Промышленное оборудование

Битумно полимерная мастика холодного применения. Какой бывает мастика битумная холодного применения и где ее используют

Современное разнообразие ремонтных составов, герметиков и каучуковых лент для ремонта кровель часто ставит в тупик обычного человека. Протечка есть, дефект кровли обнаружен, но чем заделать образовавшуюся трещину или вздувшийся пузырь? Не нанимать же для этого профессиональную бригаду?

Если вы сейчас ищите простой и надежный способ справиться с подобными проблемами, сделайте ремонт кровли битумной мастикой, которая проверена уже не одним поколением строителей. И дешево, и сердито!

Битумная мастика – это одно- или двухкомпонентный состав, которым выполняется гидроизоляция и ремонт кровли. У таких мастик высока стойкость к окислению, ультрафиолетовым лучам и самым разным агрессивным средам. Кроме того, битумная мастика обладает высокой эластичностью и прочностью даже в диапазоне температур от -40° до 100°С. Что еще нужно? Тем более, что ремонтировать кровельное покрытие таким материалом – проще простого:

Преимущества мастики нефтяного происхождения

Самая обычная битумная мастика обладает рядом ценных преимуществ:

  • Малым весом.
  • Стойкостью почти к любым агрессивным средам.
  • Возможностью колеровки.
  • Простой нанесения, с которой легко справится любой человек.
  • Эластичностью.
  • Достаточной вязкостью, что делает такую мастику универсальной.
  • Доступностью по цене и экономичностью.
  • Стойкостью к инсоляции.
  • Отличными гидроизоляционными свойствами, благодаря чему ремонт кровли получается надежным и долговечным.
  • Долговечностью.
  • Бесшовностью. Наличие швов и стыков – самая большая проблема любой кровли.
  • Особой прочностью на разрыв, особенно у битумных мастик с каучуком и резиной в составе.
  • Стабильностью и равномерностью нанесения.
  • Возможностью ремонт кровли любой формы и конструкции, даже самой сложной.
  • Огнестойкостью. Битумная мастика способна выдерживать достаточно высокие температуры.

А самое ценное свойство битумной мастики как ремонтного материала в том, что она растягивается и сжимается без каких-либо последствий. Ведь каждая вторая трещина на кровле подвержена расширению (ввиду причин, из-за которых она возникла), и обычные ремонтные составы без нужной эластичности просто ломаются. В это же время битумная мастика полностью берет на себя деформационную нагрузку и отлично с ней справляется.

Но, чтобы все эти качества не были потеряны, покупайте мастику только хорошего качества, у проверенного производителя. Иначе результат довольно сложно предсказать, а любые новые протечки, пока вы их снова залатаете, успеют доставить немало проблем. А потому, главное, чтобы битумная мастика, которую вы планируете использовать для ремонта кровли, была произведена по всем стандартам ГОСТ. А это значит:

  1. Однородность состава.
  2. Легкость в нанесении на ремонтируемое место.
  3. Теплостойкость не ниже 70°.
  4. Отсутствие вредных для здоровья человека выделений.
  5. Отличная клеящая способность.
  6. Водонепроницаемость и биостойкость.

Так, самые известные отечественные производители битумных мастик – «Грида», «Технониколь» и «РусМонолит».Наиболее качественными и долговечными считаются бутилкаучуковые «Поликров М-140», битумно-латексная «Блэм-20», хлорсульфополиэтиленовая «Поликров-Л» и такие, как «Эламаст», «Вента-У», «Гекопрен» и «Блем-20».

Какая битумная мастика подходит для ремонта?

Но современный строительный рынок предлагает большой выбор самых разных битумных мастик, которые отличаются по своему составу. Условно битумные мастики, которые используют для кровли, делят на такие виды.

Мастика холодного применения

Это однородный состав, уже готовый к использованию. По желанию вы его можете разбавить различными растворами, и быстро использовать, пока сам раствор не испарился и мастика не вернула свои первоначальные свойства.

Холодная битумная мастика – спасение для кровли, когда нужно решить проблему в максимально сжатые сроки. Причем такая мастика универсальна и подходит практически для любых покрытий. А ведь и подготовительных работ для нее не нужно – ни костра, ни газовой горелки.

Плюс самый удивительный момент: холодную мастику разрешено наносить даже на мокрое покрытие! Это – идеальный вариант, когда нужно срочно остановить протечку в крыше.

Отметим, что некоторые виды холодных мастик все же нужно немного подогреть – всего до 30-40°С.

Мастика горячего применения

Использовать битумную мастику можно как готовую, прямо с магазинных полок, так и делать ее самому.

Эту мастику нужно разогревать до 150-180°С. Здесь важно соблюдать все правила техники безопасности, ведь наносить такую мастику на ремонтируемые места нужно только в горячем виде. Зато, как только мастика остынет, она приобретет нужную вам форму.

Готовить битумную мастику на самом деле не сложно:

  • Шаг 1. Разжигаем хороший костер.
  • Шаг 2. Кладем по бокам два обычных кирпича.
  • Шаг 3. Берем любое старое ведро и кладем туда кусок битума.
  • Шаг 4. Осторожно помешиваем, чтобы не расплескался.
  • Шаг 5. В несколько слоев замазываем трещину или дырку.

И отличная замазка для ремонта крыши получается из горячей битумной мастики, которую готовим из опилок и сухого песка. А приготовить такую мастику вы можете самостоятельно, только все делайте аккуратно:

Но даже в готовую битумную мастику вы можете по желанию вносить свои добавки, модификаторы и растворители. Так, для ремонта кровли на наклонной плоскости, чтобы нанесенная мастика не стекала, добавьте загуститель, а если мастика слишком густая для горизонтальной поверхности и «не заталкивается» в трещину, используйте растворители.

Мастика на водной основе

Такой вид битумных мастик относится к самым экологичным. Такая мастика более безопасна и проста в нанесении, и в нее входит куда меньше токсичных веществ.

Битумная мастика с добавками и наполнителями

Сегодня в самую обычную битумную мастику добавляют и пластификаторы, и минералы, и самые разные связующие, чтобы изменить ее свойства в нужную сторону. И это хорошо, ведь для ремонта одной и той же кровли вам в разное время может понадобится:

  • достаточно густой состав, чтобы заделать дыру;
  • достаточно жидкий, чтобы изолировать края листов;
  • особо пластичный, чтобы скрепить две половинки растрескавшегося шифера.

Поэтому давайте рассмотрим каждый вид по отдельности, а вы уже определитесь, какой на данном этапе нужен вам:

Каучуковые и полиуретановые битумные мастики

Рекордсмены в плане эластичности – битумные мастики с каучуком и полиуретаном. Их защитная пленка, которая образовывается во время ремонта, способна растягиваться без разрывов в 20 раз!

Битумно-латексная мастика

Еще один относительно новый вид битумной мастики – битумно-латексная. В ее состав добавлены разные синтетические связующие вещества и минеральные наполнители. Говоря простым языком, это битум и латекс, которые обогащены такими наполнителями, как асбест, волокна минеральной ваты и модификаторы. Чем лучше обычной битумной мастики? Такая ремонтная смесь обладает не только прочностью, но и более высокой водонепроницаемостью.

Битумная мастика с масляным растворителем

А вот битумная мастика с масляным растворителем и вовсе не твердеет. Но ее есть смысл использовать для ремонта только тех кровельных элементов, которые подвержены постоянной вибрации. Дело в том, что битумно-масляная мастика вообще не образует жесткую пленку, зато никогда не растрескивается, пластична и в любых условиях сохранят целостность защиты.

Битумно-резиновая мастика

И, наконец, довольно известная среди обывателей битумно-резиновая мастика. Ее активно используют для автомобилей, но и для ремонта кровли это – замечательный вариант. Такая мастика отличается особой стойкостью к растяжениям, ударам и вибрации. А, самое главное, еще и сцепляется с любой поверхностью!

А теперь – о том, что делать со всеми этими мастиками и как именно ими ремонтировать самые разные кровельные дефекты.

Ремонт мягкой кровли битумной мастикой

В летнее время, особенно в жару, рулонные материалы кровли и битумная черепица подвергаются особо интенсивному нагреву. Итог – вздутия в кровельном покрытии. Откуда? Дело в том, что в любом кровельном ковре есть более влажное основание, которое при нагреве выделяет водяные пары (при 60°С – давление 2т/м2). В итоге образовываются воздушные и водяные мешки, вытекает битумная мастика и образовываются заметные пузыри, иногда до 30 см высотой!

Обычно ремонт такой кровли сводится к замене или заделке всех дефектных мест. Все мастики на основе битума наносят двумя способами – механическим или ручным. Конечно же, для мелких кровельных работ легче использовать кисть и шпатель, а вот для восстановления старого рулонного покрытия больше подойдет распылитель.

Простая заплатка на битумной основе

Проблемные места расчищают, покрывают мастикой и накладывают заплатку:


Иногда заплату приходится усиливать алюминиевой лентой:

Повреждения от воды

Если же материал в каком-то месте уже сгнил, делаем так:

  • Шаг 1. Гнилой материал нужно вырезать, причем вокруг повреждения убрать его нужно еще на 10 см.
  • Шаг 2. Теперь выемку, которая в результате всего этого образовалась, тщательно очищаем.
  • Шаг 3. Смазываем ремонтируемое место мастикой и заклеиваем еще одним слоем рулонного материала так, чтобы место повреждения перекрывалось на 15 см.

Отставание от основания и воздух

Если полотно ковра отстает от основания, тогда само основание нужно промазать мастикой, снова прижать к нему полотно ковра, а сверху наклеить заплатку так, чтобы место разреза было перекрыто на 10 см.

С местами вздутия поступают по-другому:

  • Шаг 1. Делаем крестообразный надрез.
  • Шаг 2. Отгибаем полотна на четыре стороны.
  • Шаг 3. Тщательно расчищаем основание.
  • Шаг 4. Просушиваем основание, смазываем битумной мастикой отогнутые полотна ковра, прижимаем к основанию и приклеиваем снова.
  • Шаг 5. На это место делаем заплатку и восстанавливаем покрытие.

Большие и маленькие трещины

Особенно часто нуждается в битумном ремонте кровельный рубероид: даже сложенный в три слоя, он начинает разрушаться под солнечными лучами уже через 8 лет! Вся его поверхность медленно, но уверенно покрывается мелкими трещинами, а если в них еще и попадает влага – пиши пропало. Но вы справитесь:


Если восстановить нужно старый рубероид, покрытый мелкими трещинами от старости, тогда поступаем так:

  • Шаг 1. Тщательно очищаем рубероид от пыли и посыпки. Используйте для удобства соляровое масло, которое помогает очистке и делает загрубевшие рулонные материалы более эластичными и прочными. А удалить посыпку легко стальными щетками или шпателем.
  • Шаг 2. Если это необходимо, в проблемных местах делаем заплаты. Каждая заплата должна быть больше ремонтируемого участка минимум на 10 см с каждой стороны. Причем, если вам приходится клеить одну заплатку на другую, тогда перекрывайте каждой следующей предыдущей.
  • Шаг 3. На очищенное основание наносим битумную смазку – кистями, распылителем, щетками или тряпками.
  • Шаг 4. Если какие-то заплаты выпучиваются, их нужно разгладить. Например, прижать каким-то грузом.
  • Шаг 5. Лишнюю мастику вокруг ремонтируемых мест или по краям кровли аккуратно убираем шпателем.
  • Шаг 6. Все отремонтированные места посыпаем подогретым песком, который в будущем защитит мастику от солнечных лучей и не даст ей плавиться.

Если трещины на рулонной кровле небольшие по ширине, их разрезают, удаляют оттуда мусор (а он там есть, поверьте), хорошо просушивают строительным феном и заливают горячей мастикой с паклей. Далее разравнивают и, по желанию, накрывают заплатками. Примерно по такой технологии:


А для самых сложных случаев применяют так называемый метод флешинга:

Защита от дальнейшей коррозии

Так, при помощи этого материала чаще всего ремонтируют места, поддавшиеся коррозии:

  • Шаг 1. Очищаем кровлю от пыли и грязи.
  • Шаг 2. Жесткой металлической щеткой счищаем ржавчину так, насколько это возможно.
  • Шаг 3. Аккуратно сметаем всю ржавую пыль и сразу же замазываем битумом.

Более подробно этот процесс выглядит так:


Битумные заплаты

Битумной мастикой пропитывают и заплаты для жестких кровель:

  • Шаг 1. Делаем заплату из брезента или плотной мешковины, размером от 30 до 200 мм.
  • Шаг 2. Пропитываем заплату битумной мастикой и укладываем на ремонтируемое место.
  • Шаг 3. Даем хорошо просохнуть и снова покрываем мастикой.

А еще битум сложно чем-то заменить, когда нужно качественно загерметизировать примыкания:


Итак, битумную мастику наносят на нужные кровельные элементы в жидком виде. Уже после испарения в ней растворителя получаем сплошную бесшовную пленку, толщина которой будет зависеть от того, как много сухого остатка было в мастике. Отметим, что битумные мастики, в составе которых растворитель не использовался, своей толщины нанесенного слоя не уменьшают.

Еще в мастику для ремонта любых других кровель, кроме рулонной, желательно ввести специальные наполнители для вязкости – это разные загустители и цемент. Дополнительно, чтобы защитить место ремонта от механических воздействий, к которым битумная мастика обычно неустойчива, желательно сделать защитный слой из битумных листов, клейкой ленты, песка или мелкого гравия.

Что хорошо, для обработки кровельных участков битумной мастикой не нужно до основания зачищать от ржавчины или старой краски, и тем более еще как-то готовить основание, что особенно хлопотно при работе на высоте. Ценное преимущество!

Сооружений их обрабатывают битумом. Хотя данному материалу в чистом виде присущи определенные минусы – материал достаточно сложен в нанесении, а под воздействием внешних перепадов температур его защитная пленка может растрескаться. В составе современных битумных мастик присутствуют вещества, которые увеличивают твердость и стойкость гидроизоляционного внешнего покрытия.

Ниже мы рассмотрим более подробно технические и эксплуатационные свойства битума, а также, какой технологии необходимо придерживаться при нанесении на поверхность этого материала.

Мастика – очень пластичный материал. Она обладает высокими вяжущими и гидроизоляционными показателями. В основном составе материала помимо битума находятся вяжущие органические вещества и минеральные добавки.

  • мастика «Гидроизол»;
  • битумная кровельная мастика Техномаст (21);
  • мастика гидроизоляционная (24);
  • водоэмульсионная мастика (33);
  • мастика горячая «Эврика» (41);
  • мастика битумно-резиновая (20);
  • «Технониколь» (31);
  • мастика алюминиевая (57);
  • горячая мастика «Ижора»;
  • битумно-полимерная холодная мастика «Славянка».

Также хорошим спросом пользуются мастики таких компаний, как: Remmers Elastoplast и Bitumast.

Расчет расхода битумной мастики


Данный показатель, как правило, указывают на упаковке. Если расход не указан, то вы легко сможете рассчитать его самостоятельно, исходя из следующих рекомендаций:

  1. Расход мастики напрямую будет зависеть от процентного соотношения летучих растворителей. Этот показатель находится в пределах от 25 до 70% . При большем показателе расход битумной мастики будет в несколько раз меньше, чем при меньшем показателе.
  2. Рассчитывая расход мастики, следует учесть нормы расхода для выполнения различных работ.
  3. При нанесении мастики на вертикальные поверхности она наносится в несколько слоев. Причем второй слой наносят только после полного высыхания первого слоя.


Рассмотрев классификацию, можно сказать, что существует два главных способа нанесения мастики: горячий и холодный. А холодную битумную мастику наносят ручным и механическим способом. Ниже рассмотрим более подробно методы нанесения мастики:

  1. При ручном методе используют большие малярные кисти с короткой и жесткой щетиной. Обычно это флейцевые кисти. Также можно использовать и коротковорсистый закаточный валик. При обработке горизонтальных поверхностей эмульсию аккуратно разравнивают раклей, а после растирают валиком либо кистью.
  2. При механизированном методе используют безвоздушный распылитель с давлением в 150 бар.

Для такой работы подойдут только распылители, смешивающие компоненты внутри агрегата.

Ниже рассмотрим ход работ по гидроизоляции мастики битумной кровельной холодного применения:

  1. По инструкции добавить в мастику растворитель и хорошо перемешать.
  2. Перед применением кровельную мастику необходимо отогреть при комнатной температуре в течение суток.
  3. С поверхности, которую будем обрабатывать, нужно убрать весь мусор.
  4. Все основание кровли обработать специальным битумным праймером.
  5. Всю площадь кровли просушить.
  6. Незначительное количество мастики налить на кровлю и разровнять шваброй по всей поверхности.

Перед тем, как наносить мастику надо провести тест на определение степени влажности основания.

Что представляет собой холодная битумная мастика? Чем она отличается от горячей, и в каких целях ее можно использовать? Я расскажу про основные свойства этого изоляционного материала и область его применения. Это позволит вам самостоятельно подобрать для себя наиболее подходящий вариант гидроизоляции.

Что представляет собой материал

Общие сведения

Битумная мастика - это пластичный материал, выполненный на основе битума. Последний представляет собой твердую смолу. Поэтому, смесь на основе битума перед использованием разогревают.

Мастики горячего применения не очень удобны в использовании. Потребность в разогреве увеличивает время проведения гидроизоляционных работ, а также повышает пожарную опасность.

Поэтому в последнее время более популярны аналоги холодного применения. В их составе имеются растворители, в результате чего они продаются в жидком виде и не требуют нагрева.

Принцип действия у таких составов аналогичен лакокрасочным материалам - после нанесения на поверхность растворитель испаряется и покрытие застывает. В результате образуется прочный гидроизоляционный слой.

Виды

Состав . Битумные мастики холодного применения, в зависимости от состава, делятся на два типа:

  • На основе растворителей . Готовые к применению смеси, с которыми можно работать даже при отрицательной температуре.
    Высыхание покрытия происходит спустя сутки после нанесения. Правда, окончательные свойства материал приобретает только спустя неделю после нанесения.
    Как правило, растворители используют при изготовлении кровельной мастики, однако этот гидроизоляционный материал можно применять и в других целях. Подробней о возможных вариантах использования я расскажу ниже;

  • На водной основе. Данная мастика холодного применения представляет собой водную эмульсию. Благодаря этому она не имеет запаха и является экологически чистой.
    Кроме того, водоэмульсионное покрытие быстрей высыхает - обычно для этого требуется несколько часов. Правда, использовать его можно только при плюсовой температуре, то же самое касается и хранения материала.

Модификации. В зависимости от исходных компонентов, которые применяются в составе, рассматриваемый материал делится на следующие виды:

  • Не модифицированные. Эти покрытия не содержат в составе полимеров и других улучшающий добавок. Поэтому их не рекомендуется использовать для кровли, но в то же время они отлично подходят для гидроизоляции фундаментов, где не подвергаются сильным перепадам температур и нагреву;

  • Битумно-резиновые . От отличаются добавлением в состав резиновой крошки. Как правило, применяются для гидроизоляции металлических строительных конструкций, так как обладают хорошими антикоррозионными свойствами. Для кровель данный гидроизоляционный материал не применяется;
  • Битумно каучуковые. Это покрытие отличается повышенной эластичностью, а также отличными физико- механическими свойствами, поэтому называется еще жидкой резиной. Подобные составы отлично подходят для ремонта кровли.
    Кроме того, благодаря высокой эффективности, долговечности и атмосферостойкости их можно применять как самостоятельное кровельное покрытие.

Перед нанесением гидроизоляционного покрытия, вне зависимости от его типа, поверхность тщательно нужно подготовить - очистить от постороннего мусора, пыли и грязи, после чего тщательно просушить. Кроме того, желательно предварительно нанести битумный праймер.

В зависимости от количества компонентов битумные покрытия делятся на два типа:

  • Однокомпонентные. Представляют собой полностью готовое к применению покрытие;
  • Двухкомпонентные . Перед применением необходимо смешивать с отвердителем. Данные составы относятся к профессиональным и обладают более высокими характеристиками.

При смешивании двух компонентов крайне важно правильно соблюдать пропорции, в противном случае время застывания покрытия может резко увеличиться. Инструкция по смешиванию компонентов имеется на упаковке.

Основные качества

Как я уже говорил выше, в отличие от горячей битумной мастики, аналог для холодного применения удобен в использовании и ускоряет проведение гидроизоляционных работ. Но, помимо этого, он имеет и много других достоинств:

  • Возможность получения любой консистенции . Для этого в состав добавляется необходимое количество растворителя;
  • Долговечность. Это качество касается прежде всего модифицированных составов, срок службы которых превышает четверть века;

  • Универсальность . Мастику можно использовать для гидроизоляции самых разных поверхностей;
  • Простота нанесения. Покрытие легко наносится своими руками при помощи валика, шпателя или кисточки.

Недостатки . К минусам относится лишь более высокая стоимость, особенно дорого стоит мастика битумно полимерная. Кроме того, данная гидроизоляция сильней усаживается, чем аналог горячего применения, что увеличивает ее расход.

Расход мастики зависит от типа работ. Для склеивания обычно требуется 0,8 до 1 кг/м 2 покрытия на квадратный метр. Для создания гидроизоляционного слоя на квадратный метр уходит 2 до 5 кг состава.

Область применения

Как правило, применение битумных мастик оправдано в следующих случаях:

  • Для кровель . Материал применяется при обустройстве мастичных кровель и ремонте кровельного покрытия. Кроме того, состав применяют для приклеивания мягкой черепицы и, как я уже говорил выше, рулонных покрытий;
  • Гидроизоляция фундаментов. В этом случае применение битумных составов тоже достаточно обширно - они могут использоваться как для горизонтальной гидроизоляции, так и вертикальной (наружной и внутренней). Причем, ими гидроизолируют не только ленточные фундаменты, но и свайные;

⚫Битумная мастика является одним из самых необходимых стройматериалов, используемых для гидроизоляции. Она имеет вязкую консистенцию. По сути, это смола, в основе которой – битум. Добавками могут быть различные полимеры, асбест, кварц, тальк, доломит и другие материалы, в том числе и продукты, полученные в результате переработки отходов.

Виды битумных мастик

Различают холодные мастики и горячие: они различаются способом приготовления. Горячая готовится за пару часов до использования непосредственно на месте применения. При этом необходимо строго соблюдать технику безопасности . В основном, горячая мастика необходима строительным компаниям, возводящим крупные объекты. При производстве материала таким способом в большом количестве экономятся значительные средства, так как горячая существенно дешевле холодной.

Битумная мастика холодного применения готовится без затрат, связанных на подогрев: процесс не предполагает использование высоких температур. В продажу она поступает уже готовой, поэтому она более удобна в применении и безопасна. Однако, она намного дороже горячей, что является недостатком.

Применение в строительстве

Данный материал широко применяются в производстве стройматериалов и в строительстве. Этот материал необходим для изготовления строительных плит, с его помощью выполняют гидроизоляцию фундаментов, подвалов, перекрытий, используется при кровельных работах. Им обрабатываются трубы подземных коммуникаций.


Гидроизоляция

С помощью этого материала выполняют гидроизоляционную защиту объектов, находящихся под землей. Это могут быть трубы канализации, газо- и нефте провода, водопроводные коммуникации. Материал используется для гидроизоляционных работ при необходимости защиты бетонных, армокаменных и деревянных конструкций. Мастика из битума способна защитить металл от коррозии, что используется при гидроизоляции железобетонных сооружений. Ею обрабатываются сварные швы металлических конструкций и днища автомобилей, места примыкания металла к бетону и кирпичу в строительных сооружениях, горизонтальные поверхности в бассейнах и санузлах.

Склеивание материалов

Битумная мастика пригодна для создания клеевого соединения между силикатным кирпичом и кафельной плиткой. При кровельных работах также используется способность материала к склеиванию: это используется для настилки рулонных материалов.

Дорожные работы

Дорожная битумная мастика с наполнителями используется при строительстве дорог и при их ремонте. Ею заделывают швы, трещины и впадины в асфальтовом покрытии. При этом чаще применяется масса горячего приготовления, которую разогревают на месте проведения работ. Битум, помещенный в специальную закрытую емкость, разогревают до необходимой температуры и затем варят до тех пор, пока не прекратится пенообразование. Это означает, что выделилась вся влага, содержавшаяся в материале. Затем в эту массу добавляются наполнители, улучшающие качество. Такими наполнителями могут служить переработанные отходы. Этот состав может увеличить срок службы дорожного полотна втрое, а также сэкономить и сам материал.

Иногда для этой цели используется и холодная мастика. Она удобна для заделки небольших дефектов в асфальтовом покрытии частных дворов: такую работу можно выполнить в короткие сроки и без использования открытого огня, что важно в условиях небольших расстояний до жилых объектов.

Требования, предъявляемые к дорожной мастике, изложены в нормативных документах (в СНиПах, в ГОСТе), где указываются особенности применения материала и его состав.

Достоинства материала

Битумные мастики способны защитить любую поверхность от сырости, противостоять появлению плесени и грибка. Они не вздуваются при воздействии на них водяных паров и создают сплошную, без стыков и швов, водонепроницаемую пленку. Этот материал не трескается и обладает высокой механической прочностью. Он довольно прост в применении: специальная квалификация для работы с ним не нужна. Метод нанесения схож с нанесением масляной краски. Битумная мастика без повреждений и потери качеств выдерживает условия высокой влажности, повышенной или пониженной температуры.

Битумные мастики способны защитить любую поверхность от сырости, противостоять появлению плесени и грибка.

В климатических зонах с низкой средней температурой окружающей среды желательно использовать битумно-масляную мастику марки М-50. Основное достоинство этого материала в том, что он может выдерживать низкие (до -50°С) и высокие (до +100°С) температуры. Сходными характеристиками обладают ЭБИТ (эпоксидно-битумные). Качество материала подтверждается сертификатом соответствия требованиям нормативных документов в части условий относительно качества и безопасности (экологической, санитарной, пожарной).

Битумные мастики с успехом применяется совместно с другими битумсодержащими материалами, такими как рубероид. Они хороши для защиты от влаги древесины, что используется при возведении деревянных оград, при обработке днищ лодок.

Мастики из самых разных материалов уже не одно десятилетие служат ценным строительным материалом для отделочных работ. Ими приклеивают и ремонтируют кровли, используют в качестве качественного финишного слоя. Причем вполне долговечного и надежного!

Особенно, когда в качестве такого покрытия выступает битумная мастика с модифицирующими материалами. Сфера ее применения достаточно широка, и есть много тонкостей и нюансов в выборе такого материала, о которых вам стоит знать.

На сегодняшний день битумная гидроизоляция в РФ – один из самых емких и популярных сегментов рынка. Причем куда более значимый, чем рынок цементных и полимерных составов, и даже универсальной жидкой резине пока до этого далеко. Все дело в особых свойствах битума: отличная адгезия почти к любому материалу и полная водонепроницаемость.

Все это благодаря тому, что битумные герметики непористые, а потому воде в них просто некуда проникать. При этом битум эластичный и прочный, и отлично себя показывает в ситуациях динамической нагрузки (когда шов слегка сжимается и расширяется введу изменения температуры).

Благодаря современных технологиям сегодня выпускают битумную мастику, шпатлевку, праймер и герметики. Причем неопытный человек сходу может растеряться при выборе и не знать, для какой задачи что предназначено. Поэтому советуем вам для начала посмотреть это видео, которое поможет разобраться, как отличить мастику от ее производных:

Современная битумная мастика для кровли – это пластичный гидроизоляционный материал, который производят на основе синтетической и органической основе с добавками. Благодаря тому, что их состав был модифицирован современными химическими и органическими соединениями, хорошо переносят жару и мороз.

Во все времена битумная мастика для гидроизоляции отличалась от других аналогов тем, что ее разрешено наносить на ржавую или влажную поверхность. А качественная мастика хороша прежде всего тем, что быстро высыхает и содержит армирующие волокна. Зачем они нужны? Позволяют компенсировать сильные колебания.

Все поставляемые на рынок битумные мастики делятся по своему составу на такие виды:

  • По исходному материалу мастика делится на битумно-резиновую, битумно-эмульсионную, битумно-полимерную или чисто битумную.
  • По разбавляющему составу мастики делятся на водные, с органическими растворителями или жидкими органическими веществами.
  • По характеру отверждения – на отверждаемые и неотверждаемые (да, есть и такие!).
  • По своему назначению – на приклеивания рулонных или других видов кровли, и для обмазывания и устройства гидроизоляции.
  • По способу нанесения: горячие (или предварительно подогреваемые) и холодные, которые подогревать не нужно, т.к. в них есть летучие эмульсионные составы. В качестве таких составов используется мазут, разные нефтяные масла, керосин, бензин и лигроин.

И вся эта приведенная информация по видам важно не только специалистам, но и простым обывателям, которые приобретают мастику для ремонта крыши своего дома. Ведь от вида зависит то, как наносить мастику, в каких условиях с ней можно работать и как именно она поведет себя в будущем!

Виды мастики по методу нанесения: холодные и горячие

Вы наверняка уже слышали про то, что битумные мастики есть «горячие» и «холодные». Первые следует предварительно разогревать на огне, а вторые наносят сразу на поверхность без какой-либо предварительной подготовки. И у обоих мастик практически разная сфера применения:

Так, горячие чаще всего используют для приклеивания рулонных материалов, битумным или дегтевых. Также такой мастикой склеивают между собой многослойный кровельный ковер. Поэтому к составу есть свои важные требования: быть полностью однородным и оставаться твердым в нормальном диапазоне температур.

При этом важно, чтобы и при 100°С мастика не изменяла однородность своего состава и не вспенивалась, а при нагревании в процессе монтажа до стандартных 160-180°С легко растекалась по поверхности и образовывала слой до 2 мм. Понятно, что горячую мастику на вертикальные элементы крыши не льют – нет смысла.

Вот как раз для этой задачи и нужны холодные мастики. Их изготавливают на основе битумных паст с применением жидких вяжущих веществ. Для асфальтовых мастик это вода, а для кровельных масла, лигроин или керосин (в основном).

В этом плане холодные мастики также делят на продукт физического или химического отверждения. В первом случае высыхание идет за счет того, что испаряется вода или растворитель, во втором – благодаря внутренним химическим процессам. На что это влияет? На запах, ведь если из мастики выходит растворитель, это будет существенно ощутимо.

Мастики на воде и растворителе сразу готовы к применению и особенно ценятся в качестве обмазочной гидроизоляции. Их считают безопасными в плане пожара или ожогов.

Еще один плюс: мастики на растворителях разрешено использовать при отрицательной температуре, хотя и не рекомендуется, ведь тогда битум становится вязким и проблемным в нанесении. Кроме того, при температуре меньше 0°С на любой обрабатываемой поверхности уже есть лед, хотя и не всегда заметный для глаз, а это значительно ухудшает адгезию. Да и времени на высыхание мастики уже понадобится значительно больше.

Холодные мастики тоже применимы для склеивания кровельных и гидроизоляционных материалов, как и для обмазочной гидроизоляции. Также ими удобно заполнять деформационные швы на крыши. В отличие от горячей, холодную мастику наносят слоем в 1 мм.

Стоит ли говорить, насколько удобнее работать с холодной мастикой, в отличие от горячей! Но в любом случае и горячая, и холодная мастика образовывают сплошное, монолитное и бесшовное покрытие.

Просто битумная мастика холодного применения более экологична, а потому ее чаще используют во внутренних помещениях дома, не беспокоясь о взрывоопасности и пожаре. Но, т.к. воды в такой мастике нет, то битумная эмульсия при отрицательных температурах ведет себя неустойчиво (говоря простым языком, разлагается). А потому работать с ней можно только при температуре выше, чем 5-10°С.

Виды мастики по содержанию: эластичность vs. устойчивость

Качество мастики напрямую зависит от того, какие вещества в ней содержатся помимо битума: смолы, минеральные масла, парафин, карбен и карбоиды, или асфальтогеновые кислоты. Наиболее популярные такие виды:

Начнем с битумно-каучуковой мастики, которая хороша тем, что не содержит растворителей. Для крыши она не очень подходит, больше для подвалов и гаражей, когда нужна только легкая гидроизоляция.

Появилась также такая революционная формула, как соединение битумо со смолой. Это тиксотропный состав у битумных мастик, который обладает замечательными антикоррозийными и антигравийными свойствами. Настолько, что успешно применяется для защиты днища автомобиля от попадания острых камней!

Именно благодаря тиксотропным свойствам мастика и не будет стекать с вертикальных поверхностей. Поэтому для неровной и проблемной поверхности кровли берут мастику с такими свойствами – это важно!

В итоге получается плотное и эластичное покрытие, наиболее стойкое к растрескиванию от мороза среди всех других вариантов. Причем тиксотропная мастика ко всему еще и способна затягивать трещины своего слоя до 5 мм, так сказать, «заживлять».

Быстро набирает также популярность эластичная битумно-каучуковая мастика, которая поставляется в виде густой замазки. Все дело в том, что она насыщена армирующими волокнами. Такая мастика идеально подходит для ремонта царапин и трещин кровельного покрытия, а также уплотнения между кровлей и цементом.

Используют ее также для так называемой тяжелой гидроизоляции фундамента (по европейской классификации). А благодаря наличию каучука мастика поверхность получается эластичной, легко компенсирует подвижности поверхностей до 5 мм. Еще один приятный бонус: высыхает такая мастика всего за 3-4 часа. Посмотрите, как отличается такая мастика (слева) от обычной (справа) по своей густоте и консистенции:


Есть и такой вид, как битумно-полимерная мастика – «жидкая резина», как ее ошибочно называют в народе (у того материала совсем другой химический состав). Такая мастика по густоте такая же, как и каучуковая. И замечательно подходит для заделки швов:


У битумно-полимерной мастики – отличные показатели по растяжению и эластичности, что заметно даже при ее нанесении еще в сыром виде:


И, наконец, новинка рынка – битумно-алюминиевая мастика. Это качественная каучуковая эмульсия, наполненная пигментом алюминия.

Как вы уже догадались, она образует покрытие красивого серебряного цвета, но кроме декоративной функции на все 100% справляется и с защитной. В отличие от всех предыдущих вариантов, такая мастика отражает солнечный свет, а потому куда меньше нагревается на солнце (что для битума очень важно).

Вопросы качества: почему иногда мастики не застывают

Наверняка вы уже не раз слышали о том, с какими проблемами иногда сталкиваются кровельщики: порой мастики не сохнут (вообще!), трудно наносятся, издают невыносимый запах и стекают.

Все дело в том, что в нашей стране все битумные мастики условно делят на три ценовых сегмента. По сути, все характеристики битумной мастики напрямую зависят от того, в какой ценовой политике она находится, и кто ее производитель.

Премиум-сегмент, в который входят продукты от отечественного и иностранного производителя, это качественные мастики, долговечные и морозостойкие. Часть из них даже модифицированы SBS-каучуком. Быстро высыхают и отлично держатся, потому что изготовлены на основе битума марки не ниже БН 70/30.

К слову, чтобы вы немного разбирались в качестве приобретаемой мастики, подскажем вам расшифровку этого значения: 70 здесь означает теплостойкость (температуру размягчения), а 30 – то, при какой температуре в мастику способна проникнуть игла (механическая стойкость). И, наконец, мастики премиум-класса содержат относительно нетоксичные нефтяные растворители.

Битумные мастики среднего ценового сегмента сегодня производят семь известных российских производителей. Откровенно говоря, это мастики среднего качества, на основе битума начиная с марки БН 50/50, изредка с добавками каучука. В них используются дешевые нефтяные растворители, а потому обмазанная поверхность будет сохнуть 24-72 часа на каждый слой. Вот именно от этих мастик идет такой неприятный резкий запах.

Но совсем негативную репутацию получили самые дешевые мастики, которые, как говорится, бросают тень вообще на весь сегмент битумной гидроизоляции. Они вообще не отвечают ни одному требованию ГОСТов, и похожи на обычные мастики только цветом.

Именно эти мастики почти не сохнут и совершенно бестолковые в качестве ремонтируемого материала. Откуда такие вообще берутся, спросите вы? На самом деле, у них тоже есть своя сфера применения. Изготавливают такие мастики из всего одной фракции нефти, называемой гудроном, и в качестве добавки доливают немного настоящего строительного битума.

В итоге такая мастика даже после отверждения стекает с поверхность с углом наклона 30° (что совсем немного), сохнет больше недели и все равно остается липкой, и каждый сезон требует своего обновления. Поверхности дешевые мастики вообще не склеивают, токсичны и издают ужасный запах.

А самое печальное в том, что в итоге, если вы решите перемазать все заново нормальной мастикой, эту придется соскабливать вручную до нуля. Почему нельзя оставить? Дело в том, что у плохих мастик такая же и адгезия, и заливка новой полости под ней не заполнит.

Вот как выглядит такая мастика через год после нанесения:


Дело в том, что к кровельной битумной мастике предъявляются повышенные требования по морозостойкости и атмосферостойкости. Вот почему именно эту категорию специально дополнительно модифицируют таким эластомером, как SBS – бутадиен-стирольным каучуком.

Это позволяет мастике не растрескиваться со временем, особенно в периоды мороза. Учитывают ли все эти особенности производители дешевых мастик? Тот еще вопрос.

Применение: где и когда нужна битумная мастика для кровли

Давайте перечислим основные сферы строительства, где сегодня применяют битумную мастику:

  1. Бесшовная гидроизоляция. Речь идет о гидроизоляции фундаментов и свай, а также обустройстве монолитной мастичной кровли).
  2. Ремонт и герметизация трещин в почти любой кровле, ремонт рулонных покрытий.
  3. Приклеивание кровельных материалов, как битумная черепица и рубероид, а также фиксация пенополистирола к фундаменту дома.
  4. Внутренняя гидроизоляция дома: подвали, санузлы и стяжки.

И это важный момент: битумные мастики применяются не только на кровле, но и для гидроизоляции фундамента, и далеко не всегда составы, разработанные для одной задачи, подходят для другой!


Устройство мастичной кровли

Битумную мастику еще в жидком виде наносят на основание, и в процессе застывания та образует собой прочную гидроизоляционную пленку без швов. Для кровли такое качество незаменимо. У кровли благодаря этому появляются защитные свойства, отличная гидроизоляция и высокая адгезия.

Хорошая мастика со временем не разрушается от ультрафиолетовых лучшей и не становится хрупкой от мороза:


Сразу оговоримся, что большинство профессиональных кровельщиков убеждены, что надежная битумная кровля невозможна без армирования. Одна из самых проверенных технологий – это укладка армирующей сетки.

Для этого нужно сначала хорошо очистить поверхность крыши, обработать ее праймером, уложить сетку и залить ее мастикой в два слоя:


Горячая мастика из битума применяется для укладки кровельной мембраны по такой технологии:

  • Шаг 1. Первый слой мембраны укладывают на битум.
  • Шаг 2. Делают надрез в месте шва.
  • Шаг 3. Приложите поверх горячего битума ленту, тканевыми вставками вверх. Прижмите ее так, чтобы эти вставки с нижней стороны полностью пропитались битумом.
  • Шаг 4. Теперь укладывают второй слой, так, чтобы мембрана покрыла 10-20 мм ленты. При этом под тканевые вставки мембраны льют горячий битум.

Главное при всем этом – личная безопасность, ведь горячая мастика способна оставить серьезные ожоги.

Ремонт кровли: описание процесса в деталях

Битумная мастика просто незаменима для срочного ремонта кровли. В этом случае любые другие материалы обычно не справляются, ведь постоянно идущий дождь доставляет немало проблем, а течь остановить нужно. Например, локальные повреждения на ондулине чаще всего ликвидируют именно битумной мастикой, которую дополнительно армируют стеклотканью.

Вот как чинят поврежденный участок кровли при помощи холодной битумной мастики:

  • Шаг 1. Вздувшийся участок разрежьте крест-накрест и отогните края при помощи шпателя.
  • Шаг 2. Внутрь поврежденного места нанесите достаточное количество мастики.
  • Шаг 3. Прижмите края разреза к центру слоя.

По необходимости ставят новую заплатку и армируют ее дополнительно строительной сеткой:


Если ремонтировать нужно металлическую поверхность, тогда действуйте по такой инструкции:

  • Шаг 1. Очистите металлические части кровли от ржавчины, органических загрязнителей и масляных пятен.
  • Шаг 2. Наносите первый слой мастики кистью или широкой щеткой (лучше грубой).
  • Шаг 3. Теперь – второй слой, при помощи кисти или напыления.

При этом следите за тем, чтобы все трещины и швы были заполнены и обмазаны, но при этом толщина одного слоя не превышала 4 мм.

Также мастикой обмазывают проходные элементы кровли:


Тонкости и нюансы работы с битумными мастиками

А теперь – о сложностях. В процессе работы с битумной мастикой вы столкнетесь с такой сложностью, как стремление достичь примерно одинаковой толщины покрытия. Если вы заранее не подготовите для этой цели основание, то впоследствии намучаетесь. А поэтому крышу нужно очистить и тщательно выровнять строительными мастиками и герметиками.

Тогда весь последующий процесс будет легким, особенно, если вы собираетесь работать с валиками, а не кисточкой. Хотя, справедливости ради отметим, что битумная мастика не боится ни ям, ни выбоин, ни перепадов, и прекрасно держится даже не вертикальной поверхности. Но именно в таких проблемных местах будет застаиваться вода.

Если мастику вы поставите на какое-то время в гараж или другое непрогреваемое помещение, она изменит свою консистенцию и станет более густой. Поэтому перед началом работ ее желательно разогреть, можно даже на костре, если у вас есть в чем.

Еще, как вы помните, бюджетная мастика от качественной отличается составом, и нередко бывает, что она слишком густая для определенной работы, и ее приходится постоянно разбавлять в процессе. Стоит ли говорить о том, каким разнородным изначально получится слой, и насколько неравномерно он ляжет. Как вариант такую мастику можно не разбавлять, а разогреть – от этого она тоже станет более текучей.

Кстати, и дорогую мастику не стоит разводить каким-либо растворителем, даже уайт-спиритом, который иногда разрешает производитель. Дело в том, что от этого битумный состав меняется, происходят некоторые химические процессы и результат может совсем не порадовать.

Куда более рационально поставить банку с мастикой на водяную баню, т.е. в таз с водой на газу, и перемешивать, пока консистенция не станет однородной (20-30). Или поступить хитро, как предприимчивые кровельщики: оставить банку с мастикой на 2-3 час под палящими солнечными лучами (если работаете летом). За это время мастика в металлической банке подогреется сама, и наносить ее станет намного легче.

Надеемся, мы помогли вам нашими советами по работе с битумной мастикой, и теперь процесс изоляции кровли станет намного приятнее! Расскажите в комментариях, что из статьи вам было интересно узнать, и как именно вы будете применять это на практике.