Химия и пластмассы

Органические красители. Виды, характеристики и применение красителей. Натуральные пищевые красители. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

Пигменты – это нерастворимые в дисперсионных средах (воде, органических растворителях, олифах и т.п.) высокодисперсные вещества, которые обладают рядом ценных физических, химических и технологических свойств. Благодаря этим свойствам пигменты используются для получения декоративных и защитных покрытий самого разного назначения.

Его растворимые производные в основной среде бесцветны и представляют собой лейкопроизводные. Ткань вводится в основную смесь или ванну и прикрепляется к лейкодериве. На более поздней стадии контакта с воздухом начальная окраска регенерируется. Полученные цвета устойчивы к стирке, легким и отбеливающим агентам. В торговле они обычно присутствуют в виде растворимых красителей легкого применения. - Кислотные или анионные красители: это органические соединения, которые связываются с тканями благодаря наличию кислотных групп, в основном карбоксильных или сульфоновых групп.

Пигменты – это вещества, которые обладают способностью передавать свой окрас другим телам или веществам. Пигменты могут быть цветные (окрашенные, хроматические) или же серые, черные, белые (неокрашенные, ахроматические). К красящим веществам относятся и красители, но они в большей части используются для окрашивания волокон, тканей и т.п. Красители в органических средах и воде растворяются избирательно.

Они используются для окрашивания волокон основными группами, такими как шерсть, шелк и полиамиды. - Основные или катионные красители: у них есть основные группы амино-типа, которые объединяются с кислотными группами белка или акриловых волокон с образованием солей. Красители, полученные с помощью этих красителей, не очень устойчивы к свету. - протравные красители: они характеризуются наличием в молекуле групп, способных давать координационные комплексы с металлами. Комплекс с металлом образуется во время операции крашения и, поскольку шерсть также обладает свойством комплексообразования с металлами, получается очень твердая комбинация окраски шерсти-металла, в которой атом металла служит союз. - Реактивные красители: это водорастворимые продукты и представляют собой последний класс красителей для целлюлозных волокон.

В лакокрасочной промышленности пигменты применяются при изготовлении эмалей, красок, грунтовок, шпатлевок и некоторых других пигментированных материалов. Некоторые пигменты могут использоваться и в других отраслях промышленности, например, в фармацевтической, бумажной и т.п.

Все пигменты делятся на две большие группы: неорганические и органические.

Молекула красителя обладает химической группой, способной реагировать с гидроксильными группами целлюлозы, образуя очень сильную ковалентную связь между волокном и красителем. Как следствие, красители, изготовленные таким образом, обладают большой устойчивостью к влажности.

Практика окраски пищевых продуктов имеет давнюю традицию: некоторые натуральные продукты уже известны древними цивилизациями, такими как желтый шафран. Пищевые красители - это вещества, которые добавляют или возвращают цвет в пищу, и допускаются до тех пор, пока они не изменят питательные или консервирующие свойства пищи и не наносят вреда здоровью. Красители обычно не потребляются в пищу сами по себе и не считаются характерными пищевыми ингредиентами. Последние законодательные положения имеют тенденцию уменьшать и унифицировать разрешенные красители в разных странах, устраняя старую классификацию в натуральном и искусственном, поскольку токсикологические исследования показывают, что тот факт, что продукт является естественным, не означает, что он нетоксичен и что синтетический материал не является синонимом токсичности.

Неорганические пигменты

В лакокрасочной промышленности наиболее широкое распространение получили именно неорганические пигменты.

Роль неорганических пигментов в лакокрасочной промышленности

Неорганические пигменты вводятся в лакокрасочные материалы не только для того, чтоб придать им оптические и декоративные свойства. При помощи пигментов можно отрегулировать важные изоляционные, деформационно-прочностные, противокоррозионные показатели и т.п. Кроме того, можно получать специальные покрытия, т.е. с определенными свойствами, например, противообрастающие, теплостойкие, электроизолирующие, антифрикционные, светящиеся в темноте, огнеупорные и т.д.

Красители используются для улучшения цвета и внешнего вида пищи, но не способствуют повышению ее качества или питательной ценности. Эта концепция улучшения очень относительна, поскольку, например, натуральный лимонный сок не имеет интенсивного желтого цвета, обычно представленного бутылочными соками.

Промышленные процессы пищевой промышленности включают процедуры, которые обесцвечивают или меняют внешний вид пищи, что решается путем добавления красителей. Они добавляются при разработке большого количества продуктов в виде предварительно приготовленных и приготовленных блюд, специй, приправ, колбас, соков, мороженого, напитков, консервов и тортов.

В большей степени свойства пигментированных лакокрасочных материалов зависят от пленкообразующего вещества и самих пигментов. А структурные особенности покрытий определяются физико-химическим взаимодействием поверхности частиц пигментов с полимерной фазой лакокрасочного материала. Часто в результате такого взаимодействия вблизи поверхности частиц уменьшается подвижность макромолекул, повышается температура стеклования полимера, изменяются также и релаксационные периоды. Введение в лакокрасочную систему пигментов может оказывать очень сильное влияние на нее и на процесс формирования защитно-декоративного покрытия. Например, ускорять отверждение лакокрасочного материала или замедлять его. В первом и во втором случае структура трехмерной сетки полимера, которая образуется, меняется.

Продукты, которые не могут включать красители, очень мало. Фактически, некоторые красители могут быть добавлены в любой пропорции без известного риска. Существуют также красители, которые не могут быть включены в пищевую массу, и их использование ограничивается внешней окраской. Использование красителей не допускается в продуктах питания для младенцев и детей, в бутылках минеральных вод; необработанные овощи, бобовые и фрукты; молоко; масла; вина и соли, среди прочих.

Некоторые из наиболее используемых красителей. Использование красителей не ограничивается только текстильной и пищевой промышленностью, но они являются очень важными веществами и широко используются в других областях. Книги, письменная пресса, профессиональные отчеты, пропаганда и вообще все типы письменных документов требуют чернил, которые охватывают широкий спектр цветов. Инжекционные отрасли применяют красители и другие материалы, особенно подходящие для печатных красок и систем печати.

При введении в лакокрасочную систему пигментов меняются и все деформационно-прочностные характеристики покрытия: прочность при разрыве, модуль упругости, износостойкость и т.д. Данные показатели могут как снижаться, так и повышаться.

От структуры лакокрасочного материала во многом зависят и защитные свойства покрытия, следовательно, при введении пигментов они меняются. От структуры пленкообразователя возле пигментных частиц зависит водопоглощение и водопроницаемость покрытия. Если структура разрыхлена – облегчается доступ воды к поверхности окрашенного изделия, т.е. лакокрасочное покрытие обладает низкими защитными свойствами и повышенной водопроницаемостью. Если же образуются уплотненные слои пленкообразователя - покрытие будет отличаться повышенными защитными свойствами.

Например, красители, которые меняют свой цвет в присутствии кислот или оснований, используют в качестве кислотно-щелочных индикаторов, а красители, которые различаются по цвету в зависимости от того, находятся ли они в окисленной или восстановленной форме, используются в качестве окислительно-восстановительных показателей. Красители, которые меняют цвет в зависимости от степени влажности, которая существует в материалах или в атмосфере, используются для указания содержания воды и, таким образом, для поддержания надлежащих условий работы или хранения.

Интересный факт: пигментированные покрытия зачастую отличаются повышенными защитными свойствами, по сравнению с непигментированными, т.к. коррозионно-активные агенты, во время диффузии к защищаемой поверхности, проходят путь длиннее.

При введении в лакокрасочную систему пигментов немного возрастает и адгезионная прочность покрытия (из-за повышения деформационно-прочностных свойств). Также подавляются анодные процессы, протекающие на основном металле.

Наконец, следует отметить, что в микроскопии используются окрашивающие вещества для селективного окрашивания компонентов биологических клеток и тканей. Первые используемые красители были растительного или животного происхождения, но в настоящее время большинство используемых красителей являются синтетическими. Эти красители, в зависимости от их химического поведения, можно разделить на.

Кислотные красители: они обычно соответствуют кислотным органическим соединениям, которые служат для окрашивания основных компонентов клеток в гистологическом разрезе. Можно упомянуть кислотные анилины и конго красный, который меняется на синий в присутствии кислот. - Основные красители: большинство из них представляют собой органические соединения, используемые для окрашивания кислотных компонентов клеток.

Можно сделать вывод, что свойства лакокрасочного материала и готового защитного покрытия определяются их составными частями, в частности пигментами.

Классификация неорганических пигментов

Неорганические пигменты можно классифицировать по различным показателям: цвету, назначению, способам производства, химическому составу. Но ни одну из этих классификаций нельзя назвать оптимальной, т.к. в одну группу попадают пигменты с различными свойствами.

Куркумин: краситель из куркумы, специя, полученная из корневища растения с таким же названием, выращиваемого в Индии, для обеспечения желтого цвета. Он используется в карри, горчицах, супах, мясных продуктах и ​​молочных продуктах. Он устойчив к нагреванию, но нестабилен при воздействии солнечного света или люминесцентных ламп. Он используется в йогуртах и ​​рыбных консервах. Для получения одного килограмма этого красного продукта требуется более тысячи насекомых. Раньше Канарские острова были основным производственным центром, который теперь переместился в Перу и другие американские страны.

Чаще всего используется двойная классификация неорганических пигментов, т.е. по двум признакам: химическому составу и цвету.

Классификация неорганических пигментов по химическому составу:

Соли (комплексные соли, алюмосиликаты, карбонаты, фосфаты и т.п.);

Элементы (цинковая пыль, технический углерод , алюминиевая пудра и т.п.);

Он используется в консервированных овощах, джемах, напитках, мороженых, мясных и молочных продуктах. Они представляют собой органические соединения, содержащие магний, находятся в хлоропластах и ​​участвуют в процессе фотосинтеза. Хлорофилл влияет на температуру, кислород, свет, кислотность и длительное хранение, что приводит к их деградации, теряет магний и переходит от зеленого к коричневому. Замена магния медом приводит к появлению этих очень стабильных зеленых красителей.

Его получают путем нагревания сахара, например сахарозы; в этом процессе могут быть добавлены другие вещества, приводящие к различным карамелям. Он используется в колах и алкогольных напитках, десертах, сладостях, пиве, мороженом, супах, консервах и мясных продуктах. Капсантин представляет собой окраску красного перца и паприки, а ликопин - красная окраска томатов. Они изобилуют овощами, хотя они обычно не видны, потому что они замаскированы зеленым цветом хлорофилла. Существуют также ксантофиллы у животных: краситель яичного желтка, лютеин или мясо лосося и моллюски, кантаксантин.

Оксиды (оксиды цинка, свинца, титана, хрома и т.п.).

По цвету неорганические пигменты подразделяются на две большие группы: хроматические (все цветные неорганические пигменты) и ахроматические (серые, белые и черные пигменты). В свою очередь, хроматические пигменты делятся также на две группы: зеленые, коричневые, синие, фиолетовые и красные, оранжевые, желтые.

Это очень сложная смесь, о которой еще не известны все ее компоненты. Он устойчив к кислотам, его легко менять при нагревании, особенно в присутствии воздуха, от красного до коричневого. Они исходят из цветов большинства фруктов и цветов, а также красного вина. Они нестабильны для температурных изменений и длительного хранения. Пигменты представляют собой химические структуры, которые посредством преломления света придают цвет различным материалам. Пигменты классифицируются как неорганические и органические.

Первые имеют минеральное происхождение, а последние могут быть натуральными или синтетическими продуктами. Натуральные пигменты извлекаются из растений и животных; только в большинстве случаев они зависят от внешних условий окружающей среды для их культивирования и добычи. Несмотря на их естественное происхождение, эти источники имеют серьезные недостатки из-за их обработки и способа получения, что может стать дорогостоящим. Со своей стороны, пигменты синтетического происхождения имеют высокую урожайность и низкие издержки производства.

Основные свойства неорганических пигментов

Химические свойства неорганических пигментов

Химические свойства неорганических пигментов полностью определяются их составом. Например, карбонат свинца (или свинцовые белила) довольно легко разрушаются даже при воздействии слабой кислоты. Диоксид титана (белый) обладает исключительной устойчивостью во многих агрессивных средах. Он только разрушается в подогретой концентрированной серной кислоте. Оксид цинка (тоже белый пигмент) имеет амфотерные свойства. Синий пигмент ультрамарин в своем составе содержит сульфиды натрия, поэтому в кислотах неустойчив. Также синий пигмент железная лазурь достаточно легко разрушается при воздействии слабых щелочных растворов. В ее состав входит комплекс ферроцианида железа.

Из-за растущей волны на продовольственных рынках для продуктов с наименьшим количеством химических веществ мы ищем реализацию натуральных пигментов в качестве пропеллентов органолептических свойств в пищевых продуктах, что привело к росту интерес к использованию пигментов микробного происхождения. Этот тип пигментов, в отличие от растительного или животного происхождения, растет в среде с низкой стоимостью культуры, не зависит от климатологических условий, таких как экстракты растений; рост единиц больше, чем у животных, и методы экстракции позволяют получить высокие урожаи пигмента.

В состав большинства пигментов входит несколько элементов, т.е. они не являются химически чистыми. Исследования показывают, что почти все свойства пигментов определяются их структурными особенностями, а не химическим составом. Химический состав только определяет возможность формирования той или иной структуры.

Зачастую при производстве пигментов используются технические продукты с определенной макро- и микроструктурой, переменного состава, а не чистые химические соединения. На свойства пигментов большое влияние оказывают примеси, которые зачастую специально вводятся в состав. Примеси необходимы для того, чтоб придать пигментам некоторых специфических свойств. В качестве таких добавок могут выступать модификаторы поверхности пигмента или поверхностно-активные вещества и т.п. В качестве модификаторов могут использоваться неорганические соединения, разные полимеры, ПАВ. Например, оксиды цинка, кальция, магния, кремния, фосфаты кремния и алюминия, гидроксид алюминия, фталат титана и т.д.

Именно поэтому производство микробных пигментов является новым направлением исследований для его возможного применения в промышленном секторе. Красный, № 2, фиолетовый № 1, графит и оранжевый В были запрещены в области продуктов питания, медикаментов и косметики. Аналогичным образом желтый подсет и желтый тартразин были идентифицированы как агенты, вызывающие аллергию, астму, насморк и индукторов или усугублять симптомы гиперактивности у детей.

Многие синтетические искусственные красители, которые широко используются в производстве продуктов питания, в косметической промышленности и в фармацевтической промышленности, создают различные опасные последствия. Чтобы противодействовать последствиям синтетических красителей, во всем мире есть интерес к разработке процесса производства пигментов из природных источников. В последние годы использование натуральных пигментов в пищевых продуктах, косметических и фармацевтических процессах возросло благодаря осознанию вредного воздействия синтетических пигментов и их промышленных побочных продуктов на людей и окружающую среду.

Для того, чтоб пигменты легко диспергировались в пленкообразующих веществах, а полученная дисперсия (эмаль, краска и т.п.) была стабильной, к пигментам добавляют поверхностно-активные вещества (ПАВ).

При синтезе пигмента могут вводиться специальные добавки, которые, например, будут обеспечивать в определенной кристаллической системе его кристаллизацию.

Кристаллическое строение неорганических пигментов

Кристалличность – это самое важное свойство пигмента, ведь каждая маленькая частичка представляет собой кристалл определенной геометрической формы. Форма и характеристики кристалла определяют свойства пигмента. Анизотропия – самый характерный признак кристаллического состояния. Это различие свойств в разных направлениях. Анизотропными являются оптические, тепловые, магнитные, электрические свойства кристалла, а также прочностные и скорость его роста.

Также важными особенностями кристаллического состояния являются изоморфизм и полиморфизм. Полиморфизм – это когда одно и то же вещество может существовать в нескольких кристаллических формах. Полиморфные модификации одного же пигмента различаются физическими свойствами (плотностью, твердостью, цветом и т.д.). Обозначаются модификации кристаллов буквами греческого алфавита (α-ZnS, β-ZnS). Пигменты чаще обозначаются исторически сложившимися названиями, например сфалерит и вюртцит.

Плотность неорганических пигментов

Как и твердость, плотность неорганических пигментов определяется их кристаллической структурой. Чем плотнее прилегают друг к другу структурные единицы кристалла пигмента, тем больше плотность. Плотность различных пигментов может сильно отличаться. Свинцовый сурик – один из наиболее «тяжелых» неорганических пигментов. Его плотность около 8600 кг/м 3 . Самым «легким» считается лазурь. Ее плотность около 1850 – 1920 кг/м 3 .

Узнать плотность пигмента можно при помощи двух методов: волюмометрического и пикнометрического. Суть волюмометрического метода: при введении пигмента в закрытую систему измеряют изменение объема газа (он уменьшается). А пикнометрический метод заключается в измерении объема жидкости (уайт-спирит, керосин и т.п.), которая вытесняется из системы вводимым пигментом.

Измерение плотности неорганического пигмента необходимо для того, чтоб подсчитать массу будущего лакокрасочного покрытия. А насыпную плотность определяют для того, чтоб рассчитать, сколько пигмент занимает места (необходимо для расчетов транспортировочной тары и емкостей для хранения). Насыпная плотность показывает массу единицы объема пигмента при встряхивании или свободном насыпании. Существует еще один показатель – насыпной объем. Он показывает объем единицы массы пигмента при встряхивании или свободном насыпании. Насыпной объем и насыпная плотность зависят от дисперсности частиц и их формы. Чаще всего физическая плотность пигмента, больше чем его насыпная плотность. Вот, например, насыпная плотность свинцовых кронов 700 – 1000 кг/м 3 , а физическая плотность – 5100 – 6100 кг/м 3 .

Твердость неорганических пигментов

Твердость пигментов оказывается влияние на распределение их в дисперсионной среде (пленкообразующем веществе) и на условия мокрого и сухого измельчения. Если пигмент обладает повышенной твердостью, то вышеперечисленные операции требуют больших затрат энергии, усложняется технологический процесс. Кроме того, некоторые детали оборудования намного быстрее изнашиваются, поэтому их нужно часто менять. В некоторых случаях твердость пигмента может оказывать существенное влияние и на физико-механические свойства лакокрасочного покрытия. Например, железооксидные пигменты придают лакокрасочному покрытию абразивные свойства.

Твердость неорганических пигментов определяется плотностью упаковки составных единиц кристалла. Если они расположены близко друг к другу – твердость пигмента выше. В ряду сульфидов HgS, CdS, ZnS твердость увеличивается, т.к. уменьшается размер катиона, соответственно, увеличивается плотность упаковки кристалла. Твердость различных модификаций одного и того же вещества может очень сильно отличаться.

Оценивается твердость неорганических пигментов по шкале Мооса (десятибалльная). При этом 10 баллов у алмаза, а 1 у талька. По шкале Мооса твердость рутильного диоксида титана равна 6,5.

Форма частиц пигмента, их дисперсность и удельная поверхность

Форма частиц пигмента зависит от способа его получения и дальнейшей обработки.

Форма частиц также оказывает влияние на свойства пигмента. Атмосферостойкость, укрывистость, маслоемкость и некоторые другие показатели пигмента зависят от формы его частиц. Частица пигмента может иметь кубическую, игольчатую, сферическую, чешуйчатую, зернистую, пластинчатую. Но это не значит, что все частицы одного пигмента будут иметь строго определенную, одинаковую форму. Некоторые из них могут быть даже узловатыми (иногда при термообработке частицы пигмента могут срастаться между собой).

Самым оптимальным набором свойств обладают пигменты с чешуйчатой и игольчатой формой. Игольчатые частицы выступают в качестве армирующего компонента лакокрасочного покрытия, улучшая его механические свойства и атмосферостойкость. Чешуйчатую форму имеют частицы алюминиевой пудры. Благодаря такой форме повышается атмосферостойкость лакокрасочного покрытия (лучше, чем атмосферостойкость игольчатой формы). Дело в том, что чешуйчатые частицы пигмента всплывают в слое лакокрасочного покрытия и располагаются параллельно защищаемой поверхности. Такое расположение пигмента способствует уменьшению влаго-, пыле- и газопроницаемости покрытия, увеличению атмосферостойкости. Также увеличивается отражательная способность покрытия, т.е. окрашенное изделие меньше нагревается.

Дисперсность – очень важная характеристика, которая показывает степень раздробленности частиц. Дисперсность возрастает с уменьшением размера частиц. Порошок может быть монодисперсным или полидисперсным. Монодисперсный порошок – это когда все частицы имеют одинаковый размер, но такое встречается очень редко. Большинство пигментов полидисперсные (частицы разного размера). От показателя дисперсности пигмента напрямую зависит экономичность его применения, защитные и оптические свойства лакокрасочного покрытия. Если пигмент измельчен очень хорошо, то его называют микронизированным или микроизмельченным. Их получают путем сверхтонкого измельчения на струйных мельницах.

Существует еще одна характеристика пигментов (и других порошков) – удельная поверхность. Удельная поверхность пигментов часто выражается в м 2 /кг или м 2 /г. Величина удельной поверхности растет вместе с увеличением дисперсности порошка. Удельная поверхность оксида железа равна 11 м 2 /г, диоксида титана – 8 м 2 /г, оксида хрома – 3 м 2 /г. Если порошок имеет очень высокую дисперсность, как, например, аэросил, то его удельная поверхность может достигать 17 – 340 м 2 /г.

Оптические свойства неорганических пигментов

Одним из важнейших оптических свойств является цвет неорганического пигмента. От него зависит окрас лакокрасочного покрытия. Благодаря цвету, покрытие приобретает привлекательный внешний вид, кроме того, он может оказывать влияние и на защитные свойства. Вот, например, покрытие белого цвета будет отражать от своей поверхности весь падающий свет, и покрытие не будет нагреваться.

По цвету, все неорганические пигменты подразделяются на: хроматические и ахроматические. Хроматические – это все окрашенные, т.е. цветные пигменты. К ахроматическим относятся неокрашенные вещества, т.е. белые, черные и нейтрально серые. Важной характеристикой белых пигментов является их белизна (насколько их цвет приближается к идеально белому). Цвет ахроматических пигментов характеризируют показатели отражения или поглощения.

Цвет всех хроматических (окрашенных) пигментов можно охарактеризовать тремя показателями: яркостью, насыщенностью и цветовым тоном . Количеством отраженного света характеризируется яркость (или светлота). Чистота цвета или насыщенность – это степень приближение цвета к спектральному. Длинной волны, которая доминирует в спектре отражения пигмента, определяется цветовой тон.

Показатель преломления оказывает влияние на укрывистость (одна из важнейших технических характеристик), т.е. и на целесообразность его применения, экономичность пигмента. Данный показатель полностью зависит от кристаллического строения пигмента. Показатель преломления увеличивается с увеличением плотности упаковки структурных единиц кристалла.

Укрывистость пигмента – это его способность создавать непрозрачный слой лакокрасочного материала (такой, что обрабатываемая поверхность не видна под слоем ЛКМ). С увеличением укрывистости пигмента уменьшается расход лакокрасочного материала, а сам ЛКМ удешевляется. Выражается укрывистость массой пигмента, которая приходится на единицу укрываемой поверхности.

Укрывистость пигмента можно определить, использовав явления поглощения и отражения света. Хроматические сильно окрашенные пигменты, черные – поглощают свет, а светлые слабоокрашенные и белые, наоборот, отражают.

Показатель преломления пленкообразующих веществ около 1,4 – 1,8. Если показатель преломления пигмента больше 1,65 – то он называется кроющим . Если величина показателя преломления пигмента близка к значению пленкообразующего вещества – такой пигмент называется лессирующим (неукрывающим) . Белые пигменты лессирующие зачастую используются в качестве наполнителя. Самой большой укрывистостью среди белых пигментов обладает диоксид титана. Значение укрывистости очень сильно зависит от того, насколько пигмент раздроблен (от его дисперсности).

От поверхностного слоя лакокрасочного покрытия отражается лишь малая часть светового потока. Остальные солнечные лучи рассеиваются по всему объему ЛКП и отражается практически от каждой составляющей частички покрытия. Именно поэтому укрывистость напрямую зависит от содержания в лакокрасочном материале пигмента. Содержание пигмента можно определить с использованием величины ОКП (объемная концентрация пигмента ). ОКП – это соотношение пленкообразующего вещества и пигмента. С увеличением содержания пигмента линейно возрастает и укрывистость лакокрасочного материала (примерно на 10 – 15%). Потом возрастание укрывистости немного замедляется, проходит через максимальное значение и постепенно начинает падать. Дело в том, что при большом содержании пигмента в лакокрасочном материале, частицы пигмента сближаются, а световые потоки, которые от них отражаются, перекрываются. Поэтому важно также, чтоб частицы пигмента равномерно распределялись по всему объему лакокрасочного материала.

Существует три основных метода, при помощи которых можно определить укрывистость: инструментально-математический, визуальный и метод контрастных отношений. Инструментально-математический метод основан на теории Гуревича-Кубелки-Мунка. Данный метод проводится с использованием ЭВМ (вычислительной машины). Определяются коэффициенты отражения (яркости) покрытий, имеющих разную толщиу, на черной и белой подложке. Далее рассчитывается толщина защитного слоя и укрывистость. Для реализации визуального метода необходима черно-белая шахматная доска. Лакокрасочный материал наносится на стеклянную пластину до тех пор, пока при ее наложении на шахматную доску визуально не будут различимы белые и черные квадраты (их не будет видно). Зная точный состав лакокрасочного материала, его массу и площадь стеклянной пластины, укрывистость рассчитывается легко и быстро. Метод контрастных отношений основан на вычислении коэффициента контрастности.

Коэффициент контрастности определяется отношением коэффициента яркости лакокрасочного покрытия на черной подложке к коэффициенту яркости того же покрытия, только уже на белой подложке. Если коэффициент контрастности составляет 0,98, то поверхность считается укрытой.

Светостойкость – это способность пигмента сохранять постоянный состав и оптические свойства при воздействии на него света. Практически все пигменты под длительным воздействии света меняют некоторые свои характеристики, например, могут обесцвечиваться или менять свой оттенок.

Выцветанию (или обесцвечиванию) более подвержены пигменты органического происхождения, которые имеют склонность к фотохимическим окислительно-восстановительным реакциям. Обесцвечивание пигмента – это уменьшение насыщенности его цвета.

Изменение оттенка и потемнение - изменения, характерны для пигментов, неорганического происхождения. Чаще всего темнеют и меняют оттенок пигменты, которые содержат в своем составе такие катионы металлов, как Hg, Pb, анионы CrO 4 2- и др. Изменение цвета может быть обратимым и необратимым. Явление обратимого изменение цвета называется фототропией и характерно, например, для пигмента белого литопона . Под воздействием света пигмент темнеет, т.к. фотохимически разлагается ZnS и идет восстановление Zn 2+ до металлического цинка. В темноте равновесие данной реакции сдвинуто в обратную сторону, и пигмент светлеет.

Светостойкость пигмента определяют при искусственном освещении либо солнечном (естественном).

Коррозионная и атмосферная стойкость неорганических пигментов

Лакокрасочные материалы должны обладать высокой коррозионной и атмосферной стойкостью, т.к. нашли широкое применение в различных климатических зонах и используются для создания покрытия на самых разных объектах: машинах, всевозможном оборудовании, сооружениях и т.д. Лакокрасочные покрытия должны обладать высокой устойчивостью к воздействию солнечных лучей, влажности, повышенных и пониженных температур и т.п.

Пигмент, как и все составляющие лакокрасочного материала, должен быть термостойким и светостойким, т.к. он оказывает влияние на атмосферостойкость готового покрытия (в большинстве случаев играет основную антикоррозионную функцию).

Все пигменты по влиянию на антикоррозионные свойства лакокрасочного материала можно разделить на: нейтральные, ингибиторы и стимуляторы. Пигменты-стимуляторы при нарушении целостности лакокрасочного покрытия будут только интенсифицировать процесс коррозии , нейтральные пигменты не окажут никакого действия, а ингибиторы коррозии будут защищать поверхность.

Все коррозионные процессы подразделяются на два вида: электрохимическая и химическая коррозия.

Органические пигменты

Органические пигменты в лакокрасочной промышленности получили менее широкое распространение по сравнению с их неорганическими сородичами. Это обуславливается тем, что органические пигменты несколько уступают неорганическим по своим характеристикам. Пигменты органического происхождения отличаются очень высокой интенсивностью. Эмали и краски, на их основе, привлекают своей насыщенностью, яркостью и глубоким цветом. Но стойкость органических пигментов к коррозии, укрывистость, устойчивость к воздействию света, атмосферной коррозии оставляют желать лучшего. Кроме того, данные вещества, используемые в лакокрасочной промышленности, чувствительны к воздействию химических реагентов.

Органические пигменты могут обладать самым разным окрасом, от светлых желтых тонов до черного. Но превалирующее большинство – это зеленые, красные и синие цвета. Среди неорганических веществ очень мало тех, которые окрашивают краски и эмали в яркие цвета, или же они достаточно дорогие и малодоступны. Благодаря ярким органическим пигментам на рынке лакокрасочных материалов представлена более широкая цветовая гамма. В химическом отношении пигменты органического происхождения почти не имеют отличий от органических красителей, но большинство красителей могут растворяться во многих жидкостях. Пигменты при этом нерастворимы.

Основное свойство органического пигмента – его цвет. В отличие от красителей, они используются в виде порошков, состоящих из очень мелких частичек. И на цвет этого порошка очень большое влияние оказывает форма первичных частиц, их структура и размер, в принципе, зависимость цвета от данных свойств, как и в неорганических пигментов.

В лакокрасочной промышленности органические пигменты могут использоваться для придания цвета синтетическим эмалям, водоэмульсионным масляным составам, краскам на клеевой основе.

Иногда предпочтение отдают именно органическим веществам. Например, железооксидные красные пигменты обладают небольшими насыщенностью и яркостью и их часто заменяют органическими. Свинцовые крона (желтого цвета) известны своей токсичностью и не пригодны для производства лакокрасочных материалов для внутренней отделки помещений, поэтому их заменяют более безопасными материалами. Очень часто органические пигменты являются добавками к неорганическим. Это необходимо для повышения насыщенности и яркости красок.

По технической классификации пигменты органического происхождения разделены на две группы: пигментные лаки и сами пигменты. Пигментные лаки подразделяются на: полученные из основных, протравных и кислотных красителей.

Классифицируют вещества данного вида и по химическому строению. При этом учитывается общность хроморфных систем. Известны арилметановые, азосоединения, фталоцианиновые, антрахиноновые, полициклические, нитрозо- и нитросоединения.

В лакокрасочной промышленности широкое распространение получили: антрахиноновые, фталоцианиновые, азопигменты и пигментные лаки.

Антрахиноновые пигменты в лакокрасочной промышленности

Среди материалов данной группы самое широкое применение получил пигмент синий антрахиноновый. Он используется не только в производстве лакокрасочной продукции, но и в полиграфии и некоторых других отраслях. По прочности синий антрахиноновый пигмент схож с фталоцианином меди (органический краситель, известен также как монастраль синий). Изготавливают синий антрахиноновый пигмент путем щелочного плавления β-антрахинона с безводным ацетатом натрия и нитратом натрия.

Фталоцианиновые красящие вещества в лакокрасочной промышленности

Наиболее ярким представителем данной группы является фталоцианин меди либо пигмент фталоцианиновый голубой. Порошок не растворяется в различного рода спиртах, маслах, большинстве растворителей органического происхождения, а также воде. Свойства фталоцианина меди и окрас могут меняться в зависимости от способа его получения. Основным достоинством данного пигмента для лакокрасочных материалов является его высокая светостойкость, устойчивость к воздействию кислот и щелочей. Кроме того, фталоцианин меди способен выдерживать высокие температуры (до 500°С) без потери первоначальных свойств. При взаимодействии с хлором в определенных условиях цвет меняется, вещество стает зеленым, иногда с желтоватым оттенком.

Азопигменты в лакокрасочной промышленности

Среди всех органических пигментов, используемых в лакокрасочной промышленности, самое широкое распространение получили именно азопигменты. Это связано с большой цветовой гаммой, насыщенностью и большой яркостью. Окрас азопигментов – от зеленовато-желтого до темно фиолетового. Самые распространенные и востребованные в лакокрасочной промышленности: желтые, красные и оранжевые. Желтый светопрочный пигмент отличается очень высокими показателями светостойкости. Используется не только для производства ЛКМ, но и во многих других отраслях. Цвет азопигментов зависит от их способа получения и структурных особенностей.

Азопигмент алый ярко красного цвета. Его часто вводят в лакокрасочные материалы, используемые для наружной и внутренней отделки. Также применяется при производстве цветных карандашей, в полиграфии и др. Зачастую азопигмент алый можно найти вместе с наполнителем, который представляет собой смесь гидроксида алюминия и сернокислого бария. Среди основных свойств можно отметить высокую устойчивость к атмосферной коррозии, стойкость к воздействию щелочей и кислот.

Пигментные лаки в лакокрасочной промышленности

Пигментные лаки получают из трех видов красителей: протравных, кислотных и основных. Протравные красители растворяются в воде. В их состав входят заместители, благодаря которым образуются комплексы с металлами. Получение пигментных лаков из протравных красителей обусловлено именно их способностью к комплексообразованию.

На практике чаще всего используются соединения на основе ализарина (оксиантрахинонового красителя) – краплаки. Лаки розового, красного и коричневого цветов получаются при комплексообразовании ализарина с Ni, Al, Sn, Mn, Ca, Fe, Co. Краплаки используются для производства нитроэмалей, масляных красок, а также в полиграфии и для изготовления художественных составов. Они обладают высокой устойчивостью к воздействию химических соединений и света. Пример краплака: лак ализарина алюминиево-кальциевый, насыщенно красного цвета с синим отливом.

Органические красители

Основные понятия

Красителями называются органические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитных излучений (световую энергию) в видимой и ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и сохраняющие эту способность при нанесении на различные тела. Поглощая часть световых лучей определенной длины волны в видимой области спектра, эти соединения становятся цветными. От характера преобразования поглощенной энергии зависит специфика практического использования красителей.

Красители, преобразующие поглощенную световую энергию в тепловую и передающие ее в окружающую среду в виде тепла, используются именно как красители (в узком смысле этого слова).

Красители, преобразующие поглощенную световую энергию в энергию химического процесса превращения веществ (например, галогенидов серебра в фотоэмульсии), используются в производстве кинофотоматериалов в качестве оптических сенсибилизаторов — веществ, повышающих чувствительность фотопленки к световым лучам определенной части спектра.

Красители, преобразующие частично поглощенную световую энергию в тепловую, а частично излучающие ее в виде световых лучей иной (большей) длины волны, используются в качестве люминофоров и флуоресцентных (оптических) отбеливателей.

Термин «краситель» был введен А.Е. Порай-Кошицем в 1908 г. взамен ранее применявшихся терминов «краска» и «пигмент», которым в настоящее время придается иное, более ограниченное значение.

История красителей

Красители растительного и животного происхождения

Применение веществ, способных придавать тот или иной цвет различным предметам (тканям, одежде, посуде и пр.), было известно в самые отдаленные эпохи. Для этого использовались цветные глины, оксиды металлов, а также органические вещества, которые добывали из растений (деревья, травы, лишайники) и животных (насекомые, моллюски). Природные красители использовались несколько тысячелетий, но не более десятка из них сохранили свое значение до настоящего времени, т. к. большая часть этих красителей давала неяркие цвета, прочность окрасок была невысокой, а процесс крашения — длительным и сложным.

Наиболее прочный и яркий из природных красителей — Индиго. Само слово «индиго» происходит от «индикус», что значит индийский. В Индии и Египте краситель был известен более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют образцы тканей, найденных археологами в египетских пирамидах и при разных раскопках.

В VIII в. Индиго был завезен в Европу арабскими купцами. Этот синий краситель добывали из стеблей и листьев растений рода индигофера (Indigofera tinctoria L.), произрастающих в странах жаркого и влажного климата (Индия, Индонезия и др.). Для получения 3 кг красителя необходимо было переработать 100 кг листьев растений.

В Англии этот же краситель, но менее интенсивного цвета и худшего качества, добывали из местного растения вайды.

Наиболее распространенным и значимым красителем красного цвета был Ализарин (другое название — Марену), который добывали из корней растения марена (корни растения Rubia tinctoria, известные под названием alizari). Этот краситель использовался для крашения обмундирования во французской и английской армиях.

В XIX в. Луи Филипп одел свою пехоту в рейтузы, окрашенные Ализарином, но наиболее знамениты были английские красные плащи. Сам Ализарин имеет желтый цвет и образует красную окраску только после протравы ткани солями алюминия. Обычно для этого применялись алюминиевые квасцы. С солями других металлов Ализарин образует иные цвета, например, с солями железа — фиолетовый, с солями хрома — коричневый.

Другие красители красного цвета были животного происхождения. Алый краситель Кармин (другое название — Кошениль) добывали из высушенных тел самок червеца карминоносного (Coccus cacti) — насекомого, живущего на одном из видов мексиканского кактуса (для получения 1 кг красителя необходимо было высушить 150 тысяч насекомых). Другой краситель красного цвета Кермес извлекали из высушенных самок червеца кермессового (Coccus ilicis) — насекомого, поражающего кермесовый дуб.

Главным желтым красителем древности был Шафран, извлекаемый из цветов растения шафрана (Crocus sativus). Чтобы получить 1 кг красителя, надо было переработать свыше 40 тысяч цветков. В средние века наиболее известным желтым красителем был Резеда — краситель, получаемый из семян, стеблей и листьев растения резеда (Reseda luteola L.). Использовались и другие природные красители желтого цвета: Кверцитрон — краситель, содержащийся в экстракте коры североамериканского дуба (Guercus tinctoria nigra), Сафлор — краситель, извлекаемый из высушенных лепестков сафлора красильного (Carthamus tinctorius). В желтый цвет ткани окрашивали также экстрактом незрелых плодов крушины.

Для получения черного цвета использовали экстракт древесины кампешевого дерева (Haematoxylon campechiancum L.). Природный краситель — Кампешевый черный был известен еще в XV в., однако приобрел свою настоящую ценность лишь в 1812 г., когда французский химик Шеврель открыл его свойство образовывать с солями металлов окрашенные лаки.

Некоторые красители были дороже золота, например, Тирийский (античный) пурпур. Его добывали из особой улитки-багрянки, обитающей в Средиземном море. Сама улитка не окрашена в пурпурный цвет. Обычно ее измельчали с водой и полученным соком пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. При окислении кислородом воздуха сок багрянки и окрашивался в пурпурный цвет. Из 10 тысяч улиток удавалось получить только 1 г красителя. Название Тирийского пурпура происходит от древнего средиземноморского города Тира, в котором начиналось и развивалось производство этого красителя. Окрашенные пурпурные изделия ценились очень дорого еще в Древнем Риме.

Многие из естественных красителей растительного и животного происхождения добывались в значительных количествах, удовлетворявших потребности общества. Фактически до конца XIX в. преимущественно использовались красители, добытые из природных источников.

Первые синтетические красители

Бурное развитие текстильной промышленности в XVIII в. и переход к машинному производству текстильных изделий резко повысили спрос на дешевые красители. Становилась неотложной задача замены дорогих природных красителей дешевыми и доступными синтетическими красителями.

В XIX в. на мировом рынке было единственное синтетическое красящее вещество (пикриновая кислота), открытое Вульфом в 1771 г., и его производство составляло лишь 1 % от мирового производства красителей.

Первый синтетический краситель был получен в 1855 г. польским ученым Я. Натансоном. Работая в г. Юрьев (ныне г. Тарту), он, нагревая анилин с дихлорэтаном в запаянной трубке, получил соединение красного цвета, способное окрашивать шерсть и шелк в более красивый красный цвет, чем Кармин. В 1858 г. французский химик Верген получил то же вещество окислением технического анилина (содержащего примесь толуидинов) и назвал его Фуксином, т. к. краситель напоминал окраской цветок фуксии.

В 1856 г., полугодом позже Натансона, английский химик В. Перкин, окисляя технический анилин хромовой смесью, получил красновато-фиолетовое вещество, интенсивно окрашивающее шелк. Позднее краситель получил название Мовеина за сходство с окраской цветка мальвы. Шелк цвета мальвы пользовался большим спросом, и в короткий срок было организовано промышленное производство красителя. Так возникла новая отрасль химического производства — анилино-красочная промышленность, названная так потому, что все первые синтетические красители были получены либо из анилина, либо из его технических смесей с аналогичными продуктами.

Первые синтетические красители были получены случайно. Лишь после создания А.М. Бутлеровым в 1861 г. теории строения органических соединений — теоретического фундамента органической химии — стал возможным целенаправленный синтез красителей. Синтез Ализарина был первым направленным синтезом промышленно важного красителя. Краситель синтезировали немецкие химики Гребе и Либерманн после того, как в 1868 г. они исследовали структуру Ализарина, извлеченного из корней марены, и определили, что он является 1,2-дигидроксиантрахинином.

Истории о цветах и оттенках

Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета?).

Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.

Адского пламени - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.

Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый - темно-вишневый.

Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.

Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.

Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.

Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.

Багор - густо-красный с синеватым оттенком.

Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".

Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Берлинская лазурь - художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов. Все выглядело тускло, бледно - в общем, совсем не лазорево. С изобретением этой краски эстеты позволили себе синие стены и мебель. Другие названия этого соединения: «железная лазурь», «прусский синий», «парижская лазурь», «прусская лазурь», «гамбургская синь», «турнбулева синь», «нейблау», «милори».

Бисквитный - нежный серовато-зеленый.

Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.

Бисной - седой, серебристый.

Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый) - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, т.е. телесный цвет.

Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» именно голубой.

Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).

Бордоского вина - красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Брауншвейгская зелень - сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.

Бристольский голубой - ярко-голубой.

Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).

Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.

Буланый - серо-бежевый.

Бурнастый - то же, что бурый.

Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.

Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.

Веселая вдова - оттенок розового.

Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).

Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.

Викторианский красный - английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при

Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно-красный оттенок - любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно-зеленые обои в полоску.

Винный - желтовато-красный.

Влюбленной жабы - зеленовато-серый.

Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.

Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.

Гаити - или розовый, или ярко-синий.

Гвоздичный - серый.

Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.

Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубиной шейки - оттенок серого.

Гороховый - серый или грязно-желтый.

Гортензия - нежно-розовый.

Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.

Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".

Гуммигут - ярко-желтая краска. Делалась на основе сока растения камбоджа гута с острова Цейлон. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть «драконовой кровью».

Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)

Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький - светло-серый.

Драконьей зелени - очень темный зелёный.

Драконьей крови - см. Гуммигут.

Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.

Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый»

Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.

Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».

Жженная сиена - красивая красно-коричневая краска, без которой не может обойтись ни один художник, пишущий маслом. До прокаливания она имеет желтый оттенок и называется «сиенская земля», поскольку в чистом виде добывается близ итальянского города Сиена. Вообще, у художников есть целая палитра разных «земель»: зеленая, умбрская, кассельская, кельнская. Под этими поэтическими названиями скрываются, как правило, вполне рядовые коричневатые оттенки.

Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.

Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол - старое название благородного опала.

Жирафовый - желто-коричневый.

Жонкилевый - цвет нарцисса.

Зекрый - темный / светло-синий, сизый.

Индиго - натуральный краситель, дающий синий цвет. Мощное его использование относится к эпохе наполеоновских войн, когда Франции требовалось море синей краски для военных мундиров. В принципе во Франции на тот момент существовал другой синий краситель - вайда, но он надежд не оправдал. Сейчас синюю краску получают искусственно, но название осталось.

Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.

Испуганной мыши - нежно-серый цвет.

Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).

Какао-шуа - цвет горячего шоколада.

Камелопардовый - желтовато-коричневый.

Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").

Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.

Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.

Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.

Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.

Киноварь - художественный термин. Это ярко-красный цвет, а сама краска была известна с давних времен под римским названием «минимум». Найти ее можно было практически в любой точке земного шара, стоила она дешево, но под воздействием света чернела раз и навсегда. Вернее так: если картина, написанная киноварью, стояла в помещении, то ночью почерневшая краска опять возвращала свой красный оттенок. А если выставлялась на солнцепек, то все, прости-прощай. Многое зависело от грунта, который использовал художник. Рубенс писал на клеевом, поэтому у него сочные красные краски. Другим повезло меньше. Киноварь до сих пор производится в разных странах, особенно в Китае - стране, замеченной в особом пристрастии к красному цвету.

Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня, белой пены, образующейся при кипении воды.

Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.

Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. nacarat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, ичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» коричневый. вет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.

Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный - цвета облака.

Оброщеный - багряный.

Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".

Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского puce - "блоха"). Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке").

Ранжевый - то же, что оранжевый.

Резвая пастушка - оттенок розового.

Рвота императрицы - оттенок коричневого.

Редрый - бурый, рыжий, красноватый.

Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги - оттенок розового.

Селадон - так звали волокиту из французского любовного романа XVII века, щеголявшего в костюме с лентами серовато-голубовато-зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью «цинцы», который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели «голубоватые» сорта. Отголоски этой традиции остались во многих языках. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут «голубой» вместо «зеленый». Нашим декораторам работать с селадоном трудно: чуть ошибся, и вот уже получился не селадон, а цвет стены в советской поликлинике. Зато на правильном селадоновом фоне отлично смотрятся гобелены, светлая мебель и фарфоровая посуда с розовым рисунком.

Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".

Сомон - французское название лосося. Лососевый цвет был популярен в конце XIX века и страшно популярен в 50-е годы XX века. Впрочем, в то время с ним успешно соревновался ядреный пинк (англ. pink - розовый), введенный в моду Эльзой Скьяпарелли, вечной соперницей Шанель. XX век вообще оказался поклонником розового. Хотя в интерьере с сомоном работать очень трудно. Дэвид Хикс называл этот цвет в ряду пяти самых дисгармоничных оттенков.

Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый - ярко-красный.

Сюрприз дофина, он же "цвет детской неожиданности". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".

Танго - оранжевый с коричневым оттенком.

Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турнбулева синь - то же, что и Берлинская лазурь, но полученная другим способом. Название происходит от шотландской фирмы "Артур и Турнбуль".

Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Умбра - художественный термин. Это старая коричневая краска, известная со времен древних римлян. Добывали ее в итальянской провинции Умбрия. Краска активно используется во всех видах живописи, в жженном виде у нее красно-коричневый оттенок.

Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.

Фисташковый - грязновато-зеленый.

Французская зелень - см. Ярь-медянка.

Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж «серой розой». Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.

Фрез, фрезовый - цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.

Фуксии - насыщенный розовый.

Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.

Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.

Чермной - искрасна-рыжий.

Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб - светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.

Шанжан - цвет с переливающимися оттенками

Шарлах - ярко-красный, от названия краски.

Шартрез - жёлто-зелёный.

Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.

Элегантное семейство светло-бежевых и беловатых оттенков со сплошь французскими именами.

Шампань (цвет шампанского), крем (сливочный цвет), экрю (цвет небеленого льна) - именно этими оттенками пользуются профессионалы, если им нужно оформить помещения, где мало солнца, или ввести большое количество светлых поверхностей. Просто белила - это не выход. У производителей красок давно разработаны тончайшие градации оттенков: белый для потолка, белый для стен, белый теплый, белый холодной. Потолок кремового цвета - правильное решение, особенно если вы сделали яркие стены.

Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон - ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка - у художников носит более куртуазное название «французская зелень» (vert-de-gris). Если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено-голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь-медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI-XVII веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно достичь без всякого мышьяка. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской - чтобы было похоже на старые медные!

Стадиальное сходство искусства круга «Скорпиона», «Весов» и «Грифа» с английским декадентским эстетизмом подчеркивается еще одной любопытной общей чертой – исключительной последовательностью в выборе желтого цвета как цветовой декларации эстетических предпочтений. Особое пристрастие к оттенкам желто-оранжевой палитры непосредственно связано с саморепрезентацией декаданса и декадентского эстетизма (а десятилетие спустя – и первых авангардных течений).
В качестве цветовой декларации нового движения желтый цвет впервые был использован во Франции: в оформлении французского журнала «Декадент», издаваемого Анатолем Байу с 1886 по 1889 год, и романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884). Роман Гюисманса, ставший, по выражению Оскара Уайльда, «кораном декаданса», в богемных и художественных кругах часто именовался «желтой книгой». Именно роман «Наоборот» подразумевался под «отравляющей» желтой книгой, которую в романе «Портрет Дориана Грея» лорд Генри дает прочитать Дориану. Скандальность этих изданий намеренно подчеркивалась продуманными ассоциациями с желтыми обложками французских бульварных романов. В Англии существовал устойчивый термин «yellow-back» – желтая обложка, – подразумевающий дешевые французские книжки фривольного содержания, которые «за Ла-Маншем» возбуждали одновременно подозрение и любопытство.
Неудивительно, что символом английского декадентского эстетизма стал журнал «The Yellow Book» («Желтая книга»), оформленный в «скандальном» цвете. Дизайн журнала, издававшегося Джоном Лэйном с 1894 по 1897 год, был придуман Бердслеем, а его ярко-желтая обложка с черным силуэтом стала эмблемой десятилетия, получившего в Англии устойчивое название «желтые девяностые». «Ничего подобного “Желтой книге” никогда не появлялось прежде. Это была новизна в ее превосходной степени: новизна обнаженная и бесстыдная. Люди были и озадачены, и шокированы, и восхищены, а желтый стал цветом эпохи, символом духа времени. Он стал ассоциироваться со всем странным и эксцентричным в искусстве и в жизни, со всем, что было вызывающе современным» , – писал Холбрук Джексон, именно с этого легендарного журнала начиная свой обзор «искусства и идей» в Англии конца XIX века.
Выбор желтого цвета в качестве цветовой эмблемы новой эстетики был, конечно, не случаен. В культурном обиходе XIX века желтый оставался наиболее одиозным цветом, со времен Средневековья сохранявшим и провоцировавшим преимущественно отрицательные ассоциации. Цвет измены, греховности, скандала – такова неизменная эмоциональная окраска желтого, на протяжении веков «откладывающаяся» в культурной памяти.
«Относительно желтого цвета существовало устойчивое предубеждение», – замечает Р.М. Кирсанова. Тем не менее в первой трети XIX века в моду вошли бесчисленные оттенки желтого; пристрастие к различным оттенкам желто-оранжевой гаммы отличало и эпоху Регентства в Англии. Интерес к этому времени, характерный для английского искусства конца XIX века, привел, в числе прочего, и к возобновлению моды на палитру желтого. «Когда мы говорим “желтый”, мы подразумеваем все возможные оттенки: шафранный, оранжевый, соломенный, темно-желтый, “блондиновый”, желто-сапфировый, лимонный, и так далее», – писал об излюбленной гамме десятилетия Ричард Ле Гальен, английский поэт-декадент и эссеист, посвятивший эссе «Бум желтого» повальной моде на желтый цвет в английской культуре конца века.
В этом отношении цвет журнала Бердслея и Лейна апеллировал одновременно и к новой декадентской моде на эпоху Регентства, воспитавшую склонность к утонченным оттенкам желтого, и к скандальной репутации яркой французской «желтой обложки». «Цвет “Желтой книги” был самым точным отражением “желтых девяностых”, десятилетия, когда викторианство отступало перед вкусами времен Регентства и французскими влияниями; желтый был в равной мере “декором” знаменитого довикторианского дендизма и цветом порочных французских романов».
За пределами Англии именно Уайльда чаще всего считали законодателем моды на желтое. Критик Зинаида Венгерова в очерке, посвященном Уайльду, писала: «Его костюм, введенная им мода на желтый цвет, на подсолнечники, на все парадоксальное в манерах, суждениях и в жизни, служили постоянным предметом насмешек со стороны здравомыслящего большинства, враждебного всякому новаторству».
Текст: Екатерина Вязова