Самосвалы

Сочлененные самосвалы: больше – значит лучше? Сочлененные самосвалы Moxy

СПРАВКА:

Сочлененные - самосвалы с шарнирно-сочленённой рамой, используемые на строительных и карьерных площадках, где требуется повышенная проходимость и маневренность. Сочлененный самосвал - универсальная машина для перевозки грузов по труднопроходимой местности в суровых климатических условиях.

Сочлененный самосвал это транспорт, который широко применяется в горнодобывающей, щебеночной промышленности и строительстве. Трехосные модели (наиболее распространенные) сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Применяются также схемы двухосного исполнения (колесная формула 4х4), которые используются для машин грузоподъемностью не более 25 тонн.

Современные модели сочлененных самосвалов оснащаются выключателем межколесного дифференциала. В качестве энергетических установок применяются среднеоборотные дизельные двигатели жидкостного охлаждения с рядным и V-образным расположением цилиндров, оснащаемые в ряде случаев системами турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Применяемые двигатели обладают повышенным запасом крутящего момента (20—25%) и отвечают современным международным требованиям по экологичности выхлопных газов.

Сама концепция самосвала с шарнирно-сочлененной рамой была разработана в середине прошлого века (1955 г.) в Швеции. Данная концепция была реализована компанией Volvo в 1966 году. И сегодня шведская Volvo Construction Equipment является одним из основных производителей сочлененных самосвалов в мире. Компания уже перевалила за цифру 50 000 единиц продукции.

Современные сочлененные самосвалы обеспечивают превосходные условия для работы оператора, способствуют сохранению высокой производительности работы от начала до конца смены, а также прекрасный обзор и низкий уровень шума в кабине; надежная трехточечная передняя подвеска обеспечивает плавную и комфортную езду. Грузоподъемность самосвалов варьируется от 20 до 40—50 тонн.

В мире производством сочлененных самосвалов занимаются не производители грузовиков, выпускающие обычную самосвальную технику, а фирмы, специализирующиеся на строительной и дорожно-строительной технике. Сочленённый самосвал выпускают в мире компании — Terex , Caterpillar , Komatsu , Liebherr , Astra, Bell, CNH, Moxy. Компания Bell выпускает самосвалы для Hitachi и John Deere, самосвалы Astra продают также под брендом Case. На территории бывшего СССР данный вид продукции производится пока лишь в Белоруссии, где на ПО «БелАЗ» и «Могилевском автозаводе» были созданы три модели шарнирно-сочлененных самосвалов грузоподъемностью от 25 до 48 тонн.

НАЗНАЧЕНИЕ. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В докризисное время спрос на сочлененный самосвал неуклонно рос. Это было вызвано как увеличением добычи сырья в карьерах, так и переходом в ряде случаев на новую технологию работ. Как выяснилось, порой рентабельнее использовать вместо экскаватора, бульдозера и обычных самосвалов мощный фронтальный погрузчик и сочлененный самосвал.

По сравнению с обычными самосвалами сочлененные машины повышенной проходимости, как правило, обладают лучшим соотношением грузоподъемности и собственной массы. Для них не требуется серьезного обустройства подъездных путей, поэтому можно сэкономить. Сочлененные самосвалы из-за своих конструктивных особенностей меньше страдают от перегрузок. Они служат дольше обычных машин - 15 и более лет. Их изготавливают не производители автомобилей, а компании, выпускающие строительную технику. В конструкции некоторых самосвалов используются агрегаты и кабины от других машин: погрузчиков, колесных тракторов. Это снижает расходы на производство, удешевляет стоимость запасных частей. По сравнению со специальными карьерными самосвалами, сочлененные значительно дешевле при покупке и в эксплуатации.

Отметим, что наряду с основной функцией - перемещением грунта, сочлененные самосвалы успешно освоили другие виды работ. Выпускаются варианты для перевозки контейнеров, длинномеров, вахтовых домиков, различного оборудования. Все это доставляют в недоступные для обычных грузовиков места. Изготавливаются даже мусоровозы с кузовами большой вместимости. Они легко преодолевают препятствия на полигонах для захоронения отходов.


Конструкция сочлененных самосвалов. Их рамы выполнены из двух секций, шарнирно связанных между собой. Конструкция сочленения позволяет секциям не только складываться в горизонтальной плоскости, но и поворачиваться друг относительно друга. Это исключает сильные нагрузки на раму при переезде через большие неровности, а также позволяет постоянно сохранять контакт колес с грунтом. Заметим, что некоторые фирмы выпускают машины, передняя и задняя части которых могут складываться, но не имеют возможности отклоняться относительно горизонтальной поверхности. Естественно, проходимость от этого страдает, правда, цена уменьшается.

За счет сочленения самосвал может маневрировать в узком пространстве. У него очень малый для большой машины радиус поворота. При этом самосвал очень легок в управлении.

Большинство сочлененных самосвалов имеет грузоподъемность от 10 до 50 т. При этом больше выпускается машин грузоподъемностью до 30 т. В большинстве своем автомобили трехосные, хотя встречаются и двухосные. Производители предлагают машины колесной формулы 6х4 и 6х6. Наиболее оснащенные варианты имеют привод на все шесть колес, возможность блокировки дифференциалов всех осей плюс межосевую блокировку. В сочетании с автоматической трансмиссией, подвеской колес с большими ходами и шарнирным сочленением полурам это придает очень высокую проходимость. Кузов «плывет» над неровностями, не теряя горизонтального положения.

Двигатели применяются дизельные, как рядные, так и V-образные. Для работы в сильно запыленных условиях монтируют дополнительные фильтры поступающего в двигатель воздуха. Устанавливают также дополнительные топливные фильтры. Для использования в холодном климате монтируют предпусковые обогреватели. Обычно применяется автоматическая трансмиссия, которая облегчает труд водителя и помогает экономить топливо, выбирая оптимальный режим движения. Система управления спроектирована так, что рулевое колесо вращается почти так же легко, как и у легкового автомобиля.

Движение по пересеченной местности связано с преодолением подъемов и спусков. Поэтому самосвалы, особенно большой грузоподъемности, оснащают тормозными механизмами, охлаждаемыми маслом. Полностью закрытая конструкция предотвращает попадание в них грязи и воды. На младшие модели охлаждаемые маслом тормоза предлагают за доплату. Кроме того, машины часто оснащают гидравлическими тормозами-замедлителями (ретардерами). Кузова спроектированы таким образом, что разгрузка происходит на значительном расстоянии от задних колес. При этом кузов поднимается почти вертикально. Обычно грунт сваливают под откос или в бункер, что избавляет от необходимости использовать дополнительную технику для подчистки площадки.

TEREX - сочлененный самосвал

Шарнирно-сочлененные самосвалы TEREX отвечают абсолютно всем требованиям, предъявляемым к подобной технике условиями российских открытых разработок. В нашей стране безотказность этой техники известна любому человеку, имеющему отношение к разработке карьеров. Шарнирно сочлененные самосвалы TEREX отличаются повышенной проходимостью, маневренностью и надежностью. Сочлененные самосвалы TEREX способны работать даже в экстремальных условиях северных районов России. Грузоподъемность сочлененных самосвалов, производимых TEREX, разнообразна и колеблется от 25 тонн у TA250 до почти 40 тонн у TA400, позволяя каждому предприятию подобрать наиболее подходящую технику. Забота о клиентах, оперативное техническое обслуживание и своевременная поставка фирменных запчастей делает сочлененные самосвалы TEREX особенно выгодным предложением.

Шарнирно-сочлененные самосвалы TEREX — безотказная техника, характеризующаяся не только надежностью и большой производительностью, но и обеспечиваемым оператору высоким уровнем комфорта.

Сочлененные самосвалы TEREX TA250, TA300 и TA400 - лидеры в своем классе - предназначены для работы на пересеченной местности и способны пройти там, где останавливаются все остальные. Эти модели востребованы в самых разных местах - от песчаных и гравийных карьеров до подземных угольных шахт и строек, магистральных дорог. Сочлененный самосвал TEREX обладают высокой производительностью и низкой себестоимостью работы.

Terex TA250

Основные характеристики:

  • Макс. рабочий вес, кг.: 22 205 кг.

  • Грузоподъемность, кг.: 25 000 кг

  • Объем кузова, м3.: 15.5 м.куб.

  • Мощность двигателя, кВт/л.с: 232/311
Terex TA300

Основные характеристики:

  • Макс. рабочий вес, кг.: 22 485 кг.

  • Грузоподъемность, кг.: 28 000 кг

  • Объем кузова, м3.: 17.5 м.куб.

  • Мощность двигателя, кВт/л.с: 276/370
Terex TA400

Основные характеристики:

  • Макс. рабочий вес, кг.: 30 820 кг.

  • Грузоподъемность, кг.: 38 000 кг

  • Объем кузова, м3.: 23.3 м.куб.

  • Мощность двигателя, кВт/л.с: 331/444

HYDREMA - сочлененные самосвалы

Немецко-датская компания Hydrema выпускает землеройную технику уже более 50 лет. Компания предлагает широкий спектр землеройной техники - экскаваторы погрузчики, колесные экскаваторы, шарнирно-сочлененные самосвалы.

HYDREMA предлагает трехосный самосвал грузоподъемностью 20 тонн (модель 922D) и двухосный самосвал грузоподъемностью 10 тонн (модель 912D). Шарнирно-сочлененные самосвалы Hydrema выделяются своими выдающимися внедорожными ходовыми качествами даже среди остальных шарнирно-сочлененных самосвалов. Hydrema работает там, где сдаются остальные. Кроме того, инженеры Hydrema на модель 922D поставили тандемный задний мост, что увеличивает проходимость самосвала и снижает стоимость обслуживания. Что касается модели 912D, то она просто незаменима при строительных работах нулевого цикла, отсыпке железнодорожных насыпей и т.д. за счет все тех же выдающихся ходовых качеств, а также кузовом с системой MultiTip, которая позволяет осуществять разгрузку кузова в секторе 180 градусов.

Стоит также отметить, что самосвалы Hydrema (922D и 912D) габаритные - единственные в своем классе, что позволяет им передвигаться по дорогам общего пользования без оформления разрешений. Эта особенность делает сочлененные самосвалы Hydrema наиболее предпочтительными при строительстве дорог.

Обе модели также оборудованы гидравлическими стабилизаторами в сочленении, что позволяет более ровно распределять нагрузку на колеса, что серьезно повышает устойчивость машины. Также самосвалы оборудованы маслопогруженными дисковыми тормозами, газогидравлической электронно управляемой подвеской, автоматическим кондиционером, кабиной на четырехточечной пневмоподвеске - всем, что необходимо для удобства оператора и максимальной производительности самосвала.




HYDREMA 912D

Основные характеристики:

  • Макс. рабочий вес, кг.: 7 060 кг.

  • Грузоподъемность, кг.: 10 000 кг

  • Объем кузова, м3.: 5.6 м.куб.

  • Мощность двигателя, кВт/л.с: 96/131



HYDREMA 922D

Основные характеристики:

  • Макс. рабочий вес, кг.: 15 800 кг.

  • Грузоподъемность, кг.: 20 000 кг

  • Объем кузова, м3.: 12 м.куб.

  • Мощность двигателя, кВт/л.с: 201/274

LIEBHERR - сочлененные самосвалы

Многоотраслевой германский концерн Liebherr (узнаваемый широким массам россиян по высококачественным и надежным бытовым холодильникам) выпускает лишь один 30-тонный TA230 который стал первой моделью в линейке, которая будет включать машины грузоподъемностью от 30 до 50 тонн. Liebherr TA230 имеет габаритные размеры машины грузоподъемностью 25 тонн, с шириной 3 м. Но несмотря на это, модель оборудована самым большим в своем классе кузовом, объем которого составляет 19,0 м3.

Трехосный самосвал имеет привод 6 x 6. Машина оснащается тормозом мокрого сцепления с охлаждением маслом, автоматической трансмиссией, преобразователем крутящего момента и 10,5-литровым двигателем мощностью 270 кВт. Максимальная скорость самосвала составляет 57 км/ч, скорость движения задним ходом, ввиду установки электронного ограничителя, не превышает 16 км/ч.

Просторная кабина TA230 с большими окнами обеспечивает прекрасный круговой обзор. Вся необходимая оператору информация (температура, скорость, количество операций, продолжительность работы) выводится на дисплей с сенсорным экраном.

Следующей моделью в линейке шарнирно-сочлененных самосвалов Liebherr, согласно данным компании, станет машина грузоподъемностью 40 тонн.

CATERPILLAR - сочлененные самосвалы

Фирма CATERPILLAR является крупнейшим мировым производителем горно-транспортной техники. На её заводах изготавливается полная гамма выемочно-погрузочного оборудования для горнодобывающих предприятий — от погрузчиков до тяжёлых гидравлических экскаваторов. Последнее обстоятельство ставит фирму вместе с компаниями OK и KOMATSU в привилегированное положение относительно остальных конкурентов. К серийному производству сочленённых самосвалов фирма CATERPILLAR приступила с 1985 г. За прошедший период фирмой продано около 6 тыс. таких машин по всему миру. По оценкам специалистов фирмы CATERPILLAR помимо европейского перспективным рынком для сочленённых самосвалов представляется Северная Америка. Увеличить объёмы мировых продаж фирма планирует благодаря машинам новой серии "Е" за счёт привлечения покупателей, ранее использовавших другие виды транспорта и машины других фирм.

Компания Caterpillar представляет широкий выбор самосвалов с шарнирно-сочлененными рамами, включая самосвалы с эжекторной разгрузкой. Машина обеспечивает безопасность при работе, а также демонстрирует максимально-удобную кабину оператора. Всесторонние поручни, система рулевого управления обеспечивают безопасность и превосходную обзорность.

Машины не подведут ваш бизнес в любой ситуации за счет своей долговечности и надежности. Дилерские службы проводят полную техническую поддержку клиентов.

Эти долговечные и максимально приспособленные для различных работ машины помогут вам повысить производительность труда и оправдают затраты на их приобретение.

Корпорация Caterpillar выпускает четыре базовых модели с колесной формулой 6х6 — 725, 730, 735 и 740 грузоподъемностью 23,6; 28,1; 32,7 и 39,5 т, а также две модификации с принудительной разгрузкой 730 Ejector и 740 Ejector. На самосвалы установлены 6-ти цилиндровые рядные двигатели с технологией ACERT — С11 объемом 11,2 л мощностью 303 и 320 л. с. на модели 725 и 730; С15 объемом 15,2 л мощностью 387 и 439 л. с. на модели 735 и 740. Специально для самосвалов корпорацией разработаны автоматические 6-ти и 7-и диапазонные коробки передач и мосты. Предусмотрены блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.

CAT 725

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 304 л.с.

  • Номинальная грузоподъемность: 23 600 кг

  • Вместимость кузова (по SAE 2:1) м3: 14,3 куб.м

  • Общая масса с грузом: 45 850 кг
CAT 730

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 321 л.с.


CAT 730 Ejector

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 325 л.с.

  • Номинальная грузоподъемность: 28 100 кг

  • Вместимость кузова (по SAE 2:1) м3: 16,9 куб.м

  • Общая масса с грузом: 50 970 кг
CAT 735

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 435 л.с.


  • Общая масса с грузом: 64 091 кг
CAT 735B

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 442 л.с.

  • Номинальная грузоподъемность: 32 700 кг

  • Вместимость кузова (по SAE 2:1) м3: 19,7 куб.м

  • Общая масса с грузом: 64 906 кг
CAT 740

Основные характеристики:


  • Вместимость кузова (по SAE 2:1) м3: 24,5 куб.м

  • Общая масса с грузом: 72 600 кг
CAT 740 Ejector

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 469 л.с.


  • Общая масса с грузом: 73 610 кг
CAT 740B

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 477 л.с.

  • Номинальная грузоподъемность: 39 500 кг

  • Вместимость кузова (по SAE 2:1) м3: 24 куб.м

  • Общая масса с грузом: 73 709 кг
CAT 740B EJ

Основные характеристики:

  • Макс. полезная мощность двигателя (л.с.): 484 л.с.

  • Номинальная грузоподъемность: 38 000 кг

  • Вместимость кузова (по SAE 2:1) м3: 23,1 куб.м

  • Общая масса с грузом: 74 628 кг

KOMATSU - сочлененные самосвалы

Корпорация Komatsu сдержанна, когда речь идет о новой технике и России. Перед тем, как предложить что-то новенькое, проводят длительную работу по адаптации и испытаниям, особенно если речь идет о северных поставках. Поэтому в официальном предложении Komatsu фигурирует всего одна модель самосвала — HM300-1 грузоподъемностью 27,3 т. Он оснащен 6-цилиндровым рядным двигателем Komatsu объемом 11 л, мощностью 324 л. с. Трансмиссия включает в себя блокируемый гидротрансформатор и АКП с электронным управлением. Межосевой дифференциал выполнен в блоке с КП и снабжен блокировочной муфтой. Блокировки межосевого и межколесных дифференциалов могут включаться и выключаться на ходу.

На европейский рынок корпорация поставляет самосвалы второго поколения. Линейка включает три модели — НМ300-2, НМ350-2 и НМ400-2 г рузоподъемностью 27; 32,3 и 36,5 т соответственно. Что примечательно, двигатели этих самосвалов отвечают нормам Stage 3A/Tier 3.

Komatsu применяет гидропневматическую подвеску. На переднем мосту использована подвеска типа De Dion, обеспечивающая более плавное преодоление препятствий и комфортное вождение. На задней колесной тележке применена комбинированная подвеска - у заднего моста гидропневматическая подвеска и резиновые упругие элементы на среднем проходном мосту.

Komatsu - бульдозеры, экскаваторы, карьерные самосвалы которой получили признание среди нефтяников, газовиков и строителей Сибири и Севера, сравнительно недавно приступила к формированию северных спецификаций для сочлененных самосвалов. В этом направлении есть успешные наработки. Система подогрева кузова признана самой эффективной, ее копируют другие фирмы.

Komatsu HM300-1

Основные характеристики:

  • Эксплуатационная масса, кг: 50 900 кг

  • Мощность двигателя: 250 кВт. / 335 л.с.

  • Вместимость с "шапкой": 16,6 куб. м
Komatsu HM350-1

Основные характеристики:

  • Эксплуатационная масса, кг: 60 925 кг

  • Мощность двигателя: 298 кВт / 399 л.с.

  • Вместимость с "шапкой": 19,8 куб. м
Komatsu HM400-1

Основные характеристики:

  • Эксплуатационная масса, кг: 66 875 кг

  • Мощность двигателя: 331 кВт / 444 л.с.

  • Вместимость с "шапкой": 22,3 куб. м

VOLVO CE - сочлененные самосвалы

Volvo CE фактически создала в России рынок сочлененных самосвалов. Однако на подготовленный ею плацдарм устремились конкурирующие фирмы, и доля Volvo стала сокращаться. Если в 2005г. шведам принадлежало 80% рынка, то в 2006 г. уже 64, в 2007 г. — 51% и так далее. Не ко времени случившийся кризис также сократил поставки. В 2008г. Volvo продала в России 146 самосвалов, а в катастрофическом 2009 г. — 51, что в кризисных условиях нельзя считать полным провалом.

Volvo предлагает российским пользователям четыре базовых модели — А25Е 6х6, А30Е, А35Е и А40Е грузоподъемностью 24, 28, 33,5 и 39 т. В полную линейку входят еще модели А25Е 4х4, А35E FS и F40E FS грузоподъемностью 19,5; 28,5 и 30,6 т. Volvo устанавливает на самосвалы собственные 6-цилиндровые рядные двигатели с электронным управлением впрыском, турбонаддувом, промежуточным охладителем и технологией сгорания V-ACT. На модели А25Е и А30Е устанавливают двигатель D9 объемом 9,4 л и мощностью 303 и 341 л. с. Самосвалы А35Е и А40Е комплектуют 12 и 16-литровыми двигателями D12D и D16D мощностью 420 и 471 л. с. соответственно. От двигателя крутящий момент поступает на планетарную АКП Volvo PowerTronic, далее через карданные передачи на раздаточную коробку, а от нее на мосты. К особенностям самосвалов Volvo также относятся мосты собственной разработки с разгруженными полуосями, планетарными бортовыми редукторами и кулачковыми муфтами блокировки дифференциала. Средний мост выполнен проходным, передний мост — отключаемым.

Отличие модели А25Е 4х4 от двухосных конкурентов состоит в маневренности. С помощью оригинального поворотного устройства (устанавливают по заказу), включающего в себя два подъемных колеса малого размера перед задним мостом, самосвал развернется в тоннеле шириной 9,5 м. Поворот, точнее занос задней рамы выполняется усилием привода рулевого управления. Маневр выполняют на порожнем самосвале.

Для кузовов Volvo предлагает несколько вариантов дополнительного оборудования - задние борта различного исполнения, надстройку для перевозки легких материалов, систему обогрева отработавшими газами, передний противопросыпной щиток. Шарнирно-сочлененное шасси также служит базой для цистерн, трубо- и лесовозов, «мультилифтов» и других надстроек.

Самосвалы Volvo больше распространены в странах с умеренным климатом. Северные спецификации пока в стадии разработки.

Volvo A25E

Основные характеристики:

Volvo A30E

Основные характеристики:

  • Максимальная мощность: 252 kW (343 hp)

  • Масса порожней машины, т.: 23 060 kg

  • Полная масса: 51 060 kg
Volvo A35E

Основные характеристики:

  • Максимальная мощность: 313 kW (426 hp)

  • Масса порожней машины, т.: 28 100 kg

  • Полная масса: 61 600 kg
Volvo A40E

Основные характеристики:

  • Максимальная мощность: 350 kW (476 hp)

  • Масса порожней машины, т.: 30 200 kg

  • Полная масса: 69 200 kg
Volvo A25F

Основные характеристики:

  • Максимальная мощность: 235 kW (315 hp)

  • Грузоподъемность, кг: 24 000 kg

  • Масса порожней машины, т.: 21 900 kg

  • Полная масса: 45 900 kg
Volvo A30F

Основные характеристики:

  • Максимальная мощность: 266 kW (357 hp)

  • Грузоподъемность, кг: 28 000 kg

  • Масса порожней машины, т.: 23 200 kg

  • Полная масса: 51 200 kg
Volvo A35F

Основные характеристики:


  • Грузоподъемность, кг: 33 500 kg

  • Масса порожней машины, т.: 29 100 kg

  • Полная масса: 62 600 kg
Volvo A40F

Основные характеристики:

  • Максимальная мощность: 350 kW (469 hp)

  • Грузоподъемность, кг: 39 000 kg

  • Масса порожней машины, т.: 30 800 kg

  • Полная масса: 69 800 kg

БелАЗ - сочлененные самосвалы

На постсоветском пространстве производством сочлененных самосвалов занимается белорусское производственное объединение БелАЗ, выпускающее трехосную модель БелАЗ-7528 и модификацию БелАЗ-75281 грузоподъемностью 36 т. Машина скомпонована по ставшей классической для сочлененных самосвалов схеме с колесной формулой 6х6. На нее установлены двигатель MTU S-60 мощностью 550 л. с., гидромеханическая КП с 5 передачами вперед и 2 назад, пневмогидравлическая подвеска, грузовая платформа вместимостью 16,3 м3, «с шапкой» — 22 м3. Эксплуатационная масса самосвала — 42 380 кг, полная масса — 78 380 кг, скорость — до 55 км/ч.

БелАЗ-7528

Основные характеристики:

  • Грузоподъемность: 36 000 кг.

  • Вместимость кузова: 22 куб. м

  • Полная масса: 78 380 кг
БелАЗ-75281

Основные характеристики:

  • Грузоподъемность: 36 000 кг.

  • Вместимость кузова: 22 куб. м

  • Мощность двигателя: 404 kW / 550 л.с.

  • Полная масса: 78 380 кг

Область применения сочлененных самосвалов узка, но порой без них не обойтись. Сегодня на российском рынке представлены практически все производители самосвалов из США, Западной Европы, Японии, Белоруссии. Российское машиностроение в отношении сочлененных самосвалов отстало, судя по всему, навсегда.

Шарнирно-сочлененные самосвалы, или, как у нас их еще называют, землевозы, оказываются практически незаменимыми в условиях, когда необходимо перемещать значительные объемы инертных или иных материалов, но подъезды к месту погрузки проходят по слабым грунтам — заболоченным или песчаным. Пустить по таким путям обычные дорожные самосвалы, значит утопить их в первом же заезде, а укреплять для них дорогу — занятие дорогое и неблагодарное. Сочлененные самосвалы нашли применение в крупных строительных проектах. На Севере самосвалы неплохо показали себя на строительстве газопроводов. Для рекультивации Люблинских полей фильтрации в Москве были закуплены 20 самосвалов Volvo, которые и обеспечили выполнение проекта. За несколько лет из Люблино вывезли 10 млн.м3 иловых осадков, на некоторых уча

Основное отличие шарнирно-сочленённых самосвалов от «классики» – это наличие в их конструкции шарнирно-сочленённой рамы, позволяющей совершать изломы в горизонтальной и в диагональной плоскостях. Эта важная особенность, в совокупности с широкими внедорожными шинами и огромной грузоподъемностью (20-50 тонн), делает шарнирно-сочленённые самосвалы исключительно проходимыми и выносливыми транспортными средствами.

Обычный (жесткорамный) дорожный самосвал – это грузовой саморазгружающийся автомобиль , прицеп или полуприцеп с кузовом


BELL

Еще один безусловный лидер отрасли ШШС – южноафриканская машиностроительная компания BELL , поставляющая на российский рынок в секторе «Шарнирно-сочлененные самосвалы» следующую продукцию:

Модельный ряд шарнирно-сочленённых самосвалов BELL

Модель Мощность, кВт Объем кузова SAE 2:1, м3
B18E 18 160 11
B20E 18 160 11
B25E 24 205 15
B30E 28 240 17,5
B35D 32,5 290 20,5
B40D 37 335 23
B45D 41 380 25,5
B50D 45,4 380 28
B60D 54,5 420 33,5

При выборе той или иной модели покупатель обращает внимание на такие параметры, как плечо (дистанция от места погрузки до места выгрузки), объем материала, который необходимо переместить, ограничения по срокам работ и другие экономические параметры.

Производители уверяют, что вес самосвалов BELL, за счет уникальных конструкторских решений, значительно ниже, чем у ШСС конкурентов, что существенно снижает расход топлива. Также снижается давление на грунт и, как следствие, повышаются внедорожные качества самосвала.


К достоинствам ШСС BELL производитель относит:

Уникальную систему Fleetm @ tic (входит в стандартную комплектацию), которая позволяет осуществлять контроль транспортных средств в режиме реального времени, где бы не находился самосвал. Это обеспечивает получение точных и актуальных сведений о работе, производительности и диагностике машины;

Конструкторские решения, позволяющие максимально увеличить продолжительность работы самосвалов без поломок и исключить издержки клиента, связанные с простоем машин;

Простоту эксплуатации: большое внимание BELL уделяет лёгкости управления самосвалом и комфорту оператора. Кабина и органы управления машиной спроектированы таким образом, чтобы оператору не требовалось специальное обучение управлению, все было интуитивно понятно и удобно для работы;

Безопасность для оператора и для машины – еще одна из приоритетных задач компании BELL. Защищенные кабины с хорошей звукоизоляцией, системы, позволяющие защитить автомобиль от опрокидывания, камера заднего вида и система бортовых весов в стандартной комплектации позволяют BELL обеспечивать безопасность оператора и машины на высоком уровне.

Новинка компании - шарнирно-сочленённый самосвал B60D 4х4, не имеющий пока аналогов не только в России, но и в мире. Впервые он был показан на выставке «Bauma 2013» в Африке. Еще один интересный самосвал - B50D Ejector – машина со специальным способом разгрузки кузова, позволяющим разгружаться на насыпях и склонах, а так же позволяющим равномерно выгружать груз в процессе движения по дороге. Отдельно стоит упомянуть топливозаправщик, созданный на базе узкого шарнирно-сочленённого самосвала B25DN, имеющий бочку на 20 м³ и высокую проходимость, который был разработан специалистами компании BELL совместно с Уральским заводом спецтехники. И еще одна новинка - уникальный тягач, созданный на базе ШСС B35D. Обе машины были впервые показаны на выставке «Сургут. Нефть и Газ - 2013».

Прямой сервис и послепродажное обслуживание для своих покупателей обеспечивает российское представительство «BELLEquipment» - «BELLEquipmentRussland», как собственными силами, так и силами отлаженной дилерской сети. Компания имеет склады запчастей и сервисные бригады на всей территории России, предоставляя качественный и оперативный сервис в любой точке РФ и СНГ.

BELL постоянно проводит различные мероприятия, направленные на повышение продаж и лояльности. Так, до конца 2013 года проводится акция по продаже 3-х самосвалов B50D по сниженным тарифам на лизинг (от 1,8%, аванс от 15%).



John Deere

Производитель John Deere в сегменте шарнирно-сочлененных самосвалов предлагает российским покупателям две модели: 370E (грузоподъемностью более 33,6 тонн) и 410Е (грузоподъемностью более 37,2 тонн). Модели были выведены на рынок в ответ на растущие потребности строительных компаний в машинах, обеспечивающих высокую производительность, надежность, а также удобство в обслуживании и ремонте.

Самосвалы John Deere выделяются не только производительностью, но и высокой маневренностью при работе на различных рельефах, а также исключительной надежностью и прочностью конструкции. Обе модели характеризуются отличной грузоподъемностью, а 370E по этому показателю является лучшим в своем классе. Конструкция кузова предусматривает его полное опорожнение при разгрузке, значительно повышая эффективность расхода топлива; уникальная система бортового взвешивания позволяет точно отслеживать фактическую производительность машины. Система выводит на монитор оператора данные по загрузке и разгрузке самосвала, а также производит расчет остатка материала.

Данная система впервые входит в стандартную комплектацию машин этого класса. Самосвалы John Deere также оснащены системой удержания на склоне (при остановке машины рабочие тормоза срабатывают и остаются активными до момента нажатия педали газа) и системой пневмоподвески, которая учитывает состояние рабочей площадки, обеспечивая плавность движения и поддерживая более ровное движение кабины. Эта система также входит и в стандартную комплектацию самосвалов.

Мосты, стояночный тормоз, шарнирные сочленения, кузова и шасси самосвалов JohnDeere отличаются повышенной прочностью. Все процедуры ежедневного обслуживания самосвалов выполняются с уровня земли, существенно сокращая время на осмотр машины и увеличивая периоды полезной работы техники.



Шарнирно-сочлененные самосвалы John Deere оснащены 6-ти цилиндровыми двигателями PowerTech экологического стандарта TierII мощностью 422 л.с. для модели 370E и 442 л.с. - для 410E, трансмиссией с 8 скоростями переднего и 4 скоростями заднего хода, а также мощной гидравлической системой. Максимальная емкость кузова модели 370E составляет 21,4 куб. м, а модели 410E – 23,7куб. м. Обе модели машин обладают максимальным углом въезда – 24 и 26 градусов соответственно, что положительно отражается на маневренности ШСС.

Стандартная гарантия на самосвалы John Deere составляет 1 год без ограничения наработки моточасов, однако у владельцев техники John Deere есть возможность в любой момент в течение срока действия стандартной гарантии оформить расширенное гарантийное обслуживание, за пределами основного периода. Владельцы самосвалов JohnDeere могут выбрать из нескольких вариантов покрытия по гарантии: двигатель, силовую трансмиссию, силовую трансмиссию и гидравлику, а также полное покрытие машины. Программа расширенной гарантии позволяет минимизировать возможные риски и затраты при возникновении гарантийной ситуации, а также обеспечивает более высокую стоимость машины при ее последующей продаже или сдаче в счет приобретения нового оборудования.


Doosan

В 2008 году корейская компания Doosan приобрела небольшую норвежскую компанию Moxy, которая выпускала сочленённое строительное оборудование. На базе имеющихся разработок корейские инженеры внедрили современные инновационные решения, которые помогли создать новые модели сочлененных самосвалов. Новое поколение высокопроизводительных агрегатов сегодня выпускается под именем Doosan и имеет оснащение более мощными дизельными двигателями. Сегодня компания Doosan подготовила к серийному производству новые модели ШСС, которые имеют грузоподъёмность 23,5 и 30,5 тонн.

Самосвал-тяжеловоз модели DA30 комплектуется пятицилиндровым двигателем марки Scania DC9 с вырабатываемой мощностью 276 кВт, что обеспечивает прирост мощности на 8%, в сравнении с предыдущей моделью самосвалов этой же компании. Модель DA40 имеет более «тяжелые» параметры, за счет шестицилиндрового дизельного двигателя серии Scania, с производительностью 368 кВт.

КПП обеспечивает максимальную передачу мощности на все колесные пары, повышает показатели тяги, сохраняет и оптимизирует экономичный расход горючего у данных ШСС.

Рычаг для подъема кузова удобно расположен, что дает возможность оператору техники производить управление подъемом платформы и завершать разгрузку легким движением руки без каких либо усилий. Шарнирная конструкция, являясь частью конструкции платформы самосвала, обеспечивает равномерное, без рывков опускание кузова в исходное положение.

Хорошие эксплуатационные показатели самосвалов Doosan ADT обусловлены использованием постоянного привода на все шесть колес, а так же - шарнирного заднего привода. К достоинствам конструкции относятся и удачное переднее размещение поворотного кольца, применение независимой подвески на передних колесах, наклонная конструкция задней платформы, а также распределение давления веса на колесные оси.

Производители ШСС Doosan достигли в своих разработках снижения расхода горючего за счет немедленного включения блокировочной муфты, устраняя при этом возможность произвольного проскальзывания и потери эффективной мощности двигателя.

Конструктивные особенности в сочленении самосвала компании Doosan обеспечивают высокие рабочие показатели и уверенное сцепление с поверхностью мягкого грунта или неровного рельефа местности.


Компания «Комацу СНГ» продолжает поставлять в Россию шарнирно-сочлененные самосвалы HM 400-1 и HM 350-1 для работы при внешней температуре до -40ºС. Как показала практика, эта техника должна быть обязательно оборудована электротенами на 220 вольт для поддержания заданной температуры масла в компонентах машины при остановленном двигателе, особенно в ночное время суток, при эксплуатации самосвалов в одну смену.

Так же возможны к поставке в РФ более легкие по грузоподъемности машины моделей HM 250-1 и HM 300-1 . Для нефтяников, при отсыпке песка на краю границы дорог, там, где топь и вода, потребуется именно такой класс шарнирно-сочлененных самосвалов, поскольку они меньше проваливаются и вязнут в неустойчивых грунтах. Задача легкого класса самосвалов в таких условиях работы, - как можно дальше разгрузить песок от твердого края (дороги), въехав задним колесом на бездорожье (мягкий грунт). Эту же работу сложно проделать более крупным машинам из-за их габаритных размеров, веса, радиуса разворота.

При покупке ШСС Komatsu выбор клиентов обусловлен высокой надежностью двигателей, высокой производительностью и проходимостью машин.

Техника Komatsu работает в тяжелых условиях при больших нагрузках, а зачастую и перегрузках. Такая выносливость достигается благодаря фирменным двигателям Komatsu. За длительное время применения шарнирно-сочлененных самосвалов в России их сервисное обслуживание и эксплуатация в тяжелых условиях бездорожья Сибири (где они наиболее востребованы) были хорошо изучены производителем для возможности продуктивной работы и оказания сервисного сопровождения.

Высокопроизводительные двигатели, установленные на ШСС Komatsu, имеют быстрое ускорение и обеспечивают более высокие скорости передвижения, при самой большой мощности на тонну в своем классе. Благодаря использованию передовых технологий, таких, как система подачи топлива из рампы высокого давления (CRI), последовательный воздушный охладитель и эффективный турбонагнетатель, двигатель соответствует требованиям EPA, Tier II Северной Америки по ограничению уровня выбросов в атмосферу. Высокий крутящий момент при низкой скорости, впечатляющее ускорение и сравнительно низкое потребление топлива обеспечивают максимальные эксплуатационные характеристики всем моделям Komatsu.

Технические характеристики машин Komatsu , поставляемых на рынок РФ:

ВЕвропе и в Америке уже несколько лет успешно работает модель новой серии KomatsuHM400-3. Это - самое последнее поколение, отвечающее стандартам Tier-3 и Tier-4. Но в Россию эта серия пока не поставляется.

В качестве бонуса покупателямKomatsu все модели ШСС комплектуются резиновыми шинами ведущих производителей.


«РМ-Терекс» на рынок РФ в секторе «шарнирно-сочлененные самосвалы» поставляет следующие модели:

Самыми главными свойствами своих машин производитель считает их высокое качество и экономичность. Опыт заказчиков доказал, что ШСС Terex сравнительно недороги в эксплуатации, хорошо подготовлены к работе в экстремальных условиях и неприхотливы к качеству топлива.

ШСС Terex оснащены автоматической коробкой передач с диапазоном синхронизации, ограничивающим неравномерную работу передачи, что снижает напряжение карданного вала, дает оптимальные результаты по характеристикам, долговечности коробки передач и экономичности.

Управление коробкой передач постоянно отслеживает наиболее важные характеристики в процессе включения сцепления и постоянно выполняет регулировки для улучшения последующих переключений передач. Такая конструкция обеспечивает плавное и точное переключение передачи, оптимизирует соотношение нагрузка/скорость и расход топлива. Для регулировки качества переключения передачи не требуется обращаться в сервисную службу и задействовать водителя.

Управление коробкой передач автоматически выполняет регулировки для дальнейшего перехода на повышающую передачу (в зависимости от состояния грунта). Эта автоматическая функция уменьшает для водителя необходимость каких-либо действий, поддерживает заданный уровень скорости, обеспечивает более плавное переключение передач в любых условиях, уменьшает «рывки» при переключении передачи, оптимизирует эксплуатационные характеристики и расход топлива.

Шестиступенчатый замедлитель выходной мощности позволяет производить безопасное торможение при любой работе, безопасное замедление с ограничением нагрузки на рабочую тормозную систему.

Коробка передач оснащена встроенной системой «прогнозирования», которая позволяет водителю отслеживать уровень масла в коробке передач, срок службы масла до его замены, срок службы фильтров, состояние коробки передач, а также отображать коды неисправностей. Система позволяет проводить профилактический / плановый техосмотр, с возможным сокращением времени нахождения на обслуживании.

Двухступенчатая пропорциональная раздаточная коробка дает водителю возможность настраивать машину под требования, предъявляемые высокими скоростями или условиями повышенной проходимости, приспосабливает работу машины под особые условия эксплуатации.

У ШСС Terex имеются отключаемые и включаемые на ходу блокировки межосевого дифференциала, как в раздаточной коробке, так и в центральной оси. Воздушный фильтр двигателя имеет 3 ступени – с предварительной, первичной и вторичной очистками, так же, как и в стандартной системе. 3-х ступенчатая система исключает необходимость дополнительного предварительного фильтра в условиях высокой загрязненности.

Топливный фильтр первичной очистки, оснащенный предварительным подогревом, улучшает запуск двигателя.

Важным отличительным признаком являются многодисковые тормоза для всех 6-ти колес с принудительным охлаждением. У некоторых конкурентов возможность торможения имеется только на передних и центральных осях. Конфигурация торможения и замедления Terex обеспечивает повышенный срок службы тормозов, управляемое и безопасное замедление и снижает затраты на техобслуживание при любых условиях эксплуатации.

Двухступенчатый тормоз-замедлитель двигателя обеспечивает безопасное движение автомобиля с грузом по наклонной поверхности без использования рабочих тормозов.

Бесперебойной работе способствует полностью независимая передняя подвеска. Задняя подвеска балки тележки позволяет колесам вращаться независимо, компенсируя колебания при движении. При этом система не нуждается в частом техническом обслуживании.

Также шарнирно-сочленённые самосвалы выпускают компании - Astra, Case, Hydrema, JCB, БелАЗ, МоАЗ и BALTIETS («ЗСМ-БАЛТИЕЦ»).

Array ( => Array ( => Array ([#markup] =>

Сочлененные (шарнирно-сочлененные) самосвалы Doosan – спецтехника, предназначенная для работы в тяжелых дорожных и климатических условиях. Данные машины представлены на рынке уже несколько десятилетий, и с 2009 года, после приобретения Doosan Infracore норвежского производства MOXY Engineering AS, выпускаются под маркой Doosan MOXY или просто MOXY.

Сфера применения

8-800-2000-919

) [#block] => stdClass Object ( => 249 => system => main => nrc_doosan => 1 => -26 => content => 0 => 0 => => => -1 =>) [#weight] => 1 [#theme_wrappers] => Array ( => block)) [#sorted] => 1 => Array ( => Array ( => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => html => head_title => Сочлененные самосвалы Doosan Moxy) => Array ( => html => head_array => Array ( => Сочлененные самосвалы Doosan Moxy))))) => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Array ([#theme] => metatag [#tag] => meta [#id] => metatag_description_0 [#name] => description [#value] => Doosan Moxy - это универсальные самосвалы, грузоподъемностью до 46 тонн, способные перевозить грузы в экстремальных климатических условиях. [#weight] => 2) => metatag_description_0)))) => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Array ([#theme] => metatag [#tag] => meta [#id] => metatag_generator_0 [#name] => generator [#value] => Drupal 7 (http://drupal.org) [#weight] => 8.1 [#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => X-Generator => Drupal 7 (http://drupal.org))))) => metatag_generator_0)))) => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Array ([#theme] => metatag_link_rel [#tag] => link [#id] => metatag_canonical [#name] => canonical [#value] => http://doosancenter.ru/catalog/sochlenennye-samosvaly [#weight] => 11 [#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Link => ; rel="canonical" => 1)))) => metatag_canonical)))) => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Array ([#theme] => metatag_link_rel [#tag] => link [#id] => metatag_shortlink [#name] => shortlink [#value] => http://doosancenter.ru/catalog/sochlenennye-samosvaly [#weight] => 12.1 [#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Link => ; rel="shortlink" => 1)))) => metatag_shortlink))))) => Array ( => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Array ([#theme] => metatag_link_rel [#tag] => link [#id] => metatag_canonical [#name] => canonical [#value] => http://doosancenter.ru/catalog/sochlenennye-samosvaly [#weight] => 11.2 [#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Link => ; rel="canonical" => 1)))) => metatag_canonical)))) => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Array ([#theme] => metatag [#tag] => meta [#id] => metatag_generator_0 [#name] => generator [#value] => Drupal 7 (http://drupal.org) [#weight] => 8.2 [#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => X-Generator => Drupal 7 (http://drupal.org))))) => metatag_generator_0)))) => Array ([#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Array ([#theme] => metatag_link_rel [#tag] => link [#id] => metatag_shortlink [#name] => shortlink [#value] => http://doosancenter.ru/catalog/sochlenennye-samosvaly [#weight] => 12.3 [#attached] => Array ( => Array ( => Array ( => Link => ; rel="shortlink" => 1)))) => metatag_shortlink)))))) [#theme_wrappers] => Array ( => region) [#region] => content)

Особенности модельного ряда Doosan-MOXY

Сочлененные самосвалы Doosan относятся к категории универсального транспорта для перевозки тяжеловесных грузов в условиях труднопроходимой местности и сурового климата.

За период принадлежности MOXY южнокорейскому производителю самосвалы претерпели значительные конструктивные изменения. Инженерам удалось повысить эксплуатационные характеристики и внедрить ряд передовых технологий.

С целью наиболее оптимального распределения тяговых усилий шарнирно-сочлененные самосвалы DOOSAN оборудуются постоянным шестикоколесным приводом. Прекрасные ходовые качества машин обеспечиваются применением специальной системы сочленения и задней тандемной тележки шарнирного типа. Равномерное распределение массы достигается за счет размещения сочленяющего шарнира позади поворотного круга. Наклонная задняя рама обеспечивает более низкий центр тяжести и улучшает общую устойчивость самосвала, обеспечивая простое и быстрое опрокидывание кузов, что увеличивает производительность даже в самых сложных условиях.

Новые поколения сочлененных самосвалов Doosan комплектуются мощными силовыми агрегатами SCANIA, работающими по топливному стандарту Евро 3 и обеспечивающими надежность и эффективность работы при экономичном расходе топлива. Функционируя в паре с трансмиссией, предусматривающей плавное переключение скоростей, система обеспечивает передачу на колеса всей мощности двигателя.

Безупречный комфорт работы оператора обеспечивают эргономичная кабина, система кондиционирования, пневматическая подвеска кресла, превосходный обзор, точность управления и низкий уровень шума. Для простоты и удобства управления предусмотрена особая коробка передач – типтроник, которая дает возможность управлять рабочими процессами в ручном или автоматическом режиме, обеспечивая плавный разгон самосвала.

Сфера применения

Любые сочлененные самосвалы предназначены для работы в экстремальных условиях. Спецтехника Doosan отлично зарекомендовала себя в удаленных регионах России не только как надежный вид транспорта, способный отлично работать в суровом климате и на бездорожье, но и как особо маневренная техника, удобная в эксплуатации и обеспеченная длительным ресурсом работы.

Сочлененные самосвалы Doosan позволяют намного рациональнее:

  • следовать темпам строительства;
  • экономить временные ресурсы, затраты и усилия при проведении операций со сложными тяжеловесными грузами в непростых рабочих условиях;
  • использовать потенциал погрузчиков и гидравлических экскаваторов при загрузке различных материалов;
  • выбирать в самых тяжелых режимах работы в условиях полной загрузки наиболее короткое плечо откатки.

Самосвалы Doosan часто используются в тоннельном строительстве, для транспортировки негабаритных (тяжеловесных, длинномерных) грузов, в горнодобывающей промышленности, для перевозки строительной техники, временных бытовых вагончиков и иных мест вахтенного проживания рабочих. В последнее время техника Doosan активно применяется в нефтяной промышленности и лесозаготовительной отрасли.

Для получения более подробной информации по эксплуатации, цене и условиям приобретения самосвалов Doosan Moxy обращайтесь к нашим сотрудникам по телефону 8-800-2000-919 (звонок по России бесплатный) . Наши менеджеры с радостью вам помогут.

Проведение определенных видов работ в строительной, горнодобывающей отраслях, или в щебеночной промышленности предполагает использование различной спецтехники. А поскольку работа на строительных или карьерных площадках происходит в достаточно непростых условиях, то и спецтехника там должна применяться надежная и безотказная, обладающая повышенной проходимостью и маневренностью.

Воплощая в жизнь идею создания подобного безотказного оборудования, в 1966 году шведская компания Volvo выпустила первый шарнирно-сочлененный самосвал (хотя сама концепция соединить трактор-тягач с полуприцепом появилась задолго до этого). В настоящее время производством таких универсальных машин занимается несколько компаний специализирующихся, как правило, на выпуске строительной и дорожно-строительной техники.

Область применения шарнирно-сочлененных самосвалов

Наиболее часто самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой применяются при транспортировке сыпучих грузов по сложной или пересеченной местности, а также в районах с суровым климатом. Тем не менее, перемещение грунта не является основной функцией данного вида спецтехники, поскольку специально оборудованные грузовики отлично зарекомендовали себя и при выполнении других работ: при перевозке контейнеров, длинномеров, вахтовых домиков и прочего оборудования, в экстремальных условиях. Особым спросом пользуется эта спецтехника и при добыче песка или другого сырья в карьерах и шахтах, поскольку ее использование зачастую рентабельнее, чем использование обычных самосвалов, бульдозеров или экскаваторов.

Преимущество шарнирно-сочлененного самосвала перед обычным автосамосвалом очевидно, поскольку в сочлененной машине лучше соотношение грузоподъемности и массы машины, а это напрямую влияет на срок эксплуатации техники и ее маневренность. Конструктивные особенности данной спецтехники предохраняют ее от перегрузок, обеспечивают надежное сцепление на сложных участках дороги, гарантируют безопасное опрокидывание кузова. Современные самосвалы обеспечивают оптимальные условия труда за счет системы кондиционирования, пониженного уровня шума в кабине, хорошего обзора и жесткой трехточечной передней подвеске.

Конструкция и основные характеристики шарнирно-сочлененных самосвалов

С момента выпуска первого образца конструкция сочлененного самосвала существенно не изменилась: рама выполняется из двух секций, соединенных между собой шарнирами. Такая шарнирная конструкция сочленения позволяет секциям двигаться относительно друг друга, что уменьшает нагрузку на механизм и обеспечивает постоянный и надежный контакт колес с дорогой.

Грузоподъемность данной техники варьируется от 10 до 50 тонн, но самым большим спросом пользуются автомобили грузоподъемностью до 30 тонн. Производители предлагают трехосные (реже двухосные) автомобили с колесными формулами 6х4 и 6х6. Шарнирно-сочлененные самосвалы могут быть прицепными, идущими в связке с тракторами, многоосными тягачами или же автоземлевозами, которые идут вместе с одноосным транспортом.

На разные модели самосвалов устанавливаются кузова, приспособленные под различные виды разгрузки (опрокидывание, сваливание, выгрузка с помощью дозатора распределения). Скомпонованы машины примерно одинаково: гидромеханическая трансмиссия, привод только на передний мост, маслопогружные тормозные механизмы, процессоры, механизмы блокировки осевых и межосевых дифференциалов. Двигатели на спецтехнику устанавливаются дизельные (рядные и V-образные).

Стоимость шарнирно-сочлененных самосвалов зависит от производителя, модели, грузоподъемности, комплектации и многих других нюансов.

Грязи не боятся.

На российском рынке представлены практически все производители самосвалов из США, Западной Европы, Японии, Белоруссии

текст: Владимир Савельев / 07.12.2010

© Владимир Савельев

Область применения сочлененных самосвалов узка, но порой без них не обойтись. Сегодня на российском рынке представлены практически все производители самосвалов из США, Западной Европы, Японии, Белоруссии. Российское машиностроение в отношении сочлененных самосвалов отстало, судя по всему, навсегда.

Или, как у нас их еще называют, землевозы, оказываются практически незаменимыми в условиях, когда необходимо перемещать значительные объемы инертных или иных материалов, но подъезды к месту погрузки проходят по слабым грунтам - заболоченным или песчаным. Пустить по таким путям обычные дорожные самосвалы, значит утопить их в первом же заезде, а укреплять для них дорогу - занятие дорогое и неблагодарное. Сочлененные самосвалы нашли применение в крупных строительных проектах. На Севере самосвалы Caterpillar неплохо показали себя на строительстве газопроводов. Для рекультивации Люблинских полей фильтрации в Москве Управлением механизации - 25 (филиал ЗАО «Мосстроймеханизация-5») были закуплены 20 самосвалов Volvo, которые и обеспечили выполнение проекта. За несколько лет из Люблино вывезли 10 млн м3 иловых осадков, на некоторых участках слой илового осадка достигал девятиметровой глубины. На очищенную территорию насыпали 15 млн м3 песка.



© Владимир Савельев

Концепция шарнирно-сочлененного самосвалы была изобретена в BM-Volvo в 1955 г. С тех пор производство самосвалов перевалило за 50 тысяч. Плодотворная идея шведов была поддержана другими производителями. Попутно выяснилось, что шарнирно-сочлененное шасси - неплохая база для машин высокой проходимости - лесовозов, топливозаправщиков, поливальных машин для карьеров и т. д.



© Владимир Савельев

Сегодня главные поставщики самосвалов на мировой рынок - Volvo CE, Caterpillar, Komatsu, Bell, Terex, Astra, Doosan-Moxy. Компания Bell выпускает самосвалы для Hitachi и John Deere, самосвалы Astra продают также под брендом Case. Эти компании выпускают трехосные самосвалы в диапазоне грузоподъемности от 18 до 46 тонн. В сегменте самосвалов малой грузоподъемности оперируют немецко-датская компания Hydrema и британская JCB.



© Владимир Савельев

На постсоветском пространстве производством сочлененных самосвалов занимается белорусское производственное объединение БелАЗ, выпускающее трехосную модель БелАЗ-7528 и модификацию БелАЗ-75281 грузоподъемностью 36 т. Машина скомпонована по ставшей классической для сочлененных самосвалов схеме с колесной формулой 6х6. На нее установлены двигатель MTU
S-60 мощностью 550 л. с., гидромеханическая КП с 5 передачами вперед и 2 назад, пневмогидравлическая подвеска, грузовая платформа вместимостью 16,3 м3, «с шапкой» - 22 м3. Эксплуатационная масса самосвала - 42 380 кг, полная масса - 78 380 кг, скорость - до 55 км/ч.

Минский «Амкодор» на СТТ-2008 представил плод долгих трудов - землевоз Амкодор 20231 грузоподъемностью 24 т. Дизайн кабины и оперения трехосного полноприводного самосвала выполнен в современном, можно сказать западном стиле. Агрегатная база также западная - турбодизель Cummins мощностью 260 л. с., гидромеханическая КП и мосты ZF. В комплектацию включен бортовой компьютер. Вместимость грузовой платформы 12 м3, «с шапкой» - 14,1 м3, эксплуатационная масса - 21 000 кг.
На территории современной России создать сочлененный самосвал пытался завод «Челябинские строительно-дорожные машины». Но, удовлетворившись опытными образцами, завод сдал проект в архив.



© Владимир Савельев

Volvo CE фактически создала в России рынок сочлененных самосвалов. Однако на подготовленный ею плацдарм устремились конкурирующие фирмы, и доля Volvo стала сокращаться. Если в 2005 г. шведам принадлежало 80% рынка, то в 2006 г. уже 64, в 2007 г. - 51% и так далее. Не ко времени случившийся кризис также сократил поставки. В 2008 г. Volvo продала в России 146 самосвалов, а в катастрофическом 2009 г. - 51, что в кризисных условиях нельзя считать полным провалом.

Volvo предлагает российским пользователям четыре базовых модели - А25Е 6х6, А30Е, А35Е и А40Е грузоподъемностью 24, 28, 33,5 и 39 т. В полную линейку входят еще модели А25Е 4х4, А35E FS и F40E FS грузоподъемностью 19,5; 28,5 и 30,6 т. Volvo устанавливает на самосвалы собственные 6‑цилиндровые рядные двигатели с электронным управлением впрыском, турбонаддувом, промежуточным охладителем и технологией сгорания V-ACT. На модели А25Е и А30Е устанавливают двигатель D9 объемом 9,4 л и мощностью 303 и 341 л. с. Самосвалы А35Е и А40Е комплектуют 12‑ и 16‑литровыми двигателями D12D и D16D мощностью 420 и 471 л. с. соответственно. От двигателя крутящий момент поступает на планетарную АКП Volvo PowerTronic, далее через карданные передачи на раздаточную коробку, а от нее на мосты. К особенностям самосвалов Volvo также относятся мосты собственной разработки с разгруженными полуосями, планетарными бортовыми редукторами и кулачковыми муфтами блокировки дифференциала. Средний мост выполнен проходным, передний мост - отключаемым.



© Владимир Савельев

Отличие модели А25Е 4х4 от двухосных конкурентов состоит в маневренности. С помощью оригинального поворотного устройства (устанавливают по заказу), включающего в себя два подъемных колеса малого размера перед задним мостом, самосвал развернется в тоннеле шириной 9,5 м. Поворот, точнее занос задней рамы выполняется усилием привода рулевого управления. Маневр выполняют на порожнем самосвале.

Модификации A35E FS и A40E FS отличает подвеска FS (Full Suspension) с гидроцилиндрами на каждом колесе. Подвеску отличает мягкий ход как груженого, так и порожнего самосвала.



© Владимир Савельев

Сочлененные шасси Volvo служат также базой для различных надстроек - цистерн, трубо- и лесовозов, мультилифтов и т. д. Например, тюменский машиностроительный завод прицепной техники «Сибирь Трейлер» изготовил на базе шарнирно-сочлененного колесного шасси Volvo А25Е несколько автопоездов-лесовозов повышенной проходимости грузоподъемностью 48 т для перевозки леса в хлыстах.

Корпорация Caterpillar выпускает четыре базовых модели с колесной формулой 6х6 - 725, 730, 735 и 740 грузоподъемностью 23,6; 28,1; 32,7 и 39,5 т, а также две модификации с принудительной разгрузкой 730 Ejector и 740 Ejector. На самосвалы установлены 6‑цилиндровые рядные двигатели с технологией ACERT - С11 объемом 11,2 л мощностью 303 и 320 л. с. на модели 725 и 730; С15 объемом 15,2 л мощностью 387 и 439 л. с. на модели 735 и 740. Специально для самосвалов корпорацией разработаны автоматические 6‑ и 7‑диапазонные коробки передач и мосты. Предусмотрены блокировки межколесных и межосевых дифференциалов.



© Владимир Савельев

Грузовые платформы самосвалов с принудительной выгрузкой жестко зафиксированы на раме и разгружаются выталкивающей плитой. Эта решение позволяет самосвалу равномерно разгружаться в движении, а также на косогорах, в тоннелях и под линиями электропередач.

В 2009 году в Норвегии успешно прошла опытная эксплуатация самосвалов с дистанционным управлением по радиоканалу. Самосвалы были задействованы на рекультивации земель на бывшем артиллерийском полигоне.



© Владимир Савельев

Сочлененные самосвалы принесли известность и американской компании Terex, когда она еще не стала конгломератом. С 1950 г. самосвалы Terex выпускает завод в Шотландии, в Мавервеле. Сегодня корпорация предлагает новую, выведенную на рынок в конце 2009 - начале 2010 гг. линейку, включающую в себя трехосные полноприводные модели ТА250, ТА300, ТА350 и ТА400 грузоподъемностью 25, 28, 34 и 38 т. Модели ТА250 и ТА300 оснащены 6‑цилиндровым рядным двигателем Cummins объемом 10,8 л мощностью 319 и 333 л. с. и 6‑диапазонной АКП ZF. Модели ТА350 и ТА400 получили 6‑цилиндровый рядный Detroit Diesel S60 объемом 14 л мощностью 388 и 473 л. с. и планетарную 6‑диапазонную АКП Allison. Особенность ТА300 в независимой рычажной подвеске переднего моста с гидравлическими амортизаторами. На ТА250 использована зависимая подвеска на маятниковых рычагах, на ТА350 и ТА400 - рессорная подвеска с реактивными штангами.



© Владимир Савельев

Итальянская марка Astra принадлежит Iveco, а та, в свою очередь, вместе с Case-New Holland - подлинному спруту Fiat Group. Компания выпускает 4 базовых трехосных полноприводных модели: ADT 25 грузоподъемностью 23,2 т, ADT 30 грузоподъемностью 28,16 т, ADT 35 грузоподъемностью 31,5 т и ADT 40 грузоподъемностью 37 т, причем в двух сериях - С и D, и в обеих сериях использует двигатели экологического стандарта Stage 3A/Tier 3. На модели ADT 25 и ADT 30 установлены 6‑цилиндровые рядные двигатели Iveco Cursor 10 объемом 10,3 л мощностью 319 и 353 л. с., автоматические 6‑диапазонные КП ZF, мосты Kessler. Старшие модели ADT 35 и ADT 40 комплектуют 6‑цилиндровыми рядными двигателями Cursor 13 объемом 12,8 л мощностью 410 и 455 л. с., автоматическими КП ZF ErgoPower и мостами ZF. В отличие от конкурентов, кузов самосвала Astra поднимают два многосекционных гидроцилиндра, помещенные для лучшей защиты внутрь рамы.



© Владимир Савельев

Компания Bell базируется в Южной Африке, что не мешает ей на равных конкурировать с флагманами отрасли и поставлять самосвалы по всему миру. Для европейского рынка самосвалы собирает завод в Айзенахе (Тюрингия, Германия). Линейка состоит из 6 моделей с колесной формулой 6х6 и постоянным приводом: В18D (грузоподъемность 18 т), B20D (18 т), B25D (23,2 т), B30D (27,3 т), B35D (32,5), B40D (37 т) и B50D (45,4 т). На базе B25D выпускают тоннельную версию с сокращенным на 30% радиусом поворота за счет подъемного заднего моста, а также версию B25DN с уменьшенной габаритной шириной.



© Владимир Савельев

Bell привержена двигателям Mercedes-Benz. На B18D, B20D, B25D и B30D устанавливают 6‑цилиндровый рядный ОМ906 объемом 6,37 л мощностью 221, 265 и 311 л. с. и 6‑диапазонную АКП ZF со встроенным ретардером. Под капот самосвалов B35D и B40D помещен 6‑цилиндровый V-образный дизель ОМ501 объемом 12 л мощностью 380 и 413 л. с., работающий в связке с 6‑диапазонной АКП Allison. Топ-модель B50D приводит в движение V-образная «восьмерка» OM502 объемом 16 л мощностью 512 л. с. через АКП Allison. Компания использует мосты собственного производства, которые поставляет на европейский завод. В отношении подвесок компания придерживается мнения, что для самосвалов лучший вариант - зависимая.



© Владимир Савельев

Корейско-норвежская компания Doosan-Moxy предлагает линейку из пяти моделей самосвалов с колесной формулой 6х6 с постоянным приводом - МТ26, МТ31, МТ36, МТ41 и МТ51 грузоподъемностью 24,1; 28; 32,7; 37,2 и 46,27 т соответственно. На МТ26 и МТ31 установлены близкие по духу скандинавские двигатели Scania DC9 объемом 9 л, мощностью 299 и 336 л. с., на МТ36 и МТ41 - двигатели Scania DC12 объемом 11,7 л, мощностью 388 и 438 л. с. Топ-модель МТ51 получила Cummins QSX15 объемом 15 л, мощностью 508 л. с. В агрегатную базу также входят 6‑диапазонные АКП ZF и Allison, раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом, мосты с дифференциалами повышенного трения. Норвежские самосвалы отличаются независимой подвеской переднего моста на всех моделях.



© Владимир Савельев

Корпорация Komatsu сдержанна, когда речь идет о новой технике и России. Перед тем, как предложить что-то новенькое, проводят длительную работу по адаптации и испытаниям, особенно если речь идет о северных поставках. Поэтому в предложении российского представительства Komatsu фигурирует всего одна модель самосвала - HM300‑1 грузоподъемностью 27,3 т. Он оснащен 6‑цилиндровым рядным двигателем Komatsu объемом 11 л, мощностью 324 л. с. Трансмиссия включает в себя блокируемый гидротрансформатор и АКП с электронным управлением. Межосевой дифференциал выполнен в блоке с КП и снабжен блокировочной муфтой. Блокировки межосевого и межколесных дифференциалов могут включаться и выключаться на ходу.



© Владимир Савельев

На европейский рынок корпорация поставляет самосвалы второго поколения. Линейка включает четыре модели - НМ250‑2, НМ300‑2, НМ350‑2 и НМ400‑2 грузоподъемностью 24; 27; 32,3 и 36,5 т соответственно. Что примечательно, двигатели этих самосвалов отвечают нормам Stage 3A/Tier 3.

До недавнего времени JCB не предлагала российским пользователям сочлененных самосвалов - не надеялась, что на них будет спрос. Теперь надеется, но на СТТ ни разу не выставляла. В линейку входят три модели: две двухосных 714 грузоподъемностью 13 т и 718 грузоподъемностью 16,3 т, а также трехосная модель 722 грузоподъемностью 20 т. В собственной моторной линейке JCB нет двигателей необходимой мощности, поэтому для самосвалов она использует 6‑цилиндровые рядные двигатели Cummins мощностью 143, 168 и 242 л. с. и автоматические КП ZF.



© Владимир Савельев

На самосвалах малого класса грузоподъемности специализируется немецко-датская компания Hydrema. Причем компания предлагает интересные решения - поворотную грузовую платформу с боковой разгрузкой, шасси высокой проходимости для различных надстроек, самосвалы и шасси с габаритной шириной, позволяющей двигаться по дорогам общего пользования.

Линейка самосвалов включает двухосную полноприводную модель 912НМ грузоподъемностью 10 т и трехосную полноприводную модель 922D грузоподъемностью 20 т. Габаритная ширина по грузовой платформе самосвала 912НМ составляет 2210 мм. Он оснащен 4‑цилиндровым двигателем Perkins объемом 4,4 л, мощностью 131 л. с., 6‑диапазонной АКП ZF ErgoPower и поворотной грузовой платформой вместимостью 5,6 м3. На самосвал 922D установлен 6‑цилиндровый Cummins мощностью 264 л. с. и 6‑диапазонная АКП ZF ErgoPower.

Несмотря на узость рынка сочлененных самосвалов, выбор велик. Более того, Caterpillar, Doosan-Moxy и Komatsu предлагают модели, адаптированные к северным условиям. Фигурируют и специальные предложения, такие как самосвалы с принудительной разгрузкой или с поворотной грузовой платформой. Но самосвалы - дорогое удовольствие, потому больший спрос находят машины с пробегом, чем новые. При значительных инвестициях в технику больший вес приобретают доступность и квалификация сервисной службы и сроки поставки запасных частей.