Строительные технологии

Ооо "газпромнефть - битумные материалы". Газпром нефть с умыслом создала специализированную дочку газпромнефть - битумные материалы

Развитие дорожной сети в России всегда было и остается одним из самых актуальных вопросов. И долговечность покрытия автомобильных дорог – актуальная задача отрасли, которую государственные регуляторы совместно с производителями продукции для дорожной отрасли активно решают в последние годы. Применение инновационных технологий и материалов позволит улучшить качественные показатели автомобильных дорог, оптимизировать сроки строительства и выйти на межремонтный срок службы дорожного полотна до 12 лет.

Сегодня наибольшую нагрузку испытывают автомобильные магистрали между крупными мегаполисами и улицы больших городов: 90 % трасс федерального значения имеют асфальтобетонное покрытие, важнейшим связующим компонентом в котором является битум. От его качества зависит и долговечность дороги. Увеличить срок службы асфальтобетонной смеси возможно за счет применения дорожного битума, модифицированного полимерами.

Полимерные добавки улучшают сцепление, увеличивают устойчивость асфальтобетонных покрытий к температурным колебаниям и образованию колеи, что в среднем продлевает срок эксплуатации дороги более чем на треть. В мировой практике модифицированные битумы успешно используются уже не одно десятилетие, например, их объем в дорожном строительстве Европы достигает 15 %, а Аляски – 50 %.

Для российской дорожной отрасли полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) ̶ относительно новый продукт, в промышленных масштабах он начал применяться около пяти лет назад, впрочем, ежегодно демонстрируя существенную динамику роста – от 0,02 % в 2014 году до 3 % в 2015-м.

При этом ПБВ ̶ очень специфический материал, для его качественного производства необходимо тщательно соблюдать технологию, использовать подготовленное сырье и подходящее оборудование, следить за физическими свойствами. Так, применение битумов ограничено определенным интервалом пластичности, который зависит от температурного диапазона работы битума. Введение полимеров в битум решает сразу две задачи: увеличивает интервал пластичности и придает битумному вяжущему эластичность.

Самые эффективные отечественные модификаторы сегодня ̶ это SBS-сополимеры, бутадиен-стирольные термоэластопласты. Качество продукции российского производства не уступает мировым аналогам.

Кроме SBS-сополимеров в мире используют бутадиен-стирольные каучуки, полиолефины, этилен-винилацетат, резиновую крошку и т. д. Однако многолетняя европейская практика использования модифицированных битумов показала однозначные преимущества SBS-полимера ввиду его способности улучшать высоко- и низкотемпературные свойства вяжущего, эластичность и адгезию. Использование полимеров типа стирол-бутадиен-стирола в России закреплено ГОСТом.

Особую роль в сохранении свойств ПБВ играет длительность и температурный режим нагрева, нередко ухудшающие свойства вяжущего. Данный процесс требует строгого контроля. Правильный режим нагрева ПБВ ̶ без перегрева, с перемешиванием (циркуляцией) – важное условие получения качественных асфальтобетонных смесей.

На территории России порядка 50 установок по производству ПБВ, и качество готовой продукции везде сильно различается. Смешав битум с полимером и пластификатором, не всегда можно получить качественный ПБВ. Для того чтобы эта смесь действительно позволяла улучшать основные эксплуатационные характеристики дороги, полимер должен «заработать». Производителей с достаточным опытом, которые постоянно проводят мониторинг качества, в России не более пяти-шести.

Так, к примеру, крупнейшей площадкой в России по производству качественных полимерно-битумных вяжущих является Рязанский завод битумных материалов «Газпром нефти». На предприятии выпускается более 20 марок высокотехнологичных модифицированных битумов, отвечающих требованиям не только российских стандартов, но и Евросоюза (EN). Модернизация рязанского актива дала возможность компании выйти на рекордные показатели по производству. Предыдущий максимум за год был на уровне 32 тыс. т, а результат 2015 года – уже 43 тыс. т. Это стало возможно также благодаря и активному взаимодействию с потребителями, выпуску битумных материалов по индивидуальным рецептурам.

Кроме того, в целях улучшения свойств ПБВ и асфальтобетона на их основе «Газпром нефть» уже в течение нескольких лет проводит лабораторные испытания и строит опытные участки с модифицированными вяжущими материалами от Санкт-Петербурга до Владивостока. Результаты мониторинга экспериментальных участков подтверждают, что применение современных материалов вместо традиционного дорожного битума позволяет продлить срок службы покрытия и сократить затраты на эксплуатацию автомобильной дороги, снижая в целом затраты на жизненный цикл дороги. По данным мониторинга таких участков, после трех лет службы средняя глубина колеи на участке с применением традиционного битума достигает 7 мм, а на участке с модифицированным – не превышает 4 ̶ 4,5 мм.

«Мы не только изучаем международный опыт и внедряем инновационные технологии и лучшие практики в собственное производство, но и активно выступаем за развитие сегмента модифицированных битумов на российском рынке. С этой целью мы объединяем усилия со всеми ведущими игроками рынка для разработки единых стандартов и норм дорожного строительства, создания общеотраслевой системы контроля качества полимерных вяжущих», ̶ отметил генеральный директор «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов.

В последние годы в дорожной отрасли России актуален вопрос усовершенствования нормативно-законодательной базы о применении экономически целесообразных материалов и технических решений при строительстве автомобильных дорог. Для адаптации существующего стандарта к современным условиям готовится новая редакция ГОСТ на полимерно-битумные вяжущие. В новом документе будет регламентировано использование модифицированных битумов с учетом интенсивности движения на дороге, грузонапряженности трасс и климатических условий регионов. Также будут учтены возможности применения различных модификаторов, их влияние на асфальтобетонную смесь и эксплуатационные свойства асфальтобетона, введены новые методы испытаний.


Исследованием асфальтобетонных смесей с использованием ПБВ, так же как и изучением модифицированных битумов, займется научно-исследовательский центр (НИЦ) «Газпром нефти», который откроется в этом году. Работа такой исследовательской площадки поднимет технологическую экспертизу дорожных материалов на качественно новый уровень, что станет еще одним шагом не только в изучении полимерно-битумных вяжущих, но и в развитии всего рынка ПБВ в России.

Асфальтобетонные покрытия на основе ПБВ характеризуются повышенной устойчивостью к образованию колеи, действию высоких транспортных нагрузок, а также трещиностойкостью при низких температурах. Именно поэтому ПБВ в силу его улучшенных характеристик стоит использовать при строительстве автомобильных дорог практически везде, особенно он необходим на дорогах с высокой интенсивностью движения и в суровых климатических условиях. При этом финансовые издержки перекрываются значительным увеличением межремонтных сроков дорожного покрытия и повышением безопасности дорожного движения.

- Анатолий Моисеевич, ОАО «Газпром нефть» является одним из крупнейших поставщиков битумных материалов. Как вы оцениваете состояние их производства в России, в чем его особенность и какова в общих чертах стратегия развития этого сектора бизнеса с точки зрения компании?

На мой взгляд, сегодня на развитие битумного производства в России оказывает существенное влияние ряд специфических факторов. Это и значительно возросшие требования к качеству битумов, и сезонность выработки битумов, и небольшое различие цены битума и сырья для его производства. Важнейшей для нас как для производителей является также проблема стабилизации качества сырья.

Битумное производство «Газпром нефти» сейчас представлено на трех заводах компании - Омском, Ярославском и Московском. Но круглогодичный выпуск битума пока осуществляется только на Московском НПЗ. При этом суммарная производительность всех битумных блоков компании составляет около 1,2 млн тонн в год.

Реализация битумов компании имеет широкую географию. Так, битум с Московского и Ярославского НПЗ, в основном, поставляется в Центральный и Северо¬-Западный районы, а битум с Омского НПЗ - на Урал, Дальний Восток и в Сибирь. При этом пропорции производства различных марок битума в компании пока остаются неизменными, их большая часть - это дорожный битум, спрос на который растет ежегодно. В связи с этим в компании принята стратегия развития битумного бизнеса и создано соответствующее подразделение - Управление битумных материалов. А сама битумная стратегия «Газпром нефти» разработана с учетом мирового опыта и увязана с решением проблем в использовании дорожных битумов в России.

- В чем суть этой стратегии и каковы ее основные этапы?

Наша компания планирует реализацию целого ряда мероприятий в течение трех временных этапов. Первый этап направлен на решение долгосрочных задач. В первую очередь - это расширение ассортимента выпускаемых битумов с обязательным производством битумов евростандарта, модифицированных битумов, а также перспективного вяжущего материала - эмульсий. Применение битумных эмульсий увеличивает сезон дорожных работ и повышает качество дорожного покрытия. Кроме того, на данном этапе «Газпром нефть» займется расширением присутствия на традиционных рынках и выйдет на новые рынки, а также начнет работу по дальнейшему продвижению продукции компании.

Второй этап - это этап значительных изменений и наращивание мощностей битумного производства. Экспансия битумного производства «Газпром нефти» сопряжена с организацией производства битумов в регионах, а также отгрузкой битума собственным транспортом компании.

Третий этап - это этап достижения поставленных целей, а именно, производство высококачественного битума, а также, интеграция битумного бизнеса по географическим сегментам.

Цели «Газпром нефти» амбициозны, но реальны и достижимы и отражают современные и перспективные тенденции битумного бизнеса. Реализация намеченных целей позволит компании увеличить долю на российском рынке, максимально загрузить собственные битумные мощности, создать региональные битумные производства и, наконец, обеспечить эффективность инвестиций компании.

- Когда за дело берется такая компания как «Газпром нефть» у дорожников появляется чувство оптимизма, но важно чтобы программа выпуска отечественных высококачественных битумов, а у компании, наверное, есть и другие стратегические интересы, не оказалась последней в списке приоритетных проектов.

Безусловно, наша компания имеет огромный потенциал и считает развитие битумного бизнеса одним из приоритетных направлений производственной и коммерческой деятельности. Для этого есть все необходимые предпосылки. Это и широкая география производственных предприятий компании, и наличие значительных производственных резервов, и активное взаимодействие с органами государственной власти, например Минтрансом, и потребителями продукции, в первую очередь с предприятиями Росавтодора и крупных подрядных организаций.

Кроме того, я бы еще отметил высокий имидж компании на рынке стран СНГ как производителя качественных нефтепродуктов и ориентацию «Газпром нефти» на долгосрочные отношения с потребителями.

- От качества битума во многом зависит успешная реализация программы развития национальной дорожной сети и Международных транспортных коридоров, которую Президент России назвал приоритетным направлением в экономике. Какова, на ваш взгляд, роль «Газпром нефти», других ведущих российский компаний, имеющих интересы в этом секторе бизнеса?

В последние время производство и потребление битума в России, в первую очередь для дорожного строительства, увеличивается из года в год. Это напрямую связано с реализацией масштабных планов развития национальной сети автодорог и реконструкции Международных транспортных коридоров. В условиях экономического подъема меняется отношение со стороны государства и к дорожному хозяйству, отмечается значительный рост финансирования отрасли. При этом нынешняя относительно низкая плотность дорог и их качество препятствуют экономическому и социальному развитию регионов. С другой стороны, с точки зрения бизнеса, этот сектор перспективен. Увеличение финансирования строительства новых дорог, капитального ремонта существующих, реализация многолетней Федеральной программы «Модернизация транспортной системы России» являются надежным залогом гарантированного потребления дорожных битумов.

С учетом этой перспективы, «Газпром нефть» активно занимается развитием собственного битумного бизнеса, с ориентацией на потребителя и жесткой ответственностью за качество выпускаемой продукции. Уверен, что все участники рынка битумных материалов видят его привлекательность, а значит, конкуренция будет еще более жесткой, особенно в вопросах качества битумов и предоставляемых услуг. Именно этого ждут дорожники, а в итоге, в выигрыше останутся все - и производители, и потребители, и мы с вами, пользователи дорог.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков

ПАО «Газпром нефть» (местонахождение: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 5, лит. А), являющееся правообладателем Произведения, (далее — Лицензиар)

в порядке ст.1286.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет право использования Произведения лицу, желающему использовать это Произведение, и готовому полностью и безоговорочно принять условия настоящей открытой лицензии (далее — Лицензиат).

  • Предмет открытой лицензии: право использования Произведения, то есть конкретного фотографического или аудиовизуального произведения, размещенного на сайте в сети Интернет: , в пределах, установленных настоящей открытой лицензией. На использование каждого Произведения предоставляется отдельная открытая лицензия. Вид лицензии: простая (неисключительная) лицензия. Срок открытой лицензии: 1 год, считая с даты предоставления открытой лицензии. Территория, на которой допускается использование Произведения: территория всего мира. Открытая лицензия является безвозмездной.
  • Открытая лицензия является договором присоединения. Открытая лицензия считается предоставленной (договор присоединения считается заключенным) в момент полного и безоговорочного принятия Лицензиатом условий открытой лицензии (акцепт). Акцептом будут считаться следующие действия Лицензиата: нажатие кнопки «принимаю», расположенной под текстом настоящей открытой лицензии, а равно запись Произведения в память ЭВМ (сохранение, то есть, скачивание файла, содержащего Произведение).
  • Лицензиату предоставляется право использовать Произведение исключительно способами, прямо указанными в настоящей открытой лицензии, а именно:
    — воспроизведение Произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра Произведения в любой материальной форме, а равно запись Произведения в память ЭВМ;
    — распространение Произведений путем отчуждения его экземпляров на безвозмездной основе;
    — публичный показ Произведения с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
    — включение Произведения в состав информационных и научных статей, каталогов, энциклопедий и интернет-сайтов. Использование Произведения иными способами запрещается.
  • Лицензиат не имеет права уступать, передавать третьим лицам права и/или обязанности, а равно передавать в залог полученные по настоящей открытой лицензии права. Лицензиату запрещено каким-либо образом перерабатывать Произведение, создавать составные произведения (кроме случаев, прямо указанных в настоящей открытой лицензии), включать Произведение в состав сложных объектов, создавать производные произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и тому подобного), вносить в Произведение изменения и дополнения. Произведение может использоваться исключительно в том виде, в котором оно размещено на сайте в сети Интернет: . Использование Произведения фрагментарно (отдельными частями) запрещается. Лицензиар не предоставляет Лицензиату право на использование Произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности (новых объектов интеллектуальной собственности).
  • Лицензиат обязуется при каждом использовании Произведения указывать наименование Лицензиара как правообладателя.
  • Использование Произведения с нарушением условий настоящей открытой лицензии признается незаконным использованием объекта интеллектуальной собственности и влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность.
  • Лицензиар, вправе в одностороннем порядке полностью или частично отказаться от открытой лицензии, если Лицензиат будет предоставлять третьим лицам права на использование Произведения.