин, Гурьгев, Дорогобуж, Дрютеск, Друцк, Дубно и т. д. Всего в списке 58 городов к которым надо добавить несколько городов, сравнительно поздно появляющихся в летописях. Это Витебск, Торопецк, Усвят, Владимир Волынский, Волынь и Владимир – на – Клязьме. Таким образом, в XI столетии встречается 64 новых города, а общее количество русских городов в этот период вместе с более ранними городами может быть исчислено в 89, т. е. близко подходит к сотне.

Наибольшее количество городов показано в наших источниках для XIII в.: Бароч или Баруч, Бежицы, Верх, Березый, Блеве, Боголюбов, Богуславль, Болдыж, Болохов и т. д.

Всего перечислено 134 города, которые вновь появились в источниках XII в., но этот список явно не полный. Кроме того, в него могут быть включены такие пункты, которые были не городами, а селами. Поэтому неполнота списка, с одной стороны, неточность его – с другой, неизбежны, пока не будут проведены историко-географические и археологические исследования на местах. Нельзя сомневаться и в том, что некоторые города, внесенные в список XII в., возникли значительно раньше. Прибавим к ним уже существовавшие ранее города, получим 224 городских пункта, безусловно бывших на Руси к концу XII в.

Позже появляются новые города, общее число которых (опять-таки по неполным сведениям) равняется 47. прибавив 47 к 224 городам, существующих к концу XII в., получим 271 городской пункт. В действительности их было, конечное, больше. Так, в список, например, не включены города, почему-либо не упомянутые в летописи и других письменных источниках.

Общее количество русских городов, таким образом, ко времени монгольского нашествия, вероятно, близко подходило к 300.

3. Возникновение городских предместий или посадов.

Развитие русского города происходило не только в количественном, но и в качественном отношении. Древнейшие города обычно ограничивались территорией собственного города, или крепости, вокруг которой возникали отдельные поселения, позже сложившиеся в предместья, - предградья, или посады.

Появление русских посадов – новое и важное явление в истории русских городов, с которыми мы встречаемся не ранее конца V в.

Территория русских городов IX- X вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей – детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Возникновение многих новых русских происходит под прикрытием княжеских замков и под их непосредственной защитой.

Рядом с детинцем росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный. Наиболее постоянный приток в города должен был происходить за счет сельского населения и беглых холопов. Постоянный приток населения к городам поддерживался льготами, которые князья обычно предоставляли поселенцам.

В городах развивался особый мир с городскими привилегиями, без которых не могли бы развиваться торговля и ремесло. Под крепкими стенами княжеских замков вырастал посад, возникал новый город.

4. Причины возникновения городов.

Одиннадцатое столетие является временем развития городов не только на Руси, но и в соседних с ней западных странах, а в частности в Польше, Чехии, Восточной и Северной германии. Русские города были новыми поселениями, возникшими вне связи с римскими или какими – либо другими городами. История их проходит, можно сказать, перед нашими глазами. Их экономический и общественный строй сложился на Руси самостоятельно, самобытно и всецело принадлежит древнерусской народности.

Отделение ремесла от земледелия было одной из предпосылок к созданию городов с постоянным населением. Развитие ремесла приводило к созданию городских посадов.

развитие феодальных отношений вызвало приток сельских жителей в города. Пришлые люди селились в непосредственной близости замку – детинцу. Если бы не было спроса на ремесленные изделия в соседней округе, то посад не мог бы развиваться. Ведь кто-то делал многочисленные сельскохозяйственные орудия (железные наральники, мотыги, серпы, косы), разнообразное оружие и украшения, находимые при раскопках в русских могилах. Их изготовляли в основном городские ремесленники, заселившие городские предградья, или посады. В некоторых районах киевской Руси мы видим перед собой особенно большую насыщенность городами, которые обслуживают прилегающую к ней сельскую округу. Города теснятся друг к другу там, где имеется более плотное сельское население; они совершенно отсутствуют в глухих лесных и болотистых районах, и даже великий водный путь «из Варяг в Греки» не мог пробудить к жизни ни одного города на большом протяжении от Великих Лук до Старой Русы, тогда как города или городки наполняют район Червеня и Владимира Волынского.

Настоящей силой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономики, развития феодализма – в области общественных отношений.

Библиография:

1. М. Н. Тихомиров «Древнерусские города». Государственное издательства ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Москва 1956 год. Издание 2-е дополненное и переработанное.

Тема возникновения первых городов меня интригует до чрезвычайности, поэтому эта часть выставки, демонстрировавшая артефакты самых ранних городов и цивилизаций, представляла для меня особый интерес.

Первые города, как известно, появились в районе плодородного полумесяца где-то 7 000 - 5 000 лет назад в южной части современного Ирака. Поселившиеся там люди первыми в мире смогли одомашнить животных и растения и перешли к оседлому образу жизни. Благодаря образующимся запасам пищи они получили возможность содержать несельскохозяйственных специалистов - ремесленников, профессиональных воинов, вождей, постепенно забирающих в свои руки власть, которой не существовало в эгалитарных собирательских общинах, и жрецов.

Именно тогда люди стали обосновываться в поселениях крупнее традиционных деревень, образуя первые города и большие сообщества с царями и жрецами во главе. Что именно послужило причиной возникновения городов, сказать наверняка сложно, однако считается, что цивилизация, города и архитектура развивались бок о бок: новым правителям и служителям культов для подтверждения их могущества требовались вместо привычных крошечных глинобитных построек внушающие трепет здания, символизирующие их силу и божественное происхождение власти. Поэтому появились храмы, дворцы, общественные строения, окруженные мощными стенами со сторожевыми башнями для защиты новых городов.

Одним из первых городов считается Эриду (Ирак) - во всяком случае, свидетельства о нем дошли до наших времен, как и зиккурат Эриду, между верхними кирпичами которого и основанием находится по крайней мере 16 разновременных строительных слоев, самый ранний датируется примерно 5 000 до н.э.

Такие таблички считались очень ценными и обычно украшались изображениями важных событий из жизни человека, которому они принадлежали. Здесь, например, изображена сцена, в которой Ден опускает жезл на голову поверженного врага. Имя царя начертано перед его лицом вместе с фигуркой сокола, символом царской власти.

Такое изображение правителей является традиционным и совершенно не означает, что во времена их правления совершались военные кампании: на протяжении 2 000 лет царей изображали в момент казни ливийских военачальников с одним и тем же именем. Однако у любого стандартного мотива должен быть прототип, и, поскольку это одна из самых первых табличек, возможно, именно на ней и изображено реальное событие, установившее канон, - завоевание Синая войсками царя Дена.

2. Штандарт из Ура, найден на раскопках царского кладбища. Ирак. 2 600 - 2 400 до н.э.

Подлинное назначение этого предмета до сих пор неизвестно: возможно, его использовали как знамя, а, возможно, он служил музыкальным инструментом. Когда его обнаружили, то аутентичные деревянные панели уже были источены временем, боковые панели сломаны, и поэтому обе мозаичные панели из перламутровых раковин, красного песчаника и лазурита пришлось воссоздавать реставраторам по собственным догадкам, как штандарт мог бы выглядеть.

Инкрустированные декоративные панели известны как «Война» и «Мир», где на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв. Панель «Война» демонстрирует одно из самых ранних изображений шумерской армии: противники шумеров гибнут под колёсами тяжёлых колесниц, обнаженных пленников приводят к царю, который восседает с копьем в руке. Панель «Мир» демонстрирует, как царю на пир доставляют животных, рыбу и другие товары.

Ур был одним из городов Месопотамии, которая, в отличие от Египта, не была объединена в единое государство, и каждый город представлял собой отдельный город-государство с собственным управлением, правителем и жрецами.

3. Печать из долины Инда. Пакистан. 4 000 - 2 000 до н.э.

Печать была обнаружена в 70-х годах 19 века, и эта находка привела к открытию древней цивилизации в долине реки Инд. Возможно, её использовали, чтобы запечатывать документы и ставить оттиски на пакетах с товарами. Это свидетельствовало о развитой цивилизации, ведущей торговлю с Азией, Месопотамией и шумерами. На печати - самое раннее изображение письменности в Южной Азии. Надпись еще предстоит расшифровать.

Самая ранняя цивилизация в Южной Азии возникла в долине реки Инд и на восточном побережье Индии. В Индской цивилизации была создана письменность, появились большие города, а производство продовольствия контролировалось централизованно правительством. Однако в Индской цивилизации религиозная верхушка не получила такого влияния, как в Египте и Месопотамии. Не было построено храмов, а при раскопках не было обнаружено ни одного изображения божества или царя. Уничтожение лесов, изменение климата и череда иноземных вторжений привели к падению этой цивилизации в 1500 до н.э.

4. Жадеитовый топор. Изготовлен в Альпах, найден в Англии. 4 000 - 2 000 до н.э.

Камень топорика тщательно отшлифован, и, судя по отсутствию зазубринок, орудие никогда не использовалось. На территории Британии нет месторождений жадеита, и этот топор, возможно, был изготовлен в итальянских Альпах, а потом доставлен в Англию через Францию для проведения церемоний и ритуалов.

Шлифованные каменные топоры произвели революцию, изменившую общество и ландшафт после Ледникового периода. Тогда Северная Европа была покрыта непроходимой чащей, которую люди и прорубали своими топорами, освобождая место для поселений и земледелия. Первые земледельцы появились в Англии, перебравшись на утлых суденышках на остров из разных частей Европы. Вместе с собой они привезли животных, семена и подобные шлифованные топоры. Именно те люди возвели Стоунхендж и Авбери, которые удивляют нас до сих пор.

5. Ранняя табличка с надписями. Ирак. 3 100 - 3 000 до н.э.

Это одна из самых ранних табличек в мире с клинописью. Здесь описывается дневной рацион пива для рабочих. Пиво означает сосуд, сужающийся внизу. Рацион обозначается головой человека, что-то поедающего из миски (не могу увидеть эту голову!), круглые и полукруглые оттиски означают меру напитка. Все знаки нанесены срезанным тростником.