Спецтехника

Что такое такелажные работы и их виды. Что собой представляют такелажные работы

  • Такелажные работы - комплекс действий, предназначенных для поднятия груза с целью его погрузки и выгрузки. Предполагают обязательное использование специальных приспособлений и механизмов (этим и отличаются от обычных погрузочно-разгрузочных работ). Традиционно применяются для поднятия и перемещения тяжеловесных или крупногабаритных грузов, которые вручную передвигать невозможно. Часто такелажные работы называют просто такелажем (такелаж банкоматов, такелаж сейфов, такелаж оборудования).
  • Такелаж. Слово имеет два значения. Во-первых, оно может использоваться как синоним такелажных работ. Во-вторых, такелаж - это совокупность всех средств, приспособлений и механизмов, используемых для поднятия и перемещения грузов. К ним относятся всевозможные стропы, тросы, карабины, гидравлические тележки, разборные крановые установки и многое другое.
  • Такелажные услуги . Понятие часто используется как синоним такелажных работ. Но на самом деле оно более широкое. Кроме собственно поднятия и перемещения грузов такелажные услуги включают различные подготовительные и другие работы - демонтаж, упаковку, закрепление в транспорте, перевозку и пр.

Такелаж, погрузка и разгрузка: общие термины

  • Погрузочно-разгрузочные работы - это действия по погрузке товаров или вещей в транспортное средство и выгрузке из него. Они могут быть общими и промышленными. Последние подразумевают подъем и спуск тяжелого оборудования любого типа (производственного, медицинского, банковского, электротехнического и пр.).
  • Груз - товар, предмет, оборудование, которое необходимо переместить. Он может быть сравнительно тяжелым или нетяжелым (от 1 кг до десятков тонн). Грузы классифицируют по типу (обычные, опасные, негабаритные, скоропортящиеся, живые, тяжеловесные), по форме (насыпные, жидкие, упакованные и др.), по способу транспортировки (морские, железнодорожные, автомобильные).
  • Негабарит - груз, превышающий допустимые размеры (вес). Понятие это очень широкое и применимо только к конкретной грузоподъемной машине. Так, большая часть грузовой техники рассчитана на следующие габариты груза - 2,45 м х 13,6 м х 3,1 м, 24 тонны. Все, что превышает эти параметры, будет для стандартного крана негабаритом. Для транспортировки негабаритных грузов нужны не только специальные транспортные средств, но и ряд согласований, тщательно продуманный маршрут, иногда - сопровождение полиции.

Некоторые специалисты такелажной компании

  • Стропальщик - специалист по строповке грузов для последующей их погрузки (разгрузки) при помощи грузоподъемных механизмов. Рабочие такого профиля востребованы не только в такелажных компаниях, но и на строительстве, на складах, в портах и железнодорожных грузовых терминалах. Стропальщиком может быть только рабочий, который прошел специальную подготовку, получил профессиональное удостоверение и допуск к работе на погрузочно-разгрузочных площадках.
  • Такелажник - специалист по подъему и перемещению тяжелых грузов с использованием специальных механизмов и приспособлений.
  • Грузчик - рабочий, который поднимает и перемещает тяжелые и нетяжелые грузы. Отличается от такелажника тем, что использует в работе преимущественно свою мускульную силу, то есть, работает руками, без дополнительных приспособлений.
  • Оценщик - специально подготовленный профессионал, который предварительно оценивает объем такелажных и сопутствующих работ, а также рассчитывает стоимость заказываемых услуг. Как правило, оценщик выезжает на место выполнения такелажа, чтобы ознакомиться с условиями его проведения. Он также обсуждает с клиентом возможные пути решения задачи, все нюансы выполнения заказа, оглашает стоимость услуг и подписывает договор.
  • Мебельщик - специалист по сборке и разборке мебели. Он занимается не только демонтажем мебельных модулей, но и их подготовкой к перевозке (упаковкой и пр.).
  • Экспедитор - специалист, уполномоченный сопровождать груз и сдать его принимающей стороне в пункте назначения.
  • Упаковщик - подготовленный специалист, который занимается упаковкой перевозимых грузов. Должен хорошо ориентироваться в разнообразии упаковочных материалов, уметь подбирать их к конкретному типу груза, знать требования различных предметов, веществ, оборудования к условиям перевозки, чтобы правильно их упаковать.

Канаты, тросы, веревки, узлы

  • Трос - витое или крученые канатно-веревочное изделие. Может быть изготовлен из искусственных, натуральных волокон (например, пеньки) или из стали. Часто свитые тросы дополнительно оплетают снаружи другими материалами.
  • Канат - синоним троса. Сейчас между этими понятиями четкой границы нет. Ранее в морском такелаже канатом называли пеньковый трос толщиной от 13 дюймов.
  • Веревка - тонкий и гибкий трос. Четкого разделения межу текстильными тросами и веревками нет.
  • Бухта - упаковка троса в форме полого цилиндра, а также любая веревочная снасть, свернуая кругами, восьмерками, шлагами.
  • Вырубить - вырезать из целой бухты нужный кусок каната (веревки).
  • Конец - вырубленный отрезок троса. Он может быть ходовым (тот, который находится в руках) и коренным (тот, который закреплен на чем-либо). Также отдельно различают штерты (кончики) - короткие концы тонкого троса.
  • Строп - специальные веревочные (ленточные) приспособления в одну или несколько ветвей с петлями, крюками, скобами на концах. Предназначены для закрепления и последующего подъема крупных грузов и/или грузов сложной конфигурации.
  • Автостроп - автоматический грузозахватывающий механизм для зачалки и расчалки грузов (контейнеров, пакетов) в труднодоступных местах.
  • Стройка - петля из тонкого троса, закрепленная на блоке, ручке, скобе инструмента.
  • Шлаг - свободная петля, оборот троса или веревки вокруг чего-либо.
  • Колышка - одна из петель на снасти, которая является частью целого узла.
  • Кальпика - случайный, вредный завиток на снасти, который образовался вследствие ее перекручивания.
  • Ворса - расплетенные куски старых текстильных тросов. Используются для небольших временных закреплений снасти.
  • Схватка - крепление двух параллельных тросов между собой или одного троса к какому-либо предмету. Для этого, как правило, используют ворсу или штерты.
Грузоподъемная техника и грузоперевозки
  • Грузоподъемная машина (ГПМ) - специальная техника для подъема грузов или людей по вертикали. Все такие машины относятся к механизмам циклического действия. Самыми распространенными ГПМ, применяемыми в такелаже, являются краны, манипуляторы, подъемники, тельферы.
  • Грузоподъемные устройства - более простой вид ГПМ. Иногда их выделяют в отдельную группу, иногда рассматривают, как разновидность ГПМ. К таким устройствам относят блоки, вороты, лебедки, тали, полиспасты и т.п.
  • Подъёмник - ГПМ для вертикального или наклонного подъема и спуска грузов или людей в специальных грузонесущих устройствах (вагонах, кабинах, клетях, ковшах, платформах, скипах и т.д.). Такие устройства могут находиться на полу, двигаться по вертикальным рельсам или подвешиваться на канатах.
  • Консольный кран - кран, грузозахватный орган которого подвешен на консоли или тележке, закрепленной на колонне или ферме. В зависимости от положения консоли меняется значение минимального и максимального вылета такой ГПМ.
  • Вира - «поднимай вверх» (разговорная команда, используемая при подъеме тяжелых грузов с использованием кранов, лебедок и другой техники).
  • Майна - «опускай вниз» (команда, используемая машинистами крановых установок и стропальщиками при работе с тяжеловесными грузами).
  • Шнек - винтовой стержень, вращающийся вокруг своей продольной оси (самый простой пример - шнек обычной мясорубки). Благодаря движению винтовой грани, при помощи такого устройства можно транспортировать сыпучие грузы - загружать их в кузов автомобиля или передавать на другой участок погрузочной площадки. Шнеки входят в конструкцию многих транспортировочных и производственных машин.
  • Грузовой автомобиль - транспорт, предназначенный для перевозки грузов. Он может быть бортовым и тентованным, обычной грузоподъемности и большегрузным и т.д.
  • Мебельный фургон - грузовой автомобиль для перевозки мебели. Имеет объемный крытый кузов со специальными ремнями для крепления мебельных модулей.
  • Пухтовоз - большегрузный автомобиль для вывоза мусора. Название происходит от сокращения «пухто» - пункт утилизации и хранения твердых отходов.
  • Сборная перевозка - одновременная транспортировка небольших грузов различных заказчиков в одном автомобиле.
Такелажные услуги
  • Офисный переезд - комплекс работ по организации перевозки всего офисного оборудования заказчика. Включает в себя последовательные действия по составлению плана переезда, разборке мебели, описанию и упаковке мебели, техники, документов, их погрузке на транспорт, перевозке, распаковке, сборке и расстановке по местам в новом помещении.
  • Квартирный переезд - комплексная работа по организации и осуществлению перевозки всего квартирного имущества заказчика в новое жилье. Как и офисный переезд, эта услуга состоит из нескольких основных этапов. По завершению работ все домашнее имущество заказчика в целости доставлено по новому адресу, распаковано, собрано и расставлено в новой квартире.
  • Перевозка мебели - услуга, которая может предоставляться как при комплексном переезде, так и отдельно от него. Включает в себя разборку меблировки, упаковку ее составляющих во избежание повреждений при дальнейших работах, собственно транспортировку, а затем распаковку, сборку и расстановку по указанным местам.
  • Упаковка - подготовка вещей, предметов, оборудования к перевозке для обеспечения их сохранности при погрузке, выгрузке и в дороге. Чтобы упаковать различные грузы и даже отдельные части одного разобранного груза, используют разнообразные материалы. Они должны защищать предметы от царапин, ударов, атмосферных воздействий, а иногда даже от вибраций и электромагнитного излучения. Самыми популярными упаковочными материалами являются бумага и стрейч-пленка (защищают от царапин, пыли и влаги), а также пузырчатая пленка и пенополиэтилен (не позволяют разбить и испортить особо хрупкие предметы). Также часто используются картонные и деревянные коробки, ящики, поддоны.

Промышленный такелаж: некоторые типы перевозимого оборудования

  • Куттер - машина для измельчения мяса, используемая в заведениях общепита и на мясоперерабатывающих предприятиях (для изготовления фарша и изделий из него - колбас, сарделек, полуфабрикатов и пр.). В зависимости от размеров и производительности, такое оборудование может весить от 10-15 килограмм до нескольких тонн.
  • Термопластавтомат - литьевая машина для переработки термопластических полимеров (попросту говоря, различных пластмасс). С их помощью производятся всевозможные пластиковые изделия - от посуды, тары и игрушек до деталей машиностроения. Такелаж таких машин требует мощной техники и большого опыта, так как их вес обычно очень большой (от 2-3 до 100-150 тонн). Кроме того, литьевые автоматы имеют модули точной настройки, которые легко повредить при неаккуратных перемещениях.
  • Преобразователь частоты - электротехнический прибор, который изменяет частоту исходного тока и подает измененный ток к нужному оборудованию. Это точное и чувствительное оборудование, которое не терпит ударов, сильных встрясок, попадания влаги и т.д. Также частотные преобразователи могут быть очень габаритными и тяжелыми (их вес колеблется от одного-двух до нескольких сотен килограмм).
  • Испытательный стенд - лабораторное оборудование, предназначенное для испытаний различных объектов нормальными или сверхнагрузками. В его состав входят рабочее поле (стол, плита или крепления для установки проверяемого устройства), подсистемы для создания нагрузок (вибрационных, электрических и пр.) и контрольно-измерительные приборы. Перевозить такие стенды нужно предельно аккуратно и с обязательным учетом типа включенных в них приборов. Некоторые из них не переносят встряски и вибраций, другие - электромагнитных излучений и т.д. Такелаж подобных грузов осложняется их внушительным весом и часто неудобной, негабаритной формой.
  • Главный распределительный щит - установка для приема и распределения электротока по отдельным помещениям какого-либо здания. В его конструкцию входит сложная и чувствительная противоаварийная автоматика, счетчики и другие хрупкие модули. При этом вес щита-распределителя может достигать нескольких сотен килограмм.
  • Трансформатор - установка для преобразования напряжения электротока без изменения его частоты. Основная его часть - проволочные (ленточные) катушки на ферромагнитных сердечниках. Из-за такой конструкции даже небольшой портативный трансформатор имеет внушительный вес. А мощные установки для энергетических или распределительных предприятий могут «потянуть» на несколько тонн. Но такелаж трансформаторов часто требует предельной осторожности и аккуратности, так как многие современные модели оснащены точными и сложными электронными модулями.
  • Станок токарно-винторезный . Производственное оборудование для вытачивания и обработки заготовок в форме тел вращения (цилиндрических, конических), а также для нарезания резьбы, подрезки и обработки торцов, сверления, зенкерования, развертывания отверстий и т.д.
  • Станок фрезерный по дереву . Предназначен для изготовления фасонных погонажных изделий - плинтусов, филенок, выборки фальцев, пазов, гребней, шпунтов и пр. Также с его помощью обрабатывают изделия неправильной формы по специальному шаблону.
  • Станок фрезерный по металлу . Используется для обработки плоских и фасонных металлических поверхностей и заготовок различной формы - тел вращения, зубчатых колес, геометрически неправильных деталей. Существуют также специальные зубофрезерные станки для нарезания цилиндрических зубчатых колес наружного и внутреннего зацепления. А единичные пазы, шлицы и канавки выдалбливаются долбежными станками.
  • Радиально-сверлильные и вертикально-сверлильные станки . Оборудование для создания и обработки отверстий в крупных заготовках, нарезания резьбы, рассверливания и пр. Применяется как в единичном, так и в серийном производстве.
  • Вальцовочный станок - станок для гибки материалов в разных плоскостях. С его помощью можно придать нужную форму листовой стали, нержавейке, алюминию, поликарбонату.
  • Ленточнопильные станки используются для непрерывной резки изделий из круглого металлопроката - уголков, труб, швеллеров и пр. Все перечисленные станки и многие другие виды производственного оборудования требуют профессионального подхода к такелажу и транспортировке. Они имеют большой вес (по несколько сотен килограмм), сложные механические части, а иногда и точные чувствительные модули управления.
  • Промышленные прессы . Оборудование для штамповки и гибки различных заготовок. Самые распространенные типы прессов - кривошипные и листогибочные. Все они тяжелые и крупногабаритные. Кроме погрузки и перевозки, такое оборудование требует правильного демонтажа и последующей установки на новом месте с выставлением по уровню.

Конечно, это далеко не полный перечень грузов, работающих у нас специалистов и используемых приспособлений. Наша компания работает с самым разнообразным оборудованием, материалами, мебелью и техникой. Если даже Вы не нашли в списке своего типа груза, звоните нам. Мы перемещаем любой предмет весом от 1 кг до 600 тонн на расстояние от метра до бесконечности.

  • 1.9. Монтаж отвалообразователей и конвейерных линий
  • 1.9.1. Монтаж отвалообразователей
  • 1.9.2. Монтаж конвейерных линий
  • 1.10. Монтаж драг
  • 1.11. Установка оборудования на фундамент
  • 1.11.1. Типы и устройство фундаментов
  • 1.11.2. Установка оборудования на фундамент
  • Жесткая установка оборудования на фундамент
  • Свободная установка оборудования на фундамент
  • 1.11.3.Требования, предъявляемые к фундаментам
  • 1.12. Расчет и проверка фундаментов
  • 1.13. Проверка и приемка работ по сооружению фундаментов
  • 1.14. Общие положения сборки машин и узлов
  • Методы сборки
  • Виды сборки
  • Сборка неподвижных соединений
  • Сборка подвижных соединений
  • 1.15. Сборка валов
  • Проверка параллельности валов
  • Проверка отклонения формы поверхности шейки вала
  • Проверка горизонтальности вала
  • Сборка валов на опорах скольжения
  • Сборка вала на опорах качения
  • Сборка вала с муфтой
  • 1.16. Сборка зубчатых передач
  • 1.16.1. Сборка цилиндрических зубчатых передач Установка и проверка параллельности валов
  • Проверка бокового и радиального зазора между зубьями
  • Качание колес относительно вала
  • 1.16.2. Сборка конических зубчатых колес
  • 1.16.3. Сборка червячных передач
  • Проверка степени прилегания профилей червяка и червячного колеса
  • Проверка постоянства момента вращения червяка
  • 1.17. Балансировка вращающихся деталей и узлов
  • 1.17.1. Виды неуравновешенности
  • 1.17.2. Статическая балансировка вращающихся изделий Цель и задачи статической балансировки
  • Метод кругового обхода грузами
  • Способы устранения дисбаланса
  • Остаточный дисбаланс
  • Приспособления для статической балансировки
  • Методы статической балансировки
  • Сравнение методов балансировки на различных устройствах
  • Контроль качества
  • 1.17.3. Классификация оборудования для статической балансировки
  • 1.17.4. Требования к оборудованию для статической балансировки
  • 1.17.5. Динамическая балансировка
  • 1.18. Такелажные работы и оборудование при монтаже машин
  • 1.18.1. Назначение, общая классификация такелажных работ и оборудования
  • 1.18.2 Технические характеристики такелажных средств и оборудования Стальные канаты
  • Захваты
  • Траверсы
  • Монтажный блок
  • Полиспасты
  • Лебедки
  • Домкраты
  • 1.18.3. Выводы
  • 2. Практические основы сборки и монтажа
  • 2.1.2. Оборудование и приборы для выполнения работы
  • 2.1.3. Контроль углового качания колеса на валу
  • 2.1.4. Проверка бокового качания колеса на валу
  • 2.1.5. Определение величины радиальных и боковых зазоров
  • 2.1.6. Определение правильности касания зубьев
  • 2.2. Учебно-исследовательская работа 2 Сборка червячных передач
  • 2.2.1. Общие сведения
  • 2.2.2. Оборудование и приборы для выполнения работы
  • 2.2.3. Проверка мёртвого хода червяка
  • 2.2.4. Проверка степени прилегания профилей червяка и червячного колеса
  • 2.2.5. Проверка постоянства момента вращения червяка
  • 2.3. Учебно-исследовательская работа 3 Сборка валов на опорах качения
  • 2.3.1. Общие сведения Проверка параллельности валов
  • Проверка горизонтальности валов
  • Проверка соосности осей вала и посадочных мест в корпусе
  • Проверка геометрических отклонений посадочных мест валов
  • Регулирование зазоров в подшипниковых опорах качения
  • Выбор посадки подшипников качения .
  • 2.3.2. Опытные установки и порядок работы
  • 1. Опытная установка для проверки горизонтальности вала
  • Порядок работы на установке
  • 2. Опытная установка для определения геометрических отклонений шейки вала
  • Порядок работы на установке Проверка отклонения от окружности
  • Проверка формы профиля продольного сечения
  • Проверка перпендикулярности заплечиков вала
  • Проверка формы шейки вала
  • 3. Опытная установка для определения горизонтальности, параллельности, соосности посадочных мест корпуса
  • Порядок работы на установке Проверка горизонтальности и параллельности валов в корпусе
  • Проверка соосности расточек корпуса
  • Проверка осевой игры подшипника качения
  • Опытная установка для напрессовки подшипника на вал
  • Порядок работы на установке Определение посадки подшипника качения
  • Напрессовка подшипника на вал
  • 2.3.3. Составление отчета
  • 2.4. Учебно-исследовательская работа 4 Сборка валов на опорах скольжения
  • 2.4.1. Общие сведения
  • 2.4.2. Оборудование и приборы
  • 2.4.3. Порядок выполнения работы
  • 2.4.4. Пример расчета
  • 2.5. Учебно-исследовательская работа Проверка соосности валов
  • 2.5.1. Общие сведения
  • 2.5.2. Оборудование и приборы
  • 2.5.3. Порядок выполнения работ
  • 2.5.4. Пример расчета
  • 1. Расчетная схема 2. Результирующая
  • 1. Расчетная схема 2. Результирующая
  • 2.6. Учебно-исследовательская работа 6 Статическая балансировка деталей
  • 2.6.1. Цель и задачи статической балансировки
  • Требования к оборудованию для статической балансировки
  • 2.6.2. Устройство и принцип работы стенда
  • Устройство стенда
  • Принцип работы стенда
  • Методика статической балансировки вращающихся деталей на стенде Подготовка стенда к работе
  • Проведение измерений координат и избыточной массы балансируемых изделий
  • Удаление или компенсация избыточной массы балансируемых изделий
  • 2.6.4. Выполнение исследований на балансировочном стенде
  • Снятие зависимости моментов сил избыточной массы от угла поворота изделия вокруг своей оси
  • Обработка результатов исследований
  • Выводы и рекомендации
  • Оформление отчета о выполненных исследованиях
  • 2.7. Учебно-исследовательская работа 7 Исследование такелажной оснастки для сборочных и монтажных работ
  • Чалочные узлы и способы закрепления канатов на крановых подвесках Классификация такелажного оборудования Типы стропов. Зажимы для крепления стальных канатов
  • 2.7.1. Классификация такелажного оборудования
  • 2.7.2. Назначение и виды такелажных работ
  • 2.7.3. Такелажные средства и приспособления
  • 2.7.4. Монтажные краны и устройства
  • 2.7.5. Расчет усилий в канатах
  • Расчет на прочность стропов и чалочных канатов
  • 3. Экономическое обоснование изготовления учебно-исследовательских стендов по сборке узлов машин
  • 3.1. Сетевая модель выполнения работы
  • 3.2 Исходные данные для расчета сетевого графика изготовления стенда
  • 3.3. Смета затрат на изготовление стенда
  • Пример расчета затрат на изготовление стенда
  • 4. Техника безопасности при такелажных и монтажных работах
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Оглавление
  • 2.7.2. Назначение и виды такелажных работ

    Такелажными называются работы по увязке узлов оборудования гибкими подвесками (строповке), их подъему и транспортировке к месту установки. Такелажные работы выполняют с помощью различных грузоподъемных средств и механизмов, приспособлений и машин.

    От завода-изготовителя до монтажной площадки и по ней оборудование и конструкции чаще всего перевозят железнодорожным, реже автомобильным или водным транспортом. Поперечные размеры грузов, доставляемых по железной дороге, не должны превышать общесоюзный габарит очертания подвижного состава. Перевозка негабаритных грузов согласуется с управлением железной дороги в соответствии с правилами Министерства путей сообщения.

    При перевозках безрельсовых транспортом грузы массой до 12 т. перевозят автомашинами, свыше 12 т. – на тяжеловозах – трайлерах, буксируемых тягачами или трактором.

    Для перемещения грузов при монтаже наиболее эффективное применение стандартных средств –тракторов, передвижных кранов, трубоукладчиков, автопогрузчиков и пр. при отсутствии указанного оборудования применяют электрические лебедки, монтажные блоки, полиспасты, тали, а также простейшие приспособления – сани, доски и катки или металлический лист с загнутым передним концом и приваренными к нему петлями для тягового каната.

    При выполнении такелажных работ, в особенности при подъеме грузов, весьма важной и ответственной операцией является строповка. Особенно тщательно следует увязывать крупные узлы оборудования большой массы.

    Рис. 107. Классификация такелажного оборудования

    Все углы оборудования, по которым происходит касание стропов, должны быть скручены специальными предохранительными подкладками (рис. 108). Строповку можно разделить на два вида:

    1) путем обвязки грузов канатами, стропами или цепями;

    2) путем увязки строповочных канатов на приливах, цапфах, лапах, рым-болтах и других деталях, специально предусмотренных на оборудовании для его подъема и транспортировки.

    Наиболее часто применяемые узлы обвязки грузов (чалочные узлы) показаны на рис. 109.

    При строповке важно правильно определить центр тяжести груза. Строповка должна быть выполнена так, чтобы центр тяжести груза и ось блоков крюковой подвески подъемного механизма находилась на одной вертикали.

    Масса укрупненных узлов и блоков оборудования не должна превышать грузоподъемность имеющихся на монтажной площадке грузоподъемных средств, а габаритные размеры – размеров монтажных проемов. При монтаже крупногабаритного и тяжелого оборудования могут быть одновременно использованы два крана или более. Такую работу проводят по письменному разрешению главного инженера СМУ или начальника участка под руководством опытного специалиста.

    2.7.3. Такелажные средства и приспособления

    К такелажным средствам и приспособлениям относятся стальные и пеньковые канаты, цепи, стропы, траверсы, захваты, блоки, полиспасты, тали, лебедки, домкраты.

    Стропами (рис. 111) называют отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление груза. Число ветвей стропа, на которых подвешивают груз, выбирают в зависимости от массы груза и диаметра каната.

    С целью повышения производительности и безопасности работ, применяют полуавтоматические стропы (рис. 112), которые позволяют выполнять расстроповку поднятого груза, не поднимаясь на высоту. Для строповки груза верхнюю петлю каната 1 накидывают на крюк крана, а двумя свободно висящими концами стропового каната обхватывают груз. Петли каната с коушами 3 надевают на запорный штырь 6, который для этого тросиком 4 оттягивается влево. После заведения петель в скобу 7 тросик отпускают, штырь под действием пружины 5 запирает петлю и строповку груза заканчивают. Для предохранения каната от повреждения при перегибах на острых гранях поднимаемого груза к нему крепят специальные инвентарные подкладки 2, которые при необходимости можно перемещать по канату.

    Рис. 108. Установка предохранительных подкладок под стропу при увязке узлов оборудования:

    а – деревянных; б – из разрезанной трубы с приварными бабышками;

    в, д – изогнутых из труб; г, е – изогнутых из листового металла

    Рис. 109. Чалочные узлы:

    а – прямой; б – рифовый; в – вязка в петлю; г – брамшкотовый;

    д – мертвая петля; е – выбленочный; ж – двойной выбленочный;

    з – морской узел; и – двойной морской узел; к – плотничный узел (удавка); л – удавка с нахлесткой; м – штыковой; н – полуштыковой

    Чтобы освободить стропы, необходимо ослабить натяжение грузового каната и потянуть за тросик, который, преодолевая усилие пружины, сожмет ее и потянет за собой штырь в крайнее левое положение. При этом свободный конец стропа (петля) освободится.

    Кроме полуавтоматических стропов, для дистанционной строповки поднятого в проектное положение груза применяют также полуавтоматические строповые захваты.

    Для соединения концов канатов или образования петли используют зажимы или сжимы различной конструкции (рис. 113).

    Применяют не менее трех зажимов. Расстояние между ними обычно принимается не менее трех. Расстояние между ними обычно принимается не менее 6 диаметров каната. Гайка на стержнях всех зажимов следует затягивать с одинаковым усилием с использованием динамометрических ключей так, чтобы сжатый поперечник каната составил 0,6 его первоначального диаметра.

    Рис. 111. Стропы: а – простой; б – с одной петлей; в – с двумя петлями; г – универсальный; д – облегченный с петлей; е – облегченный с крюком

    Рис. 112. Полуавтоматические стропы: а – общий вид; б – схема строповки; в – скоба с полуавтоматическим запором; г – строп-удавка для подъема труб и валов; 1 – петля каната; 2 – инвентарные подкладки; 3 – петля с коушем; 4 – оттягивающий тросик; 5 – пружина; 6 – запорный штырь; 7- скоба

    Рис. 113. Зажимы для крепления стальных канатов: а – кованный; б – дуговой

    Концы канатов закрепляют зажимами обычно через коуш, который служит для зацепления за крюк и предохраняет канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Коуши штампуют из листового металла или изготовляют из чугунного литья.

    Зажимы должны размещаться на канате так, чтобы затягивающие гайки располагались со стороны рабочей ветви каната. Это обеспечивает последней прямолинейность, а стремящийся к выскальзыванию конец при этом будет лучше зажат.

    Для натяжения стальных канатов на такелажных работах применяют винтовые стяжки (фаркопфы). Стяжка представляет собой раму с двумя винтами – с правой и левой резьбой. При вращении рамы винты сближаются или расходятся.

    При перегрузке и транспортировке листового и сортового металла, труб, огнеупорных блоков и других штучных грузов применяют захваты различной конструкции (рис. 114).

    Рис. 114. Захваты: а – эксцентриковый для транспортировки листовой стали; б – клещевой; в, г – полуавтоматические для подъема соответственно, легких и тяжелых (железобетонных) колонн; д – фрикционный строп для монтажа железобетонных колонн; е – для транспортировки грузов прямоугольного сечения массой 10 т

    Рис. 115. Траверсы: а – для строповки груза за четыре точки; б – равноплечая; в – для монтажа двумя полиспастами

    Для транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов используют траверсы (рис. 115). Основное их назначение – предохранить поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих в них при наклоне стропов. Траверса, предназначенная для строповки груза за четыре точки (рис. 115, а), состоит из балансирной балки 1 с серьгой 2 для крюка грузоподъемного механизма и двух роликовых обойм 3, подвешенных к концам балки, со стропами 5. В обоймах роликов установлены прижимные винты 4, один из которых (на щековине) предотвращает скольжение стропа, а другой (установленный с торца обоймы) – прижимает ролик, предупреждая его поворот. Прижимные винты позволяют поднимать груз с некоторым наклоном, что облегчает установку его в проектное положение под углом.

    Если груз поднимают двумя спаренными кранами разной грузоподъемности (или двумя тележками одного крана), то используют равноплечую траверсу (рис. 115, б).

    Место крюка траверсы определяется соотношением ее плеча с учетом грузоподъемности каждого крана.

    Для монтажа тяжеловесного оборудования спаренными кранами применяют балансирную траверсу (рис. 115, в). Траверса состоит из двух двутавровых балок 6, соединенных поперечинами 5. На концах траверсы расположены подвески 1 для крепления к грузовым полиспастам монтажных кранов. С торцов траверсы приварены листовые накладки 4. Строповку поднимаемого груза осуществляют с помощью автоматического захвата 7. Тросик 3 для расстроповки проходит через отводной ролик 2.

    Для подъема или перемещения груза, а также для изменения направления канатов применяют блоки. В зависимости от числа роликов блоки разделяют на однорольные и многорольные. Однорольные блоки обычно применяют в качестве отводных и для подъема легких грузов, многорольные – для подъема тяжелых грузов. Ролики блоков вращаются на оси, неподвижно установленной в щеках, к которым через траверсу присоединяют крюк или серьги. Блоки оснащают приспособлениями, предохраняющими канат от соскальзывания. Однорольные блоки часто изготавливают с откидными щеками для быстрого отделения каната от блока без расстроповки.

    Для уменьшения тягового усилия используют полиспасты. Полиспаст (рис. 116, а) состоит из неподвижного блока 1 и подвижного 2; блок 3 (отводной) служит для отвода сбегающей ветви каната, обычно связанной с барабаном лебедки. В зависимости от схемы полиспаста сбегающая ветвь может сбегать с подвижного или неподвижного блоков. Число ниток полиспаста может быть четным (рис. 116, б) и нечетным (рис. 116, в).

    Усилие в канатах, необходимое для подъема груза Q , определяют по формуле

    , (34)

    где η – КПД одного ролика; η= 0,96 при установке на подшипниках скольжения; η= 0,98 при установке на подшипниках качения; m – кратность полиспаста.º

    Для каната, наматываемого на барабан лебедки при подъеме груза на высоту, h равна l = mh.

    Запаковку блоков полиспастов необходимо производить при минимальном начальном расстоянии между блоками с последующей их растяжкой (например трактором). При запаковке следует сохранять направление изгиба каната, полученное им при смотке в бунт.

    Неподвижный конец каната от плоскости ролика не должна превышать 6º, а расстояние от барабана лебедки до отводного ролика должно быть не менее 20 диаметров барабана.

    При отсутствии блоков необходимой грузоподъемности применяют свободные полиспасты, которые могут работать с приводом от одной (рис. 116, г) или от двух (рис. 116, д) лебедок. Сдвоенный полиспаст с одной лебедкой рассчитывают как два самостоятельно работающих полиспаста. Усилие в канате лебедки определяют из условия половины веса поднимаемого груза.

    В качестве подъемных механизмов на монтажных работах широкое практическое применение получили ручные тали, кошки, электрические тали (тельферы), лебедки и домкраты.

    Ручная таль представляет собой червячный или шестеренный грузоподъемный механизм, включающий цепной полиспаст с ручным приводом от бесконечной цепи или рычажный храповой механизм. Грузоподъемность принимают тали до 3 т.

    Для ручного перемещения грузов по подвесному монорельсовому пути двутаврового сечения используют кошки грузоподъемностью до 5 т.

    Электрические тали (электротали) предназначены для подъема и перемещения грузов по монорельсовому пути с помощью электропривода. Грузоподъемность электроталей составляет 0,25-5,0 т.

    Монтажные лебедки применяют с ручным и электроприводом. Рычажные лебедки с ручным приводом (рис. 118) грузоподъемностью 1,5– 3,0 т, которые широко используются для подъема и перемещения грузов по горизонтальной и наклонной плоскости.

    Лебедка с электроприводом по назначению разделяют на подъемные, тяговые и поворотные (для вращения монтажных кранов); по способу установки – на передвижные и стационарные; по числу барабанов – на одно, двух и трехбарабанные. Барабаны могут быть гладкими и нарезными. Электрические монтажные лебедки выполняют реверсивными. Грузоподъемность лебедок составляет 0,5– 12,5 т., канатоемкость – 80 – 800 м.

    Важным условием безопасной работы лебедки является надежное ее закрепление. Лебедка должна быть закреплена за якорь или какое-либо анкерное устройство. Якорями называют неподвижные анкерные сооружения – земляные (заделанные в грунт) или наземные, предназначенные для закрепления монтажных приспособлений – лебедок, полиспастов, вант, расчалок и др. Схемы закрепления лебедок показаны на рис. 119.

    Рис. 116. Полиспасты: а – с блоком для отвода сбегающей ветви каната; б – с четным числом ниток; в – с нечетным; г – сдвоенный с приводом от одной лебедки; д – сдвоенный с приводом от двух лебедок

    При расчете крепления лебедки определяют необходимый вес уравновешивающего груза на раме или усилие в анкерных болтах из условия грузовой устойчивости лебедки. Коэффициент грузовой устойчивости определяют по формуле

    , (35)

    где М в – восстанавливающий момент; М о – опрокидывающий момент.

    Рис. 118. Ручная рычажная лебедка: а – общий вид; б – схема применения; 1 – канат; 2 – грузовой крюк; 3, 5 – рычаги; 4 – корпус; 6 – крюк для подвески к опоре

    Рис. 119. Схемы закрепления лебедок: а – с помощью земляного якоря; б – с помощью наземного якоря

    Рис. 119. Схемы закрепления лебедок: в – за колонну здания; г – к железобетонному или металлическому ригелю перекрытия здания; д – к кирпичной стене; е – схема для расчета крепления лебедки

    Моменты М в и М о определяют из условия, что опрокидывание лебедки может происходить вокруг точки А упора переднего элемента рамы в якорь:

    ,
    , (36)

    где Q – усилие в канате; G 1 – вес лебедки; G 2 – усилие, на которое необходимо рассчитывать анкерные болты, или вес уравновешивающего груза; а – расстояние от центра тяжести лебедки до точки опрокидывания; b – расстояние от точки опрокидывания до места закрепления анкерных болтов или до центра тяжести уравновешивающего груза; h – расстояние от каната до точки опрокидывания.

    После преобразований получим

    . (37)

    Кроме расчета лебедки на опрокидывание, необходимо рассчитать якорь лебедки на прочность и устойчивость против горизонтального смещения под действием сдвигающей силы

    , (38)

    F тр = fG 1 ,

    где: F тр – сила трения рамы о грунт; f – коэффициент трения рамы о грунт, f = 0,3 – 0,5.

    Для механизации монтажных и такелажных работ применяют гидравлические, винтовые, реечные и клиновые домкраты.

    Гидравлические домкраты бывают со встроенным насосом и работающим от отдельно расположенного насоса. Грузоподъемность их составляет 200 т и более. Для установки оборудования в плане (например, рамы балансиров конусов доменных печи) применяют малогабаритные облегченные домкраты. Такие домкраты удобны также при выверке оборудования.

    Винтовые и реечные домкраты в основном используют при необходимости их частой перестановки и в стесненных условиях.

    Клиновые домкраты применяют главным образом при выверке оборудования в процессе монтажа.

    » пришло в повседневный обиход из корабельной терминологии. Так на флоте называют систему приспособлений, состоящую из блоков, цепей и тросов, предназначенную для перемещения самых разных грузов и надежного их крепления. Такелажем в морском деле часто именуют оснастку судов. Такелажные работы в самом общем понимании – мероприятия по погрузке, разгрузке и креплению грузов.

    В обычной жизни, далекой от морской романтики, такелажными работами называют особый вид , при котором приходится перемещать предметы, имеющие значительный вес, нестандартную форму и серьезные габариты. Такелажные работы профессионалы в области грузоперевозок считают наиболее ответственным и трудоемким делом.

    Такелаж может быть самым разным, а сложность подобных работ определяется особенностями перемещаемых грузов. Существует между подъемом крупногабаритной мебели, перемещением хрупкого медицинского оборудования или работой с массивными станками, оснащенными дорогостоящей системой управления. Такелажникам доводится перевозить контейнеры, бочки, технологическое оборудование. Такие услуги сегодня очень востребованы в предпринимательской среде.

    Особенности такелажных работ

    Представить себе объем работ, связанных с перемещением грузов, может только опытный профессионал. Иногда работы проходят достаточно быстро и гладко. В других случаях может понадобиться предварительное составление плана работ и проведение подготовительных мероприятий. Особенности работ напрямую связаны с обстановкой на объекте.

    Как правило, представитель компании, занимающейся такелажем, выезжает непосредственно на место производства работ. Он внимательно и дотошно осматривает груз, оценивает обстановку и набрасывает для себя план действий. Иногда требуется произвести демонтаж оборудования, что удорожает весь процесс. Бригада грузчиков должна хорошо представлять себе, в каких условиях им придется трудиться.

    Приступая непосредственно к такелажным работам, рабочие упаковывают груз с учетом способа его транспортировки и перемещения. Если речь идет об оборудовании, под него подводят стропы или ремни. Наступает наиболее ответственный этап – перемещение предмета на транспортное средство. Эту часть такелажных работ ведут с максимальной осторожностью, заботясь в первую очередь о сохранности груза.

    В особо сложных случаях выводить груз из помещения приходится через окно, используя , кран или лебедку. Прибыв в пункт назначения, бригада такелажников проводит все работы в обратном порядке. Доставленный на место груз освобождают от упаковки, а при необходимости выполняют установку и подключение оборудования.

    Такелажные работы - это поднятие крупногабаритных и очень тяжелых грузов с целью разгрузки, погрузки и перемещения. При такелажных работах использовать нужно специальные механизмы, средства и приспособления. Чаще всего такелаж применяется для грузов, которые нельзя поднять и переместить вручную из-за большого веса и сложной конфигурации. В основном такие работы приходится проводить на производстве и строительстве, когда нужно переместить тяжелое оборудование. Использование такелажа значительно облегчает труд, да и процесс погрузки становится четко организованным. Помимо этого, применение таких средств гарантирует сохранность перемещаемого оборудования.

    К такелажным механизмам, приспособлениям и средства относятся цепи, футляры, тара, траверсы, стропы, тросы, домкраты, веревки, карабины тали, полиспасты, крюки, лебедки, блоки и другие. Здесь http://www.taurus-2000.com.ua/catalog/takelazh можно заказать такелаж. Если при такелажных работах нужно будет изменить направление каната и снизить при подъеме усилие, то для этого подойдут блоки. Они состоят из петли, грузового крюка, грузовых тяг, канатных роликов, а также металлической обоймы (фото 1).

    Если груз нужно поднять вертикально и переместить горизонтально, то в этом случае используют лебедку. Она бывает электрической и ручной. Наиболее распространены сегодня лебедки с электроприводом. Они имеют двухколодочные тормоза, оборудованные короткоходовыми или длинноходовыми магнитами, шестеренчатые репродукторы и контроллерное управление (фото 2).

    К такелажу относятся полиспасты. Они позволяют поднимать крупногабаритные грузы, которые нельзя переместить с помощью одного блока. Это простое грузоподъемное устройство, которое состоит всего из 2-х соединенных канатом блоков. Применение полиспаста значительно уменьшает нагрузку лебедки, а также снижает скорость перемещения тяжелого груза. Верхний неподвижный блок полиспаста прикрепляется к балке, треноге или мачте, а подвижный нижний блок к грузу (фото 3).

    Основными видами такелажа считаются тросы и цепи, изготовленные из нержавеющей стали. Так, трос нержавеющий применяется для подъема, удержания, и перемещения тяжелых элементов или грузов, а также для увеличения плеча силы. Изготавливается из стали А4. Для перемещения грузов используются еще и тали. Это переносное устройство. Продают электрические и ручные тали (фото 4).

    Если нужно поднять крупногабаритный груз, то хорошо с этим справится домкрат. Они бывают с гидравлическим приводом, винтовые и реечные. Последние имеют стальной или деревянный корпус, внутри которого размещается зубчатая рейка. Винтовый домкрат имеет стальной корпус. Вверху есть отверстие. Там находятся винта, трапецеидальная резьба, головка и рычаг с храповиком. Гидравлические домкраты в действие приводятся с помощью ручного насоса (фото 5).

    Элементами такелажных механизмов являются гайки. Гайки представлены любого размера и типа. Для такелажных работ применяют еще траверса - жесткий элемент, который находится между грузом и крюком. Крепится груз к траверсе (фото 6).

    Для крепления груза часто используются стропы. Они помогают сохранить положение груза при подъеме. Стропа - часть цепи или каната в виде круга. На концах имеет специальные приспособления для навешивания, обвязки и крепления груза. Изготавливается из разных материалов. Прочными считаются стальные стропы, а для грузов с массой 1,5 тонна используются стропы из синтетических и пеньковых канатов (фото 7).

    Когда-то слово «такелаж» обозначало вовсе не работы по перемещению и транспортировке тяжеловесных грузов, а имело совсем иное значение. Под термином «такелаж» скрывалась не только оснастка корабля, но и варианты ее крепления. Иными словами, раньше это был морской термин. С течением времени многое поменялось, и сегодня такелажными работами обозначается комплекс мер, связанных с перемещением и перевозкой крупногабаритных объектов (станков, медицинского оборудования, больших музыкальных инструментов, банкоматов, сейфов и т. д.).

    Высокий спрос на обусловлен экономическим ростом и необходимостью транспортировки грузов различного характера, начиная от работ в области квартирных переездов и заканчивая перевозкой крупных промышленных предприятий. Пожалуй, стоит знать, что такелажные работы имеют определенную специфику, которая заключается не только в использовании специальной техники и такелажных инструментов, но и в привлечении к манипуляциям с большими грузами высококвалифицированных специалистов. Помимо этого, такелажная компания должна в обязательном порядке иметь разрешение от соответствующих служб на проведение подобных работ.

    В зависимости от сложности и необходимости применения специального оборудования такелажные работы подразделяются на несколько типов. Так, простой такелаж - это работы с грузами во время квартирных или офисных переездов, перемещение банкоматов, сейфов, демонтаж и монтаж оборудования относительно небольшого веса, в том числе и медицинского. На данных работах специалистами-такелажниками применяются тележки, ремни, небольшие инструменты. Такелаж, проводимый на предприятиях легкой и пищевой промышленности, относится уже к другой группе. Это работа с оборудованием и станками, чей вес не превышает 50 тонн. Наконец, сложный такелаж подразумевает взаимодействие с целыми производственными линиями, то есть комплексный переезд крупных предприятий. Подобный груз может достигать нескольких сотен тонн, поэтому для работы с ним используется самая сложная такелажная техника.

    Помимо всего прочего, такелажные работы различаются и по таким параметрам, как характеристика и содержание груза, дальность транспортировки и т. д. Так или иначе, но качественное такелажное оборудование является важнейшей составляющей работ любого типа. Все средства и приспособления для такелажа должны быть в обязательном порядке сертифицированы. К ним относятся винтовые, гидравлические, реечные и клиновые домкраты, металлические стойки, катки, траверсы с гусеницами, электрические лебедки, стальные и механические леса, тали, стропы, специальные погрузчики и т. д. Стандартная перевозка негабарита заключается в следующих этапах:

    Выезд на место специалиста-оценщика, который осматривает фронт работ, составляет план действий и смету. Крайне важно заранее предоставить специалисту план помещения, где планируется производить такелажные работы;

    Приезд упаковщиков, подготавливающих груз к отправке (упаковка, фиксация в специальной оснастке, установка вспомогательных приспособлений и т. д.);

    Перемещение и погрузка тяжеловесных объектов на специально оборудованные транспортные средства, транспортировка до места назначения. Если требуется перевозка груза на значительные расстояния, стоимость услуг возрастает;

    Разгрузочные работы подразумевают под собой перемещение оборудования из грузовых автомобилей в помещение и при необходимости его монтаж.